4. Для чего предназначена система зажигания?
5. Опишите устройство системы зажигания.
6. Опишите принцип действия системы зажигания.
З.Э.1. Диагностирование системы зажигания
В системе зажигания могут быть неисправны катушка и свечи зажигания, прерыватель-распределитель, провода. Для поэлементного диагностирования различных узлов системы зажигания применяют приборы Э-215, Э-102, Э-216, Э-206 и др. Стробоскопическими приборами Э-215 и Э-102 диагностируют угол опережения зажигания, прибором Э-216 - разность мощностей по цилиндрам, прибором Э-206 с осциллоскопом - работоспособность системы зажигания. Для комплексного диагностирования применяются мотор-тестеры и специальные стенды. Кроме специальных приборов при диагностировании системы зажигания могут использоваться контрольные лампы, вольтметры, амперметры, щупы. Диагностировать можно и по внешним признакам работы системы.
Для проверки цепи низкого напряжения между АКБ и катушкой зажигания к зажиму ВК-6 катушки присоединяют один контакт контрольной лампы, другой контакт соединяют с массой. Если лампа загорается, то цепь низкого напряжения исправна. Если лампа не загорается, то контакты AM и КЗ включателя зажигания соединяют между собой коротким куском провода. Загорание лампы - показатель неисправности включателя.
Для проверки исправности катушки зажигания крышку распределителя зажигания снимают и рукояткой прокручивают коленчатый вал двигателя до положения замыкания контактов прерывателя. Конец высоковольтного провода извлекают из центрального гнезда крышки распределителя и, держа на расстоянии 5 мм от «массы» двигателя, включают зажигание. При размыкании и замыкании вручную контактов прерывателя между концом провода и «массой» двигателя должна образовываться искра. Если искры нет, катушку зажигания заменяют. Если искры нет и после замены катушки, то неисправен и подлежит замене провод.
Неисправности распределителя зажигания определяют при внешнем осмотре и опробовании. Зазор между контактами измеряют щупом (величина зазора - 0,3-0,4 мм). Упругость пружины рычажка проверяют, отжимая его пальцем. Рычажок должен быстро возвращаться в исходное положение. Если при покачивании рычажка на оси рука ощущает люфт, то рычажок подлежит замене. Ощутимое поперечное колебание приводного валика распределителя в радиальном направлении при покачивании его рукой свидетельствует об износе втулок или самого валика.
На исправных свечах образуется красновато-коричневой налет, который не следует путать с нагаром, имеющим черный цвет. Нагар на свечах зажигания образуется при низком температурном режиме, богатой горючей смеси или при попадании масла в камеры сгорания. Перегрев свечей возникает после длительной работы двигателя на бедной смеси. При наличии трещин на изоляторе свечу заменяют. Зазор между электродами свечи, который должен составлять 0,8- 0,9 мм, измеряют круглым проволочным щупом. Работоспособность свечей определяют на работающем двигателе. При отключении провода исправной свечи частота вращения снижается, а при отключении провода поврежденной свечи - остается неизменной.
Работу центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания контролируют с помощью специальных средств диагностирования. Правильность установки зажигания проверяют на стенде для контроля тягово- экономических показателей автомобиля или при движении автомобиля по ровному участку дороги на прямой передаче: развивают скорость 25-30 км/ч для грузовых автомобилей и 40-50 км/ч - для легковых, затем резко, до отказа, нажимают на педаль управления дроссельной заслонкой. При этом должны прослушиваться и быстро исчезнуть слабые детонационные стуки. Если они сильны - зажигание раннее, если отсутствуют - позднее.
3.3.2 Техническое обслуживание системы зажигания
При ТО-1 протирают и зачищают контакты прерывателя-распределителя зажигания.
При ТО~2 проверяют состояние и очищают поверхность коммутатора, катушки зажигания, изоляторов свечей и проводов низкого и высокого напряжения от пыли, грязи и масла. Снимают крышку распределителя зажигания и протирают ее внутреннюю поверхность. Проверяют состояние контактов распределителя. При необходимости зачищают их и регулируют зазор между контактами. Регулируют угол опережения зажигания. Проверяют состояние электропроводов. При необходимости изолируют поврежденные места или заменяют провода высокого напряжения. Проверяют работу свечей зажигания. При необходимости очищают их от нагара и регулируют зазор между электродами.
3.3.3 Ремонт и регулировки системы зажигания
Регулировка зазора в контактах прерывателя. Перед регулировкой контакты зачищают, промывают и продувают сжатым воздухом. Затем, проворачивая коленчатый вал, ставят рычажок прерывателя в положение наибольшего размыкания контактов и щупом проверяют зазор между контактами. Если он не соответствует требуемому значению, его регулируют смещением пластины неподвижного контакта вокруг оси рычажка с помощью эксцентрика. Для этого ослабляют стопорный винт и вращением эксцентрикового винта поворачивают пластину с неподвижным контактом до установления необходимого зазора, а затем закрепляют стопорный винт.
Регулировка угла опережения зажигания. Угол опережения зажигания устанавливают на неработающем двигателе, а проверяют на стенде или в пути при разгоне до определенной скорости. Перед установкой зажигания проверяют и при необходимости регулируют зазор между контактами прерывателя. Затем вывертывают свечу первого (считая от радиатора) цилиндра и ввертывают свисток или вставляют пробку из смятой бумаги. Проворачивая коленчатый вал двигателя, устанавливают его в положение, соответствующее концу такта сжатия в первом цилиндре (выталкивание бумажной пробки или затихание свист
ка). Продолжая вращать коленчатый вал до соответствующего совпадения меток на шкиве и корпусе блока, определяют момент зажигания в первом цилиндре. Затем ослабляют гайку октан-корректора и устанавливают октан-корректор в среднее положение (т.е. на нулевое деление), затягивая гайку. Сняв крышку прерывателя-распределителя, присоединяют контрольную лампу (напряжением 12 В): одним проводом - к соединенному с рычажком прерывателя- распределителя зажиму низкого напряжения, а другим - к «массе». Ослабив крепление прерывателя-распределителя и включив зажигание, поворачивают корпус прерывателя-распределителя (по часовой стрелке - для автомобилей с правым вращением кулачка распределителя и против - для автомобилей с левым вращением) до замыкания контактов прерывателя (при этом контрольная лампа не должна гореть). Затем корпус прерывателя-распределителя поворачивают в обратную сторону до положения, соответствующего началу размыкания контактов (о чем сигнализирует загоревшаяся контрольная лампа), и в этом положении закрепляют. Крышку распределителя ставят на место и присоединяют провода высокого напряжения согласно порядку работы цилиндров двигателя.
После установки зажигания производят диагностирование оптимальности угла опережения зажигания и при необходимости проводят регулировку с помощью октан-корректора.
_______________ Основные неисправности сист емы зажигании ___________
\ |
Обрыв электрических проводов. Неисправность выключателя. Тепловое разрушение транзистора в коммутаторе
Удалить масло и бензин с контактов свечей.
Просушить свечи и очистить их на пескоструйном аппарате. Заменить провод.
Зачистить наконечник провода и плотно соединить с зажимами. Очистить загрязнение поверхности сухой ветошью. Заменить ротор или крышку. Заменить угольный контакт. Очистить или зачистить контакты.
Отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Заменить катушку.
Заменить провода, Заменить выключатель. Заменить транзистор
Снижение мощности и экономичности двигателя
Обрыв (ослабление) пружин грузов центробежного регулятора. Нарушение герметичности полости вакуумного регулятора. Ослабление пружины диафрагмы. Нарушение регулировки угла one- режения зажигания ____
Заменить пружины.
Затянуть штуцер трубки, заменить диафрагму. Заменить пружину. Отрегулировать угол опережения зажигания
Затрудненный пуск и перебои в работе цилиндров двигателя
Нагар на свечах.
Увеличение зазора между электродами свечи. Трещины в изоляторе свечи. Перегрев свечи.
Трещины и обугливание поверхности ротора или крышки. Замасливание, окисление, подгорание контактов прерывателя. Нарушение зазора между контактами прерывателя. Потеря упругости пружины рычажка подвижного контакта. Пробой конденсатора. Межвитковое замыкание первичной обмотки катушки. Тепловое разрушение стабилитрона
Удалить нагар.
Отрегулировать зазор между электродами свечи. Заменить свечу.
Заменить прокладку под корпусом свечи.
Заменить ротор или крышку.
Очистить контакты.
Отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Заменить пружину вместе с рычажком.
Заменить конденсатор. Заменить катутлку зажигания.
Заменить стабилитрон.
Способы устранения основных неисправностей системы зажигания. Замасленные контакты распределителя зажигания снимают и очищают щеточкой или замшей, смоченной в бензине, обгоревшие - надфилем толщиной не более 1 мм или межой стеклянной бумагой зернистостью 150-170. Зазор между электродами свечи зажигания регулируют подгибанием бокового электрода. Центральный электрод подгибать нельзя, так как это вызывает трещины в изоляторе и отказ свечи в работе.
Задание для закрепления изученного материала 1. При ТО-! системы зажигания выполняют следующие работы:
2. При ТО-2 системы зажигания выполняют следующие работы:
3. При диагностировании системы зажигания контролируют следующие
параметры: 1)_________________________ ; 2)________________________ __ ;
3)______________________________ ; 4)___________________________
5)______________________________ ; 6)_____________________________ .
4. Перечислите основные регулировки системы зажигания:
2)_______________ ;
5. Двигатель не запускается при следующих неисправностях системы зажигания: 1) ;
2) ; 3)_______________________ ;
4) .___________________________ ; 5)____ ;
6) ; 7)_________________________ ;
8) ; 9)_________________________ ;
Ю)___________________________ ; 11)__________________________ ;
12) ___________________________ .
6. Снижение мощности и экономичности двигателя возникает при следующих неисправностях системы зажигания:
1) ; 2)__________________________________ ;
3) ; 4)__________________________ .
7. Затрудненный пуск и перебои в работе цилиндров двигателя возникают при следующих неисправностях системы зажигания:
1) ; 2)___________________________________________________
3) ; 4)__________________________
5) ; 6)__________________________
7) ; В)__________________________
9) ; 10)_________________________
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите приборы и приспособления, используемые при диагностировании системы зажигания.
2. Опишите способ диагностирования цепи низкого напряжения.
3. Опишите диагностирование катушки зажигания.
4. Опишите диагностирование распределителя зажигания.
5. Опишите диагностирование свечей зажигания.
6. Опишите диагностирование оптимальности установки угла опережения зажигания.
7. Перечислите операции, выполняемые при ТО-1 системы зажигания.
8. Перечислите операции, выполняемые при ТО-2 системы зажигания.
9. Опишите технологию регулировки зазора между контактами прерывателя.
10.Опишите технологию регулировки зазора между электродами свечи.
11. Опишите технологию регулировки угла опережения зажигания.
12. Перечислите неисправности системы зажигания, при которых двигатель не запускается.
13. Перечислите неисправности системы зажигания, при которых возникает снижение мощности и экономичности двигателя.
14. Перечислите неисправности системы зажигания, при которых затруднен пуск двигателя и возникают перебои в работе цилиндров.
15. Опишите способ очистки контактов прерывателя.
ЗАТехническое обслуживание ш ремонт
контрольно-измерительных и дополнительных приборов
1. Каково назначение контрольно-измерительных и дополнительных приборов?
2. Перечислите контрольно-измерительные и дополнительные приборы.
3. Опишите общий принцип действия контрольно-измерительных приборов.
3.4.1, Диагностирование контрольно-измерительных и дополнительных приборов
Работоспособность контрольно-измерительных и дополнительных приборов проверяют при пробном включении. Механические повреждения определяют методом визуальной оценки. Нарушения контактов проводов находят с помощью тестора или контрольной лампы. Точность показаний контрольно- измерительных приборов проверяют специальными тестерами (их параллельно подключают к диагностируемому прибору).
3.4.2» Техническое обслуживание контрольно-измерительных и дополнительных приборов
При ТО-1 и ТО-2 проверяют: действие ламп щитка приборов, работоспособность указателей контрольно-измерительных приборов (неисправные лампы заменяют); надежность крепления электрических проводов (при необходимости подтягивают); работу электродвигателей дополнительных приборов и оборудования.
3.43. Ремонт контрольно-измерительных и дополнительных приборов Неисправности контрольно-измерительных и дополнительных приборов
Неплотный контакт наконечников проводов __
Подтянуть винты или гайки крепления проводов
Неисправность электродвигателя. Обрыв токоподводящего провода
Заменить электродвигатель. Соединить или заменить провод
Способы устрашения основных неисправностей контрольно- измерительных и дополнительных приборов. Оборванные провода соединяют, по возможности пропаивают и изолируют. Окисленные клеммы зачищают, проверяют крепление проводов, ослабленные соединения подтягивают. Неисправный электродвигатель разбирают, прочищают коллектор, заменяют поврежденную проводку, смазывают шайбу самоустанавливающихся втулок. При невозможности устранить неисправность электродвигатель заменяют.
3.5. Техническое обслуживаниеи ремонт
приборов освещения и сигнализации
1. Для чего предназначены приборы освещения и сигнализации?
2. Перечислите приборы освещения и сигнализации.
3. Опишите устройство приборов освещения и сигнализации.
3.5.1. Диагностирование приборов освещения и сигнализации
Работоспособность приборов освещения и сигнализации проверяют при пробном включении. Механические повреждения устанавливают по внешним признакам. Нарушение контакта проводов определяют тестером и ли контрольной лампой, напряжение в цепях приборов освещения и сигнализации - с помощью вольтметра или специальным тестером. Признаком низкого напряжения в цепи является тусклое свечение ламп. Исправность звукового сигнала определяют по громкости, тону звучания и силе тока, показываемой амперметром на щитке приборов.
3.5.2. Техническое обслуживание приборов освещения и сигнализации ^При ЕО проверяют действие звукового сигнала, фар, подфарников, указателей поворотов, заднего фонаря и стоп-сигнала. При необходимости внешние поверхности рассеивателей приборов внешнего освещения и световой сигнализации очищают от загрязнений. Перегоревшие лампы заменяют^
При ТО-1 проверяют крепление и при необходимости закрепляют фары, подфарники, задний фонарь и прибор звукового сигнала. Проверяют надежность крепления проводов и при необходимости подтягивают.
При ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют направление светового потока фар.
3.5.3. Ремонт ш регулировки приборов освещения и сигнализации
Для проверки и регулировки света фар должны быть соблюдены определенные условия: автомобиль не нагружен, давление воздуха в шинах нормальным, помещение затемнено (возможно проведение работ в вечернее время). Автомобиль устанавливают на горизонтальную площадку перпендикулярно стене (или экрану) с нанесенными линиями разметки. Направление светового пучка регулируют винтами фары, которыми изменяют положение отражателя. Регулировку фар в горизонтальной плоскости осуществляют боковым винтом, а в вертикальной - верхним. При правильной регулировке световые пятна обеих фар должны иметь вид эллипсов, а их верхние края - находиться на одной высоте.
Громкость звучания звукового сигнала регулируют винтом: при повороте винта по часовой стрелке громкость увеличивается, против - уменьшается. При этом сила тока должна быть в рекомендуемых заводом-изготовителем пределах. Тон звучания настраивают стержнем, отпустив контргайку при помощи
торцового ключа: поворотом по часовой стрелке - повышают тон, против - понижают.
Неисправности приборов освещения и сигнализации. Характерные неисправности приборов освещения и сигнализации: обрыв проводов, плохой контакт, перегорание нитей ламп, механическое повреждение приборов, нарушение их регулировки. Отказ звукового сигнала может быть вызван обрывом проводов или плохим контактом в цепи, обгоранием контактов сигнала, кнопки и реле. Громкость или тон звучания может измениться при повреждений конденсатора (сопротивления) или износе обмотки.
Неисправность (признак) 1 Причины | Способ устранения | ||
ПРИБОРЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ | |||
Не загораются отдельные лампы | Перегорание нити лампы. Плохой контакт в патроне лампы, переключателях, выключателях, на соединительных панелях | Заменить лампу. Зачистить и затянуть контакты | |
Частое перегорание нитей ламп | Повышенное напряжение в системе электрооборудования. Сильная вибрация спирали ламп из- за слабого крепления лампы в патроне, оптического элемента в корпусе или фары (фонаря) в целом | Отрегулировать регулятор напряжения. Затянуть винты крепления оптических элементов и фар | |
Уменьшение силы света приборов освещения | Загрязнение отражателя и рассеива- теля оптического элемента. Плохой контакт лампы в патроне. Окисление контактных пластин в выключателях и переключателях | Очистить отражатель и рассеиватель. Восстановить нормальный контакт. Очистить контактные пластины | |
ЦЕПИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ | |||
Отсутствие напряжения в проводах | Обрыв или замыкание проводов на «массу» | Ликвидировать обрыв и замыкание. Изолировать места нарушения изоляции | |
Потеря напряжения в цепях электрооборудования | Ослабление крепления проводов Замасливание и окисление наконечников проводов | Подтянуть зажимы крепления проводов. Очистить наконечники проводов от грязи и окислов | |
Способы устранения основных неисправностей приборов освещения и сигнализации. Окисленные клеммы зачищают, проверяют контакт ламп с массой и крепление проводов. Ослабленные соединения подтягивают. Лампы, с перегоревшей нитью заменяют. При смене ламп продувают отражатель сжатым воздухом, не допуская попадания пыли внутрь оптического элемента. Загрязненный рефлектор промывают водой и просушивают, но не протирают. Разбитый или треснувший рассеиватель заменяют. Оборванные провода заменяют или соединяют, пропаивают и изолируют. При нарушении контакта подтягивают контактные винты. Обгоревшие контакты зачищают надфилем или шкуркой. Если регулировка звукового сигнала не дает положительного результата, то открывают крышку и зачищают контакты прерывателя абразивной пластинкой. При необходимости заменяют конденсатор (сопротивление) или изношенную обмотку.
Задание для закрепления изученного материала
1. При ТО-1 и ТО-2 контрольно-измерительных и дополнительных приборов выполняют следующие операции:____________________________________
2. Контрольно-измерительный прибор не включается в работу при следующих неисправностях: 1)________________________________________________ ;
3. Стрелка прибора полностью отклоняется вправо и не возвращается в нулевое положение при следующих неисправностях:
1)___ ; 2)_______________________ .
4. Признаком неплотного (ненадежного) контакта наконечников проводов в цепи контрольно-измерительного прибора является____________________ _____
5. При ЕО приборов освещения и сигнализации выполняются следующие операции: _________________
6. При ТО-1 приборов освещения и сигнализации выполняются следуй щие операции:_____________________________________________________
7. При ТО-2 приборов освещения и сигнализации выполняются следующие операции: _____________________________________________________
В. Лампы приборов освещения и сигнализации не загораются при следующих неисправностях: 1)___________________________ ; 2)__________________ .
9. Уменьшение силы света приборов освещения и световой сигнализации
возникает при следующих неисправностях: 1)_____________________ ;
2)___ ; 3)________________________ .
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите способы диагностирования контрольно-измерительных и дополнительных приборов.
2. Каким образом проверяется точность показаний контрольно-измерительных приборов.
3. Перечислите операции, выполняемые при техническом обслуживании контрольно-измерительных и дополнительных приборов.
4. Перечислите неисправности контрольно-измерительных и дополнительных приборов, их причины и способы устранения.
5. Перечислите способы диагностирования приборов освещения и сигнализации.
6. Перечислите операции, выполняемые при техническом обслуживании приборов освещения и сигнализации.
7. Опишите технологию регулировки направления светового пучка фар.
8. Опишите технологию регулировок звукового сигнала.
9. Перечислите основные неисправности приборов освещения и сигнализации, их причины и способы устранения.
Неисправности возникающие в приборах системы зажигания , могут вызвать затрудненный пуск или невозможность пуска двигателя, перебои в работе цилиндров, снижение мощности и экономичности двигателя. При одном неработающем цилиндре расход топлива возрастает до 30% в четырехцилиндровом и до 15% в восьмицилиндровом двигателе при значительном снижении мощности.
При замасленные контакты прерывателя протирают плотной тканью, смоченной в бензине. Окисленные контакты зачищают стеклянной бумагой зернистостью 140-170 или абразивной пластинкой. Увлажненные контакты прерывателя транзисторной системы зажигания протирают слабым раствором лимонной кислоты. Угол замкнутого состояния контактов прерывателя регулируют изменением зазора между контактами.
Неисправные конденсатор, катушку зажигания, свечи и включатель зажигания заменяют. В случае пробоя транзистора не прерывается ток низкого напряжения при разомкнутых контактах прерывателя и выключенном включателе зажигания, а стрелка амперметра не отклоняется на нуль.
При техническом обслуживании системы зажигания исправность действия и работу приборов проверяют как на автомобиле, так и на контрольно-испытательных стендах.
Позволяет проводить следующие работы:
От правильной установки зажигания зависит мощность, экономичность и устойчивость работы двигателя.
Зажигание устанавливают в следующей последовательности:
Такую проверку установки зажигания при движении автомобиля следует производить при смене сорта бензина, после регулировки карбюратора, регулировки зазора между контактами прерывателя и регулировки центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания.
При нормальной эксплуатации автомобиля и периодическом его обслуживании система зажигания не доставляет водителю больших хлопот. Но некоторые водители вообще забывают о том, что кроме пепельницы и магнитолы в автомобиле есть еще и многострадальный двигатель, и в частности его система зажигания.
Наступает момент, и машина "говорит" водителю о том, что у нее тоже есть "нервы и предел терпения". Двигатель начинает фыркать и дымить, глохнуть и не заводиться. Это могут быть крупные поломки или мелкие неисправности в системах и механизмах двигателя, но, как правило, проблема кроется всего лишь в нарушенных регулировках и соединениях.
Так как мы уже знаем, что "электроника – это наука о контактах", то в первую очередь необходимо следить за чистотой и надежностью электрических соединений. Поэтому при эксплуатации автомобиля иногда приходится зачищать клеммы проводов и штекерные разъемы.
Периодически следует контролировать зазор в контактах прерывателя (рис. 21)и при необходимости его регулировать. Если зазор в контактах прерывателя больше нормы (0,35–0,45 мм), то наблюдается неустойчивая работа двигателя на больших оборотах. Если меньше – неустойчивая работа на оборотах холостого хода. Все это происходит по причине того, что нарушенный зазор меняет время замкнутого состояния контактов. А это уже влияет и на мощность искры, проскакивающей между электродами свечи, и на сам момент ее возникновения в цилиндре (опережение зажигания).
К сожалению, качество нашего бензина нередко оставляет желать лучшего. Поэтому, если сегодня вы заправили свой автомобиль не очень качественным бензином, то в следующий раз он может оказаться еще хуже. Естественно, это не может не влиять на качество приготавливаемой карбюратором горючей смеси и процесс ее сгорания в цилиндре. В таких случаях, чтобы двигатель безотказно продолжал выполнять свою работу, необходимо подстраивать систему зажигания под "сегодняшний" бензин.
Если первоначальный угол опережения зажигания не соответствует оптимальному, то можно наблюдать и ощущать следующие явления.
Угол опережения зажигания слишком велик (раннее зажигание):
– затрудненный запуск холодного двигателя;
– "хлопки" в карбюраторе (обычно хорошо слышны из-под капота при попытках запуска двигателя);
– потеря мощности двигателя (машина плохо "тянет");
– перерасход топлива;
– перегрев двигателя (индикатор температуры охлаждающей жидкости активно стремится к красному сектору);
– повышенное содержание вредных веществ в выхлопных газах.
Угол опережения зажигания меньше нормы (позднее зажигание):
– "выстрелы" в глушителе;
– потеря мощности двигателя;
– перерасход топлива;
– перегрев двигателя.
Короче говоря, при неправильно выставленном зажигании двигатель хочет "умереть", а машина не хочет ехать. Перечень вышеописанных "кошмаров" можно было бы и продолжить, но и этого достаточно для того, чтобы вы поняли, что двигатель и его системы требуют периодических регулировок. А кто будет этим заниматься, зависит от вас. Можно самостоятельно овладеть некоторыми навыками в не очень трудоемких и не очень сложных операциях по регулировкам. Или можно обращаться к специалисту, которому вы будете доверять свою "ласточку".
Свеча зажигания, как было упомянуто ранее, это маленький и с виду простенький элемент системы зажигания, но это только с виду.
Нормальная работа двигателя возможна при условии, если зазор между электродами свечи будет конкретным и одинаковым в свечах всех цилиндров. Для контактных систем зажигания зазор должен быть в пределах 0,5–0,6 мм, а для бесконтактных систем 0,7–0,9 мм и более.
Теперь вспомните "жуткие" условия, в которых работают свечи зажигания. Не всякий металл выдержит огромные температуры в агрессивной среде. Поэтому со временем электроды свечей подгорают и покрываются нагаром.
Вообще-то, изношенные или обросшие нагаром свечи рекомендуется заменить. Но если в пути запасных свечей не оказалось, то очищаем электроды "забарахлившей" свечи от нагара мелкозернистым надфилем или специальной алмазной пластинкой, регулируем зазор, подгибая боковой электрод, и вкручиваем свечу на место.
Каждый раз, выкручивая свечи зажигания, обращайте внимание на цвет их электродов. Если они светло-коричневые, то свеча работает нормально. А если они черные, то возможно свеча вообще не работает.
Сегодня в продаже есть силиконовые высоковольтные провода. При замене вышедших из строя старых проводов имеет смысл приобрести именно силиконовые, так как они не "пробиваются" током высокого напряжения. А ведь перебои в работе двигателя нередко происходят из-за утечки импульса тока высокого напряжения по высоковольтному проводу на "массу" автомобиля. Вместо того чтобы пробивать воздушный барьер между электродами свечи и поджигать рабочую смесь, электрический ток выбирает путь наименьшего сопротивления и "уходит" на сторону.
Старайтесь не открывать капот автомобиля, когда на улице идет дождь или снег. После мокрого душа двигатель может не запуститься, так как вода, попав на приборы электрооборудования и провода, образует токопроводящие мостики, по которым высокое напряжение утекает на "массу".
Тот же эффект, но более усугубленный, возникает у любителей прокатиться по глубоким лужам на большой скорости. В результате "купания"
водой заливаются все приборы и провода системы зажигания, расположенные под капотом, и двигатель, естественно, глохнет, поскольку ток высокого напряжения уже не может добраться до свечей зажигания. Возобновить поездку в таких случаях удается лишь после того, как горячий двигатель своим теплом просушит все "электрическое" в подкапотном пространстве.
В техническое обслуживание системы зажигания входит проверка установки момента зажигания, очистка свечей зажигания от нагара и их замена, проверка целостности и изоляции высоковольтных проводов. При техническом обслуживании бесконтактной системы зажигания необходимо проверить чистоту и крепление всех приборов и проводников. Наружную и внутреннюю поверхности крышки датчика-распределителя и ротора-распределителя необходимо тщательно очистить, как и электроды боковых клемм и токоразносную пластину ротора. Также необходимо протирать корпус электронного коммутатора и катушку зажигания, проверять надежность крепления соединений в электрических цепях низкого и высокого напряжения и целостность защитных колпачков всех соединений.
Кроме того, необходимо проверять плотность посадки клемм проводов на полную глубину в наконечниках свечей и крышки датчика-распределителя. Свечи в системах зажигания необходимо заменять согласно моторесурса, установленного заводом-изготовителем, а при замене следить за соответствием марки свечей зажигания относительно двигателя.
Если цвет изолятора свечи зажигания от светло-серого до светло-коричневого, корпус чистый, электроды не изношены, то это говорит о соответствии свечи данному двигателю и его нормальной работе. Черный сухой нагар на свече означает, что она не соответствует данному двигателю либо переобогащена рабочая смесь. Выгоревшие электроды указывают на перегрев свечи, вызванный ее несоответствием данному двигателю, либо на применение низкооктанового бензина или неверную установку момента зажигания.
Отказ в работе системы зажигания может быть вызван следующими причинами:
Ток не проходит через контакты прерывания (загрязнены, окислены или пригорели); образовался бугорок и кратер на контактах; слишком большой зазор между контактами или ослабление прижимной пружины; не размыкаются контакты прерывателя (нарушена регулировка зазора); изношена текстолитовая подушечка или втулка рычажка прерывателя;
Ослаблено крепление или окислены наконечники проводов в цепи низкого напряжения, обрыв в проводах или замыкание их с массой;
Неисправен выключатель зажигания;
Из-за короткого замыкания пробит конденсатор;
Обрыв в первичной обмотке катушки зажигания;
Не подается высокое напряжение к свечам зажигания (неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения, провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция);
Износ или повреждение контактного уголька, зависание его в крышке распределителя зажигания;
Утечка тока через трещины или прогары в роторе распределителя зажигания, либо через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки;
Обрыв или замыкание на «массу» вторичной обмотки катушки зажигания;
Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к контактам крышки распределителя зажигания;
Зазор между электродами свечей не соответствует норме или замаслены свечи зажигания; свечи зажигания повреждены из-за трещин на изоляторе;
Неправильная установка момента зажигания.
Если двигатель не развивает полной мощности, возможными причинами неисправности могут быть: неправильная установка момента зажигания; большой износ втулки подвижного контакта прерывателя.
Порядок выполнения работы
1. Соберите схему и установите и закрепите трамблер во фланце электропривода, на передней панели стенда, заданной преподавателем системы зажигания
2. Подключите вакуумную трубку к вакуумному регулятору опережения зажигания.
3. Рассоедините высоковольтные провода по свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров четырех цилиндрового двигателя внутреннего сгорания: 1-3-4-2
4. Установка и проверка момента зажигания с помощью стробоскопа
5. Для проверки и установки угла опережения зажигания, произведите подключение стробоскопа к системе зажигания стенда
Датчик искры стробоскопа подключите к высоковольтному проводу первого цилиндра согласно номера на крышке трамблера
6. Направьте мигающий поток света стробоскопа на шкив двигателя, если момент зажигания установлен правильно, то на холостых оборотах видимая метка ВМТ на окне стенда должна находиться напротив метки необходимого угла опережения зажигания на шкиве двигателя.
7. Ослабить гайку крепления трамблера и поверните его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус трамблера поверните против часовой стрелки, а для уменьшения - по часовой стрелке
8. Затяните гайку крепления трамблера и вновь проверьте установку момента зажигания.
Технические обслуживание элементов системы зажигания (прерыватель-распределителя, катушки, коммутатора и свечей зажигания) осуществляется при каждом очередном ТО-2 автомобиля с углубленным диагностированием технического состояния. При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) и ТО-1 проверяется работоспособность выключателя зажигания, надежность электрических контактов, состояние высоковольтной изоляции и крепления всех приборов зажигания.
Трущиеся детали распределителя в процессе эксплуатации подвержены наносам и нуждаются в систематическом смазывании. К таким деталям относятся подшипники валика и вакуумного автомата опережения зажигания, детали центробежного автомата, ось рычажка и кулачковой муфты.
Правильность установки угла опережения зажигания в эксплуатации можно проверить на слух при движении автомобиля на прямой передаче со скоростью 50 км/ч. Если резко нажать на педаль газа и при этом возникнет легкое постукивание с поcледующим быстрым его исчезновением, то зажигание установлено правильно.
Значительное количество прерываний тока в цепи первичной обмотки катушки - зажигания приводит к подгару и электроэрозии контактов прерывателя в контактной (классической) системе зажигания, что в конечном счете увеличивает сопротивление в первичной цепи катушки зажигания и уменьшает угол замкнутого состояния контактов. Если своевременно не очищать от нагара и грязи контакты прерывателя и не соблюдать зазор, увеличивается интенсивность износа прерывателя и ухудшаются энергетические характеристики системы зажигания.
В процессе эксплуатации необходимо содержать высоковольтные детали системы зажигания в чистоте и не допускать попадание на них влаги, пыли и грязи, что может привести к частичному шунтированию и утечке тока, пробою высоковольтных деталей или поверхностному перекрытию.
Чтобы избежать выгорания гнезд в высоковольтных деталях, высоковольтные провода должны быть достаточно хорошо закреплены и посажены в гнезда крышки распределителя, катушки зажигания и наконечников свечей зажигания.
Найти место отказа в системе. зажигания на автомобиле можно контрольной лампой, последовательно проверяя элементы первичной цепи системы зажигания, а затем, если первичная цепь исправна, а искра между проводом высоковольтного вывода катушки зажигания и "массой" отсутствует, то место отказа - во вторичной цепи (при исправной батарее).
Исправность свечей зажигания на 4-цилиндровых двигателях проверяется последовательным отсоединением высоковольтных проводов от периферийных гнезд крышки распределителя. Отключение нормальной свечи приводит к перебоям (ухудшению) в работе двигателя. Отсоединение неисправной свечи практически (на слух) не изменяет характера работы двигателя. Кроме того, неисправная свеча при работе двигателя нагревается меньше, чем работоспособные.
Наибольший объем работ по проверке технического состояния и техническому обслуживанию системы зажигания приходится на распределитель. Периодичность технического обслуживания распределителей зависит от их типа и категории условий эксплуатации автомобилей, на которые они установлены. Все типы распределителей при каждом четвертом ТО-2 рекомендуется подвергать углубленному техническому обслуживанию со снятием с автомобиля, причем распределители, работающие в классической и контактно-транзисторной системах зажигания, имеют различный объем работ.
Особое внимание уделяется проверке состояния высоковольтных деталей: крышки и ротора. Крышка распределителя не должна на поверхности иметь трещин, пробоя или перекрытия изоляции грязью. Центральный уголек должен свободно перемещаться в посадочном гнезде. Наружная и внутренняя поверхности крышки должны быть очищены от следов грязи, масла или влаги, а также очагов подгара на боковых контактах ветошью, смоченной в бензине.
Контакты прерывателя должны быть чистыми и не иметь подгара. Подгар этот удаляют абразивной пластинкой из комплекта инструмента водителя, а затем протирают их ветошью, смоченной бензином. При большом и асимметричном износе контактов рычажок и стойку прерывателя заменяют комплектно.
Усилие прижатия контактов прерывателя замеряется динамометром в момент размыкания контактов и сравнивается с установленным нормативом. Для замера усилия параллельно контактам прерывателя включают контрольную лампу. Зацепив динамометр за конец подвижного контакта, надо плавно потянуть в направлении, перпендикулярном рычажку подвижного контакта, до загорания контрольной лампы. В этот момент надо зафиксировать положение указателя на динамометре. Оно должно соответствовать нормативу.