Техническое обслуживание система зажигания. Эксплуатация системы зажигания

4. Для чего предназначена система зажигания?

5. Опишите устройство системы зажигания.

6. Опишите принцип действия системы зажигания.

З.Э.1. Диагностирование системы зажигания

В системе зажигания могут быть неисправны катушка и свечи зажигания, прерыватель-распределитель, провода. Для поэлементного диагностирования различных узлов системы зажигания применяют приборы Э-215, Э-102, Э-216, Э-206 и др. Стробоскопическими приборами Э-215 и Э-102 диагностируют угол опережения зажигания, прибором Э-216 - разность мощностей по цилиндрам, прибором Э-206 с осциллоскопом - работоспособность системы зажигания. Для комплексного диагностирования применяются мотор-тестеры и специальные стенды. Кроме специальных приборов при диагностировании системы зажига­ния могут использоваться контрольные лампы, вольтметры, амперметры, щу­пы. Диагностировать можно и по внешним признакам работы системы.

Для проверки цепи низкого напряжения между АКБ и катушкой зажига­ния к зажиму ВК-6 катушки присоединяют один контакт контрольной лампы, другой контакт соединяют с массой. Если лампа загорается, то цепь низкого напряжения исправна. Если лампа не загорается, то контакты AM и КЗ включа­теля зажигания соединяют между собой коротким куском провода. Загорание лампы - показатель неисправности включателя.

Для проверки исправности катушки зажигания крышку распределителя зажигания снимают и рукояткой прокручивают коленчатый вал двигателя до положения замыкания контактов прерывателя. Конец высоковольтного провода извлекают из центрального гнезда крышки распределителя и, держа на рас­стоянии 5 мм от «массы» двигателя, включают зажигание. При размыкании и замыкании вручную контактов прерывателя между концом провода и «массой» двигателя должна образовываться искра. Если искры нет, катушку зажигания заменяют. Если искры нет и после замены катушки, то неисправен и подлежит замене провод.

Неисправности распределителя зажигания определяют при внешнем ос­мотре и опробовании. Зазор между контактами измеряют щупом (величина за­зора - 0,3-0,4 мм). Упругость пружины рычажка проверяют, отжимая его паль­цем. Рычажок должен быстро возвращаться в исходное положение. Если при покачивании рычажка на оси рука ощущает люфт, то рычажок подлежит заме­не. Ощутимое поперечное колебание приводного валика распределителя в ра­диальном направлении при покачивании его рукой свидетельствует об износе втулок или самого валика.



На исправных свечах образуется красновато-коричневой налет, который не следует путать с нагаром, имеющим черный цвет. Нагар на свечах зажигания образуется при низком температурном режиме, богатой горючей смеси или при попадании масла в камеры сгорания. Перегрев свечей возникает после длитель­ной работы двигателя на бедной смеси. При наличии трещин на изоляторе све­чу заменяют. Зазор между электродами свечи, который должен составлять 0,8- 0,9 мм, измеряют круглым проволочным щупом. Работоспособность свечей оп­ределяют на работающем двигателе. При отключении провода исправной свечи частота вращения снижается, а при отключении провода поврежденной свечи - остается неизменной.

Работу центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания контролируют с помощью специальных средств диагностирования. Правиль­ность установки зажигания проверяют на стенде для контроля тягово- экономических показателей автомобиля или при движении автомобиля по ров­ному участку дороги на прямой передаче: развивают скорость 25-30 км/ч для грузовых автомобилей и 40-50 км/ч - для легковых, затем резко, до отказа, на­жимают на педаль управления дроссельной заслонкой. При этом должны про­слушиваться и быстро исчезнуть слабые детонационные стуки. Если они силь­ны - зажигание раннее, если отсутствуют - позднее.

3.3.2 Техническое обслуживание системы зажигания

При ТО-1 протирают и зачищают контакты прерывателя-распределителя зажигания.

При ТО~2 проверяют состояние и очищают поверхность коммутатора, ка­тушки зажигания, изоляторов свечей и проводов низкого и высокого напряже­ния от пыли, грязи и масла. Снимают крышку распределителя зажигания и про­тирают ее внутреннюю поверхность. Проверяют состояние контактов распре­делителя. При необходимости зачищают их и регулируют зазор между контак­тами. Регулируют угол опережения зажигания. Проверяют состояние электро­проводов. При необходимости изолируют поврежденные места или заменяют провода высокого напряжения. Проверяют работу свечей зажигания. При необ­ходимости очищают их от нагара и регулируют зазор между электродами.

3.3.3 Ремонт и регулировки системы зажигания

Регулировка зазора в контактах прерывателя. Перед регулировкой контакты зачищают, промывают и продувают сжатым воздухом. Затем, прово­рачивая коленчатый вал, ставят рычажок прерывателя в положение наибольше­го размыкания контактов и щупом проверяют зазор между контактами. Если он не соответствует требуемому значению, его регулируют смещением пластины неподвижного контакта вокруг оси рычажка с помощью эксцентрика. Для этого ослабляют стопорный винт и вращением эксцентрикового винта поворачивают пластину с неподвижным контактом до установления необходимого зазора, а затем закрепляют стопорный винт.

Регулировка угла опережения зажигания. Угол опережения зажигания устанавливают на неработающем двигателе, а проверяют на стенде или в пути при разгоне до определенной скорости. Перед установкой зажигания проверяют и при необходимости регулируют зазор между контактами прерывателя. Затем вывертывают свечу первого (считая от радиатора) цилиндра и ввертывают сви­сток или вставляют пробку из смятой бумаги. Проворачивая коленчатый вал двигателя, устанавливают его в положение, соответствующее концу такта сжа­тия в первом цилиндре (выталкивание бумажной пробки или затихание свист­
ка). Продолжая вращать коленчатый вал до соответствующего совпадения ме­ток на шкиве и корпусе блока, определяют момент зажигания в первом цилинд­ре. Затем ослабляют гайку октан-корректора и устанавливают октан-корректор в среднее положение (т.е. на нулевое деление), затягивая гайку. Сняв крышку прерывателя-распределителя, присоединяют контрольную лампу (напряжением 12 В): одним проводом - к соединенному с рычажком прерывателя- распределителя зажиму низкого напряжения, а другим - к «массе». Ослабив крепление прерывателя-распределителя и включив зажигание, поворачивают корпус прерывателя-распределителя (по часовой стрелке - для автомобилей с правым вращением кулачка распределителя и против - для автомобилей с ле­вым вращением) до замыкания контактов прерывателя (при этом контрольная лампа не должна гореть). Затем корпус прерывателя-распределителя поворачи­вают в обратную сторону до положения, соответствующего началу размыкания контактов (о чем сигнализирует загоревшаяся контрольная лампа), и в этом по­ложении закрепляют. Крышку распределителя ставят на место и присоединяют провода высокого напряжения согласно порядку работы цилиндров двигателя.

После установки зажигания производят диагностирование оптимальности угла опережения зажигания и при необходимости проводят регулировку с по­мощью октан-корректора.

_______________ Основные неисправности сист емы зажигании ___________


\

Обрыв электрических проводов. Неисправность выключателя. Тепловое разрушение транзистора в коммутаторе

Удалить масло и бензин с кон­тактов свечей.

Просушить свечи и очистить их на пескоструйном аппарате. Заменить провод.

Зачистить наконечник провода и плотно соединить с зажимами. Очистить загрязнение поверхно­сти сухой ветошью. Заменить ротор или крышку. Заменить угольный контакт. Очистить или зачистить контак­ты.

Отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Заменить катушку.

Заменить провода, Заменить выключатель. Заменить транзистор


Снижение мощности и экономичности двигате­ля

Обрыв (ослабление) пружин гру­зов центробежного регулятора. Нарушение герметичности полос­ти вакуумного регулятора. Ослабление пружины диафрагмы. Нарушение регулировки угла one- режения зажигания ____

Заменить пружины.

Затянуть штуцер трубки, заме­нить диафрагму. Заменить пружину. Отрегулировать угол опережения зажигания


Затрудненный пуск и пе­ребои в работе цилинд­ров двигателя

Нагар на свечах.

Увеличение зазора между элек­тродами свечи. Трещины в изоляторе свечи. Перегрев свечи.

Трещины и обугливание поверх­ности ротора или крышки. Замасливание, окисление, подго­рание контактов прерывателя. Нарушение зазора между контак­тами прерывателя. Потеря упругости пружины ры­чажка подвижного контакта. Пробой конденсатора. Межвитковое замыкание первич­ной обмотки катушки. Тепловое разрушение стабилитро­на

Удалить нагар.

Отрегулировать зазор между электродами свечи. Заменить свечу.

Заменить прокладку под корпу­сом свечи.

Заменить ротор или крышку.

Очистить контакты.

Отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Заменить пружину вместе с ры­чажком.

Заменить конденсатор. Заменить катутлку зажигания.

Заменить стабилитрон.


Способы устранения основных неисправностей системы зажигания. Замасленные контакты распределителя зажигания снимают и очищают щеточ­кой или замшей, смоченной в бензине, обгоревшие - надфилем толщиной не более 1 мм или межой стеклянной бумагой зернистостью 150-170. Зазор меж­ду электродами свечи зажигания регулируют подгибанием бокового электрода. Центральный электрод подгибать нельзя, так как это вызывает трещины в изо­ляторе и отказ свечи в работе.

Задание для закрепления изученного материала 1. При ТО-! системы зажигания выполняют следующие работы:

2. При ТО-2 системы зажигания выполняют следующие работы:

3. При диагностировании системы зажигания контролируют следующие

параметры: 1)_________________________ ; 2)________________________ __ ;

3)______________________________ ; 4)___________________________

5)______________________________ ; 6)_____________________________ .

4. Перечислите основные регулировки системы зажигания:

2)_______________ ;

5. Двигатель не запускается при следующих неисправностях системы за­жигания: 1) ;

2) ; 3)_______________________ ;

4) .___________________________ ; 5)____ ;

6) ; 7)_________________________ ;

8) ; 9)_________________________ ;

Ю)___________________________ ; 11)__________________________ ;

12) ___________________________ .

6. Снижение мощности и экономичности двигателя возникает при сле­дующих неисправностях системы зажигания:

1) ; 2)__________________________________ ;

3) ; 4)__________________________ .

7. Затрудненный пуск и перебои в работе цилиндров двигателя возникают при следующих неисправностях системы зажигания:

1) ; 2)___________________________________________________

3) ; 4)__________________________

5) ; 6)__________________________

7) ; В)__________________________

9) ; 10)_________________________

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите приборы и приспособления, используемые при диагностирова­нии системы зажигания.

2. Опишите способ диагностирования цепи низкого напряжения.

3. Опишите диагностирование катушки зажигания.

4. Опишите диагностирование распределителя зажигания.

5. Опишите диагностирование свечей зажигания.

6. Опишите диагностирование оптимальности установки угла опережения за­жигания.

7. Перечислите операции, выполняемые при ТО-1 системы зажигания.

8. Перечислите операции, выполняемые при ТО-2 системы зажигания.

9. Опишите технологию регулировки зазора между контактами прерывателя.

10.Опишите технологию регулировки зазора между электродами свечи.

11. Опишите технологию регулировки угла опережения зажигания.

12. Перечислите неисправности системы зажигания, при которых двигатель не запускается.

13. Перечислите неисправности системы зажигания, при которых возникает снижение мощности и экономичности двигателя.

14. Перечислите неисправности системы зажигания, при которых затруднен пуск двигателя и возникают перебои в работе цилиндров.


15. Опишите способ очистки контактов прерывателя.


ЗАТехническое обслуживание ш ремонт

контрольно-измерительных и дополнительных приборов

1. Каково назначение контрольно-измерительных и дополнительных приборов?

2. Перечислите контрольно-измерительные и дополнительные приборы.

3. Опишите общий принцип действия контрольно-измерительных приборов.

3.4.1, Диагностирование контрольно-измерительных и дополнительных приборов

Работоспособность контрольно-измерительных и дополнительных при­боров проверяют при пробном включении. Механические повреждения опреде­ляют методом визуальной оценки. Нарушения контактов проводов находят с помощью тестора или контрольной лампы. Точность показаний контрольно- измерительных приборов проверяют специальными тестерами (их параллельно подключают к диагностируемому прибору).

3.4.2» Техническое обслуживание контрольно-измерительных и дополнительных приборов

При ТО-1 и ТО-2 проверяют: действие ламп щитка приборов, работоспо­собность указателей контрольно-измерительных приборов (неисправные лампы заменяют); надежность крепления электрических проводов (при необходимости подтягивают); работу электродвигателей дополнительных приборов и оборудо­вания.

3.43. Ремонт контрольно-измерительных и дополнительных приборов Неисправности контрольно-измерительных и дополнительных приборов


Неплотный контакт наконечников проводов __

Подтянуть винты или гайки кре­пления проводов


Неисправность электродвигателя. Обрыв токоподводящего провода

Заменить электродвигатель. Соединить или заменить провод


Способы устрашения основных неисправностей контрольно- измерительных и дополнительных приборов. Оборванные провода соединя­ют, по возможности пропаивают и изолируют. Окисленные клеммы зачищают, проверяют крепление проводов, ослабленные соединения подтягивают. Неис­правный электродвигатель разбирают, прочищают коллектор, заменяют повре­жденную проводку, смазывают шайбу самоустанавливающихся втулок. При невозможности устранить неисправность электродвигатель заменяют.


3.5. Техническое обслуживаниеи ремонт

приборов освещения и сигнализации

1. Для чего предназначены приборы освещения и сигнализации?

2. Перечислите приборы освещения и сигнализации.

3. Опишите устройство приборов освещения и сигнализации.

3.5.1. Диагностирование приборов освещения и сигнализации

Работоспособность приборов освещения и сигнализации проверяют при пробном включении. Механические повреждения устанавливают по внешним признакам. Нарушение контакта проводов определяют тестером и ли контроль­ной лампой, напряжение в цепях приборов освещения и сигнализации - с по­мощью вольтметра или специальным тестером. Признаком низкого напряжения в цепи является тусклое свечение ламп. Исправность звукового сигнала опре­деляют по громкости, тону звучания и силе тока, показываемой амперметром на щитке приборов.

3.5.2. Техническое обслуживание приборов освещения и сигнализации ^При ЕО проверяют действие звукового сигнала, фар, подфарников, указа­телей поворотов, заднего фонаря и стоп-сигнала. При необходимости внешние поверхности рассеивателей приборов внешнего освещения и световой сигнали­зации очищают от загрязнений. Перегоревшие лампы заменяют^

При ТО-1 проверяют крепление и при необходимости закрепляют фары, подфарники, задний фонарь и прибор звукового сигнала. Проверяют надеж­ность крепления проводов и при необходимости подтягивают.

При ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют направление све­тового потока фар.

3.5.3. Ремонт ш регулировки приборов освещения и сигнализации

Для проверки и регулировки света фар должны быть соблюдены опреде­ленные условия: автомобиль не нагружен, давление воздуха в шинах нормаль­ным, помещение затемнено (возможно проведение работ в вечернее время). Ав­томобиль устанавливают на горизонтальную площадку перпендикулярно стене (или экрану) с нанесенными линиями разметки. Направление светового пучка регулируют винтами фары, которыми изменяют положение отражателя. Регу­лировку фар в горизонтальной плоскости осуществляют боковым винтом, а в вертикальной - верхним. При правильной регулировке световые пятна обеих фар должны иметь вид эллипсов, а их верхние края - находиться на одной вы­соте.

Громкость звучания звукового сигнала регулируют винтом: при повороте винта по часовой стрелке громкость увеличивается, против - уменьшается. При этом сила тока должна быть в рекомендуемых заводом-изготовителем преде­лах. Тон звучания настраивают стержнем, отпустив контргайку при помощи


торцового ключа: поворотом по часовой стрелке - повышают тон, против - по­нижают.

Неисправности приборов освещения и сигнализации. Характерные не­исправности приборов освещения и сигнализации: обрыв проводов, плохой контакт, перегорание нитей ламп, механическое повреждение приборов, нару­шение их регулировки. Отказ звукового сигнала может быть вызван обрывом проводов или плохим контактом в цепи, обгоранием контактов сигнала, кнопки и реле. Громкость или тон звучания может измениться при повреждений кон­денсатора (сопротивления) или износе обмотки.

Неисправность (признак) 1 Причины Способ устранения
ПРИБОРЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ
Не загораются отдельные лампы Перегорание нити лампы. Плохой контакт в патроне лампы, переключателях, выключателях, на соединительных панелях Заменить лампу. Зачистить и затянуть контакты
Частое перегорание нитей ламп Повышенное напряжение в системе электрооборудования. Сильная вибрация спирали ламп из- за слабого крепления лампы в па­троне, оптического элемента в кор­пусе или фары (фонаря) в целом Отрегулировать регулятор на­пряжения. Затянуть винты крепления оп­тических элементов и фар
Уменьшение силы света приборов освещения Загрязнение отражателя и рассеива- теля оптического элемента. Плохой контакт лампы в патроне. Окисление контактных пластин в выключателях и переключателях Очистить отражатель и рас­сеиватель. Восстановить нормальный контакт. Очистить контактные пласти­ны
ЦЕПИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Отсутствие напряжения в проводах Обрыв или замыкание проводов на «массу» Ликвидировать обрыв и замы­кание. Изолировать места на­рушения изоляции
Потеря напряжения в цепях электрооборудования Ослабление крепления проводов Замасливание и окисление наконеч­ников проводов Подтянуть зажимы крепления проводов. Очистить наконечники прово­дов от грязи и окислов

Способы устранения основных неисправностей приборов освещения и сигнализации. Окисленные клеммы зачищают, проверяют контакт ламп с мас­сой и крепление проводов. Ослабленные соединения подтягивают. Лампы, с пе­регоревшей нитью заменяют. При смене ламп продувают отражатель сжатым воздухом, не допуская попадания пыли внутрь оптического элемента. Загряз­ненный рефлектор промывают водой и просушивают, но не протирают. Разби­тый или треснувший рассеиватель заменяют. Оборванные провода заменяют или соединяют, пропаивают и изолируют. При нарушении контакта подтягива­ют контактные винты. Обгоревшие контакты зачищают надфилем или шкур­кой. Если регулировка звукового сигнала не дает положительного результата, то открывают крышку и зачищают контакты прерывателя абразивной пластин­кой. При необходимости заменяют конденсатор (сопротивление) или изношен­ную обмотку.

Задание для закрепления изученного материала

1. При ТО-1 и ТО-2 контрольно-измерительных и дополнительных при­боров выполняют следующие операции:____________________________________

2. Контрольно-измерительный прибор не включается в работу при сле­дующих неисправностях: 1)________________________________________________ ;

3. Стрелка прибора полностью отклоняется вправо и не возвращается в нулевое положение при следующих неисправностях:

1)___ ; 2)_______________________ .

4. Признаком неплотного (ненадежного) контакта наконечников проводов в цепи контрольно-измерительного прибора является____________________ _____

5. При ЕО приборов освещения и сигнализации выполняются следующие операции: _________________

6. При ТО-1 приборов освещения и сигнализации выполняются следуй щие операции:_____________________________________________________

7. При ТО-2 приборов освещения и сигнализации выполняются следую­щие операции: _____________________________________________________

В. Лампы приборов освещения и сигнализации не загораются при сле­дующих неисправностях: 1)___________________________ ; 2)__________________ .

9. Уменьшение силы света приборов освещения и световой сигнализации

возникает при следующих неисправностях: 1)_____________________ ;

2)___ ; 3)________________________ .

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите способы диагностирования контрольно-измерительных и до­полнительных приборов.

2. Каким образом проверяется точность показаний контрольно-измерительных приборов.

3. Перечислите операции, выполняемые при техническом обслуживании кон­трольно-измерительных и дополнительных приборов.

4. Перечислите неисправности контрольно-измерительных и дополнительных приборов, их причины и способы устранения.

5. Перечислите способы диагностирования приборов освещения и сигнализа­ции.

6. Перечислите операции, выполняемые при техническом обслуживании при­боров освещения и сигнализации.

7. Опишите технологию регулировки направления светового пучка фар.


8. Опишите технологию регулировок звукового сигнала.

9. Перечислите основные неисправности приборов освещения и сигнализации, их причины и способы устранения.

Неисправности возникающие в приборах системы зажигания , могут вызвать затрудненный пуск или невозможность пуска двигателя, перебои в работе цилиндров, снижение мощности и экономичности двигателя. При одном неработающем цилиндре расход топлива возрастает до 30% в четырехцилиндровом и до 15% в восьмицилиндровом двигателе при значительном снижении мощности.

  1. Двигатель невозможно пустить при следующих неисправностях: сильно окислены или загрязнены контакты прерыватели, очень малый зазор между контактами, замкнуты электроды конденсатора, обрыв добавочного сопротивления в цепи первичной обмотки катушки, неисправен включатель зажигания, пробит транзистор коммутатора, пробита изоляция вторичной обмотки катушки зажигания.
  2. Перебои в работе цилиндров двигателя возникают вследствие неисправности свечей зажигания, очень малом и большом углах замкнутого состояния контактов прерывателя, потере упругости пружины рычажка прерывателя, износе выступов кулачка прерывателя, пробое диэлектрика конденсатора без замыкания электродов, нарушении контакта в креплении конденсатора, неисправной катушке зажигания.
  3. Снижение мощности и экономичности двигателя им плвается неисправностями свечей зажигания, окислением конактов прерывателя, малым или большим углом замкнутого состояния контактов прерыватели, нарушением регулировки центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, нарушением герметичности вакуумного регулятора.

При замасленные контакты прерывателя протирают плотной тканью, смоченной в бензине. Окисленные контакты зачищают стеклянной бумагой зернистостью 140-170 или абразивной пластинкой. Увлажненные контакты прерывателя транзисторной системы зажигания протирают слабым раствором лимонной кислоты. Угол замкнутого состояния контактов прерывателя регулируют изменением зазора между контактами.

Неисправные конденсатор, катушку зажигания, свечи и включатель зажигания заменяют. В случае пробоя транзистора не прерывается ток низкого напряжения при разомкнутых контактах прерывателя и выключенном включателе зажигания, а стрелка амперметра не отклоняется на нуль.

При техническом обслуживании системы зажигания исправность действия и работу приборов проверяют как на автомобиле, так и на контрольно-испытательных стендах.

Позволяет проводить следующие работы:

  • определение степени окисления контактов прерывателя по падению напряжения на контактах;
  • определение натяжения пружины рычажка прерывателя;
  • измерение и регулировку угла замкнутого состояния контактов прерывателя;
  • определение степени изноза выступов кулачка прерывателя;
  • проверку работы и регулировку центробежного регулятора опережения зажигания;
  • проверку работы, герметичности и регулировку вакуумного регулятора опережения зажигания;
  • испытание конденсаторов и катушек зажигания.

Установка зажигания автомобиля

От правильной установки зажигания зависит мощность, экономичность и устойчивость работы двигателя.

Зажигание устанавливают в следующей последовательности:

  1. Установить поршень первого цилиндра в конце такта сжатия; при этом совместить: у двигателей ЗМЗ-66 - указатель на картере маховика с четвертым делением, не доходя до стального шарика, запрессованного в маховик; у двигателей ЗИЛ-131 - риску с делением 9° на указателе, расположенном на датчике ограничителя оборотов, с отверстием на шкиве коленчатого вала.
  2. Отъединить трубку от вакуумного регулятора.
  3. Вращением двух гаек октан-корректора установить острие подвижной пластины на нулевое деление шкалы.
  4. Ослабить болт крепления октан-корректора к корпусу прерывателя-распределителя.
  5. Проверить состояние контактов прерывателя и в случае необходимости зачистить их абразивной пластинкой или надфилем.
  6. Поворотом корпуса прерывателя-распределителя установить наибольший зазор между контактами прерывателя, проверить и в случае необходимости отрегулировать нормальный зазор (0,3-0,4 мм) между ними.
  7. Повернуть корпус прерывателя-распределителя против вращения кулачка до начала размыкания контактов прерывателя и закрепить болт крепления октан-корректора.
  8. Присоединить трубку к вакуумному регулятору.
  9. Установить на место ротор и крышку распределителя и присоединить к свече первого цилиндра провод от того бокового электрода крышки, против которого расположен электрод ротора. Остальные провода присоединить к свечам зажигания согласно порядку работы цилиндров двигателя.
  10. Проверить правильность установки зажигания, для чего:
    а) прогреть двигатель и на ровном горизонтальном участке дороги довести скорость нормально нагруженного автомобиля на прямой передаче до 25-30км/ч;
    б) резко нажать на педаль управления дросселем карбюратора до отказа; при правильной установке зажигания во время разгона до 50 км/ч должны быть слышны кратковременные слабые детонационные стуки;
    в) если стуков нет, увеличить опережение зажигания путем поворота корпуса прерывателя-распределителя на одно деление шкалы октан-корректора в направлении, противоположном вращению ротора, при помощи гаек октан-корректора; при продолжительных стуках уменьшить опережение. Затем снова проверить правильность установки зажигания.

Такую проверку установки зажигания при движении автомобиля следует производить при смене сорта бензина, после регулировки карбюратора, регулировки зазора между контактами прерывателя и регулировки центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания.

При нормальной эксплуатации автомобиля и периодическом его обслуживании система зажигания не доставляет водителю больших хлопот. Но некоторые водители вообще забывают о том, что кроме пепельницы и магнитолы в автомобиле есть еще и многострадальный двигатель, и в частности его система зажигания.

Наступает момент, и машина "говорит" водителю о том, что у нее тоже есть "нервы и предел терпения". Двигатель начинает фыркать и дымить, глохнуть и не заводиться. Это могут быть крупные поломки или мелкие неисправности в системах и механизмах двигателя, но, как правило, проблема кроется всего лишь в нарушенных регулировках и соединениях.

Так как мы уже знаем, что "электроника – это наука о контактах", то в первую очередь необходимо следить за чистотой и надежностью электрических соединений. Поэтому при эксплуатации автомобиля иногда приходится зачищать клеммы проводов и штекерные разъемы.

Периодически следует контролировать зазор в контактах прерывателя (рис. 21)и при необходимости его регулировать. Если зазор в контактах прерывателя больше нормы (0,35–0,45 мм), то наблюдается неустойчивая работа двигателя на больших оборотах. Если меньше – неустойчивая работа на оборотах холостого хода. Все это происходит по причине того, что нарушенный зазор меняет время замкнутого состояния контактов. А это уже влияет и на мощность искры, проскакивающей между электродами свечи, и на сам момент ее возникновения в цилиндре (опережение зажигания).

К сожалению, качество нашего бензина нередко оставляет желать лучшего. Поэтому, если сегодня вы заправили свой автомобиль не очень качественным бензином, то в следующий раз он может оказаться еще хуже. Естественно, это не может не влиять на качество приготавливаемой карбюратором горючей смеси и процесс ее сгорания в цилиндре. В таких случаях, чтобы двигатель безотказно продолжал выполнять свою работу, необходимо подстраивать систему зажигания под "сегодняшний" бензин.

Если первоначальный угол опережения зажигания не соответствует оптимальному, то можно наблюдать и ощущать следующие явления.

Угол опережения зажигания слишком велик (раннее зажигание):

– затрудненный запуск холодного двигателя;

– "хлопки" в карбюраторе (обычно хорошо слышны из-под капота при попытках запуска двигателя);

– потеря мощности двигателя (машина плохо "тянет");

– перерасход топлива;

– перегрев двигателя (индикатор температуры охлаждающей жидкости активно стремится к красному сектору);

– повышенное содержание вредных веществ в выхлопных газах.

Угол опережения зажигания меньше нормы (позднее зажигание):


– "выстрелы" в глушителе;

– потеря мощности двигателя;

– перерасход топлива;

– перегрев двигателя.

Короче говоря, при неправильно выставленном зажигании двигатель хочет "умереть", а машина не хочет ехать. Перечень вышеописанных "кошмаров" можно было бы и продолжить, но и этого достаточно для того, чтобы вы поняли, что двигатель и его системы требуют периодических регулировок. А кто будет этим заниматься, зависит от вас. Можно самостоятельно овладеть некоторыми навыками в не очень трудоемких и не очень сложных операциях по регулировкам. Или можно обращаться к специалисту, которому вы будете доверять свою "ласточку".

Свеча зажигания, как было упомянуто ранее, это маленький и с виду простенький элемент системы зажигания, но это только с виду.

Нормальная работа двигателя возможна при условии, если зазор между электродами свечи будет конкретным и одинаковым в свечах всех цилиндров. Для контактных систем зажигания зазор должен быть в пределах 0,5–0,6 мм, а для бесконтактных систем 0,7–0,9 мм и более.

Теперь вспомните "жуткие" условия, в которых работают свечи зажигания. Не всякий металл выдержит огромные температуры в агрессивной среде. Поэтому со временем электроды свечей подгорают и покрываются нагаром.

Вообще-то, изношенные или обросшие нагаром свечи рекомендуется заменить. Но если в пути запасных свечей не оказалось, то очищаем электроды "забарахлившей" свечи от нагара мелкозернистым надфилем или специальной алмазной пластинкой, регулируем зазор, подгибая боковой электрод, и вкручиваем свечу на место.

Каждый раз, выкручивая свечи зажигания, обращайте внимание на цвет их электродов. Если они светло-коричневые, то свеча работает нормально. А если они черные, то возможно свеча вообще не работает.

Сегодня в продаже есть силиконовые высоковольтные провода. При замене вышедших из строя старых проводов имеет смысл приобрести именно силиконовые, так как они не "пробиваются" током высокого напряжения. А ведь перебои в работе двигателя нередко происходят из-за утечки импульса тока высокого напряжения по высоковольтному проводу на "массу" автомобиля. Вместо того чтобы пробивать воздушный барьер между электродами свечи и поджигать рабочую смесь, электрический ток выбирает путь наименьшего сопротивления и "уходит" на сторону.

Старайтесь не открывать капот автомобиля, когда на улице идет дождь или снег. После мокрого душа двигатель может не запуститься, так как вода, попав на приборы электрооборудования и провода, образует токопроводящие мостики, по которым высокое напряжение утекает на "массу".

Тот же эффект, но более усугубленный, возникает у любителей прокатиться по глубоким лужам на большой скорости. В результате "купания"

водой заливаются все приборы и провода системы зажигания, расположенные под капотом, и двигатель, естественно, глохнет, поскольку ток высокого напряжения уже не может добраться до свечей зажигания. Возобновить поездку в таких случаях удается лишь после того, как горячий двигатель своим теплом просушит все "электрическое" в подкапотном пространстве.

В техническое обслуживание системы зажигания входит проверка установки момента зажигания, очистка свечей зажигания от нагара и их замена, проверка целостности и изоляции высоковольтных проводов. При техническом обслуживании бесконтактной системы зажигания необходимо проверить чистоту и крепление всех приборов и проводников. Наружную и внутреннюю поверхности крышки датчика-распределителя и ротора-распределителя необходимо тщательно очистить, как и электроды боковых клемм и токоразносную пластину ротора. Также необходимо протирать корпус электронного коммутатора и катушку зажигания, проверять надежность крепления соединений в электрических цепях низкого и высокого напряжения и целостность защитных колпачков всех соединений.

Кроме того, необходимо проверять плотность посадки клемм проводов на полную глубину в наконечниках свечей и крышки датчика-распределителя. Свечи в системах зажигания необходимо заменять согласно моторесурса, установленного заводом-изготовителем, а при замене следить за соответствием марки свечей зажигания относительно двигателя.

Если цвет изолятора свечи зажигания от светло-серого до светло-коричневого, корпус чистый, электроды не изношены, то это говорит о соответствии свечи данному двигателю и его нормальной работе. Черный сухой нагар на свече означает, что она не соответствует данному двигателю либо переобогащена рабочая смесь. Выгоревшие электроды указывают на перегрев свечи, вызванный ее несоответствием данному двигателю, либо на применение низкооктанового бензина или неверную установку момента зажигания.

Отказ в работе системы зажигания может быть вызван следующими причинами:

Ток не проходит через контакты прерывания (загрязнены, окислены или пригорели); образовался бугорок и кратер на контактах; слишком большой зазор между контактами или ослабление прижимной пружины; не размыкаются контакты прерывателя (нарушена регулировка зазора); изношена текстолитовая подушечка или втулка рычажка прерывателя;

Ослаблено крепление или окислены наконечники проводов в цепи низкого напряжения, обрыв в проводах или замыкание их с массой;

Неисправен выключатель зажигания;

Из-за короткого замыкания пробит конденсатор;

Обрыв в первичной обмотке катушки зажигания;

Не подается высокое напряжение к свечам зажигания (неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения, провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция);

Износ или повреждение контактного уголька, зависание его в крышке распределителя зажигания;

Утечка тока через трещины или прогары в роторе распределителя зажигания, либо через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки;


Обрыв или замыкание на «массу» вторичной обмотки катушки зажигания;

Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к контактам крышки распределителя зажигания;

Зазор между электродами свечей не соответствует норме или замаслены свечи зажигания; свечи зажигания повреждены из-за трещин на изоляторе;

Неправильная установка момента зажигания.

Если двигатель не развивает полной мощности, возможными причинами неисправности могут быть: неправильная установка момента зажигания; большой износ втулки подвижного контакта прерывателя.

Порядок выполнения работы

1. Соберите схему и установите и закрепите трамблер во фланце электропривода, на передней панели стенда, заданной преподавателем системы зажигания

2. Подключите вакуумную трубку к вакуумному регулятору опережения зажигания.

3. Рассоедините высоковольтные провода по свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров четырех цилиндрового двигателя внутреннего сгорания: 1-3-4-2

4. Установка и проверка момента зажигания с помощью стробоскопа

5. Для проверки и установки угла опережения зажигания, произведите подключение стробоскопа к системе зажигания стенда

Датчик искры стробоскопа подключите к высоковольтному проводу первого цилиндра согласно номера на крышке трамблера

6. Направьте мигающий поток света стробоскопа на шкив двигателя, если момент зажигания установлен правильно, то на холостых оборотах видимая метка ВМТ на окне стенда должна находиться напротив метки необходимого угла опережения зажигания на шкиве двигателя.

7. Ослабить гайку крепления трамблера и поверните его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус трамблера поверните против часовой стрелки, а для уменьшения - по часовой стрелке

8. Затяните гайку крепления трамблера и вновь проверьте установку момента зажигания.

Технические обслуживание элементов системы зажигания (прерыватель-распределителя, катушки, коммутатора и свечей зажигания) осуществляется при каждом очередном ТО-2 автомобиля с углубленным диагностированием технического состояния. При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) и ТО-1 проверяется работоспособность выключателя зажигания, надежность электрических контактов, состояние высоковольтной изоляции и крепления всех приборов зажигания.

Трущиеся детали распределителя в процессе эксплуатации подвержены наносам и нуждаются в систематическом смазывании. К таким деталям относятся подшипники валика и вакуумного автомата опережения зажигания, детали центробежного автомата, ось рычажка и кулачковой муфты.

Правильность установки угла опережения зажигания в эксплуатации можно проверить на слух при движении автомобиля на прямой передаче со скоростью 50 км/ч. Если резко нажать на педаль газа и при этом возникнет легкое постукивание с поcледующим быстрым его исчезновением, то зажигание установлено правильно.

Значительное количество прерываний тока в цепи первичной обмотки катушки - зажигания приводит к подгару и электроэрозии контактов прерывателя в контактной (классической) системе зажигания, что в конечном счете увеличивает сопротивление в первичной цепи катушки зажигания и уменьшает угол замкнутого состояния контактов. Если своевременно не очищать от нагара и грязи контакты прерывателя и не соблюдать зазор, увеличивается интенсивность износа прерывателя и ухудшаются энергетические характеристики системы зажигания.

В процессе эксплуатации необходимо содержать высоковольтные детали системы зажигания в чистоте и не допускать попадание на них влаги, пыли и грязи, что может привести к частичному шунтированию и утечке тока, пробою высоковольтных деталей или поверхностному перекрытию.

Чтобы избежать выгорания гнезд в высоковольтных деталях, высоковольтные провода должны быть достаточно хорошо закреплены и посажены в гнезда крышки распределителя, катушки зажигания и наконечников свечей зажигания.

Найти место отказа в системе. зажигания на автомобиле можно контрольной лампой, последовательно проверяя элементы первичной цепи системы зажигания, а затем, если первичная цепь исправна, а искра между проводом высоковольтного вывода катушки зажигания и "массой" отсутствует, то место отказа - во вторичной цепи (при исправной батарее).

Исправность свечей зажигания на 4-цилиндровых двигателях проверяется последовательным отсоединением высоковольтных проводов от периферийных гнезд крышки распределителя. Отключение нормальной свечи приводит к перебоям (ухудшению) в работе двигателя. Отсоединение неисправной свечи практически (на слух) не изменяет характера работы двигателя. Кроме того, неисправная свеча при работе двигателя нагревается меньше, чем работоспособные.

Наибольший объем работ по проверке технического состояния и техническому обслуживанию системы зажигания приходится на распределитель. Периодичность технического обслуживания распределителей зависит от их типа и категории условий эксплуатации автомобилей, на которые они установлены. Все типы распределителей при каждом четвертом ТО-2 рекомендуется подвергать углубленному техническому обслуживанию со снятием с автомобиля, причем распределители, работающие в классической и контактно-транзисторной системах зажигания, имеют различный объем работ.

Особое внимание уделяется проверке состояния высоковольтных деталей: крышки и ротора. Крышка распределителя не должна на поверхности иметь трещин, пробоя или перекрытия изоляции грязью. Центральный уголек должен свободно перемещаться в посадочном гнезде. Наружная и внутренняя поверхности крышки должны быть очищены от следов грязи, масла или влаги, а также очагов подгара на боковых контактах ветошью, смоченной в бензине.

Контакты прерывателя должны быть чистыми и не иметь подгара. Подгар этот удаляют абразивной пластинкой из комплекта инструмента водителя, а затем протирают их ветошью, смоченной бензином. При большом и асимметричном износе контактов рычажок и стойку прерывателя заменяют комплектно.

Усилие прижатия контактов прерывателя замеряется динамометром в момент размыкания контактов и сравнивается с установленным нормативом. Для замера усилия параллельно контактам прерывателя включают контрольную лампу. Зацепив динамометр за конец подвижного контакта, надо плавно потянуть в направлении, перпендикулярном рычажку подвижного контакта, до загорания контрольной лампы. В этот момент надо зафиксировать положение указателя на динамометре. Оно должно соответствовать нормативу.