Тех обслуживание системы зажигания. Техническое обслуживание систем зажигания

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ 1-генератор; 2-выключатель (замок) зажигания; 3- прерыватель; 4-распределитель; 5-свеча зажигания; 6-катушка зажигания; 7-аккумуляторная батарея

2 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ При ТО-1 проверяют и при необходимости подтягивают крепление прерывателя-распределителя и катушки зажигания Поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают валик привода кулачка и ротора распределителя. При ТО-2 проверяют состояние поверхности катушки зажигания, проводов низкого и высокого напряжения и сухой тряпкой очищают их от пыли, грязи и масла. Проверяют состояние свечей зажигания. Очищают свечи от нагара и регулируют зазор между электрода­ми или заменяют свечи.

3 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Снимают с двигателя прерыватель-распределитель и протирают сухой тряпкой внутреннюю и наружную поверхности крышки, ротор и корпус. Проверяют, нет ли в крышке и роторе трещин и обуглившейся поверхности изоляционного материала, а также состояние угольного контакта в центральном вводе крышки и подавительного резистора в роторе распределителя. Проверяют состояние контактов прерывателя, регулируют зазор между ними и зачищают рабочую поверхность от окиси металла.

4 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Протирают рабочую поверхность контактов прерывателя замшей, смоченной очищенным бензином или спиртом, а затем просушивают контакты.Поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают валик привода кулачка и ротора. Смазывают ось рычажка одной каплей масла. Снимают ротор, а затем фильц и закапывают 4…5 капель на втулку кулачка. Потом пропитывают фильц-щетку двумя каплями масла. Проверяют состояние других узлов и деталей.

5 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ При подготовке автомобиля к зимней эксплуатации прерыватель-распределитель разбирают и тщательно проверяют состояние подшипника подвижного диска, рычажка прерывателя, валика и скользящих подшип­ников его, кулачка, контактов прерывателя, центробеж­ного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Устраняют выявленные неисправности. Проверяют на стенде и при необходимости регулируют угол замкнутого состояния контактов прерывателя, центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания, а также исправность ротора, крышки распределителя и конден­сатора.

6 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Если в системе зажигания двигателя нет искры, необходимо проверить исправность первичной и вторичной цепей, а также исправность конденсатора. Для определения неисправности в первичной цепи следует взять контрольную лампу и присоединить один ее провод к корпусу автомобиля, а другой последовательно (при включенном зажигании и разомкнутых контактах прерывателя) к включателю стартера, к входной и выходной клеммам замка и катушки зажигания и, наконец, к клемме низкого напряжения прерывателя. Отсутствие в цепи контакта будет на том участке, в начале которого лампа горит, а в конце не горит. Отсутствие накала лампы, присоединенной к выводной клемме катушки зажигания или к клемме прерывателя, помимо обрыва цепи на этом участке может указать и на неисправность изоляции подвижного контакта (замыкание контакта на корпус автомобиля). Рычажок подвижного контакта с неисправной изоляцией следует заменить.

7 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Для проверки исправности цепи высокого напряжения (при исправной цепи низкого напряжения) следует снять крышку распределителя, поворотом коленчатого вала поставить контакты прерывателя на полное смыкание и вынуть провод высокого напряжения из центральной клеммы распределителя. Затем надо включить зажигание и, удерживая конец провода на расстоянии 3... 4 мм от корпуса автомобиля, размыкая контакты прерывателя. Отсутствие искры на конце провода свидетельствует о неисправности в цепи высокого напряжения или пробое обмоток конденсатора. Для окончательного выявления причин необходимо заменить конденсатор и снова проверить цепи: если искры нет - заменить катушку зажигания.

8 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Слишком раннее зажигание: Смесь воспламеняется преждевременно и давление газов,действующее навстречу поршню,движущемуся к ВМТ,увеличивается настолько,что мощность двигателя уменьшается, сильно увеличивается износ деталей кривошипно-шатунного механизма

9 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ При слишком позднем зажигании: Смесь не будет успевать сгорать к началу рабочего хода и горение смеси будет продолжаться при начавшемся рабочем ходе. Давление газов на поршень снижается,падает мощность двигателя,увеличивается расход топлива,двигатель и выпускной коллектор будут перегреваться,выстрелы из глушителя

10 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо, вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Надо проверить щупом величину зазора А. Если она превышает заданную (0,35...0,45 мм), следует ослабить стопорные винты 3 крепления контактной панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее, установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты. Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо, вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Надо проверить щупом величину зазора А. Если она превышает заданную, следует ослабить стопорные винты 3 крепления контактной панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее, установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты.

11 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Момент зажигания на автомобиле можно проверить стробоскопом - прибором, позволяющим видеть движущийся объект неподвижным, или 12-вольтовой лампой. При использовании стробоскопа необходимо один его зажим соединить с клеммой Б катушки зажигания, подсоединить клеммы питания и надеть на провод первого цилиндра датчик импульсов, затем установить на двигателе обороты холостого хода и направить мигающий поток света стробоскопа на метку шкива коленчатого вала (для двигателей «Москвич», ГАЗ, ВАЗ-2105) или на маховик через специальный люк в картере сцепления. При этом метка на шкиве - вторая по ходу вращения шкива (для двигателей «Москвич» и ГАЗ) должна совпадать с меткой на блоке (средней для двигателя ВАЗ-2105). Для двигателя ВАЗ-2108 метка 3 на маховике не должна доходить до средней метки шкалы 2 на 0...2 деления по ходу вращения маховика.

12 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Для установки момента зажигания с помощью контрольной лампы необходимо: вывернуть свечу первого цилиндра (считая от радиатора) и заглушить отверстие бумажной пробкой, затем повернуть рукояткой коленчатый вал до выталкивания пробки. Это означает, что в первом цилиндре происходит такт сжатия. После этого продолжать медленно поворачивать коленчатый вал до совмещения меток установки зажигания; ,

13 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ снять крышку распределителя, повернуть ротор в положение, при котором его контактная пластина будет совпадать с боковой клеммой крышки первого цилиндра (пластина ротора направлена на клемму низкого напряжения корпуса), и в таком положении установить распределитель в гнездо блока; слегка поворачивая ротор, ввести валик в зацепление с приводом, завернуть вручную гайку крепления распределителя к двигателю и установить октан-корректор на нулевое деление; присоединить контрольную лампу одним проводом к клемме низкого напряжения распределителя, а другим - на корпус автомобиля. включить зажигание и поворачивать корпус распределителя против направления вращения ротора до момента размыкания контактов. В момент размыкания контактов загорается контрольная лампа

14 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Момент размыкания контактов можно также определить по искре (для этого провод высокого напряжения, отсоединенный от центральной клеммы распределителя, следует удерживать на расстоянии 3...4 мм от корпуса двигателя, поворачивая корпус распределителя. В момент размыкания контактов между проводом и корпусом двигателя появляется искра); выключить зажигание, затянуть ключом гайку крепления распределителя к двигателю; закрыть крышку распределителя, начиная с клеммы первого цилиндра, присоединить провода высокого напряжения к свечам в направлении вращения ротора по порядку работы цилиндров двигателя. если перепутать провода, со­единив их со свечами без учета порядка работы ци­линдров, двигатель работать не будет.

15 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Практическую проверку правильности установки момента зажигания можно провести и непосредственно на автомобиле. Для этого необходимо пустить двигатель, прогреть его до нормальной температуры и, двигаясь со скоростью 50 км/ч на высшей передаче по ровной дороге, резко увеличить скорость. При этом в двигателе должны прослушиваться слабые непродолжительные металлические стуки; отсутствие стуков указывает на позднее зажигание, а непрекращающиеся стуки - на раннее зажигание. Уточнение угла опережения зажигания в этом случае осуществляется октан-корректором.

16 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ 1-датчик-распределитель зажигания; 2-свеча зажигания; 3-катушка зажигания; 4-коммутатор; 5-выключатель (замок) зажигания

17 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ отли­чается от контактной системы отсутствием прерывате­ля. В бесконтактной си­стеме прерыватель заменен специальным устройством (бесконтактным электронным датчиком), посылающим импульсы тока низкого напряжения и распределяю­щим ток высокого напряжения в соответствии с по­рядком работы цилиндров двигателя. Его называют коммутатором. Именно он руководит момента­ми прекращения подачи тока в первичную обмотку катушки зажигания.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ В микропроцессорной системе зажигания полностью исключены механиче­ские приспособления. Такая система состоит из модуля зажи­гания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. Устройство управления системой впрыска представля­ет собой автономный микропроцессорный блок управления зажиганием или блок управления двига­телем с подсистемой управления зажиганием. Это устройство, пользуясь обратной связью, автоматичес­ки рассчитывает момент зажигания. При этом учитываются частота вращения коленчатого вала двигателя и его положение, положение распределительного ва­ла, нагрузка двигателя, определяемая по положению дроссельной заслонки, а также температура охлаждающей жидкости и данные датчика детонации. Регули­ровка опережения зажигания реализована программ­но в блоке управления.

20 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Электронный блок управления выполняет в мик­ропроцессорной системе зажигания функции головно­го мозга. Его работа состоит в сборе информации от датчиков. Для определения необходимого момента зажигания считывается информация с датчика поло­жения коленчатого вала, датчика положения распре­делительного вала, датчика детонации, датчика угла открытия дроссельной заслонки. На основании полу­ченной информации рассчитываются оптимальный момент зажигании, время зарядки катушки и через коммутатор выдаются команды управления первич­ной цепью катушки.

21 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Датчики положения коленчатого и распредели­тельного валов дают информацию о текущих оборотах двигателя, а также текущем положении распредели­тельного вала.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Датчик детонации Датчик детонации пьезоэлектрического типа установлен на блоке двигателя под впускным трубопроводом четвертого цилиндра. Датчик воспринимает вибрации стенки блока, вызванные ударными волнами, образующимися при детонационном сгорании в цилиндра, и выдает на соединительные контакты переменное напряжение, соответствующее уровню детонации двигателя. Блок управления отфильтровывает сигналы, появляющиеся в результате случайных механических воздействий. При выходе из строя датчика или неисправности в его цепи электронный блок управления перейдет в резервный режим работы с заведомо поздним углом опережения зажигания.

25 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Датчик положения дроссельной заслонки опреде­ляет нагрузку на двигатель.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ датчик Холла можно проверить с помощью вольтметра, подключенного по схеме: подключаем батарею, резистор 2...3 кОм и при вращении вала датчика снимают показания вольтметра. Верхний уровень импульса должен быть не более чем на 3 В меньше напряжения питания, а нижний - не превышать 0,4 В.

30 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ ПРОВЕРКА ДАТЧИКА ХОЛЛА С ПОМОЩЬЮ ВОЛЬТМЕТОРА 1.–ДАТЧИК-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ 2. – РЕЗИСТОР 2 Ком 3. – ВОЛЬТМЕТР 4. – РАЗЪЁМ ДАТЧИКА-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Проверка и ремонт магнитоэлектрического датчика генераторного типа. Прежде всего необходимо выполнить внешний осмотр: снять крышку и ротор распределителя и осмотреть датчик, обращая внимание на крепление деталей и отсутствие люфтов. Проверить работоспособность датчика можно с помощью тестера в режиме вольтметра переменного тока. Для проверки подключаем тестер между выводом датчика и корпусом (при отсоединенном от вывода датчика проводе низкого напряжения). Включаем стартер, при этом вольтметр должен показывать напряжение не менее 2 В. Ремонт датчика заключается в замене изношенных или неисправных деталей с обязательной последующей регулировкой датчика и системы зажигания в целом. Для замены узлов магнитоэлектрического датчика необходимо снять и разобрать датчик-распределитель.

33 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Осматривают снятые узлы и детали, проверяют сопротивление обмотки статора датчика (оно должно быть в пределах 280...470 Ом), люфты ротора на валике (не более 0,2 мм) и подшипника опоры статора (люфт не допускается), радиального люфта валика (не более 0,2 мм), а также отсутствие износа шипа муфты валика и заклинивания грузиков на осях. После замены изношенных или неисправных узлов или деталей собирают датчик-распределитель в последовательности, обратной разборке, и смазывают все трущиеся соединения смазкой «Циатим-201» или № 158. На фильц наносят 1 ...2 капли моторного масла. Продольный люфт валика и ротора при сборке регулируют в пределах 0,05...0,2 мм с помощью регулировочных шайб. После установки на двигатель проверяют и при необходимости регулируют момент зажигания.

34 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Протирают снаружи и изнутри крышку распределителя. Заменяют крышку с трещинами, следами пробоя (очень тонкие трещины), сколами или сильно изношенными контактами. Контактный уголек должен свободно перемещаться внутри крышки. Если контактный уголек имеет сколы, трещины, сильно изношен или пружина уголька сломана, вынимают его с пружиной из крышки и заменяют.

35 слайд

Описание слайда:

Бегунок с трещинами, следами обгорания, значительным износом или коррозией наружного контакта 1 заменяют. Бегунок должен плотно устанавливаться на валик. Это обеспечивается пластинчатой пружиной 2. Бегунок с ослабленной или сломанной пружиной надо заменить. Омметром измеряют сопротивление резистора 3, оно должно быть равно 1 кОм. В противном случае заменяют бегунок.

36 слайд

Описание слайда:

Снимают муфту привода распределителя и регулировочные шайбы. Заменяют муфту с сильно изношенными шипами

37 слайд

Описание слайда:

Устройство центробежного регулятора угла опережения зажигания Центробежный регулятор опережения зажигания находится в корпусе прерывателя-распределителя. Он состоит из двух плоских металлических грузиков, каждый из которых одним из своих концов закреплен на опорной пластине, жестко соединенной с приводным валиком. Шипы грузиков входят в прорези подвижной пластины, на которой закреплена втулка кулачков прерывателя. Пластина с втулкой имеют возможность проворачиваться на небольшой угол относительно приводного валика прерывателя-распределителя. 1 2 3 4 5 1 - кулачокпрерывателя;2 –втулка кулачков; З-подвижная пластина;4- грузики; 5- шипы грузиков;6-опорнаяпластина; 7 – приводной валик;8-стяжная пружина

38 слайд

Описание слайда:

Системы зажигания При увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя, увеличивается и частота вращения валика прерывателя-распределителя. Грузики, подчиняясь центробежной силе, расходятся в стороны, и сдвигают втулку кулачков прерывателя "в отрыв" от приводного валика. То есть набегающий кулачок поворачивается на некоторый угол по ходу вращения навстречу молоточку контактов. Контакты размыкаются раньше, угол опережения зажигания увеличивается При уменьшении числа оборотов коленвала (и скорости вращения приводного валика), центробежная сила уменьшается и, под воздействием пружин, грузики возвращаются на место - угол опережения зажигания уменьшается.

39 слайд

Описание слайда:

Снимают ведомую пластину центробежного регулятора с экраном Грузики центробежного регулятора должны свободно поворачиваться на осях. В противном случае снимают стопорные кольца крепления грузиков. Затем снимают оба грузика с осей. Прочищают отверстия грузиков и смазывают их консистентной смазкой. Если валик сильно изношен или имеет задиры – его необходимо заменить

40 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Нарушение нормальной работы вакуумного регулятора вызывается потерей герметичности его вакуумной камеры, ослаблением пружины диафрагмы, износом или заклиниванием подшипника и ослаблением крепления винтов регулятора к распределителю. Герметичность вакуумного регулятора можно проверить с помощью шинного насоса или компрессора. Для этого снятый с распределителя регулятор опускают в емкость с водой и нагнетают в его вакуумную камеру давление не более 1 кгс/см2. Пузырьки воздуха покажут место повреждения. Если воздух выходит из-под штуцера, то его нужно подтянуть. Если пузырьки воздуха появляются в месте завальцовки частей корпуса, то стык нужно сначала уплотнить, простучав молотком, а затем для надежности покрыть эпоксидным клеем. Регулятор с поврежденной диафрагмой следует заменить.

41 слайд

Описание слайда:

42 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Для небольшого увеличения натяжения пружины вакуумного регулятора со штампованной крышкой можно слегка прогнуть крышку регулятора

43 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Перед установкой муфты устанавливают бегунок наружным контактом в сторону контакта первого цилиндра в крышке распределителя

44 слайд

Описание слайда:

устанавливают муфту на вал так, чтобы шипы муфты совпали с прорезями на распредвалу при установленном в ВМТ поршне 1-го цилиндра

45 слайд

Описание слайда:

46 слайд

Описание слайда:

Для проверки сопротивления первичной обмотки катушки подсоедините омметр к низковольтным клеммам катушки.

47 слайд

Описание слайда:

КК КК К Б Для проверки сопротивления вторичной обмотки катушки подсоединяют омметр к высоковольтной клемме и низковольтной клемме «Б» катушки.

48 слайд

Описание слайда:

КК КК К Б Для проверки сопротивления изоляции на «массу» подсоедините омметр к корпусу катушки и поочередно к каждой из клемм. Во всех случаях омметр должен показать сопротивление не менее 50 МОм.

49 слайд

Описание слайда:

Система EFS Систему EFS (нем. Einzel Funken Spule) называют системой независимого зажигания, так как в ней (в отличие от систем синхронного зажигания) каждая катушка управляется независимо и дает искру только для одного цилиндра. В этой системе каждая свеча имеет свою индивидуальную катушку зажигания. Кроме отсутствия в системе механических движущихся частей, дополнительным преимуществом является то, что при выходе из строя катушки перестанет работать только один "ее" цилиндр, а система в целом сохранит работоспособность

50 слайд

Описание слайда:

COP система Одной из наиболее популярных разновидностей EFS-систем является так называемая COP система (Coil on Plug - "катушка на свече") - в этой системе катушка зажигания ставится прямо на свечу. Таким образом, стало возможным полностью избавиться еще от одного не вполне надежного компонента системы зажигания - от высоковольтных проводов

51 слайд

Описание слайда:

52 слайд

Описание слайда:

53 слайд

Описание слайда:

54 слайд

Описание слайда:

55 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ первичная обмотка катушки присоединена к контактам 1 и 3 разъёма. 0,5 Ом - норма. Если показаний нет, то проверяют качество подключения щупов к контактам катушки и правильность подключений (нам нужны крайние выводы разъёма катушки) , если всё равно нет показаний, то первичная обмотка в обрыве и ИКЗ неисправна.

56 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ проверяя вторичную обмотку катушки переключатель мультиметра переводят в положение 2000 кОм, щупы мультиметра необходимо подключить соблюдая полярность - красный к пружинке внутри резинового колпачка, чёрный к среднему (2) контакту разъёма.

57 слайд

Описание слайда:

Система статического синхронного зажигания с двухвыводными катушками зажигания (одна катушка на две свечи) - DFS (нем. Doppel Funken Spule) система Кроме систем, с индивидуальными катушками, используются и системы, где одна катушка обеспечивает высоковольтный разряд на двух свечах одновременно. При этом получается, что в одном из цилиндров, который находится в такте сжатия, катушка дает "рабочую искру", а в сопряженном с ним, который находится в такте выпуска) дает "холостую искру" (поэтому такая система часто называется системой зажигания с холостой искрой - "wasted spark").

58 слайд

Описание слайда:

59 слайд

Описание слайда:

Система статического синхронного зажигания с двухвыводными катушками зажигания (одна катушка на две свечи) - DFS (нем. Doppel Funken Spule) система Рабочая искра Холостая искра

60 слайд

Описание слайда:

Система статического синхронного зажигания с двухвыводными катушками зажигания (одна катушка на две свечи) - DFS (нем. Doppel Funken Spule) Катушки зажигания в системе DFS могут устанавливаться как отдельно от свечей и связываться с ними высоковольтными проводами (как в системе EFS), так и прямо на свечах (как в системе COP, но в этом случае высоковольтные провода все равно используются для передачи разряда на свечи смежных цилиндров - условно такую систему можно назвать "DFS-COP"

61 слайд

Описание слайда:

62 слайд

Описание слайда:

63 слайд

Описание слайда:

Отсоединяем высоковольтные провода от разъемов вторичной обмотки катушки зажигания

64 слайд

Описание слайда:

Подключаем к выводам первичной обмотки катушки омметр и измеряем ее сопротивлениеУ исправной катушки сопротивление первичной обмотки должно быть в пределах 0,4–0,5 Ом.

65 слайд

Описание слайда:

Подключают к высоковольтным выводам омметр и замеряем сопротивление вторичной обмотки катушки

66 слайд

Описание слайда:

67 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ 1 - контактная (штекерная) гайка; 2 - изолятор; 3 - оребрение изолятора (барьеры тока); 4 - контактный стержень; 5 - корпус свечи; 6 токопроводящий стеклогерметик; 7 - уплотни-тельное кольцо; 8 - центральный электрод с медным сердечником (биметаллический); 9 - теплоотводящая шайба; 10 - тепловой конус изолятора; 11 - боковой электрод ("массы"); h - искровой зазор.

68 слайд

Описание слайда:

69 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Серо-коричневый цвет и легкий износ электродов. Калильное число свечей соответствует типу двигателя и общему его состоянию.

70 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Замасливание свечи вызывается износом маслоотражательных колпачков. Масло попадает в камеру сгорания через изношенные направляющие клапанов или поршневые кольца. Вызывает пропуски зажигания, затрудняет запуск и приводит к нестабильности работы двигателя.

71 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Мягкие коричневатого цвета отложения на одном или обоих электродах свечи. Источником их образования являются применяемые присадки к маслу и/или топливу. Чрезмерное накопление может привести к изоляции электродов и вызвать пропуски зажигания и нестабильную работу двигателя при ускорении.

72 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Скругление электродов с небольшим скоплением отложений на рабочем конце. Цвет нормальный. Приводит к затруднению запуска двигателя в холодную влажную погоду и повышению расхода топлива.

73 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Изолятор имеет белый цвет, но может быть и загрязнен вследствие пропусков зажигания или попадания в камеры сгорания посторонних частиц. Может привести к выходу двигателя из строя. Возможные причины НЕ соответствует калильное число, угол опережения зажигания, смесь слишком обеднена, закупорена система охлаждения,ненормально функционирует система смазки.

74 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ После пропусков зажигания в течение длительного промежутка времени отложения могут разрыхляться при сохранении рабочей температуры в камере сгорания. При высоких скоростях отложения хлопьями отрываются от поршня и налипают на горячий изолятор, вызывая пропуски зажигания.

75 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Изолятор имеет желтоватый цвет и полированный вид. Говорит о внезапном повышении температуры в камерах сгорания при резком ускорении. Обычные отложения при этом оплавляются, приобретая вид лакового покрытия. Приводит к пропускам зажигания при высоких скоростях движения.

76 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Механические повреждения свечи зажигания могут быть вызваны попаданием посторонних материалов в камеру сгорания или возникнуть при ударе поршня о слишком длинную свечу. Приводят к отказу функционирования цилиндра и к повреждению поршня.

77 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ: Изоляторы могут оказаться сколотыми или треснутыми. К повреждению изолятора может привести также неаккуратная техника регулировки свечного зазора. Может привести к повреждению поршней.

78 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Свечи зажигания можно проверить следующим способом: отключают разъемы форсунок на время проверки (для защиты катализатора и лямбла-зонда); извлекают свечу из двигателя и подключают к одному из высоковольтных проводов распределителя зажигания, обеспечив зазор 5...6 мм корпуса свечи с бортовой «землей» (для защиты усилителя зажигания); коротко проворачивают двигатель стартером и визуально убеждаются в высоком качестве сформированной искры (голубая и «толстая»); аналогично проверяют все остальные свечи зажигания. Практика эксплуатации показывает, что ресурс свечей составляет 15...20 тысяч километров пробега. Признаком отказа свечей являются пропуски зажигания и, как следствие, «провалы» и потеря мощности в режиме полной нагрузки.

79 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Свечи зажигания требуют регулярной очистки и регулировки зазора между электродами. При интенсивной эксплуатации автомобиля эти операции следует производить приблизительно через каждые 10 тыс.км. Если же годовой пробег автомобиля не превышает 10-15 тыс.км, то очищать свечи и регулировать зазор рекомендуется дважды в году - перед началом летнего и зимнего эксплуатационных сезонов. Для очистки свечей нельзя применять острые металлические предметы, так как ими легко повредить или поцарапать изолятор. На поцарапанном же конусе изолятора ускоряется и усиливается нагарообразование, а нагар шунтирует электроды, свеча перестает работать. Подходящий инструмент для очистки свечей - щетка из тонкой стальной проволоки.

80 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Химический способ очистки свечей зажигания. 1) Обезжирить свечи промывкой в бензине. 2) Просушить. 3) Погрузить в горячий 20%-ный водный раствор ацетата аммония (другое название - уксуснокислый аммоний). 4) Выдержать в этом растворе в течение 25-30 мин при температуре не ниже 90° С (можно при слабом кипении раствора). 5) Прочистить свечи жесткой волосяной или капроновой щеткой. 6) Хорошо промыть горячей водой. 7) Просушить. Эту работу следует проводить на открытом воздухе, так как из горячего раствора выделяются пары уксусной кислоты.

81 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ 1 - выключатель, 2 - индукционная катушка, 3 - наконечник, 4 - испытуемая свеча, 5 - корпус, 6 - искровой разрядник, 7 - штуцер, 8 - распределительная камера, 9 - диафрагма, 10 - крышка корпуса, 11 - штифт, 12, 13, 14 - винты, 15 - фильтр, 16 - винт крепления крышки, 17 - крышка манжеты, 18 - отражательный диск, 19 - манжеты, 20 - крышка камеры, 21 -пескоструйная камера, 22 - слой песка, 23 - насадка, 24 - отверстие для обдува проверенной свечи, 25 - манометр, 26 - заглушки, 27 - смотровое окно, 28 - воздушная камера

82 слайд

Описание слайда:

ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Очистку свечи от нагара выполняют мелким кварцевым песком. Для этого свечу вставляют в отверстие сменной резиновой манжеты 19, установленной под крышкой 20 пескоструйной камеры 21. При вывинчивании винта 14 сжатый воздух под давлением проходит через слой песка 22 в насадке 23, захватывая его, ударяется о загрязненную поверхность свечи и очищает ее от нагара. В боковых стенках насадки есть отверстия, через которые песок засасывается во внутреннюю полость насадки при движении воздуха. Из пескоструйной камеры сжатый воздух выходит наружу через окна в крышке 20, песок же задерживается сеткой и матерчатым фильтром 15.

Неисправности возникающие в приборах системы зажигания , могут вызвать затрудненный пуск или невозможность пуска двигателя, перебои в работе цилиндров, снижение мощности и экономичности двигателя. При одном неработающем цилиндре расход топлива возрастает до 30% в четырехцилиндровом и до 15% в восьмицилиндровом двигателе при значительном снижении мощности.

  1. Двигатель невозможно пустить при следующих неисправностях: сильно окислены или загрязнены контакты прерыватели, очень малый зазор между контактами, замкнуты электроды конденсатора, обрыв добавочного сопротивления в цепи первичной обмотки катушки, неисправен включатель зажигания, пробит транзистор коммутатора, пробита изоляция вторичной обмотки катушки зажигания.
  2. Перебои в работе цилиндров двигателя возникают вследствие неисправности свечей зажигания, очень малом и большом углах замкнутого состояния контактов прерывателя, потере упругости пружины рычажка прерывателя, износе выступов кулачка прерывателя, пробое диэлектрика конденсатора без замыкания электродов, нарушении контакта в креплении конденсатора, неисправной катушке зажигания.
  3. Снижение мощности и экономичности двигателя им плвается неисправностями свечей зажигания, окислением конактов прерывателя, малым или большим углом замкнутого состояния контактов прерыватели, нарушением регулировки центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, нарушением герметичности вакуумного регулятора.

При замасленные контакты прерывателя протирают плотной тканью, смоченной в бензине. Окисленные контакты зачищают стеклянной бумагой зернистостью 140-170 или абразивной пластинкой. Увлажненные контакты прерывателя транзисторной системы зажигания протирают слабым раствором лимонной кислоты. Угол замкнутого состояния контактов прерывателя регулируют изменением зазора между контактами.

Неисправные конденсатор, катушку зажигания, свечи и включатель зажигания заменяют. В случае пробоя транзистора не прерывается ток низкого напряжения при разомкнутых контактах прерывателя и выключенном включателе зажигания, а стрелка амперметра не отклоняется на нуль.

При техническом обслуживании системы зажигания исправность действия и работу приборов проверяют как на автомобиле, так и на контрольно-испытательных стендах.

Позволяет проводить следующие работы:

  • определение степени окисления контактов прерывателя по падению напряжения на контактах;
  • определение натяжения пружины рычажка прерывателя;
  • измерение и регулировку угла замкнутого состояния контактов прерывателя;
  • определение степени изноза выступов кулачка прерывателя;
  • проверку работы и регулировку центробежного регулятора опережения зажигания;
  • проверку работы, герметичности и регулировку вакуумного регулятора опережения зажигания;
  • испытание конденсаторов и катушек зажигания.

Установка зажигания автомобиля

От правильной установки зажигания зависит мощность, экономичность и устойчивость работы двигателя.

Зажигание устанавливают в следующей последовательности:

  1. Установить поршень первого цилиндра в конце такта сжатия; при этом совместить: у двигателей ЗМЗ-66 - указатель на картере маховика с четвертым делением, не доходя до стального шарика, запрессованного в маховик; у двигателей ЗИЛ-131 - риску с делением 9° на указателе, расположенном на датчике ограничителя оборотов, с отверстием на шкиве коленчатого вала.
  2. Отъединить трубку от вакуумного регулятора.
  3. Вращением двух гаек октан-корректора установить острие подвижной пластины на нулевое деление шкалы.
  4. Ослабить болт крепления октан-корректора к корпусу прерывателя-распределителя.
  5. Проверить состояние контактов прерывателя и в случае необходимости зачистить их абразивной пластинкой или надфилем.
  6. Поворотом корпуса прерывателя-распределителя установить наибольший зазор между контактами прерывателя, проверить и в случае необходимости отрегулировать нормальный зазор (0,3-0,4 мм) между ними.
  7. Повернуть корпус прерывателя-распределителя против вращения кулачка до начала размыкания контактов прерывателя и закрепить болт крепления октан-корректора.
  8. Присоединить трубку к вакуумному регулятору.
  9. Установить на место ротор и крышку распределителя и присоединить к свече первого цилиндра провод от того бокового электрода крышки, против которого расположен электрод ротора. Остальные провода присоединить к свечам зажигания согласно порядку работы цилиндров двигателя.
  10. Проверить правильность установки зажигания, для чего:
    а) прогреть двигатель и на ровном горизонтальном участке дороги довести скорость нормально нагруженного автомобиля на прямой передаче до 25-30км/ч;
    б) резко нажать на педаль управления дросселем карбюратора до отказа; при правильной установке зажигания во время разгона до 50 км/ч должны быть слышны кратковременные слабые детонационные стуки;
    в) если стуков нет, увеличить опережение зажигания путем поворота корпуса прерывателя-распределителя на одно деление шкалы октан-корректора в направлении, противоположном вращению ротора, при помощи гаек октан-корректора; при продолжительных стуках уменьшить опережение. Затем снова проверить правильность установки зажигания.

Такую проверку установки зажигания при движении автомобиля следует производить при смене сорта бензина, после регулировки карбюратора, регулировки зазора между контактами прерывателя и регулировки центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания.

В техническое обслуживание системы зажигания входит проверка установки момента зажигания, очистка свечей зажигания от нагара и их замена, проверка целостности и изоляции высоковольтных проводов. При техническом обслуживании бесконтактной системы зажигания необходимо проверить чистоту и крепление всех приборов и проводников. Наружную и внутреннюю поверхности крышки датчика-распределителя и ротора-распределителя необходимо тщательно очистить, как и электроды боковых клемм и токоразносную пластину ротора. Также необходимо протирать корпус электронного коммутатора и катушку зажигания, проверять надежность крепления соединений в электрических цепях низкого и высокого напряжения и целостность защитных колпачков всех соединений.

Кроме того, необходимо проверять плотность посадки клемм проводов на полную глубину в наконечниках свечей и крышки датчика-распределителя. Свечи в системах зажигания необходимо заменять согласно моторесурса, установленного заводом-изготовителем, а при замене следить за соответствием марки свечей зажигания относительно двигателя.

Если цвет изолятора свечи зажигания от светло-серого до светло-коричневого, корпус чистый, электроды не изношены, то это говорит о соответствии свечи данному двигателю и его нормальной работе. Черный сухой нагар на свече означает, что она не соответствует данному двигателю либо переобогащена рабочая смесь. Выгоревшие электроды указывают на перегрев свечи, вызванный ее несоответствием данному двигателю, либо на применение низкооктанового бензина или неверную установку момента зажигания.

Отказ в работе системы зажигания может быть вызван следующими причинами:

Ток не проходит через контакты прерывания (загрязнены, окислены или пригорели); образовался бугорок и кратер на контактах; слишком большой зазор между контактами или ослабление прижимной пружины; не размыкаются контакты прерывателя (нарушена регулировка зазора); изношена текстолитовая подушечка или втулка рычажка прерывателя;

Ослаблено крепление или окислены наконечники проводов в цепи низкого напряжения, обрыв в проводах или замыкание их с массой;

Неисправен выключатель зажигания;

Из-за короткого замыкания пробит конденсатор;

Обрыв в первичной обмотке катушки зажигания;

Не подается высокое напряжение к свечам зажигания (неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения, провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция);

Износ или повреждение контактного уголька, зависание его в крышке распределителя зажигания;

Утечка тока через трещины или прогары в роторе распределителя зажигания, либо через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки;


Обрыв или замыкание на «массу» вторичной обмотки катушки зажигания;

Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к контактам крышки распределителя зажигания;

Зазор между электродами свечей не соответствует норме или замаслены свечи зажигания; свечи зажигания повреждены из-за трещин на изоляторе;

Неправильная установка момента зажигания.

Если двигатель не развивает полной мощности, возможными причинами неисправности могут быть: неправильная установка момента зажигания; большой износ втулки подвижного контакта прерывателя.

Порядок выполнения работы

1. Соберите схему и установите и закрепите трамблер во фланце электропривода, на передней панели стенда, заданной преподавателем системы зажигания

2. Подключите вакуумную трубку к вакуумному регулятору опережения зажигания.

3. Рассоедините высоковольтные провода по свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров четырех цилиндрового двигателя внутреннего сгорания: 1-3-4-2

4. Установка и проверка момента зажигания с помощью стробоскопа

5. Для проверки и установки угла опережения зажигания, произведите подключение стробоскопа к системе зажигания стенда

Датчик искры стробоскопа подключите к высоковольтному проводу первого цилиндра согласно номера на крышке трамблера

6. Направьте мигающий поток света стробоскопа на шкив двигателя, если момент зажигания установлен правильно, то на холостых оборотах видимая метка ВМТ на окне стенда должна находиться напротив метки необходимого угла опережения зажигания на шкиве двигателя.

7. Ослабить гайку крепления трамблера и поверните его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус трамблера поверните против часовой стрелки, а для уменьшения - по часовой стрелке

8. Затяните гайку крепления трамблера и вновь проверьте установку момента зажигания.

Технические обслуживание элементов системы зажигания (прерыватель-распределителя, катушки, коммутатора и свечей зажигания) осуществляется при каждом очередном ТО-2 автомобиля с углубленным диагностированием технического состояния. При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) и ТО-1 проверяется работоспособность выключателя зажигания, надежность электрических контактов, состояние высоковольтной изоляции и крепления всех приборов зажигания.

Трущиеся детали распределителя в процессе эксплуатации подвержены наносам и нуждаются в систематическом смазывании. К таким деталям относятся подшипники валика и вакуумного автомата опережения зажигания, детали центробежного автомата, ось рычажка и кулачковой муфты.

Правильность установки угла опережения зажигания в эксплуатации можно проверить на слух при движении автомобиля на прямой передаче со скоростью 50 км/ч. Если резко нажать на педаль газа и при этом возникнет легкое постукивание с поcледующим быстрым его исчезновением, то зажигание установлено правильно.

Значительное количество прерываний тока в цепи первичной обмотки катушки - зажигания приводит к подгару и электроэрозии контактов прерывателя в контактной (классической) системе зажигания, что в конечном счете увеличивает сопротивление в первичной цепи катушки зажигания и уменьшает угол замкнутого состояния контактов. Если своевременно не очищать от нагара и грязи контакты прерывателя и не соблюдать зазор, увеличивается интенсивность износа прерывателя и ухудшаются энергетические характеристики системы зажигания.

В процессе эксплуатации необходимо содержать высоковольтные детали системы зажигания в чистоте и не допускать попадание на них влаги, пыли и грязи, что может привести к частичному шунтированию и утечке тока, пробою высоковольтных деталей или поверхностному перекрытию.

Чтобы избежать выгорания гнезд в высоковольтных деталях, высоковольтные провода должны быть достаточно хорошо закреплены и посажены в гнезда крышки распределителя, катушки зажигания и наконечников свечей зажигания.

Найти место отказа в системе. зажигания на автомобиле можно контрольной лампой, последовательно проверяя элементы первичной цепи системы зажигания, а затем, если первичная цепь исправна, а искра между проводом высоковольтного вывода катушки зажигания и "массой" отсутствует, то место отказа - во вторичной цепи (при исправной батарее).

Исправность свечей зажигания на 4-цилиндровых двигателях проверяется последовательным отсоединением высоковольтных проводов от периферийных гнезд крышки распределителя. Отключение нормальной свечи приводит к перебоям (ухудшению) в работе двигателя. Отсоединение неисправной свечи практически (на слух) не изменяет характера работы двигателя. Кроме того, неисправная свеча при работе двигателя нагревается меньше, чем работоспособные.

Наибольший объем работ по проверке технического состояния и техническому обслуживанию системы зажигания приходится на распределитель. Периодичность технического обслуживания распределителей зависит от их типа и категории условий эксплуатации автомобилей, на которые они установлены. Все типы распределителей при каждом четвертом ТО-2 рекомендуется подвергать углубленному техническому обслуживанию со снятием с автомобиля, причем распределители, работающие в классической и контактно-транзисторной системах зажигания, имеют различный объем работ.

Особое внимание уделяется проверке состояния высоковольтных деталей: крышки и ротора. Крышка распределителя не должна на поверхности иметь трещин, пробоя или перекрытия изоляции грязью. Центральный уголек должен свободно перемещаться в посадочном гнезде. Наружная и внутренняя поверхности крышки должны быть очищены от следов грязи, масла или влаги, а также очагов подгара на боковых контактах ветошью, смоченной в бензине.

Контакты прерывателя должны быть чистыми и не иметь подгара. Подгар этот удаляют абразивной пластинкой из комплекта инструмента водителя, а затем протирают их ветошью, смоченной бензином. При большом и асимметричном износе контактов рычажок и стойку прерывателя заменяют комплектно.

Усилие прижатия контактов прерывателя замеряется динамометром в момент размыкания контактов и сравнивается с установленным нормативом. Для замера усилия параллельно контактам прерывателя включают контрольную лампу. Зацепив динамометр за конец подвижного контакта, надо плавно потянуть в направлении, перпендикулярном рычажку подвижного контакта, до загорания контрольной лампы. В этот момент надо зафиксировать положение указателя на динамометре. Оно должно соответствовать нормативу.