Техосмотр — выдача карты с результатами диагностики транспорта, подтверждающая работоспособность авто.
Получить полис ОСАГО невозможно без наличия техосмотра, равно как и вождение транспорта без этих бумаг строго наказывается сотрудниками ГИБДД.
Закон о техосмотре претерпел значительные изменения более, чем по 60 пунктам. Как же теперь выглядит процедура техосмотра и нужен ли он вообще?
В России имеется административная ответственность в виде штрафов за вождение транспорта без техосмотра. Не все это знают, но не каждого водителя могут оштрафовать сотрудники ГИБДД при обнаружении отсутствия диагностической карты.
Штрафы назначаются:
Автолюбители из этих категорий могу быть наказаны штрафом в размере 500 — 800 руб .
Всем остальным водителям штрафы за отсутствие техосмотра не назначаются.
При этом, забывать про прохождение техосмотра все же нельзя, законом предусмотрены иные меры для подталкивания водителя к обязательному диагностированию.
Дело в том, что получить полис ОСАГО без диагностической карты теперь нельзя . А уже за езду без страховки , которые мало понравятся водителям.
В отношении оформления полисов ОСАГО закон также претерпел некоторые изменения. Ранее заключение договора ОСАГО было возможно только если до окончания срока действия диагностической карты осталось не менее полугода. Теперь сделать ОСАГО могут все водители, имеющие талон о прохождении техосмотра, даже если его срок истечет на следующий день после получения полиса.
Но не для всех. К сожалению, транспортные средства по-прежнему подлежат обязательной диагностике, так что процедуру техосмотра планово придется проходить автовладельцам так же, как и раньше.
Введение обязательного техосмотра в РФ обусловлено печальной ситуацией на дорогах — почти половина аварий происходит из-за неисправности различных механизмов транспорта. Необходимость следить за состоянием авто нацелена, в первую очередь, на самих водителей, а также на окружающих людей, которые могут попасть под удар при ДТП.
Однако некоторые автовладельцы остаются в стороне от хлопот с техосмотром .
Определить, нужно ли проходить осмотр, можно по следующим пунктам:
Владельцы транспорта, подпадающего под данные критерии, освобождаются от необходимости получать диагностическую карту . Все остальные автолюбители, по-прежнему, обязаны проходить техосмотр в стандартный срок.
Это интересно! Новые ТС, не достигшие трехлетнего возраста не только не должны проходить техосмотр, владельцам не выдается талон о состоянии авто, т.к. этот транспорт в принципе не подлежит досмотру.
Практика покупки талона о техосмотре вместо прохождения диагностики распространена, особенно широко она использовалась ранее. Суть в том, что автовладелец платит сумму, равную стоимости настоящего техосмотра, но при это просто получает диагностическую карту на руки.
Конечно, сделать диагностику автомобиля лучше по-настоящему, и на это есть несколько причин:
Прохождение техосмотра – необходимая процедура. Да, закон усовершенствован, и некоторые категории водителей имеют право не проходить диагностику автомобиля в первые 3 года после покупки нового ТС. И штрафов водителям более старых авто не назначают, однако техосмотр нужен, в первую очередь самим водителям для безопасного передвижения по дорогам для себя и окружающих.
Техосмотр напрямую связан с обязательным страхованием автомобиля - ОСАГО. И если до 2012-го года без полиса ОСАГО нельзя было пройти техосмотр, то на сегодня действует обратный принцип: без пройденного техосмотра ни один страхователь не имеет права выдать страховой полис.
И в связи с этим существуют две штрафные ситуации для водителя: когда он не прошел техосмотр и в связи с этим не получил страховку, и когда страховка есть, но техосмотр был просрочен не был пройден вовсе.
Когда водитель выезжает на автомобиле без страховки и техосмотра, он рискует не только попасться на пост ГИБДД и получить штраф, но и просто попасть в ДТП, и лишиться страховых выплат. А техосмотр может помочь заблаговременно выявить неисправности, которые могут спровоцировать аварию. Однако если эти вещи вполне могут и не произойти, то обычной проверки документов не избежать. И соответственно водителю будет грозить штраф.
А еще существует административный штраф за езду без обязательного страхования ОСАГО, который добавится к штрафу за отсутствие техосмотра. И исходя из второй части статьи 12.37 КоАП РФ, его размер составляет 800 рублей. Данный штраф применяют не только в этом случае, а и при любом раскладе отсутствующего ОСАГО, даже при просроченном полисе.
12.37 статья КоАП РФ. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
А сам штраф за езду без государственного технического осмотра регламентируется статьей 12.1 КоАП РФ (пункт 2), и составляет от 500 до 800 рублей. Конечно, его нельзя назвать сильно большим, но получить его вряд ли кому-то захочется.
Но стоит обратить внимание, что исходя из нынешних ПДД техосмотр требуют далеко не ото всех автомобилистов, и многих попросту не станут проверять. И даже если у них действительно просрочен техосмотр или диагностическая карта будет вовсе отсутствовать, они смогут избежать наказания.
Такие случаи бывают реже, но все же проскакивают. Конечно, на первый взгляд такого просто не может быть, ведь ясно дает понять, что без пройденного техосмотра заключить договор страхования невозможно. Однако некоторые страховщики могут продавать полисы и без техосмотра, но поскольку это незаконно, то можно не дождаться выплат при страховом случае.
Также крупные страховые компании могут предоставлять полисы по соглашению, что техосмотр будет пройден в ближайшее время, например - 10 дней. И если такое соглашение не будет исполнено, то страховых выплат нарушителю также не дождется.
И также техосмотр может быть попросту просрочен, а страховка на данный момент будет действовать. Такие случаи бывают несколько чаще, ведь забыть пройти очередной техосмотр проще, чем продлить полис ОСАГО.
В обеих ситуациях будет взыскан только штраф за отсутствие техосмотра. И, соответственно, это коснется только тех, для кого техосмотр обязателен, и наличие диагностической карты всегда проверяется сотрудниками ГИБДД.
Конечно, хоть техосмотр и не проверяют так же жестко, как раньше, когда диагностическая карта была обязательной для каждого автомобилиста, это не отменяет саму важность планового техосмотра. Если автомобиль находится в плохом состоянии, то это прямая угроза для всех водителей вокруг, а техосмотр поможет этого избежать.
При помощи техосмотра государство заботится о безопасности водителей на дорогах, устанавливая подобные требования к автомобилям. Хоть и немногие любят его проходить, без него на сегодня не обойтись, ведь как уже было сказано ранее - без техосмотра по закону невозможно получить страховку, а это грозит нарушением пункта 2.1.1 статьи 2 ПДД , который подразумевает езду с необходимыми документами, в том числе и страховым полисом ОСАГО (о том, какой штраф предусмотрен за езду без документов, читайте , а из вы узнаете о том, как долго можно ездить на авто без документов законно).
Процедуру технического осмотра проводят только специальные аккредитованные операторы, которые работают в спец. государственных организациях. Без них пройти осмотр и получить диагностическую карту не получится.
На самом осмотре проверяют работоспособность всех основных систем автомобиля: осветительные приборы, тормозную систему, систему выпуска отработанных газов и т.п. И даже если водитель на все сто процентов уверен в своей машине, пренебрегать такой профилактикой никогда не стоит.
На сегодня осталось не так много категорий транспортных средств, водителям которых проходить техосмотр обязательно, и без которого будет наложен штраф. И к этим категориям, прохождение ТО для которых обязательно, относятся:
В случае с этими транспортными средствами, с точки зрения государства техосмотр более важен, ведь в случае неисправностей могут пострадать куда большее количество людей, чем при поломке любого другого вида транспорта. И поэтому правила техосмотра для них более строгие. Водители же будут нести административную ответственность за нарушение.
Соответственно все остальные категории автомобилей не проверяются инспекторами ГИБДД на факт прохождения техосмотра. И поэтому многие водители могут ездить, не заботясь о своевременном прохождении данной процедуры, по крайней мере до того момента, пока им не понадобится продлевать полис ОСАГО.
Но исходя из периоды прохождения этой процедуры следующие: после первого техосмотра отсчитывается три года до следующего, следующие два осмотра происходят раз в два года, а все остальные — каждый год. А для вышеописанных категорий с более жесткими требованиями технический осмотр полагается каждые шесть месяцев.
Никто не захочет, чтобы вместе с ним по трассе ехал автомобиль, который имеет неполадки, к примеру, с тормозной системой. Это опасно и для самого водителя, и для окружающих. На сегодня многие водители пренебрегают техническим состоянием своего автомобиля. Некоторым просто все равно на поломки, так как они не часто ездят, а другие самоуверенно полагают, что их «ласточка» ездит как надо и ничего плохого не произойдет.
Государственный обязательный техосмотр в этом плане выручает водителей, уменьшая количество аварийных случаев. И пока количество безответственных автовладельцев не станет настолько минимальным, насколько это возможно, обязательный техосмотр останется актуальным.
Для техосмотра понадобятся документы:
Других документов операторы техосмотра требовать не в праве.
Помимо документов следует обратить внимание на:
Также стоит обратить внимание, что есть распространенная причина, по которой можно не пройти техосмотр - трещина на лобовом стекле. Но если при этом она не находится на половине стекла водителя, и не попадает в зону стеклоочистителя, то техосмотр получится пройти.
Как уже было сказано выше, техосмотр и наличие диагностической карты является обязательным только для определенных категорий автомобилей. И только водителям таких групп транспорта будет грозить штраф за отсутствие техосмотра.
Для всех остальных водителей категории B (кроме такси) штраф за не пройденный или просроченный техосмотр отменен. И инспекторы ГИБДД даже не должны спрашивать наличие диагностической карты - это будет считаться неправомерным.
Многим автомобилистам техосмотр по факту нужен только для получения обязательного страхования, без которого им не получится пользоваться своим автомобилем. Но техосмотр важен не только из-за штрафа, а из-за безопасности на дороге, поэтому пренебрегать им будет крайне безответственно. Особенно это касается тех категорий автомобилей, которые несут большую опасность, и без техосмотра они получат штраф.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
До недавних пор технический осмотр автомашины являлся обязательным практически для всех водителей. Но сейчас штраф за отсутствие техосмотра выписывается далеко не во всех случаях. При этом изменение в требованиях законодательства отнюдь не означает, что контроль за техническим состоянием автомобиля отменен. Любой водитель, как и прежде, должен следить за исправностью своей машины, иначе его ожидают уже другие проблемы. Это касается, в первую очередь, оформления полиса ОСАГО.
Чтобы ответить на вопрос, сколько можно ездить с просроченным техосмотром, следует учесть, что водитель, пренебрегающий проверкой исправности своего автомобиля, рано или поздно всё равно получит штраф за отсутствие полиса ОСАГО. Ведь без техосмотра оформить страховку водитель не сможет.
До 2012 года при осмотре состояния автомобиля выдавался специальный талон, сейчас вместо него выписывается диагностическая карта, информация которой также вносится в электронную базу данных. Для осмотра автомобиля его владельцу необходимо обратиться в пункт технического контроля, выбрать который можно на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).
Проведение техосмотра обязательно должно сопровождаться предоставлением следующих документов:
Пункт технического контроля вправе отказать в предоставлении услуги осмотра автомобиля, если его собственник не предоставил один из указанных документов, а также если номерные знаки автомашины не соответствуют регистрационным документам.
Для оформления диагностической карты каждый год проходить техосмотр не нужно. Например, новые автомобили нуждаются в проверке лишь спустя три года после начала эксплуатации. Ежегодный техосмотр необходим лишь для автомашин старше 7 лет . Автомобили с пробегом от 3 до 7 лет могут проходить техосмотр каждые два года.
По состоянию на 2019 год отсутствие диагностической карты является основанием для выписывания штрафа только для водителей (владельцев) следующих транспортных средств:
Для владельцев остальных автомобилей наличие диагностической карты обязательно лишь при оформлении страхового полиса ОСАГО. Но поскольку этот вид автострахования является обязательным, водителю всё равно не избежать штрафа, ведь без диагностической карты полис ОСАГО ему не выдадут.
Для водителей такси, пассажирского и грузового автотранспорта штраф за езду без техосмотра в 2019 году составляет 5000 рублей. Кроме этого, нарушитель лишается водительских прав на 3 месяца.
Водитель легкового автомобиля, не имеющий диагностической карты и, соответственно, полиса ОСАГО, за отсутствие страховки будет оштрафован на 800 рублей.
Можно ли ездить без техосмотра, если есть страховка? Сама по себе такая постановка вопроса противоречива, поскольку без предоставления диагностической карты, подтверждающей факт прохождения техосмотра, оформить ОСАГО невозможно. Однако некоторые страховые компании в погоне за клиентами закрывают глаза на отсутствие у водителя необходимой документации.
Если учесть, что инспектор ГИБДД не проверяет наличие диагностической карты, то теоретически ездить без пройденного технического осмотра возможно. Но это будет являться нарушением закона.
Если же гражданина интересует вопрос, какое наказание за езду без техосмотра и страховки, то ответ на него однозначен: составляет 800 рублей. В дополнение к этому, водителю такси, пассажирского автобуса или грузовика придётся распрощаться с правами на три месяца и оплатить 5000 рублей штрафа за непройденный техосмотр.
. К заявлению нужно будет приложить квитанцию об оплате взыскания.
Ещё одним вариантом уведомления ГИБДД о проблеме с уплатой штрафа является подача обращения через официальный сайт МВД РФ. Во многих ситуациях этот способ информирования является более эффективным и быстрым, чем письменное заявление.
До начала 2012 г. штраф за техосмотр грозил всем автомобилистам, которые вовремя не прошли ТО и эксплуатировали свой автомобиль без действующей диагностической карты. Езда без техосмотра может негативно повлиять на безопасность дорожного движения и подвергнуть риску не только самого водителя, но и других участников движения. Кто должен платить штраф за езду без техосмотра в 2019 г.? Сколько составляет штраф за просроченный техосмотр? Какую реформу в сфере ТО готовит правительство и что ждет водителей в 2019-2020 гг.?
Определение техосмотру дано в ст.1 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств» №170 от 1.07.2011. Согласно законодательному акту это обследование автомобиля, его частей и оборудования на предмет исправностей и соответствия требований по безопасности. Такие проверки необходимы, чтобы удостовериться, что выбранное транспортное средство можно эксплуатировать, можно допустить к участию в дорожном движении и чтобы не получить штраф за непройденный техосмотр. Ст.15 названного закона указывает для каких ТС техосмотр необходим:
ТО осуществляется операторами, получившими государственную аккредитацию в соответствии с положениями действующего федерального закона. Владелец транспортного средства может самостоятельно выбрать любую организацию и специалиста, который осуществит проверку. Данная процедура является платной и цена может различаться в зависимости от региона проведения и самой организации. Но ценообразование также регулируется с государственной стороны благодаря Методике расчета стоимости, утвержденной Приказом ФСТ №642-а от 18.10.2011.
Единственная возможность не проходить ТО есть у автомобилистов, владеющих новым транспортным средством. С момента его выпуска не должно пройти 3 лет. Отсутствие техосмотра не станет причиной привлечения к административной ответственности. Данное правило, указанное в той же ст.15 закона, не распространяется на общественный транспорт (и такси), грузовики с массой более 3,5 т, автомобили экстренных служб, а также на машины, которые используют для перевозки опасных грузов.
ТО необходим не только для допуска автомобиля к участию в дорожном движении, но и для оформления обязательной «автогражданки». Без диагностической карты, которая является документом, подтверждающим прохождение техосмотра, ни одна страховая компания не имеет права заключать договор страхования (не касается случаев оформления страховки на срок не более 20 дней для осуществления транспортировки авто к месту регистрации). Без двух этих документов езда на автомобиле запрещена - остановка такого водителя сотрудником ГИБДД повлечет задержание ТС и штраф за отсутствие страховки и техосмотра.
В 2011 году контроль за ТО автомобилей был передан от ГИБДД страховым компаниям и с того же момента инспекторы потеряли право целенаправленно проверять наличие диагностических карт у водителей и выписывать штрафы частным лицам. Несмотря на это штрафы за техосмотр в 2019 году существуют для такси, машин, предназначенных для перевозки пассажиров, спецтехники и т.д. Наказание назначается согласно п.2 ст.12.1 КоАП РФ. Штраф за отсутствие техосмотра обойдется владельцу автомобиля минимальными затратами - 500-800 рублей.
Правительством РФ в августе 2018 года в парламент был внесен пакет документов, направленных на масштабную реформу сферы ТО. В декабре того же года Госдума в I чтении приняла законопроект, согласно которому владельца машины будут штрафовать на 2000 рублей за отсутствие ТО. Фиксировать нарушение будут дорожные камеры, а сами диагностические карты станут электронными. Новый штраф за отсутствие техосмотра можно будет выписывать только 1 раз в сутки.
После передачи контроля за ТО страховым компаниям появилась незаконная практика по покупке фальшивых документов, подтверждающих прохождение ТО. В новом законопроекте предусмотрены санкции для организаций, которые выдали подобные фальшивки - наказание не только административное, но и уголовное. Если оператор не будет иметь аккредитации, ему придется выплатить штраф в размере 300 000 рублей. В случае, если организация была аккредитована, но выдала диагностическую карту на машину, которая даже не приезжала на ТО, штрафная санкция может составить 10 000 рублей для сотрудника, а при повторном нарушении - 500 000 рублей для организации. Законопроект находится на доработке ко II чтению и будет рассматриваться депутатами уже весной 2019 года. В случае, если он будет принят, то каждому водителю, не имеющему действующего ТО, придется платить штраф за отсутствие диагностической карты.
Правила прохождения технического осмотра транспортного средства изменились; в том числе, эти изменения коснулись статей КоАП, которые предусматривают штраф за езду без техосмотра. Если раньше без талона техосмотра нельзя было совершить определенные «действия» с автомобилем, то новые поправки в законодательство предусмотрели «послабления» для водителей некоторых категорий транспортных средств.
Часть 2 статьи 12.1 КоАП устанавливает ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей, если водители следующих транспортных средств не прошли техосмотр:
Только водители вышеуказанных транспортных средств могут привлекаться к административной ответственности в виде штрафа за отсутствие талона техосмотра (диагностической карты).
Но если в нарушение данной статьи транспортное средство все равно продолжает эксплуатироваться, то при выявлении факта отсутствия прохождения техосмотра эксплуатация транспортного средства запрещается.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что сотрудники ГИБДД не имеют право требовать талон техосмотра (диагностическую карту) от владельцев иных транспортных средств. Но это не означает, что про техосмотр можно забыть!
Теперь ситуация выглядит следующим образом: без талона техосмотра или диагностической карты невозможно получить полис ОСАГО. Да, это является основанием для отказа в заключении договора ОСАГО.
До июля 2012 года действовало правило, в соответствии с которым для получения полиса ОСАГО до окончания действия техосмотра должно быть не менее 6 месяцев. Но в июле эту норму отменили: теперь вы можете страховать машину, даже если срок действия диагностической карты истечет на следующий день, и вам не имеют право отказать в заключении договора страхования.
Техосмотр проводится по правилам, утвержденным еще в 2012 году. Техосмотр не проходят в первые 3 года эксплуатации легковые автомобили массой до 3,5 тонн, полуприцепы, прицепы и мотоциклы.
На техосмотре проверяют:
Техосмотр можно пройти в любом месте, где это разрешено, независимо от места регистрации автомобиля и его владельца.
Не знаете свои права?
Давайте остановимся на сроках прохождения техосмотра для легковых и грузовых автомобилей массой до 3,5 тонн, мотоциклов, прицепов и полуприцепов:
Для грузовых автомобилей массой больше 3,5 тонн или транспорта со спецсигналами и предназначенного для обучения вождению - каждый год.
Такси, автобусы, грузовые автомобили с числом мест более 8 и специальный транспорт для перевозки опасных грузов - каждые 6 месяцев.
Если после прохождения техосмотра меняется владелец авто, то повторно проходить его не требуется, «старая» диагностическая карта считается действительной до момента истечения срока техосмотра.
Если диагностическая карта утеряна, то автовладелец может обратиться к любому оператору, проводящему технический осмотр за дубликатом. Почему к любому, а не к тому, у которого проходили техосмотр? Потому что все сведения берутся из единой автоматизированной базы. За выдачу дубликата придется заплатить 1/10 суммы техосмотра.
Если техосмотра нет или срок действия диагностической карты закончился, а вы стали виновником ДТП, то страховая компания после всех выплат пострадавшему имеет право подать на вас регрессный иск. Но данное правило распространяется только на владельцев тех транспортных средств, которым необходимо проходить техосмотр 1 раз в 6 месяцев. К остальным регресс не применяется.
Вторым негативным последствием для вышеуказанных категорий автомобилей будет наложение штрафа и запрет эксплуатации транспортного средства.
Если вы вовремя не прошли техосмотр, то каким образом вы можете быть спокойными за состояние своего автомобиля? А что если технические неисправности приведут к последствиям?
Для того чтобы избежать всех непредвиденных ситуаций, лучше всего задуматься над вопросом прохождения техосмотра. Его максимальная стоимость устанавливается в каждом субъекте РФ индивидуально. Кроме того, новыми правилами с 2012 года значительно сокращено время прохождения техосмотра.