Причина горения лампочки аккумулятора. Загорелась лампочка зарядки аккумулятора? Не стоит паниковать. Самостоятельная диагностика систем, отвечающих за заряд АКБ

Ни для кого не секрет, что при повороте ключа зажигания приборная панель автомобиля приветствует нас целым рядом вспыхнувших индикаторов и сигнальных лампочек. Все они в той или иной степени говорят нам об исправности бортовых систем и готовности мотора к старту. Одним из наиболее заметных таких индикаторов является горящий красным цветом значок аккумулятора. При отсутствии проблем пиктограмма загорится в момент включения зажигания и сразу погаснет, как двигатель запустится. Данный момент свидетельствует, что на аккумулятор пошла зарядка от генератора. А вот о том, что делать и куда бежать, если этот индикатор не погас или вдруг загорелся в дороге, мы сейчас и поговорим.

Что вам действительно нужно знать о диагностике и восстановлении систем запуска, зарядки и зажигания? Бросать детали в проблему до тех пор, пока она не исчезнет, ​​является очень дорогостоящим способом устранения неисправностей. Что, если часть окажется «дефектной?» Во многих случаях нет ничего плохого в этой детали. Магазин запасных частей обычно заменяет его по гарантии. Но если вторая часть также не может устранить неисправность, очевидно, что что-то другое виновато. Поэтому не спешите обвинять «дефектные» части, когда недавно установленная часть не работает лучше старой, или когда вы возвращаетесь.

Небольшой технический ликбез: почему возникает неполадка

Когда машина на ходу, АКБ постоянно подзаряжается от генератора напряжением 13,6–14,2 вольт. С возрастанием оборотов увеличивается и выходное напряжение генератора, что может вести к негативным последствиям и порче аккумулятора. Для решения вопроса в цепь встраивается реле-регулятор или, проще говоря, стабилизатор напряжения, снижающий силу тока до необходимых величин.

Сделайте свою диагностическую домашнюю работу, затем изолируйте неисправность и определите любые детали, которые могут потребоваться заменить. Некоторые магазины запасных частей теперь предлагают клиентам бесплатный «диагноз», если включена индикаторная лампа индикатора неисправности. Сотрудник магазина подключит устройство чтения кода или базовый инструмент сканирования к вашему автомобилю и зачитает любые коды, которые появляются. Код может дать представление о том, что происходит, но он редко говорит вам, какая часть должна быть заменена.


Горящая лампочка отсутствия зарядки аккумулятора

В результате мы имеем идущую под стабильным напряжением зарядку вашего автомобильного аккумулятора. И если на панели приборов загорелась лампочка заряда аккумулятора, то это означает, что АКБ не получает зарядку от генератора.

Поэтому не ставьте слишком много веры в диагностику запасных частей. Эти люди не занимаются ремонтом. Они занимаются производством запчастей и стремятся продавать детали своих клиентов. Независимо от того, исправляют ли эти части проблему или нет, это не является их основной задачей.

Одна вещь, о которой нужно помнить о кодах диагностических инструментов, заключается в том, что коды в основном относятся к ошибкам выбросов, а не к электрическим ошибкам. Низкая батарея или необычно низкое зарядное напряжение могут устанавливать код, но слабая батарея, плохой заземление или плохой стартер, вероятно, не выиграют.

После запуска зажигания напряжение сначала через предохранитель подаётся на сигнальную лампу заряда АКБ. После чего напряжение в 12 В проходит через диод, стабилизатор напряжения, щётку, контактное кольцо и обмотку. Далее, чем быстрее вращается ротор, тем больше увеличивается и фазовое напряжение. Это ведёт к выравниванию напряжения на контактах сигнальной лампочки, после чего она тухнет, показывая тем самым, что зарядка аккумулятора проходит в должном режиме.

Самостоятельная диагностика систем, отвечающих за заряд АКБ

Даже когда у вас есть код, вам часто приходится делать дополнительные тесты, чтобы выяснить, что вызывает проблему. Но даже если у вас есть код, специфичный для цилиндров, вы все еще не знаете, связано ли пропуски зажигания с топливом, зажиганием или сжатием. Причиной может быть загрязненная свеча зажигания, плохой провод пробки или катушка слабого зажигания. быть загрязненным или мертвым топливным форсунком. Или это может быть проблема сжатия из-за сгоревшего или изогнутого клапана, просачивающейся прокладки головки или закругленной кулачковой лопасти.


Схема включения генератора на ВАЗ 2105

Если в дороге загорелась лампа заряда аккумулятора

Едете вы себе спокойно и никого не трогаете, как самым неожиданным образом (как всегда, впрочем) загорается на панели красным цветом пиктограмма аккумулятора. Это сигнал к тому, что генератор вашего автомобиля неисправен и перестал давать ток для подзарядки, так что вся электрика теперь «сидит» лишь на аккумуляторной батарее.

Проблемой может быть не зажигание, топливо или сжатие. Или это может быть плохой аккумулятор, стартер, ключ зажигания или цепь безопасности или противоугонная система иммобилайзера, если двигатель не зацепился. Многие проблемы с приводом и запуском, связанные с зарядкой, запуском или воспламенением, могут быть вызваны низким напряжением батареи. Это простая вещь для проверки, но многие технические специалисты упускают из виду батарею как возможный источник проблем. Низкое напряжение батареи также может повлиять на подачу топлива, заставляя топливный насос работать медленнее, чем обычно.

С чем мы можем столкнуться в данном случае:

  • Оборвался ремень генератора.
    Электричество вырабатывается во время вращения оси генератора. Ось же эта приводится в движение с помощью ремня. Так что в случае обрыва ремня генераторный вал прекращает своё вращение и останавливается выработка электричества. А это ведёт к загоранию лампы заряда аккумулятора на приборной панели.
  • Вышел из строя стабилизатор напряжения на генераторе.
    Тут всё просто. Деталь накрылась медным тазом, и у нас снова не поступает ток необходимого напряжения на аккумулятор. Вопрос решается заменой вышедшего из строя элемента.
  • Сильный износ щёток генератора.
    Вал генератора снабжён графитовыми щётками, способствующими выработке электричества. Со временем они могут сильно износиться, что приведёт к снижению показателей вырабатываемого электричества и загоранию красной пиктограммы аккумулятора на приборке. Тут также необходима замена изношенных компонентов на новые.

Список возможных причин, конечно, не совсем полный. Приведены наиболее критические. Иногда могут быть ещё проблемы с диодами, окислившиеся клеммы и контакты, неполадки с предохранителем или контактом провода массы.

Это, в свою очередь, вызывает низкое давление топлива и состояние сухого топлива. Автомобильные свинцово-кислотные батареи должны храниться на уровне или близки к полной зарядке для обеспечения оптимальной производительности и долговечности. Если аккумулятор разряжен или полностью разряжен, на свинцовых пластинах внутри батареи начинают возникать нежелательные изменения. Пластины образуют слой сульфата, который сопротивляется подзарядке и уменьшает способность батареи хранить энергию. Если аккумулятор хронически снижается или разряжается, это значительно сокращает срок службы батареи.


Устройство генераторов на автомобилях ВАЗ

Что делать, если горит лампочка зарядки

Справиться самостоятельно с вышеприведёнными неисправностями где-нибудь в пути будет довольно затруднительно, разве что ремень генератора можно поменять, если вы вдруг всегда с собой возите запасной.

Среднее время автономной работы в лучших условиях составляет всего около четырех или пяти лет в большинстве автомобилей, и только около трех лет в таких местах, как Аризона и Нью-Мексико, где летние температуры обычно падают в тройных цифрах. Многие автомобилисты, которые управляют автомобилями с четырьмя, пятью или шестью годами, могут не понимать, что их батареи не работают, пока их двигатель не запускается, и они застряли.

«Загорается при включении поворотника»

Холодная погода также создает двойную нагрузку на батарею, уменьшая ее выходную мощность и увеличивая усилители, необходимые для запуска холодного двигателя. Лучший способ проверить заряд батареи - с помощью цифрового вольтметра. Полностью заряженная батарея должна читать 65 вольт. Чтение 45 вольт равно примерно 75% заряда и достаточно хорошо для дальнейшего тестирования. Что-то меньшее означает, что батарея разряжена и ее необходимо перезарядить.

Но не всё так страшно, и даже с горящей лампой заряда аккумулятора вы вполне способны продолжать движение. Просто роль источника питания полностью ляжет на плечи аккумулятора. Тем не менее даже без подзарядки аккумулятора можно будет проехать достаточное расстояние, если будете придерживаться этих простых, но необходимых в данном случае рекомендаций:

Состояние заряда батареи не сообщает всей истории, потому что полностью заряженная батарея может также быть слабым или неисправным аккумулятором, который не может обеспечить нормальный выход усилителя под нагрузкой. Состояние батареи можно определить одним из двух способов: нагрузочное тестирование с помощью тестера, который применяет откалиброванную нагрузку на батарею или путем тестирования с помощью электронного тестера «проводимости».

Тестеры проводимости посылают сигнал частоты через батарею, чтобы показать, сколько активной площади пластины доступно для удержания и подачи питания. С возрастом батареи его проводимость снижается. Шорты, размыкания и другие дефекты ячейки также влияют на проводимость, поэтому измерение проводимости дает точную индикацию состояния батареи.

  • не стоит без крайней на то причины заглушать двигатель своего автомобиля. Дело в том, что при запуске стартер потребляет довольно много электроэнергии. Так что в случае вынужденной остановки потом заводиться стоит народным методом – «с толкача».
  • лучше отказаться от включения дополнительных элементов, потребляющих электроэнергию. Да, без музыки, печки, подогрева зеркал и заднего стекла ехать будет заметно менее комфортно. Но лучше так, чем застрять где-нибудь в мороз посреди трассы.
  • также лучше отказаться от включения в тёмное время суток противотуманных фар и дальнего света.
  • для того чтобы аккумулятор не запитывался от неисправного генератора, лучше сразу отсоединить идущие от него провода и обмотать их изоляцией.

Следуя этим несложным советам, вы легко сможете доехать до ближайшего автосервиса или до родного гаража.

Многие электронные тестеры аккумуляторов также анализируют емкость аккумулятора «Холодный проворачивающий усилитель», который можно использовать для оценки оставшегося срока службы батареи. Некоторые тестеры также измеряют усилители, затянутые стартером при прокручивании двигателя, и анализируют выход зарядной системы под нагрузкой после запуска двигателя.

Батареи должны быть полностью заряжены до их установки. Также необходимо проверить систему зарядки автомобиля, чтобы убедиться, что она работает правильно и способна полностью зарядить аккумулятор. Выход зарядки генератора увеличивается пропорционально электрической нагрузке на систему зарядки и скорости двигателя. Зарядный выход управляется регулятором напряжения, который может быть установлен внутри или на задней части генератора переменного тока или где-то еще под капотом. На более новых автомобилях модуль управления трансмиссией регулирует зарядку.


Загоревшийся на панели индикатор отсутствия заряда АКБ

Список самых частых вопросов по проблеме

Немало можно встретить и дополнительных вопросов, связанных с работой лампы заряда аккумулятора. Итак, если лампа:

«Загорается при включении поворотника»

Данный момент в основном характерен для вазовской классики. В большинстве своём народ рекомендует не заморачиваться и ездить себе спокойно дальше, так как в целом система работает исправно. Но те, кто не сдался, находили проблему в барахлящем диодном мосте, кто-то зачищал контакты, кто-то рекомендовал проверить предохранители, а кто-то просто лампы менял. Что будет в вашем случае - никто наверняка не скажет.

Если генератор переменного тока перегружен, он может перегреться и выйти из строя. Сбой генератора приведет к тому, что батарея разрядится и погаснет. Симптомы проблемы с зарядкой включают в себя низкий уровень заряда батареи, тусклые фары, жесткий пуск или сигнальную лампу системы зарядки.

Многие магазины запасных частей имеют стенд для тестирования генератора переменного тока и могут тестировать генераторы переменного тока, чтобы определить, были ли они неисправны или способны разрядить их номинальную мощность усилителя. Альтернативный генератор должен иметь тот же самый или более высокий уровень усиления в качестве оригинала. Если замена комплектуется шкивом, убедитесь, что он соответствует оригиналу. Если у вашего автомобиля есть усилитель с высоким усилителем, послепродажная звуковая система, вы должны рассмотреть возможность перехода на генератор с высокой выходной заменой.

«Горит вполнакала»

«Периодически светится на холостых, пониженных/высоких оборотах»

Для начала следует проверить ремень генератора и его натяжение, далее можно грешить на диодный мост и регулятор напряжения. В случае с высокими оборотами всё дело может быть также в уставшем состоянии щёток генератора.

«Моргает»

В данном случае причину нужно искать в окислившихся или засорившихся контактах (на АКБ в том числе) и разъёмы. Так что смотрим, ищем и чистим. Также может быть неисправен регулятор напряжения. Стоит также проверить предохранители и диодный мост.

Если вы устанавливаете высокопроизводительный генератор переменного тока, также могут потребоваться кабели большой емкости, заземляющие ленты и зарядный провод. Если аккумулятор полностью заряжен, а стартер получает нормальное напряжение батареи, но не работает, стартер, вероятно, неисправен и нуждается в замене. Во многих магазинах запасных частей можно также проверить стартер, чтобы проверить обороты двигателя и усилие.

Наиболее распространенной причиной отказа стартера является продолжительная проворачивание. Это приводит к перегреву двигателя. Стартеры также изнашиваются после многих лет обслуживания, если изношены щетки, втулки или стартер. Стартеры также имеют соленоид, который направляет ток на двигатель, когда переключатель зажигания повернут в положение кривошипа. Неисправный соленоид предотвратит работу стартера. Механизм привода стартера, который входит в маховик, может также зависнуть или не дать помешать стартеру работать.

«Загорается на холодном двигателе»


Данное явление чаще сигнализирует о необходимости замены АКБ

Здесь причиной может быть аккумулятор, т. к. после холодного старта он будет потреблять тока больше обычного, посему может иметь место просадка напряжения, особенно если АКБ «дохлая». Или же дело может быть в плохих контактах или даже ремне натяжения, который может поначалу проскальзывать из-за попавшего на него тосола или какой другой жидкости.

Сменный стартер должен иметь тот же образец болта и электрические соединения, что и оригинал, и такое же количество зубьев на приводной передаче. Обращайтесь с перманентными магнитными пускателями с осторожностью, потому что магниты являются хрупкими и могут быть легко растресканы, если вы уроните стартер. Связанные предметы, которые также могут быть заменены, включают в себя кабели аккумуляторных батарей и ремни заземления двигателя.

Первичные и вторичные образцы воспламенения могут показать многое о здоровье и работоспособности системы зажигания. Изучение того, как использовать и читать шаблоны зажигания в области занимает некоторое время, но как только вы знаете, что искать диагноз становится намного проще. По существу, вы ищете существенные различия в напряжениях между цилиндрами или аномальные искровые линии, которые указывают на срабатывание катушки или проблемы с задержкой.

«Начинает гореть при включённых фарах»

Ищем возможные проблемы в диодном мосту и попутно проверяем щётки генератора на износ.

«Горит, хотя зажигание выключено»

Возможно, пробой диодов, также ещё одной причиной может быть неисправность в контактной группе зажигания и даже установленная нештатная сигнализация.

«Горит, но зарядка-то идёт!»

Тут причиной может быть пробой дополнительных диодов на диодном мосту. Бывает ещё, что причина в неисправном регуляторе напряжения. Данные моменты особенно характерны для нашей классики. Однако загвоздка может быть и в плохой массе по причине окислившихся и заржавевших контактов на корпусе машины. Решением в данном случае предлагается массу перебросить с батареи непосредственно на стартер.

Свечи зажигания в конце концов изнашиваются и могут загрязняться углеродистыми отложениями. Загрязненная заглушка может пропустить зажигание, что приведет к потере мощности и экономии топлива, а также к значительному увеличению выбросов выхлопных газов, что может в конечном итоге повредить каталитический нейтрализатор. Загрязненные или изношенные свечи зажигания могут затруднить запуск двигателя и запустить его. Замена свечей зажигания может привести к нормальной работе, но это не поможет устранить проблему пропусков зажигания, если причиной являются плохие провода проводов или слабая катушка.

Как нетрудно заметить, в подавляющем числе описанных ситуаций проблема практически всегда на поверхности. Либо что-то не так с контактами, либо подвёл предохранитель, либо диод пробитый или же неисправность стабилизатора напряжения вылезла.

Самостоятельная диагностика систем, отвечающих за заряд АКБ

Минимально желательный набор инструментов:

«Горит, хотя зажигание выключено»

Обратитесь к руководству по эксплуатации вашего автомобиля за рекомендуемый интервал замены. Если ваш двигатель имеет стандартные разъемы, подумайте о модернизации до дюбелей. Провода свечей зажигания имеют высокое напряжение от катушки или распределителя до свечи зажигания. Некоторые провода имеют пропитанные углеродным волокном нити из стекловолокна внутри, чтобы нести напряжение, в то время как другие имеют спирально намотанную «магновую» проволоку.

Проволочные провода могут ухудшаться с возрастом, вызывающим осечки, жесткий запуск и низкую производительность. Провода следует заменять, если сапоги или клеммы свободны, повреждены или корродированы, если провода треснут или искрятся, или если их внутреннее сопротивление превышает технические характеристики.

  • контрольная лампочка на 12 В;
  • пара отвёрток (как плоская, так и крестообразная);
  • нож и пассатижи;
  • наждачка для возможной зачистки контактов;
  • мультиметр.


Основные функции и возможности мультиметра

Ниже приведён план для самостоятельной диагностики и выявления возможных дефектов в работе системы зарядки АКБ. Попутно будет акцентировано внимание на моментах, указывающих на износ и выход из строя того или иного компонента/детали.

  1. Первым делом смотрим на предохранитель генератора.
  2. Следующим шагом будет проверка обмотки ротора генератора на короткое замыкание или обрывы. Для этого цепляем на контактные кольца зажимы мультиметра, переключённого на замер сопротивления. Приемлемыми числами можно считать диапазон от 1,8 до 5 Ом. Показало меньше - у вас в витках случилось короткое замыкание, видно явное увеличение - значит, присутствует прямой обрыв обмотки.
  3. Проверка ремня на целостность и натяжение. Малая отдача генератора вполне может быть связана с ослабленным натяжением приводного ремня. Ярким свидетельством этому будет хорошо слышимый свист при резком нажатии на педаль газа или разгоне.
  4. Визуальный осмотр проводки на предмет выявления повреждений изоляции и перегорания.
  5. Необходимо глазами пробежаться по корпусу самого генератора - вдруг присутствуют трещины, повреждения и ещё что.
  6. Проверка контактных колец и щёток генератора. Как вы уже знаете, щётки в процессе эксплуатации могут изнашиваться и даже перекашиваться. Наряду с этим канавки токосъёмных колец могут со временем забиваться графитовой пылью. Свидетельством тут будет чрезмерное искрение.
  7. Надо будет проверить и подшипники. На них нужно будет обратить внимание, если ваш генератор стал заметно громко посвистывать и гудеть.
  8. Определение возможной поломки статора. Чтобы правильно проверить обмотку последнего, необходимо отсоединить его от стабилизатора напряжения. Если мультиметр, переключённый на замер сопротивления, выдаёт значение, уходящее в бесконечность, то можно говорить, что у статорных обмоток отсутствует надлежащий контакт с корпусом (массой).
  9. Проверка диодов в стабилизаторе напряжения. Для данной операции также требуется мультиметр. Сначала, например, плюсовой зажим цепляется к «+» или «–» стабилизатора, а минусовой на вывод фазы. Затем нужно просто поменять зажимы местами. И если в ходе данных операций показания на мультиметре заметно разнятся, то диод не проблемный, если же нет, то он неисправен. Также окисленные контакты свидетельствуют о скором выходе из строя диодного моста.

Проверка работы генератора мультиметром (видео)

«Низкий заряд АКБ». Сброс ошибки

Самым простым способом тут будет отправиться в сервис. Во многих современных автомобилях бортовая электроника при отсутствии неисправностей и хорошем аккумуляторе со временем сама «закроет» вопрос. Можно пойти и другим путём: снять минусовую клемму АКБ минуты на три, после чего снова вернуть на место.

Если вернуться к нашему изначальному вопросу о загоревшейся лампочке зарядки аккумулятора, то данный момент в большинстве случаев свидетельствует об относительно простых проблемах: диод пробило или ремень генератора ослаб. Тем не менее решение вопроса на потом откладывать не стоит и лучше сразу заехать в сервис. Диагностика, как вы уже поняли, времени много не займёт и поможет сэкономить вам в будущем и время и деньги. Удачи всем и ровных дорог!

Так случилось что на моем автомобиле установлен генератор Г-222 (Они шли на автомобилях до 1988 года судя по документации, и некоторым сайтам). Генератор рабочий и нареканий на него нет только лампа контроля заряда АКБ никогда не горела. Дело в том что на генераторе есть вывод 15 который подключался к реле контроля зарядки РС702 Которое и коммутировало роботу лампочки контроля. Менять из за этого генератор на новый очень не хотелось, тем более что старый полностью справляется со своей роботой, а лампочка все го лишь причина не правильной коммутации. Лампочка для автомобиля очень важна, по ней можно быстро определить обрыв ремня или выход из строя генератора поэтому вопрос ее работы меня очень волновал. Когда-то я уже пытался востановить роботу лампочки но не хватило или настойчивости или знаний или хорошего совета. Думаю многие с этим столкнуться попав на сайт который ввел в заблуждение и меня.
Сайт достаточно известный www.autoprospect.ru и я не раз находил на нем нужную мне информацию но в тот раз попался.
В чем же дело спросите вы?! Рассказываю на сайте предлагают две схемы подключения с генератором 37.3701 и прочих модификаций (Нас особо не интересует)

Схема включения генератора 37.3701

И схема включения генератора Г-222 которая мне и была нужна.


Включение генератора Г-222

Не доверять именитому сайту причин не было (как оказалось зря). Вызвонил проводки, взял реле, подключил согласно схеме, а воз и ныне там… Лампочка контроля как не горела так и не горит. И я застопорился. Но потом меня надоумило поискать схемы включения на других автомобилях и я нашел схему включения генераторов старого и нового образца на автомобилях 2105-04.


Схема включения генератора 2105


Схема включения генератора Г-222 на 2105

На первый взгляд как и на схемах 2107 отличие только в реле контрольной лампы. Коричнево-белый в первом случае на генератор а во втором на реле РС-702. Но давайте взглянем повнимательней. На схеме включения нового генератора лампочка контроля с комбинированного прибора уходит оранжевым проводом на назад в блок предохранителей как и в случае с обеими схемами для 2107. А вот на второй схеме так же приходит бело-коричневый но с лампочки уходит уже не коричневый а бело-черный провод причем очень важно что уходит он на землю. Вот в том и есть весь нюанс и ошибка на схеме для 2107 и генератора Г-222.
Думаю проблема вся в том что тот кто рисовал рисунки для сайта в электрике полный ноль увидел два одинаковых на первый взгляд рисунки, нашел отличия как для него казалось только в присутствии реле РС-702 а все остальное банальный "Copy-Paste", что потом привело к головной боли.
Когда это осознаешь ошибка становится видна не вооруженным глазом.
Если еще раз посмотреть на неверную схему приведенную на сайте то видно что при срабатывании реле РС-702 у нас получается кольцо (показано красной линией) и лампочка в цепи просто не может гореть так как через нее нет цепи у нее по обеим сторонам одинаковые +12 от включенного зажигания.


Правильная схема выглядит вот так


правильная схема

Нужно оторвать второй провод от лампы который идет на +12 при зажигании и посадить его на землю чем я и занялся.


Провод на приборке идет не очень удобно, после него оранжевый еще подается на лампочку недостаточного уровня тормозной жидкости и мне пришлось разрезать дорожки.


и сделать перемычки


Маленькое лирическое отступление. Зная теперь где у меня +12 от включенного зажигания я убрал сопли от подсветки приборки которые у меня шли к желто-синему проводу кнопки от печки печки


и запаялся подсветкой прямо в приборку


Места своего вмешательства замазал цапонлаком от греха и окисления подальше.

Что и как делать решать конечно вам, но думаю моя статья некоторым из вас поможет победить проблему с лампочкой, и с экономит немалые средства на покупку нового генератора особенно если старый хорошо работает но его плохо подружили с проводкой автомобиля.
Ну и извлеките урок что и на проверенных сайтах пишут (и рисуют:)) полную ахинею, и для результата нужно проконсультироваться с несколькими источниками.