Недостаточная видимость понимается как временное положение, вызванное погодой или другими явлениями (туман, дождь, снегопад, метель, сумерки, дым, пыль, брызги воды и грязи, слепящее солнце), когда расстояние, на котором рассматриваемый объект возможно отличить от фона, составляет менее 300 метров.
Эти погодные условия оказывают существенное влияние на безопасность дорожного движения.
Еще по этому вопросу мы предлагаем эксперимент, который позволяет понять, почему высота Солнца в небе влияет на температуру как ежегодно, так и ежедневно. Эффект вызван изменением угла падения солнечных лучей, которые распространяются по большей поверхности на планете в областях, где солнце низкое, и ниже в областях, где оно выше в небе.
Деятельность: Строительство солнечных часов Существует несколько типов солнечных часов. Давайте построим по часам горизонтальный тип. Это состоит из горизонтально расположенного основания, в котором записаны часы и фракции. Обычно солнечные часы изготовлены из металла или камня. Наше предложение состоит в том, чтобы собрать простую бумагу.
Во время дождя
Основная опасность при движении в дождь - ухудшение сцепления колес с дорогой. Коэффициент сцепления на мокрых дорогах уменьшается в 1,5–2 раза, что ухудшает устойчивость автомобиля, а главное - резко увеличивается тормозной путь. Особенно опасны асфальтобетонные дороги, покрытые грязью или мокрыми опавшими листьями, когда сцепление шин с дорогой еще больше уменьшается.
Оттуда можно построить большую, которая может быть постоянно установлена во внутреннем дворике или саду. Возьмите копию рисунка ниже, приклейте его на картонной бумаге, вырежьте, установите и приклейте в указанных местах. Чтобы вести вас, используйте метод, представленный выше.
Особый бунт вызывает тот факт, что это искусственное искусство имеет начало весной. Эта очевидная преждевременность не является ошибкой. У нее есть астрономическая причина. Лето, как мы его определяем, начинается в конце декабря, в конкретный день, в котором находится солнцестояние. Этот день солнцестояния регистрируется, когда Солнце в своем ежегодном паломничестве по небу достигает своего максимального расстояния от небесного экватора к югу. Мы также можем понять, что продолжительность освещенной части дня является самой большой возможной в Южном полушарии.
Опасен только что начавшийся дождь, который делает покрытие дороги очень скользким, так как пыль, мельчайшие частицы авторезины, частицы сажи и масла из выхлопных труб автомобилей смачиваются и растекаются по дороге, создавая на ней очень скользкую, как мыло, пленку. В начале дождя надо быть особенно осторожным, обязательно снижать скорость, избегать обгонов, резкого вращения рулевого колеса и резкого торможения. По мере того как дождь усиливается и продолжается, грязная пленка смывается дождем и при продолжительном дожде коэффициент сцепления с дорогой вновь увеличивается. Бетонное и асфальтовое покрытия с обработанной специально шероховатой поверхностью, вымытые дождем, имеют коэффициент сцепления, близкий к коэффициенту сухого покрытия.
В этот день солнцестояния у нас будет самая короткая ночь в году. Таким образом, день летнего солнцестояния с периодом максимального просветления должен быть в середине лета, а не в начале. Но мы говорили о летнем времени. Ну, декабрьское солнцестояние - в южном полушарии - знаменует начало этого сезона. Это исторический факт, потому что древние могли хорошо измерить солнцестояния и равноденствия. Фактически, астрономически говоря, солнцестояние должно пониматься как высота лета.
Самые жаркие температуры года, которые некоторые могут назвать расцветом лета, происходят позже из-за того, что атмосфера Земли должна прогреться. Неудивительно, что в начале лета, поскольку мы знаем, что он укрывает середину летнего времени. Хорошо помнить, что чем дальше мы от экватора, тем резче разница между днями и ночами в течение года.
После прекращения дождя, по мере того как грязь высыхает, она вначале превращается в грязную скользкую пленку, и коэффициент сцепления также уменьшается. Снова надо быть осторожным до высыхания дороги. Грязь превращается в пыль, и коэффициент сцепления восстанавливается.
Зависимость коэффициента сцепления с дорогой от продолжительности дождя показана на рис. 1
На севере и северо-востоке эта разница настолько мала, что график не оправдывает это принятие. Те, кто не поддерживает летнее время, могут все же найти несколько негативов в их принятии. Фазы Луны Смена аспекта Луны была одним из ранних астрономических явлений, наблюдаемых с вниманием человека. Периодичность фаз с более отдаленных времен использовалась как единица времени; двенадцать месяцев происходят из двенадцати лунаций, которые происходят через год.
Фазы Луны обусловлены освещением Луны от Солнца и тем, как оно отражается на Земле. Когда Луна движется вокруг Земли и вокруг Солнца, мы видим, что освещаемая фракция Луны меняется постоянно. Он обычно делится на четыре фазы Луны: новый, четвертый полумесяц, полный и убывающий квартал.
Рис 1. Зависимость коэффициента сцепления с дорогой от продолжительности дождя:
При движении на большой скорости по мокрой дороге у легковых автомобилей наблюдается между шинами и дорогой образование водяного клина - гидроскольжение или так называемое аквапланирование . При движении по мокрой дороге с малой скоростью колеса вгоняют влагу в пазы рисунка протектора шины и выдавливают ее через шероховатости покрытия дороги, шины касаются более сухой поверхности дороги. Если вы едете за автомобилем во время дождя, то видите сразу за автомобилем сухой след от колес. При большой скорости движения и большом количестве воды на дороге колеса не успевают выдавливать влагу, и тогда под ними остается вода, колеса всплывают над поверхностью дороги. Признаком появления водяного клина является внезапная легкость в управлении рулевым колесом. Малая глубина рисунка протектора, менее указанного выше, низкое давление воздуха в шинах и гладкое дорожное покрытие асфальтированной дороги способствуют появлению аквапланирования даже при небольших скоростях движения, так как колесо не успевает выдавить воду из-под себя.
Новолуние - это момент, когда угловое расстояние между Луной и Солнцем минимально. В этой ситуации темное лицо Луны обращено к Земле, и поэтому наш спутник не виден. Полумесяц - Происходит, если смотреть с Земли, угол между Луной и Солнцем составляет 90 градусов. На этом этапе мы наблюдаем половину освещенного лица, то есть четверть Луны, которая видна с начала дня, когда она родится, до середины ночи, когда она установлена. Полная луна - возникает, когда угловое расстояние между нашим спутником и Солнце максимальное, около 180 градусов.
Теперь сторона, которую мы видим, освещала, была темной на фазе роста и наоборот. Он рождается посреди ночи, и ему становится поздно утром. Обратите внимание, что этапы являются моментами, хотя ссылка делается на новую фазу как период между новым и четвертым полумесяцем, возрастающую фазу между четвертым полумесяцем и полным и так далее. Это займет около 29, 5 дней для двух последующих новых лун. Луна занимает 27, 3 дня, чтобы совершить полный круг вокруг Земли. Эта разница объясняется тем, что через месяц наша планета также движется, так что Луне требуется 2, 2 дня, чтобы занять ту же позицию по отношению к Солнцу, что и на предыдущей фазе.
Бороться с этим явлением можно лишь снижением скорости. В этой ситуации следует применять торможение двигателем, т. е. плавно уменьшить нажатие на педаль газа. При этом надо стараться не использовать рабочие тормоза, так как вода снижает их эффективность.
Брызги грязной воды и жидкой грязи из-под колес встречных и обгоняющих транспортных средств могут мгновенно залить лобовое стекло, и какое-то время вы ничего впереди не увидите. Не теряйтесь в этой ситуации и, главное, резко не тормозите, немедленно включите омыватель и стеклоочиститель с большой частотой движения. Не вращайте рулевым колесом и плавно уменьшите нажатие на педаль газа. Через несколько секунд обзорность восстановится.
В большинстве Бразилии каждый день Луна рождается примерно на 50 минут позже, чем накануне. Любопытство относительно Луны заключается в том, что она представляет вращающееся движение вокруг себя с той же скоростью и в том же направлении, что и движение вокруг Земли. Таким образом, он всегда имеет одно и то же лицо, обращенное к Земле. Гипотетический житель Луны, обращенный к нашей планете, видит Землю всегда на одном уровне и, более того, видит на нашей планете Земля настоящие фазы: полные, ослабевающие, новые и растущие.
Упражнение: Наблюдение за движением Луны. Просматривайте фазы Луны день за днем, оценивая угол, на котором он делает Солнце. Наслаждайтесь моментом, когда Солнце садится или поднимается, потому что это намного проще. Оцените угол в четвертой, полумесячной, полной и ослабевающей фазах комнаты.
Надо учесть, когда вы проезжаете лужи на большой скорости, то возможны следующие неприятности:
Дождь изменяет вид дорожного покрытия. Светлое и матовое в сухом состоянии, асфальтобетонное покрытие становится темным и блестящим, причем заметить на такой дороге темное препятствие очень трудно. Движение в этих условиях, даже если нет никаких препятствий, утомительно. У водителя создается впечатление, что он устремляется в темную бездну, пересекаемую блестками дождевых капель, сверкающих в свете фар.
Упражнение: Модели из пенополистирола Лампа будет имитировать Солнце, а маленький пенополистирольный шарик с пятисантиметровым клипом, прикрепленным к карандашу, будет выполнять роль Луны, вытянув руку. Согласно позиции, в которой «Луна» видна относительно Солнца, мы видим различные фазы.
Примечание. Затмения, вероятно, произойдут. Это будет происходить чаще, чем в природе, потому что плоскость орбиты Луны имеет наклон, и, кроме того, наша симуляция точно не воспроизводит масштаб размеров и расстояний. При взгляде на рисунок может показаться, что Луна в новой фазе находится точно перед Солнцем или что в полной фазе Земля вступает в контакт между Луной и Солнцем. Это не всегда происходит, потому что плоскость орбиты Луны вокруг Земли наклонена по отношению к орбитальной плоскости Земли вокруг Солнца.
На мокром дорожном покрытии белая дорожная разметка становится почти невидимой днем и совершенно незаметна ночью. Обязанность водителя - настолько усилить осторожность во время дождя, чтобы она восполнила плохую видимость, и вести автомобиль плавно, без резкого изменения направления, выбирать скорость, соответствующую видимости, можно также включить передние и задние противотуманные фонари, боковое стекло поднять до упора.
Периодически, однако, если Луна находится на пересечении двух плоскостей и, кроме того, это новая или полная Луна, затмение Солнца произойдет в первом случае и Луна, во втором. Затмения Луны - Происходит, когда Земля блокирует солнечный свет, не позволяя ему добраться до нашего спутника. Даже в совокупности мы все еще можем видеть Луну, которая в этот момент приобретает красноватый или оранжевый оттенок. Это происходит из-за солнечных лучей, которые достигают атмосферы Земли и распространяются, освещая наш спутник.
В этой ситуации только красный свет может пересечь густую атмосферу и достичь Луны. Солнечные затмения - возникают, когда Луна проходит между Землей и Солнцем. Луна и Солнце представляют почти тот же угловой диаметр. Но по мере того, как расстояния между этими звездами и Землей изменяются, их угловые размеры также изменяются, так что теперь Солнце становится угловато большим, иногда Луной. Затем, затмение, которое происходит во втором случае, Луна полностью покрывает солнечный диск; является полным затмением.
В условиях тумана
Управление автомобилем в условиях тумана требует еще большего опыта, чем в дождь. Иногда туман бывает таким сильным и создает такую большую опасность, что необходимо прервать поездку и терпеливо ждать перемены погоды. Туман создает опасные дорожные условия. В аварии во время тумана участвуют десятки автомобилей, гибнет и получает увечья большое количество людей.
В первом случае небольшое кольцо останется в максимальной фазе; это кольцевое затмение. В общих затмениях наблюдатель имеет возможность видеть самые яркие звезды, а также планеты. Однако наиболее впечатляющим является наблюдение солнечной короны, светящегося ореола, обычно не однородного, которое появляется вокруг Солнца и достигает температур выше одного миллиона градусов.
Как солнечные затмения, так и лунные затмения могут быть частичными, когда даже в фазе наибольшего сокрытия все еще остается незаявленная часть. Полное затмение Солнца наблюдается только в небольшой полосе. Из этого региона затмения появятся в их расцвете еще частично. В зависимости от положения наблюдателя он не может даже засвидетельствовать затмение, хотя с солнцем над горизонтом. Уже с лунным затмением этого не происходит. Поскольку это происходит из-за тени Земли, оно не зависит от положения наблюдателя; достаточно, чтобы Луна была выше горизонта, чтобы она была видимой.
Туман сильно уменьшает зону видимости, способствует обману зрения, затрудняет ориентирование. Он искажает восприятие скорости транспортных средств и расстояние до предметов. Вам кажется, что предмет далеко (например, свет фар встречного автомобиля), а на самом деле он близко. Скорость автомобиля вам кажется маленькой, а на самом деле он движется быстро. Туман искажает окраску цвета предмета, кроме красного. Поэтому сигнал светофора красный, чтобы его хорошо было видно в любую погоду, поэтому красные автомобили считаются менее опасными.
Совокупность солнечных затмений составляет максимум семь минут; уже в лунных затмениях сумма может длиться 1 час 40 минут. Во время смещения наблюдение за Солнцем может быть выполнено только с использованием соответствующих фильтров. Без этой защиты существует опасность нанесения непоправимого ущерба глазам.
Количество затмений в течение года может варьироваться от четырех до семи, включая солнечные и лунные. Человек древности считал небо неизменным. Когда явления происходили подобно затмениям или даже проходу какой-то кометы, он, естественно, считал, что боги сердиты или что они объявляют трагедии, такие как война, голод или смерть короля.
Туман влияет на психику человека: плохая видимость, постоянное напряжение, внезапное появление из тумана другого транспортного средства, которое, казалось, было далеко, - вызывают сильное нервное напряжение у водителя. Он нервничает и допускает неверные действия по управлению автомобилем. Глаза быстро устают и снижают способность водителя реагировать на изменения дорожной ситуации. Фары совсем не освещают дорогу, их свет только врезается в туман яркими ослепляющими пучками. В тумане можно ошибиться в выборе дороги, ориентиры закрыты туманом, перекрестков не видно.
Часто затмение было приписано действию драконов, волков, свиней или змей, поглощавших Солнце или Луну. Затем волшебников или волшебников вызывали, чтобы выгнать «монстров» или «злых духов». Китайцы и индейцы, боялись, били горшки и делали много шума, чтобы отгонять монстра, который, по их мнению, проглотил звезду. Римляне воздвигли факелы к небу, пытаясь заменить источник света.
Поэтому предсказание затмений было очень важно для древних. Говорят, что китайцы, за сотни лет до Христа, смогли рассчитать затмения. Согласно легенде, астрономы Хо и Хи подвергли риску Империю за то, что не предсказали затмение. По этой причине они были немедленно выполнены.
В тумане следует:
В тумане не следует:
Существует много историй о затмениях и их последствиях. Один из них говорит нам, что в 584 году до нашей эры богини и мидяне, люди, которые жили в Малой Азии, воевали, когда произошло солнечное затмение. Эти люди, полагая, что это явление было божественным знаком, вскоре стремились к мирному урегулированию.
Другая запись эпизода, который произошел во время поездок Колумба. У Колумбуса была информация о том, что в ту ночь произойдет затмение Луны. Он пригрозил стереть его, если они не дали им еды. Когда затмение началось, индейцы незамедлительно ответили на запрос. Затмения также очень полезны для историков, поскольку они часто фиксируются летописцами и могут служить для фиксации даты важных событий. Хорошим примером для иллюстрации этой идеи является история открытия года смерти короля Франции Луи - Добра, который до недавнего времени не знал.
Не столько туман угрожает безопасности движения, сколько техника вашего вождения, используемая в условиях тумана.
Слепящее солнце
Светящее в глаза летнее солнце утомляет зрение и снижает концентрацию внимания, уменьшает обзорность. Вечером, утром и зимой, когда солнце находится низко над горизонтом, свет падает почти параллельно дороге, нагрузка на глаза значительно возрастает. Двигаться против солнца не только тяжело, но иногда и опасно. Дорога сильно блестит, отражая лучи солнца, а транспортные средства кажутся контрастно черными. Силуэты людей теряются на дороге в блеске солнечного диска, так как зрачки наших глаз сужаются, ограничивая количество пропускаемого в глаза света. За счет этого ухудшается видимость предметов, находящихся в тени.
Если дорога периодически проходит через тень, отбрасываемую придорожными объектами, то в момент попадания в тень водитель испытывает внезапное снижение видимости. Это связано с тем, что зрачки наших глаз требуют определенного времени для приспособления к резкой смене интенсивности света.
Управление автомобилем при движении против низкого солнца, как при полном его свете, так и на затемненных участках требует значительного усиления внимания. Кроме того, при движении против солнца заметно бледнеют цвета светофоров, стоп-сигналы и указатели поворотов транспорта. Вследствие этого они не привлекают ваше внимание в должной мере. А это сказывается на безопасности.
При солнце, светящем сзади, еще труднее различать сигналы светофора, а все задние фонари транспортного средства блестят отраженным светом солнца и не позволяют определить, какой фонарь горит, а какой нет. В этом случае нужно двигаться так, чтобы тень от вашего автомобиля падала на транспортное средство впереди. Тогда вам будет гораздо легче наблюдать за его задними фонарями.
Низкое солнце, светящее сбоку, водителем переносится легче, хотя также доставляет неприятности, образуя сильные контрасты теней на проезжей части.
Во всех этих случаях нужно использовать противосолнечный козырек, восстанавливающий видимость дороги. Однако не рекомендуется пользоваться темными очками, так как они ограничивают яркость освещенных участков дороги и одновременно снижают видимость мест и предметов, находящихся в тени и из-за этого недостаточно заметных.
Другие погодные явления.
Дорога становится особенно опасной во время первого снегопада (фото 1), ко-гда на проезжей части появляется утрамбованный снег и первый лед. В это время резко увеличивается число наездов на пешеходов, потому что водите-ли и пешеходы еще не успели приспособиться к изменившимся условиям движения.
Фото 1. Снегопад.
Из-за применяемых реагентов на дорогах образуется грязевое месиво, летящее из-под колес впереди идущих автомобилей прямо на лобовые стекла едущих сзади. Результат - резкое ухудшение обзорности. Постоянно включенные стеклоочистители и огромный расход стеклоомывающей жидкости плохо помогают.
Ухудшается видимость, растет число аварий. И это справедливо для всех автомобилей без исключения.
В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость. Видимость на дороге играет важную роль, так как более 90 % информации, необходимой для безопасности движения, человек получает через зрение. Глаза человека устроены так, что им надо время, чтобы привыкнуть к темноте. Но все равно ночное зрение значительно хуже дневного. При плохом освещении, в сумерках, водители не очень хорошо различают, что делается на доро-ге, к тому же, глаза плохо различают цвета. Например, красный цвет кажется темным и даже черным. Зеленый цвет выглядит светлее, чем красный. При приближении к светофору его сигналы кажутся поначалу белыми, и лишь позднее мы начинаем различать цвета. Прежде всего, становится, виден зеле-ный, затем - желтый и красный.
Хуже всего ехать в полутьме, когда только начинает рассветать или темнеть. На шоссе с трудом можно различить препятствия. В сумерках, когда длинные тени мешают различать отдельные предметы, поможет дальний свет, хотя он и кажется недостаточно интенсивным. Его не хватит для полного освещения шоссе, но он позволит заметить препятствие, неожиданно возникшее перед автомобилем.
Время реакции водителя на препятствие, возникающее на дороге в условиях пониженной видимости, увеличивается в среднем на 0,6...0,7 с и более, что объясняется необходимостью затрат времени на распознавание этого препятствия.
Ночью хоть фары помогают видеть, а в сумерках свет фар очень плохо освещает дорогу. В это время ничто не помогает, кроме снижения скорости и повышения бдительности.
Отличное знание правил дорожного движения даст уверенность на дорогах любому автолюбителю. Сегодня поднимем вопрос недостаточной видимости, и о том, какие действия должен предпринять водитель в таких условиях.
Разберемся в вопросах терминологии. Это важно, поскольку в ПДД есть два относительно схожих термина:
Характеризуется любая степень видимости за счет большого ряда факторов:
Есть и другие причины, ограничивающие видимость, но они не столь значительны. Перейдем непосредственно к терминам.
Под ней подразумевают, что видимость перед автомобилем составляет менее 300 метров по причине темного времени суток, тумана, слепящего солнца, снегопада, ливня и так далее. В этот термин вложены именно погодные условия, а также смена дня и ночи в течение суток — то есть временные ограниченные периоды.
Знаками о недостаточной видимости предупредить невозможно, поскольку это явление кратковременно и случиться оно может где угодно.
Ограниченная видимость обусловлена иными причинами. Среди них — рельеф местности, застройка, наличие зеленых насаждений, изгибы дороги, наличие обвалов и другие . В этом и различие терминов.
Иногда для тех, кто учит ПДД, понять отличие сложно, оттого и ошибки при решении простых билетов. О приближении к участку дороги с ограниченной видимостью можно предупредить дорожными знаками.
Ограниченная и недостаточная видимость — это условия, неблагоприятно влияющие на безопасность движения. Опишем, как водителям нужно вести себя в таких условиях.
Туман — одно из самых опасных явлений на дорогах. Если он плотный, движение следует прекратить. При этом происходит следующее:
Если вы столкнулись с этим явлением на дороге, следуйте правилам:
Дальний свет в туман не слепит проезжающих навстречу, но и светит он хуже ближнего.
Отрицательное действие таких погодных условий:
Слепящее солнце часто встречается не только летом, но и зимой в ясную погоду. Момент проезда после солнца в тени — это почти стопроцентная временная потеря зрения — так устроены наши глаза. Им нужно время для адаптации к условиям, а автомобиль уже вновь выехал навстречу солнцу. Как поступить в таких условиях?
Дождь — явление красивое, но безопасность на дорогах оно снижает в разы:
Самые опасные моменты — это начало явления, дождь и грязь на дорогах, а также опавшая листва в такую погоду. Как вести себя на дорогах?
Предельная осторожность — самый важный момент, он необходим и в условиях снегопада.
Если туман — явление редкое, то снегопад и гололед, им спровоцированный, знаком всем водителям до боли. Если за окнами снег, то число аварий резко возрастает. Виной тому — неосторожность водителей. Вождение в снегопад лучше осуществлять в светлое время суток. В темноте видимость падает критически. Два основных правила, о которых нельзя забывать при снегопаде:
При ограниченной видимости также стоит придерживаться этих правил. Всегда помните не только о своей безопасности, но и о пешеходах. Им в этих условиях не менее тяжело, и рискуют они сильно. На сложных участках дороги всегда проезжают медленно, даже если вы часто ездите здесь.