Способы извлечения пострадавшего из тс при дтп. Порядок извлечения пострадавших из автомобиля

Если при ЧС на автомобильном транспорте возникает пожар, то спасатели обязаны незамедлительно приступить к его ликвидации, используя все имеющиеся у них средства пожаротушения.

Примечание: Резка кузова автомобиля с применением от­резных и углошлифовальных машин, а также подобного оборудо­вания (бензорезы, дисковые пилы и т.п.) недопустима, так как все­гда существует опасность загорания, а сноп искр, вылетающий из-под режущего органа, может привести к травмированию как по­страдавшего, так и спасателей.

3. Ориентирование по карте в движении по заданному маршруту .

Если известна точка стояния и на местности виден характерный ориентир, который изображен на карте, то карта ориентируется по двум точкам. Для этого необходимо поворачивать карту в горизонтальном положении до того момента, пока линии от точки стояния до ориентира на местности и на карте не станут параллельно.

Движение по карте

При движении по дороге, необходимо определить маршрут, определить характерные ориентиры на маршруте, расстояния между ориентирами.

При движении без дорог, маршрут надо выбрать так, чтобы каждый поворот пути на карте был обозначен на карте характерным ориентиром, определить расстояния между ориентирами.

При движении в лесу маршрут прочерчивается на карте, определяются азимуты и расстояния для каждого закрытого участка пути.

При движении постоянно сверяться с выбранными ориентирами и другими окружающими их ориентирами.

Определение по карте своего местоположения

Свое местоположение по карте можно определить по наличию рядом характерного ориентира, изображенного на карте.

Если рядом нет характерных ориентиров, то местоположение определяется по ближайшим местным предметам. Для этого надо ориентировать карту и найти по ней изображение двух-трех близлежащих местных предметов. Определить глазомерно свое местоположение относительно этих предметов и наметить примерное местоположение на карте.

Билет № 3

1. Назначение, состав, возможности штатного гидравлического аварийно-спасательного инструмента (цилиндр с двумя штоками).

Цилиндры применяются для увеличения пространства доступа, подпорки различных элементов строительных конструкций. Цилиндры двойного действия могут с помощью набора цепей работать на «стягивание».



Основные тактико-технические характеристики цилиндров

Фирма-изготов. Марка Рабочее давление, МПа Макс. расшир. сила, кН Макс. тянущая сила, кН Длина хода штока, мм Миним. длина, мм Масса, кг
«Средства спасения» ЦС-2080М - 17,9
«Спрут» ЦГС-1/80 ЦГС-2/80 2х280 13,0 17,2
«Холматро» Голландия 2004U 2005U 2006U 1020U 1040U 1068U 49,5 49,5 49,5 49,5 49,5 49,5 2х250 2х250 2х200 2х340 12,0 15,5 18,5 12,7 16,5 19,0
«Лукас» Германия LZR12/300 LZR12/500 LZR12/550 LZR12/700 LZR12/570 - - - - 12,5 17,4 21,8 23,0 16,9
«Амкус» США АМК-508 АМК-762 АМК-1016 АМК-1524 10,2 12,2 15,0 19,7
«Енерпак» Голландия RDR-10125 RDR-10205 RDR-10500 RDR-20100 RDR-20200 RDR-20400 6.2 8.0 10.7 9.7 10.5 14.5
«Вебер» RZ1-180 RZ2-1250 RZ3-1600 12.5 16.0 18.5

2. Требования безопасности перед началом поисково-спасательных работ .

Спасатели, выполняющие работы, должны иметь средства защиты головы (каска шахтерская или шлем стальной), глаз и лица (очки), спецобувь, одежду специальную для защиты от механических воздействий. Рабочая одежда спасателей должна быть выполнена из материала яркого цвета, стойкая к механическим повреждениям и агрессивным веществам, предохранительные пояса.

Там, где нельзя использовать электроинструмент, по взрыво- и электробезопасности, применяют пневматический инструмент, который работает от сжатого воздуха давлением 3-6 атм. Применение пневматического инструмента позволяет безопасно работать в сырых помещениях, внутри металлических емкостей и тех местах, где пользоваться электроэнергией представляет собой опасность.

Общие требования безопасности при работе с пневмоинструментом:

· знать безопасные способы работы;

· конструкцию и правила технической эксплуатации каждого вида инструмента;

· причины неисправности инструментов.

Общие требования безопасности при работе с электрическими машинами:

· искрение щеток;

· вытекание смазок;

· появление дыма или характерного запаха горящей изоляции.

При работе с ручными рычажными лебедками:

· поднимать и перемещать грузы, вес которых превышает номинальное тяговое усилие;

· при подъеме обломков должно быть обеспечено устойчивое положение лебедки, домкратов и всех механизмов работающих под нагрузкой.

Безопасность спасателей и пострадавших при ведении аварийно-спасательных работ при ДТП достигается:

заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению аварийно-спасательных работ с использованием современных средств спасения, инструментов, способов и тех­нологий их применения соответственно типовым условиям об­становки;

допуском к выполнению аварийно-спасательных работ только лиц, обученных по соответствующей программе, сдавших зачеты и получивших соответствующее удостоверение;

неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указаний командира, поддержанием высокой дисциплины и ор­ганизованности;

организацией и неукоснительным поддержанием особого режима в рабочей зоне, ограждением ее и недопущением проник­новения на ее территорию посторонних лиц;

четким распределением обязанностей между членами аварийно-спасательной группы;

постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием им необходи­мой помощи при возникновении аварийных ситуаций;

выполнением АСР в тесном взаимодействии спасательной группы с подразделением безопасности дорожного движения и бригадой скорой медицинской помощи.


Похожая информация.


Правила и способы извлечения пострадавшего из автомобиля.

Основные транспортные положения. Транспортировка пострадавших.

Экстренное извлечение пострадавших из автомобиля или другого ограниченного пространства осуществляется методом Раутека 1 (если пострадавший находится в сознании; для этого руки участника оказания первой помощи проводятся под мышками пострадавшего, фиксируют его предплечье, после чего пострадавший извлекается наружу), либо методом Раутека 2 (если пострадавший находится без сознания; при этом одна из рук участника оказания первой помощи фиксирует за нижнюю челюсть голову пострадавшего).

Пострадавший с подозрением на травму позвоночника, находящийся в сознании, должен располагаться на твердой ровной поверхности.

Пострадавший, у которого отсутствуют признаки сознания (но сохранены дыхание и кровообращение), должен находиться в ожидании прибытия скорой медицинской помощи и на этапе транспортировки в устойчивом боковом положении. Это положение придается для поддержания проходимости дыхательных путей и снижения риска их перекрытия слюной, кровью, рвотными массами или языком.

В случаях, если у пострадавшего подозревается травма живота и таза , предпочтительно, чтобы в ожидании медицинской помощи или на этапе транспортировки он находился в положении на спине с согнутыми в коленях и разведенными ногами. При этом под коленями должна находиться мягкая опора (свернутая валиком одежда и т.п.). В некоторых литературных источниках данная позиция называется «позой лягушки».

Пострадавшему с сильной кровопотерей (или с возможными признаками шока) следует придать положение на спине с приподнятыми ногами. Поддерживать ноги в приподнятом положении можно с помощью импровизированной опоры, либо с привлечением одного из участников оказания первой помощи.

Пострадавшему с травмой грудной клетки при транспортировке или ожидании медицинской помощи предпочтительно находиться в полусидячем положении (по возможности с наклоном в сторону пораженной половины груди).

Извлечение пострадавшего, находящегося в сознании, из грузового автомобиля.

Извлечение пострадавшего из автомобиля производится в экстренных случаях:

  1. Когда невозможно оказать первую помощь внутри автомобиля.
  2. Когда существует угроза для пострадавшего, находящегося в автомобиле (возгорание автомобиля, угроза его сползания или переворачивания)

Для извлечения необходимо открыть дверь и повернуть пострадавшего к себе спиной

После этого следует просунуть свои руки ему подмышки и захватить его предплечье одной рукой…

…затем второй рукой…

…продолжая удерживать пострадавшего за предплечья, извлечь его из автомобиля…

Извлечение пострадавшего, находящегося без сознания, из грузового автомобиля.

Извлечение пострадавшего, находящегося без сознания, немного отличается.

Для проверки сознания надо аккуратно потормошить пострадавшего за плечо и спросить: «Как ты себя чувствуешь, помощь нужна?»

При отсутствии ответа просунуть руки ему подмышки и захватить его предплечье одной рукой…

…затем второй рукой взять пострадавшего за нижнюю челюсть и зафиксировать голову…

…взвалить пострадавшего себе на грудь и потянуть его из автомобиля наружу…

…продолжая удерживать пострадавшего за предплечье и нижнюю челюсть, извлечь его из автомобиля…

… попросить помощника подхватить пострадавшего за ноги и вместе с ним отнести пострадавшего на безопасное расстояние.

Извлечение пострадавшего, находящегося в сознании, из легкового автомобиля через переднюю дверь.

Для извлечения пострадавшего, находящегося в сознании, из легкового автомобиля следует открыть дверь…

… потянуть пострадавшего из автомобиля наружу…

…продолжая удерживать пострадавшего за предплечье, извлечь его из автомобиля…

Извлечение пострадавшего, находящегося без сознания, из легкового автомобиля через переднюю дверь.

Для извлечения пострадавшего, находящегося без сознания, из легкового автомобиля следует открыть дверь…

…просунуть руки ему подмышки…

… и захватить его предплечье одной рукой…

…затем захватить нижнюю челюсть пострадавшего второй рукой и зафиксировать голову…

…продолжая удерживать пострадавшего за предплечье и фиксируя его голову, потянуть его наружу и извлечь из автомобиля…

… попросить помощника подхватить пострадавшего за ноги…

…и вместе с помощником отнести пострадавшего на безопасное расстояние от автомобиля.

Извлечение пострадавшего, находящегося в сознании, из легкового автомобиля через заднюю дверь .

Для этого следует открыть заднюю дверь автомобиля…

…просунуть руки ему подмышки и захватить его предплечье одной рукой…

…затем захватить предплечье пострадавшего второй рукой…

… потянуть пострадавшего из автомобиля наружу и извлечь его из автомобиля.

Извлечение пострадавшего, находящегося без сознании, из легкового автомобиля через заднюю дверь.

В случае, если передняя дверь заблокирована, необходимо попытаться извлечь пострадавшего через заднюю дверь

Для этого надо убедиться в отсутствии сознания у пострадавшего…

…откинуть спинку кресла назад…

… аккуратно уложить пострадавшего…

…просунуть руки ему подмышки и захватить его предплечье одной рукой…

…затем захватить нижнюю челюсть пострадавшего второй рукой, зафиксировать его голову и потянуть пострадавшего из автомобиля наружу, чтобы извлечь его из автомобиля.…

Основные транспортные положения.

Пострадавший с подозрением на травму позвоночника, находящийся в сознании.

Положение на твердой ровной поверхности на твердой ровной поверхности.

Пострадавший без сознания с сохраненными признаками жизни. Устойчивое боковое положение.

Пострадавший с подозрением на травму живота и таза.

Положение на спине с мягкой опорой под согнутыми в коленях и разведенными ногами («поза лягушки»).

Пострадавший с сильной кровопотерей (или с возможными признаками шока).

Положение на спине с опорой под приподнятыми ногами.

Пострадавший с травмой грудной клетки.

Полусидячее положение с наклоном в сторону пораженной половины груди.

При ДТП важным моментом оказания помощи пострадавшему является правильное извлечение его из автомобиля. Особенно сложно сделать это при деформации кузова и заклинивании двери, опрокидывании автомобиля. В этих случаях необходимо, используя монтировочную лопатку или другие подручные средства, открыть одну из дверец, желательно со стороны пострадавшего. Получив доступ в салон (кабину) транспортного средства, немедленно выключите зажигание.

Если состояние пострадавшего не вызывает опасений и в данный момент ему ничто не угрожает, можно не извлекать его из автомобиля, так как допущенные при этом ошибки могут усугубить полученные человеком повреждения.

Если пострадавший без сознания, убедитесь в проходимости дыхательных путей и обеспечивайте ее до извлечения из автомобиля .

Если человек находится в тяжелом состоянии (остановка дыхания и кровообращения, сдавливание тела, кровотечение и т. д.) или может получить новые повреждения, необходимо немедленно извлечь его из автомобиля.

Учитывая возможную травму грудной клетки, извлекайте пострадавшего за и подмышечные области, где ребра повреждаются сравнительно редко . Грубые, сопряженные с применением значительных физических усилий приемы могут нанести пострадавшему дополнительную травму и непоправимый вред.

Если существует опасность нарушения дыхания или усугубления травмы шейного отдела позвоночного столба, положение головы, шеи и грудной клетки необходимо сохранять неизменным относительно друг друга. В этом случае следует использовать прием, при котором оказывающий помощь одной рукой фиксирует подбородок пострадавшего, а другой - удерживает его за кисть .

При повреждении позвоночного столба извлекать пострадавшего из автомобиля должны несколько человек, аккуратно вытягивая за голову .


Помните! Ваши действия при извлечении пострадавшего из транспортного средства должны быть правильными и щадящими.

Извлечение пострадавшего из машины и перенос его в удобное место для оказания помощи, раздевание и наложение повязки, а также последующий перенос в машину "скорой помощи" и эвакуация в лечебное заведение ведут к нежелаемому, но неизбежному дополнительному травмированию человека. Всякая поспешность при оказании первой помощи сопровождается лишними перекладываниями, а действия помогающих при этом могут быть неосторожными и резкими. Сотрясения и неудобное положение усиливают страдания больного и значительно ухудшают его состояние, а в случаях тяжелых переломов и внутренних кровотечений даже могут быть причиной его гибели. При правильной организации первой помощи необходимо создать спокойную обстановку и продуманную четкую последовательность действий. Она позволяет избежать торопливость и суету и придает действиям помогающих более бережливый и щадящий характер. Для извлечения пострадавшего из машины требуется два, лучше три человека, из этого расчета и нужно приглашать водителей или пассажиров проезжающих машин. Один из оказывающих помощь должен быть старшим. Согласованность их действий обеспечивается его короткими четкими командами: "стой", "взяли", «вперед» и т.п. Он дает разъяснения о последовательности действий и указывает метод переноски пострадавшего, место, а также на что его положить и чем укутать.

Прежде чем приступить к извлечению пострадавшего из машины, необходимо устранить все, что его удерживает (приподнять, отодвинуть, отогнуть, отжать рычагом и т.п.). Извлекая пострадавшего, нельзя применять силовые приемы: вытягивать, дергать или сгибать. Нужно проявлять максимум осторожности, ибо у него могут быть множественные травмы, сложные переломы конечностей, перелом позвоночника, черепно-мозговая травма и т.д. К пострадавшим с подозрением на перелом позвоночника нужно проявлять особое внимание. После извлечения уложить на твердое основание на живот или на спину, чтобы не ущемить спинной мозг в месте поражения позвоночника, и в последующем не перемещать без крайней необходимости.

Существуют специальные способы извлечения из транспорта, так называемые «спасательные захваты»:

При подозрении на перелом шейного отдела позвоночника одна рука спасателя идёт спереди и снизу (по диагонали) от ближайшей к спасателю подмышки пострадавшего и ладонью сзади фиксирует шейный отдел позвоночника, вторая обхватывает туловище с противоположной стороны, прижимая его предплечье к телу (рис.1). Первый спасатель извлекает пострадавшего, 2-ой обязательно поддерживает при этом ноги.

При отсутствии подозрения на травму шейного отдела позвоночника обхватывают пострадавшего сзади, при этом двумя руками захватив через подмышки его предплечье и прижав его к туловищу. Второй спасатель должен поддержать ноги (рис.2).

Ответ: Завалом называется хаотическое нагромождение строительных материалов и конструкций, технологического оборудования, санитарно-технических устройств, мебели, домашней утвари, камней. Причиной образования завалов могут стать природные стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, бури, обвалы, оползни, селевые потоки), воздействия природных факторов, приводящих к старению и коррозии материалов (атмосферная влага, грунтовые воды, просадочные грунты, резкие изменения температуры воздуха), ошибки на стадии проектирования и строительства, нарушения правил эксплуатации объекта, военные действия. Степень разрушения строений зависит от силы разрушающего фактора, продолжительности его воздействия, сейсмоустойчивости конструкций, качества строительства, степени износа (старения) строений

Завалы бывают сплошными и отдельными (местными ). Объем завалов при разрушении жилых зданий составляет 35-50%, промышленных - 15-20% строительного объема. Высота завалов жилых зданий составляет 1/5 - 1/7, промышленных - 1/4 - 1/10 их первоначальной высоты. Средний угол откосов завалов - 30° . Объем пустот в завалах составляет 40-60%. Завалы условно делятся на железобетонные и кирпичные. Железобетонные завалы состоят из обломков железобетонных, бетонных, металлических и деревянных конструкций, обломков кирпичной кладки, элементов технологического оборудования. Они характеризуются наличием большого количества крупных элементов, зачастую соединенных между собой, пустот и неустойчивых элементов. Кирпичные завалы состоят из кирпичных глыб, битого кирпича, штукатурки, обломков железобетонных, металлических, деревянных конструкций. Они характеризуются большой плотностью, отсутствием крупных, как правило, элементов и пустот.

Образование завалов сопровождается повреждением электрических, тепловых, газовых, сантехнических и других систем . Это создает угрозу возникновения пожаров, взрывов, затоплений, поражений электрическим током. Особенно опасны завалы промышленных строений, в которых производятся или хранятся опасные вещества. Разрушение строений и образование завалов обычно сопровождается блокированием, травмированием и гибелью людей. Пострадавшие могут находиться в верхней, средней, нижней части завала, в заваленных подвалах и подземных защитных сооружениях, технологическом подполье и в помещениях первых этажей. В отдельных случаях они могут оставаться на разных этажах частично разрушенных помещений, в нишах и пустотах, на крышах.

Поисково-спасательные работы в условиях завалов начинаются с проведения разведки , для чего следует:
- установить зону ЧС и ее характер;
- определить места нахождения и состояние пострадавших;
- оценить состояние объектов в зоне ЧС (строений, коммуникаций, инженерных систем);
- определить наличие очагов пожара, радиоактивного, химического, бактериологического заражения, отравляющих и взрывоопасных веществ;
- определить места прокладки подъездных путей, установки техники, путей эвакуации пострадавших.

После проведения разведки спасатели приступают к разборке завала для оказания помощи пострадавшим. При этом используются два основных способа:
- разборка завала сверху;
- устройство лаза в завале.
Разборка завала сверху осуществляется для оказания помощи пострадавшим, которые находятся в верхней части завала и к ним имеется свободный доступ. Завал разбирается вручную с использованием ломов, лопат, совков. Для подъема и перемещения крупных и тяжелых элементов завала применяются грузоподъемные средства (домкраты, лебедки, краны). При этом необходимо исключить возможность внезапного перемещения элементов завала, которые могут причинить дополнительные страдания пострадавшим. После освобождения пострадавших им оказывается помощь иони транспортируются в безопасное место.

Устройство лаза в завале . Зачастую пострадавшие находятся в глубине завала. Для извлечения ихспасатели проделывают специальный узкий проход (лаз), с учетом кратчайшего расстояния до людей, в наиболее легко преодолеваемых участках завала. Не рекомендуется устраивать лаз в непосредственной близости от больших глыб, поскольку они могут осесть и затруднить работу. Лаз проделывают в горизонтальном, наклонном и вертикальном направлениях. Оптимальная ширина лаза - 0,8-0,9 м, высота - 0,9-1,0 м. Работы по устройству лаза выполняют несколько групп (по 3-4 человека) вручную или с использованием инструмента. В их задачу входит разборка завала, проделывание лаза, подготовка и установка крепежных элементов, удаление извлекаемых обломков деблокирование пострадавших, их транспортировка. Перемещение спасателей при устройстве лаза осуществляется на четвереньках, ползком лежа на спине, на животе, на боку. Если передвижению спасателей препятствуют крупные железобетонные, металлические, деревянные, кирпичные изделия,тоих необходимо обойти, если такой возможности нет, то разрушить, в ряде случаев в них можно проделать отверстие. Особое внимание при устройстве лаза должно уделяться надежномуегокреплению с целью предотвращения обрушения стенок. Для этого используется специальный, заранее заготовленный крепежный материал, -стойки, распорки, доски, брус, щиты, перекладины, подкосы. При устройстве лаза не допускается передвижение спасателей и техники по верхней части завала.

После окончания работ по устройству лаза и креплению прохода спасатели приступают к освобождению людей. В первую очередь определяется состояние пострадавшего и степень его травмирования. Затем освобождаются придавленные или зажатые части тела с одновременным наложением жгутов и сдавливающих повязок, очищаются полости рта и носа, руками удаляются от пострадавшего мелкие обломки, мусор, щебень. В зависимости от физического состояния пострадавшего выбирается способ его извлечения и транспортировки. Освобождать пострадавшего из завала должны, как минимум, два спасателя. Если такая возможность имеется, то его вытаскивают за руки или верхний плечевой пояс. Если это сделать невозможно, то спасатели подводят руки под его плечевой пояс и поясницу и только потом осторожно освобождают пострадавшего. Иногда целесообразно использовать плотную ткань для укладывания пострадавшего или носилки. Если пострадавший находится под большими и тяжелыми элементами завала, то его освобождают с помощью разжимов, домкратов, грузоподъемной техники. В тех случаях, когда пострадавший придавлен к земле, его можно освободить, сделав подкоп.