Разрешается ли стоянка. Правила парковки во дворах жилых домов

Правильно припарковав автомобиль, вы не только избавите себя от материальных затрат, связанных со штрафами и эвакуацией на штрафстоянку, но и от механических повреждений, нанесенных разгневанными пешеходами и другими автомобилями, которым вы создали препятствие для движения. Где же запрещена остановка, стоянка и парковка, и каковы правила парковки по четным и нечетным дням? На эти вопросы нам ответит юрист компании ООО «ЮстицГарант» Шитиков Олег Викторович.

Что такое остановка и стоянка?

Очень часто водители путают понятия «остановка» и «стоянка», однако разница между ними огромна. В соответствии с законодательством нашей страны, остановкой является пауза в движении транспортного средства, не превышающая пяти минут. Этого времени обычно достаточно, чтобы высадить или посадить пассажира, загрузить или выгрузить груз. Разумеется, стоять с часами возле вас никто не будет, и правила не ограничивают водителей пятью минутами, но если остановка длится более 5 минут, и она не имеет отношения к пассажирам и грузам, то это уже стоянка автомобиля.

Где запрещена остановка и стоянка автомобиля?

  • На трамвайных линиях, ж/д переездах и местах, прилегающих к ним.
  • На одно и двухполосных эстакадах и мостах. Однако если мост широкий и имеет более двух попутных полос движения — остановка разрешена, поскольку вы не создадите помех движению других ТС.
  • В тоннелях и местах под эстакадами и мостами. Однако если там имеется оборудованная площадка и знак парковки, то парковаться там разрешается.
  • На нешироких дорогах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м., поскольку это затрудняет объезд стоящего там транспорта и потребует от водителя пересечь разделительную линию, что правилами запрещено.
  • На расстоянии менее 5м от края пешеходных переходов и их размеченной зоны, обозначенной широкими продольными полосами или же прерывистыми узкими поперечными полосками, которые могут пересекать дорогу или перпендикулярно, или под небольшим углом. Перед пешеходными переходами, после них, хоть сразу можно ставить, если нет других запретов. Логика данного правила — стоящее ТС перед переходом загораживает обзор другим водителям и они могут не заметить пешехода, а пешеход их, что повышает шанс ДТП.
  • На перекрестках, на расстоянии до 5м. во все стороны от границ пересечения.
  • У остановок общественного транспорта, в 15м от конца и начала остановки. Как правило, остановки обозначают специальными знаками и желтой разметкой. Стоянка для такси также обозначается знаком 5.18, и там тоже запрещено парковаться другому транспорту.
  • На полосах движения, служащих для общественного маршрутного транспорта и велосипедных полосах. Данные полосы обозначают специальными знаками или же разметкой в виде буквы А.
  • На любых участках проезжей части с видимостью дороги в любом направлении менее 100м. Такая ограниченная видимость может быть из-за поворотов и уклонов дороги.
  • На участках проезжей части, где припаркованный автомобиль загородит видимость знаков или светофора другим участникам движения.
  • На участках проезжей части, где припаркованный автомобиль создаст препятствие для движения пешеходов и другого транспорта, а также выезду и заезду другого транспорта.
  • На скоростных магистралях, за исключением специальных площадок за границами проезжей части, где имеется знак парковки. Если остановка вынужденная, то нужно поставить машину на обочине и установить аварийный знак (включить сигнализацию)
  • На расстоянии менее 50м. от ж/д переездов запрещена стоянка, но разрешена остановка.
  • На междугородних трассах с интенсивным движением, где нет обочин и имеется обозначение главной дороги.

Правила парковки

Парковка — наболевший вопрос, особенно в Москве, где можно за неправильную парковку получить не только штраф, но и не найти свой автомобиль на месте, так как его заберет эвакуатор на штрафстоянку.

Транспортное средство должно быть поставлено под углом к краю проезжей части. Двухколесный транспорт без бокового прицепа можно ставить в два ряда.

И так, где парковка категорически запрещена?

  • Запрещается парковаться на трамвайных путях.
  • Запрещено парковаться у остановок, ближе 15м.
  • Запрещено парковаться на проезжей части, тем самым создавая помехи или перекрывая движение другим ТС.
  • Запрещено парковаться там, где запрещена стоянка и парковка.
  • Запрещена парковка на газонах.
  • Запрещена парковка в местах, предназначенных для инвалидов.
  • Запрещено парковаться на тротуаре.

Парковка по четным и нечетным дням

Для регулирования парковки в определенные дни используют специальные знаки, разрешающие парковать машины по четным и нечетным числам месяца. Действие каждого знака начинается с 0 до 24 часов, однако, при одновременном применении знаков 3.29 «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» и 3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца» на противоположных сторонах проезжей части разрешается стоянка на обеих сторонах проезжей части с 19:00 часов до 21:00 часа — время перестановки, а после 21:00 знак действует по правилам следующего дня.

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

Остановка и стоянка (преднамеренное прекращение движения) на проезжей части дороги (даже если часть транспортного средства находится на обочине) при наличии пригодной для остановки обочины является нарушением ПДД.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

Остановка и стоянка на левой стороне дороги допускается только в населенных пунктах (обозначенных знаком с белым фоном) и только на двухполосной дороге с двухсторонним движением. При этом на такой дороге не должно быть трамвайных путей (выезд на трамвайные пути встречного направления запрещен) и не должно быть сплошной линии горизонтальной разметки .

На дорогах с двухсторонним движением, имеющих три полосы для движения в обоих направлениях, выезд на левую сторону для остановки (и вообще выезд на крайнюю левую полосу) запрещен.

На дорогах (участках дорог), где установлен знак «Населенный пункт» (с синим фоном), остановка и стоянка на левой стороне дороги также запрещены, потому что на этих участках дорог требования Правил для движения в населенных пунктах не действуют.

На дорогах с односторонним движением можно ставить ТС и слева и справа. Но слева разрешается ставить только в населенных пунктах. При этом грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5т остановка на левой стороне разрешена только для погрузки и выгрузки.

На дороге с односторонним движением, которая проходит вне населенного пункта, разрешается ставить автомобиль только на правой стороне.

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 — 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.

На краю тротуара ставить грузовые автомобили запрещено независимо от величины разрешенной максимальной массы.

Стоянка любых ТС на тротуаре в местах, где отсутствует знак с одной из вышеуказанных табличек, запрещена.

12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

Для отдыха вне населенного пункта организовываются специальные площадки. Они обозначаются знаками или .

12.4. Остановка запрещается:

  • на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
  • на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
  • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

  • на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;

  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
  • на пересечении проезжих частей и ближе 5м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
  • ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой , а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);
  • в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);
  • на полосе для велосипедистов.

Остановка – это преднамеренное прекращение движения, т.е. водитель имел намерение (хотел) остановиться. Во всех местах, перечисленных в п.12.4 ПДД запрещено именно преднамеренное прекращение движения.

Если остановка в указанных местах вынужденная, то водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. После этих действий он должен как можно быстрее убрать ТС из места, где остановка запрещена.

Тот же самый порядок действий водитель обязан выполнить если вынужденная остановка случилась в зоне действия знака «Остановка запрещена» и (или) в том месте, где проходит сплошная желтая линия , запрещающая остановку.

12.5. Стоянка запрещается:

  • в местах, где запрещена остановка;
  • вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;
  • ближе 50 м от железнодорожных переездов.

Стоянка запрещена во всех перечисленных местах п.12.4 ПДД.

Вне населенных пунктов на обочине стоянка разрешается, т.е. не запрещена.

На ж/д переездах зона запрета действует на обе стороны ж/д — переезда.

В местах, где запрещена только стоянка, остановка разрешена. См термин «».

12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.

При вынужденной остановке в месте, где остановка запрещена, водитель обязан включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Но первое, что он должен сделать, это принять все меры, чтобы убрать ТС из потенциально опасного места.

12.7. Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.

Требование отнестись предусмотрительно к открытию дверей относится и к водителям, и пассажирам автомобилей. Прежде чем открыть двери, они , что это не создаст помех другим водителям и пешеходам.

12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.

Для того, чтобы автомобиль самопроизвольно не покатился, должны быть включены стояночный тормоз (ручник) и желательно первая или задняя передача. Там, где имеется бордюр, можно вывернуть колеса и упереть их в него.

Запрет на оставление в машине ребенка до 7 лет введен Постановлением Правительства РФ N 761, и действует (введен в ПДД) .

Приобретая транспортное средство, в большинстве случаев человек уже имеет на руках водительское удостоверение, соответственно, можно быть уверенным в том, что с ПДД он полноценно ознакомился и опыт вождения у него уже имеется. Однако практика демонстрирует, что, садясь впервые за руль, сложности возникают у новичка не вследствие управления транспортным средством. Начинающему водителю иногда затруднительно , где разрешено парковаться. Отчаявшись, он замечает первое попавшееся в поле его зрения свободное пространство, но, не владея информацией, можно ли парковаться конкретно в этом месте или нет, он всё-таки принимает решение остановиться.

К сожалению, зачастую такие остановки влекут за собой неприятные «сюрпризы». Если рядом окажутся сотрудники дорожной инспекции или в этом месте установлены камеры наблюдения, на владельца неправильно припаркованного транспортного средства будет наложен штраф за совершённое им административное правонарушение. Если же вы останавливаетесь так, что ваша машина начинает выступать в качестве препятствия для безопасного передвижения других участников дорожного движения, ваш автомобиль может быть доставлен эвакуатором на штрафную площадку. По этой причине опытные водители рекомендуют теоретически изучить внимательно правила парковок, а затем практически их безукоризненно соблюдать.

Основные правила парковки

Кстати, иногда в качестве основной проблемы выступает пробел в знаниях автомобилистов относительно таких понятий, как «остановка» и «парковка». Эти два понятия, действительно, на первый взгляд, имеют много общего, но тем не менее существуют и отличительные черты. Остановка совершается на минимальный промежуток времени, не более пяти минут. В отдельных случаях этот временной промежуток может быть и выше, но при этом всё равно на автомобиль будет распространяться понятие «остановки». При этом обязательно должны быть подтверждающие факты в виде продолжительной разгрузки или загрузки вещей, высадки или посадки пассажиров.

Если существует необходимость обеспечить стоянку автомобиля на более продолжительное время, тогда речь будет уже идти о парковке, соответственно, она уже должна подчиняться правилам, прописанным в ПДД.

Зачем нужно соблюдать правила парковки

Если вы внимательно изучите ПДД, разберётесь, где нельзя парковаться, а где можно без проблем останавливаться, не обращая внимания на общее количество времени, в течение которого ваш автомобиль будет полностью обездвижен, тогда вы обезопасите себя от неприятного общения с инспекторами дорожной инспекции и выплатой непредвиденных штрафов.

А также соблюдение не только правил дорожного движения, но и парковки убережёт ваше транспортное средство от повреждений. Неправильно остановившегося «железного товарища» иногда просто готовы растерзать мимо проходящие прохожие. Вряд ли вы получите массу позитива, если вдруг обнаружите царапины на поверхности машины, разбитые или треснувшие стёкла. А также причинить вред вашему автомобилю может другое транспортное средство, припаркованное в том же месте, только немного ранее вас.


Если ваш автомобиль фактически заблокировал другое транспортное средство, соответственно, препятствует его выезду, разгневанный и ужасно торопящийся водитель просто может вытолкнуть вашу машину, обеспечивая на её корпусе своеобразный след «привета» в качестве ужасной вмятины. Кстати, в этом случае даже съёмка ситуации на камере видеонаблюдения, видеорегистраторе вам не поможет получить компенсацию за такое повреждение. Административная ответственность ложится на того водителя, который неправильно припарковал свой автомобиль.

Где можно парковаться

Чтобы узнать ответ на интересующий вас вопрос относительно правил парковки, следует ознакомиться внимательно с 12 разделом ПДД. Останавливаться можно только с правой стороны проезжей части возле обочины. Если же вам очень хочется проявить свою «уникальность» и остановиться с левой стороны у обочины, то в ПДД вы найдёте такое разрешение, но с некоторыми ограничениями. Действительно, можно остановить своё авто у левой обочины, но только если дорога имеет одну полосу движения и является односторонней. А также на ней не должны присутствовать рельсы для трамваев.

Припарковаться рядом с тротуаром в некоторых случаях тоже возможно, важно обнаружить специально установленные разрешающие такие действия дорожные знаки. В частности, большой синий квадрат с белой английской буквой P указывает на то, что в этом месте разрешается парковать транспортные средства. При этом совсем не мешает обратить внимание на дополнительный сопровождающий знак, размещаемый в большинстве случаев ниже основного знака. На нём будет изображено, как конкретно должна осуществляться парковка:

  • с остановкой у обочины;
  • с наездом правых колёс на обочину;
  • с заездом полностью на часть обочины;
  • прочее.

Если же интересующее вас окружающее пространство не сопровождается разрешительными знаками, но вместе с этим вы не видите знаков, запрещающих парковку, тогда вы можете действовать по собственному усмотрению, к сожалению, иногда приходится и рисковать, если вы недостаточно внимательны.

Запрет на остановку ТС

Если вы на своём пути встретили знак, представляющий собой синий круг с красным обрамлением и красной линией наискосок, знайте, что он запрещает вам в этом месте останавливаться. Иногда этот знак может иметь некоторые дополнения. В центре может быть изображена белая римская цифра І или ІІ. В первом случае знак запрещает остановку по нечётным числам месяца, а во втором случае - по чётным.

Запрещено парковаться на тротуаре . Легковым машинам в отдельных случаях разрешается, но при выполнении одного важного условия. Если транспортное средство остановилось на тротуаре, но, невзирая на это, остаётся не менее одного метра свободного пространства для беспрепятственного движения пешеходов, тогда такая остановка разрешается, водитель автомобиля не будет иметь никаких негативных последствий. Если же тротуар узенький, парковаться на нём не следует.


Если вы совершаете движение на автомобиле по главной дороге за пределами населённого пункта, тогда мы вам тоже не рекомендуем совершать остановку, поскольку такие действия тоже запрещены правилами дорожного движения. Нельзя выбирать место для стоянки, находящееся на небольшом удалении от железнодорожного переезда. Если существует необходимость совершить остановку в этом случае, тогда остановитесь за 50 метров до переезда или проехав 50 метров после него.

На трамвайной остановке или путях, конечно же, запрещается останавливаться, а также запрещается стоять автомобилю рядом с ними, особенно если транспортное средство мешает другому транспорту безопасно совершать движение.

Если рядом расположена остановка для общественного транспорта, останавливать свой транспорт следует на расстоянии не менее 15 метров от него. От пешеходного перехода следует также отъехать минимум на пять метров или не доехать до него, если возникла необходимость остановиться в этом месте.


Под полный запрет, вследствие которого запрещается в любом случае притормаживать и находиться любое время, попадают места на перекрёстке, возле крутого поворота или подъёма.

Если же очень нужно знать, сколько метров от перекрёстка нужно проехать, чтобы было можно парковаться, нужно снова-таки читать правила дорожного движения. Мы готовы вас сразу же проинформировать, чтобы вы не тратили время на поиски. Минимум пять метров нужно проехать от перекрёстка, прежде чем остановить своё транспортное средство.

Безусловно, выезжать, а уж тем более парковаться на встречной полосе строго запрещается, поскольку такие действия провоцируют возникновение аварийной ситуации. Под запрет попадают и места, расположенные рядом с дорожными знаками. Останавливая транспорт возле них, вы невольно создаёте преграду для заблаговременного обнаружения знаков другими участниками дорожного движения, тем самым снова провоцируя аварийные ситуации.

Если же вам очень важно припарковать свою машину внутри дворового пространства, здесь также придётся учитывать некоторые дополнительные требования. В частности, нельзя останавливать транспорт на расстоянии менее 10 метров от входа в подъезд, магазин. А также ограничение по расстоянию распространяется на остановку возле мусорных контейнеров. В этом случае расстояние от них до транспортного средства должно быть не менее 5 метров.

А также имеются и другие запреты, касающиеся стоянки автомобилей. В частности, не разрешается автомобилю находиться более пяти минут с работающим двигателем. В противном случае жители, проживающие в этом подъезде, имеют полное право вызвать соответствующие службы или зафиксировать факт нарушения вами правил парковки во дворе. За этим, безусловно, последует административная ответственность и наложение на вас штрафов.


Если вы управляете личным автотранспортом и вас интересуют рядом с вашим домом и местом работы, то в большинстве случаев такая проблема будет решена вами в самый первый раз, во все последующие дни вы будете действовать по уже «проторённой вами дорожке». Иное дело, когда вы управляете такси, в этом случае вы не знаете той местности, откуда поступил вызов, поэтому приходится парковать такси на время, пока пассажиры спустятся и займут свои места в салоне. Чтобы сотрудники дорожной инспекции не смогли оштрафовать таксистов за неправильную парковку такси, рекомендуется водителям точно так же неукоснительно соблюдать все предписанные разделом 12 требования. Исключением являются места, сопровождаемые знаком «Стоянка для такси», в этом случае водители частных транспортных средств не имеют права претендовать на свободные места такой парковки, а вот такси могут беспрепятственно пользоваться такой дополнительной для себя льготой.

Наказание за административное правонарушение

Многие водители уже испытали на себе последствия неправильной парковки, когда после этого пришлось вступать в неприятный диалог с инспекторами дорожной инспекции, а затем выплачивать назначенные штрафы. Не следует слепо следовать тем водителям, которые часто произносят убедительно такие фразы: «Я паркуюсь, где хочу и как хочу». Такие действия не могут оставаться безнаказанными бесконечно. Рано или поздно водитель попадёт в поле зрения стражей порядка и избежать наказания будет невозможно. Именно по этой причине мы рекомендуем соблюдать правила остановки и парковки. А также советуем вам изучить вопрос, какие штрафные санкции накладываются на водителей транспортных средств, которые были припаркованы в запрещённом месте.

Штрафные санкции

В городской черте на площади, улицах можно встретить места, на которых парковаться разрешено . Такие водители обязательно должны иметь при себе подтверждающие документы. Если не водитель является инвалидом, а пассажир, тогда водитель должен иметь специальные разрешительные документы. В случае когда на такой льготной стоянке обнаружена машина, водитель которой не имеет такого льготного права, на него могут наложить штраф, сумма которого достигает 3–5 тысяч рублей.

Если вы по каким-то причинам совершили остановку на железнодорожном переезде, вам придётся уплатить штраф в размере одной тысячи рублей. В случае грубого или повторного нарушения этого правила у водителя могут изъять удостоверение минимум на полгода.

За несоблюдение правил парковки сумма штрафа может отличаться в зависимости от того, в каком населённом пункте, регионе было совершено это административное правонарушение. Интересуясь, всё-таки с какими суммами придётся распрощаться, мы обращаем внимание, что минимальный штраф будет равен за такое правонарушение пятистам рублям. Если же такой факт будет зафиксирован в столице, пятьюстами рублями не обойтись, придётся заплатить около двух с половиной тысяч рублей.

При водителю назначат выплатить штраф в размере около полутора тысяч рублей, за аналогичное нарушение в столице придётся раскошелиться в два раза больше.

Гораздо плачевнее будут последствия, если водитель не только выбрал место, попадающее под запрет для парковки, но и своими такими действиями водитель создал препятствия для безопасного движения остальных участников дорожного движения, тогда транспортное средство забирает эвакуатор и перевозит его на штрафную площадку. В этом случае водителю придётся заплатить штраф за неправильную парковку, вызов эвакуатора, содержание транспортного средства на штрафной площадке. Сумма получится довольно внушительная, поэтому не торопитесь оставлять свою машину, не убедившись в правильности осуществления вами парковки.

Некоторые водители готовы вступить в спор, что просто было невозможно найти свободное место для парковки. Однако такие жаркие дебаты ни к чему не приведут. Рекомендуется таким водителям побеспокоиться о бронировании места на платной парковке. В этом случае удаётся не только избежать штрафных санкций, но и быть полностью спокойным за свой автомобиль, поскольку он будет находиться в надёжном месте под охраной.

Итак, приобретая транспортное средство, следует внимательно изучить все разделы правил дорожного движения, в них лишней информации не существует. Если проигнорировать изучение раздела, в котором прописаны все правила парковки, следует ожидать «встречи» с неприятными ситуациями, за которыми следуют плачевные последствия. Те, кто строго выполняет требования, распространяющиеся на совершение кратковременных остановок или продолжительных парковок, никогда не будет получать «письма счастья», в которых указаны кругленькие суммы, ввергающие в шок многих водителей.

Как и всякий Закон, Правила любой свой раздел начинают с общих принципов , а за ними обязательно следуют продиктованные жизнью исключения.

Первый общий принцип.

Прежде всего, Правила потребовали, чтобы водители парковались только на правой стороне дороги . Причём при наличии обочины остановка и стоянка разрешены только на обочине (остановка на проезжей части при наличии обочины – нарушение Правил).

На любой дороге вне населённого пункта это требование категорично и не содержит никаких исключений.

И такие вопросы в Билетах есть:


Водители каких автомобилей нарушили правила остановки?

1. Только автомобиля Б.

2. Автомобилей Б и В.

3. Всех автомобилей.

Комментарий к задаче

Нарушают водители автомобилей Б и В. При наличии обочины остановка разрешена только на обочине!

Примечание. Тут я должен вам напомнить, что на высококлассных дорогах обочину покрывают тем же асфальтом, что и проезжую часть, и отделяют её от проезжей части широкой сплошной линией разметки. И эту сплошную не просто можно, а именно дОлжно пересекать, если водитель намерен припарковаться.

В Правилах этот общий принцип сформулирован следующим образом:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине , а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края.

Отсюда следует, что если обочина узкая, можно парковаться частично на проезжей части.

Если обочины совсем нет, тогда паркуемся полностью на проезжей части, но только именно на краю проезжей части. В Билетах вопросов по этому поводу нет, а вот экзамен по практическому вождению автомобиля всегда заканчивается одним и тем же – инспектор предлагает вам остановиться. И если, останавливаясь, ударитесь о бордюр тротуара – это ошибка. А если остановитесь более чем в 30 см от бордюра это тоже ошибка – вы остановились не на краю проезжей части!

Итак, вне населённых пунктов всегда и везде остановка разрешена только на правой стороне дороги!

Что же касается населённых пунктов, то здесь Правила были вынуждены сделать целых два исключения.

Исключение №1 (действительно только в населённых пунктах).

Для того чтобы левая сторона стала правой, необходимо развернуться.

Но на дорогах с односторонним движением разворот невозможен!

Такое деяние квалифицируется как выезд на встречку в нарушение Правил и карается лишением прав сроком до полугода!

Закономерно, что Правила разрешили на таких дорогах парковаться как на правой стороне, так и на левой. И сейчас никто из водителей Правила не нарушает, остановившись на разных сторонах дороги с односторонним движением.

Исключение №2 (действительно только в населённых пунктах).

На дорогах с двусторонним движением разворот не запрещён. Но если всего две полосы (по одной в каждом направлении), то на такой дороге разворот порой трудно выполнить из-за стеснённых условий.

Правила сочли, что на такой дороге из соображений безопасности лучше разрешить водителям парковаться на любой стороне.

Так что сейчас на этой дороге Правила тоже никто не нарушает.

При этом следует помнить – такой демократичный порядок установлен Правилами только в населённых пунктах и только на двухполосных дорогах, и только без трамвайных путей посередине.

В Правилах об этом сказано в том же пункте 12.1:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1, второй абзац. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением.

И об этом на экзамене спросят обязательно:

Второй общий принцип.

Везде и всюду парковаться разрешается только в один ряд и только параллельно краю проезжей части .

В Правилах это выглядит так:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Это требование Правил распространяется на все случаи. И в населённом пункте (даже в «кармане»), и вне населённого пункта (даже если обочина широкая) парковаться разрешается только в один ряд и только параллельно краю проезжей части.

И по этому поводу в Билетах есть одна задачка:

Особо хочу обратить ваше внимание! – даже в «кармане» (местное уширение проезжей части) парковаться надлежит только в один ряд и только параллельно краю проезжей части.

Но это, конечно же, не всё. Далее опять идут исключения.

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, второй абзац. Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 – 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

По сути, для начала они ещё раз напомнили водителям – даже в «карманах», если нет никаких дополнительных указаний, ставить транспортное средство разрешается только параллельно краю проезжей части!

Однако если есть табличка, тогда надо выполнять требование таблички.

Если есть разметка, тогда надо выполнять требование разметки.

И уж тем более, надо выполнять указания данные одновременно и табличкой, и разметкой.

Казалось бы, полный порядок наведён, и на этом можно успокоиться. Но авторы Правил сочли необходимым включить в пункт 12.2 ещё одно требование:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, третий абзац. Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 – 8.6.9, а также с линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Таблички 8.6.4 – 8.6.9 это вот что:

Как видим на этих табличках во всех случаях предлагается ставить машину строго перпендикулярно краю проезжей части. А таблички «под углом к краю проезжей части» в Правилах нет. Как быть? Как организовать ещё и стоянку «под углом к краю проезжей части». Остаётся только призвать на помощь разметку, что Правила и сделали.

Стоянка под углом к краю проезжей части допускается только при соблюдении следующих обязательных условий:

а). Есть знак 6.4 «Парковка»;

б). Есть одна из табличек 8.6.4 – 8.6.9;

в). Есть «косая» разметка.

Если разметка прямая…

… или разметки вообще нет, тогда стоянка под углом к краю проезжей части это нарушение Правил.

В обоих последних случаях машину могут эвакуировать!

Но и это ещё не всё. Правила пошли на ещё одно исключение из общих принципов. Причём исключение кардинальное – разрешили стоянку на тротуаре!

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, четвёртый абзац. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 – 8.6.9.

Вот они эти таблички:

Табличка 8.4.7 называется «Вид транспортного средства» , то есть стоянка разрешена только велосипедам.

Остальные шесть табличек называются «Способ постановки транспортного средства на стоянку».

Как это нужно понимать? Правила сделали исключение – разрешили стоять полностью или частично на тротуаре.

Но одновременно ввели жёсткие ограничения. Во-первых, показали (на примере легкового автомобиля) как следует ставить транспортные средства на стоянку. Только так и никак иначе!

А, во-вторых, разрешили так стоять не всем подряд, а только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам.

И об этом мы уже говорили в теме 3.8 «Знаки дополнительной информации (таблички)». Подавляющее большинство требований Правил одинаково распространяется на всех представителей категории «В», как на легковые автомобили, так и на малые и средние грузовики (не более 3,5 т).

Но только не стоянка на тротуаре!

Ни один грузовой автомобиль, ни с какой разрешённой максимальной массой,

ни одним колесом, ни под какими знаками

не имеет права стоять на тротуаре!

И об этом надо помнить и в жизни, и на экзамене:

До сих пор речь шла только про стоянку . А что про остановку ? Неужели, чтобы высадить пассажира, надо обязательно громоздиться на тротуар?

Нет, ничего подобного! Правила про остановку в зоне действия табличек «Способ постановки транспортного средства на стоянку» вообще ничего не сказали. А что не запрещено, то разрешено! То есть в зоне действия любой из этих табличек останавливаться можно на краю проезжей части (соблюдая общий принцип), и останавливаться может кто угодно.

Об этом на экзамене тоже спрашивают, правда, только всего один раз:

Вот, собственно, и всё про общие принципы и исключения из них. Хотя виноват, остался ещё один общий принцип:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населённого пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

Правила не дали никакого ориентира, какой отдых считать ДЛИТЕЛЬНЫМ. Но по большому счёту это и не требуется. Здравый смысл подсказывает любому водителю – перекусить можно и на обочине, сидя в машине. Но если собрались всерьёз «накрыть поляну» и поваляться на травке, тогда машину, конечно же, надо убрать за пределы дороги. А если собрались поспать (неважно сколько), тогда в ваших же интересах остановиться на специально предусмотренной для этого площадке.

Теперь о том, где остановка запрещена.

Прежде всего, остановка может быть запрещена знаками или разметкой.

Напоминаю вам, что вот такая жёлтая сплошная линия, проведённая по краю проезжей части (или прямо по бордюру), на всём своём протяжении запрещает остановку транспортных средств.

Здесь остановка запрещена от знака и до ближайшего перекрёстка.

Надеюсь, вы ещё не забыли – знак действует только на ту сторону дороги, на которой он установлен.

Помимо этого Правила содержат целый перечень мест, где остановка запрещена Правилами.

Просто запрещена (без всяких знаков или разметки).

1. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них , если это создаст помехи движению трамваев.

В данной ситуации водитель остановился не на трамвайных путях, но настолько близко от них, что точно создаёт помехи движению трамваев.

И, следовательно, остановка в этом месте запрещена!

В данной ситуации у водителя есть все основания полагать, что он не создаёт помех движению трамваев.

И, следовательно, так останавливаться разрешено.

2. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на железнодорожных переездах и в тоннелях.

Не думаю, что у кого-то из вас возникнет желание припарковаться в тоннеле или, тем более, на железнодорожном переезде. Так что оставим это положение Правил без комментария.

3. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трёх полос) и под ними.

Вы уже знаете, что на всех мостах, эстакадах, путепроводах и под ними категорически запрещены разворот, движение задним ходом и обгон. Что же касается остановки, то здесь Правила сделали уточнение:

– если мост, эстакада, путепровод узкие (в данном направлении одна или две полосы), остановка запрещена;

– если мост, эстакада, путепровод широкие (в данном направлении три или более полос), остановка разрешена.

И это надо знать – и в жизни пригодится, и на экзамене потребуется:

4. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними.

Автомобиль, даже легковой, остановившись таким образом, закрывает обзор пешеходного перехода. А это, как вы понимаете, небезопасно.

А вот это совсем другое дело – сейчас у водителей есть возможность своевременно увидеть пешехода на проезжей части.

Обратите внимание! – автомобиль, стоящий сразу за переходом, никоим образом не мешает контролировать ситуацию. Поэтому Правила и содержат такое требование:

Остановка запрещена на самом пешеходном переходе и ближе 5 метров до него !

Непосредственно после пешеходного перехода остановка не запрещена!

А теперь давайте вспомним, что на двухполосной дороге можно парковаться на любой стороне. И кто из них сейчас стоит до , а кто после пешеходного перехода?

Тому, кто припарковался на левой стороне, кажется, что он стоит после пешеходного перехода. Но так совсем не кажется водителю встречного автомобиля – обзор пешеходного перехода закрыт! И ситуация назревает крайне опасная.

С точки зрения Правил, сейчас оба белых автомобиля стоят перед пешеходным переходом (и 5-ти метров нет!) и, следовательно, оба стоят с нарушением.

А вот сейчас оба стоят после пешеходного перехода, и потому Правила не нарушают.

И обратите внимание – как хорошо виден пешеходный переход водителям обоих направлений!

Остаётся только напомнить вам, что на дорогах с односторонним движением тоже разрешается парковаться на любой стороне.

Понятно, что сейчас все двигаются только в данном направлении, и, следовательно, вот так парковаться нельзя.

Уж если останавливаться перед пешеходным переходом, то не ближе 5-ти метров.

А вот так можно. Причём можно сразу после пешеходного перехода.

На эту тему в сборнике ГИБДД имеется пара задачек. Я надеюсь, что, вооружившись полученными знаниями, вы не наделаете здесь ошибок. Хотя задачки, прямо скажем, не из простых:

5. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается в местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 метров.

Правила справедливо считают, что если расстояниеL меньше 3-х метров, то остановившееся транспортное средство заблокирует движение.

В данной ситуации, чтобы объехать препятствие, придётся выезжать на встречку в нарушение Правил, пересекая сплошную линию разметки!

Если осевая линия прерывистая, то заботиться о 3-х метрах нет необходимости. В данном случае водители объедут препятствие без всяких проблем.

Так что стойте спокойно, вы ничего не нарушаете.

И сейчас можете спокойно останавливаться и стоять. Такая разметка тоже позволяет водителям объехать вас без нарушения.

А вот теперь слева от вас сплошная линия, и трёх метров до неё явно нет. Так что остановка в этом месте запрещена!

И никакого знака, запрещающего остановку, в данной ситуации не требуется. Остановка в данном месте запрещена Правилами, а именно пунктом 12.4.

И об этом на экзамене спрашивают.

Правда, спрашивают не про остановку, а про стоянку. Ну, что же, включайте элементарную логику:

– если слева сплошная линия и до неё нет трёх метров, запрещена и остановка, и, тем более, стоянка;

– если слева прерывистая линия, тогда здесь ничего не запрещено.


Нарушил ли водитель грузового автомобиля правила стоянки?

1. Нарушил.

2. Нарушил, если разрешённая максимальная масса автомобиля более 2,5т.

3. Не нарушил.

Комментарий к задаче

Совершенно неважно, какая у него разрешённая максимальная масса. Ни один грузовой автомобиль, ни с какой разрешённой максимальной массой, ни одним колесом не должен стоять на тротуаре.

Но сейчас даже не это главное. На данном участке дороги остановка запрещена вообще всем транспортным средствам. На проезжей части остановка запрещена потому, что не будет 3-х метров до сплошной, а на тротуаре даже велосипед можно ставить только при наличии разрешающего знака.


Кто из водителей нарушил правила стоянки?

1. Оба.

2. Только водитель автомобиля.

3. Только водитель мотоцикла.

4. Никто не нарушил.

Комментарий к задаче

Нарушил только водитель автомобиля – стоянка на краю тротуара может быть разрешена соответствующими знаками, но здесь их нет.

И, главное, не было никакой необходимости лезть на тротуар, мог бы спокойно остановиться и стоять на краю проезжей части. Осевая линия не сплошная линия, а комбинированная.

Такая разметка позволяет объехать его без всякого нарушения.

6. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

Речь идёт вот об этих углах на перекрёстках. Правила вполне закономерно требуют, чтобы водители, паркуясь, оставляли свободными эти пятиметровые зоны.

Обращаю ваше внимание! – в Правилах не сказано, что остановка запрещается на перекрёстке . В Правилах сказано, что остановка запрещается и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

И это принципиально важно! И вот почему:


В каком месте Вам следует поставить автомобиль на стоянку с правой стороны дороги?

1. Непосредственно перед пересечением проезжих частей.

2. Непосредственно после пересечения проезжих частей.

3. Не ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части.

Комментарий к задаче

Выезд из двора по Правилам не считается перекрёстком. Но нигде в Правилах не сказано, что это не пересечение проезжих частей.

А раз это пересечение проезжих частей, тогда паркуясь, необходимо выполнять требование пункта 12.4 Правил, а именно:

Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части.


Разрешается ли Вам остановиться в указанном месте?

1. Разрешается.

2. Разрешается, если автомобиль будет находиться не ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части.

3. Запрещается.

Комментарий к задаче

И ещё раз обращаю ваше внимание! – в пункте 12.4 не сказано, что остановка запрещается на перекрёстках .

Сказано, что остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

Так что, если на экзамене вам попадётся эта задачка, имейте в виду – на перекрёстке с круговым движением парковаться можно (Правила не запрещают), надо только отъехать от края пересекаемой проезжей части на 5 м.


В каком случае водителю разрешается поставить автомобиль на стоянку в указанном месте?

1. Только если расстояние до сплошной линии разметки не менее 3-х метров.

2. Только если расстояние до края пересекаемой проезжей части не менее 5-ти метров.

3. При соблюдении обоих перечисленных условий.

Комментарий к задаче

Автомобиль стоит после пешеходного перехода, и если от края пересекаемой проезжей части есть 5 метров и есть 3 метра до сплошной осевой линии, тогда он выполнил все требования Правил.

То, что остановка запрещена на пересечении проезжих частей , понятно и без всяких Правил.

Никому и в голову не придёт припарковаться подобным образом на четырехстороннем перекрёстке.

А если перекрёсток трёхсторонний, тогда возникает вопрос – можно ли парковаться напротив бокового проезда на трёхсторонних перекрёстках?

Правила ответили на этот вопрос следующим образом:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трёхсторонних пересечений (перекрёстков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу.

Попробуем разобраться – что хотели нам сообщить Правила.

Если есть разделительная полоса, тогда с позиции безопасности абсолютно всё равно, стоят ли автомобили до перекрёстка, после перекрёстка или на перекрёстке.

В этом случае Правила разрешили остановку и даже стоянку напротив бокового проезда.

Но при условии, что до разделительной полосы есть 3 метра!

Если 3-х метров нет, тогда остановка здесь вообще запрещена – и до перекрёстка, и после, и на самом перекрёстке.

Точно так же и при наличии сплошной линии разметки Правила, руководствуясь теми же соображениями, разрешили парковаться на трёхсторонних перекрёстках напротив бокового проезда.

И точно так же в этом случае необходимо помнить о «трёх метрах». Если между остановившимся транспортным средством и сплошной линией нет 3-х метров, тогда остановка здесь запрещена.

Во всех остальных случаях остановка напротив бокового проезда запрещена!

А какие могут быть остальные случаи?

Если на перекрёстке разделительная полоса терпит разрыв, тогда это полноценное пересечение проезжих частей!

В таком случае вся зона, ограниченная на рисунке жёлтыми линиями, должна быть свободна от припаркованных транспортных средств.

То же самое, если на перекрёстке сплошная линия терпит разрыв.

То же самое, если разметка прерывистая.

То же самое, если разметка комбинированная (причём, неважно, с какой стороны нанесена прерывистая).

Во всех этих случаях вступает в действие закономерное требование Правил:

Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части!

И вот уж об этом требовании Правил на экзамене спросят обязательно:


Разрешается ли водителям транспортных средств остановка в указанных местах?

1. Разрешается.

2. Разрешается только мотоциклисту.

3. Запрещается.