Радиатор двигателя – важная деталь автомобиля
Главная часть охладительной системы мотора – радиатор охлаждения. Неспроста эта автозапчасть получила народное название Легкие машины. Радиатор представляет собой систему, предназначенную для выполнения важной функции автомобильного средства – обеспечение постоянной и требуемой температуры мотора, необходимой для его стабильной работы.
Именно теплообменник является главным защитником мотора от перегрева. На внешний вид радиатор – это сердцевина, бачки с патрубками, которые находится по бокам теплообменника. На сегодняшний день многие производители автозапчастей используют технологии КупроБрейз и СплиттерФин, которые способствуют улучшению эксплуатации детали и уменьшению ее габаритов.
Система охлаждения мотора находится под капотом машины. После вставления ключа в зажигание, старта двигателя, радиатор сразу не начинает работать. Сначала температура достигает рабочего показателя, идет подключение термостата к теплообменнику. Все это делается для того, чтобы мотор не перегрелся. Однако если долгое время двигатель работает на больших оборотах, происходит повышение температуры. Для предотвращения негативных последствий в процесс вступает вентилятор . Для интенсивного обмена теплом он прогоняет воздушный поток через сердцевину радиатора.
Проблемы с теплообменником могут появиться при физическом износе запчасти, долгим сроком ее эксплуатации, при возникновении повреждений механического характера, повышенного внутреннего давления. Долгое использование одной и той же жидкости для охлаждения становится причиной появления коррозии. Она забивает радиатор и становится помехой для сохранения рабочей температуры. Итог оказывается плачевным. Охлаждающая жидкость закипает, под влиянием пара возникают пробки, появляется лишнее давление. Все это приводит к разрывам сот теплообменника, повреждению любых деталей охладительной системы. Как только возникают неисправности, нужно сразу реагировать, устранить поломку и помешать перегреву мотора. Один из верных методов решения проблемы – замена теплообменника.
Для охлаждения радиатора используются антифриз и тосол. Некоторые автолюбители предпочитают еще заливать в теплообменник обычную дистиллированную воду. Однако кроме экономии денег это может еще привести к серьезным проблемам. Длительное по времени использование обычной воды в качестве жидкости для охлаждения радиатора двигателя может привести к возникновению ржавчины, появлению отложений на некоторых компонентах теплообменника. Все может привести только к одному – снижению эксплуатационного срока радиатора двигателя.
Для нормальной работы двигателя, поддержки системы охлаждения в нормальном рабочем состоянии необходимо обязательно использовать специальные для этого жидкости. Антифриз предназначен для устойчивости охладительной системы к морозам, стабильной ее работы.
Радиаторы двигателя имеют разнообразные конструкции. Самыми популярными считаются теплообменники ленточного и пластинчатого типа. На сегодняшний день главные мировые производители запчастей отдают свой выбор в пользу ленточных. Основной материал, который используется при их производстве, это алюминий. Это обусловлено отличными характеристиками металла.
Одна из крупных компаний, занимающаяся производством деталей системы охлаждения, считается немецкая фирма Behr. Более 20% европейских машин оснащены радиаторами этой организации. Компания ведет свою деятельность уже с начала 20 века. Большой ассортимент продукции, высокое качество радиаторов – главные преимущества немецких запчастей.
Еще один известный и ведущий производитель теплообменников (радиаторов) – Nissens . Ежегодно компания производит большое количество продукции, предлагает широкий ассортимент продукции на различные виды автомобилей. Запчасти Nissens обладают рядом преимуществ: особая конструкция сот радиатор; наличие резиновых уплотнителей, служащих для сохранения эластичности; высокое качество бачков из пластика.
Альтернативными вариантами при покупке радиаторов станут запчасти следующих торговых марок:
Радиатор системы охлаждения относится к той категории запчастей, которая не требует замены “по списку” – достаточно поставить радиатор один раз, после чего производить его замену в случае выхода из строя.
Не вдаваясь в подробности, разберемся в работе системы охлаждения. А работает она так : охлаждающая жидкость отбирает тепло от нагретого двигателя, насосами отправляется по трубкам в радиатор, там охлаждается и отправляется снова в двигатель. Сама система продумана, в ней масло, топливные смеси и охлаждающая жидкость никогда не смешиваются. Скорость потока жидкости регулируется в автоматическом режиме: чем быстрее двигается коленчатый вал двигателя, тем активнее помпа прогоняет жидкость по трубкам. Автолюбителю достаточно следить за уровнем охлаждающей жидкости и отсутствием механических повреждений деталей. На словах все просто, а на деле - нет.
Дело в том, что рабочая температура в системе охлаждения автомобиля может достигнуть отметки в 120 градусов, а давление - 2 кг/см². Параметры меняются достаточно быстро, т.е. о плавном их изменении речи не идет. При этом закипание жидкости не происходит из-за высокого давления. Если было обнаружено закипание охлаждающей жидкости, можно также говорить о разгерметизации. Система охлаждения капризная, но и работает в очень жестких условиях.
Клиническая картина знакома даже тем, кто не имеет своего автомобиля. В случае ДТП обычно страдает перед и бок транспорта. Лобовое столкновение почти наверняка означает, что владельцу авто придется менять не только бампер и оптику, но и радиатор. Так что выделим основные причины замены:
Как показывает практика, ремонт радиаторов дорогостоящих автомобилей вдвое дешевле, нежели покупка и установка идентичной новой детали. Однако касается это, как и писалось, дорогих моделей. К тому же, восстановление старого радиатора занимает 2-3 дня, не более.
Обольщаться не стоит – ремонт возможен не всегда . Существует как минимум один вариант, при котором в нем смысла нет – трубки радиатора были сильно засорены агрессивными химическими соединениями. Чистка в этом случае бесполезна, ведь трубки не будут пропускать жидкость на должном уровне.
Касательно ремонта радиатора есть несколько советов:
Что ж, а можно ли без помощи мастера определить, в каком состоянии находится система охлаждения? Это достаточно легко, давайте разберемся.
Сразу же отметим, что автолюбителю не стоит сразу же грешить на радиатор. Система охлаждения относительно сложная, и слабых мест в ней несколько. Мы же продолжим рассматривать радиатор:
Поскольку самым волнующим для автолюбителей видом поломки является протечка, трезво оцениваем ситуацию. Если протечка серьезная и антифриз уходит очень быстро, то сразу же вызываем техпомощь. Утечка небольшая – заливаем дистиллированную воду и направляемся в автосервис.
Выше уже говорилось о том, что неисправная система не даст водителю реальной информации о температуре. Как правило, долгая езда с поломанным радиатором приводит к перегреву двигателя. Отметим, что для этого игнорировать поломку нужно достаточно долго.
Менее печальный исход – закипевшая охлаждающая жидкость образует воздушные пробки , мешающие ее циркуляции. Дефект устраняется легче, поскольку не придется ремонтировать сам двигатель.
Итак, предположим, что у вас или новый автомобиль, или попросту новый радиатор, который только-только был установлен. Дабы не допускать ошибок, запомните следующие правила эксплуатации:
При выборе обращают внимание на следующее:
Особенности конструкции предусматривают то, можно ли установить запчасть вместе с радиатором кондиционера, предусмотрено ли охлаждение АКПП, имеется ли компенсационный бак и соединение с ним. Подкапотное пространство заполнено плотно, так что обратите внимание на геометрию: ширину, длины, толщину. Если вы намерены брать аналог, обратите внимание на плотность ламелей - она не должна не меньше, чем у старого образца. Степень подобия количества трубок должна быть максимальной. Сердечники должны быть одинаковы.
Расположение патрубков играет большую роль. Они могут располагаться или на одной стороне, или на противоположной. Их диаметр и длина подбирается особенно тщательно, дабы не приходилось брать другой радиатор или наращивать длину патрубков.
Касательно материала : медно-латунные радиаторы относятся к распространенным, но от них постепенно отказываются. Коэффициент теплопроводности у меди самый большой среди всех металлов после серебра. При этом радиатор достаточно тяжелый, нередко имеет плохую вибрационную стойкость. Следующий на очереди материал - алюминий. Вес алюминиевых радиаторов в 2-3 раза меньше, чем вес медно-латунных. Японские алюминиевые радиаторы и легкие, и обеспечивают отличное охлаждение. Цена на них достаточно высока. Дешевые алюминиевые радиаторы уступают медным.
Важно понимать, что чем выше поверхность теплоотдачи, тем лучше работает радиатор. По этой причине производители стараются сделать количетсво трубок достаточно большим (радиатор в итоге становится толще), а также уменьшить расстояние между ними (уменьшается шаг трубок). Алюминиевые радиаторы выглядят внушительно – относительно невысокая теплопроводность материала с лихвой компенсируется большой емкостью конечного изделия.
Итак, у нас на выбор несколько десятков брендов европейских брендов и многоликий китайский производитель. Все радиаторы с заводов-производителей хороши, но их все равно легко разделить на 2 категории: дорогостоящие и бюджетные.
Из дорогостоящих можно отметить оригиналы из Японии: Nissen , Denso . Германия: Behr , Hella . Нидерланды: NRF . Франция: Valeo .
Из недорогих стоит отметить радиаторы из Польши фирмы Thermotec и датские JP - качество неизменно высокое, но и цены не кусаются. Многие автолюбители сегодня выбирают радиаторы польской фирмы.
Занимают свою нишу также Van Wezel из Бельгии, Ava Quality Cooling из Нидерландов. Они и не слишком дорогие, и не относятся к бюджетным.
Владелец авто может стать перед выбором: неплохой, казалось бы, китайский радиатор и недорогой польский. Здесь нужно учесть, что китайские радиаторы практически всегда имеют круглые трубки. К вашему же авто могут подойти только радиаторы с овальными трубками. При этом, согласно описанию на упаковке, такое изделие можно установить на автомобиль со спекаемым радиатором (трубки овальные).
Особенность вот в чем: у трубок круглого сечения есть “аэродинамическая тень”, почти не попадающая под воздействие холодного воздуха. У плоскоовальных трубок этого недостатка нет. Если вы решитесь поставить на автомобиль радиатор с круглыми трубками, хотя производитель еще на заводе поставил радиатор с трубками овального сечения, последствия могут быть следующими:
Все три варианта дадут о себе знать, скорее всего, когда чередуются старт и торможение, как это бывает в пробках, и когда грузовой транспорт тянет на себе что-то тяжелое. В иных случаях обман не будет раскрыт до механической поломки радиатора.
Перед покупкой лишний раз осмотрите изделие, не забывая о следующем: лучшим материалом является алюминий ; толщина сердцевины совпадает с оной у старого радиатора; изделие с большим количеством лент или пластин предпочтительно; форма трубок - такая же , как у оригинального радиатора с завода; количество трубок - такое же или большее.
Хороший радиатор обеспечивает настолько хороший тепловой баланс двигателя, вентилятор охлаждения включается от раза к разу. При этом за счет экономии электроэнергии и все того же баланса несколько уменьшаются затраты топлива.
Резюмируя, отметим: низкие цены на продукт уже являются поводом задуматься о целесообразности такой покупки. Европейские и японские радиаторы - однозначно лучший выбор. Они служат дольше, охлаждают лучше. Даже их внешний вид приятен глазу, что лишний раз говорит о культуре производства и дает право судить о высоком качестве изделия. Советуем не экономить, а выбирать радиаторы вышеизложенных фирм.
Когда-то первые вазовские «восьмерки» шокировали практически всех и всем. В том числе своими радиаторами, сделанными… из алюминия!
Ну, додумались, - качали головами бывалые. - Медный-то запаял и дальше поехал - а с этим что делать? Новый покупать?
С тех пор всё изменилось. Мягкая, тяжелая и дорогая медь полностью уступила место алюминию. А чтобы посмотреть на современное производство радиаторов всех мастей, не нужно ехать за границу - гораздо удобнее посетить Санкт-Петербург. Помимо Медного всадника и Спаса на Крови там есть и завод ПО «Авто-Радиатор», выпускающий более полумиллиона радиаторов Luzar в год.
С детства помню, что грибы бывают трубчатые и пластинчатые - к примеру, подберезовики и сыроежки. Примерно такая же терминология применяется и в радиаторном мире. Два основных вида радиаторов систем охлаждения - это сборные трубчато-пластинчатые, а также паяные (несборные) трубчато-ленточные. Какие лучше? Давайте разбираться.
Начнем с подберезо… простите, с трубчато-пластинчатых изделий. Больше всего мне понравилось то, что внутрь трубок при производстве вставляют так называемые турбулизаторы. Это закрученные спиралью узкие и длинные пластмассовые пластины, благодаря которым жидкость не проносится вдоль трубки на всех парáх, а совершает сложное движение по спирали, что способствует лучшему теплообмену. А вообще процесс начинают с вырубания охлаждающих пластин из ленты (отечественной, кстати говоря!). Затем полученные пластины надевают на трубки, после чего применяют - необычный термин! - дорнование.
Дорн - это один из героев Чехова, но тут он точно ни при чем. Так называется стержень, который проталкивают внутрь трубок, увеличивая таким образом их наружный диаметр. Далее на концы трубок устанавливают опорные донья с уже вложенными резиновыми прокладками и концы трубок развальцовывают.
На оба опорных дна монтируют пластмассовые бачки, которые крепят загибанием лапок. Получившиеся радиаторы проверяют избыточным давлением более 2 бар, при этом специальный стенд регистрирует малейшее падение давления. Прошедший испытания радиатор получает индивидуальный номер.
Повысить теплоотдачу удается расположением трубок в шахматном порядке. Если применить плоскоовальные трубки (уже без турбулизаторов), теплоотдача тоже увеличится. Кстати, такие трубки также обрабатывают дорном.
А что сказать о паяных радиаторах (кроме того, что они несборные)? Такие конструкции требуют соединять трубки с охлаждающей лентой и основанием бачков в специальной печке! Конструкция спекается в печи в среде азота, который помогает освободить алюминиевые поверхности от окислов. Далее через совсем тонкие (лапшевидные) прокладки устанавливают бачки.
На этом нюансы терминологии не кончаются. Радиаторы делятся на одноходовые и двухходовые. У одноходовых жидкость проходит через все трубки радиатора в одном направлении - от одного бачка к другому. А вот у двухходового один бачок разделен на две части перегородкой; жидкость, зайдя через верхнюю часть, перемещается по половине трубок в одну сторону, а затем, уже в другом бачке, меняет направление движения и возвращается во вторую часть первого бачка, двигаясь в обратном направлении.
Авто-Радиатор - официальный поставщик конвейеров АВТОВАЗа и СП GM-АВТОВАЗ. Само собой, радиаторы Luzar поставляются на вторичный рынок, причем не только на российский - экспорт налажен в Белоруссию, Казахстан, Азербайджан, Украину, Армению… Сегодня питерцы производят свыше 1200 наименований продукции, в основном это радиаторы охлаждения двигателей и радиаторы отопления салона легковых автомобилей отечественного и импортного производства, а также некоторых грузовиков. Хотя и кондиционеры с интеркулерами не забыты.
Культура производства на заводе меня приятно удивила. Если радиатор моей машины потребует замены, не буду сбрасывать со счетов изделия Luzar.
Развитие конструкции сборных радиаторовОт наиболее простых, с двухрядным расположением трубок, снабженных для повышения эффективности пластмассовыми турбулизаторами, перешли к производству радиаторов с шахматным расположением трубок. Венцом развития сборных радиаторов стали конструкции с плоскоовальными трубками, улучшающими теплоотдачу. |
||