Из чего изготовлены ремни безопасности на автомобиле. Виды и устройство ремня безопасности, зачем он нужен

Изучение последствий аварий на дорогах показало, что в подавляющем большинстве ДТП травмы людей возникают от ударов в результате резкого изменения скорости при столкновении автомобилей. Чтобы это предотвратить предусмотрены специальные удерживающие системы — ремни безопасности.

Многочисленные исследования подтвердили, что применение ремней для пристегивания людей в автомобиле позволяет снизить тяжесть последствий ДТП. В частности, наблюдения свидетельствуют: число раненых водителей и пассажиров легковых автомобилей, пользовавшихся ремнями, снизилось в 2,4 раза, а число погибших - в 3,7 раза по сравнению с теми, кто ими не пользовался.

Как правильно пользоваться?

Существенное значение имеет зазор (расстояние) между ремнём и телом. При зазоре 200 миллиметров и больше, эффект от подобного применения равен нулю. Дело в том, что при таком свободном положении ремня бывают случаи подныривания под него, что может привести к удушью. Оптимальным является зазор 25 миллиметров, то есть между ремнём и телом на уровне груди должна проходить ладонь.

Не столь безобидно, а в некоторых случаях опасно набрасывание ремня без его замыкания, что нередко делают и водители, и пассажиры. Незакреплённая пряжка при аварии может нанести травму рядом сидящему человеку.

Немаловажно и правильное положение водителя за рулём. Если сидение установлено в крайнее заднее положение, то пользующемуся ремнями безопасности водителю трудно дотянуться до замка зажигания, он чувствует себя скованно и быстро утомляется. Небезопасно, когда сидение переведено в крайнее переднее положение: водитель почти лежит грудью на рулевом колесе.

Необходимо следить, чтобы ремень в свободном положении не защемлялся дверью, не перетирался об острые края в автомобиле, не загрязнялся и не скручивался. Грязная лямка теряет эластичность, прочность, а если она скручена, то уменьшается площадь контакта ремня с телом человека, а это может усугубить тяжесть травмы.

Если ремень в машине заедает и не возвращается в исходное положение при его отстегивании, то виновата грязь, которая образовалась на нем со временем. Чтобы избавиться от заедания, их нужно вымыть. Для примера, я на своем личном опыте снял их с машины и дома всё тщательно вымыл (можно замочить на ночь). На следующий день поставил — все работает нормально без заедания.

Какой штраф?

На собственном опыте могу сказать, что надо научиться пользоваться ремнями безопасности каждый раз при поездке. Если раньше большинство автолюбителей игнорировали их, мол ничего не будет. Сейчас штраф за езду без ремня — 500 рублей. Но дело не в деньгах, а в собственной безопасности. Каждый день пристёгивайтесь, и через какое-то время это войдёт в привычку. Даже при поездке на 10 метров будете пристёгиваться на автомате. Эта полезная привычка может сохранить жизнь.

Для любого родителя безопасность его детей всегда превыше всего. Поэтому при создании максимально безвредных и комфортных условий передвижения в собственном транспорте нужно с особой внимательностью и ответственностью подойти к выбору средства фиксации детей в автомобиле.

Что это такое

Сначала разберемся, что представляет собой ремень безопасности для детей. Вообще это специально средство, которое предназначено для удерживания человека на месте при аварии или резкой остановке. Оно есть в каждом автомобиле и располагается в зависимости от размещения сидений - справа или слева. В большинстве случаев ремни автоматически втягиваются на место и имеют три точки соприкосновения. Поэтому они абсолютно не мешают человеку и не сковывают движения, а самое главное - плотно прижимают его к сиденью.

Для детей школьного и дошкольного возраста предназначено специальное устройство для фиксации на заднем либо переднем сидении машины. А тем, кого беспокоит вопрос о том, с какого возраста ремень безопасности для детей можно применять, скажем, что названное устройство используется для юных пассажиров от 4 до 12 лет.

Сейчас в нашей стране действует государственный стандарт, который определяет ряд основных требований к качеству и особенностям производства данных средств безопасности, а также к системе их испытаний.

Для чего нужно удерживающее устройство

При перевозке детей фиксирующие средства играют очень важную роль. Ведь все маленькие пассажиры любознательны и подвижны. Родитель будет спокойнее управлять автомобилем, зная, что его чадо надежно удерживает ремень безопасности для детей. Кроме того, никто не застрахован от происходящих во время движения машины опасных ситуаций. Поэтому место для маленького пассажира всегда должно быть обустроено с высокой степенью защиты и надежности.

Ремни безопасности для детей в автомобиле нужны тем ребятам, которые уже выросли из автокресла или категорически отказываются находиться в нем. Это удерживающее устройство рекомендовано приобрести вместе с другими фиксирующими механизмами.

В чем преимущества

Родителям, сомневающимся в целесообразности применения таких средств безопасности, следует обратить внимание на некоторые факты, подтверждающие их необходимость:

  • риск получения травм головы снижается в 8 раз;
  • травм грудной клетки - в 18 раз;
  • шеи - в 6 раз;
  • вероятность увечий органов брюшной полости стала ниже в 27 раз.

Но самое главное - сохраняется жизнь малыша, ведь с момента использования удерживающих устройств смертность детей в автоавариях сократилась более чем на 70 %. Это убедительные официальные цифры, свидетельствующие о пользе ремня безопасности для детей.

К тому же значительно снижается риск соприкосновения во время удара с элементами салона. Распределение его силы происходит на более прочные части тела. Ребенок защищен от столкновения с другими пассажирами. Во время аварии его не выбросит из машины. К минимуму сведена возможность получения травм.

Противники использования таких средств безопасности

Абсолютно все противники подобных способов фиксации сходятся во мнении о том, что при возникновении аварийной ситуации приобретенный в машину ремень безопасности для детей будет оказывать давление на брюшную полость малыша. Как правило, это происходит из-за расположения удерживающего устройства. В аналогичной ситуации взрослый человек переносит давление на ноги, упираясь ими в пол. Маленький пассажир этого сделать не сможет из-за небольшого роста, что чревато повреждением внутренних органов.

В устаревших моделях автомобилей использование подобных средств фиксации невозможно, так как в их основных ремнях безопасности нет горизонтальных лямок, а приобретать современную машину ради детского ремня безопасности проблематично. Поэтому среди обладателей таких авто нет сторонников упомянутых удерживающих средств.

В аварийной ситуации адаптер не в состоянии защитить детскую голову и корпус.

Применение же удерживающих детских устройств на переднем сидении опасно из-за того, что подушка безопасности находится на уровне головы ребенка. Поэтому в случае возникновения ДТП велика вероятность получения травм от нее, а не от столкновения с препятствием.

Негативным моментом использования данного способа фиксации является его простое крепление, благодаря чему во время движения малыш может отстегнуться, что небезопасно.

Ремень безопасности для детей - бюджетное и простое средство удерживания, которое можно использовать даже после очередных нововведений. Оно имеет как преимущества, так и недостатки. Но это лучше, чем ничего. Поэтому не стоит экономить на безопасности подрастающего поколения, ведь это наше продолжение и самая большая ценность.

Важные особенности фиксирующих устройств

При выборе ремня безопасности для детей необходимо учесть вес и размер малыша, а также обратить внимание на регулятор устройства. Имеющийся в каждой машине трехточечный ремень предназначен только для безопасности взрослых из-за разных пропорций тела. При столкновении ребенок, пристегнутый таким ремнем, рискует получить сильный удар в область легких и сердца.

Способы крепления удерживающих устройств

В ремне безопасности для детей, возраст которых приближается к 12 годам, производители рекомендуют использовать дополнительное устройство - маленький мешок, позволяющий стянуть друг к другу ветви основного ремня. Также этот вариант может быть применен в качестве добавочного к детскому автокреслу.

Еще один способ фиксации маленьких пассажиров - применение адаптера ремня безопасности для детей. Это накладка в форме треугольника, которая оттягивает диагональную линию ремня от шеи. Она бывает на кнопках и на липучках, и значительно снижает риск получения травм шейного отдела позвоночника.

Бустер - приспособление, представляющее собой специальную подкладку, которая крепится к сиденью автомобиля и обеспечивает высокую посадку малыша. Вследствие этого значительно снижается риск удушения в момент резкой остановки.

Также существуют трехточечные ремни для детей, но они считаются наиболее опасными для детского живота и провалили все краш-тесты. В сравнении с ними более надежными считаются пятиточечные ремни. Чаще всего производители автокресел используют именно их.

Адаптер ремня безопасности для детей - альтернатива автокреслу

Адаптеры предназначены для смещения положения ветвей основного автомобильного ремня с помощью кнопок или липучек и относятся к группе отдельных удерживающих средств. Маленький размер адаптера автомобильного ремня и его низкая стоимость все чаще становятся решающими факторами в пользу приобретения данной системы безопасности.

Немалое количество продавцов и производителей утверждают, что его можно использовать и без детского автокресла. На эту тему в настоящее время ведется много споров. Но, к сожалению, треугольник на ремне безопасности для детей не в состоянии обеспечить должный уровень защиты, который гарантирует качественное автокресло. Большинство специалистов рекомендуют использовать оба этих средства безопасности.

Требования к фиксирующим устройствам

При покупке фиксирующего устройства очень часто продавцы убеждают неопытного покупателя в надежности и безопасности предлагаемого приспособления. К сожалению, так бывает не всегда.

Приобретение и выбор детского ремня безопасности нужно планировать только в специализированных торговых точках, которые могут предъявить сертификаты качества и имеют обученный персонал, способный оказать квалифицированную помощь при выборе подходящей модели.

Необходимо обратить внимание на крепление ремня. Оно должно быть надежным. Немаловажным параметром здесь является и фиксатор ремня. Во время движения он должен надежно удерживать ребенка, не травмируя его, и в то же время в случае произошедшей аварии малыш должен без труда суметь расстегнуть замок удерживающего приспособления.

Также требует внимательного изучения ограничитель ремня. При резком движении он должен срабатывать.

Накладку на ремень безопасности для детей родители обязаны прикрепить качественно и надежно.

Правила эксплуатации

Если в семье не один ребенок, то для каждого из них должно быть предусмотрено индивидуальное фиксирующее устройство. Надежность его крепления проверяется каждый раз перед началом движения. Длительность поездки никак не влияет на применение этого приспособления. Поэтому пользоваться им обязательно во всех случаях перевозки маленьких пассажиров.

Ремень должен проходить строго по поясу и через плечо ребенка. Также необходимо своевременно подгонять или полностью менять его при взрослении детей.

Отечественный товар «ФЭСТ»

Наибольшей популярностью среди всех удерживающих устройств для детей является «ФЭСТ» - треугольная накладка на ремень безопасности для детей. Это уникальное и простое в эксплуатации средство защиты. По параметрам безопасности оно значительно превосходит большинство других фиксирующих приспособлений и даже некоторых автокресел.

«ФЭСТ» предназначен для маленьких пассажиров, весом не менее 9 килограммов и не более 36 кг. При этом если малыш весит менее 18 кг, то отечественный детский ремень безопасности должен использоваться только со специальной лямкой.

Данное крепление очень надежно и в состоянии обеспечить безопасную перевозку ребенка в машине. Оно легко и в то же время крепко фиксируется на основном ремне безопасности и никак не мешает его работе. А процесс снятия и установки занимает обычно менее половины минуты.

Разработчики постарались сконструировать средство таким образом, чтобы в случае аварии возможность травмирования значительно уменьшилась из-за ограничения подвижности детей. А в случае необходимости его замок можно довольно легко открыть.

Категории автомобильных систем безопасности.

Автомобильные системы безопасности подразделяют на две категории: активные и пассивные . В качестве активных систем безопасности выступают абсолютно все автомобильные качества, которые снижают вероятность ДТП (дорожно-транспортного происшествия). В первую очередь – это механизмы и узлы управления машиной. Если же говорить более точно – это то, что подконтрольно автомобилисту, а именно – тормоз, различные вспомогательные приспособления и рулевое управление.

Пассивная система безопасности представляет собой совокупность элементов, которые уменьшают последствия уже случившегося ДТП. К ней можно отнести специальные сиденья, бампера, которые поглощают импульс от удара, всяческие ремни и подушки безопасности. Напрямую данная система не зависит от поведения водителя.

Традиционный элемент пассивной системы – ремни безопасности, изобретенные более века назад. Устройство ремней безопасности очень простое, однако ремни считаются одним из самых эффективных средств авто безопасности. Ремни безопасности не дают туловищу человека дернуться вперед при резкой остановке.

Предыстория.

Самые первые ремни безопасности, были внедрены в автомобиль лишь только в начале 20 века, и по известным данным, патент на них впервые выдали в 1907 году в США, однако и раньше предпринимались попытки создания подобных изобретений. Хотя принцип действия ремней безопасности за последние сто лет почти не изменился, но внешний вид и форма претерпели большие изменения, а уровень надежности стал на порядок выше.

Изначально, ремень безопасности в автомобилях ничем не отличался от тех, которые использовали в самолетах. Были две точки фиксации по бокам, которые охватывали туловище на уровне пояса. Однако на больших скоростях, ремень не только не помогал, но и сам являлся причиной тяжких травм внутренних органов и брюшной полости. Поэтому о необходимости его модернизации никто и не спорил.

По мере возрастания мощностей двигателей, и скорости автомобилей, а также количества самих автомобилей на дорогах, вопрос о безопасности становился все более весомым. Переломным моментом в развитии безопасности на дорогах стал 1951 год. В этом году была принята новая форма ремня, в виде буквы Y с замком на животе. Но, несмотря на нововведения, по-прежнему травмы, полученные от самого ремня, не являлись редкостью.

Переломный момент в развитии безопасности.

Знакомые нам, современные автомобильные ремни безопасности, с тремя точками фиксации, появились во второй половине 50х годов. В 1957 году Нильс Болин – авиационный инженер из Швеции, модернизировал ремни безопасности, добавив третью точку фиксации. Теперь нагрузки на тело при столкновениях распределялись равномерно. Первой фирмой, которая запустила в серийный выпуск автомобили с такими ремнями, стала "Volvo". Произошло это в 1959 году. Автомобили "Volvo" и сейчас считаются эталоном безопасности и надежности.

С этого времени ремни стали приобретать всё большую популярность. Они стали надежней, а удобство их использования заметно подросло. Но обретая популярность, стали заметные новые изъяны конструкции. Из-за того, что ремень был статичным, т.е. заранее регулировался под размеры человека, то при столкновениях часто происходило "подныривание" под ремень. С этой проблемой успешно справились инерционные ремни, которые появились в 1970-х годах.

Принцип инерционного механизма заключается в медленном вытягивании ремня на нужную длину, при этом пассажир не скован в своих движениях. Резкое вытягивание ремня блокируется фиксатором, который выручает при авариях. Однако есть один нюанс, если на пассажире толстая одежда, допустим пуховик, то инерционная система очень неэффективна и даже может нанести травму, поскольку между ремнем и туловищем достаточно большое пространство.

Позднее было введено одно усовершенствование, а именно – преднатяжители. Преднатяжители срабатывали при столкновении, и как понятно из их названия, они плотно прижимали пристегнутого пассажира к спинке кресла, уменьшая расстояние между телом и ремнями. Они приходили в действие при помощи электропривода , или одноразового пиропатрона .

Советский Союз, наравне с другими странами, также вел свои разработки в области автомобильной безопасности. Особенно отличилась Эстонская ССР, в которой активно проводили испытания и исследования в этой области. С 1970-х годов пошел выпуск автомобильных ремней безопасности, которые производились в эстонском объединении "Норма". С 1979 года становится обязательным использование ремней безопасности, сидящим на задних сидениях, могли и не пристегиваться.

Меры безопасности в наше время.

В современно мире многие автолюбители и пассажиры отказываются пристегиваться по различным причинам. Если приводить среднестатистические данные, то каждый второй отказывается пользоваться ремнями. Некоторые думают, что с ними это точно не случиться, другие утверждают, что от ремней больше вреда, нежели пользы, особенно если необходимо быстро покинуть разбитый автомобиль. Однако горький опыт ДТП, а также многочисленные исследования опровергают эти опасения. Но, несмотря на это, у общества сложились две позиции по проблеме использования ремней безопасности.

В конце концов, специалисты советуют использовать ремни безопасности, поскольку лучше отделаться ссадинами, чем пробитой об лобовое стекло головой. Если водитель пристегнут, то в большинстве случаев, он сохраняет управление над автомобилем, что во многом способствует уменьшению последствий от аварии.

В большинстве Американских штатов существует обязательное правило – пассажиры на переднем сидении обязательно должны быть пристегнуты, иначе – штраф в несколько сотен евро. В России существуют подобные обязательства перед участниками дорожного движения, однако по причине низких штрафов, этих правил мало кто придерживается.

При перевозке детей существуют особенные установки. Поскольку голова ребенка непропорционально велика, а шейные позвонки наоборот очень хрупкие, то детей следует перевозить в специальных сидениях, которые предусматривают все особенности их физиологии.

Напоследок.

Как мы можем наблюдать, перед конструкторами и по сей день стоит вопрос о безопасности во время движения. Прошедшие десятилетия заложили своеобразную основу, однако поскольку мощности автомобилей прошлого века и нынешнего несопоставимы, то ее приходится постоянно дорабатывать, внедрять новые решения. Крупнейшие автопроизводители тестируют все свои новинки на краш-тестах, тратят миллионы долларов на доработку всяческих узлов автомобилей. Автомобиль сегодня – достаточно надежное и технологичное средство, хотя и не без изъянов.

— это приспособление, состоящее из лямок, запирающего устройства и деталей крепления, которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автомобиля или каркасу сиденья и которое сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения уменьшить опасность ранения пользователя путем ограничения возможности перемещения его тела.

В настоящее время наибольшее распространение имеет ремень с креплением в трех точках, представляющий собой сочетание поясного и диагонального ремней. При этом поясным считается ремень, охватывающий тело пользователя на высоте таза, а диагональным - охватывающий грудную клетку по диагонали от бедра до противоположного плеча.

На некоторых типах автомобилей используются ремни привязного типа, состоящие из поясного ремня и плечевых лямок.

Основные элементы ремня безопасности - пряжка, лямка, регулирующее устройство длины лямки, регулирующее устройство ремня по высоте, втягивающее устройство и запирающий механизм.

Пряжка - устройство, позволяющее быстро расстегивать ремень и дающее возможность удерживать ремнем тело пользователя.

Лямка - гибкая часть ремня, предназначенная для удержания тела пользователя и передачи нагрузки на стационарные элементы крепления.

Регулирующее устройство длины лямки может быть частью пряжки или его функции может выполнять втягивающее устройство.

Регулирующее устройство ремня по высоте позволяет регулировать по высоте положение верхнего обхвата ремня по желанию пользователя и в зависимости от положения сиденья может рассматриваться как часть ремня или часть устройства для крепления ремня.

Ремень безопасности может иметь втягивающее устройство . Втягивающим называют устройство для частичного или полного втягивания лямки ремня безопасности. Втягивающие устройства могут быть нескольких типов:

  • втягивающее устройство, из которого лямка полностью вытягивается при приложении небольшой силы и которое не имеет регулятора длины вытянутой лямки
  • автоматическое втягивающее устройство, которое позволяет получать желаемую длину лямки и при закрытой пряжке автоматически регулирует длину ремня для пользователя. Это устройство имеет запирающий механизм, срабатывающий в случае аварии. Запирающий механизм может иметь единичную или множественную чувствительность, т.е. срабатывать под воздействием торможения или резкого движения ремня
  • автоматическое втягивающее устройство с механизмом предварительного натяжения. Ремень может иметь механизм предварительного натяжения, который служит для прижатия лямки ремня к сиденью в целях натяжения ремня в момент удара

Со временем в ВАЗ 2110 начинает подклинивать ремень безопасности , то есть не дает вытащить ремень из катушки, даже когда Вы тянете его очень медленно. Либо зимой ремень тяжело вытягивается из катушки и приходится прикладывать большое усилие, чтобы пристегнуться.

Многие владельцы десяток сталкиваются с двумя неприятными моментами при использовании ремней безопасности :

  1. Заклинивает ремни безопасности, даже когда их вытягиваешь совсем медленно.
  2. Тугое вытягивание ремней безопасности на морозе
Согласно Правила ЕЭК ООН №14-05; 16-04, ГОСТ Р 41.14; 41.16 .
Неисправности ремней (не держит замок, катушка лениво втягивает лямку или не фиксирует ее и т.п.) самому устранять нельзя! Любое вмешательство в конструкцию или способ установки ремня безопасности снимает с их изготовителя ответственность за правильное функционирование ремня и полученные в аварии травмы.
Некоторые замки, втягивающие устройства и т.д. специально сделаны так, что после разборки собрать их уже нельзя. Но продувка сжатым воздухом - допустима;

Поэтому все действия с ремнями безопасности Вы делаете на свой страх и риск.
За любой ущерб и травмирование, связанное с вмешательством в ремни безопасности автор ответственности не несет.

Принцип работы ремней безопасности :
Блокиратор катушки сделан на основе храпового механизма, запираемого чувствительным элементом - маятником с полусферической опорой или металлическим шариком, расположенным в сфере большего диаметра. Шарик или маятник, смещаясь, через систему рычажков фиксируют за корпус храповую шестерню катушки. На ее оси на винтовых шлицах с малым углом установлен диск-маховичок. Когда лямку вытягивают медленно, диск за счет трения только вращается вместе с валом, не запирая катушку. При рывке ленты диск по инерции сильнее давит на винтовую поверхность, преодолевает силу трения и, сдвинувшись по винтовым шлицам, блокирует храповик

Ремонт ремней безопасности ВАЗ 2110

Для того, чтобы отремонтировать катушку ремней безопасности своими руками нужно:
Снимаем катушку ремней безопасности
. Снимать сиденья для этого не обязательно, достаточно сдвинуть их вперед и наклонить вперед спинки.
Определяем сторону, где находится блокирующее устройство (как правило, это более толстая половина). Определить это можно, потрясся ремень около уха, где будет бренчать шарик, там и есть блокиратор. Либо можно полностью размотать ремень, блокиратор на той стороне, где на боковине пластмассовый квадратик.

Инерционная катушка: а - корпус; б - катушка; в - втягивающая спиральная пружина; г - инерционный механизм; д - шарик; е - управляющий храповик; ж - блокирующий храповик.

Если ошибочно разберете катушку с другой стороны, где находится сматывающая пружина, то имейте ввиду, что пружина может порезать руки и лицо. Поэтому лучше не ошибаться с выбором стороны:)

Снимаем крышку (нужно вытащить 4 пистона). Аккуратно, чтобы внутренности не рассыпались! Крышку нужно снимать в горизонтальном положении.

Разбираем катушку ремней безопасности (без усилий) и добраемся до блокирующего храповика.
Рядом в прямоугольном корпусе с лапкой - шарик, который блокирует ремень при наклоне корпуса катушки.

Добравшись до трущихся деталей удаляем загустевшую смазку , которая похоже на сухую субстанцию и только мешает четкой работе блокирующего механизма.
Смазываем механизм катушки ремня безопасности. А смазывать нужно смазкой, которая не густеет на морозе (литол, шрус, фиол, моторное или трансмиссионное масло не подойдут). Необходима морозостойкая смазка Циатим201 (или ее аналог), либо хорошая силиконовая смазка.

Кроме этого, для более четкой работы механизма ремней безопасности можно подогнуть скобу, а точнее подогнуть медную лапку, на которую воздействует шарик. Дело в том, что из-за веса шарика она слегка разгибается и ремень работает все хуже.
То есть нужно уменьшить угол сгиба медной лапки так, чтобы при вертикальном положении катушки фиксатор не входил в зацепление с зубцами катушки.
Проверяем, чтобы при наклоне катушки фиксатор срабатывал.

Встречаются мнения, что можно просто выкинуть этот блок с шариком и ремни безопасности будут работать без проблем, однако этот фиксатор срабатывает не только при перевороте машины, но также является инерционным механизмом и заблокирует ремень даже при резком торможении или сильной тряске кузова. Поэтому, ничего выкидывать из катушки ремней безопасности не нужно .

Собираем все в обратной последовательности.
Теперь ремень безопасности работает отлично при любых морозах .