Потребность узнать, как и чем растворить битум, возникает не только у работников жилищно-коммунальной сферы и сотрудников вулканизационных мастерских. Битумные составы и прочие смолы сопутствуют нашему движению в городских условиях, оставляя ощутимые следы своего «сопутствия» в виде черных брызг и тяжелых капель. Как и чем растворить битумную смолу без ущерба для вещей – отдельный и полезный раздел современного домоводства.
Битум – один из древнейших строительных и изоляционных материалов, человечество научилось его использовать раньше, чем цемент и кирпичи из обожженной глины. В чистом виде природный битум не применяется, а вот в виде промышленных смесей встречается более чем широко . Составы на битумной основе бывают следующими:
Что имеется общего у всех разновидностей битумных смол? Во-первых, малая температура размягчения, от 70-80 ˚C. Атмосферный воздух до таких значений не прогревается, но полотно дороги в жаркий день вполне достигает «точки пластичности». Поэтому важно знать, как удалить битум с одежды, обуви и обводов автомобиля – обзавестись неприятными брызгами можно не только на свежем асфальте.
Во-вторых, битумы токсичны, пусть и далеки от летальных доз. Столь широкое использование слаботоксичных материалов в гражданском и дорожном строительстве связано с комплексом битумных достоинств – надежной гидроизоляцией, стойкостью к механическому и кислотному воздействию . В обозримом будущем замены битумным составам не предвидится – стало быть и очистка от битумных брызг останется актуальной для жителей сел и городов.
В-третьих, все без исключения битумы въедливы. Аморфно-смолистая капля впивается в каблук выходной обуви, подол платья или сверкающее крыло автомобиля и выглядит ужасно заметным инородным телом, хоть выбрасывай туфли и перекрашивай машину. Таких крайностей можно избежать, занявшись очистными противобитумными процедурами.
Первейшее правило при ликвидации битумных брызг – не пытайтесь их соскоблить!
Из допустимого механического воздействия возможно аккуратное срезание толстого битумного слоя, да и то при обязательном условии ограниченности движения ножом. Если нож «сорвется» с битумного ошметка и заденет основную поверхность – смысл очистительной процедуры будет утерян – царапина или вмятина едва ли лучше инородного пятна. Как растворить битум, определяется составом загрязненного материала. Основными объектами «смолистых неприятностей» являются автомобили, обувь, одежда и напольные покрытия.
На автомобилях брызги и капли битумных смол появляются на нижних частях крыльев, дугах арок и передних бамперах (подарок от едущего впереди транспорта). Обнаруживается нежелательный смолистый тюнинг, когда он уже окаменел и стал прочен, как металлический уголок для плитки, разве что блестит слабее.
Битумы стойки к воде любой температуры и большинству водосодержащих растворителей. Они хорошо удаляются бензоловыми, сероуглеродными и другими органическими растворителями – скипидаром, уайт-спиритом и т.д. Перед тем, как удалить битумные пятна с авто, необходимо убедиться в стойкости автомобильной эмали к выбранному растворителю. Лучше всего купить специальные «Очиститель битумных пятен » или Профам 3000 , но обязательно фирменные флаконы. Эти составы не оставляют следов на лакированной поверхности крыльев и на хромированных капотах.
Если спецочиститель недоступен, используйте для удаления битума с вашей машины керосин или солярку, они не столь активно взаимодействуют с автоэмалью, как стандартный бензин. Мелкие и редкие битумные брызги можно удалить обыкновенным сливочным маслом, если запастись терпением. Место, где располагалось битумное пятно, потребуется подвергнуть полировке, иначе его оттенок будет диссонировать с основным цветом автомобильной краски.
Наилучшим ответом на вопрос «Чем удалить битум с моей новой блузки?!» является мультипликационный ответ «Надо меньше пачкаться!» Но уж если въедливая неприятность вас постигла, советы по избавлению от гидроизоляции на одежде и обуви таковы:
С ковров и ковроланов битумные пятна смывают теми же растворителями, после чего обширный участок обрабатывается мылом или нейтральным моющим средством. С напольных покрытий (ламинат, паркет, массивная доска и др.) битум удаляется в зависимости от стойкости их финишного слоя – скипидаром, уайт-спиритом или керосином. К сожалению, эта процедура часто сопровождается повреждением лакового слоя. Так что внимательно осматривайте обувь перед входом в помещение – купить новые босоножки значительно проще и дешевле, чем заменить ламинат или паркет.
Следы битума тяжело удалить без применения специальных средств. Это вещество, используемое в строительстве, для прокладки асфальта и в других целях. Важно знать, как отмыть битум с автомобиля, так как он часто оказывается на кузове, особенно летом, когда асфальт нагревается от солнца. Очистить битум с кузова автомобиля можно различными способами, но важно делать это так, чтобы не нанести вред ЛКП.
Битум представляет собой вещество темного цвета в жидком состоянии. Не стоит путать его с черной глиной, так как битумные пятна на машине отмываются намного сложнее. Поскольку у этого вещества имеются уникальные свойства, его применяют в строительстве. Он не только очень практичный, но и стоит недорого. Выделяют несколько его разновидностей:
Летом, когда на улице очень жарко, асфальт сильно разогревается. Это приводит к тому, что смола немного размягчается. Поэтому верхний слой асфальта, точнее небольшие его частички попадают на кузов автомобиля. А удалить их очень сложно. Поэтому важно знать, чем удалить битум с кузова автомобиля.
ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО
Для того чтобы очистить битум с машины, могут быть использованы и народные средства. Например, можно использовать бензин. Однако он может привести к потускнению лакокрасочного покрытия.
Также советуют использовать кока-колу, но такая жидкость оказывается эффективной только при незначительных загрязнениях.
Чем оттереть битум? Ни в коем случае нельзя пользоваться губкой, так как в ее поры попадает пыль, действующая в качестве абразива. Применение микрофибры также не рекомендовано, ведь она может привести к ухудшению внешнего вида лакового покрытия.
Удаление битума с кузова автомобиля – процесс довольно простой, если пользоваться правильными препаратами.
ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО
Лучше использовать специально предназначенное средство от битума на машине. Оно точно не повлияет негативно на состояние ЛКП.
Берут аэрозоль или жидкость и аккуратно распределяют вещество по загрязненной поверхности. Оставляют примерно на 10-15 минут. Спустя это время поверхность протирают сухой салфеткой, а сверху моют машину теплой водой.
Битум или гудрон, входящий в состав асфальта, способен доставить автовладельцу массу неприятностей. Попадая на кузов автомобиля, он оставляет заметное пятно. Особенно оно бросается в глаза на машинах светлого цвета. В отличие от обычной грязи попавшей на автомобиль битумные пятна абсолютно не смываются водой. Если вовремя не принять меры, то на автомобиле останется невзрачное желтоватое пятно.
Попытаемся разобраться, что представляет из себя битум и почему он так опасен для лакокрасочного покрытия автомобиля.
По своей сути битум это смола. Он бывает как природного так и искусственного происхождения. Искусственный битум образуется в процессе переработки нефти или каменного угля. Непосредственно в асфальте, данная смола используется для связки гравия и песка. В составе современных асфальтных покрытий доля битума может составлять от 13 и достигать 60 процентов.
Опасность битума входящего в асфальтное покрытия заключается в том, что для его разведения в большинстве случаев используют растворитель. На основе этого же растворителя, также производятся материалы для лакокрасочного покрытия автомобиля.
При попадании битума на кузов автомобиля, растворитель начинает окрашивать лак и краску машины в цвет смолы. Впоследствии он испаряется, но пигментные пятна желтоватого цвета остается. Так как пигменты смолы глубоко проникают в структуру лакокрасочного покрытия. Поэтому произвести удаления битумного пятна необходимо в кротчайшие сроки, сразу после его попадания на автомобиль.
При езде на свежеасфальтированной дороге следует соблюдать несколько правил. Это позволит значительно снизить риск появления битумных пятен на кузове автомобиля.
В первую очередь въезжая на свежеасфальтированную
дорогу необходимо непосредственно снизить скорость автомобиля до 35-50 км/ч. Особенно это касается дорог с высокой интенсивностью движения. Так же следует свести количество маневров
к минимуму, так как при повороте колеса смолообразный
битум начинает брызгать непосредственно на кузов машины. Следует сохранять значительную дистанцию от впереди идущих автомобилей. Особенно это касается грузовиков, у которых отсутствуют задние брызговики, выброс битумы из под их колес в этом случае, увеличивается в разы.
Мелкие частички битума попадают на автомобиль как привило при непосредственной езде по новому и только что прошедшему ремонт асфальту. Так же это может быть асфальтное покрытие с повышенным содержанием битума, который начитает плавиться в жаркую погоду.
Выброс частиц битума может происходить как из под собственных колес так и из под колес рядом идущих автомобилей.
В ветреную погоду следует быть особо внимательным при езде рядом с местом проведения дорожных работ. При этом совершенно не обязательно чтобы работы велись именно по той полосе, по которой вы движетесь. Ветер может раскидывать паутину из расплавленного битума довольно-таки далеко, она способна доставить массу неприятностей автовладельцу.
Полностью избежать появления битумных пятен практически невозможно, но можно снизить вероятность их появления, и устранить последствия после попадания битума на лакокрасочное покрытие автомобиля.
Чтобы снизить вероятность их появления следует соблюдать вышеперечисленные правила вождения автомобиля по свежеасфальтированной
дороге, так же эти правила актуальны при движении по раскаленному асфальту, разве что следует добавить, что в этом случае не стоит двигаться по укатанной колее по ней битум течет значительно сильнее.
Неплохо себя зарекомендовали полировка кузова автомобиля тефлоном и средство FUSSO.
Помимо великолепного внешнего вида и удаления всех мелких царапин, полировка автомобиля тефлоном отличном защищает его от воздействия химических реагентов, влаги и грязи, в том числе битума.
Она также предотвращает выгорание лакокрасочного покрытия автомобиля при воздействии солнечных лучей.
Это новая разработка японских ученых. Оно отлично скрывает все микро царапины, делая поверхность автомобиля гладкой и зеркальной.
Обладает высоким показателем стойкости, обеспечивая сохранность блеска кузова на продолжительное время (до 6 месяцев). Отличается от аналогичных средств очень сильным водо и грязеотталкивающим действием.
По способу удаления, битумные пятна условно можно разделить на две различных категории.
Первая категория это свежие битумные пятна, которые не успели полностью высохнуть. Битум, находящийся в жидком состояние не успевает проникнуть в лакокрасочное покрытие, и, следовательно, от него намного легче избавится. Их необходимо удалять пока они полностью не высохли. Такие пятна можно удалить специальным средством с низким содержанием растворителей. Что как следствие снижает воздействие средства на лакокрасочное покрытие автомобиля и токсичность самого средства.
В теплое время года такие препараты в идеале следует всегда держать в автомобиле, вместе с чистой ветошью, моющим средством и водой для предварительной и последующей мойки. Удалять битум следует сразу после непосредственного попадания его на кузов автомобиля. Удаление битумных пятен при помощи специальных средством следует производить на не нагретом кузове.
Кстати говоря, свежее битумное пятно можно удалить не только специальным препаратом, но также обычным маргарином. Его необходимо наносить на теплый кузов автомобиля. При нанесении он отлично смешивается с брызгами битума.
Вторая категория это полностью высохшие пятна. Эти битумные пятна удаляются при помощи специальных препаратов. Они наносятся на охлажденную поверхность. После нанесения следует выдержать некоторое время и удалить. При необходимости повторить этот процедуру.
Следует сказать, что после удаления застарелых битумных пятен велика вероятность, что останутся желтые следы. Избавится от которых, можно только одним способом, перекраской части автомобиля.
Важно! При использовании специальных средств, следует соблюдать меры безопасности указанные на упаковке. В особенности это касается удаления застарелых битумных пятен.
С выбором средства для удаления свежих битумных пятен проблем возникнуть не должно. Следует обращать внимания на средства с низким содержанием растворителя или спирта, чтобы сохранить лакокрасочное покрытие машины. Удобней всего использовать аэрозольные средства.
Следует обратить свое внимание на такие средства как:
Со старыми битумными пятнами все намного сложнее довольно-таки малое количество средств показывает свою эффективность в борьбе с ними. Хорошей эффективностью отличаются такие средства как:
Так же для удаления битумных пятен можно на свой страх и риск использовать растворитель, бензин, керосин или другие горючие средства. Но следует помнить, что при их использование велика вероятность повредить лакокрасочное покрытие. Мы ни в коем случае не
рекомендуем использовать их.
Если на машине имеются старые битумные пятна, есть смысл обратится в специализированную авто мойку. Где их удалять с минимальным вредом для лакокрасочного покрытия автомобиля.
Битумные пятна ни в коем случае не следует, пытаться соскоблить или отшоркать
абразивными средствами. Это грозит повреждениями лака и краски автомобиля.
Битумные пятна в значительной степени портят внешний вид автомобиля, а также могут повлиять на ее рыночную стоимость при продаже. Чтобы не усугублять проблему следует удалять их непосредственно сразу после их появления, пока битум еще полностью не застыл. Для этого в теплое время года следует держать специальное средство непосредственно в машине.
В случаях когда битум попавший на лакокрасочное покрытия автомобиля все же оставил желтоватое пятно. Но пигмент смолы не проник достаточно глубоко, может помочь обычная полировка кузова автомобиля со снятием верхнего слоя лака.
При езде по свежеасфальтированной
дороге или в жаркую погоду, когда асфальт накалился следует
вести машину очень аккуратно и соблюдать вышеперечисленные правила вождения.
Зачастую автомобилисты сталкиваются с проблемой битумных пятен на своем авто, особенно это актуально летом, когда идет ремонт автомобильных дорог. Дорожное покрытие не успевает застыть или, наоборот, расплавляется под солнцем, и тогда битум забрызгивает кузов машины.
Пятна битума можно удалить с машины одним единственным способом: отмыть их специальными или подручными средствами. Главное условие – не откладывать это дело на «потом». Битум нужно удалять, пока он еще свежий, в противном случае от него останутся тусклые следы на лакокрасочном покрытии. Средства для удаления битумных пятен бывают универсальные и специальные. Универсальные – это те, которыми можно удалять слабые брызги битума, птичий помет, следы от мошек и другие органические загрязнения. Препараты эти изготавливаются на основе поверхностноактивных веществ (щелочь или спирт), они негорючие и практически не имеют запаха. Для очистки кузова авто от очень сильного загрязнения битумом нужны специальные химически-активные средства, которые растворят толстый слой битума, не повредив при этом лакокрасочное покрытие машины. Такие препараты изготавливаются на основе нефтяных фракций со специальными активными добавками. При их использовании необходимо соблюдать меры пожарной безопасности, так как они горючи. Если вы будете оттирать битумные пятна специальным средством, обязательно следите за тем, чтобы оно не попало на антикоррозионное покрытие днища или колесных арок. Агрессивный против битума препарат может также растворить и защиту от коррозии.Для того чтобы ваша машина всегда выглядела как новенькая, старайтесь объезжать участки дороги, где совсем недавно клали свежий асфальт. Если же такой возможности нет, и ваша машина вся в черную точку, срочно начинайте ее отчищать. А можно и заехать на ближайшую автомойку. Сегодня на них есть специальная услуга по удалению сильных загрязнений.
В прохладную или дождливую погоду битум делает дорогу чрезвычайно скользкой, а в жару… В жару битум на дороге таит другой известный всем “сюрприз”. Вынужденный проезд по липкой черной жиже - и на порогах, дверях, бамперах, колесных дисках появляется множество характерных черных росчерков и точек. Поэтому очередной тест мы решили посвятить исследованию средств, созданных для того, чтобы очищать поверхности автомобиля от битумных пятен.
Для этого мы разработали следующую методику. Взяли двери от старого автомобиля и нанесли на них серию одинаковых загрязнений битумом, который дорожно-строительные компании применяют при укладке нового асфальта и так называемых ямочных ремонтах. А чтобы лучше видеть, полностью смыты битумные загрязнения или нет, двери нашли белого цвета. Любой недочет, любое не до конца удаленное битумное пятно или остаточные разводы загрязнителя на этой поверхности видны сразу.
Наносим битум. Загрязнения, оставляемые им, мы условно разделили на три группы, исходя из их размера. Незначительные - точки диаметром до 2 мм, средние - черные росчерки длиной до 5 см и значительные - густо смазанные битумом квадраты площадью около 25 кв. см, имитирующие панели машины, которые летящий из-под колес битум залил наиболее сильно. Все загрязнения были сгруппированы для каждого образца так, чтобы при одном нанесении средство воздействовало сразу и на точки, и на длинные росчерки, и на квадрат. При этом каждому образцу, исходя из того, что загрязнения весьма обширны, мы решили предоставить по три попытки.
Ну а трактовка результатов работоспособности очищающих средств будет зависеть от того, с какими загрязнениями оно смогло успешно справиться за три контрольных подхода. Очищающая способность тех средств, которые смогут одолеть самые значительные загрязнения, будет оценена как высокая. Эффективность тех средств, что не смогут одолеть битумные квадраты, но удалят росчерки, получат оценку “средняя”. Наконец, работоспособность тех участников теста, которые смогут снять только небольшие битумные точки, будет признана как низкая.
Очищать испачканные двери мы будем при помощи восьми средств: Expert, Gunk, Hi-Gear, Prestone, Kerry, Liqui Moly, Turtle Wax и “Элтранс”. Перед началом нашего теста внимательно изучаем инструкции, чтобы соблюсти все рекомендации производителей. При тестировании используем только указанные в аннотациях материалы для оттирания битума с поверхности (это тряпки у одних средств и салфетки у других). Также строго выдерживаем и время, которое средство должно воздействовать на загрязнитель. Причем если производитель указывает некоторый временной интервал, то мы берем его максимальное значение, дабы дать средству наибольшие шансы на успех. Этот же максимум (в нашем случае он составляет три минуты) будет и временем воздействия на битум для тех средств, в инструкциях к которым написано расплывчатое “несколько минут” или “некоторое время”.
Итак, какие рабочие свойства смогли продемонстрировать различные средства?
Первый же участник теста - средство Expert - задал весьма высокую планку своим результатом. С первой же попытки набрызганная на дверь желтоватая жидкость, стекая по ней вниз во время двухминутного ожидания, начала растворять и увлекать за собой мелкие и средние загрязнения. Протираем поверхность - от них не осталось и следа. А во время второго воздействия под натиском этого средства сдался и битумный квадрат, частично смытый в первой попытке. Результат отличный, контрольная зона очищена от всех битумных пятен! Отметим лишь не совсем удачную конструкцию ручного пульверизатора. А ведь для того чтобы облить большую загрязненную поверхность, относительно тугой “спусковой крючок” надо будет нажать несколько десятков раз. Весьма утомительное для кисти занятие. Впрочем, этот небольшой эргономический недостаток никак не влияет на высокую работоспособность средства.
А вот Gunk из удалителя битумных пятен, как он именуется на упаковке, мы бы смело переименовали в удалитель битумных точек. Только с этими небольшими загрязнениями и смог справиться данный аэрозольный состав. И потому его очищающая способность признана нами как низкая. Возможно, проблема в том, что состав настолько текуч, что в течение трех минут ожидания практически никакого воздействия на битумные пятна не происходит - все средство после нанесения моментально стекает с грязного участка двери. В итоге за три контрольные попытки мы смогли лишь полностью стереть небольшие точки да частично удалить росчерки. У квадратов же лишь границы слегка размылись. Кстати, отметим и тот факт, что при работе с данным составом в довесок к обязательному использованию перчаток мы бы рекомендовали использовать респиратор - настолько резким и неприятным химическим запахом оно обладает.
Разочаровал нас и Hi-Gear. Контрольные загрязнения это средство обволокло белой пеной, но, когда пришло время оттирать ее вместе с битумом, без проблем были удалены лишь незначительные загрязнения. А на месте длинных росчерков и квадрата все попытки вытереть средство приводили лишь к тому, что серая каша из пены и битума становилась все гуще и гуще. Несколько последующих попыток дали тот же результат - битум под воздействием данного средства крайне неохотно удалялся с белой поверхности, отчего она приобрела грязно-серый оттенок.
Однако, как выяснилось, может быть и хуже. Prestone оказался и вовсе абсолютно неработоспособным средст-вом! Густая белая пена, которая обволокла участок двери с контрольными загрязнениями, за время ожидания благополучно сползла вниз, а все точки, росчерки и уж тем более квадрат остались совершенно нетронутыми! Пробуем оттереть, но битум цепко держится за лакокрасочное покрытие абсолютно без намека на то, что данным средством его можно удалить. Вторая попытка - результат аналогичный. В итоге мы сняли данное средство с теста.
Следующий участок контрольных загрязнений был обработан средством Kerry. За время ожидания пена, сползая вниз, полностью увлекла за собой самые мелкие пятнышки и заметно размыла длинные росчерки и границы квадрата. Оттираем с двери бело-черные разводы - хороший результат! Точек нет, средние загрязнения почти стерты, заметно размыт и квадрат. За два последующих подхода мы смогли удалить и росчерки, но вот квадрат удалялся слишком неохотно. Хотя полагаем, что еще за несколько попыток он бы все-таки оттерся.
Та же участь постигла и Turtle Wax. Он оказался совершенно бессильным против битумных загрязнений. Обработав поверхность, пробуем оттереть пятна, однако результат нулевой. Следующая попытка - и аналогичная картина: пена не наносит битуму совершенно никого вреда. Пришлось снять средство с дистанции.
Зато почти без сопротивления битумные пятна всех калибров сдались натиску аэрозоля Liqui Moly. Как только им были залиты контрольные загрязнения, все они буквально на глазах стали вместе со средством стекать вниз желто-серой массой. И, по сути, вторая попытка понадобилась лишь для того, что окончательно удалить остатки самого большого загрязнения. Протираем сразу после этого тряпкой контрольный участок и видим абсолютно чистую поверхность. Отличный результат!
Восьмой участник нашего теста - “Элтранс” - также показал неплохой результат. Вся жидкость (правда, обладающая резким и неприятным запахом) быстро стекает вниз, унося с собой немалую часть битума. Минутное ожидание. Протираем дверь - мелкие загрязнения смыты полностью, средние - частично, а границы больших заметно смазаны. За вторую и третью попытки длинные битумные росчерки были удалены полностью, однако квадрат так до конца и не был счищен. Признаем эффективность данного средства как среднюю, но очень близкую к высокой.
Подводя итоги теста, мы рекомендуем всем тем автовладельцам, которые после очередной поездки на дачу или по возвращении из отпуска обнаружили на своих машинах битумные пятна, использовать для его удаления аэрозоль Liqui Moly или средство Expert с ручным пульверизатором.