Периодическая проверка и прочистка узлов автомобиля – это процедура, совершенно равносильная смене расходников или рабочих жидкостей. Охлаждающая система двигателя не стала исключением из этого правила, поэтому её загрязнённость желательно устранять своевременно. В противном случае имеющиеся фракции в охладительных путях будут препятствовать нормальной работе мотора, а также отрицательно скажутся на состоянии элементов самой системы охлаждения. Допускать подобного стечения обстоятельств, конечно, не стоит, поэтому позаботиться о своевременной прочистке требуемых агрегатов нужно каждому автовладельцу. Более подробно о том, чем промыть систему охлаждения двигателя и как провести процедуру правильно, поговорим в приведённой ниже статье.
Прочистка или промывка системы охлаждения двигателя – мероприятие, которое требуется проводить в отношении каждого автомобиля с некоторой периодичностью. Очистка охлаждающий путей требуется потому, что заливаемый в них тосол или антифриз, а также доливаемый дистиллят, нередко имеют в составе примеси. В процессе охлаждения мотора охладитель постепенно выпаривается, а сторонние фракции остаются в системе. Естественно, наличие подобных веществ в полостях охлаждения автомобиля совершенно не к чему, поэтому от них нужно вовремя избавляться. Чаще всего прочищать охладительные механизмы приходится:
Так как любые загрязнённости системы нарушают её работу, то последствия отказа от промывки могут быть более чем существенными. Наибольшие проблемы способен спровоцировать перегрев «движка», так как его итогом нередко становится дорогостоящий ремонт автомобиля. К слову, химия, используемая для прочистки охладительных путей, будет стоить заметно дешевле даже самого незначительного ремонта мотора. Учитывая имеющееся положение дел, игнорировать промывку системы охлаждения довольно-таки глупо, ведь процедура не только очень проста, но и незначительна в плане требуемых затрат.
Допустим, ваш автомобиль стал некорректно прогреваться, часто «ловить» перегрев или на бортовом компьютере высвечивается ошибка в работе системы охлаждения при достаточном уровне жидкости в расширительном бачке. Как действовать в подобной ситуации? Однозначно – требуется прочистить охлаждающие мотор магистрали. Более подробно о том, как промыть систему охлаждения мотора собственноручно, поговорим чуть-чуть позже. Сейчас же обратим внимание на возможные способы прочистки интересующих нас агрегатов.
Вообще, варианты промывки подразделяются на две большие группы:
В повседневной практике чаще всего применяется первая группа вариантов промывки, так как она не требует серьёзных финансовых затрат и большой траты времени. Учитывая актуальность подобных способов очистки, далее продолжим рассматривать именно их.
В первую очередь, обратим внимание на средства для промывки системы охлаждения двигателя. Для очистки путей могут использоваться либо натуральные очистители, либо специальные средства, произведённые конкретно под эту цель. Естественно, эффект от последних будет гарантированным и отличным, а вот с использованием натуральных очистителей могут возникнуть «подводные камни». Так, подобные средства зачастую не справляются с сильными загрязнениями системы, поэтому их использование рационально исключительно для профилактических промывок путей.
Химическая природа очистителей играет важную роль в процессе их выбора. Условно, все средства для очистки системы охлаждения можно подразделить на четыре группы:
Для достижения максимального эффекта лучше промывать систему охлаждения очистителям с комбинированным составом. Если подобные средства вам не доступны, то требуется комплексная промывка, заключающаяся в поочерёдной прочистке путей и кислотным, и щелочным очистителем.
Теперь, когда классификацию и назначение очистителей систем охлаждения мы рассмотрели, обратимся к конкретным названиям подобных средств. Начнём с натуральных составов, которые способны очистить несильно загрязнённые охладительные пути или использоваться в качестве профилактики. Среди реально эффективных и доступных средств выделим:
Принцип приготовления подобных средств очень прост:
Приготовленное средство должно быть в таком количестве, чтобы его хватило на полное заполнение системы охлаждения двигателя, поэтому к расчёту количества требуемых веществ нужно подойти с должной ответственностью.
Наш ресурс настоятельно рекомендует использовать только те подручные очистители, что были отмечены выше. Неправильный выбор состава способен спровоцировать серьёзные поломки системы, чего, конечно, допускать не нужно. Промывать систему охлаждения двигателя «КОКА-КОЛОЙ», средством для мытья посуды «ФЭЙРИ», очистителями канализации «КРОТ», белизной и подобными составами запрещено. Данные жидкости имеют в составе сильные реагенты, способные разъесть элементы системы охлаждения.
Примечание! Большинство автомобилистов сначала промывают охладительные пути натуральными средствами, тем самым реализуя мягкую промывку системы. Если результата после неё не наблюдается или он чрезвычайно слаб, придётся провести грубую очистку специальными средствами. В сфере же натуральных составов наибольшее доверие автомобилистов имеет промывка системы охлаждения двигателя лимонной кислотой.
Проанализировав многочисленные отзывы о магазинных очистителях системы охлаждения от обычных автомобилистов, наш ресурс выделил четвёрку лучших средств. В число последних вошла продукция от следующих производителей:
Совет! В ходе промывания системы охлаждения также потребуется проверить её на достаточность герметизации. Если будут выявлены какие-либо пропуски или износ прокладок, то замазать их можно специальным герметиком от ABRO. Пожалуй, это единственный производитель на российском рынке, производящий реально качественные материалы герметизации автомобильных узлов.
Регламент эксплуатации большинства современных авто предполагает, что очистка охладительных путей должна проводится каждые 60-80 000 километров пробега. Однако между капитальными прочистками специальными средствами лучше проводить и профилактическую процедуру чистки. Учитывая все имеющиеся факторы, стоит отметить, что мероприятие желательно реализовывать раз в 30-40 000 километров пробега.
Очистка путей не представляет собой ничего сложного, поэтому промывка системы охлаждения двигателя своими руками проводится многими автомобилистами. Процедура и вправду несложная, заключающаяся в реализации следующих операций:
Примечание! Многие авторемонтники советуют после слива очистителя, промыть в течение 1 часа систему дистиллированной водой, и лишь затем заливать новый охладитель. В принципе, подобный подход можно реализовать, однако обязательным его точно не назовёшь.
Представленный выше способ промывки применим для всех моторов: от обычных дизелей до лодочных «движков» Ямаха. Главное при очистке – почистить систему строго в описанном порядке, не отклоняясь от него. В подобном случае любого автомобилиста или даже лодочника гарантированно ждёт положительный результат.
Пожалуй, на этом наиболее важные положения по рассматриваемому сегодня вопросу подошли к концу. Надеемся, весь материал был для вас полезен и помог ответить на интересующие вопросы. Удачи в эксплуатации и обслуживании авто!
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
С неоспоримой истиной, что двигатель основной агрегат в автомобиле, за работоспособностью которого нужно трепетно следить соглашаются все автомобилисты. Жаль только, что у многих из них, это сводится только к регулярной замене масла.
Но кроме масла для бесперебойной работы мотора нужна еще одна жидкость – охлаждающая, это может быть тосол или антифриз. Периодическая замена этой жидкости и промывка системы охлаждения двигателя не менее важны для безотказной работы мотора, как и смена масла.
Соглашаясь с тем, что менять тосол необходимо, некоторые водители недоумевают, когда заходит разговор о промывке охлаждающей системы – зачем это нужно? Чтобы разобраться в этом вопросе нелишним будет понять: как устроена система охлаждения, какие антифризы предпочтительнее применять, отчего забивается система и признаки этого, чем лучше ее промывать и как своими руками это можно сделать.
При работе мотора выделяется много тепла для отвода, которого служит охлаждающая система автомобиля, состоящая из таких узлов:
Сейчас существует большой выбор незамерзающих при разных температурах антифризов и тосолов разнящихся по своим свойствам.
Углубляться в то из чего состоит та или иная жидкость и досконально разбирать их свойства здесь не станем. Коснемся лишь некоторых их особенностей, влияющих на систему охлаждения. Существует два вида антифризов и тосолов:
Во-первых, как видно из вышеописанного, определенного вида тосолы могут способствовать образованию загрязнения внутри охлаждающей системы автомобиля.
Во-вторых, таким фактором может стать применения герметика. При появившихся протечках в радиаторе мотора или отопителя многие используют это средство, чтобы устранить течь. Но использование герметика не так безобидно, как кажется, заделывая прохудившиеся места, он одновременно может забить патрубки и ячейки радиатора.
Поэтому после применения герметика, обязательна промывка системы охлаждения двигателя. Если промывка не помогает, то ручной очистки патрубков и радиатора от остатков герметика не избежать.
В-третьих, чистка и промывка своими руками может потребоваться после заливки в систему некачественной жидкости. Примеси находящиеся в ней могут с легкостью забить патрубки и радиаторы. Также такая жидкость может спровоцировать появление ржавчины на металлических элементах, что не способствует чистоте системы.
Еще одной причиной для промывки может послужить попадание в охлаждающую жидкость масла. Промывать можно только после устранения неисправности. Такое случается при прогорании прокладки ГБЦ или трещине в блоке.
Определить, что подошел момент, когда нужна чистка системы можно по таким признакам:
Это первые намеки на то, что пришла пора очистки патрубков и радиатора, потому как следующим признаком станет банальное закипание жидкости охлаждения.
Для этого процесса можно приобрести во многих магазинах, где продается автохимия, различные промывки специально для охлаждающей системы автомобиля.
Если не позволяет финансовая ситуация потратиться на магазинные средства или нет к ним доверия, то можно использовать подручные растворы. Которые делаются своими руками, в этом случае, главное, правильно соблюсти их концентрацию.
Ниже мы рассмотрим, как промыть систему охлаждения двигателя растворами: уксуса, лимонной кислотой, сывороткой.
Самой сложной дилеммой является промывка системы после масла. После попадания масла в систему охлаждения очень сложно отмыть его своими руками обычными смесями. Из всего многообразия средств лучшим будет использование индустриального моющего – «Пентмаш».
Раствор готовят из пропорций на 10 литров воды 300 грамм средства. Залив его в систему заводим мотор, даем ему поработать около 5 минут, чтобы вымыть остатки масла. После процесса промывки слить состав и промыть систему дистиллированной водой.
Многие современные водители довольно халатно относятся в этой незаменимой процедуре, а точнее, не оценивают ее важность в работе всего двигателя. Зачастую многие из них просто меняют тосол, а потом удивляются, почему же он быстро почернел?
Причина данного явления довольно простая – грязный радиатор.
Устройство всей охлаждающей системы так сконструировано, что способно довольно быстро загрязняться не только снаружи (песок, насекомые, пыль), но и внутри.
При длительном не промывании радиатора в нем могут образоваться ржавчина, моторное масло, продукты уже разложенного антифриза, накипь и так далее.
В наше время данную деталь авто необходимо систематически промывать специальными средствами, которые можно приобрести в любом автомобильном магазине или сделать самостоятельно. Специалисты рекомендуют промывать охлаждающую систему в месяц 2-3 раза, иначе радиатор не сможет полноценно справляться со своими основными обязанностями – это приведет его к ремонту или полной замене.
Из этого видео, видно, что с помощью обычного моющего средства, можно удачно выполнить промывку системы охлаждения автомобиля.
Поэтому запомните, что промывка охлаждающей системы – это обязательный регулярный процесс. Важно отметить, что многие поломки двигателя также происходят из-за загрязненного радиатора, поэтому если ваш автомобиль не заводится, причиной тому может быть грязная охлаждающая система.
Специалисты утверждают, что промывка охлаждающей системы должна производиться в автосервисе. Этому способствует несколько факторов:
Как вы успели убедиться, салонная чистка охлаждающей системы – это более надежный вариант. Теперь давайте поговорим о том, какие бывают виды очистки радиатора и чем они отличаются.
Промывка с помощью водопроводной воды
Если специалисты убедились в том, что в радиаторе вашего автомобиля нет существенных загрязнений, то промывку охлаждающей системы можно произвести водой. Этот вид промывки довольно быстрый и недорогой — всего 500-700 рублей.
Определить степень загрязнения этой части машины можно при помощи слитого тосола: если он темный, значит, в деталях двигателя наверняка появилась накипь и ржавчина. Данную промывку специалисты проводят при помощи дистиллированной или кипяченой воды с минимальным содержанием соли.
Эта процедура осуществляется довольно просто: в охлаждающую систему заливается вода, после чего включают двигатель на холостые обороты и дают ему поработать не менее 20 минут. После этого, специалист сливает загрязненную воду и оценивает степень очистки.
Далее операция повторяется до тех пор, пока вода из охлаждающей системы не будет выливаться абсолютно чистой. В среднем это произойдет через 3-5 процедур по очистке радиатора. Этот способ избавления от загрязнений отличается от остальных своей простотой: он отлично подойдет водителям, которые постоянно спешат.
В этом видео, вам покажут, как можно промыть систему охлаждения двигателя, с помощью обычной воды с добавлением лимонной кислоты.
Явные признаки накипи и ржавчины в радиаторе – это тревожный сигнал для любого владельца автомобиля. Это означает, что двигатель в любой момент может «встать» из-за разрушения отдельных деталей двигателя, появления осадка в трубках радиатора и засорения стыков охлаждающей системы. Эти признаки означают то, что промыв двигателя дистиллированной водой в данном случае не подойдет, так как он просто напросто не сможет удалить весь осадок с основания деталей радиатора.
Для такой промывки профессионалы готовят специальный слабокислый раствор, в который входит каустическая сода, уксусная эссенция или молочная кислота. По сравнению с предыдущим случаем, этот вид очистки намного превышает по времени и денежным затратам – средняя цена в Москве и Московской области составляет 800 рублей.
Промывка системы кислотой осуществляется за 3-8 часов – именно за это время раствор сможет вывести из радиатора вся ржавчину и накипь. Процедура промывки практически ничем не отличается от предыдущей: специалист также заливает раствор в специальное отверстие, ждет 2-3 часа, за которые несколько раз запускает двигатель.
После чего сливает отработанную жидкость и снова заливает раствор. После полной очистки он тщательно промывает систему дистиллированной водой, чтобы полностью избавиться от подкисленного средства. Стоит отметить, что этот способ является более действенным, поэтому многие современные водители пользуются именно им.
Средства очистки для промывки радиатора
В наше время выпущено огромное количество очищающих средств, способных за короткий срок очистить систему радиатора. Они позволяют качественно, бережно и эффективно очистить даже серьезные загрязнения, которые образовались в радиаторе. Кроме того, средство с легкостью может растворить и вывести из системы отложения накипи, ржавчины и вредных частиц, которые скопились на деталях двигателя.
Этот способ промывки является самым знаменитым среди опытных автомобилистов – его цена в столице составляет 1200 рублей. Основное отличие данного вида промывки от предыдущих – более качественная очистка деталей радиатора, которая так необходима всем автомобилям.
Можно ли промывать систему охлаждения авто, сывороткой?
Большинство специалистов утверждают, что промыв автомобиля сывороткой – это самый действенный способ. И это не удивительно, ведь молочные продукты прекрасно борются с накипью и отработанными элементами. Но, стоит отметить, что этот способ больше используется в домашних условиях, так как специалисты скептически относятся к этому виду промывания. Данный вид очистки поверхностей охлаждающей системы не особо затратный – в салоне вы заплатите 1000, а при домашнем очищении гораздо меньше.
Чтобы быстро очистить радиатор, необходимо взять 2 литра сыворотки и разбавить его 2 литрами воды (желательно кипяченой). Залить в радиатор автомобиля и продержать раствор не менее 3 часов. За это время сыворотка очистит детали от накипи и тщательно промоет стенки охлаждающей системы.
Важно отметить, что промывание водой в данном случае обязательно. Основное отличие этого вида промывки – это отсутствие накипи при постоянном очищении двигателя данным способом.
Если после промывки системы появилась течь, то возможно средство очистило накипь в микротрещинах трубок или пластиковых деталях. Лучше всего производить промывку охлаждающей системы при плюсовой температуре.
Внешнюю очистку радиатора необходимо также своевременно делать. Раствора всегда разводите побольше, чтобы его точно хватило для полной промывки всей системы.
После сливания средства производить ополаскивание системы рекомендуется теплой водой.
Промывка двигателя автомобиля и его системы охлаждения может требоваться по нескольким причинам. Банально порвало прокладку теплообменника и масло устремилось в . ДА и от времени может образовываться много ржавчины, которая никак не способствует хорошему отведению тепла. В общем, мотор нужно промывать, причем тем быстрее тем лучше. Как обычно будет видео версия в конце …
В самом начале мне хочется отметить, что сегодня я расскажу как про профессиональные средства, так и про народную смекалку (то есть чем можно промывать из обычного продуктового магазина). В общем, будет интересно, начинаем
Как я уже написал сверху промывать систему охлаждения нужно, например из-за поломок, это понятно. Но если ничего не ломалось, то через какой интервал нужно это делать и зачем?
Продается в банках по 250 грамм в порошке. Им промыть систему можно двумя способами и они оба рабочие:
В любом случае работает достаточно хорошо.
COCA- COLA и FANTA . Не смотря на то, что эти напитки не предназначены для промывания напрямую, все же это «ОСВЕЖАЮЩИЙ НАПИТОК». Они прекрасно справляются с этой задачей. Однако все же я вам советую использовать «COCA-COLA ZERO» или «LITE». Почему?
Смотрите в FANTA, содержится лимонная кислота, она убирает ржавчину, но не так хорошо борется с накипью.
В обычной COCA-COLA есть лимонная и ортофосфорная кислота. Это с одной стороны идеальный состав для промывки. НО, в ней ОЧЕНЬ МНОГО САХАРА, который может запечатать систему (особенно тонкие каналы)
COCA-COLA ZERO. Это почти такой же состав что и обычная кола, вот только в ней используется сахарозаменитель. ЭТО НАМ И НУЖНО.
ПРИМЕНЕНИЕ – очень простое. Чтобы вымыть всю систему вам не достаточно просто 30 минут помолотить на холостых. Нужно прокататься с этим раствором примерно 100 – 150 км. Далее слить промыть водой и залить чистый антифриз или тосол. Работает очень хорошо, проверено не раз.
Сейчас небольшое видео смотрим.
МОЛОЧНАЯ СЫВОРОДКА . Хороший вариант для промывки это молочная кислота, она работает почти также как и многие кислоты сверху. НО ДОСТАТЬ ЕЕ СЛОЖНО. ДА и стоит она не мало. Многие делают ее своими руками из молока. Однако всегда есть риск, что вы можете еще больше забить систему, если некачественно процедите ее через марлю.
«БЕЛИЗНА» . Очень часто читаю, что раньше использовали именно это средство. НО сейчас я бы вам не советовал. Все дело в том, что в составе есть гипохлорид НАТРИЯ, а он разъедает алюминий (из которого сейчас сделано 95% радиаторов). Причем чем выше температура, тем интенсивнее идет процесс
«КРОТ» и аналоги . Еще одно средство для прочистки труб. Его также нельзя использовать потому как в составе есть каустическая сода, которая разъедает алюминий (для медных радиаторов можно).
« CALGON» и его аналоги . ОН призван бороться с известковым налетом (и внутри радиатора сделает это хорошо). НО он практически бесполезен против ржавчины.
FAIRY и его аналоги . Он прекрасно борется с пищевым жиром, а вот с накипью и ржавчиной просто не справится. ДА и чтобы его потом вымыть из радиаторов, вам нужно будет раз 20 промывать мотор.
Стоит отметить, что сейчас их ОЧЕНЬ большое количество и разобраться в них не так просто (однако мы попытаемся). Подразделяются они на несколько видов:
Стоит запомнить, нельзя покупать сразу два средства, смешивать их, и промывать систему охлаждения. Это может привести к ее разрушению. Потому как концентрация либо кислоты, либо щелочи будет высокая, что негативно скажется, как минимум на патрубках, и пластиковых элементах
ЧТО МОЖНО БРАТЬ?
Лидерами в такой автохимии как обычно являются зарубежные компании, например HI-GEAR со своим RADIATOR FLUSH – 7 minute, а также LIQUI MOLY с Kuhler-Reiniger. Но стоят они мягко сказать не дешево.
Поэтому можно посмотреть на отечественных производителей, а именно:
LAVR RADIATOR FLUSH CLASSIC – я считаю лидером отечественного рынка химии. Продается в различных упаковках, но самая ходовая 0,43 литра. Стоимость около 150 – 180 рублей.
Обеспечение нормального температурного режима работы двигателя автомобиля важно с позиции сохранности деталей цилиндропоршневой группы. С этой целью промывка системы охлаждения двигателя должна производиться своевременно, как и замена масла или фильтрующих элементов. В процессе эксплуатации во внутренних полостях двигателя накапливаются продукты распада, что приводит к нарушению эффективности охлаждения.
Регламент проведения технического обслуживания для многих моделей авто предполагает такую периодическую операцию, как замена охлаждающей жидкости. При этом даже свежий состав вскоре оказывается мутным, с большим содержанием примесей. Это указывает на значительный слой отложений, и наряду с заменой антифриза, лучше промыть систему охлаждения.
В случае образования толстого слоя на стенках трубок радиатора, будет наблюдаться неэффективный отвод тепла от жидкости. В свою очередь, система охлаждения двигателя не обеспечит быстрый отвод тепла от стенок цилиндров. Это сможет привести к нарушению состояния поршневых колец, или даже заклинит мотор. Поэтому промывка радиатора охлаждения двигателя не должна откладываться. Тем более, что очистка не является сложной операцией, и доступна к проведению своими руками.
Доступными средствами для промывки замкнутого контура системы охлаждения не снимая, являются:
Начинаться промывка системы охлаждения двигателя своими руками должна с верного выбора среди отмеченных средств. Учитываются возраст автомобиля, своевременность проведения технического обслуживания.
Выбирая средства для промывки системы охлаждения двигателя, учитываем низкую эффективность дистиллированной воды. Полностью очищенную от солей жидкость лучше приобрести в хозяйственном или авто магазине. Необходимый объем удастся получить путем кипячения или при использовании заведомо мягкой природной воды.
Вы вряд ли промоете весь контур от ржавчины, но удалить неплотные отложения удастся. При промывке используйте следующий алгоритм:
Отличительными особенностями настоящего метода являются простота, когда не требуется подбирать необходимые пропорции моющих средств.
Недостатком способа называют трудоемкость, поскольку многократная промывка требует затрат времени и топлива.
Наличие в сливаемой охлаждаемой жидкости следов коррозии или хлопьев накипи, делает вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя, более радикальным. Стоит вспомнить природные очистители тех времен, когда отсутствовали дорогостоящие химические препараты.
Приготовление промывочного раствора слабокислой степени возможно с участием следующих химических компонентов:
Воздействие на систему охлаждения двигателя лимонной кислотой, к примеру, следует проводить осторожно. Даже с учетом высокой степени загрязнения промывайте контур без высокой степени концентрации кислотного раствора. Не стоит забывать на агрессивное воздействие кислоты на резиновые и пластиковые элементы системы охлаждения мотора. К примеру, в качестве не концентрированного состава с содержанием молочной кислоты, выделяется обычная молочная сыворотка.
Готовым раствором промыть систему охлаждения двигателя лимонной кислотой следует в несколько иной последовательности:
Проведение финишной обработки с участием дистиллированной воды в случае использования метода обязательно. Это позволит остатки кислотного раствора из всех полостей. Общая продолжительность обработки при использовании лимонной кислоты при условии двукратного повторения составляет от 5 до 7 часов.
Выбрать готовое средство для промывки, не снимая агрегаты, не просто, с учетом широкого предлагаемого ассортимента:
Ввиду того, что в природе кислота и щелочь нейтрализуют друг друга, производителю приходится предлагать препараты в виде наборов. Поэтому, двухкомпонентные средства стоят несколько дороже по сравнению с традиционными образцами.
Еще одним вариантом, как промыть систему охлаждения двигателя с высокой эффективностью и без нанесения вреда, является использование нейтральных растворов. Препараты так называемой «мягкой промывки» действуют по принципу растворения всех типов осадка. Риск засорить тонкие отверстия системы охлаждения двигателя отсутствует.
В состав нейтральных средств входят:
Препараты нового поколения одинаково успешно промоют газотурбинный двигатель или систему охлаждения дизельного агрегата.
В случае если двигатель не охлаждается с требуемой эффективностью, а все средства были испробованы, следует поискать другую причину.
Возможно, загрязнения присутствуют не изнутри, а снаружи. В этом случае нужно задуматься, как промыть радиатор охлаждения. Среди многочисленных источников загрязнения сот, выделяются – тополиный пух, мошкара.
Очистку радиатора проводят на машине или отдельного агрегата. Снять радиатор потребуется при закрытом фронтальном доступе. Не стоит лениться проводить такую очистку одновременно с химической обработкой внутренней полости. И тогда проблем с работой системы охлаждения двигателя не возникнет.