Закон о зимней резине в краснодарском крае. Какой штраф предусмотрен за езду без зимней резины

Каждый год с приближением холодов водители начинают задаваться вопросом, когда обувать зимнюю резину. В настоящее время ответ на данный вопрос частично регулируется нормативным правовым документом.

Когда ставить зимнюю резину по закону в 2015 году?

Соответствующий закон - Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств.

В этой статье речь пойдет о законодательно установленных сроках смены летней резины на зимнюю. Кроме того будет рассмотрен штраф за неправильное использование резины.

Когда переходить на зимнюю резину по закону?

Рассмотрим пункт 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств:

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.

Итак, что можно понять из данного пункта:

1. В летние месяцы (июнь, июль, август) запрещается использовать только шипованные шины.

2.В зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. Можно поставить на автомобиль как шипованные, так и неошипованные шины. Главное, чтобы они имели маркировку «М+S», «M&S» или «M S» и соответствующий рисунок (на картинке слева).

3. Сроки запрета эксплуатации могут быть только увеличены местными властями и не могут быть уменьшены. Т.е. в Вашем регионе могут, например, запретить использовать шипованные шины с мая по сентябрь. При этом региональные власти не могут уменьшить срок запрета, т.е. с июня по август автомобили во всех регионах не должны использовать шипы.

Таким образом существуют следующие промежутки использования автомобильной резины:

Летние шины (без маркировки М+S и т.п.) могут использоваться с марта по ноябрь.
Зимние ошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться с сентября по май.
Зимние неошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться круглый год.

Таким образом, если у Вас есть летняя резина (без маркировки) и зимняя ошипованная резина, то произвести замену Вы должны в течение осени т.е. с сентября по ноябрь.

Использование всесезонной резины в 2015 году

В отдельную группу нужно выделить водителей, использующих так называемую всесезонную резину (предназначенную для эксплуатации в течение всего года).

Всесезонная резина может эксплуатироваться в зимние месяцы (декабрь - февраль) только в том случае, если она имеет соответствующую маркировку «М+S», «M&S» или «M S».

В противном случае эксплуатация всесезонной резины в зимние месяцы не допускается.

Штраф за неправильное использование резины в 2015 году

В 2015 году Глава 12 КоАП не содержит ссылок на Технический регламент Таможенного союза. Т.е. штраф за отсутствие зимней резины наложен быть не может.

Тем не менее существует штраф за использование изношенной зимней резины - 500 рублей (или предупреждение). Данный штраф может быть наложен на водителя, эксплуатирующего зимнюю резину (с маркировкой M+S и т.п.), у которой глубина протектора на самом изношенном месте составляет менее 4 мм. Отмечу, что штраф накладывается только при эксплуатации автомобиля на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии.

Подведем итоги данной статьи:

По закону менять резину на зимнюю можно с сентября по ноябрь.

На практике выбор конкретной даты для замены нужно делать с учетом погодных условий. Однако я не рекомендую менять резину позже 15 ноября - неофициального дня смены летней резины.

Штраф за использование в зимние месяцы летней или всесезонной резины в 2015 году не накладывается.

До это с 2013 года действовал закон, который не регламентировал использование сезонных шин, а также штрафы за них в случае если автовладелец не поменял резину.

Однако, в этом с 1 ноября уже вступает силу другой закон «О безопасности транспортных средств», в котором законодатели детально прописали требования с сезонности шин.

Теперь согласно этого документа использование на транспорте в зимнее время летней резины запрещено, автомобиль обязательно должен быть оборудован зимними шинами.

В документе уточняется, что резина должна быть заменена на всех колесах без исключения. Кроме этого указанно, что в летнее время запрещено использование зимних шин с шипами. При этом в законе не запрещается использование шин на, которых отсутствуют шипы.

Штрафы за данное нарушение не предусмотрены. Но вы можете быть оштрафованы, если высота протектора на зимних шинах меньше 4 мм, на летних шинах высота предусмотрена не менее 1.6 мм, а сумма штрафа за это нарушение 500 рублей.

На сайтах и форумах для автолюбителей стали появляться сообщения, о том, что 1, 2 и 3 ноября полиция начинает рейд по выявлению нарушителей и будут штрафовать тех кто не сменил резину на зимнюю. Сумму штрафа называют 5000 рублей.

Безопасность на дороге, как известно, зависит не только от состояния дорожного полотна и адекватности/профессионализма водителей, но и от технического состояния каждого автомобиля. Зимняя резина, в которую обувают автомобили с приходом холодов – не дань моде, а более качественное сцепление колес со скользкой дорогой и, соответственно, гарантия безопасности. Пренебрежение этим правилом чревато не только серьезными пробками в зимнее время, но и ростом числа аварий.

Не изменился ли Закон к 2019 году, и за что будут штрафовать?

Новые поправки к Закону – обязательна ли зимняя резина в России в 2018-2019 году?

Основные положения Закона, представляющие наибольший интерес для автомобилистов:

  1. Согласно новым поправкам, которые вступили в силу с 1 января 2015 года, вводится понятие «зимней резины» и ее конкретное описание. Также в поправках речь идет о допустимой минимальной глубине протектора шин. Речи о сезонной резине при эксплуатации автомобилей в данных изменениях не ведется.
  2. Штрафовать автолюбителей с 2015 года могут за нарушение 1-й части Статьи 12.5 КоАП РФ – то есть, за несоответствие технических характеристик резины тем, что описаны в новых поправках. Причем, инспектор ГИБДД, по своему усмотрению, может и не составлять протокол, а только лишь вынести предупреждение.
  3. Вступил в силу техрегламент ТС (прим. «О безопасности колесных транспортных средств», ТР ТС 018/2011) в 2015 году. Согласно требованию из данного регламента, для летнего сезона (с июня по август) под запретом шипованные покрышки, а для зимнего (с декабря и по февраль) – летняя резина. Срок запрета на летнюю резину может быть изменен в соответствии с климатическими особенностями регионов. За данное нарушение штраф пока не предусмотрен: о сезонном использовании резины в основных положениях, касающихся допуска автомобиля к эксплуатации, ничего не сказано.
  4. Понятие «всесезонные шины» в регламенте отсутствует.

Технический регламент проверки зимних шин в 2019 году – какая зимняя резина пройдет проверку?

Ключевое понятие – глубина протектора. Своя – для каждого типа покрышек каждого конкретного транспортного средства при отсутствии заводского индикатора износа.

  1. Легковые авто, летние шины: минимум глубины протектора - 1,6 мм.
  2. Легковые авто, зимние шины – 4 мм.

Понятие «зимняя резина» включает в себя соответствующую маркировку – пиктограмма «3-пиковая вершина со снежинкой по центру, М&S, M+S и М S.

Ограничения для иных автомобилей:

  1. Категория L (для квадроциклов, мопедов и мотоциклов) – 0,8 мм.
  2. Категории N2, N3, O3, O4 (грузовые авто, разрешенная макс/масса – более 3,5 т) – 1 мм.
  3. Категории М1, N1, O1, O2 (легковые авто) – 1,6 мм.
  4. Категории М2, М3 (автобусы) – 2 мм.

Что касается требований к колесным дискам (отсутствие деформации, следов варки, трещин и пр.) – они ушли в прошлое. А вот на резине повреждения должны отсутствовать – никаких протертостей до корда, боковых порезов, неравномерного износа.

Условия и неисправности (с учетом поправок), при которых эксплуатация автомобиля запрещена:


О сезонности шин речи в документе нет. Но требования к ней (зимней и летней резине) четко прописаны (согласно техрегламенту Таможенного Союза):

  1. При использовании шипованных шин их устанавливают на все колеса.
  2. С июня по август использование шипованных шин запрещено.
  3. В зимний период использование зимних шин (устанавливаются на все колеса) обязательно.
  4. Запрещено использование непригодных для эксплуатации шин.

Будут ли штрафовать за езду на летней или лысой резине в 2019 году?

Соответственно закону (п. 1 ст. 12.5 КоАП РФ), запрещается управление автомобилем, если имеют место неисправности, либо условия, при которых недопустима эксплуатация транспортного средства. Эти требования и запреты остаются в силе.

  1. Управление автомобилем неисправным, или подпадающим под условия 2-7-й части указанной статьи, влечет за собой штраф в размере 500 рублей (или предупреждение).
  2. В большей степени штраф будет выписываться не за езду посреди зимы на летней резине, а за несоответствие глубины рисунка протектора ее нормативным значениям.
  3. За отсутствие наклейки «Ш» в ситуации, когда используется шипованная резина, штраф также не предусмотрен.

Каждый год обязательным условием для всех автовладельцев является подготовка автомобиля к зимнему и летнему сезону. Сей процесс требует особого внимания к техническому состоянию машины и дополнительных затрат, связанных с ее обслуживанием. Основная необходимость, с которой нужно начинать действия, – это замена автопокрышек.

1 Для чего нужно менять шины два раза в год?

Автомобильные колеса – основная составляющая часть транспортного средства, больше всего подвергающаяся износу. Причина этого – постоянный контакт резины с трассой и дорожными реагентами. Чтобы продлить срок службы колесных шин, обезопасить себя и других участников транспортного движения, стоит придерживаться технических рекомендаций по использованию автопокрышек. Учитывать конец зимы и наступление тепла и не ждать предупреждения сотрудников ГИБДД о том, когда менять резину на летнюю.

Своевременная замена колес поможет избежать следующих причин износа шин:

  • сезонное ухудшение качества дорог (гололед, ямы после зимы, горячий асфальт);
  • выезд из снежных сугробов и бездорожья;
  • при резком торможении сохраняется протектор;
  • дисбаланс давления воздуха в шинах в зависимости от сезона;
  • нарушение норм эксплуатации автомобиля.

Некоторые экономные автовладельцы меняют шины только на одной паре колес – передней или задней. Подобная экономия чревата не только поломкой транспортного средства, но и дорожно-транспортными происшествиями.

2 Смена зимней резины на летнюю

Каждый автолюбитель имеет свои убеждения по поводу сезонной замены автопокрышек:

  • сторонники ранней замены зимнего периода мотивируют свою позицию необходимостью пораньше подготовиться к наступающим холодам и обезопасить свое движение на дороге в случае внезапных заморозков или гололеда.
  • сторонники поздней смены летнего периода меняют шины, когда уже достаточно тепло, не учитывая, что при этом повышается износ и значительно сокращается срок ее эксплуатации.

Практика использования зимних шин подтверждает, что эксплуатация протекторов в летнее жаркое время значительно усиливает их износ. Следовательно, если вовремя произвести замену, то ресурс резины можно продлить.

Переобувая свою машину, стоит вооружиться рекомендациями производителей, которые советуют ставить зимние протекторы, если показатели среднесуточной температуры опускаются до +7С. При заниженной температуре летние протекторы затвердевают и их свойства ухудшаются.

По закону РФ менять зимнюю резину следует с 1 марта по 15, в зависимости от суровых погодных условий и территориального размещения. В России к середине марта температурные показатели становятся более устойчивыми, снежные покровы исчезают и асфальт становится сухой, вследствие чего технические характеристики зимних автопокрышек не актуальны.

Конечно, переобуть машину по правилам хорошо, но владелец должен учитывать качество дорожного покрытия (после зимы) той местности, по которой он ездит: городская трасса больше ухоженная и чистая, нежели сельские или провинциальные дороги, остающиеся порой заснеженными и до середины апреля.

Россия – необъятная страна, и жители южных регионов в отношении сезонной замены колес имеют некоторые особенности, поскольку зимой там не бывает снега вообще, асфальт сухой и показатели температуры достаточно высокие. В связи с этим, использование шипованной резины на подобных территориях является не распространено, там больше в моде всесизонка. Дата смены зимних протекторов там колеблется относительно погодных условий, водителям нужно проследить, с какого числа температура выровнялась и держится на +5, +7С и выше, тогда можно смело переобувать машину.

Автовладельцы Севера наоборот больше используют шипованную резину, поскольку движение в снегопады и сильные морозы требует особенных технических характеристик - протекторов с металлическими шипами. И сроки, требующие замены шипованной резины, там несколько иные, нежели в центральных и южных областях, они определяются по территориальным температурным параметрам.

3 Смена летней резины

Согласно приложению №8 технического регламента от 01.01.2015 года эксплуатация машин с шипованной резиной в летнее время с июня по август запрещена. Следовательно, закон РФ ездить в летнюю пору на зимних шинах без шипов вообще не запрещает, а на шипованной можно кататься до 1 июня.

Условия замены летней покрышки автомобиля зависимы от среднесуточной температуры не ниже +5,+7С. Если даже в дневное время воздух прогревается до +10, +11С, то утром могут местами появляться заморозки и движение автомобиля на летних протекторах может создать ДТП. Притом, летние шины, используемые зимой, теряют свою эластичность, и торможение транспортного средства увеличивается вдвое.

Если лето затянулось и зимний сезон только начинает напоминать о себе, автолюбителям полезно ознакомиться со следующими параметрами связи между сезонной температурой и заменой летней покрышки:

  • чем ниже показатели градусника, тем тверже летний протектор;
  • чем тверже резина, тем ниже ее сцепные свойства;
  • чем хуже сцепные свойства, тем больше расход топлива и больше износ протектора.

Для баланса этих процессов производители автомобильных колес разработали покрышки, отличающиеся химической структурой и схемой протектора.

Автомобильные шины, используемые летом, являются более жесткими и лучше выдерживают контакт с горячим асфальтом. На низких температурах резина становится жесткой и сцепление с трассой уменьшается. Процесс движения переходит в процесс скольжения.

Минимальная среднесуточная температура, после которой мы понимаем, что пора "переобуваться" - +7 градусов Цельсия

Помимо зимне летней резины существует еще один, третий вариант автошин – всесезонные покрышки. "Всесизонки" характерны большими недостатками, чем достоинствами, потому как в летнюю пору они больше изнашиваются и в зимой мало эластичны. Всесезонные шины наиболее практично себя ведут при 0 градусов.

Существует 4 основных причины, по которым специалисты советуют поменять летнюю резину заранее:

  1. Ажиотаж на СТО.
  2. Обкатка шипованных протекторов: первые 100 – 200 км избегать пробуксовок и внезапных торможений. Рекомендованное движение – 70 км/час.
  3. В теплую пору комфортней производить монтаж, чем в холод.
  4. Автомобиль готов к внезапным капризам природы.

Несколько потерянных шипов не настолько опасны, нежели возможность оказаться с летней резиной в сугробе или гололеде.

4 Дополнительные причины своевременной смены автошин

Автомобильные шины необходимо менять, в первую очередь исходя из соображений собственной безопасности. Экономические поводы для этого также не маловажны: зимние шины быстро стираются летом, а движение зимой на летних протекторах приводит к ДТП и непредвиденным расходам.

Страховые компании, как правило, отказывают в страховке, если на транспортном средстве при ДТП установлены несоответствующие сезону покрышки.

Сроки замены шин зависят от условий пользования машины: если в весенне время автомобиль используется большей частью по утрам и вечерам, а в эту пору могут быть заморозки, то можно не торопиться со сменой автошин, если в осеннюю пору авто используется в утреннее и вечернее время, то переобуть машину стоит поторопиться.

География эксплуатации также очень важна, потому как на загородных трассах и городских температурные показатели ночи и дня обычно отличаются. Следовательно, вероятность появления льда больше, и снег на загородных трассах тает дольше, чем на городских.

5 Штраф за сезонное несоответствие автошин

Финансовое наказание за летнюю резину зимой с 1 января 2015г. составляет 500 рублей, благодаря вступившему в силу техническому документу Таможенного союза. Указ запрещает эксплуатировать авто без зимних шин с декабря по февраль. Региональным структурам дано право регулировать сроки запрета в зависимости от погодных особенностей в различных областях Росии.

Штрафа за эксплуатацию зимней нешипованной резины в летнюю пору законодательством РФ не предусмотрено.

Так же законодательством не предусмотрено штрафа за отсутствие знака "Ш" на автомобиле с шипованной резиной.

Замену автомобильных покрышек, как и все в нашей жизни, нужно делать вовремя, особенно в том случае, если от этого зависит собственная безопасность.

X Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?

Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить , потому что вам уже знакомо что:

  • СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
  • Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
  • В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти

И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ROADGID S6 Pro, который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите!!!

Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.

В регионах, где зима ярко выражена, автовладельцам приходится покупать два комплекта резины — летнюю и зимнюю. Очень важно, чтобы шины соответствовали разным погодным условиям. Использование сезонной резины является обязательным пунктом в любом договоре КАСКО фактически во всех страховых компаниях. Поэтому нет сомнений в потребности менять резину два раза в год. Однако когда это делать? Поскольку погода бывает непредсказуема, порой непросто определить момент, когда сезон окончательно сменился. Об этом далее в статье.

Резина, применяемая в летних шинах, является более жесткой. Она достаточно износостойка и выдерживает контакт с асфальтом, разогретым в жару. Свойства летней резины сбалансированы между сопротивлением качению и сцеплением с поверхностью, шина довольно эластична, чтобы «держать» транспортное средство на заложенном курсе, однако не изнашивается за сто километров пробега. В условиях низких температур покрышка становится жесткой, процесс качения больше походит на скольжение, а способность к стабильному контакту с дорожным полотном стремительно уменьшается.

Зимняя резина

Зимние шины отличаются более мягким составом резины, которая становится очень мягкой при плюсовых температурах и быстро изнашивается. Однако когда температура опускается ниже нуля, зимняя шина становится достаточно эластичной, что позволяет уверенно управлять автомобилем. Кроме самого химического состава, зимние шины могут быть более пористыми с целью увеличения площади контакта. Стоит отметить, что особенно хорошо это сказывается в условиях езды по льду, когда самые мелкие неровности цепляются за практически гладкую поверхность, тем самым сокращая тормозной путь.

Пограничная температура для обеих типов шин — +10 градусов по Цельсию. При ее установлении желательно «переобуться».

Чем зимняя резина отличается от летней

Считается, что основное отличие летней резины от зимней — это лишь рисунок протектора. Однако, на самом деле, это не совсем так. Хотя, как правило, рисунок действительно отличается, это далеко не определяющее и не самое главное отличие.

Попробуйте подержать обычный ластик (стирательную резинку) на морозе. Знаете, что с ней произойдет? Если резинка промерзнет, ее можно без труда сломать, поскольку в таком состоянии она не будет гнуться и, соответственно, ничего не будет стирать, пока не нагреется. А происходит это потому, что резина, точно так же, как и все остальные материалы, значительно меняет свои свойства зависимо от температуры.

Именно поэтому для различных температурных режимов производители автомобильных шин разрабатывают различный химический состав резины, «затачивая» таким образом определенную шину под эксплуатацию в определенном температурном диапазоне.

Замена резины, почему важно менять резину по сезону

Выше описанный температурный диапазон фактически никем не публикуется, однако стандартным правилом для всех является следующее:


Замена резины, время замены на зимнюю и летнюю, согласно закону


Следовательно существуют такие промежутки применения автомобильных шин:


Следовательно, если у вас установлены летние шины без маркировки и зимние шипованные шины, то осуществить замену необходимо на протяжении осени, то есть с сентября по ноябрь.

Также стоит упомянуть о водителях, применяющих т. н. всесезонные шины, которые предназначены для эксплуатации на протяжении всего года. Их можно эксплуатировать в зимние месяцы лишь при наличии соответствующей маркировки — «M+S» и так далее.

Штраф за несоответствие резины сезону

В 2016 году штраф за отсутствие зимних шин не может быть наложен. Однако, существует штраф за применение изношенных зимних шин — предупреждение либо 500 рублей. Сотрудники ГИБДД могут наложить данный штраф на водителя, который эксплуатирует зимнюю резину(с маркировкой «M+S» и так далее), у которой на наиболее изношенном месте глубина протектора составляет менее четырех миллиметров. Однако штраф накладывается лишь при эксплуатации транспортного средства на заснеженном или обледеневшем дорожном покрытии.

Замена резины, когда производят замену покрышек, ориентируясь на температуру наружного воздуха

В вопросе эксплуатации транспортного средства достаточно трудно определить четкую границу между летом и зимой, в результате чего назвать точную дату замены покрышек довольно сложно. Да и погода в нашей стране в последние годы весьма нестабильна и непредсказуема. Поэтому многие считают, что использование всесезонной резины даст возможность решить возникшую проблему. Однако, к сожалению, такая универсальность не всегда эффективна и оправдана.

Большинство специалистов рекомендует производить замену зимних покрышек на летние, когда среднесуточная температура на улице колеблется в пределах +5-7 градусов по Цельсию. Ведь все знают, что в ночное время не исключены заморозки, в результате чего на дороге образуется корочка льда, летние шины по которой сильно скользят.

Стоит знать, что при температуре +10 градусов зимние шины плохо работают и транспортным средством сложно управлять, однако если вы ездите лишь утром и вечером, смело ориентируйтесь на ночную температуру.

Однако, если вы выезжаете с гаража только днем, когда температура воздуха существенно отличается от той, что в ночное время, ориентируйтесь исключительно на данную температуру воздуха.

Обладателям шипованной резины необходимо «переобуваться» весной гораздо раньше, чем владельцам нешипованных шин. Это связано с тем, что шипованные шины быстро изнашиваются в теплое время, а тормозной путь на прогретом сухом асфальте очень велик. Несколько дней движения на шипованной резине в теплую погоду равны тысячам километров езды по снегу. К тому же, происходит ухудшение курсовой устойчивости, управляемости и тормозных свойств. Транспортное средство слабо реагирует на повороты рулевой колонки. Кроме того, при быстрой езде по асфальту с шипованными шинами, шипы способны вылетать из гнезд крепления, выхватывая определенные части протектора и разрушая дорожное полотно.

Что гласит закон о протекторах по смене резины

Нормальная глубина протектора для зимней резины несколько больше, чем для летней. Это обусловлено тем, что утрамбованный снег гораздо сложнее выводить из-под пятна контакта колеса, в результате чего канавки должны быть немного глубже. В 2016 рекомендованная глубина протектора зимних покрышек должна составлять не менее четырех миллиметров. На такой шине, при этом, должна быть определенная маркировка со снежинкой, которая размещена в трехпиковой горной вершине, а также специальные обозначения «MS», «M&S», «M+S».

Советы профи, как учитываются климатические особенности региона

При выборе шин также необходимо учитывать климатические особенности региона, где вы живете. Всесезонная резина рассчитана на температуры от -5 до +25 градусов по Цельсию. Следовательно, вариант всесезонной резины неприемлем для российских широт и даже рискован для жизни.

Советы профи, нужно ли иметь два комплекта дисков, как хранится резина без дисков, как добиваются равномерного износа путем замены ведущей пары на не ведущую

Естественно, желательно иметь два комплекта дисков, так как если зимой и летом ездить на одних дисках, а менять только шины, то диски быстрее изнашиваются. Стоит отметить, что покрышки без дисков необходимо хранить только вертикально, во избежание деформации. Желательно хранить резину в темном помещении.

Производить замену необходимо сразу всех четырех шин, при этом очень желательно, чтобы они все были одинаковые. Это касается не только модели, а и даты выпуска колес. Если транспортное средство имеет привод на одну ось, в новом сезоне шины с ведущей оси желательно поставить не на ведущую, чтобы добиться равномерного износа резины.

Казалось бы, прошло чуть больше года со времени жарких споров об обязательном применении сезонной резины на автомобилях и штрафах за езду на летней резине зимой. Теперь многие водители ищут информацию про так называемый закон о зимней резине, в соответствии с которым вносятся поправки в ПДД.

Хотя постановление Правительства РФ №588, вносящее поправки в Правила дорожного движения, касающиеся использования шин с 1 января 2015 года, было принято ещё 15 июля 2013 года («Российская газета» — официальный сайт, где можно ознакомиться с текстом поправок , вносимых данным постановлением №588).


ВАЖНО :

Многие водители обращаются с вопросом: прошел слух, что с 1 декабря 2017 года будут штрафовать тех, кто не сменил летние шины на зимние. Так ли это?

На данный момент следует ответить так:

В настоящий момент в Государственной Думе РФ рассматривается законопроект о введении административных штрафов в размере 2 тысяч рублей за использование автомобильных шин не по сезону. В случае его оперативного принятия уже с 1 декабря 2017 года водитель, который нарушает правила использования шин по сезону, может быть оштрафован.

Но пока нет оснований для привлечения к административной ответственности тех водителей, кто не успел сменить резину!

При этом хочется посоветовать автовладельцам проявить свой опыт и благоразумие: не ждать «команды сверху», а «переобуться» вовремя — в зависимости от климатических условий вашего региона.

Подробнее о требованиях к использованию шин по сезону читайте далее.

Разбираем закон о зимней резине (о чем постановление №588 и технический регламент ТР ТС 018/2011)

В самом постановлении №588 ни слова не говорится о необходимости обязательного применения сезонной резины. В нём лишь меняются условия допуска транспортного средства к эксплуатации (постановлением с 1 января 2015 года меняется приложение 5.1 к основным положениям по допуску колёсных транспортных средств к эксплуатации).

Главное нововведение – это минимальная глубина протектора для различных типов шин на разных транспортных средствах в случае отсутствия заводского индикатора износа . Когда на шинах предусмотрен индикатор износа – то факт износа устанавливается по нему.

Так, для легковых автомобилей устанавливается минимальная глубина протектора летней шины, равная 1,6 мм.

Однако постановлением вводится как само понятие зимней резины (маркировка «M+S», «М&S», «М S», а также пиктограмма в виде трёхпиковой вершины со снежинкой в центре), так и минимальная глубина протектора для неё, равная уже 4 мм .

Для остальных транспортных средств ограничения выглядят так:

  • Мотоциклы, мопеды, квадроциклы и пр. (категория L) – 0,8 мм;
  • Грузовые автомобили, с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн (категории N2, N3, O3, O4) – 1 мм;
  • Легковые автомобили (категории М1, N1, O1, O2) – 1,6 мм;
  • Автобусы (категории М2, М3) – 2 мм.

Кроме того, резина не должна иметь повреждений – различные боковые порезы, протёртости до корда или неравномерный износ. Зато ушли в прошлое требования к колёсным дискам – ранее на дисках не должно было быть трещин, следов сварки, повреждений, деформации посадочных отверстий и пр.

Выдержка из перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение №3 к ПДД РФ) с учетом введенных с 1 января 2015 года поправок:

5. Колеса и шины

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;

для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;

для транспортных средств категорий М2, М3 — 2 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «М&S», «М S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

Видео — отменили или нет знак «Шипы», нужно ли его клеить осенью 2018:

Примечание. Обозначение категории транспортного средства в этом пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720.

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Штраф за несоответствие шин

Штраф установлен в размере 500 рублей (п. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).

Выдержка из КоАП РФ:

«Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей

Необходимо понимать, что это штраф не за езду зимой на летней резине (или наоборот), а в большей степени за несоответствие глубины протектора шин их нормативным значениям (до того момента, пока не внесут другие поправки).

Сезонность шин

Но в описанном выше документе нет ни слова про сезонность применяемой резины, если, конечно, не считать само определение зимних шин.

Однако требования к применению сезонной резины действительно вводятся с 1 января 2015 года на основании технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» ().

Выдержка из регламента:

5.4. Шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса транспортного средства.

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.

5.6. Шина считается непригодной к эксплуатации при:

5.6.1. Появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин);

5.6.2. Остаточной глубине рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) не более:

для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;

для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1,0 мм;

для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;

для транспортных средств категорий M2, M3 — 2,0 мм.

5.6.3. Остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее (рисунок 5.1), а также маркированных знаками «М+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии — не более 4,0 мм;

Данный регламент устанавливает необходимость использования:

  • В период календарной зимы (декабрь-февраль включительно) — зимних шин;
  • В летний период (июнь-август включительно) – летних шин;
  • В остальное время используемые шины не регламентированы.

Понятия всесезонных шин, в новом регламенте попросту нет. Однако их будут интерпретировать как летние в летний период, и, соответственно, зимние – в зимний.

Но требования есть, а вот наказания за их неисполнение пока нет. Т.е. штраф за езду зимой на летней резине (или наоборот) не предусмотрен (пока).

Зачем всё это

Теоретически, законодатели заботятся о безопасности пользователей автомобильного транспорта. Дело в том, что статистически, большая часть дорожных происшествий связана с некачественной (изношенной, несезонной и т.д.) резиной. Потому и стараются в этой сфере навести порядок.

Впрочем, в итоге получилось достаточно мягкое нововведение, практически ситуацию не меняющее.

Что касается разрушения дорожного покрытия шипованными шинами, то здесь ситуация регулируется через самих производителей резины, где фактор разрушения покрытия шипами теперь регламентирован стандартами. Поэтому выбор шипованных или нешипованных зимних шин остаётся за автовладельцем .

Будет ли введен штраф за езду зимой на летней резине?

Учитывая, что приняты лишь полумеры, то следует полагать, что в дальнейшем требования будут ужесточены. Уже сейчас из Госдумы РФ поступают новости о том, что в самое ближайшее время будет введен штраф за езду зимой на летней резине в размере 2000 рублей. Однако этот законопроект пока только обсуждается и дорабатывается, а когда он вступит в силу пока не известно.

Сложности введения вызваны различными климатическими зонами, а также общей непредсказуемостью погоды. Возможно и введение ограничений по фактическому погодному состоянию. При этом непонятно – как себя вести, если путь дальний, через многие климатические зоны. Возить с собой дополнительный комплект шин?

Но пока всего этого нет, рассуждать бессмысленно. Пока же важно следить за состоянием самих шин в зависимости от их типа.

Обязан ли водитель применять сезонную резину?

Смешной (ха-ха!), казалось бы, вопрос! Ведь общеизвестно, что техрегламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011), вступивший в действие на территории РФ, требует применения зимних шин в зимний период времени (с декабря по февраль), а летних — летом (с июня по август).

Кроме того, существует возможность расширения этих хронологических рамок. Например, при необходимости более детального учета региональных климатических особенностей. (Ну, правда, как можно ставить в один ряд, к примеру, Мурманск и Краснодар? Как можно требовать одних сроков для зимних шин для принципиально разных климатических поясов).

И вот здесь возникает закономернейший водительский вопрос: «А как будут наказывать тех, кто проигнорирует сие требование техрегламента?». Ответим смело: «Пока никак!». То есть требование есть, но неисполнение его к санкциям (например, штрафу) не приведет. Что будет потом, — не знаем. Ну, а пока? Как говорится, гуляй пока!

Очередной российский парадокс?

Сразу же оговоримся: ничего парадоксального в этом нет! Практика российского правового поля имеет такие примеры:

  • «кенгурятники» устанавливать нельзя, а штрафов за это нет;
  • знак «Начинающий водитель» наклеивать обязательно, но ответственность за неисполнение данного требования отсутствует;
  • максимальную скорость движения превышать нельзя, но на 20 км/ч в реальности возможно и т.д, и т.п., и др.

Нормальные юридические «коллизии» и «пробелы».

Именно поэтому на претензию инспектора о несоответствии «обувки» вашего авто пресловутому техрегламенту, можно культурно послать его к … этой самой парадоксальной ситуации. А именно: КоАП РФ не предусматривает наказания за нарушение норм международного нормативно-правового акта — техрегламента.

И все! Разговор с инспектором можно завершать такими словами: «Разрешите, гр. инспектор, продолжить движение! Будьте здоровы, звезд вам побольше и погоны в два просвета!» (последнее предложение говорить необязательно).

Чего же мы – водители – всполошились?

И все-таки возможность наказания, связанное с нововведением, присутствует. В знаменитый «Перечень неисправностей…», с которыми запрещается эксплуатация транспорта, были внесены две коррективы – одна несущественная и вторая, напротив, важная. И оба изменения коснулись только первого пункта 5 раздела «Перечня…».

Несущественное изменение касается протекторов летних шин. Теперь остаточная высота протектора разнится не по типам ТС – легковые, грузовые и пр. (как было раньше), — а по категориям – L, M, N, O (в соответствии с пресловутым техрегламентом).

К примеру, для легковых автомобилей (М1) и грузовых с РММ не более 3,5 т (N1) показатель остаточной высоты протектора должен составлять не менее 1,6 мм, для «настоящих» грузовых (N2, N3) – 1 мм, автобусов (М2, М3) – 2 мм, мотоциклов и иже с ними (L) – 0,8 мм. Как видно из новаций, изменилась форма, но не содержание требований.

А вот существенное нововведение – это вновь введенные требования к зимней резине. Если водитель «переобул» свой автомобиль в зимнюю резину с соответствующей маркировкой (аббревиатура от «mud and snow» или изображение трехпиковой вершины горы со снежинкой), то минимальная высота протектора должна быть никак не менее 4 мм. Правда, есть вариант со специальными индикаторами износа, которые не должны быть подвержены механическому повреждению от эксплуатации.

В случае нарушения 4-миллиметровой остаточной высоты протектора должна наступать ответственность водителя, предусмотренная КоАП РФ – 500-рублевый штраф. Но и здесь есть большое «НО»…

Кто будет контролировать и наказывать за нарушение пресловутых 4 миллиметров?

Вот это вопрос! Зададим его по-иному: сможет ли инспектор ДПС оштрафовать водителя, если остаточная высота зимнего протектора шин его авто составляет менее 4 мм? Конечно же, не сможет, ибо инспектор не располагает специальным диагностическим оборудованием и соответствующими полномочиями.

Не допустить эксплуатацию транспортного средства с такой неисправностью шин сможет только пункт диагностики, имеющий на это право. И то – только в момент прохождения периодического технического осмотра. А кто же будет наказывать? Получается, никто? Какой-то парадокс!

Вполне возможно, что ситуация вскоре и поменяется, но на настоящий момент дело обстоит именно таким образом. И даже если будет введена корректировка этой нормы, то и здесь у водителя будет шанс избежать ответственности.

Дело в том, что недостаточная остаточная высота шинного протектора – это неисправность, с которой допускается движение на транспортном средстве до места ремонта или же стоянки.

Поэтому пойманный «с поличным» водитель всегда сможет парировать угрозам инспектора тем, что двигается к шиномонтажу для замены износившейся шины. Стояла машина в гараже, стояла себе, стояла… Решил поехать, а мыши сгрызли протектор. Прямая дорога – в шинный сервис! Этого права у водителя никто не отнимал.

Хотели как лучше, а получилось…

Как всегда, больше вопросов, нежели ответов: нововведения есть, но механизм их работы не прописан и не регламентирован. Поэтому всполошившиеся водители могут спокойно выдохнуть. Но, представляется, что отнюдь не надолго.

А теперь о серьезном. Стоит ли рисковать, передвигаясь на летней резине зимой, а на зимней летом? Ответьте сами себе на этот вопрос. И будьте внимательны, предусмотрительны и осторожны! Живите в согласии с дорогой и будьте здоровы!

Как оптимально вести себя автомобилистам

В первую очередь использовать здравый смысл, что исключает езду на летней резине зимой и летом на зимней. Кроме того, шины не должны иметь повреждений, равно как и колёсные диски.

Диски

Несмотря на то, что из регламента убраны пункты про колёсные диски, не следует их недооценивать. Эта, с виду простая конструкция, напрямую влияет на безопасность.

Трещины недопустимы (также как и их ремонт сваркой), т.к. нарушается целостность силовой структуры детали. При экстренном торможении диск может попросту развалиться с соответствующими последствиями.

А нарушение геометрии посадочных отверстий ведёт к неравномерному износу шин, вместе с дополнительными вибрациями и нестабильностью пятна контакта шины с покрытием.

Летние шины зимой и зимние летом

Необходимость использования сезонной резины очевидна. Однако нередко отдельные водители не прислушиваются к здравому смыслу. Если езда зимой на летних шинах ещё страшит большинство водителей (т.к. летняя при отрицательных температурах попросту дубеет), то езда на зимних шинах летом – нет.

Видео с рассуждениями о том, нужно ли обязательное использование зимней резины зимой:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля