Вопрос: О закупке легковых автомобилей иностранного происхождения и о нормировании в сфере закупок. Может ли госзаказчик приобрести автомобиль «Форд Фокус» отечественной сборки, в связи с введением санкций? Поставка автомобиля по 44 фз

Однако, если установление требования к цвету автомобиля в совокупности с иными характеристиками товара свидетельствует о намерении заказчика приобрести автомобиль определенной марки у конкретного поставщика, такие действия заказчика признаются ограничивающими конкуренцию (смотрите, например, постановление УФАС по Челябинской области от 30.09.2015 N 7.30-4.1/1028-15, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2018 N 18АП-8744/16, решение Суда Еврейской автономной области от 18.08.2018 по делу N 71-79/2018). Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

При госзакупках автомобилей запретили указывать конкретные бренды

Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.08.2015 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 по делу № А42-3757/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области» - без удовлетворения. Председательствующий А.В. Асмыкович Судьи А.Г. Кудин И.Г. Савицкая Скачать: - постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.03.2016 г.

по делу № А42-3757/2015.

Допустимо ли в закупке указывать марку автомобиля с указанием «или эквивалент»?

Внимание

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Само по себе установление в документации о закупке требования к цвету автомобиля не является нарушением требований Закона N 44-ФЗ, если такие действия заказчика не ограничивают количество участников закупки. Из приведенных норм следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При этом заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Что запрещено в госзакупках в 2018 году

Инфо

Элит Мебель», место нахождения: 183017, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Нахимова, д. 7, кв. 33, ОГРН 1155190001669, ИНН 5190044468 (далее - Общество). Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.08.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.11.2015, Учреждению отказано в удовлетворении заявления.


В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.08.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым просит признать незаконными и отменить оспариваемые решение и предписание Управления.

Ipc-zvezda.ru

В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Из пункта 3 части 1 статьи 33 Закона № 144-ФЗ следует, что описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Закупка у турецких компаний Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики. Необходимо отметить, что утратило силу Постановление от 29.12.2015 № 1457. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний.
31.05.2017 президент отменил данные специальные экономические меры Указом от 31.05.2017 № 244. ВАЖНО! Продолжает действовать запрет на турецкие товары 44-ФЗ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.2015 № 1296, запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика.

Ограничения по выбору цвета автомобиля 44 ap

Правительством РФ принят ряд мер, которые способствуют развитию национальной экономики, защите внутреннего рынка и поддержке отечественных товаров. Одна из таких мер - запрет на использование государственными и муниципальными заказчиками в рамках закупок по 44-ФЗ товаров иностранного происхождения определенных секторов производства. Рассмотрим подробнее этот вопрос и определим последовательность действий заказчика при закупке таких товаров.
Сферы действия запретов Ст. 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что Правительство РФ выпускает нормативные правовые акты, которые запрещают допуск иностранных товаров, а также работ и услуг, которые исполняют иностранные лица.

Ограничения по выбору цвета автомобиля 44 фз

В ином случае заявка должна содержать идентифицирующие товар объекты интеллектуальной собственности, наименование страны его происхождения и его характеристики. В случае несоответствия характеристик предлагаемого товара значениям, указанным в документации, заявка отклоняется (п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ). Сходные нормы можно увидеть и в разделах, касающихся иных способов закупки (п.
2 ч. 2 ст. 51 и ч. 3 ст. 53, п. 1 ч. 3 ст. 73 и ч. 7 ст. 78, ч. 10 ст. 83, п. 2 ч. 2 ст. 88 и ч. 4 ст. 89 Закона № 44-ФЗ). Здесь прослеживается общий принцип, согласно которому заказчик обязан описать товар, подлежащий поставке, «широкими» родовыми показателями, а уточнение этих показателей, определение конкретного товара, подлежащего поставке, осуществляется участником закупки в заявке на участие в закупке.

Важно

Мебель ПП № 1072 от 05.09.2017 запрещает приобретать мебель иностранного производства, причем не важно, из чего она сделана: дерево, пластмасса или металл. Сюда же попала и мягкая мебель, включая матрасы, кушетки, софы с деревянным каркасом. Запрет действует до 01.12.2019. Установлены исключения для мебели, которая:

  • произведена в государствах-членах ЕАЭС;
  • закупается по специальному инвестиционному контракту;
  • не имеет аналогов в ЕАЭС и соответствует критериям ПП № 719 от 17.07.2015.

Также установлено дополнительное требование к участникам - деревянные плиты, из которых собирается мебель, также должны быть произведены из материалов и полуфабрикатов из ЕАЭС.

Закона № 44-ФЗ). Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Государственное учреждение может разместить закупку на приобретение автомобиля «Форд Фокус» (с соблюдением требований ст. 33 Закона о контрактной системе к описанию объекта закупки) при соблюдении следующих условий.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление № 656) установлены условия, при которых могут быть закуплены в, том числе, (с ОКПД):

34.10.21.330 Автомобили легковые с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1000 см3, новые

34.10.21.360 Автомобили легковые с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1000 см3, но не более 1500 см3, новые

34.10.22.310 Автомобили легковые с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3 прочие, новые

34.10.23.110 Средства автотранспортные с дизельным или полудизельным двигателем, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые

34.10.23.210 Средства автотранспортные с дизельным или полудизельным двигателем, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, но не более 2500 см3, новые

34.10.23.310 Средства автотранспортные с дизельным или полудизельным двигателем, с рабочим объемом цилиндров более 2500 см3, новые

Если эти автомобили, произведены определенными субъектами (в том числе хозяйствующими субъектами, включенными в перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих в 2010 году производство моторных транспортных средств с применением понятия "промышленная сборка" в соответствии с критериями, указанными в п. 7.1.1. Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. N 169 "О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств");

Среди них есть ЗАО "Форд Мотор Компании", г. Всеволжск, Ленинградская область

или

Режиме, предусмотренном абзацем 6 пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г.;

Если указанные автомобили соответствуют требованию об осуществлении хозяйствующими субъектами на территориях Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан с 2014 года не менее 5, с 1 января 2015 г. не менее 6, с 1 января 2016 г. не менее 8, включая обязательное проведение контрольных испытаний готовых моторных транспортных средств, а с 1 января 2017 г. не менее 11 следующих производственных операций:

Монтаж силового агрегата;

Монтаж передней полуоси (передней подвески);

Монтаж задней подвески;

Монтаж выхлопной системы;

Монтаж рулевого механизма;

Монтаж электрооборудования;

Монтаж элементов экстерьера;

Сварка кузова;

Окраска кузова;

Сборка кузова;

Проведение контрольных испытаний готовых моторных транспортных средств.

Подтверждением соответствия в данном случае (произведения производственных операций в необходимом количестве) является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Следовательно, при осуществлении закупки на поставку автомобиля с техническими характеристиками, под которые попадает, в том числе, «Форд Фокус» (напоминаем, что согласно ст. 33 Закона о контрактной системе запрещается устанавливать требования к товару, ограничивающие количество участников торгов, при указании товарного знака указываются параметры эквивалентности), заказчику следует устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением:

Если автомобили данной модели произведены хозяйствующими субъектами, включенными в перечень указанных хозяйствующих субъектов

или

В указанном режиме;

Соответствуют требованиям по количеству производственных операций хозяйствующими субъектами на территориях Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан.

В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе рекомендуется указывать, что в первой части заявки необходимо указание этих хозяйствующих субъектов, включенных в Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих в 2010 году производство моторных транспортных средств с применением понятия "промышленная сборка" в соответствии с критериями, указанными в пункте 7.1.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. № 169 "О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств" или наименование места происхождения товара из таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г., а также устанавливать в качестве показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого товара требованиям к товару, требование об указании вида и количества, осуществляемых хозяйствующими субъектами на территориях Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан с 2014 года не менее 5, с 1 января 2015 г. не менее 6, с 1 января 2016 г. не менее 8, включая обязательное проведение контрольных испытаний готовых моторных транспортных средств, а с 1 января 2017 г. не менее 11 указанных производственных операций:

При рассмотрении первой части заявки заказчику необходимо проверить указание наименования производителя автомобиля, наименование места происхождения автомобиля, соответствующие конкретные показатели предлагаемого автомобиля (исходя из установленных заказчиком требований).

Если в первой части заявки не указаны требуемая информация и показатели или указаны иные информация и показатели, то рассмотрите возможность признания такой заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе соответственно на основании п. 1 или 2 ч. 4 ст. 67, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, как несоответствия информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и документацией об электронном аукционе (укажите пункты).

Если в первой части заявки указаны требуемая информация и показатели, то следует рассмотреть возможность признания такой заявки соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.

Также заказчику следует проверить во второй части заявки наличие документов, подтверждающих соответствие автомобиля вышеуказанным требованиям в форме акта экспертизы, выдаваемого ТПП РФ (в документации, по нашему мнению, следует указать на необходимость предоставления этого документа участником закупки).

То есть если участником закупки в заявке будет предложен автомобиль Форд Фокус, то в качестве подтверждения соответствия поставляемого автомобиля вышеуказанным требованиям во второй части заявки ему следует представить вышеуказанный акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой РФ.

В справочном материале представлена информация об основных особенностях, которые должны учитывать заказчики при осуществлении закупки автотранспортных средств (далее - автомобилей).

Что касается такого вида закупки, как поставка автомобилей, то Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) какие-либо отдельно выделенные требования, запреты не установлены. При этом указанная закупка все же имеет свои особенности. Предлагаем детально ознакомиться с таким уникальными требованиями.

Выбор способа закупки автомобилей и определение начальной (максимальной) цены контракта

Для начала разберемся совместно, каким способом необходимо осуществлять закупку автомобилей.

Чтобы определить способ закупки - следует:

ШАГ 1: Определить код ОКПД2

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) , утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. N 14-ст подгруппе «Автомобили легковые» присвоен код 29.10.2.

ШАГ 2: Проверить, включена ли подгруппа в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) , который утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 г. N 471-р (далее - Аукционный перечень , Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 г. N 471-р).

Класс 29, содержащий подгруппу 29.10.2, включен в Аукционный перечень . Согласно ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ , заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в аукционный перечень, либо запрос котировок, запрос предложений, закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при условии соблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ .

Таким образом, заказчик при закупке автомобилей не имеет право проводить различного рода конкурсы (открытые, закрытые, с ограниченным участием, двухэтапные).

ШАГ 3: Определить начальную (максимальную) цену контракта (далее - НМЦК).

При определении НМЦК необходимо учитывать положения ст. 19 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ о нормировании закупок.

Соответственно, для определения НМЦК в первую очередь необходимо обратиться к , которым утверждены Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций (далее - Правила определения нормативных затрат , Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 г. N 1084).

Согласно п. 93 Правила определения нормативных затрат , затраты на приобретение транспортных средств () определяются по формуле:

где:

- количество i-x транспортных средств в соответствии с нормативами федеральных государственных органов с учетом нормативов обеспечения функций федеральных государственных органов, применяемых при расчете нормативных затрат на приобретение служебного легкового автотранспорта, предусмотренных приложением N 2 к методике , утвержденной Постановлению Правительства РФ от 20.10.2014 г. N 1084 ;

- цена приобретения i-го транспортного средства в соответствии с нормативами федеральных государственных органов с учетом нормативов обеспечения функций федеральных государственных органов, применяемых при расчете нормативных затрат на приобретение служебного легкового автотранспорта, предусмотренных приложением N 2 к методике , утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 г. N 1084 .

В приложении N 2 к Постановлению Правительства РФ от 20.10.2014 г. N 1084 установлены максимально возможное количество, а также максимально возможная цена автомобилей и мощность.

Пример (расчет)
Численность сотрудников в учреждении - 320 человек.
Согласно приложению N 2 к Постановлению Правительства РФ от 20.10.2014 г. N 1084 учреждение может закупить не более 1 единицы в расчете на 50 единиц предельной численности.
Соответственно в рассматриваемом расчете максимально возможное количество автомобилей рассчитывается:

Таким образом, учреждение может закупить максимум 6 автомобилей мощностью каждый из них не более 150 лошадиных сил и стоимостью каждого не более 1 млн руб.

Нормативные затраты на приобретение транспортных средств соответственно составляют:

Таким образом, заказчик может закупить в течение года не более 6 автомобилей на общую сумму не более 6 млн руб., т.е. НМЦК не должна превышать указанный порог.

Непосредственно НМЦК определяется стандартными способами, с учетом положений Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) , утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. N 567 .

ШАГ 4: Если НМЦК получилась менее 500 000 руб., заказчик имеет право провести запрос котировок. При этом необходимо уточнить, не израсходованы ли лимиты, установленные ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ . Если НМЦК получилась менее 300 тыс. руб., заказчик имеет право осуществить закупку у единственного поставщика по , при условии что ранее им не был израсходован полностью лимит, установленный этим же п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ . Если НМЦК получилась менее 600 тыс. руб., и заказчик является субъектом, которому разрешено осуществлять закупки согласно , заказчик имеет право осуществить закупку у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ , при условии что ранее им не был израсходован полностью лимит, установленный рассматриваемой нормой.

Закупка автомобиля по Закону N 44-ФЗ имеет ряд существенных особенностей.

Во-первых, нужно правильно прописать объект закупки, то есть сделать так, чтобы не ограничить круг участников, соблюсти нормирование, запрет на допуск иностранных товаров и учесть свои потребности.

Во-вторых, необходимо правильно рассчитать НМЦК и выбрать способ закупки.

В-третьих, вы должны потребовать от участника (поставщика) документ о том, что автомобиль не подпадает под запрет на иностранные товары.

После всего этого заключите контракт и правильно примите автомобиль, чтобы он соответствовал заявленным характеристикам.

Если вы проигнорируете эти правила, то вас оштрафуют, а уже заключенный контракт могут признать недействительным и тогда автомобиль придется вернуть.

Как составить техническое задание

В техзадании опишите все существенные условия закупки: характеристики автомобиля, требования к гарантии и комплектации, адрес и сроки поставки и т.д.

В дальнейшем вам потребуются эти сведения для получения ценовых предложений при обосновании НМЦК, заполнении плана закупок, плана-графика и для проведения закупки.

Прописать характеристики, требования к гарантии и комплектации нужно так, чтобы не ограничивать возможный круг участников закупки. За нарушение этого требования вас могут оштрафовать на сумму до 50 тыс. руб., а заключенный контракт оспорить. Тогда придется вернуть автомобиль поставщику (Решение ФАС России от 18.04.2016 по делу N К-615/16, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.09.2015 N Ф08-6639/2015 по делу N А01-2121/2014).

Как указать характеристики автомобиля

Характеристики возьмите с сайтов дилеров или производителей. Если информации нет в открытых источниках, то направьте поставщикам (производителям) запросы о предоставлении спецификаций.

При описании учтите условия нормирования, то есть характеристики, которые установил вышестоящий орган. Они могут быть прописаны в нормативных затратах для обеспечения функций вашего госоргана или в требованиях к отдельным видам товаров (работ, услуг) для вашего учреждения. Эти документы вы можете найти в ЕИС, в разделе «Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ)» (ч. 5, 6 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Пример описания характеристик легкового автомобиля

Бюджетному учреждению Минсельхоза России установлены предельные требования к характеристикам автомобиля для руководителя: мощность двигателя — до 200 л. с. и предельная цена не более 2,5 млн руб.

При описании характеристик в техзадании нужно подобрать автомобили одного класса, но различных марок, при этом учесть эти предельные требования. Под такие характеристики подошли, например: TOYOTA Camry, Ford Mondeo, BMW 520. Можно прописать требования с учетом всех этих марок, например, так:

Параметр Ед. измерения Технические и функциональные характеристики транспортного средства
Год выпуска год не ранее 2017
Длина мм 4 800 — 4 950
Ширина мм 1 820 — 1 880
Высота мм 1 450 — 1 485
Мощность двигателя л. с. от 170 до 200
Объем двигателя л от 1,7 до 2,0
Количество мест шт 5
Система экстренной связи ЭРА-ГЛОНАСС Наличие
Цвет Черный или белый
Экологический класс Не ниже Евро-5

Если вы закупаете автомобиль, например, с какими-то особыми характеристиками, то можете указать конкретную марку и модель автомобиля, которая ими обладает. Но при этом вы должны указать слова «или эквивалент» и такой диапазон характеристик, под который подойдут другие марки автомобилей ().

Как установить условие о гарантии на автомобиль

Установите срок гарантии и на что она распространяется ().

Срок и объем возможной гарантии узнайте у поставщиков (производителей).

Некоторые дилеры могут предоставлять дополнительную гарантию. Однако устанавливать ее в техзадании нужно с осторожностью: только при условии, что такую гарантию могут предоставить несколько компаний на рынке. Иначе вы ограничите количество участников закупки, что приведет к штрафу.

Пример формулировки условия о гарантии

«Гарантийный срок должен составлять не менее 24 месяцев с даты подписания акта приема-передачи либо не менее 100 000 км пробега автомобиля в зависимости от того, что наступит ранее. Конкретный гарантийный срок должен быть указан в сервисной книжке или ином заменяющем ее документе.

Объем предоставленных гарантийных обязательств определяется заводом-изготовителем и устанавливается в сервисной книжке или ином заменяющем ее документе, предоставляемом при передаче автомобиля. Гарантия должна распространяться на все части и компоненты автомобиля.

Поставщик обязан выполнить комплекс работ по предпродажной подготовке товара в полном объеме. Выполнение гарантийных обязательств должно осуществляться авторизованными сервисными центрами производителя автомобиля. Все расходы, связанные с гарантийным обслуживанием, осуществляются за счет Поставщика.»

Какие документы и принадлежности к автомобилю потребовать от поставщика

Вы вправе указать в техзадании, что еще должно входить в комплект поставки. Это могут быть, например:

  • паспорт технического средства (ПТС) с отметкой об уплате утилизационного сбора;
  • комплект документов, в том числе: инструкция по эксплуатации на русском языке, сервисная книжка или заменяющий ее документ, документы на установленное дополнительное оборудование;
  • одобрение типа транспортного средства, выданное на основании Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877;
  • информация об адресах и телефонах официально авторизованных станций техобслуживания на территории РФ;
  • ключи зажигания (не менее 2 шт.);
  • система вызова экстренных служб «ЭРА-Глонасс» (при наличии).

Обратите внимание, не следует включать в эту же закупку вещи или оборудование, которые можно закупить отдельно от автомобиля, например дополнительный комплект резины или чехлы на сиденья. Это может привести к штрафу (Решение Воронежского УФАС России от 30.10.2014 по делу N 501-з).

Как подготовить обоснование НМЦК на покупку автомобиля

Обоснуйте НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Для этого подготовьте отдельный документ, в котором укажите наименование объекта закупки, полученные цены, коэффициент вариации, расчет НМЦК и итоговую сумму.

Образец обоснования НМЦК

Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)
N Наименование объекта закупки Ед. изм Кол-во Ценовые предложения (руб/ед. изм.) Оценка однородности цен Расчет НМЦК
Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Коэффициент вариации цен (%) Цена за ед. изм. (руб.) НМЦК (руб.)
1 Автомобиль легковой для руководителя шт. 1 2 400 000 2 450 000 2 300 000 3,2 2 383 333 2 383 333
Итого: 2 383 333

Для обоснования применялся Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567.

Как собрать информацию о стоимости

Узнать цену нужно на разные марки (модели) автомобилей, но они должны быть одного класса. За использование информации о стоимости только одной марки автомобилей вас могут оштрафовать по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (Решение Дагестанского УФАС России от 08.09.2014 N 478А-2014, Решение Карачаево-Черкесского УФАС России от 13.03.2015 по делу N 10).

Собрать информацию можно следующими способами:

  • направьте запросы пяти разным поставщикам. К ним приложите ваше техзадание. Это поможет более точно определить условия поставки и возможную стоимость;
  • возьмите информацию из реестра контрактов в ЕИС. При этом учитывайте, чтобы условия поставки (сроки, комплектация, технические характеристики, количество, регион поставки) были схожи с вашими условиями и контракты были исполнены без штрафов (п. 1 ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);
  • разместите информацию в ЕИС о запросе ценовых предложений.

Если для вашего учреждения установлена предельная цена, сравните ее с полученной НМЦК. Если последняя больше предельной цены, то получите новые цены. Возможно, придется поменять характеристики автомобиля или другие условия поставки. Если НМЦК меньше или равна предельной цене, то используйте ее для закупки (п. 4.4 Методических рекомендаций N 567).

Узнать о предельной цене можно там же, где и характеристики транспортных средств: в актах по нормированию или в требованиях к отдельным видам товаров (работ, услуг). Их можно найти в ЕИС в разделе «Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ)».

Пример расчета НМЦК на покупку автомобиля

На закупку одного автомобиля получено три ценовых предложения: 2 400 000 руб., 2 450 000 руб., 2 300 000 руб.

Коэффициент вариации равен 3,2%.

Средняя цена равна (2 400 000 + 2 450 000 + 2 300 000) / 3 = 2 383 333.

НМЦК для закупки одного автомобиля составит 2 383 333 руб.

Если для вашей организации установлена предельная стоимость такого автомобиля, например 2 млн руб., то рассмотрите варианты покупки другого автомобиля (измените марку или комплектацию), чтобы снизить цену до предельной.

Какой способ определения поставщика выбрать

Вы можете провести:

  • аукцион в электронной форме;
  • запрос котировок или запрос котировок в электронной форме, если НМЦК — до 500 тыс. руб., а общий объем таких процедур за год в вашем учреждении не превысил 10% СГОЗ или 100 млн руб.;
  • закупку до 100 тыс. руб. Если вы, например, учреждение культуры, образовательная, социальная или физкультурно-спортивная организация, то до 400 тыс. руб.;
  • запрос предложений. Его можно провести, если до этого у вас уже был контракт на поставку автомобилей и вы его расторгли по ч. 9 или 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ или если электронный аукцион не состоялся по ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ.

Конкурс проводить нельзя, поскольку автомобили включены в аукционный перечень.

Как запланировать закупку автомобиля

Если закупка не была запланирована, внесите ее в план закупок и план-график закупок (ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).

Порядок внесения информации о закупке автотранспорта в целом такой же, как и по другим закупкам. Отличие только в том, что вы должны установить в плане-графике запрет на допуск товаров иностранного происхождения.

Для этого укажите в графе 27 «Применение национального режима при осуществлении закупок», что установлен запрет в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 656. Это не относится к планированию закупок до 100 или до 400 тыс. руб.: они вносятся в план-график в упрощенном порядке, при котором заполнять графу 27 не надо.

Обратите внимание, не нужно устанавливать запрет, если вы закупаете подержанные легковые автомобили с искровым зажиганием или дизельным (полудизельным) двигателем (п. п. 14 — 16 Перечня, утвержденного Постановлением N 656).

Как провести закупку автомобиля

Закупка автомобиля проводится в том же порядке, что и закупка других товаров (работ, услуг). При этом нужно учитывать запрет на поставку автомобилей иностранного происхождения, который установлен Постановлением N 656.

Как провести электронный аукцион на закупку автомобиля

Чтобы провести аукцион в электронной форме, подготовьте документацию и извещение. В них, помимо стандартных требований, установите запрет на допуск автомобилей иностранного происхождения в соответствии с Постановлением N 656 (при условии, что в плане-графике вы тоже установили запрет).

Кроме того, в документации укажите, что участник:

  • в первой части заявки должен предоставить конкретные характеристики автомобиля, его марку (модель), производителя и страну происхождения;
  • во второй части должен представить один из следующих документов:

— сертификат СТ-1 или копию специального инвестиционного контракта, заверенную руководителем стороны этого контракта. Эти документы нужно потребовать, если вы закупаете транспортные средства, коды которых: 29.10.24, 29.10.30, 29.10.59.120, 29.10.59.150, 29.10.59.180, 29.10.59.210, 29.10.59.220, 29.10.59.260, 29.20.21.110, 29.20.21.120, 29.20.21.110, 29.20.21.120, 29.20.21.122 (п. 2 Постановления N 656, п. 3.1 разд. 3 Приложения 1 к Приказу ТПП РФ от 25.08.2014 N 64);

— акт экспертизы торгово-промышленной палаты или копию специального инвестиционного контракта, заверенную руководителем стороны этого контракта, если вы закупаете транспортные средства, коды которых: 28.22.14.159, 28.92.21.110, 28.92.50, 28.92.21.120, 28.92.22.110, 28.92.24.120, 28.92.25, 28.22.15.110, 28.92.26.110, 28.92.26.120, 28.92.27.110, 29.10.21, 29.10.22, 29.10.23, 29.10.30.110, 29.10.30.190, 29.10.41.110, 29.10.41.120, 29.10.42.111, 29.10.42.112, 29.10.42.120, 29.10.43, 29.10.51, 29.10.59.110, 29.10.59.130, 29.10.59.140, 29.10.59.160, 29.10.59.170, 29.10.59.230, 29.10.59.240, 29.10.59.250, 29.10.59.270, 29.10.59.280, 29.10.59.310, 29.10.59.320, 29.10.59.390, 29.20.23.110, 29.20.23.120, 29.20.23.130, 29.20.23.190, 30.20.20.120, 30.20.32.120 (п. 2 Постановления N 656, п. 3.1 разд. 3 Приложения 2 к Приказу ТПП РФ от 25.08.2014 N 64).

Этот акт может быть выдан как самому участнику, так и производителю автомобиля (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 N 17АП-14487/2016-АК по делу N А60-17684/2016).

При рассмотрении второй части заявки отклоните участника, если он не представил документ или предоставил не тот документ, который вы установили в документации.

Как провести запрос котировок на закупку автомобиля

Составьте извещение. В нем, помимо стандартных требований, установите запрет допуска автомобилей иностранного происхождения по Постановлению N 656 (при условии, что в плане-графике вы тоже установили запрет).

Требовать от участника в составе заявки документы, подтверждающие соответствие автомобиля Постановлению N 656, вы не можете.

Установите в проекте контракта, какой именно документ должен предоставить поставщик при поставке автомобиля.

Обратите внимание, вы вправе проводить запрос котировок в электронной форме. Этот способ несомненно удобнее, поскольку вам не нужно принимать заявки — это делает электронная площадка, а рассмотрение заявок происходит без присутствия участников.

Как закупить автомобиль у единственного поставщика

При закупке у единственного поставщика до 100 тыс. руб. или до 400 тыс. руб. заключите контракт напрямую с выбранным поставщиком.

Пропишите в проекте контракта, какой автомобиль закупаете и какой именно документ должен представить поставщик в подтверждение соответствия Постановлению N 656.

Как провести запрос предложений на закупку автомобиля

Запрос предложений проведите, если до этого электронный аукцион не состоялся по ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ или вы расторгли контракт по ч. 9 или 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Условия проведения запроса предложений установите такие же, как и в несостоявшейся закупке. Если проводите запрос предложений из-за того, что расторгли контракт и нужно дозакупить оставшиеся по нему автомобили, то уменьшите первоначальную НМЦК на сумму поставленных автомобилей.

Если организации необходимо провести тендеры на автомобили или их техническое обслуживание по 44 ФЗ, то ответственный специалист заказчика должен следовать определенному алгоритму. В первую очередь ему надлежит корректно определить . Затем контрактный управляющий организации-заказчика рассчитывает начальную максимальную цену контракта и предстоящий тендер авто. Далее необходимо выбрать соответствующий способ определения поставщика, подготовить закупочную документацию и составить подробное . После тщательной подготовки заказчиком проводятся непосредственно закупки авто в соответствии с 44 ФЗ, ремонт автомобиля либо закупки технического обслуживания. Разберем каждый этап подробно.

Предмет заказа

Для того чтобы провести вышеуказанные тендеры — транспорт, ТО или ремонт, — заказчику необходимо определиться с объектом госзаказа. Согласно действующему законодательству в области регулирования контрактной системы, организация-заказчик не вправе ограничивать конкуренцию среди участников торгов путем указания конкретной марки автотранспортного средства, даже если приведено слово .

Исключением являются только ситуации, при которых легковой транспорт не является предметом контракта, а лишь используется при оказании конкретных работ или услуг.

Закупка автомобилей по 44 ФЗ должна производиться в строгом соответствии со статьей 33, а именно п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Таким образом, предмет заказа должен иметь объективный характер. При его описании нужно учесть

Нормирование

Любая проводимая закупка транспортных средств должна быть нормирована организацией-заказчиком (ст. 19 44-ФЗ). Если заказчик является бюджетным учреждением, то правила нормирования для него устанавливает вышестоящий орган или учредитель.

Каждая закупка автомобиля в 2019 году должна проводиться с ограничениями по предельной НМЦК. В соответствии с ПП РФ № 927 от 02.09.2015, при приобретении автомобилей необходимо руководствоваться следующими требованиями-ограничениями:

  • ценовое — до 2,5 миллионов рублей;
  • ограничение по мощности — до 200 лошадиных сил.

Таким образом, закупка транспорта не должна проводиться с учетом излишних потребительских свойств. Применяя положения 44 ФЗ о нормировании, организации-заказчики избегают приобретения

Порядок нормирования для заказчиков, действующих на федеральном уровне, регламентирует ПП РФ № 479 от 19.05.2015. Посредством правительственного постановления вводятся федеральные перечни конкретизированного формата, в том числе и по легковым автомобилям с нормированием стоимостных, мощностных и составных характеристик авто.

Выбор способа определения поставщика

Закупка легкового автомобиля или его обслуживания должна производиться в соответствии с 44 ФЗ, поэтому заказчик может осуществить госзаказ как конкурентными способами, так и у единственного поставщика в том случае, если стоимость заказа не превышает 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) либо 400 000 рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93).

В том случае, если закупаются товары и услуги без возможности торговать цену единицы продукции, то исключается проведение запроса котировок, так как победителем ЗК признается участник с наименьшим ценовым предложением (ч. 1 ст. 72 44-ФЗ). Если участнику необходимо провести торги по ремонту и техническому обслуживанию ТС, то ему надлежит воспользоваться электронным аукционом (с учетом положений ч. 5 ст. 68 44-ФЗ) либо провести запрос котировок следующим образом:

  • рассчитать максимальное количество услуг и запасных частей на основании установленных ЛБО и среднерыночной цены за единицу продукции;
  • определить максимальный объем запчастей в извещении;
  • в проекте контракта отметить условия о том, что услуги по ТО будут проводиться в соответствии с заявками заказчика и что услуги, не определенные в извещении, не оказываются, не принимаются и не оплачиваются.

Закупочная документация

Разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями действующего законодательства. Заказчик должен установить единые (ст. 31 44-ФЗ), которые являются исчерпывающими.

Для того чтобы корректно составить закупочную документацию и техническое задание, необходимо учитывать ряд следующих положений:

  1. Организация-заказчик должна предоставлять преимущество российскому производству при проведении госзакупок в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 44-ФЗ. Согласно , устанавливается запрет на допуск легковых автомобилей, происходящих из иностранных государств, которые закупаются для обеспечения нужд заказчика.
  2. При определении объекта закупки не допускается отсылка к конкретным товарным знакам и наименованиям.
  3. Если технической документацией допускаются обслуживание и ремонт автотранспорта только официальным дилером, то установление в документации о закупке такого условия исполнения контракта будет правомерно (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2008 от 07.04.2017).
  4. Если закупаются услуги по ремонту и ТО легкового автомобиля, объем которых заранее просчитать нельзя, то заказчик должен руководствоваться условиями п. 2 ст. 42 и частей 5 и 17 ст. 68 44-ФЗ. В извещении должны быть указаны НМЦК и общая начальная цена и материалов, а также перечень всех запчастей, которые могут понадобиться при исполнении контракта. При закупочных процедурах снижается общая цена, а не НМЦК.
  5. При закупке услуг по ТО не допускается указание конкретного места оказания услуг, так как это условие ограничивает конкуренцию и нарушает требования и п. 2 ст. 42 44-ФЗ. Для соблюдения законодательных норм надлежит указывать границы территориального округа либо расстояние в километрах (Письмо Минэкономразвития № Д28и-699 от 20.02.2017).

Образец техзадания на закупку автомобиля

Образец контракта на закупку автомобиля

Прием товаров или услуг

Приемка автомобиля и услуг по ТО осуществляется в строгом соответствии с условиями контракта и технической документации заказа, а также действующего законодательства (ст. 94 44-ФЗ и ст. 513 ГК РФ).

При приемке транспорта заказчику необходимо провести соответствия (ч. 3 ст. 94 44-ФЗ) собственными силами либо путем привлечения сторонних организаций.

Товар или услуги по ТО должны быть поставлены и приняты в сроки и по адресу, которые определены условиями контракта. Сторонами в обязательном порядке подписывается акт приемки-передачи и товарная накладная.