Трип по европе на машине. Путешествие в Европу на машине: Беларусь - Польша - Чехия - Германия - Австрия

Сегодня все больше наших соотечественников решает самостоятельно отправиться в Европу на машине. На первый взгляд кажется, что это достаточно просто: взял отпуск, загрузил багажник - и вперед, навстречу приключениям. На самом же деле подобное путешествие требует серьезной подготовки. Так, необходимо не только позаботиться о наличии у вас документов, которые могут потребоваться заграницей, но и проверить исправность своего авто, а также тщательно разработать маршрут. Итак, сегодня мы предлагаем детальнее разобраться в том, как отправиться в самостоятельное путешествие по Европе на собственном авто. Для этого мы рассмотрим основные моменты, которым стоит уделить повышенное внимание при планировании поездки.

Разрабатываем маршрут: на машине по Европе

Прежде всего, вам необходимо обдумать примерный план поездки, а затем уже тщательно разработать все его детали. Разумеется, в этом деле каждый волен руководствоваться своими предпочтениями, а также финансовыми возможностями. Однако мы дадим основные рекомендации. Прежде всего, не стоит закладывать чересчур длинные переезды в ваш маршрут: на машине по Европе ездить хоть и приятно, но весьма утомительно. В результате, желая охватить как можно больше городов и стран за время отпуска, вы будете сильно уставать, вследствие чего придется тратить больше времени на отдых, нежели на прогулки и осмотр достопримечательностей. Кроме того, планируя время, которое вы проведете в пути, обязательно учитывайте остановки на перекусы и т. д.

Навигация

Планируя путешествие на машине по Европе, желательно воспользоваться сервисом "Карты Гугл" или же навигатором, с помощью которого можно проложить маршрут в соответствии с теми или иными введенными параметрами (к примеру, исключив платные дороги). Если ваш автомобиль не оснащен штатным GPS, то рекомендуем приобрести его, тем более что цена на эти приспособления сегодня является общедоступной. А когда вы окажетесь в совершенно незнакомой стране, где люди говорят на непонятном вам языке, этот маленький прибор может стать для вас настоящей палочкой-выручалочкой. Ведь он не только покажет вам дорогу, предупредит о допустимом скоростном режиме, но и проинформирует о ближайших АЗС, банкоматах и кафе. На бумажные карты лучше не рассчитывать, хотя кинуть парочку в бардачок на всякий случай можно.

Бронирование отелей

Собираясь в Европу на машине, следует заранее позаботиться о резервировании номеров в гостиницах, где вы будете останавливаться в вашем путешествии. Для подбора и бронирования подходящих отелей очень удобно пользоваться популярными сайтами. Обратите внимание на то, взимает ли понравившаяся вам гостиница предоплату. Ведь при подаче документов на шенгенскую визу посольство, скорее всего, потребует от вас подтверждения стопроцентной предоплаты номеров в отелях на весь период вашей поездки. Также постарайтесь выяснить, имеется ли у гостиниц, где вы планируете останавливаться, собственный паркинг. Не расстраивайтесь, даже если он является платным. По прибытии желательно припарковать машину возле отеля и отправляться для осмотра достопримечательностей пешком, на общественном транспорте или такси. Ехать в центр города на собственном авто имеет смысл лишь в том случае, если вы точно уверены, что сможете найти для него стоянку. Дело в том, что ситуация с паркингами во всех более-менее крупных и популярных у туристов европейских городах обстоит довольно плохо. К тому же это удовольствие является далеко не дешевым. Если же вы не сможете найти паркинг и оставите машину в неположенном месте, то будьте уверены, что на вас наложат немалый штраф, а возможно, даже отвезут железного коня на штрафстоянку.

В Европу на машине: документы

После того как вы разработали план поездки, забронировали отели и получили соответствующие визы на всех участников путешествия, стоит вспомнить и о других необходимых документах. Так, отправляясь в Европу на машине, обязательно возьмите с собой загранпаспорт с действующей визой, медицинскую страховку (стоит она недорого, но в случае чрезвычайной ситуации сэкономит вам кругленькую сумму, ведь медицинские услуги в европейских странах отнюдь не дешевы), международную страховку на автомобиль (Green Card), документы на транспортное средство (техпаспорт и при необходимости заверенную доверенность), водительское удостоверение.

Помимо этого, желательно иметь с собой распечатанные подтверждения бронирования гостиниц, копии страниц своего паспорта с проставленными визами, международное водительское удостоверение. Далее предлагаем подробнее остановиться на страховке на автомобиль и международном водительском удостоверении, так как эти вопросы зачастую вызывают множество вопросов у людей, планирующих отправиться в Европу на машине.

Международная страховка на транспортное средство

Большинству эта страховка известна по своему английскому названию - Green Card. «Зеленая карта» является своего рода аналогом привычного нам ОСАГО, действующего на территории всех европейских государств (за редким исключением). Данный полис страхует гражданскую ответственность водителя. Таким образом, выплату по нему получает пострадавшая в дорожно-транспортном происшествии сторона в соответствии с законодательством государства, где случилась авария.

Что касается стоимости «Зеленой карты», то она является одинаковой во всех страховых компаниях и регулируется Министерством финансов РФ. На стоимость полиса влияет три фактора: срок его действия (минимальный - 15 дней, максимальный - 12 месяцев), тип транспортного средства и территория использования. В среднем «Зеленая карта» на 15 дней обойдется вам в полторы тысячи рублей.

Международное водительское удостоверение

Многие путешественники уверены, что им требуются международные права для поездки в Европу. Под этим термином понимается международное водительское удостоверение (или МВУ), представляющее собой перевод национального водительского удостоверения и подтверждающее ваше право на управление автомобилем той или иной категории. На территории России МВУ имеет право выдавать лишь ГИБДД. Имейте в виду, что международное водительское удостоверение является действительным только в паре с национальными правами.

Справедливости ради следует отметить, что путешествие на машине в Европу в большинстве случаев не требует наличия у водителя МВУ. Вполне достаточно иметь с собой национальное водительское удостоверение. Однако в государствах, подписавших только Женевскую конвенцию о дорожном движении, принятую в 1949 году, с вас и сегодня могут потребовать международные права. На территории Европы такими странами являются Албания, Ирландия, Андорра, Исландия, Мальта, Кипр, Турция и Нидерланды. Конечно, требование о наличии МВУ в большинстве случаев является чисто формальным, и местные полицейские нечасто наказывают иностранных водителей за отсутствие этого документа. Однако для того, чтобы не переживать лишний раз и оградить себя от возможных проблем, лучше потратить немного времени и Тем более что эта процедура занимает всего 20 минут (в Москве) и обойдется в среднем в одну тысячу рублей.

Готовим свое авто в дальнюю дорогу

Хочется сказать, что если на повестке дня стоит поездка на автомобиле в Европу, то вопрос подготовки вашего железного коня должен быть одним из первостепенных. Обязательно вспомните, что вы хотели подремонтировать в своей машине и все откладывали на потом. Также посмотрите, когда по плану должно проводиться следующее ТО. И если до него остается совсем мало времени, то лучше сделать его заранее. Как бы то ни было, диагностика будет отнюдь не лишней, ведь далеко не все проблемы авто можно выявить при внешнем осмотре.

После того как вы убедились, что ваш железный конь полностью технически исправен, и что поездка в Европу на машине не закончится на одном из СТО, можно начинать потихоньку укомплектовывать его всем необходимым. Так, для въезда на территорию Евросоюза в вашем автомобиле должна иметься аптечка европейского образца, знак аварийной остановки, огнетушитель, а также Причем эти предметы не только являются необходимыми в экстренных ситуациях. Их наличие также могут проверить и полицейские на границе.

Мы разобрались с необходимыми предметами. Теперь поговорим о необязательных, но весьма желательных вещах, которые нужно иметь с собой, отправляясь в дальнее путешествие на машине. Так, совсем не помешает положить в багажник компрессор для подкачки шин. Также проверьте, в каком состоянии находится ваша запаска или «докатка». Если вы планируете поездку в осенне-зимнее время, то имейте в виду, что использовать шипованную резину в Европе запрещено.

Не упустите из вида и буксировочный трос. Конечно, в случае чего можно воспользоваться эвакуатором, однако чаще всего гораздо проще отбуксировать заглохшую машину, особенно если вы отправляетесь в путешествие компанией на нескольких автомобилях. Желательно захватить и все жизненно необходимые для вашей машины жидкости на долив. Ведь это в случае чего может помочь вам добраться до ближайшего сервиса, а может быть, и до России, что серьезно сэкономит расходы на ремонт. Кроме того, возьмите с собой набор основных инструментов: пассатижи, гаечные ключи и отвертки. Также нелишними будут скотч и изолента. Все эти предметы не займут много места в багажнике, но в некоторых ситуациях могут оказаться буквально незаменимыми.

Пересечение границы

Итак, любая поездка в Европу начинается с пересечения границы. Поскольку цена на бензин за рубежом достаточно высока, рекомендуем заправить полный бак еще на территории СНГ. На границе с Евросоюзом у вас могут записать количество литров в баке, однако переживать об этом не стоит, и денег в виде пошлины за это с вас никто не возьмет.

При общении с пограничниками и таможенниками ведите себя корректно и вежливо. Выполняйте все просьбы, исходящие с их стороны. Так, они могут попросить вас открыть багажник, капот или показать содержимое сумок. Наверняка пограничник спросит о цели вашей поездки. Не стоит выдумывать какие-то небылицы, отвечайте как есть.

Если на вашем автомобиле затонированы передние стекла, то имейте в виду, что это может вызвать проблемы на границе. Дело в том, что в Европе подобная тонировка запрещена. Может дойти и до того, что вас попросят снять пленку, что бывает довольно непросто, особенно в зимнее время. Однако если даже вы благополучно въедете на территорию Евросоюза с затонированными стеклами, то не стоит обольщаться и думать, что все проблемы позади. Ведь вас запросто может остановить первый попавшийся полицейский. И уже в этом случае вы не только будете вынуждены избавляться от тонировки, но и заплатите довольно приличный штраф.

По европейским дорогам

Итак, вы успешно преодолели все формальности, и ваш железный конь резво накручивает первые километры по дорогам Евросоюза. Но расслабляться и здесь не стоит. Прежде всего рекомендуется сразу оплатить проезд по автобанам. В Венгрии, и Австрии нужно приобрести стикер, который следует прикрепить на лобовое стекло. Он будет означать, что вы оплатили проезд по автобанам. Стоимость стикера может варьироваться в зависимости от страны, но в среднем он будет стоить порядка 15 евро.

Теперь для того, чтобы поездка на авто в Европу принесла вам исключительно положительные эмоции, остается лишь тщательно соблюдать все правила дорожного движения. Перед въездом в каждую страну, входящую в вы увидите информационный щит с указанием скоростных ограничений для города, загородных дорог и автострад. Очень важно запомнить эти цифры и не превышать их. Ведь даже на несколько километров в час может обернуться минимальным штрафом от 30 евро. За более серьезные нарушения штраф может составлять несколько сотен, а то и тысяч евро! Причем избежать наказания вряд ли удастся, так как на всех дорогах имеется современное оборудование видеофиксации. Если же вас остановит полицейский, то даже не пытайтесь дать ему взятку. Мало того, что он денег не возьмет, так еще и может привлечь вас к ответственности за попытку подкупа должностного лица.

Однако совершая путешествие на машине по Европе и концентрируясь на соблюдении скоростного режима на европейских дорогах, не следует забывать и о других ПДД. Так, очень внимательно следите за знаками, светофорами и разметкой. К слову, последняя в большинстве случаев нанесена очень грамотно и способна не то что не запутать, а, напротив, помочь водителю правильно пересечь развязку или перекресток. Конечно, как правило, первые километры по дорогам Европы сопровождаются легким стрессом у наших водителей. Однако постепенно вы войдете во вкус и очень удивитесь манере вождения наших соотечественников после возвращения домой.

Стоимость путешествия на автомобиле

Наивно полагать, что туристические поездки в Европу на личном автомобиле обходятся значительно дешевле, нежели при путешествии самолетом. Поэтому расходная часть является немаловажным пунктом в планировании вашего отпуска. Предлагаем вкратце выяснить, во сколько же может обойтись путешествие в Европу на собственном "железном коне" и какие статьи расхода должен включать ваш бюджет.

  1. Расходы на оформление необходимых документов на водителя и автомобиль. Этот пункт подразумевает покупку «Зеленой карты» и при необходимости оформление МВУ. Обойдется это приблизительно в 2500 рублей.
  2. Расходы на медицинскую страховку и оформление В среднем оформление этих документов обойдется в 4 тысячи рублей на человека.
  3. Расходы на подготовку авто к дороге. Здесь все зависит от марки вашей машины и ее технического состояния. Также в этот пункт мы включим приобретение навигатора. Так, хороший прибор с загруженными картами Европы обойдется приблизительно в 8 тысяч рублей.
  4. Расходы на бензин вы сможете рассчитать, лишь имея на руках окончательный план поездки. В среднем, если вы поедете по маршруту Москва - Варшава - Берлин - Брюссель - Париж, вам придется потратить порядка 18 тысяч рублей. Не забудьте заложить в бюджет покупку бензина и для обратного пути.
  5. Расходы на платные дороги и парковки. Здесь все будет зависеть исключительно от страны, куда вы держите путь, а также от того, планируете ли вы оставлять авто на парковке отеля и гулять по городу пешком, или же всюду хотите передвигаться на своем "железном коне".
  6. Расходы на проживание, питание и развлечения. Здесь все является сугубо индивидуальным. Ведь кто-то не против пожить и в дешевых отелях вдали от центра, а кому-то непременно необходимы 4- и 5-звездочные гостиницы в самом сердце города. То же касается и питания с развлечениями.

Мы составили краткое руководство для тех, кому предстоит первая поездка на личном авто в Европу.

Свобода, комфорт, уверенность - вот три слова, которыми можно охарактеризовать автопутешествие. Если, конечно, вы заранее узнали обо всех возможных неожиданностях, которые подстерегают водителей по ту сторону границы!

1 /1


Что учесть при планировании поездки на личном авто в Европу?

  1. Составляя маршрут, убедитесь, что ваша машина подходит для его воплощения в жизнь. Например, владельцам внедорожников может быть сложно отыскать парковочное место и передвигаться по узким улочкам европейских городов. А малолитражки, незаменимые в мегаполисах, иногда подводят на сложных горных дорогах.
  2. Здраво оценивайте свои силы, особенно, если второго водителя в компании нет. Не устраивайте марш-броски (500-700 километров в сутки - максимум, оптимально - порядка 300), заранее запланируйте остановки и продумайте места для ночлега: забронируйте номер в отеле или разузнайте, где можно поставить палатку.
  3. Если едете на нескольких машинах, позаботьтесь о том, чтобы между водителями постоянно была связь. Опытные путешественники утверждают, что оптимальный вариант - рации (только не забывайте их заряжать), т.к. общаться по телефону в Европе достаточно дорого. Договоритесь о том, в каких промежуточных точках будете встречаться, если кто-то задержится в пути.
  4. Пройдите техосмотр и укомплектуйте машину всем необходимым: запаской, знаками аварийной остановки, аптечкой и автокреслом для ребёнка.
  5. Убедитесь в том, что ваш автомобиль соответствует норме «Евро-4». Это европейский экологический стандарт, который регулирует содержание в выхлопных газах вредных веществ в автомобиле или другом транспортном средстве.
  6. Если у вас автомобиль на именных номерах, пересекать границу вы можете только с обычными государственными номерными знаками.
  7. Если вы намерены выезжать за границу на кредитном авто, вам нужно получить для этого разрешение банка.
  8. Выезжать за границу на автомобиле может его владелец. Въезд за границу на чужой машине осуществляется на основании заявления владельца транспортного средства или документов, подтверждающих право пользования или распоряжения транспортными средствами. Если автомобиль служебный, а вы отправляетесь в заграничную командировку, тогда в обязательном порядке запаситесь кроме стандартного набора документов актуальным путевым листом, приказом на командировку на служебном авто и командировочное удостоверение.

Водительское удостоверение и страховка

Водительские удостоверения, выданные в Украине, действительны во всех странах Венской конвенции (а это большинство европейских государств). Только будьте внимательны: раньше в Украине выдавали права без срока действия, которые сейчас не являются водительским удостоверением в странах Европы. В таком случае, вам просто нужно будет заменить ваши права на права нового образца.

Для перемещения на авто по территории , и других стран, которые подписали только Женевскую конвенцию, формально необходимо международное водительское удостоверение (МВУ) в дополнение к национальному. На практике его редко проверяют, но лучше оформить, чтобы избежать неприятностей.

Обязательно купите страховой полис на машину («зелёную карту»). Он действует на территории всех стран Европы и пригодится в случае ДТП для компенсации ущерба пострадавшей стороне. Приобрести страховку можно в большинстве ведущих компаний Украины, её стоимость на 15 дней составляет около €25.

1 /1

Платные дороги

Составляя маршрут поездки, сверьтесь с картой платных магистралей интересующих вас стран. В Австрии, Венгрии, Германии, Италии, Испании, Польше, Португалии, Сербии, Словакии, Словении, Хорватии, Франции, Чехии и Швейцарии платить придётся за использование ряда автобанов. В Бельгии, Дании, Латвии, Литве, Нидерландах, Норвегии, Швеции и Эстонии плата взимается только за проезд по определённым участкам дорог, мостам и тоннелям.

В Румынии наличие виньетки (Roviniete) требуется вне зависимости от типа дорог, её стоимость - около €3 на неделю. Проезд по некоторым мостам, например, Giurgiu-Rousse на границе с Болгарией, оплачивается дополнительно.

Те, кто не торопится и хочет в пути наслаждаться пейзажами, а не номерными знаками едущих впереди машин, стараются избегать автобанов и выбирают бесплатные дороги. Если вы решили последовать их примеру, учтите, что придётся строго придерживаться маршрута. Знак, предупреждающий о том, что впереди платный участок, зачастую видно уже тогда, когда свернуть с пути не получится.

Для проезда по платным дорогам Австрии, Германии, Болгарии, Молдавии, Румынии, Словакии, Словении, Чехии и Швейцарии нужна так называемая виньетка. Чаще всего она представляет собой наклейку, которая крепится на лобовое стекло с внутренней стороны. В некоторых случаях на ней нужно указать номер автомобиля. Приобрести виньетку можно в пунктах пересечения границы (круглосуточно) или на АЗС. Стоимость зависит от страны (в среднем €10-15 за неделю), а вот штраф за отсутствие или некорректное использование (например, если вы не приклеили её в соответствии с инструкцией, а положили на приборную панель) намного больше - от €100.

В Венгрии и Румынии действуют «электронные виньетки» - информация об оплате вносится в базу, а вы получаете чек. В этом случае ничего крепить на стекло не придётся.

1 /1

Контролируют оплату сотрудники транспортной инспекции и установленные вдоль дорог камеры видеонаблюдения.

В Польше система отличается. Перед въездом на платную магистраль нужно получить талон и сохранять его до конца поездки. Покидая этот участок дороги, вы заплатите сумму, которая зависит от типа транспортного средства и пройденного расстояния.

Штрафы за нарушение ПДД

Предположим, вы путешествуете по Чехии и решили попробовать знаменитое пиво, а потом сесть за руль. Если вас остановят, то оштрафуют на €100-750. В этой стране нулевая толерантность к алкоголю - в крови водителя его быть не должно. В Венгрии, Румынии и Словакии ситуация аналогичная. В Норвегии, Польше, Швеции и Эстонии допускается 0.2 промилле, в Литве - 0.4, в Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Италии, Латвии, Нидерландах, Португалии, Словении, Финляндии, Хорватии, Франции, Швейцарии и на Кипре - 0.5. Самыми лояльными в этом плане являются Лихтенштейн и Мальта с показателем 0.8 промилле. К водителям, стаж которых меньше двух лет, часто применяются более жёсткие требования.

Ещё одно распространённое правонарушение - превышение скорости. На автобанах большинства стран разрешено разгоняться до 120-130 км/ч, в населённых пунктах допустимая скорость 50 км/ч, за их пределами - 80-100 км/ч. Важно помнить, что иногда ограничивается не только предельная, но и минимальная скорость - на некоторых магистралях двигаться медленнее 60-70 км/ч запрещено. Суммы штрафов колеблются в широких пределах: в Чехии это €40-400, в Польше - €10-120, в Норвегии - от €80.

Помните, что расстаться с круглой суммой в большинстве стран Европы придётся и тем, кто разговаривает по телефону за рулём или не пристёгивается (это касается и пассажиров), а также тем, кто перевозит ребенка без специального автокресла.

Также стоит обратить внимание на такие нюансы:

  • тип движения. В большинстве стран Европы оно правостороннее, но на Мальте, к примеру, вам придётся перестроиться и привыкнуть к езде по левой полосе;
  • наличие на маршруте опасных участков вроде горных «серпантинов»;
  • требования к перевозке детей в автомобилях. После Украины, где на отсутствие кресел смотрят сквозь пальцы, европейские правила могут показаться чрезмерно строгими, но продиктованы они исключительно соображениями безопасности;
  • требования к наличию в машине знака аварийной остановки, светоотражающего жилета, аптечки и огнетушителя. Как правило, они распространяются только на резидентов, но запастись спецсредствами не помешает - кто знает, какая ситуация может возникнуть на дороге.

Парковки

Водители-иностранцы часто попадаются на незнании правил парковки и вынуждены платить штраф. Чтобы этого не произошло, рекомендуем узнать обо всех вариантах и отыскать подходящие стоянки заранее.

Вы мечтаете отправиться в путешествие на машине по Европе? В этой статье приведены самые основные условия для совершения поездки, дан пример стран и маршрута. А еще вы узнаете, какие основные законы и правила действуют в европейских странах. Процесс составления плана самостоятельной поездки – это увлекательное и ответственное занятие, поэтому уделите подготовке особое внимание.

Важные условия

Латвия

Побывав в славном городе Витебск и отдохнув там день или два, отправляйтесь дальше в путь. Теперь вам предстоит ехать в Латвию – страну средневековых замков, городов и красивой природы. Из Витебска выезжайте на трассу Р20 в сторону Шумилино и Новополоцка.

Когда пересечете границу, двигайтесь все время прямо. Остановитесь в городах:

  • Даугавпилс,
  • Екабпилс,
  • Рига.

В Латвии в населенных пунктах 50 км/ч – это максимальная скорость. В остальных случаях все как в Белоруссии. А вот ближний свет должен во время движения гореть всегда, даже если ярко светит солнце. Не забудьте при сборах в путешествие приобрести запасные лампы.

Литва

Продолжаем наше путешествие в Европу на автомобиле. После отдыха в Риге и Юрмале можно отправляться в Литву. Вашим ориентиром станет трасса Е77. Именно по ней вы проедете без проблем границу и через 50 километров попадете в город Шяуляй. Рекомендуется посетить его, в частности, музей кошек. Затем продолжаем путешествие до пересечения с трассой Е85. Езжайте в сторону городов Каунас и Вильнюс. В столице заранее забронируйте номер в отеле. ПДД на территории государства и парковки в Вильнюсе аналогичны Латвии.

Из Вильнюса выезжайте на трассу Е28, чтобы попасть на границу с Польшей. Только в Мариямполе вам нужно съехать на трассу Е67. Дорога из Литвы в Польшу всего одна.

Польша (северная часть государства)

После границы продолжайте движение по Е67 до Белостока. Рекомендуется посетить этот город, чтобы отдохнуть, изучить достопримечательности. Больший интерес представляет центр города. Останавливаться на сутки смысла нет. Отель бронировать лучше в Варшаве, так как в столице больше интересного и, к тому же, потом вас будет ждать очень долгий путь в Германию. Разумеется, по пути стоит посетить города Лодзь и Познань, потому что эти два города необыкновенные по красоте и архитектуре. Если у вас есть время и средства, то забронируйте отель в Лодзе.

Движение из Варшавы в сторону Германии нужно начинать по трассе Е30. правила ПДД в Польше таковы:

  • максимальные скорости: в населенных пунктах – 50 км/ч, вне – 90 км/ч, по дороге – 120 км/ч, а по автотрассе (на магистрали) – 140 км/ч;
  • во время езды ближний свет должен быть всегда;
  • есть платные участки дорог.

В описываемом маршруте путешествия на авто по Европе, когда снова зайдет речь о Польше), к теме ПДД возвращаться не будем.

Напоминаем, что в данном варианте путешествия Польша считается основной страной. То есть в этой стране пребываем дольше всего.

Германия

По трассе Е30 выезжаем из Польши в Германию. До Берлина ехать относительно недалеко (около 100 км). Забронируйте отель в столице. Можно остановиться на 2 дня, чтобы познакомиться с городом и его достопримечательностями. Лучше всего заранее забронировать обзорную экскурсию (пешеходную) с русскоговорящим гидом (если не знаете немецкий язык).

В больших городах Германии (в том числе и в Берлине) существуют экологические зоны (специальный знак “Umwelt zone”). Если вы не приобрели заранее наклейку, разрешающую въезд в экологическую зону, то оставьте автомобиль на стоянке отеля.

  • в населенных пунктах – 50 км/ч;
  • вне населенных пунктов – 100 км/ч;
  • по трассе – 130 км/ч.

Чехия

После границы продолжайте движение до любимого многими туристами города Праги. Разумеется, здесь вам лучше забронировать номер в отеле еще задолго до начала поездки. Остановитесь на пару дней, чтобы спокойно ознакомиться с достопримечательностями, посетить музеи.

Самостоятельное путешествие по Европе на автомобиле — это не только удовлетворение личных желаний, но и затраты. Речь идет не о топливе, а о платных дорогах, которых в Европе предостаточно. Чтобы попасть в Прагу из любой соседней страны, нужно заплатить. Вам придется приобрести виньетку, которая позволит в течение 10 дней перемещаться по платным участкам. Скорости на дорогах:

  • в населенных пунктах –60 км/ч не более;
  • вне – 90 км/ч;
  • по городским трассам – 80 км/ч;
  • на трассах вне населенных пунктов – 130 км/ч.

При движении ближний свет должен присутствовать все время.

Польша (южная часть государства)

Из Праги нужно выезжать на трассу Е67 (Градец-Кралове) и следовать через границу до польского города Вроцлав. Если вам интересны архитектура, необычные статуи, стоит забронировать отель в этом городе.

Вот еще чем хорошо путешествие по Европе на автомобиле самостоятельно: вы можете заехать в любой город по вашему желанию, посетить заповедники и музеи, искупаться в реках и озерах, насладиться красивой природой.

После отдыха во Вроцлаве продолжайте движение по трассе Е40 до города Катовице. Нужно отметить, что юг Польши – это необыкновенная природа, заповедники, горы, леса и реки, множество замков. Чтобы увидеть все самое интересное, забронируйте отель на несколько дней.

Из Катовицы далее проезжайте до молодежного города Карков по трассе Е75. Здесь тоже красивая природа и необыкновенные заповедники. Сам город Краков по-своему интересен. Далее едем в Люблин. По трассе Е77 вы доедете до Радома, затем вам нужно съезжать на трассу Е372 до Люблина. Остановитесь в этом городе, чтобы погулять по улочкам, отдохнуть от долгих переездов. посетите по возможности Полесский заповедник.

Пребывание в Польше подходит к концу. Из Люблина нужно выезжать не по федеральной трассе, а обычной дороге, ведущей на север до пересечения с трассой Е30. Именно на нее и нужно съезжать, чтобы доехать до границы с Белоруссией.

И снова Беларусь

Практически сразу после КПП вы приедете в город Брест. Обязательно посетите Брестскую крепость. После небольшой прогулки и ознакомления с городом продолжайте путь по трассе М 1 до Минска. Остановитесь на 1-2 дня, чтобы познакомиться с достопримечательностями города. В Россию возвращайтесь все по той же трассе М1 и по ней же приедете в Москву. Вот и все, дома с вспоминанием о путешествие по Европе!

Путешествовать, разумеется, можно огромным множеством различных способов: к услугам туристов и самолёты, и поезда, и масса других видов рейсового транспорта. Многие, однако, выбирают путешествие на машине по Европе. Иногда как способ добраться до цели путешествия, иногда – в качестве транспорта уже на месте.

У подобного подхода много плюсов, хотя он заключает в себе и ряд сложностей. Прежде, чем отправиться , или принять решение , следует обратить внимание на целый ряд важных вопросов – иначе поездка может быть порядком испорчена, или вовсе сорвётся.

В этой статье мы подробно поговорим про путешествие на автомобиле по Европе, о ключевых моментах, на которое стоит обратить внимание. Рассмотрим множество «подводных камней», и дадим полезные советы.

Итак, начинаем! Первая часть статьи будет посвящена этапу подготовки, и самого начала путешествия. О том, что ждёт вас уже в процессе – во второй части.

В зависимости от первого вопроса, который вам предстоит решить, процесс подготовки сильно изменится. Единственное, в чём вам необходимо убедиться в любом случае – это в наличии у вас . Обычных, применяемых на территории России, формально недостаточно.

«Формально» — потому, что зачастую полиция в Европе ничего не знает об этом, и не обращает никакого внимание на отсутствие международного водительского удостоверения. Однако лучше всё-таки не рисковать, и получить специальный документ для вождения за рубежом. Это несложно.

Личный или арендованный автомобиль?

Это, пожалуй, первый существенный вопрос, что неизбежно встанет перед вами. Если вы живёте в европейской части России, то Европа достаточно близка для вас, чтобы здесь было, над чем всерьёз задуматься.

С одной стороны, личный автомобиль , привычный и прекрасно знакомый вам – это плюс. Однако вам придётся заранее позаботиться о том, чтобы техническое состояние транспортного средства соответствовало требованиям страны, в которую вы собираетесь въехать, и все прочие условия также были выполнены. Но об этом мы подробнее поговорим чуть позже.

С арендованным автомобилем всё проще: беря его в прокат на месте, вы избавляете себя от упомянутых выше забот. К тому же, его не обязательно возвращать в точку старта – вы вполне можете совершить автопутешествие в один конец, и вернуться на другом транспорте. Это удобно.

А теперь – подробнее о тех самых нюансах подготовки и начала путешествия, в случае личного и арендованного автомобиля.

Путешествие на личном автомобиле: подготовка и начало

В первую очередь, вы должны убедиться в том, что ваш автомобиль технически пригоден к путешествию по Европе . И речь не о том, исправна ли машина: при въезде в Европу, в зависимости от конкретной страны, через которую это происходит, предъявляются различные требования.ok

Мы не будет перечислять их в точности по той причине, что требования могут изменяться, да и варианты въезда в Европу возможны очень разные. Но отметим основные направления, на которые вы должны обратить внимание.

  • Во-первых, если у вас старый автомобиль – убедитесь, что он не нарушает принятых экологических стандартов. Впрочем, едва ли вы собираетесь в дальнюю дорогу на настолько старой машине, так что не будет заострять на этом внимания.
  • Во-вторых, резина, и вот это важно. К примеру, в Финляндии (одна из самых популярных среди россиян стран для автопоездок) действуют жёсткие требования: с определённой даты вы обязаны иметь именно зимнюю или летнюю резину, и никакую другую. Иначе вас просто не пропустят через границу. Шипованная резина, вредная для дорожного покрытия, также может стать препятствием.
  • В-третьих, тонировка. Уточните правила относительно неё в странах, которые собираетесь посетить, заранее: она тоже может стать непреодолимым препятствием для пересечения границы.

С техническими моментами мы разобрались, теперь давайте перейдём к «бумажным» формальностям. Здесь основных момента два: таможня и страховка . То и другое не будет прямо касаться «автомобильной» составляющей путешествия, если вы возьмёте машину в аренду уже «по ту сторону», так что обсудим сейчас.

Страховка и прохождение таможни

Забыть о необходимости приобретения «зелёной карты», обязательной страховки для автопутешественника, трудно: её настойчиво предлагают по пути к границе, и чем ближе «кордон», тем больше точек страхования с яркими вывесками.

Но лучше всё-таки купить страховку не в последний момент, а заранее: естественно, чем ближе к границе, тем дороже она вам обойдётся. А без «зелёной карты» въехать в Европу невозможно . Вы также можете приобрести в страховой компании, российской или зарубежной, ; защитить себя от ущерба в случае ДТП, угона, и так далее.

Таможенный досмотр на автомобильных пунктах пропуска встречается не слишком часто, потому что они, как правило, слишком нагружены: обычно всё ограничивается лишь проверкой документов.

Однако, на всякий случай, всё же убедитесь, что не нарушаете правил ввоза или вывоза чего-либо, изучив актуальную информацию на сайтах таможенных органов России, и стран назначения.

Обратите внимание:

Требования на разных сторонах границы могут различаться, и существенно! Поэтому прочитать необходимо информацию именно их обоих источников, и никак иначе.

В первую очередь, обратите внимание на нормы провоза алкоголя, табака, а также топлива (вы ведь наверняка имеете при себе канистру, отправляясь в дальний путь?).

Аренда автомобиля в Европе


Арендуя автомобиль на месте, вы избавляете себя от всех вопросов прохождения границы: машина уже здесь, она зарегистрирована в Европе, и соответствует всем местным требованиям. Основных вопроса два: требования, предъявляемые к самому водителю, и то, как вообще лучше арендовать автомобиль.

Чтобы взять машину напрокат в Европе, не потребуется ничего, кроме международных водительских прав, и банковской карты Visa или Mastercard (да, наличные в Европе не очень-то в ходу). Страховка, со всеми опциями по вашему желанию, будет оформлена прямо в процессе. Но учтите, что чем меньше ваш возраст и водительский стаж – тем дороже обойдётся аренда.

Обязательно обратите внимание на то, в какие страны вы можете въехать на арендованной машине, согласно договору! Здесь могут существовать ограничения, особенно это касается Балканов.

Строго соблюдайте правила!

Не секрет, что на постсоветском пространстве суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения – и это, в том числе, касается и правил дорожного движения. Конечно, в развивающихся странах проблема тоже стоит не слишком остро, но помните: несоблюдение ПДД – лучший способ испортить путешествие на машине по Европе!

Многие «привычные» российскому автомобилисту нарушения, очень неприятно удивят вас солидными суммами штрафов за их совершение. И платить их необходимо, иначе в будущем у вас возникнут большие проблемы с визой. Но об этом позже, пока – другой вопрос.

За что чаще всего штрафуют россиян в Европе? Основных типов нарушений три: это превышение скорости, нарушение правил парковки, и неоплата проезда по платной дороге. Если со скоростным режимом всё понятно – просто смотрите на знаки (единственный нюанс – на автобане иногда может быть задан и нижний предел скорости), то два других вопроса требуют отдельного рассмотрения.

Парковка в Европе

С парковкой в европейских городах всё непросто. Во-первых, бесплатной она практически не бывает: просто оставить автомобиль на улице, обойдётся в несколько евро в час. Или в несколько сотен евро, если вы решите не платить, и получите штраф. Исключением бывают выходные дни, а также ночное время – но это нужно, разумеется, уточнить заранее.

Полезная информация:

Вы можете подготовиться к путешествию заранее и найти паркинги в 52х странах мира вот на этом сайте . Сайт Parkopedia является на сегодняший день самым крупным ресурсом с подборкой паркингов. Обратите внимание, что у этого сайта есть и мобильные приложения!

Во-вторых, очень часто парковка вообще запрещена в центре города (это чаще всего касается небольших старинных городов). И абсолютно всегда в центре она гораздо дороже, так что автопутешественнику, возможно, имеет смысл селиться, и оставлять автомобиль, ближе к окраине.

Как же поступить?

Проще всего не ставить машину на улице вообще, а пользоваться только подземными паркингами, где разобраться с правилами оплаты предельно легко. На улицах обращайте внимание на поясняющие знаки, но будьте готовы: не всегда оплата автоматизирована. Паркомата, как в Москве, вы можете не встретить. Возможно, необходимо заранее покупать талоны или карточки – а в Финляндии, к примеру, необходимы специальные «парковочные часы», отмеряющие небольшой период бесплатной стоянки. Также в этой стране зимой правила сильно усложняются из-за уборки снега.

Так что отнеситесь к вопросу внимательно, либо пользуйтесь только большими паркингами, где персонал всегда готов помочь, и сделать что-либо неправильно невозможно. Пусть это и обойдётся чуть подороже.

Европейские платные дороги

Путешествие на машине по Европе очень комфортно, что достигаются именно за счёт широкой сети платных дорог, пронизывающих весь континент – вы можете ехать очень быстро, и совершенно ни о чём не задумываясь, словно капсула в пневмопочте.

Но кое о чём задуматься всё-таки необходимо: об оплате. Учтите, что не столкнуться в Европе с платными дорогами почти невозможно: как минимум, платные участки при переезде из города в город встретятся вам обязательно.

К сожалению, не всегда въезд на платную дорогу выглядит, как шлагбаум с кассиром или автоматом – в этом-то случае всё вполне понятно. Неожиданно начинающимися платными шоссе и участками трасс особенно грешит центральная часть Европы (Германия, Австрия, Швейцария, Чехия). Поэтому совет: тщательно изучите свой маршрут заранее.

Это не так уж сложно: та же система Google Maps , не говоря о более продвинутых навигаторах, предупреждает вас о платных участках и магистралях. Оплата, увы, не всегда производится просто по факту въезда: иногда осуществлять её нужно заранее, приобретая что-то вроде абонемента. Иногда оплата зависит от километража.

Одним словом, в каждой стране и регионе – свои нюансы, которые нужно изучить. Вся нужная информация есть как в интернете, так и в навигационных программах.

Штрафы

Исчисляться они могут и четырёхзначными суммами в евро, а уж трёхзначные – вообще в порядке вещей. Учитывая текущий курс европейской валюты, это сильный мотиватор не нарушать правила. Европа приветлива к людям внимательным, аккуратным и законопослушным.

Отвечаем на часто задаваемый вопрос: да, платить надо обязательно . Иначе вы просто рискуете больше не получить шенгенской визы. Лучше всего сделать это прямо на месте, через местный банк – зачастую в европейских странах размер штрафа меньше, если он был уплачен очень быстро. Имейте это в виду.

Но так поступить возможно не всегда, тем более, что штраф может прийти к вам по почте в виде «письма счастья», или дождаться вас на границе Шенгена. Такое случается, если нарушение зафиксировала камера. Но это не проблема.

Штрафы можно оплатить и через российские банки (с комиссией), и банковской картой на специальных государственных сайтах некоторых стран (тут комиссию с вас уже не возьмут). Советуем связаться с местной полицией по телефону или электронной почте: во-первых, прояснить ситуацию (почему не заплатили сразу), а во-вторых, уточнить возможности удалённой оплаты.

Поинтересуйтесь местными нюансами

Не всегда можно дать универсальные советы, ведь каждая страна Европы уникальна, и в каждой возможны некоторые местные тонкости.

Возьмём для примера вопрос заправки автомобиля . Вы уверены, что знаете, как называется нужное топливо в стране, которую планируется посетить на авто? Незнакомые языки бывают в этом аспекте весьма коварны. К примеру, в Италии и Испании слова gasolio и gasoleo обозначают вовсе не бензин, как логично предположить (от английского gasoline), а один из видов дизельного топлива. Вам же стоит ориентироваться на слово petrol или точную форму gasoline. Полагаем, объяснять последствия ошибки не нужно?

Напоследок: будьте осмотрительны. В Европе много спокойных уголков, но много и не менее криминальных, чем наши родные города. С угоном или кражей из автомобиля можно столкнуться не только в Восточной Европе, но и почти в любой стране её западной части. Так что не стоит слишком расслабляться, особенно в крупных туристических центрах, и (простите, если это прозвучит немного нетолерантно) местах, где проживает много некоренных европейцев. Они, к сожалению, славятся возможностью столкнуться с неприятностями.

Путешествие на машине по Европе обязательно получится!

В завершение мы снова повторим тезис: не подумайте, будто всё это сложно. Путешествовать по Европе на автомобиле, на самом деле, очень легко и комфортно! Мы лишь делимся с вами опытом и указываем на «подводные камни», чтобы читателям не пришлось учиться чему-то на собственных ошибках.

Отчет о поездке на автомобиле через Европу к Адриатическому морю в Черногорию. Беларусь, Польша, Чехия, Австрия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина.

Предисловие

Провести отпуск у моря — главная мечта каждого жителя душного мегаполиса. А вот отправиться в большое путешествие на машине кажется вдвойне волнительнее и тем интереснее. Но с чего начать? Мы, вдохновившись отзывами и историями автопутешественников, начали с составления подробного маршрута, затем запланировали остановки и места для ночлега, после этого примерно подсчитали время на дорогу и осмотр достопримечательностей и утвердили бюджет. Заключительным этапом стала подготовка документов.

Прекрасный закат

Планирование путешествия

  • Цель поездки: посетить Прагу, искупаться в горных озерах Австрии, доехать до моря.
  • Время поездки: июль 2017.
  • Полный маршрут: Москва - Беларусь - Польша - Прага (Чехия) - Ферлах (Австрия) - Словения - Хорватия - Босния и Герцеговина - Хорватия - Черногория.
  • Документы: водительское удостоверение международного образца, СТС, грин-карта, загранпаспорт с шенгенской визой.

Затраты (в одну сторону):

  • бензин: около 18 000 руб;
  • платные дороги: 5000 руб;
  • отели: 27 000 руб, но жилье в Черногории было бесплатным.

Пересечение границ: Москва - Беларусь - Польша

День первый. Протяженность: 1114 км, время в пути по навигатору: 12 ч. 30 мин.

Чтобы избежать столичных пробок, наш путь начинается в 6:00 утра. Главная задача — проехать МКАД и выехать пораньше на Минское шоссе. по-прежнему является самой короткой и самой удобной дорогой в Европу.

Будьте внимательны и не попадитесь на уловки навигатора — платный дублер Минского шоссе возле Одинцово в такое ранее время можно проехать и по бесплатному участку.

После выезда за пределы Московской области стало легче: меньше машин, меньше населенных пунктов, две полосы в каждую сторону, возможность без проблем обгонять грузовики. Официальное ограничение скорости на этом участке в населённых пунктах — 60 км/ч, вне — 90 км/ч. Как известно, все едут +19 км/ч к установленному лимиту без штрафа.

Здесь много камер, поэтому не забывайте следить за знаками. Примерно через 5 часов (500 км) мы уже были на границе с Беларусью. Здесь же заправились до полного бака, потому что чем дальше от России, тем выше цены на бензин. Границу проехали свободно, без досмотра, пограничники стоят на посту, но проверяют выборочно.

В Беларуси начинается участок платной трассы — европейский маршрут E30. О том, что трасса платная, мы узнали уже на месте. После поиска информации в интернете, оказалось, что для легковых автомобилей стран таможенного союза (в том числе России) действует освобождение от платы. Повезло, едем дальше!

Подробнее с системой платных дорог BelToll и остальными тарифами можно ознакомиться на сайте beltoll.by

По отзывам в интернете мы ожидали, что уже в Беларуси должно было наконец-то начаться идеальное европейское покрытие. Но не тут-то было — здесь достаточно много трещин и выбоин, хотя в целом скоростной режим достаточно приятный — до 120 км/ч. Правла, часто встречаются резкие ограничения скорости до 70 км/ч.

Беларусь - Польша

В первый день мы решили не делать остановку в Беларуси, и, проехав Брест, сразу отправились на ближайший пропускной пункт "Тересполь". С 2016 года здесь ввели систему для регистрации в электронной очереди (платно), но также осталась возможность общей очереди (бесплатно).

Мы всегда выбираем второй вариант, потому что зона ожидания по нашему опыту всегда свободна, а на пункте пропуска все стоят в одной очереди без исключений. Здесь проверяют паспорта и документы на машину, досматривают багажник, при необходимости просят заполнить декларацию. Делать это не обязательно, но желательно, если вы везете дорогую технику, спортивное снаряжение, велосипеды.

Выбрать пропускной пункт и посмотреть загруженность можно на сайте gpk.gov.by

Польские пограничники проверяют более тщательно, поэтому в очереди здесь мы провели больше времени. Проверяли документы, очень детально расспрашивали о цели поездки, задавали общие вопросы, например, "Сколько лет женаты?", досматривали багажник и выборочно вещи. Итого на прохождения границы у нас ушло около 3-х часов. Все самое сложное позади, пора перевести время на часах (летом на час назад) и отправиться в отель.

Через границу запрещено провозить мясную и молочную продукцию в любом виде. Несъеденые бутерброды были сурово изъяты и выброшены в специальный контейнер.

Очередь на прохождение границы в Польшу

Мы выбрали уже проверенный несколькими поездками отель Hotel & Spa Dwor Droblin Польше. Цена: 40 евро/ночь, бронировали его заранее на Booking.com. Номеров очень мало, и в летний сезон гостиница часто бывает заполнена. Очень красивый интерьер в стиле загородной усадьбы, приветливый персонал и вкусный завтрак — рейтинг не обманывает!

Общий вид отеля Dwor Droblin

Ресторан отеля

Польский завтрак (горячие блюда не попали в кадр)

Монотонная дорога: Польша - Прага

День второй. Протяженность: 845 км, время в пути: 9 ч. 20 мин.

На следующее утро совсем не хотелось уезжать, но впереди нас ждали еще сотни километров и красавица Прага. : Варшава - Лодзь - Вроцлав - Педрага.

Если поехать через Краков и Брно, можно наткнуться на постоянные ремонты дорог, а время в пути увеличится на 4-5 часов.

В целом, дорога по Польше была монотонной и скучной, на второй день постоянно шел дождь. Скоростные ограничения на трассе — 120 км/ч, но опытные путешественники пишут, что правила постоянно меняются, поэтому обращайте внимание на знаки.

Примерно через 9 часов за окном промелькнула табличка, информирующая о пересечении границы Чешской республики. Пропускных пунктов и проверки документов здесь нет.

Стоимость топлива в Чехии (в кронах)

Важно знать, что большинство автомагистралей в Чехии платные, хотя нигде нет шлагбаума — обозначается только знаками. Мы остановились на ближайшей заправке, чтобы купить виньетку — наклейку на лобовое стекло, подтверждающая оплату дорог на выбранный срок (10 дней, 1 месяц и 1 год). Минимальная виньетка на 10 дней стоит 310 чешских крон (около 12 евро).

Обязательно впишите госномер на две половины виньетки. Одну часть нужно приклеить на лобовое стекло в соответствии с инструкцией, другую — сохранить себе.

Чешская виньетка и инструкция

День 3-5. Золотая Прага

По плану мы провели в Праге несколько дней: осмотрели основные достопримечательности, попробовали знаменитое пиво и чешские сосиски, а еще узнали, что пиво здесь действительно дешевле воды.

Вид на Карлов мост, лебедей можно кормить

Вальдштейнский сад в самом центре Праги

Павлины в саду почти ручные

Захватывающий вид с Пражского Града

Отель в Праге - Iris Hotel Eden. Средняя цена: 60 евро/ночь, но часто бывают хорошие скидки. Выгодное предложение по цене, большие номера и наличие бесплатной парковки — большой плюс для европейской столицы. Из минусов — не самое удачное соседство с футбольным стадионом и не самый красивый район (Прага 10). Возможно, в следующий раз, будем искать что-то другое.

Австрийские горы и озера, Прага - Австрия

День 6-7. Протяженность: 500 км, время в пути: 7 часов.

Нагулявшись по достопримечательностям Праги, мы и отправились в Австрию, в Ферлах. На австрийских дорогах также действует система виньеток для оплаты проезда (8,9 евро на 10 дней). Наклейку можно купить либо в приграничных районах на территории Чехии, либо на любой ближайшей заправке.

Превосходные австрийские автомагистрали можно сравнить с немецкими автобанами. Главное отличие — ограниченный скоростной режим до 130 км/ч. В остальном — идеальная разметка, хорошее дорожное покрытие и вежливые водители. А еще потрясающие пейзажи за окном. Из всей поездки этот участок оказался самым живописным.

Идеальная австрийская дорога

Кроме покупки виньетки нас ждал не самый приятный сюрприз. Проезд по некоторым тоннелям в Австрии, как оказалось, оплачивается дополнительно. Еще минус 11,5 евро из нашего кошелька.

Пункт оплаты проезда в тоннеле

Современный европейский тоннель

Отель в Австрии: BergPension Lausegger . Средняя цена: 55 евро/ночь. Как правило, в горных регионах многие отели закрываются на летний сезон, но нам повезло найти семейный отель, который предлагал еще и неплохую скидку.

Дорога от автомагистрали до отеля оказалась сложной и извилистой, настоящий горный серпантин. Но то, что мы увидели, превзошло все ожидания, а теплый прием хозяев отеля приятно удивил. В Ферлахе мы провели две ночи и один день, познакомились с пешими маршрутами и насладились тишиной.

Вид на австрийские горы

Горное озеро с кристально чистой водой

Рассвет из окна отеля BergPension Lausegger

Один из домиков

В горах может неожиданно смениться погода

Мокрые извилистые дороги особенно опасны

Через 5 минут после дождя начинает светить солнце и происходит сильное испарение

Австрия - Словения - Хорватия - Черногория

День восьмой. Протяженность: 850 км, время в пути: 10 часов.

Новый день и новый путь. Прощаемся с уже полюбившимся нам отелем и через 20 минут мы уже в Словении. Едем в Дубровники.

Впереди Словения

Словения встретила нас знакомыми панельными домами и необходимостью покупки очередной виньетки (7 дней — 7,5 евро). Жалко было платить за такой короткий участок дороги, но гористая местность и однополосная бесплатная дорога заставили нас передумать.

Так выглядит окраина Словении

Несмотря на то, что Хорватия является членом ЕС, за Словенией появился первый пограничный пункт и проверка паспортов. Дальше — платная дорога Хорватии (E71), но уже без наклеек, а с привычным шлагбаумом. Есть второй вариант — по серпантину вдоль моря и бесплатно (E65). Соотнеся повышенные расходы топлива по серпантину и стоимость платной дороги, мы выбрали первый вариант. В итоге, вся дорога обошлась в 31,16 евро.

В Хорватии пейзаж меняется

Магистраль оказалась очень качественной, многополосной, без серпантина и со множеством мест для отдыха. Единственный минус — на заправках вдоль платной трассы бензин стоит дороже.

После достаточно долгого пути впереди показалась большая вереница машин и маленький прибрежный коридор Боснии и Герцеговины (9 км), который делит Хорватию на две части. Очередь прошла быстро, все стандартно — документы, печать в паспорт, грин-карта. Европейцы проезжали, просто показав паспорт в окно.

За Боснией и Герцеговиной снова начиналась Хорватия, еврозона и прекрасный Дубровник. Здесь мы сделали небольшую остановку, заехали в местный Lidl, насладились видом на море и жарой в 40 градусов. Цены оказались невысокими, поэтому был неплохой вариант пополнить запасы еды в дорогу. В Хорватии своя валюта — куны. Чтобы не тратить время по поиск обменников, мы платили картой.

Казалось, до цели еще немного, но как же ошибался наш навигатор. Недобрым знаком послужил мотоциклист, который внезапно развернулся и поехал обратно, увидев впереди большое количество машин.

Тогда мы еще не знали, что придется провести 6 часов в мучительном ожидании. А затем еще дважды пройти контроль: сначала на выезд из Хорватии, затем на въезд в Черногорию.

Не ркомендуем планировать пересечение границы на субботу, особенно летом, в самый разгар сезона.

Черногорские таможенники оказались очень веселыми и дружелюбными, неплохо говорят по-русски. Несмотря на это, ощущалась дикая усталость, но еще предстояла дорога в несколько часов до Будвы.

Не стоит ехать в объезд Которского залива. Непонятно зачем, мы потратили на объезд лишний час, хотя паромная переправа могла бы нам сэкономить время и силы.

Примерно в час ночи мы были на месте, проведя в дороге больше 17 часов вместо обещанных навигатором 10. Черногория встретила нас яркими вывесками и большим количеством туристов на улицах. Ура, мы добрались, мы на море!

Итоги

Три тысячи километров пути, больше 45 часов за рулем, недельный отдых в Черногории, и мы готовы к новому путешествию!