Справочник мест маркировки грузовых автотранспортных средств. Основная и дополнительная маркировка тс

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Транспортные средства

МАРКИРОВКА

Общие технические требования

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 15 декабря 2002 г. № 469-ст

3 Разделы (подразделы, приложения) настоящего стандарта, за исключением раздела , пунктов и , и , представляют собой идентичный текст международных стандартов ИСО 3779-83 «Транспорт дорожный. Идентификационный номер автомобилей. Содержание и структура», ИСО 3780-83 «Транспорт дорожный. Международный идентификационный код изготовителей», ИСО 4030-83 «Транспорт дорожный. Идентификационный номер автомобилей. Расположение и установка»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

C одержание

ГОСТ Р 51980-2002

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспортные средства

МАРКИРОВКА

Общие технические требования

Vehicles. Marking.
General technical requirements

Дата введения 2004-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к содержанию идентификационного номера (кода) и таблички изготовителя транспортных средств (далее - ТС) категорий М, N , О и L по ГОСТ Р 52051, а также к их расположению на ТС и методу нанесения знаков кода .

(Поправка. ИУС 6-2009 г.)

2 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 транспортные средства (ТС): Автомототранспортные средства и колесная самоходная техника других видов.

2.2 идентификационный номер (код) транспортного средства - Vehicle Identification Number, VIN (далее - код VIN): Структурная комбинация знаков, присваиваемая ТС для целей его идентификации.

2.3 международный идентификационный код изготовителя - World Manufacturer Identifier, WMI (далее - код WMI): Первый раздел кода V I N, обозначающий изготовителя ТС. Код WMI присваивают изготовителю ТС для целей идентификации данного изготовителя. Код WMI при использовании совместно с остальными разделами кода VIN обеспечивает неповторяемость последнего для всех произведенных в течение 30 лет ТС во всех государствах мира.

2.4 описательная часть кода VIN - Vehicle Descriptor Section, VDS: Второй раздел кода VIN. Содержит информацию, описывающую основные признаки ТС. В этом разделе кода VIN могут быть обозначены тип ТС, варианты типа и версии.

2.5 указательная часть кода VIN - Vehicle Indicator Section, VIS: Третий раздел кода VIN. Состоит из комбинации знаков, присваиваемых изготовителем для того, чтобы отличить одно ТС от другого. Этот раздел кода VIN совместно с VDS обеспечивает однозначную идентификацию всех ТС, произведенных каждым изготовителем за период 30 лет.

2.6 изготовитель: Лицо или организация, несущая ответственность за ТС, собранное до состояния готовности к эксплуатации. Изготовитель также несет ответственность за неповторяемость кода VIN.

2.7 разделитель: Символ, знак или другое обозначение границы, которое может быть использовано для разграничения разделов кода VIN или обозначения его начала и конца. Разделители должны быть такими, чтобы их нельзя было ошибочно принять за арабские цифры или латинские буквы.

2.8 год выпуска: Календарный год, в котором было произведено ТС.

2.9 модельный год: Условный год, указываемый изготовителем (как правило, следующий за фактическим годом выпуска ТС).

3 Технические требования

3.1 Требования к структуре и содержанию кода VIN

3.1.1 Код VIN состоит из трех разделов:

Международного идентификационного кода изготовителя (кода WMI);

Описательной части (VDS);

Указательной части (VIS).

Примечание - Примеры построения кодов VIN приведены в .

3.1.2 В качестве знаков, составляющих код VIN, используют:

Арабские цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0;

Латинские буквы - А, В, С, D, E, F, G, H, J, К, L, M, N, P, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z.

Примечание - Буквы I, О и Q не используют.

3.1.3 Коды WMI учитывает и контролирует Международное агентство под наблюдением Международной организации по стандартизации (ИСО).

Примечание - В настоящее время функции такого агентства возложены на Общество автомобильных инженеров - Society of Automotive Engineers (SAE), находящееся по адресу: 400, Commonwealth Drive, Warren-dale, PA 15096-0001, USA.

3.1.4 Коды WMI присваивает (по соглашению с Международным агентством) компетентный орган страны, в которой изготовитель имеет основные производственные мощности. Каждому изготовителю может быть присвоено несколько кодов WMI.

Примечание - В Российской Федерации таким органом является ФГУП НАМИ (Федеральное государственное унитарное предприятие Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), находящееся по адресу: 125438, г. Москва, Автомоторная ул., 2.

3.1.5 Код WMI, присвоенный изготовителю, не должен быть повторно присвоен другому изготовителю, по крайней мере, в течение 30 лет после последнего года, когда этот код был использован.

3.1.6 Код WMI состоит из трех знаков.

3.1.6.1 Первый знак кода WMI может быть буквой или цифрой. Он обозначает географическую зону. Одной и той же географической зоне могут соответствовать несколько знаков.

3.1.6.2 Второй знак кода WMI может быть буквой или цифрой. Он обозначает страну, находящуюся в вышеуказанной географической зоне. Одной и той же стране могут соответствовать несколько знаков. Для однозначной идентификации страны используют сочетание первого и второго знаков. Комбинацию (комбинации) первого и второго знаков каждой стране присваивает Международное агентство (3.1.3).

3.1.6.3 Третий знак кода WMI может быть буквой или цифрой. Каждому конкретному изготовителю его присваивает компетентный орган страны (3.1.4). Однозначную идентификацию конкретного изготовителя обеспечивают комбинацией первого, второго и третьего знаков кода WMI. Для обозначения изготовителя, производящего менее 500 ТС в год, в качестве третьего знака кода WMI используют цифру 9. Для такого изготовителя комбинацию знаков, идентифицирующую конкретного изготовителя, проставляют на третьей, четвертой и пятой позициях VIS. Эту комбинацию присваивает компетентный орган страны.

3.1.7 Описательная часть VDS кода VIN состоит из знаков (букв или цифр), размещаемых на шести позициях. Выбор знаков для кодирования и их последовательность определяются изготовителем.

Если для кодирования VDS не используют одну или более позиций, на их место помещают буквы или цифры по выбору изготовителя.

3.1.8 Указательная часть VIS кода VIN состоит из восьми знаков, последние четыре из них должны быть цифрами. На всех неиспользуемых позициях должны быть проставлены нули.

Допускается обозначать в этом разделе кода VIN год выпуска (модельный год) и(или) сборочный завод. При этом рекомендуется код года выпуска (модельного года) размещать на первой позиции раздела, а код сборочного завода - на второй позиции. Если в VIS обозначен код модельного года, то в документах, содержащих описание кода VIN, это следует указывать.

Коды для обозначения года выпуска (модельного года) приведены в .

3.1.9 Разделители выбирают по усмотрению изготовителя. В качестве разделителей не следует

использовать буквы и цифры, служащие для составления кода VIN (), а также любые символы, которые можно было бы ошибочно принять за эти буквы и цифры. Разделители применяют на границах каждой строки кода VIN, наносимого по 3.2.3. Допускается также применять разделители для разграничения разделов идентификационного номера. В документах разделители не используют.

3.2 Требования к простановке кода VIN

3.2.1 Одному транспортному средству может быть присвоен только один код VIN.

3.2.2 Код VIN, указываемый в документах, должен быть расположен в одной строке без пробелов (см. также 3.1.9).

3.2.3 Код VIN наносят на табличку изготовителя ТС, а также на раму, шасси или часть кузова, не являющуюся легкосъемной, в одну или две строки без пробелов и разрыва разделов.

3.2.4 Код VIN, наносимый на ТС, располагают в правой стороне ТС, по возможности в передней его половине, в легкодоступном для считывания месте.

3.2.5 Знаки кода VIN должны быть четкими, долговечными и защищенными от легкого их изменения.

3.2.6 Код VIN, наносимый на ТС, располагают на раме, шасси или части кузова, не являющейся легкосъемной.

3.2.7 Высота букв и цифр кода VIN следующая:

- для ТС категорий М, N и О: не менее 7 мм при нанесении на шасси, раму, кузов и другие части ТС и не менее 4 мм для таблички изготовителя ;

- для ТС категории L : не менее 4 мм при нанесении на шасси, раму, кузов и другие части ТС и не менее 3 мм для таблички изготовителя .

(Поправка. ИУС 6-2009 г.)

3.2.8 Допускается дополнительно наносить на ТС видимую и (или) невидимую маркировку, содержащую либо код VIN, либо его описательную (VDS) и указательную (VIS) части.

3.3 Требования к табличке изготовителя

3.3.1 Табличка изготовителя должна быть прочно закреплена на заметном и легкодоступном для считывания месте на части ТС, не подлежащей замене в процессе эксплуатации. На ней должна быть четко и способом, исключающим стирание, представлена информация следующего характера:

Наименование изготовителя;

Номер «одобрения типа» ТС, присвоенный в установленном порядке;

Код VIN;

Максимально допустимая масса ТС;

Максимально допустимая масса автопоезда, если ТС используют для буксировки прицепа (полуприцепа);

Максимально допустимые нагрузки на оси, начиная с передней оси;

Максимально допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство (в случае полуприцепа).

Примечание - Для ТС иностранного производства допускается в качестве номера «одобрения типа» указывать номер «общего европейского одобрения типа» - Whole Vehicle Type Approval, WVTA. В этом случае ТС дополнительно маркируют Знаком соответствия и номером «одобрения типа» в соответствии с установленным порядком по и .

3.3.2 Изготовитель может поместить на табличке дополнительную информацию. Эта информация должна находиться внизу или сбоку по отношению к прямоугольнику, заключающему в себе надписи, перечисленные в 3.3.1.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Примеры построения идентификационного номера (кода) VIN

Рисунок А. 1


Рисунок А.2

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
Коды для обозначения года выпуска (модельного года )

Таблица Б.1

Год выпуска (модельный год)

Год выпуска (модельный год)

Код года выпуска (модельного года)

Год выпуска (модельный год)

Код года выпуска (модельного года)

Год выпуска (модельный год)

Код года выпуска (модельного года)

1971

1981

1991

2001

1972

1982

1992

2002

1973

1983

1993

2003

1974

1984

1994

2004

1975

1985

VIN-код - для чего он нужен?

Международный стандарт ISO 3779, описывающий формат VIN-кода (Vehicle Identification Number) транспортного средства позволяет не только легко классифицировать и идентифицировать автомобиль, но и служит надежной защитой от угонов и краж. ТС.

Впервые VIN-код начали использовать в 1977 году канадские и американские автопроизводители. VIN-код состоит из букв и цифр, комбинацию которых невозможно переделать, поскольку при создании кода применяется алгоритм вычисления контрольного числа, по которому можно проверить машину на угон. Поэтому злоумышленники на краденных автомобилях чаще меняют VIN-код на другие действующие VIN-коды (под документы утилизированных автомобилей или откровенно плодят "клонов").

Для чего нужно знать, что такое VIN-код?

Дело в том, что основное назначение вин кода – идентификация автомобиля. Именно благодаря уникальной структуре кода и наличию проверочного числа можно снизить риск приобретения краденой машины. И чем надёжнее VIN-код "закреплён" на автомобиле, чем больше табличек (шильдиков) с VIN-кодом на автомобиле, тем сложнее злоумышленникам менять родной VIN-код автомобиля на чужой.

Маркировка транспортных средств

Маркировка транспортных средств (ТС) подразделяется на основную и дополнительную. Основная маркировка ТС и их составных частей является обязательной и осуществляется их производителями. В случае изготовления ТС последовательно несколькими предприятиями допустимо нанесение основной маркировки ТС только изготовителем конечного изделия. Дополнительная маркировка ТС является рекомендуемой и осуществляется как производителями ТС, так и специализированными предприятиями. Разработка и контроль порядка нанесения основной и дополнительной маркировки ТС закрепляется за профильными министерствами тех стран, на территории которых производятся ТС.

Нанесение основной маркировки

  • Непосредственно на изделие (несъемную часть), в места, наименее подверженные разрушению при дорожно-транспортном происшествии, должен быть нанесен идентификационный номер ТС - VIN. Одно из выбранных мест должно находиться с правой стороны (по ходу движения ТС). VIN наносится: - на кузове легкового автомобиля - в двух местах, в передней и задней частях; - на кузове автобуса - в двух разных местах; - на кузове троллейбуса - в одном месте; - на кабине грузового автомобиля и автопогрузчика - в одном месте; - на раме прицепа, полуприцепа и мототранспортного средства - в одном месте; - на внедорожных автомобилях, троллейбусах и автопогрузчиках VIN допускается указывать на отдельной табличке.
  • ТС, как правило, должно иметь табличку, расположенную по возможности в передней части и содержащую следующие данные: - VIN; - индекс (модель, модификация, исполнение) двигателя (при рабочем объеме 125 см3 и более); - допустимую полную массу; - допустимую полную массу автопоезда (для тягачей); - допустимую массу, приходящуюся на каждую ось/оси тележек, начиная с передней оси; - допустимую массу, приходящуюся на седельно-сцепное устройство.

Идентификационный номер ТС (VIN) - комбинация цифровых и буквенных условных обозначений, присваиваемых в целях идентификации, является обязательным элементом маркировки и индивидуален для каждого ТС в течение 30 лет.

VIN имеет следующую структуру: WMI(3 символа) + VDS(6 символов) + VIS(8 символов)

Первая часть VIN (первые три символа) - международный идентификационный код изготовителя (WMI), позволяет идентифицировать изготовителя ТС и состоит из трех букв или букв и цифр.

В соответствии с ИСО 3780 буквы и цифры, используемые в первых двух знаках WMI, закрепляет за страной и контролирует международное агентство - Общество автомобильных инженеров (SAE), работающее под руководством Международной организации по стандартизации (ИСО). Распределение первых двух знаков, характеризующих зону и страну-производителя, согласно SAE, приведено в приложении 1.

Первый знак (код географической зоны) является буквой или цифрой, которая обозначает какую-либо определенную географическую зону. Например: от 1 до 5 - Северная Америка; от S до Z - Европа; от A до H - Африка; от J до R - Азия; 6,7 - Страны Океании; 8,9,0 - Южная Америка.

Второй знак (код страны) является буквой или цифрой, которая обозначает страну в определенной географической зоне. В случае необходимости для обозначения страны могут использоваться несколько знаков. Только комбинация первого и второго знаков гарантирует однозначную идентификацию страны. Например: от 10 до 19 - США; от 1A до 1Z - США; от 2A до 2W - Канада; от ЗA до ЗW - Мексика; от W0 до W9 - Германия, Федеративная Республика; от WA до WZ - Германия, Федеративная Республика.

Третий знак является буквой или цифрой, которая устанавливается для производителя Национальной организацией. В России такой организацией является Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), расположенный по адресу: Россия, 125438, г. Москва, ул. Автомоторная, дом 2, который и присваивает WMI в целом. Только лишь комбинация первого, второго и третьего знаков обеспечивает однозначную идентификацию производителя автомобиля - международный идентификационный код предприятия-изготовителя (WMI). Цифра 9 в качестве третьего знака используется Национальными организациями в том случае, когда нужно характеризовать производителя, который выпускает менее 500 автомобилей в год. Международные коды предприятий-изготовителей (WMI) приведены в приложении 2.

Вторая часть VIN - описательная часть идентификационного номера (VDS) состоит из шести знаков (если индекс ТС состоит менее чем из шести знаков, то на незаполненные места последних знаков VDS (справа) ставятся нули), обозначающих, как правило, модель и модификацию ТС, согласно конструкторской документации (КД).

Третья часть VIN - указательная часть идентификационного номера (VIS) - состоит из восьми знаков (цифр и букв), из которых последние четыре знака должны быть цифрами. Первый знак VIS указывает код года изготовления ТС (см. прил. 3), последующие знаки указывают порядковый номер ТС, присвоенный предприятием-изготовителем.

За производителем могут закрепляться несколько WMI, но один и тот же номер запрещается закреплять за другим производителем автомобиля минимум в течение 30 лет с того момента, как он первый раз был использован предыдущим (первым) производителем.

Содержание и место дополнительной маркировки

Дополнительную маркировку ТС часто называют противоугонной , так как её основное предназначение - это исключение возможности полной утраты идентификационного номера ТС - VIN при любых эксплуатационных условиях ТС в течении 30 лет. Основная маркировка ТС должна обеспечивать идентификацию ТС (сохранение VIN) при штатной (обычной) эксплуатации ТС и экстримальной, которой считается дорожно-транспортное происшествие, любой степени последствия. Способы и ограниченное количество мест нанесения основной маркировки на ТС позволяют злоумышленникам, в кустарных условиях, относительно эффективно проводить мошеннические действия с ТС, что практически не возможно как технически, так и нецелесообразно с экономической стороны при наличии дополнительной маркировки ТС.

Дополнительная маркировка ТС предусматривает нанесение на него VDS и VIS идентификационного номера ТС, видимого и невидимого глазом (видимая и невидимая маркировка).

Видимую маркировку наносят на наружную поверхность, как правило, следующих составных частей ТС: - стекла ветрового окна - с правой стороны, вдоль верхнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя; - стекла окна задка - с левой стороны, вдоль нижнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя; - стекол окон боковин (подвижных) - в задней части, вдоль нижнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя; - фар и задних фонарей - на стекле (или ободке), вдоль нижнего края, вблизи боковин кузова (кабины).

Невидимую маркировку наносят , как правило, на: - обивку крыши - в центральной части, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя стекла ветрового окна; - обивку спинки сиденья водителя - на левой (по ходу движения ТС) боковой поверхности, в средней части, вдоль каркаса спинки; - поверхность корпуса переключателя указателей поворота вдоль оси колонки рулевого механизма.

Технические требования к маркировке

Способ выполнения основной и дополнительной видимой маркировки должен обеспечивать четкость изображения и ее сохранность в течение всего срока эксплуатации ТС в условиях и режимах, установленных в конструкторской документации.

В идентификационных номерах ТС и СЧ следует применять буквы латинского алфавита (кроме I, O и Q) и арабские цифры.

Шрифт букв предприятие выбирает из типов шрифтов, установленных в нормативных документах, с учетом принятого технологического процесса.

Шрифт цифр должен исключать возможность преднамеренной замены одной цифры на другую.

Идентификационные номера ТС и СЧ, а также знаки дополнительной маркировки должны быть изображены в одну или две строчки.

При изображении идентификационного номера в две строчки ни одну из его составных частей не допускается делить переносом. В начале и конце строчки (строчек) должен быть проставлен знак (символ, ограничительная рамка таблички и т.п.), который выбирается предприятием и должен отличаться от цифр и букв маркировки. Выбранный знак описывается в технической документации.

Между знаками и строчками идентификационного номера не должно быть пробелов. Допускается разделение составных частей идентификационного номера выбранным знаком.

Примечание. При приведении идентификационного номера в текстовых документах допускается выбранный знак не проставлять.

При выполнении основной маркировки высота букв и цифр должна быть не менее:

а) в идентификационных номерах ТС и СЧ: 7 мм - при нанесении непосредственно на ТС и их составные части, при этом допускается 5 мм - для двигателей и их блоков; 4 мм - при нанесении непосредственно на мототранспортные средства; 4 мм - при нанесении на таблички;

б) в остальных данных маркировки - 2,5 мм.

Идентификационный номер основной маркировки следует наносить на поверхности, имеющие следы механической обработки, предусмотренной технологическим процессом. Таблички должны соответствовать требованиям ГОСТ 12969, ГОСТ 12970, ГОСТ 12971 и крепиться на изделии с помощью, как правило, неразъемного соединения.

Дополнительная невидимая маркировка выполняется по специальной технологии и становится видимой в свете ультрафиолетовых лучей. При выполнении маркировки не должна быть нарушена структура материала, на который она наносится.

Не допускается уничтожение и (или) изменение маркировки при проведении ремонта ТС и их составных частей.

размер шрифта

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 14-03-2008 АМ-23-р О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И... Актуально в 2018 году

Приложение N 3. КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому - грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида специальных грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения особых, преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов общего характера (в т. ч. пожарные, коммунальные, мастерские, краны, топливозаправщики, эвакуаторы и т. д.).

В настоящее время для автотранспорта введена новая международная классификация и обозначения, принятые в международных правилах, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств. Правила ЕЭК ООН и др.).

Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН

Категория АТС Тип и общее назначение АТС Максимальная масса, т Класс и эксплуатационное назначение АТС
1 2 3 4
М 1 АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест (кроме места водителя) Не регламентируется Легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости
М 2 До 5,0 Автобусы: городские (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)
М 3 АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя) Свыше 5,0 Автобусы: городские, в том числе сочлененные (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)
М 2 и М 3 Отдельно выделяются маломестные АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или стоящих пассажиров (кроме места водителя) Не регламентируется Автобусы маломестные, в том числе повышенной проходимости, для стоящих и сидящих пассажиров (кл. А) и для сидящих пассажиров (кл. В)
N 1 До 3,5 Грузовые, специализированные и специальные автомобили, в т. ч. повышенной проходимости
N 2 АТС, предназначенные для перевозки грузов Свыше 3,5 до 12,0
N 3 АТС, предназначенные для перевозки грузов Свыше 12,0 Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили, в т. ч. повышенной проходимости
О 1 До 0,75 Прицепы
О 2 АТС, буксируемые для перевозки Свыше 0,75 до 3,5 Прицепы и полуприцепы
О 3 АТС, буксируемые для перевозки Свыше 3,5 до 10,0 Прицепы и полуприцепы
О 4 АТС, буксируемые для перевозки Свыше 10,0 Прицепы и полуприцепы

41 - большой (свыше 3,5 л);

51 - высший (рабочий объем не регламентируется).

Для автобусов по габаритной длине (в метрах):

22 - особо малый (длина до 5,5);

32 - малый (6,0 - 7,5);

42 - средний (8,5 - 10,0);

52 - большой (11,0 - 12,0);62 - особо большой; (сочлененный) (16,5 - 24,0).

Для грузовых автомобилей по полной массе:

Полная масса, т. Эксплуатационное назначение автомобиля
Бортовые Тягачи Самосвалы Цистерны Фургоны Специальные
до 1,2 13 14 15 16 17 19
1.2 до 2,0 23 24 25 26 27 29
2,0 до 8,0 33 34 35 36 37 39
8,0 до 14,0 43 44 45 46 47 49
14,0 до 20,0 53 54 55 56 57 59
20,0 до 40,0 63 64 65 66 67 69
свыше 40,0 73 74 75 76 77 79

4 - седельный тягач;

5 - самосвал;

6 - цистерна;

7 - фургон;

8 - резервная цифра;

9 - специальное автотранспортное средство.

3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели.

5-я цифра - модификация автомобиля.

6-я цифра - вид исполнения:

1 - для холодного климата;

6 - экспортное исполнение для умеренного климата;

7 - экспортное исполнение для тропического климата.

Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении приставку 01, 02, 03 и др. - это указывает на то, что базовая модель имеет модификации.

Приложение N 4

Маркировка транспортных средств (ТС) подразделяется на основную и дополнительную. Основная маркировка ТС и их составных частей является обязательной и осуществляется их производителями. В случае изготовления ТС последовательно несколькими предприятиями допустимо нанесение основной маркировки ТС только изготовителем конечного изделия.

Основную маркировку выполняют на следующих изделиях:

Грузовых автомобилях, в том числе специализированных и специальных на их шасси, тягачах с бортовой платформой, а также автомобилях многоцелевого назначения и специальных колесных шасси;
- легковых автомобилях, в том числе специализированных и специальных на их базе, грузопассажирских;
- автобусах, в том числе специализированных и специальных на их базе;
- троллейбусах;
- прицепах и полуприцепах;
- автопогрузчиках;
- двигателях внутреннего сгорания;
- мототранспортных средствах;
- шасси грузовых автомобилей;
- кабинах грузовых автомобилей;
- кузовах легковых автомобилей;
- блоках двигателей внутреннего сгорания.

Содержание и место основной маркировки

Кроме того, что ТС, шасси и двигатели должны иметь товарный знак по ГОСТ 26828, а изделия, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь знак соответствия по ГОСТ Р 50460, производится специальная маркировка ТС и его составных частей.

Маркировка ТС

A. Непосредственно на изделие (несъемную часть), в места, наименее подверженные разрушению при дорожно-транспортном происшествии, должен быть нанесен идентификационный номер ТС - VIN. Одно из выбранных мест должно находиться с правой стороны (по ходу движения ТС). VIN наносится:
- на кузове легкового автомобиля - в двух местах, в передней и задней частях;
- на кузове автобуса - в двух разных местах;
- на кузове троллейбуса - в одном месте;
- на кабине грузового автомобиля и автопогрузчика - в одном месте;
- на раме прицепа, полуприцепа и мототранспортного средства - в одном месте;
- на внедорожных автомобилях, троллейбусах и автопогрузчиках VIN допускается указывать на отдельной табличке.

Б. ТС, как правило, должно иметь табличку, расположенную по возможности в передней части и содержащую следующие данные:
- VIN;
- индекс (модель, модификация, исполнение) двигателя (при рабочем объеме 125 см3 и более);
- допустимую полную массу;
- допустимую полную массу автопоезда (для тягачей);
- допустимую массу, приходящуюся на каждую ось/оси тележек, начиная с передней оси;
- допустимую массу, приходящуюся на седельно-сцепное устройство.

Идентификационный номер ТС (VIN) - комбинация цифровых и буквенных условных обозначений, присваиваемых в целях идентификации, является обязательным элементом маркировки и индивидуален для каждого ТС в течение 30 лет.

VIN имеет следующую структуру: WMI VDS VIS

Первая часть VIN (первые три символа) - международный идентификационный код изготовителя (WMI), позволяет идентифицировать изготовителя ТС и состоит из трех букв или букв и цифр.

В соответствии с ИСО 3780 буквы и цифры, используемые в первых двух знаках WMI, закрепляет за страной и контролирует международное агентство - Общество автомобильных инженеров (SAE), работающее под руководством Международной организации по стандартизации (ИСО). Распределение первых двух знаков, характеризующих зону и страну-производителя, согласно SAE, приведено в приложении 1.

Первый знак (код географической зоны) является буквой или цифрой, которая обозначает какую-либо определенную географическую зону.
Например:
от 1 до 5 - Северная Америка;
от S до Z - Европа;
от A до H - Африка;
от J до R - Азия;
6,7 - Страны Океании;
8,9,0 - Южная Америка.

Второй знак (код страны) является буквой или цифрой, которая обозначает страну в определенной географической зоне. В случае необходимости для обозначения страны могут использоваться несколько знаков. Только комбинация первого и второго знаков гарантирует однозначную идентификацию страны.
Например:
от 10 до 19 - США;
от 1A до 1Z - США;
от 2A до 2W - Канада;
от ЗA до ЗW - Мексика;
от W0 до W9 - Германия, Федеративная Республика;
от WA до WZ - Германия, Федеративная Республика.

Третий знак является буквой или цифрой, которая устанавливается для производителя Национальной организацией. В России такой организацией является Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), расположенный по адресу: Россия, 125438, г. Москва, ул. Автомоторная, дом 2, который и присваивает WMI в целом. Только лишь комбинация первого, второго и третьего знаков обеспечивает однозначную идентификацию производителя автомобиля - международный идентификационный код предприятия-изготовителя (WMI). Цифра 9 в качестве третьего знака используется Национальными организациями в том случае, когда нужно характеризовать производителя, который выпускает менее 500 автомобилей в год. Международные коды предприятий-изготовителей (WMI) приведены в приложении 2.

Вторая часть VIN - описательная часть идентификационного номера (VDS) состоит из шести знаков (если индекс ТС состоит менее чем из шести знаков, то на незаполненные места последних знаков VDS (справа) ставятся нули), обозначающих, как правило, модель и модификацию ТС, согласно конструкторской документации (КД).

Третья часть VIN - указательная часть идентификационного номера (VIS) - состоит из восьми знаков (цифр и букв), из которых последние четыре знака должны быть цифрами. Первый знак VIS указывает код года изготовления ТС (см. прил. 3), последующие знаки указывают порядковый номер ТС, присвоенный предприятием-изготовителем.

За производителем могут закрепляться несколько WMI, но один и тот же номер запрещается закреплять за другим производителем автомобиля минимум в течение 30 лет с того момента, как он первый раз был использован предыдущим (первым) производителем.

Маркировка составных частей ТС

Двигатели внутреннего сгорания, а также шасси и кабины грузовых автомобилей, кузова легковых автомобилей и блоки двигателей должны иметь маркировку - идентификационный номер составной части (СЧ).

Идентификационный номер СЧ состоит из двух структурных частей, количество знаков и правила формирования которых аналогичны VDS и VIS VIN.

Идентификационный номер СЧ на раме шасси и кабине грузового автомобиля должен быть нанесен по возможности в передней части, с правой стороны, в одном месте, позволяющем его видеть, находясь снаружи ТС.

Двигатели маркируют на блоке двигателя в одном месте.

Блоки двигателей маркируют в одном месте, при этом первую часть идентификационного номера СЧ, аналогичную VDS, разрешается не указывать.

Содержание и место дополнительной маркировки

Дополнительная маркировка ТС предусматривает нанесение на него VDS и VIS идентификационного номера ТС, видимого и невидимого глазом (видимая и невидимая маркировка).

Видимую маркировку наносят на наружную поверхность, как правило, следующих составных частей ТС:
- стекла ветрового окна - с правой стороны, вдоль верхнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя;
- стекла окна задка - с левой стороны, вдоль нижнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя;
- стекол окон боковин (подвижных) - в задней части, вдоль нижнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя;
- фар и задних фонарей - на стекле (или ободке), вдоль нижнего края, вблизи боковин кузова (кабины).

Невидимую маркировку наносят, как правило, на:
- обивку крыши - в центральной части, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя стекла ветрового окна;
- обивку спинки сиденья водителя - на левой (по ходу движения ТС) боковой поверхности, в средней части, вдоль каркаса спинки;
- поверхность корпуса переключателя указателей поворота вдоль оси колонки рулевого механизма.

Технические требования к маркировке

Способ выполнения основной и дополнительной видимой маркировки должен обеспечивать четкость изображения и ее сохранность в течение всего срока эксплуатации ТС в условиях и режимах, установленных в конструкторской документации.

В идентификационных номерах ТС и СЧ следует применять буквы латинского алфавита (кроме I, O и Q) и арабские цифры.

Шрифт букв предприятие выбирает из типов шрифтов, установленных в нормативных документах, с учетом принятого технологического процесса.

Шрифт цифр должен исключать возможность преднамеренной замены одной цифры на другую.

Идентификационные номера ТС и СЧ, а также знаки дополнительной маркировки должны быть изображены в одну или две строчки.

При изображении идентификационного номера в две строчки ни одну из его составных частей не допускается делить переносом. В начале и конце строчки (строчек) должен быть проставлен знак (символ, ограничительная рамка таблички и т.п.), который выбирается предприятием и должен отличаться от цифр и букв маркировки. Выбранный знак описывается в технической документации.

Между знаками и строчками идентификационного номера не должно быть пробелов. Допускается разделение составных частей идентификационного номера выбранным знаком. Примечание. При приведении идентификационного номера в текстовых документах допускается выбранный знак не проставлять.

При выполнении основной маркировки высота букв и цифр должна быть не менее:

а) в идентификационных номерах ТС и СЧ:
7 мм - при нанесении непосредственно на ТС и их составные части, при этом допускается 5 мм - для двигателей и их блоков;
4 мм - при нанесении непосредственно на мототранспортные средства;
4 мм - при нанесении на таблички;

б) в остальных данных маркировки - 2,5 мм.

Идентификационный номер основной маркировки следует наносить на поверхности, имеющие следы механической обработки, предусмотренной технологическим процессом. Таблички должны соответствовать требованиям ГОСТ 12969, ГОСТ 12970, ГОСТ 12971 и крепиться на изделии с помощью, как правило, неразъемного соединения.

Дополнительная невидимая маркировка выполняется по специальной технологии и становится видимой в свете ультрафиолетовых лучей. При вы-полнении маркировки не должна быть нарушена структура материала, на который она наносится.

Не допускается уничтожение и (или) изменение маркировки при проведении ремонта ТС и их составных частей. Способы нанесения маркировки не оговорены стандартами и могут быть как ручными так и механизированными.

При ручном способе нанесения марки-ровки ударом молотка по клейму получают вдавленное изображение цифры, буквы, звездочки или иного знака на панели или площадке. При этом порядок нанесения знаков выбирается рабочим. В результате ручной набивки знаки смещаются по горизонтали и вертикали, происходит отклонение вертикальных осей, для исключения этого может использоваться шаблон. В этом случае неодинакова глубина цифр маркировки.

Механизированное нанесение маркировки осуществляется двумя способами: ударным и накаткой. Оба способа имеют свои особенности. Так, при микроскопическом исследовании маркировки, выполненной на-каткой, видны следы входа рабочей части клейма с одной и выхода ее с другой стороны знака. При ударном способе рабочая часть клейма перемещается строго по вертикали.

Довольно часто при механизированном способе нанесения марки-ровки, особенно на алюминиевых блоках, происходит "недобивка", в результате чего знаки маркировки слишком мелки либо еле заметны. В таких случаях выполняется ручная добивка или повторная механизиро-ванная. При ручной добивке появляются сопутствующие ей признаки. При повторном механизированном нанесении могут быть видны сдвоенные очертания с одинаковым сдвигом знаков.

При комбинированном способе нанесения маркировки часть знаков наносится механизированным способом, а остальные добиваются вручную. Для такого варианта характерны признаки обоих способов.

Дополнительная маркировка наносится, как правило, пескоструйной обработкой или фрезерованием деталей автомобиля, выполненных из стекла, либо нанесением обозначений специальным, содержащим люминофоры, составом на элементы интерьера салона автомобиля. В первом случае маркировка наблюдается визуально без помощи специальных приборов, во втором для ее обнаружения требуется применение ультрафиолетовой лампы.

Примеры маркировки ТС отечественного и зарубежного производства

В настоящем разделе приведены примеры расположения маркировки агрегатов автомобилей ВАЗ, ГАЗ и Пежо. Автомобили выпуска начала 80-х годов и ранее могут иметь маркировку, отличающуюся от приведенной ниже, что было обусловлено отсутствием единых требований к ней. В этом случае необходимо обращаться к специальной справочной литературе. Расположение мест маркировки некоторых автомобилей зарубежного производства приведено в приложении 3. Волжский автомобильный завод.

Приведем пример маркировки моделей ВАЗ - 2108, ВАЗ - 2109, ВАЗ - 21099.
1. Табличка заводских данных укреплена под капотом на передней стенке коробки воздухопритока.
2. VIN с указанием модели и номера кузова выбит в моторном отсеке на правой опоре пружины передней подвески.
3. Модель и номер двигателя выбиты на заднем торце блока цилиндров над картером сцепления.

XTA - международный идентификационный код изготовителя (для ВАЗ - XTA);
210900 - описательная часть: индекс изделия. Указывается модель или условный код, присваиваемый предприятием-изготовителем. В данном случае: 2108 - для ВАЗ 2108, 21090 - для ВАЗ 2109, 21099 - для ВАЗ 21099;
V - код года выпуска автомобиля (V - 1997);
0051837 - производственный номер изделия.

Структура и содержание маркировки двигателя

Маркировка двигателя наносится на специальные фрезеровочные площадки блоков цилиндров двигателей. Блок отливается из специального серого чугуна. Процесс маркирования механизирован.

На двигателях моделей ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083 маркировка наносится на верхней части задней стенки блока со стороны маховика слева по ходу движения автомобиля ударным способом в одну строку шрифтом ПО-5. Она содержит обозначение модели и порядковый семизначный номер двигателя, заключенный между двумя звездочками и являющийся сквозным для данных моделей. Звездочки вписываются в круг диаметром 3,0 мм.

Блоки цилиндров, поставляемые в запасные части, не маркируются.

В случае ошибочного нанесения знака маркировки перебивка про-изводится вручную с помощью клейм и оправки. Знак забивается специальным штифтом и набивается новый. В случае ошибочного нанесения всего номера (или нескольких знаков) он срезается наждачным кругом шлифовальной машины на глубину рельефного изображения и затем набивается новый номер. Если рельефно отобразилась лишь часть знака (зна-ков), то его не отобразившуюся часть, набивают вручную. Не отобразившиеся знаки технологического номера не набиваются. Маркировка кузовов наносится с помощью маркиратора ударным способом. С 1 октября каждого года в идентификационный номер вносится буквенное обозначение следующего календарного года.

Кузов в запчасти всегда выпускается со своим номером, а маркируемые детали кузова в запчасти выпускаются без номера. Если знак маркировки выходит за пределы поля маркирования ("плавает" по высоте) или нанесен ошибочно, то он зачеканивается и вручную набивается новый знак. Таким же образом исправляется ошибка на окрашенном кузове: после набивки знака и зачистки - его закрашивают. На автомобилях, предназначенных для экспорта, могут быть установлены дополнительные таблички со знаками официального утверждения. Таблички крепятся к кузову заклепками односторонней клепки, реже - самонарезающимися винтами. Горьковский автомобильный завод.

Приведем пример маркировки для моделей ГАЗ-3102, ГАЗ-31029 и их модификаций.
1. Табличка заводских данных укреплена под капотом на брызговике правого переднего крыла.
2. Код года выпуска и номер кузова (указательная часть VIN) выбит в желобе водостока капота справа.
3. Модель, номер и год выпуска двигателя выбиты на приливе в нижней части блока цилиндров слева.

Структура и содержание идентификационного номера

XTH - международный идентификационный код изготовителя (XTH- для ГАЗ);
310200 - описательная часть: индекс изделия. Указывается модель или условный код, присваиваемый предприятием-изготовителем. В данном случае: 31020 - для ГАЗ 3102, 31022 - для ГАЗ 31022, 31029 - для ГАЗ 31029;
W - код года выпуска автомобиля (W - 1998);
0000342 - производственный номер изделия.
Завод ПЕЖО (Peugeot).

Модели Peugeot - 205, 305 с 1983 года и модели 309, 405, 505 и 605 имеют номер кузова в водосточном желобе справа на отбортовке передней панели кузова или на брызговике правого переднего крыла под капотом.

Фирма ПЕЖО использует для своих моделей 17-позиционный номер шасси (VIN) с июля 1981 года. Например:
VF3 504 V51 S 3409458
VF3 - международный идентификационный код изготовителя (VF3 - для ПЕЖО);
504 - тип транспортного средства;
V51 - вариант транспортного средства;
S - код года выпуска автомобиля (S - 1995);
3409458 - производственный номер изделия.

Способы и признаки изменения маркировочных данных

В этом разделе рассматриваются способы изменения маркировки вне заводов-изготовителей, которые следует отличать от исправлений ошибочно нанесенных знаков, всей маркировки в целом на предприятии-изготовителе.

Здесь же перечислены признаки, которые могут свидетельствовать об изменении маркировки. При их обнаружении необходимо определить, в результате чего они возникли.

Часть признаков образуется как при ручной набивке или исправлении ошибки на предприятии-изготовителе, так и при подделке маркиро-вочных данных. Другая часть - только при подделке. Вопрос о подделке может быть решен при проведении соответствующего исследования в экспертно-криминалистическом подразделении.

Способы и признаки изменения маркировки кузовов

Основные способы изменения маркировки кузова можно условно разделить на две группы А и В.

Для группы способов А, сопровождающихся уничтожением первичной маркировки, характерно удаление участка, части или всей маркировочной панели и замена их на другие. Для идентификации ТС в этом случае необходим комплексный анализ.

При использовании способов изменения маркировки группы В сохраняется первичная маркировка или ее следы и принципиально возможно ее выявление. К группе В можно отнести следующие распространенные способы изменения маркировочных данных, которые достигаются путем:
- добивки недостающих элементов в знаках первичной маркировки, имеющих сходное начертание со знаками требующейся (вторичной) маркировки поверх знаков первичной, (например: 1 - 4, 6 - 8, 3 - 8);
- забивания (зачеканивания) отдельных знаков первичной маркировки и нанесения на их место других. Лишние элементы знаков заполняют пластичными массами или заплавляют и окрашивают, (например: 4 -1, 8 - 3, 8 - 6);
- углубления участка маркировки, нанесения на первичную маркировку слоя металла или пластичной массы и тиснения на полученной поверхности рельефа требующейся (вто-ричной) маркировки с последующей окраской участка кузова;
- углубления участка с маркировкой и закрепления на этом месте (сваркой или наклеиванием) участка панели с иной маркировкой.

К признакам, свидетельствующим об изменении маркировки кузова, относятся:
- нечеткое начертание знаков, их смещение по вертикали, различные интервалы и глубина, отличия конфигурации знаков от образцов, посторонние штрихи в знаках;
- следы обработки поверхности под слоем эмали, увеличение толщины покрытия, а также наличие остатков шпаклевки или иных материалов на участке маркировки;
- различие лакокрасочного покрытия (ЛКП) маркировочной панели и прилегающих участков, наличие следов опила (частиц) эмали на близлежащих деталях;
- несовпадение маркировки с ее отображением на обратной стороне панели и следы забивания знаков на ней, локальное увеличение толщины панели;
- сварные швы на маркировочной панели, соединение панелей сварными швами, следы сверления точек сварки и имитация точечной контактной сварки (заполнение отверстий расплавами олова или латуни) и т.п.

Способы и признаки изменения маркировки двигателей

Для уничтожения маркировки двигателя легковых автомобилей любых марок используют следующие основные способы:
- спиливание с помощью напильника вручную;
- удаление слоя металла механическим инструментом, например, шлифовальной машинкой;
- забивание старой маркировки керном или зубилом с последующей набивкой требуемых знаков;
- наклеивание на маркировочную площадку тонкой металлической пластины с нужной маркировкой;
- термическое воздействие на маркировочную часть блока цилиндров с помощью паяльной лампы, газовой горелки.

К признакам изменения маркировки двигателей можно отнести:
- следы механической обработки площадки;
- следы первичной маркировки;
- отличие фактуры поверхности площадки от прилегающих участков или от заводского образца, имитация фактуры поверхности маркировочной площадки;
- отсутствие слоя эмали или спецсостава на маркировочной площадке (для блоков из алюминиевых и магниевых сплавов).

Средства исследования маркировки

Способы подделки маркировочных данных обусловливают методы поиска и анализа "посторонних дефектов" в структуре металла под слоем лакокрасочного покрытия (ЛКП), таких, как наличие сварного шва, зашпатлеванные элементы знаков, имитация точечной сварки и т.п.

В ряде случаев выявление факта изменения маркировки не вызывает серьезных затруднений и может быть осуществлено в процессе осмотра. Однако, встречаются случаи, когда успешное решение задачи без нарушения целостности деталей возможно только при использовании приборов неразрушающего контроля или специальных методов. Обязательное условие при выявлении сотрудниками ГИБДД признаков изменения маркировочных обозначений узлов и агрегатов ТС - сохранение целостности лакокрасочного покрытия. Рассмотрим некоторые приборы неразрушающего контроля.

Вихретоковые дефектоскопы

Одним из первых вихретоковых приборов, разработанных специально для решения задач ГИБДД, является прибор "Контраст-М" (г. Воронеж). Прибор предназначен для оперативного выявления признаков маркировочных данных на кузовных деталях автотранспортных средств. Прибор позволяет выявлять изменение толщины лакокрасочного покрытия, напайку, наклейку или вварку металлических фрагментов с измененными маркировочными данными. Принцип действия прибора основан на возбуждении в металле вихревых токов и регистрации отклонений вторичного электро-магнитного поля, создаваемого этими токами, вследствие изменения мар-кировочных данных.

По результатам испытаний хорошо зарекомендовал себя и малогабаритный вихревой дефектоскоп МВД-2 (3) (г. Казань). Его функциональные возможности можно улучшить с помощью датчика, который имеет малую, практически точечную рабочую поверхность (поверхность соприкосновения с контролируемым образцом). Поэтому с помощью МВД-2(3) можно, например, определить наличие заливки отдельных элементов знаков при исправлении знаков со схожей конфигурацией.

В Московском энергетическом институте (МЭИ) разработан вихретоковый индикатор ВИ-96Н. Приборы МВД-2(3) и ВИ-96Н имеют практически одинаковые технические возможности, но в отличие от прибора "Контраст-М" позволяют выявлять:
- имитации точек сварки (заклепками из стальных и цветных металлов, кернением, механической выработкой, нанесением шпатлевки);
- места крепления деталей методом сварки, клепкой (из стальных и цветных металлов), скрытых последующим нанесением ЛКП;
- уменьшение толщины маркируемой детали;
- "зачеканивание" отдельных элементов знаков;
- наличие включений в отдельных элементах знаков: металлических (как правило, цветных металлов), неметаллических (эпоксидная шпатлевка, полимерные соединения и т.п.).

Прибор ВИ-96Н более удобен в эксплуатации (имеет автоматическую настройку на контролируемую поверхность, настройку порога чувствительности). ВИ-96Н рекомендован ГУГАИ МВД России сотрудникам ГИБДД для оперативной проверки зоны расположения маркировочных обозначений кузовов автотранспортных средств и сотрудникам экспертных подразделений как техническое средство предварительной проверки способом неразрушающего контроля.

Вихретоковые дефектоскопы позволяют обнаружить изменения маркировки, связанные с ввариванием участка панели с иной маркировкой, заменой части панели, наложени-ем на первичную маркировку фрагмента панели со вторичной маркировкой.

Методика работы определяется способом изменения маркировки кузова. Как правило, в первую очередь проводится исследование участков панели, прилегающих к месту маркировки. Срабатывание звуковой и (или) световой сигнализации прибора свидетельствует о наличии сплошного дефекта металла в виде сварного шва или трещины (в случае наложения на старую маркировку фрагмента панели с новой маркировкой), о присутствии на исследуемой панели разнородных металлов (например, сталь - латунь, в случае наложения поверх первичной маркировки слоя олова или латуни) и др.

Если дефектов в зоне, прилегающей к маркировочной площадке, обнаружить не удалось, проверяется наличие (отсутствие) сварного шва по всей длине полки коробки воздухопритока. Такой шов может появиться в результате замены части панели.

Работая с вихретоковыми дефектоскопами необходимо помнить, что срабатывание сигнализации может быть вызвано трещинами, возникшими в процессе рихтовки (ремонта, выправки) исследуемой панели. Как правило, эти трещины располагаются в хаотическом порядке, а потому их дифференциация не вызы-вает особых затруднений.

Опыт эксплуатации указанных технических средств показывает, что они наиболее приемлемы для нужд практических работников (портативность, возможность работы в полевых условиях, универсальность и др.).

Магнитопорошковые дефектоскопы

Использование данного метода предполагает наличие постоянного магнита определенной конфигурации и суспензии железного порошка с водой (расход порошка 20-30 г на 1 л воды). Портативные образцы оборудования типа МДЭ-20Ц, разработанные в ЦНИИТМаше, включают выпрямитель, соединительный кабель и электромагнит. Габаритные размеры прибора 150х150х100 мм, масса до 5 кг.

Для обнаружения возможного изменения маркировки кузова достаточно небольшое количество суспензии нанести на исследуемый участок, где создается магнитное поле. При наличии на панели сварных швов или иных аналогичных дефектов, образовавшихся при изменении маркировки, магнитные частицы четко обозначат контуры этого повреждения.

Магнитопорошковые дефектоскопы позволяют обнаруживать изменения маркировки, связанные с ввариванием участка панели, заменой части панели, наложением на имеющуюся маркировку фрагмента панели с новой маркировкой. Несомненные достоинства метода - простота и наглядность.

Рентгеновские дефектоскопы

Стационарный рентгеновский комплекс "Рентген-30-2" (МНПО "Спектр") позволяет выявлять изменения маркировки, связанные с ввариванием участка панели с новой маркировкой, заменой части панели, наложением на имеющуюся маркировку фрагмента панели с новой маркировкой, может эксплуатироваться в стационарных условиях или монтироваться на шасси грузовых автомобилей-фургонов, имеет значительные массу и габаритные размеры.

Переносные рентгеновские дефектоскопы типа МИРА-2Д (или аналогичные импортные) позволяют решать аналогичные задачи, но имеют значительно меньшие габаритные размеры и массу.

Для исследования панели переносными рентгеновскими дефектоскопами прибор помещают над исследуемым участком (обычно начинают с маркировочной площадки), а снизу, под панелью, помещают рентгеновскую пленку. После просвечивания пленку обрабатывают стандартным способом, а полученные снимки анализируют. Достоинством таких приборов является то, что в ряде случаев с их помощью можно выявить первичную маркировку кузова (если она не была уничтожена в процессе ее изменения). Приборы данной группы используются в экспертно-криминалистических подразделениях.

Магнитные толщиномеры

Магнитный толщиномер МТ-41НУ конструкции МНПО "Спектр" предназначен для измерения толщины немагнитных покрытий (шпатлевка, олово, латунь и др.), нанесенных на ферромагнитные основания; имеет габаритные размеры 127х200х280 мм и массу 3,5 кг.

С использованием данного прибора можно выявить изменения маркировки, связанные с нанесением поверх первичной маркировки слоя шпатлевки, олова, латуни или иных диа- и парамагнитных покрытий (например, эпоксидная смола).

Установление факта изменения маркировки кузова в данном случае производиться путем измерения толщины немагнитного покрытия, нанесенного на стальную панель, в месте расположения маркировки и в нескольких точках, удаленных от нее. Реализация предлагаемого метода возможна благодаря тому, что толщина слоя вещества, нанесенного поверх маркировочной площадки, в результате произведенных манипуляций становиться значительно больше его толщины в отстоящих местах. Практика исследования маркировочных данных ТС сложилась таким образом, что объектами исследования являются только маркировочные площадки, с нанесенными на них обозначениями, и заводские таблички. Подобное необоснованное сужение круга объектов исследования снижает возможности решения вопроса о подделке маркировочных данных, получения ориентирующей информации для проверки ТС по учетам и т. д. К исследованию маркировочных данных ТС необходимо подходить шире. Только комплексный подход обеспечивает достоверность и полноту результатов исследования.

Такой комплексный подход предполагает тщательный анализ определенной совокупности особенностей, характеризующих данный автомобиль.

Как уже было отмечено, это:
- исследование регистрационных документов;
- установление года выпуска автомобиля, его модели и, если возможно, модификации, а также соответствия кузовных деталей и основных комплектующих узлов и агрегатов модели автомобиля году его выпуска;
- осмотр и при необходимости исследование лакокрасочного покрытия и следов перекраски или ремонтной подкраски;
- определение расположения маркировки в зависимости от модели и года выпуска ТС;
- исследование соединений маркируемых деталей (панелей) с прилегающими, креплений заводских табличек;
- исследование дополнительной и скрытой маркировки;
- исследование целостности маркируемых деталей;
- исследование особенностей маркировочных площадок (формы), фактуры поверхности;
- исследование самой маркировки (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение и. т. п.);
- выявление первичной маркировки при наличии признаков ее изменения.

Результатом исследования должно быть решение о подлинности маркировки, содержании первичной маркировки и (в необходимых случаях) составление запроса для проверки ТС по учетам угнанных и похищенных ТС.

Основные варианты выводов представляются следующими:
- маркировочные данные подлинны (не изменялись);
- маркировочные данные изменены на заводе-изготовителе, указывается первичная маркировка;
- маркировочные данные изменены не на заводе-изготовителе, указывается первичная маркировка (полностью или частично);
- маркировочные данные изменены не на заводе-изготовителе, первичная маркировка уничтожена (не поддается выявлению), составляется ориентирующая информация.

Известно несколько классификаций АТС, которые разрабаты­вались в интересах различных ведомств по соответствующим клас­сификационным признакам.

По назначению АТС делятся на грузовые, пассажирские и спе­циальные. К грузовым относятся АТС предназначенные для пере­возки различных видов грузов. К пассажирским относятся АТС предназначенные для перевозки людей, это автобусы и легковые автомобили. К специальным относятся автомобили предназначены не для транспортирования грузов или пассажиров, а щя монтажи специального оборудования с целью выполнения соответствующих работ.

По типу двигателя АТС делятся на бензиновые, дизельные, га­зовые, газогенераторные, электрические и другие.

По проходимости АТС делятся на автомобили обычной прохо­димости (непопноприводные), повышенной проходимости (полно­приводные), болотоходы, снегоходы, плавающие и другие, а полу­прицепы и прицепы делятся на имеющие активный привод и без активного привода.

По колесной формуле АТС классифицируются по общему чис­лу колес и по числу ведущих колес. Колесная формула. Для колес­ных автомобилей принято обозначение двумя цифрами, разделен­ными знаком умножения. Первая цифра - общей число колес, вто­рая - число ведущих колес (двухскатные колеса считаются за одно колесо). Исключение составляют переднеприводные автомобили и автопоезда с одноосными тягачами, где первая цифра - число ве­дущих колес, вгорая - общее число колес.

Для грузовых автомобилей в основную колесную формулу мо­жет быть введена через точку третья цифра: «1» означает, что все колеса односкатные; «2» - что ведущая задняя ось (оси, тележки) имеют двухскатную ошиновку.

Таким образом, колесные формулы 4x2.2, 4x2.1, 4x4.2 и 4x4.1; 6x4.2, 6x6.2, 6x6.1 и 6x2.1; 8x4.2, 8x4.1, 8x8.2 и 8x8.1 означают, со­ответственно, двух-, трех- и четырехосные грузовые автомобили.

Сочлененные грузовые автопоезда с одно-двухосными тягача­ми имеют колесную формулу 2x4.1 и 2x6.1
По характеру исполнения АТС делятся на одиночные автомо­били, автомобили-тягачи для буксирования прицепов и автомобили седельные тягачи для буксирования полуприцепов.

По числу осей АТС делятся на одно-, двух-, трех-, четырех- и многоосные.

По климатическому исполнению АТС делятся на исполнение обычное (умеренный климат), северное (холодный климат) и жар­кое (тропический - влажный и пустынный - запыленный климат).

Кроме того АТС делятся на армейские, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, строительные и другие. По конструктивным признакам АТС подразделяются еще на капотные, безкапотные, ко-роткокапотные, длиннобазные, короткобазные, с различными трансмиссиями, по расположению двигателя, с передним, средним и задним продольным и поперечным расположением двигателя.
Большинство из перечисленных классификационных признаков практически имеют незначительное отношение к отрасли автомо­бильный транспорт. Поэтому разработана специальная транспорт­ная классибикация, основанная на принципе использования АТС
(рис. 3.6).

По этой классификации, все виды автомобилей и автомобиль­ных поездов подразделяются на три группы, определяемые их мас­сой, точнее, наибольшей величиной осевой нагрузки на опорную поверхность. Этим характеризуется возможность их применения на тех или иных видах автомобильных дорог.

Все автомобили разделены на три группы:

  • группа внедорожная не имеющая ограничений по нагрузке на ось (карьерные, аэродромные и т.п.).
  • К группе А относятся автомобили МАЗ, КрАЗ, а также некото­рые модели автомобилей КамАЗ, большегрузные автомобили ино­странного производства, многоместные автобусы Ликинского и Львовского заводов, автобусы «Икарус» и другие.
    К группе Б относятся автомобили УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, УралАЗ, КАЗ, а также некоторые модели автомобилей КамАЗ, автобусы средней размерности Ликинского, Львовского, Павловского и Кур­ганского заводов, все автобусы малой размерности и легковые ав­томобили.

    К группе внедорожных относятся карьерные самосвалы БелАЗ и другие.

    Все автомобили подразделяются на транспортные, используе­мые для перевозки грузов и пассажиров и на специальные - не транспортные. К последним относятся пожарные автомобили, авто­краны, автовышки, подметальные, снегоуборочные и другие.

    Транспортные автомобили и автопоезда подразделяются на грузовые и пассажирские, а последние на автобусы и легковые. Каждая из трех разновидностей подразделяется по своим основным конструктивным схемам, размерности и виду перевозок.

    Грузовые автомобили по конструктивной схеме подразделяют­ся на одиночные и автопоезда, последние могут состоять из борто­вого автомобиля с прицепом или седельного автомобиля-тягача с полуприцепом.

    Для организации поточного движения по дорогам все грузовые автомобили и автобусы независимо от их полной массы должны обладать одинаковыми тягово-скоростными качествами, одинако­вой динамикой разгона и торхюжения. Для этого необходимо чтобы мощности двигателей были пропорциональны полным массам транспортных единиц. В противном случае снижается пропускная способность дорог и могут создаваться заторы движения. Поэтому на автомобилях-тягачах, используемых с прицепом или полуприце­пом, нужно применять двигатель более мощный, чем на одиночных автомобилях.

    Грузовые автомобили по размерности (по грузоподъемности) раз­деляются на пять классов:

    1. особо малой до 0,5 т;
    2. малой от 0,5 до 2,0 т;
    3. средней от 2,0 до 5,0 т;
    4. большой от 5,0 до 15,0 т;
    5. особо большой свыше 15,0 т.

    Грузовые автомобили и автопоезда подразделяются по виду пе­ревозок, определяющему тип кузова на две группы:

    1. универсальные - многоцелевого назначения с кузовом борто­вая платформа;
    2. специализированные, конструктивно приспособленные для перевозки одного или нескольких определенных видов грузов,

    Автомобили и автопоезда могут быть двух видов по дальности перевозок - для местных перевозок, на расстояние в пределах 50 км, а также для дальних, междугородн их. Автобусы по конструкционной схеме подразделяются на три вида:

    1. одиночные;
    2. сочлененные;
    3. автобусные поезда, то есть автобус с прицепом.

    Одиночные автобусы применяются наиболее часто.

    Сочлененные автобусы применяются для улучшения маневренности автобусов большой вместимости.

    Автобусные поезда применяются ограниченно. Возможно при­менение прицепов для перевозки багажа, а также применение при­цепов для обслуживания аэропортов.

    Двухэтажные автобусы в классификацию не включены, так как в Российской Федерации они распространения не получили. Их ос­новные недостатки: плохая устойчивость, затруднение посадки и высадки.

    Автобусы по габаритной длине согласно ГОСТ 18716-73 подразде­ляются на пять классов:

    1. особо малые длиной до 3,0 м;
    2. малые длиной от 6,0 до 7,5 м;
    3. средние длиной от 8,0 до 9,5 м;
    4. большие длиной от 10,0 до 12,0 м;


    Для автобусов наряду с габаритной длиной необходимо также учитывать вместимость (табл. 3.1).

    По виду перевозок автобусы подразделяются на следующие разно­видности: городские, пригородные, междугородные, местного сообщения, общего назначения, туристиче­ские, экскурсионные и школьные.

    Таблица 3.1. Классификация автобусов

    Легковые автомобили по конструкции кузова подразделяются на седаны, купе, универсалы, фастбеки. лимузины и другие
    Легковые автомобили различаются по величине рабочего объе­ма двигателя, массе автомобиля и числу мест. При предельном ме­жду группами н классами рабочем объеме двигателя определяющей принимается сухая масса автомобиля. По виду перевозок легковые автомобили подразделяются на личные, служебные, такси и про­катные.

    В отечественном автомобилестроении используется классифи­кация и система обозначения АТС, определяемые отраслевой нор­малью ОН 025 270-66 Минавтопрома СССР.

    В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 принята следующая система обозначения АТС: каждой новой модели автомобиля, при­цепа и полуприцепа присваивается индекс, состоящий из ряда букв и цифр.

    Перед полным цифровым индексом ставится через дефис бук­венное обозначение (марка) завода-изготовителя (аббревиатура или условное название, например: ГАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, Урал, Москвич). Первая цифра обозначает класс АТС: по рабочему объему дви­гателя - для легкового автомобиля; по габаритной длине - для ав­тобуса; по полной массе для грузового автомобиля. Вторая цифра указывает на тип АТС: легковой автомобиль обозначается цифрой 1 автобус - 2, грузовой автомобиль или пикап - 3, седельный тягач - 4, самосвал - 5, цистерна - 6, фургон - 7, цифра 8 - резерв, специ­альное АТС-9.

    Третья и четвертая цифры индексов указывают на порядковый номер модели, а пятая говорит о том, что это не базовая модель, а модификация. Шестая цифра обозначает вид исполнения: для хо­лодного климата - 1, экспортное исполнение для умеренного кли­мата - 6, экспортное исполнение для тропического климата - 7.

    Некоторые АТС имеют в своем обозначении через тире при­ставку 01, 02, 03, 04 и т.п., что указывает на то, что модель или мо­дификация является переходной или имеет какие-то дополнитель­ные комплектации.

    Две первые цифры индексов, присвоенных в соответствии с от­раслевой нормалью легковым автомобилям, автобусам, грузовым (специализированным) автомобилям и прицепам (полуприцепам) приведены соответственно в табл.3.2, 3.3, 3.4.



    Для прицепного состава первая цифра 8 для прицепов и для по­луприцепов цифра 9.

    Для прицепов и полуприцепов вторая цифра обозначает тип прицепного состава в соответствии с типом автомобиля-тягача, т.е. 1 - это прицеп легкового автомобиля, 2 - пассажирский прицеп к автобусу и т.д. (табл.3.5.).

    Таблица 3.5. Индексы прицепов и полуприцепов (первые две цифры по ОН 025270-66)


    Типы прицепов

    Прицепы

    Полуприцепы

    Легковые

    Автобусные

    Грузовые (бортовые)

    Самосвальные

    Цистерны

    Фургоны

    Специальные

    Третья и четвертые цифры индексов для прицепов и полупри­цепов определяют их полную массу, а пятая цифра модификацию (табл.3.6). Таблица 3.6. Индексы прицепов и полуприцепов (третья и четвертая цифры по ОН 025 270-66)


    №№ группы

    Индексы

    Полная масса, т

    Прицепы и полуприцепы

    Прицепы-роспуски

    01-24

    25-49

    4-10

    6-10

    50-69

    10-16

    10-16

    70-84

    16-24

    16-24

    85-99

    Так, например, легковой автомобиль с рабочим объемом двига­теля 1,5 л, выпускаемый Волжским автозаводом, обозначается ВАЗ-2112; автобус с габаритной длиной 7,00 м, выпускаемый Пав­ловским автобусным заводом - ПАЗ-3205; грузовой бертовой авто­мобиль-тягач полной массой 15,3 т, выпускаемый Камским автоза­водов, обозначается КамАЗ-5320; прицеп грузовой бортовой пол­ной массой 12,0 т, выпускаемый Ставропольским заводом автомо­бильных принципов, обозначается СЗАП-8355.

    Базовые модели автомобильных двигателей, их узлы и детали обозначаются по той же нормали десятизначным цифровым индек­сом. Первая цифра индекса определяет класс двигателя, связанный с его рабочим объемом (табл. 3.7).

    Таблица 3.7. Классификация двигателей по рабочему объему (по ОН 025 270-66)


    Рабочий объем,

    Класс

    До 0,75

    Свыше 0,75 до 1.2

    свыше 1,2 до 2

    Свыше 2 до 4

    Свыше 4 до 7

    Свыше 7 до 10

    Свыше 10 до 15

    Свыше 15

    Сказанная классификация применяется в соответствии с ГОСТ 25478-91 в Российской Федерации. Кроме того, она обеспечивает единообразный подход при использовании технической докумен­тации на отечественные и зарубежные АТС по условиям безопас­ности дорожного движения.
    В качестве пояснений к табл. 3.8 следует отметить, что полная масса седельного автомобиля-тягача состоит из его массы в снаря­женном состоянии, массы водителя и другого обслуживающего персонала, находящегося в кабине автомобиля и части полной мас­сы полуприцепа, которая передается на седельное устройство тяга­ча. Полная масса полуприцепа состоит из его массы в снаряженном состоянии и грузоподъемности.
    Сравнительная таблица соответствия категорий АТС по клас­сификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской эко­номической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации конвенции о дорожном движении приведена в табл. 3.9.

    Последующие цифры индекса обозначают номера базовой мо­дели двигателя, его агрегатов, узлов и деталей.

    До введения в действие ОН 025 270-66 индексация основных моделей отечественных автомобилей, прицепов и полуприцепов производилась следующем образом: вначале ставилась марка - бу­квенное обозначение завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, Москвич и т.п., после нее через дефис двух- или трехзначное цифровое обо­значение. Например, ГЛЗ-52, Урал-375, полуприцеп ОдАЗ-885. при этом каждый за вод-изготовитель применял цифровые индексы в определенных пределах. Так, например, Горьковский автомобиль­ный завод использовал цифры от 10 до 100, ЗИЛ - от 100 до 200 и т.д. Для модернизированной автомобильной техники и модифика­ций добавлялись буквенные обозначения или через дефис двух­значное число. Например, МАЗ-200В, ЛАЗ-699Р, Москвич-412ИЭ, ЗИЛ-130-76.ГАЗ-24-10.

    Кроме индексации прицепов, предусмотренной нормалью ОН 025 270-66, широкое распространение получило следующее услов­ное обозначение автомобильных прицепов, которое включает:

    П - полуприцеп (в сочетании с АПП - автомобильный полу­прицеп);
    Р - роспуск (в сочетании с АПР - автомобильный прицеп рос­пуск;
    Н - ннзкорамный; Б - бортовой; С-самосвальный; П - платформа; Ф - фургон; Ц - цистерна; К - контейнеровоз; Т - тяжеловоз; М-модульный и другие. через тире одна, две или три цифры обозначающие грузоподъ­
    емность прицепа или полуприцепа в тоннах;
    » далее тогда через тире условное обозначение по нормали ОН 025 270-66. Примеры условного обозначения некоторых прицепов и полу­прицепов:

    Государственная регистрация автотранспортных средств про­изводится в соответствии с классификацией, установленной Кон­венцией о дорожном движении, которая принята на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 г. и ратифицирована Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР 29 апреля 1974 г. в соответствии с данной классификацией АТС разделяются на следующие категории:


    В - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест в которых, помимо Сиде­нья водителя, не превышает восьми;


    С - автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;


    D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;


    Прицеп - транспортное средство, предназначенное для движе­ния в составе с механическим транспортным средством (включает и полуприцепы).
    В отечественной практике, связанной с классификацией АТС, постепенно начинают использоваться обозначения, принятые в ме­ждународных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разработанных Комитетом по внутреннему транспорту Европей­ской экономической комиссии ООН. Источник информации Сайт: http://www.grtrans.ru/

    • Назад