Покрышки на колесах автомобиля имеют важное значение для комфортной и безопасной езды на дорогах. В зависимости от времени года, для которого могут использоваться шины, они могут отличаться различными особенностями и свойствами. Более подробно о том, какой штраф за зимнюю резину летом, далее в статье.
Как такового штрафа за использование зимней резины в летний период в Кодексе об административных правонарушениях не установлено. Однако в данном документе содержатся две статьи с наказанием за следующие правонарушения, которые касаются использования шин:
1. Эксплуатация автомобиля с «лысой» резиной, то есть сильно изношенной и с несоответствующей установленным значениям глубиной протектора. С 1 января 2015 года минимальная высота протектора должна составлять:
Что касается остаточной глубины протектора на зимней установленной резине, то она должна быть равна не менее 4 мм.
Несоблюдение этих требований квалифицируется как использование автомобиля с техническими неисправностями, поэтому за такие действия полагается определенная ответственность. Она устанавливается в соответствии с ч. 1 ст. 12.5 Кодекса об административных правонарушениях и состоит в наложении штрафа в размере 500 руб .
2. Установка на одну автомобильную ось покрышек разного типа, например: шипованных и нешипованных, с отличающейся глубиной протектора, новых и изношенных, не предусмотренных изготовителем и т. п. Все это также относится к неисправностям автомобиля, поэтому штраф применяется согласно той же ч. 1 ст. 12.5 КоАП в размере 500 руб.
Также в случае попадания водителя в ДТП неподходящий тип покрышек может быть отягчающим обстоятельством, если в результате аварии кто-то погиб или получил серьезные повреждения.
Покрышки для автомобиля условно можно разделить на летние и зимние в соответствии с сезоном, в который они могут быть использованы. Такое разделение происходит не зря, ведь каждый вид резины предназначен для эксплуатации только в определенных погодных условиях. Зимние покрышки нельзя использовать летом по нескольким причинам:
ВАЖНО! Все это способствует созданию аварийной ситуации и повышает риск для жизни и здоровья, причем как самого водителя, так и других граждан: водителей, пассажиров, пешеходов.
Для предотвращения такой ситуации и воздействия на водителей с целью заставить их вовремя менять резину в некоторых случаях за это полагается штраф.
Регламентация периодов использования того или иного типа покрышек происходит на основании специального нормативного документа – Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В соответствии с приложением №8, которое имеется в данном документе, устанавливаются такие требования к сезонности шин:
ВАЖНО! Конкретные периоды использования того или иного вида покрышек могут быть установлены отдельными субъектами РФ с учетом климатических условий каждого региона.
Недоработка законодательства в этой сфере состоит в том, что несмотря на наличие данных положений, в Кодексе об административных правонарушениях не предусмотрено никакой ответственности за их нарушение. Частично это связано с обширностью территории РФ и различными климатическими условиями на ней, из-за чего пока сложно установить единые требования к сезонности покрышек.
Однако предложения по введению определенных мер звучат уже давно, так что в ближайшие несколько лет можно ожидать некоторых нововведений. Причем это может быть не только тот штраф, который в некоторых случаях уже применяется и сейчас, но и отказы в выплате страховки в случае ДТП или существенное повышение величины штрафов во всех случаях несоответствия шин Техническому регламенту.
Так называемый «закон о зимней резине» – это Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств» (который, кстати, вступил в силу уже давно – с 1 января 2015 года). А точнее (в вопросе о сезонной смене резины) нас интересует Приложение 8 «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации» к данному Техническому регламенту.
Смотрим Раздел 5. Требования к шинам и колесам:
«Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 (см. ниже) настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств – членов Таможенного союза. »
Шина считается непригодной к эксплуатации при:
«Пункт 5.6.2.
Остаточной глубине рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) не более:
Пункт 5.6.3
Остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками “М+S”, “M&S”, “M S” (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии – не более 4,0 мм;»
А такого штрафа пока не существует (по состоянию на 1 декабря 2015 года, когда, согласно Регламенту, следует сменить летнюю резину на зимнюю). Наши законодатели это дело пропустили или отложили до лучших времен) Такое случается редко.
Правда есть такая Статья 12.5 в КоАП РФ:
Часть 1.
Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с «Основными положениями» по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 – 7 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Но в «Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» Правил дорожного движения прописан только износ шин (Раздел 5 «Колёса и шины» пункт 5.1). Про смену зимней и летней резины там нет ни слова. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ) тоже нет никаких ссылок на Технический регламент Таможенного союза по вопросу сезонной смены шин.
Поэтому, если вы едете в лютый мороз, снегопад и гололед на полностью изношенной летней резине, то максимум что может сделать инспектор ГИБДД – это предупредить, что надо бы шины поменять, или выпишет штраф 500 рублей за «лысую» резину.
Когда же будет штраф за езду на резине не по сезону?
Газета «Ведомости» недавно сообщали, что Первый вице-премьер России Игорь Шувалов на «правительственном часе» в Совете Федерации обещал ускорить законодательное оформление штрафов за отсутствие зимней резины на автомобилях до конца 2015 года.
Поэтому ждать нового штрафа осталось недолго, но не ранее чем весной 2016 года (учитывая сроки рассмотрения, подписания, опубликования и вступления в силу).
Итак:
В Техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств» (Приложение 8 Раздел 5 Пункт 5.5 – Действует с 1 января 2015 года) прописаны:
На зимней резине без шипов можно ездить в любое время года.
Всесезонные шины можно ставить зимой только с маркировкой «М+S», «M&S», «M S»
Штрафа за резину не по сезону пока нет (и появится не ранее весны 2016 года)
Сейчас есть предупреждение или штраф 500 рублей только за изношенную резину (любую – и летнюю, и зимнюю, и всесезонную)
Обращаем внимание, что Технический регламент Таможенного союза действует с 1 января 2015 года и прямо запрещает эксплуатацию автомобиля на летней резине зимой (декабрь, январь, февраль) и на шипованной резине летом (июнь, июль, август), хотя в данном случае носит рекомендательный характер (т.к. штрафа за неисполение регламента (в части сезонной смены шин) законодатель не предусмотрел). Но это не надолго…
Рядового автомобилиста рогом изобилия все новых карательных инициатив. Он, в массе своей, уже заранее готов стоять по струнке и выполнять требования даже самых дурацких законодательных инициатив. Сейчас, видимо в связи с надвигающимися холодами, народ обуяло повальное убеждение, что уже 2016-го всех, кто ездит на летней резине зимой, будут как-то страшно штрафовать. Особо тревожные сограждане уверяют, будто штрафы за отсутствие зимней резины уже действуют с 1 ноября 2015. Люди что-то слышали про введение в действие на территории России Технического регламента Таможенного союза и начитались газетного самопиара ряда политиков, эксплуатирующих тему «зимней резины».
На самом деле, пресловутый Технический регламент действует в России уже почти год - он официально вступил в силу с 1 января 2015 года. И в том, что касается зимних колес ничего особо нового нам не принес. Разве что летом (в период с июня по август) запрещается ездить на шипованной резине. А календарной зимой (с декабря по февраль) документ требует ездить на зимних покрышках. То есть на тех, что несут значок «в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками « М+S», «M&S», «M S». В эту категорию входит, кстати, и так называемая всесезонка. Главное требование к таким колесам, помимо их целостности, касается остаточной глубины протектора. Она должна быть не менее 4 миллиметров.
Единственное существующее на сегодняшний день наказание за нарушение этого требования - статья 12.5.1 КоАП РФ - «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена». Она обещает нарушителю предупреждение со стороны сотрудника полиции или штраф в 500 рублей. Никаких иных кар в законодательстве нет. Разговоры о 2000, 3000, 5000 рублей штрафа за езду на летней резине зимой пока что являются не более чем пожеланиями из Госдумы и Совета Федерации. В конце концов они вполне могут это дело и «продавить», доведя ситуацию до внесения поправок в КоАП. Но это если и произойдет, то уж явно не ранее будущей весны.
Поэтому сейчас в России кто угодно может ездить когда и где угодно на какой-угодно резине без какой-либо по этому поводу. Дело в том, что и резина не по сезону, и изношенный протектор относятся к категории неисправностей, с которыми допускается движение транспортного средства до места ремонта или стоянки. То есть, даже если инспектор пристанет к любителю резинового «лета» зимой, последний всегда может отговориться, что едет ставить машину в гараж до весны или направляется на шиномонтаж для замены колес.
Несоблюдение вопросов безопасности ПДД неминуемо влечет за собой случаи гибели людей. Эта закономерность действует в отношении автомобильных шин: за использование не соответствующих сезону колес предусмотрено административное наказание. В 2016 г. в законодательство РФ были внесены поправки, узаконившие штрафы ГИБДД за резину не по сезону в размере 500 рублей.
Каждый водитель должен иметь по одному комплекту летних и зимних шин. Конечно, их приобретение стоит денежных вложений. Однако нужно помнить: прежде всего, вы вносите весомый вклад в надежную безопасность не только собственной жизни, но и окружающих людей.
Если тип выбранных изделий соответствует времени года, вероятность ДТП существенно снижается и исключается выписка штрафов ГИБДД за резину не по сезону:
Эксплуатация зимних шин летом представляет большую опасность по причине их мягкой структуры.
Эти особенности могут грозить:
Хотя четкие положения в Кодексе уже разработаны, их несоблюдение не предусматривает жесткой ответственности.
Законодательством учтены климатические зоны: погодные особенности северных районов России допускают эксплуатацию зимних шин даже летом.
Недостаток действующих поправок состоит в невозможности введения Единого кодекса требований на всей территории страны. Поэтому соответствующий законопроект окончательно не принят. К тому же отсутствие знака «Шипы» также не предусматривает наказания для водителя.
Предполагается, что штрафы ГИБДД за резину не по сезону будут повышенными для автовладельцев, а также возможна вероятность в отказе страховки ОСАГО в случае ДТП.
Читайте также:
Размер штрафа за грязные или нечитаемые номера и как его избежать?
Предусмотрен штраф ГИБДД за летнюю резину в зимнее время года в размере 500 рублей (ст. 12.5 ч.1 КоАП). В данном случае использование машины не соответствует прописанным техническим характеристикам. Последующие нарушения этого положения не увеличивают сумму штрафа.
Поездки на таком автомобиле приравниваются к грубому нарушению по причине несоответствия действующим стандартам и влекут наложение штрафа, как и в предыдущей ситуации – 500 рублей. Наказание в таком же размере выписывается за наличие шипованной резины летом.
Важно! Исключением из правил являются ситуации, когда допускается эксплуатация летом зимних/шипованных колес в определенных регионах России из-за особенностей климата. В случае езды на «шиповке» стекло машины следует оборудовать особым знаком для того, чтобы оповестить об этом остальных автовладельцев.
Раньше законодательством четко прописывалось число шипов, устанавливаемых на колесе. Допускалось отклонение от нормы в сторону увеличения их количества. При этом водитель должен был доказать отсутствие сильной нагрузки на дорожное полотно со стороны покрышек и надежное сцепление с дорогой. В действующих поправках эти моменты не учтены.
Ее использование запрещено по причине несоответствия требованиям в отношении минимального протекторного рисунка. Водитель несет административную ответственность.
1 января 2015 г. были установлены следующие стандарты по минимальной глубине рисунка:
На автомобиле допускается эксплуатация шин с различным протекторным рисунком на разных осях. Однако одна автомобильная ось должна иметь колеса с абсолютно идентичным рисунком протектора.
Наличие разных протекторов на покрышках способно ухудшит сцепление с дорожным покрытием, что повышает возможность появления заноса и аварийной ситуации.
За такое нарушение предусмотрено денежное взыскание в сумме 500 рублей (ст.12.5 ч.1 КоАП). Перечень неисправностей четко регламентирует подобные случаи: запрещается эксплуатация транспортных средств с неодинаковыми типами рисунков на общей оси.
Внимание! Сезонная резина устанавливается одновременно на все колеса. Это требование также действует в отношении «шиповки»: запрещено их использование, если одна ось имеет «шиповку», а на другую установлены обычные изделия.
Если автовладелец является виновником ДТП, в котором погиб человек или причинен серьезный вред здоровью и при этом имеются доказательства нарушения им закона о зимней резине, наказание ужесточается – может наступить уголовная ответственность.
Как показывает статистика, основная причина множества аварий на дороге − это изношенные либо установленные не по сезону шины. Сотрудник ГИБДД не имеет права оштрафовать за использование «лысых» покрышек, не измерив глубину протекторного рисунка специальным прибором.
Каждый год с приближением холодов водители начинают задаваться вопросом, когда обувать зимнюю резину. В настоящее время ответ на данный вопрос частично регулируется нормативным правовым документом.
Когда ставить зимнюю резину по закону в 2015 году?
Соответствующий закон - Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств.
В этой статье речь пойдет о законодательно установленных сроках смены летней резины на зимнюю. Кроме того будет рассмотрен штраф за неправильное использование резины.
Когда переходить на зимнюю резину по закону?
Рассмотрим пункт 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств:
5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.
Итак, что можно понять из данного пункта:
1. В летние месяцы (июнь, июль, август) запрещается использовать только шипованные шины.
2.В зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. Можно поставить на автомобиль как шипованные, так и неошипованные шины. Главное, чтобы они имели маркировку «М+S», «M&S» или «M S» и соответствующий рисунок (на картинке слева).
3. Сроки запрета эксплуатации могут быть только увеличены местными властями и не могут быть уменьшены. Т.е. в Вашем регионе могут, например, запретить использовать шипованные шины с мая по сентябрь. При этом региональные власти не могут уменьшить срок запрета, т.е. с июня по август автомобили во всех регионах не должны использовать шипы.
Таким образом существуют следующие промежутки использования автомобильной резины:
Летние шины (без маркировки М+S и т.п.) могут использоваться с марта по ноябрь.
Зимние ошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться с сентября по май.
Зимние неошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться круглый год.
Таким образом, если у Вас есть летняя резина (без маркировки) и зимняя ошипованная резина, то произвести замену Вы должны в течение осени т.е. с сентября по ноябрь.
Использование всесезонной резины в 2015 году
В отдельную группу нужно выделить водителей, использующих так называемую всесезонную резину (предназначенную для эксплуатации в течение всего года).
Всесезонная резина может эксплуатироваться в зимние месяцы (декабрь - февраль) только в том случае, если она имеет соответствующую маркировку «М+S», «M&S» или «M S».
В противном случае эксплуатация всесезонной резины в зимние месяцы не допускается.
Штраф за неправильное использование резины в 2015 году
В 2015 году Глава 12 КоАП не содержит ссылок на Технический регламент Таможенного союза. Т.е. штраф за отсутствие зимней резины наложен быть не может.
Тем не менее существует штраф за использование изношенной зимней резины - 500 рублей (или предупреждение). Данный штраф может быть наложен на водителя, эксплуатирующего зимнюю резину (с маркировкой M+S и т.п.), у которой глубина протектора на самом изношенном месте составляет менее 4 мм. Отмечу, что штраф накладывается только при эксплуатации автомобиля на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии.
Подведем итоги данной статьи:
По закону менять резину на зимнюю можно с сентября по ноябрь.
На практике выбор конкретной даты для замены нужно делать с учетом погодных условий. Однако я не рекомендую менять резину позже 15 ноября - неофициального дня смены летней резины.
Штраф за использование в зимние месяцы летней или всесезонной резины в 2015 году не накладывается.
До это с 2013 года действовал закон, который не регламентировал использование сезонных шин, а также штрафы за них в случае если автовладелец не поменял резину.
Однако, в этом с 1 ноября уже вступает силу другой закон «О безопасности транспортных средств», в котором законодатели детально прописали требования с сезонности шин.
Теперь согласно этого документа использование на транспорте в зимнее время летней резины запрещено, автомобиль обязательно должен быть оборудован зимними шинами.
В документе уточняется, что резина должна быть заменена на всех колесах без исключения. Кроме этого указанно, что в летнее время запрещено использование зимних шин с шипами. При этом в законе не запрещается использование шин на, которых отсутствуют шипы.
Штрафы за данное нарушение не предусмотрены. Но вы можете быть оштрафованы, если высота протектора на зимних шинах меньше 4 мм, на летних шинах высота предусмотрена не менее 1.6 мм, а сумма штрафа за это нарушение 500 рублей.
На сайтах и форумах для автолюбителей стали появляться сообщения, о том, что 1, 2 и 3 ноября полиция начинает рейд по выявлению нарушителей и будут штрафовать тех кто не сменил резину на зимнюю. Сумму штрафа называют 5000 рублей.