Для поддержания агрегатов автомобиля в хорошем состоянии, водитель должен выполнять ряд простых действий: эксплуатировать машину в соответствии с рекомендациями производителя, вовремя менять расходные элементы, проходить техническое обслуживание в срок, а также следить за колесами. К последнему пункту относится не только замена летних покрышек на зимние шины, но и процедура схождения-развала.
Оглавление:Развал-схождение или сход-развал – это процедура, которая состоит из двух этапов регулировки колес относительно кузова: развал и схождение. Данные регулировки необходимо проводить, чтобы не возникало проблем с управляемостью автомобиля, от которой напрямую зависит безопасность движения.
Если колеса относительно кузова настроены неправильно, машина будет хуже входить в повороты и «отзываться» на движения руля. Кроме того, не выполняя своевременно сход-развал, водитель рискует столкнуться с проблемой быстрого износа резины. При особенно пагубной ситуации новая покрышка может стереться менее чем за 500 километров.
Регулировка схождения-развала колес в современных сервисах выполняется при помощи специальных стендов с оптическими датчиками, и проведения диагностики на компьютере. За счет этого удается выставить максимально точные значения. Раньше сход-развал регулировался при помощи обычных отвесов.
Под понятием «развал» понимается угол между плоскостью вращения колес и вертикальной прямой. Иначе говоря, отклонение колес на осях от вертикали.
Исходя из определения развала, можно сделать вывод, что он бывает положительный и отрицательный:
При нулевом развале колес, когда верхние и нижние части покрышек находятся на одинаковом расстоянии вдоль одной оси друг от друга, удается достичь минимального износа покрышек.
Под понятием «схождение» понимается угол между плоскостью вращения колес и продольным сечением автомобиля. Выделяют положительное и отрицательное схождение колес:
При неправильно выставленном схождении колес, в разы увеличивается износ колеса, гораздо значительнее, чем при неправильно выставленном развале.
Имеется ряд симптомов, которые явно указывают на сбитые настройки схождения-развала колес автомобиля:
Если проявляются описанные выше симптомы, необходимо отрегулировать развал-схождение колес. Подобную процедуру выполняют практически в любом сервисном центре.
Ремонтируя автомобиль, нужно знать, в каких случаях обязательно потребуется по окончанию работы выполнить развал-схождение колес.
Положение колес автомобиля напрямую зависит от шаровых опор. После их замены обязательно требуется провести развал-схождение колес. Это связано с тем, что в старой шаровой опоре в процессе эксплуатации образуется люфт, под который выполняется сход-развал колес. Когда устанавливается новая шаровая опора, люфт минимизируется, соответственно, изменяется наклон колес и требуется выполнять процедуру схождения-развала.
От настроек рулевого наконечника и зависит схождение колес. Соответственно, при их замене потребуется выполнить процедуру схождения-развала. Также она может потребоваться, если проводится замена рулевой рейки.
Сама замена ШРУСа не влияет на подвеску автомобиля, но после подобной работы обязательно следует провести развал-схождение колес.
Это связано с тем, что при замене шарнира равных угловых скоростей специалисты откручивают крепление рулевого наконечника или шаровой опоры, поскольку это необходимо, чтобы снять ШРУС. После замены, установив новый шарнир, при закручивании рулевого наконечника можно сбить его настройки или вовсе его разбить, из-за чего руль будет тянуть автомобиль влево или вправо при движении по прямой.
Схождение-развал – процедура не из дешевых, и часто недобросовестные сервисы уверяют водителей, что после проведения той или иной работы ее обязательно нужно провести. Ниже приведены наиболее распространенные ситуации, когда водителю может показаться, что необходимо выполнить сход-развал колес, но на самом деле этого не требуется.
Самое распространенное заблуждение, что при замене зимней резины на летнюю и наоборот требуется выполнять сход-развал. Это не так, поскольку на параметры схождения и расхождения колес замена резины, выполненная стандартным образом, никак не влияет. Если после замены шин автомобиль начало тянуть самопроизвольно в сторону при движении по прямой, следует первым делом проверить резину на равномерность износа.
После замены амортизаторов не требуется выполнять сход-развал колес, поскольку от них практически никак не зависят рулевые тяги и шаровые опоры. Во время замены амортизаторов данные элементы рулевого управления не затрагиваются, их даже не требуется раскручивать.
Ситуация со стабилизаторами идентична амортизаторам. После их замены не требуется выполнять сход-развал колес, поскольку при проведении работ не затрагиваются ключевые элементы подвески и рулевого управления.
Всем автолюбителям хорошо известно, что даже незначительное вмешательство в работу ходовой части автомобиля приведет к изменению углов колес, а следовательно, к изменению поведения автомобиля на дороге. Параметры развал-схождения могут зависеть и от других факторов: износа резины, люфтов. Любой автомобиль доходит до такого состояния, когда ему становится необходим И если производить его самостоятельно, то велик риск нарушить такие параметры, как развал, схождение. Что такое нарушение может повлечь за собой? Самые серьезные последствия.
Развал-схождение - что такое скрыто под этим определением? Это и есть установка правильного угла колес. Для того чтобы обеспечить хорошую устойчивость и управляемость, передние колеса нужно установить под определенным углом по отношению к подвеске и кузову автомобиля.
Часто для регулировки подвески используют как раз термин «развал-схождение». Что такое развал? Это угол, находящийся между плоскостью, в которой вращается колесо, и вертикалью. Отрицательным считают такой развал, когда колеса верхней стороной наклонены внутрь. Положительный развал - это когда верхняя сторона колес наклонена наружу. Развал обеспечивает правильное положение колеса при работе подвески. С изменением наклона автомобиля меняется и развал. Если развал нулевой, то шины изнашиваются минимально. Если отрицательный, то улучшается устойчивость автомобиля на поворотах. По величине правый и левый развал должны быть приближены друг к другу максимально, насколько возможно. Иначе это может привести к уводу автомобиля от прямой траектории хода, а также к одностороннему износу рисунка протектора. Это лишь одна часть термина «развал-схождение».
Что такое схождение? Это угол, находящийся между плоскостью, в которой вращается колесо, и направлением движения. Оно обеспечивает правильное положение передних колес автомобиля при разной скорости движения и углах поворота. Чаще всего регулируется схождение путем изменения длины боковых тяг руля.
Конструкция подвески большей части автомобилей дает возможность отрегулировать развал, схождение колес, а также продольный наклон шкворня, который является осью поворота управляемого колеса транспортного средства.
Продольным наклоном оси поворота или шкворня называют угол, находящийся между проекцией линии, которая проходит через середины шаровых опор на плоскость, являющуюся параллельной продольной оси транспорта и вертикалью. Этот наклон обеспечивает стабилизацию передних колес автомобиля в направлении прямолинейного хода. Его еще называют «кастер». Это очень важное значение, так как разница наклона для правого и левого колес, превышающая допустимые показатели, может привести к уводу в сторону того колеса, которое имеет меньшее значение.
Разность значение кастера можно выразить таким параметром, как разность его наклонов. Результат вычитания из большего значения колеса меньшего не должен быть выше 30 минут.
Продольный наклон способствует самовыравниванию колес за счет скорости движения автомобиля. Автогонщики данное значение устанавливают на пару градусов выше заводских настроек. Это делает ход транспорта устойчивее, а еще повышается стремление к движению по прямой.
Характерными признаками отклонения величины от нормальной являются: визг шин во время поворота, увод автомобиля при движении в сторону, односторонний износ рисунка протектора, неравномерные усилия при правом и левом поворотах на рулевом колесе.
Углом движения характеризуется поворот заднего моста по отношению к автомобиля. Этот параметр является очень важным и чем ближе его значение к нулю, тем лучше. Если значение положительное, то это значит, что есть повернутость вправо, а если отрицательное, то влево. Если имеют место отклонения больше допустимых значений, нужно срочно вмешаться и настроить до нормальных.
Перед тем как сделать развал-схождение, необходимо убедиться, что в шинах нормальное давление, износ протектора на обоих колесах примерно одинаковый, люфт в рулевом управлении и подшипниках отсутствует, не деформированы диски колес, а также не требуется ремонт подвски автомобиля.
Эта проблема может быть вызвана несколькими причинами:
Если кроме наклона руля имеет место еще и увод транспорта в сторону, то для начала необходимо обнаружить и устранить причину, вызывающую этот увод, и только потом выставлять правильное положение руля.
Что такое может быть в этом случае?
1. Необходимо проверить влияние резины. Для этого меняют местами передние колеса. Если после этого действия увод поменяет направление, то все дело в резине. Нужно менять все колеса по кругу и искать ту пару, на которой автомобиль будет ехать ровно. После этого приводят в соответствие направление вращения колес. В последнее время такая причина увода является очень распространенной. А виной этому - качество шин.
2. Дисбаланс колес может быть повышен. Колесные диски искривлены.
3. Была проведена проверка и такого параметра, как развал-схождение колес, только на передней оси. Нужно также проверить и задний мост, так как причина неисправности может быть в нем.
4. Есть какие-то скрытые нарушения которые перед регулировкой не были обнаружены.
Перед регулировкой машину не уводило, но резина быстро изнашивалась, а после появился увод.
Здесь, как и в предыдущем пункте, причина кроется, вероятнее всего, в резине. Раньше машина ехала ровно, так как увод, который создавался резиной, уравновешивался уводом, создаваемым из-за того, что было неправильно выполнено развал-схождение. ВАЗ бывает подвержен этому. После устранения одной причины появился увод в сторону.
Причин у этой неполадки может быть несколько:
У многих возникает вопрос: нужно ли делать развал-схождение? Для того человека, который уже давно управляет автомобилем, ответ на него очевиден. Кто хоть однажды ездил за рулем автомобиля, у которого были правильно отрегулированы колеса, тот будет лучше чувствовать автомобиль при движении, а также будет замечать даже самые маленькие отклонения углов.
Человек за рулем должен отдыхать и наслаждаться процессом вождения. Именно для этого инженеры и придумали углы установки колес. Ведь водителю на дороге должно быть комфортно и максимально безопасно.
Автомобиль, у которого правильно отрегулированы углы установки колес, обладает:
Автомобиль, у которого сильно нарушены углы, наоборот, может подвести водителя в любой момент. К примеру, при движении по сухой поверхности все может быть в порядке, но как только машина попадает на скользкий или мокрый участок трассы, она может внезапно поехать не туда, куда нужно. Приходится постоянно корректировать автомобиль. И при этом он становится опасным не только для водителя, но и для окружающего транспорта, а также пешеходов. Часто неправильная регулировка приводит к печальным последствиям. Поэтому лучше сделать развал-схождение. ВАЗ наиболее популярен в России, и все мастера без проблем произведут регулировку. Другие марки также хорошо подвергаются правильной настройке угла колес. Во всех развитых странах это является обязательным пунктом при проведении технического осмотра.
Еще одним очень важным моментом является то, что при покупке автомобиля с рук рекомендуется его проверить на правильность ходовой части, потому что большая часть автомобилей, которые продают, в прошлом подвергалась авариям. Бывают даже образцы, которые собраны из двух разны половин, причем сварены они не самым лучшим образом.
4. Автомобиль управляется слишком туго или, наоборот, чересчур легко, плохо держит дорогу.
5. Шины очень быстро изнашиваются.
6. Автомобиль уводит в сторону при торможении.
7. Плохой саморазворот руля при выходе из поворота.
8. После процесса обкатки нового автомобиля или в случае покупки подержанного.
9. Если пробег после последней регулировки составляет более 15 тысяч километров.
10. После смены шин в сезоны.
Стоимость развала-схождения не является высокой и доступна большинству автовладельцев. Она не должна превышать 700 рублей в том случае, если нет необходимости в слесарных работах или какой-то дополнительной регулировке. Стоимость развала-схождения в Москве может доходить до 2000 рублей.
Причиной нарушения управляемости автомобиля является неправильная регулировка углов установки колес. Поговорим, что такое развал и схождение и когда его надо делать.
Нормальное схождение передних колес - важный фактор устойчивости автомобиля. Его определяют, подсчитав разность между кромками шин в их заднем и переднем положениях, замеренных на высоте центра колес между одними и теми же точками обода. Если разность отличается от рекомендованной, схождение нуждается в регулировке.
Точную установку схождения выполняют только на СТО, предварительно проверив надежность крепления рычага рулевой трапеции к поворотной стойке, соединения конусов пальцев шаровых шарниров рулевых тяг, крепления сошки и маятникового рычага. Если проводили ремонт ходовой части, необходимо провести регулировку углов подвески.
Схождения регулируется изменением длины рулевых тяг. Для этого ослабляют стяжные хомуты и поворачивают регулировочные муфты на одинаковую величину в противоположных направлениях, изменяя длину боковых тяг. По окончании регулировки хомуты затягиваются, чтобы их концы после не соприкасались.
Для проверки развала нужно, чтобы давление воздуха в шинах было нормальным, диски не погнуты, свободный ход рулевого колеса должен соответствовать норме. Перед проверкой убедитесь в исправности шарниров рычагов передней подвески, шаровых опор, штоков амортизаторов.
Развал регулируется изменением числа прокладок между осью нижнего рычага и поперечиной или поворотом эксцентрика на передней стойке. Также существуют для отечественных автомобилей пластины развала задних колес .
Далее нужно устранить биение колеса машины и погрешности прибора. При этом не забыть проверить состояние подвески. Например, если сайлент-блок имеет большой люфт - то регулирование углов подвески - бесполезное дело. Потом мастер должен найти данные вашего конкретного автомобиля (если регулировка компьютерная) и по ним делать проверку углов. По результатам вам должны дать распечатку показаний до и после.
На современных авто регулировка развала-схождения не требуется. Конструкция подвески такая, что она исключает изменение углов колес в течении определенного периода эксплуатации. Необходимо делать только после ремонта подвески или аварии (сильного наезда на бордюр).
Материал из Энциклопедия журнала "За рулем"
Регулировки кастора, схождения и развала колес
О регулировках кастора, схождения и развала колес заднеприводного ВАЗ подручными средствами
Для повышения устойчивости автомобиля при движении, легкости управления и снижения износа шин служат углы установки передних управляемых колес. К таким углам относятся: схождение
и развал
колес, продольный и поперечный наклон геометрической оси поворота (кастер
, или, устаревшее, кастор
) управляемого колеса.
Схождение (а) и развал (б) колес
Передние колеса автомобиля (а иногда и задние) устанавливают не параллельно, а под определенными углами друг к другу. Положение колеса относительно вертикальной плоскости называется развалом
колеса, а относительно горизонтальной - схождением
. Схождение и развал бывают как положительными, так и отрицательными.
Несмотря на то что наименьшее сопротивление движению и меньший износ шин будут в случае, когда колеса катятся в вертикальных плоскостях, параллельных продольной оси автомобиля, их все же устанавливают с развалом и схождением. Дело в том, что при движении автомобиля его колеса нагружены силами взаимодействия с дорогой. Например, на передние колеса автомобиля с задним приводом большую часть времени действуют силы, направленные против движения и стремящиеся развернуть колеса наружу. В подвеске автомобиля имеются упругие элементы, которые имеют определенную эластичность и дают возможность колесам повернуться наружу. Для того чтобы при движении колеса катились параллельно продольной плоскости автомобиля, их предварительно устанавливают с небольшим положительным схождением. У автомобилей с передними ведущими колесами, у которых большую часть времени на эти колеса действует сила тяги, совпадающая с направлением движения, колеса устанавливаются с отрицательным схождением. Установка колес с развалом обусловлена более сложными причинами. Колеса при движении автомобиля по возможности должны находиться в положении, когда они перпендикулярны дорожной поверхности (нулевой угол развала). Если колесо катится под углом к вертикали, сцепление шины с дорогой уменьшается, а пятно контакта шины с дорогой изменяет свою форму, что приводит к появлению боковой силы, которая стремится дестабилизировать движение автомобиля.
Можно создать такую независимую подвеску, в которой колесо будет перемещаться в вертикальной плоскости без наклона при движении по любой прямолинейной дороге. Гораздо труднее сохранить вертикальность колеса, когда кузов автомобиля, к которому присоединен направляющий элемент, накреняется при прохождении автомобилем поворота. Поэтому конструкторы современных подвесок выяснили, что лучше позволить изменяться развалу, но сделать его направленным противоположно крену кузова, поскольку это сохраняет вертикальное положение колес при поворотах. Такой подход обеспечивает улучшение сцепных свойств при прохождении поворотов и, как следствие, улучшение устойчивости и управляемости.
Для самовозврата колес к прямолинейному движению после поворота служит угол поперечного наклона шкворня (кастер)
. Наличие такого наклона приводит к возникновению стабилизирующего момента на управляемых колесах, который зависит от величины этого угла наклона и силы тяжести, приходящихся на управляемые колеса, но не зависит от скорости движения. Эти углы лежат в пределах 6–10°.
Наклон геометрической оси в продольной плоскости
заключается в смещении нижнего конца этой оси относительно вертикали. Данный угол наклона служит для сохранения прямолинейного движения колес при движении с большими скоростями. Создаваемые реактивные усилия на плечах, представляющих собой расстояния от точек касания с дорогой, стремятся вернуть колеса в положение прямолинейного движения. Этот угол обычно равен 1–3,5° и зависит от боковой упругости шин.
Автолюбители знают, что при замене деталей в ходовой части происходит изменение настроек и как результат меняется поведение машины на дороге. Геометрия сход-развал зависит от износа резины, люфтов ходовой, давления в шинах и других параметров. Для достижения устойчивости машины передние колеса, а так же задние, ставят под регламентируемым углом относительно друг друга, дороги и элементов кузова. В этой статье мы постараемся ответить на вопрос- когда, в каких случаях нужно делать геометрию (сход-развал)?
Ко
нструктивно подвеска большей части автомобилей имеет возможность регулировать сход-развал. Эта процедура необходима для того, чтобы по завершении замены, настройки деталей, человек за рулем машины получал удовольствие при поездке от правильно установленных передних колес. Кроме того, это один из важных факторов, определяющих безопасность движения.
Специалисты при разработке проекта подвески передних, задних колес учли, что после каждого ремонта или замены изделий этого узла требуется регулировать углы наклона. Производителем заложены возможные отклонения от заданных параметров, имеющие минимальные значения, выражающиеся в единицах, долях угловых секунд. Обычно инженеры автомобильного производства говорят о нескольких углах установки.
Они оказывают большое, а, точнее, решающее значение на динамику, управляемость и экономичность при эксплуатации машины.
Их перечень выглядит следующим образом:
Первый параметр представлен в виде угла наклона колес относительно полотна дороги. Он бывает положительный (верхняя сторона ската направлена вверх и наружу) и отрицательный (верхняя часть его наклонена внутрь). Каждое из этих положений имеет плюсы, минусы. Правильный наклон передних колес, нужен для обеспечения хорошего сцепления с дорожным покрытием и стабильного управления.
Угол схождения надо понимать, как разницу расстояний, измеряемых по нижним и верхним точкам колес. Признаком отклонения от регламентируемых производителем показателей бывает ускоренный сильный износ, ведущий к частой замене покрышек и увеличению расхода топлива. Схождение измеряется в миллиметрах, а также градусах/минутах.
Кастер — продольный угол наклона шкворня, он нужен для стабилизации управления и самовыравнивания колес.
На выполнение этой процедуры изготовитель дает рекомендации, в них указано, после какой величины пробега нужно это делать. Для отечественных машин он нужен в пределах 10-20 т. км, для иномарок 25-30 т. км. Важно помнить, что даже если авто не было в ДТП и на нем не выполняются замены элементов ходовой со временем установка углов нарушается.
В ходе эксплуатации из-за просадки сайленблоков, пружин амортизатора и прочих элементов подвески, параметры нужно менять. Появление микроскопического люфта в соединениях ведет к замене этих показателей. В связи с этим опытные автомобилисты придерживаются «золотого правила» не реже раза в год проверяют правильность установки углов.
Внеочередную регулировку углов установки (схождения, развала) надо делать в следующих случаях:
При этом, при замене многих деталей, если есть уверенность, что не сбиты настройки, опытному водителю регулировку можно проводить по желанию, для подстраховки. Т.к. по поведению автомобиля опытный водитель быстро определит целесообразность такой регулировки.
Это связано с тем, что положение колес зависит от указанных деталей. Например, регулировка была проведена со старой опорой, имеющей определенный зазор, по окончании замены на новую, люфт отсутствует, значит, и угол наклона другой. Менять рулевые наконечники, тяги, рейку надо также с учетом, что потребуются дополнительные работы по установке углов скатов.
Ведь после замены указанных деталей все параметры будут нарушены, а с помощью наконечников регулируется схождение. Если не менять настройки, то произойдет ускоренный износ покрышек, ухудшится управляемость транспортным средством. При замене ШРУСа специалистам приходится разбирать крепление шаровых опор, подшипников, а порой рулевых наконечников.
По окончании замены перечисленные изделия необходимо поставить на место, при этом существует большая доля вероятности, что произойдет сбой настроек. Что, в свою очередь, ведет к тому, руль окажется в ненормальном положении, возможен самопроизвольный увод авто в сторону. Угол установки колес зависит и от клиренса, поэтому по окончании замены пружины, покрышек на другого размера, произойдет изменение параметра дорожного просвета, что так же потребует регулировки геометрии.
Зачем подвеске геометрия Как заменить передние и задние стойки стабилизатора своими руками