Объем дистиллированной воды в аккумуляторе. Как доливать дистиллированную воду в аккумулятор и сколько ее нужно? Сколько воды нужно добавить в аккумулятор

Довольно часто начинающих автомобилистов волнует вопрос о том, что такое дистиллированная вода и для чего ее следует доливать в аккумулятор автомобиля в любое время года. При этом некоторые люди указывают на то, что от дистиллята может быть больше вреда, чем пользы, хотя эта информация не доказана.

Стоит попробовать разобраться с тем, что будет с АКБ, если налить в нее обычную водопроводную воду, и сколько дистиллированной воды придется налить для правильной работы агрегата. Профессиональные водители, которые прекрасно разбираются во всех тонкостях состава электрохимических жидкостей в аккумуляторе.

Дистиллированная вода – часть электролита, без которой нельзя приготовить жидкость электрохимического типа, поскольку она может создать состав необходимой плотности и прибавить полезные свойства. В том случае, если не долить эту воду в АКБ, то агрегат не будет работать максимально правильно.

Дело в том, что электролит состоит из тридцатипроцентной серной кислоты и шестидесяти пяти процентов дистиллята. Конечно же, ясно, что кислота в чистом виде просто-напросто разъест пластины свинца и вывела бы из строя автомобильный аккумулятор. Именно дистиллированная вода помогает существенно снизить концентрацию серной кислоты, позволив аккумулятору работать правильно.

Узнай время зарядки своего аккумулятора

Согласно школьному курсу химии можно понять, что дистиллированная вода – чистейшее вещество, в котором не имеется никаких примесей и солей. Стоит отметить, что водопроводная вода вместо дистиллированной в аккумулятор заливаться не должна, поскольку она далека от идеала. В такой жидкости не только много примесей и солей, но и опасный элемент – хлор.

В том случае, если залить водопроводную воду вместо дистиллированной, то примеси осядут на свинцовые пластинки, а емкость аккумулятора существенно понизится. Значит, вода из-под крана является губительной для АКБ, и залить ее в агрегат – значит окончательно погубить его.

Как рассчитать объем доливаемой воды

Чтобы обеспечить правильную работу автомобильного аккумулятора, стоит понять, сколько понадобиться залить дистиллированной воды. По технической документации соотношение кислоты к дистилляту составляет не более, чем 1:2. Чтобы уточнить, сколько доливать дистиллированной воды в автомобильный аккумулятор, стоит понять, сколько в нем находится кислоты.

Почему важно будет правильно рассчитывать объем доливаемой воды:

  • кислоты должно быть много, поскольку расходуется она при разрядке АКБ, способствуя падению уровня электролита и появлению солей на свинцовых пластинках;
  • в том случае, если аккумулятор заряжается, то уровень дистиллированной воды падает, увеличивая плотность кислоты, поэтому плотность большинства аккумуляторов составляет 1,27 г/см3;
  • если же кислоты не будет столько, сколько необходимо, то электролит при пониженной уровне температуры воздуха превратится в лед;
  • в том случае, если долить в домашних условиях больше кислоты, чем воды, то она разрушит пластины.

Соотношение кислоты к воде, как 1 к 2 выведено много лет назад экспериментальным путем, поэтому изменять его в любую сторону строжайше запрещено. Каждый автовладелец обязан знать, сколько дистиллированной воды в аккумуляторе, чтобы своевременно долить ее своими руками до требуемого уровня.

Правила добавления дистиллята в АКБ

Следует ознакомиться с правилами добавления дистиллята при помощи видео, чтобы долить дистиллированную воду в аккумулятор правильно и не навредить автотранспортному средству:

Для того, чтобы долить дистиллированную воду правильно, следует определить, какой уровень электролита в АКБ, при помощи специальной трубки, диаметр которой составляет не менее, чем пять миллиметров.

Чтобы добиться необходимого уровня электролита, следует набрать в двадцатикубовый шприц дистиллят и долить в каждую секцию АКБ по пять или десять миллилитров жидкости.

После того, как дистиллированная вода будет долита, аккумулятор придется зарядить, не прикрывая пробки банок, не менее четырех раз, чтобы восстановить емкость. Далее закрываются крышки, и АКБ отстаивается около двенадцати часов.

Не стоит забывать, какая техника безопасности должна применять в процессе, поэтому нужно запастись защитными очками и перчатками, и не приближаться к открытым источникам огня.

Низкий уровень электролита автомобильной батареи говорит либо об утечке, либо об испарении жидкости, к которому приводит кипячение аккумулятора. Последнее сопровождается повышением плотности, что причиняет вред прибору вплоть до разрушения пластин и полной потери работоспособности. Чтобы избежать этого, достаточно снизить концентрацию кислоты рабочей смеси, добавив воду в аккумулятор. Но она должна быть абсолютно чистой, поэтому рекомендуется применять дистиллят.

Очищенную жидкость получают путём двухкратного выпаривания и сбора конденсата. Результат - она избавляется от посторонних солей, минералов и других веществ. То есть на выходе имеется чистый H 2 O. В нужной пропорции серная кислота и вода создают необходимую электропроводность рабочей смеси.

Конденсат после испарения при работе автомобильной батареи не оставляет осадка. Следовательно, её можно постоянно доливать в аккумулятор без последствий. То есть не появятся отложения на электродах. Наличие примесей грозит пагубно сказаться на работе батареи:

  • Возникновение осадка на пластинах, из-за которого они постоянно разрушаются, увеличивается сопротивление и уменьшается емкость.
  • Непредсказуемое изменение электропроводности.
  • Ускорение саморазряда, из-за увеличения плотности рабочей смеси.

Внимание! Дистиллированную воду продают на заправках и магазинах. Но и там встречаются подделки. Поэтому, даже приобретя необходимый товар, можно в аккумулятор залить обычную воду со всеми вытекающими последствиями.

Чтобы такого не случилось, достаточно проверить наличие информации о производителе на этикетке. Надёжнее всего измерить электрическое сопротивление тестером. Без примесей оно будет стремиться к бесконечности, в противном случае прибор покажет конкретную цифру.

Что будет, если залить кипячёную воду?

В отсутствие дистиллята кажется единственным решением добавить к кислоте электролита подготовленную другим образом жидкость, например кипяченую воду. Требования к обычной воде из-под крана подразумевают очистку. Это действительно так, но её обработка всегда оставляет большое количество разнообразных веществ. Воду такого качества употреблять можно в пищу, но не использовать для разбавления электролита. Это результат того, что по нормативам допускается присутствие солей жёсткости, металлов, а некоторые элементы должны быть в обязательном порядке.

Если залить кипяченую воду в АКБ, ситуация сильно не улучшится. При 100 °C уменьшается жёсткость, образуя осадок. Однако, она не падает до нуля. К тому же уходит много пара, не забирая ни одного постороннего вещества. Объём уменьшается, а примеси остаются. Действие от термической обработки будет, но следующее:

  • обеззараживание, от которого абсолютно не зависит можно ли доливать в батарею эту жидкость или нет;
  • уменьшение доли воды и общего объёма и, вследствие этого, повышение концентрации примесей;
  • выпадение осадка из солей временной жёсткости, притом с постоянной ничего не случится, то есть эффект мизерный;
  • в итоге концентрация минералов остается практически на том же уровне, а это ухудшает свойства электролита.

Важно! Заливать в аккумулятор обычную воду питьевого качества или прокипячённую категорически нельзя. Состав первой насыщен многочисленными примесями. Вторая не отличается по содержанию посторонних веществ. Как следствие их применения, на АКБ скажется всё губительное действие загрязнений.

Что можно заливать вместо дистиллированной воды в аккумулятор?

Какого качества воду доливать в аккумулятор, если не добраться до ближайшего магазина для покупки необходимой жидкости? Для начала попробовать всё-таки приобрести требуемую, ведь дистиллят продаётся ещё и в аптеках. Автовладельцу понадобится только вместительная тара, желательно не железная. Если и этот способ недоступен, остаётся добавить к кислоте электролита близкие по составу аналоги.


Эти варианты скорее щадящие нежели полноценная замена. Даже в двух последних пунктах имеет место одно испарение, тогда как рекомендуемая для электролита жидкость проходит процедуру два раза. Можно ли долить одним из них рабочую смесь зависит от требуемого количества и уверенности в их качестве. Например, на чистоту осадков из дождей или снега сильно влияет запылённость и загрязнённость воздуха. Надёжнее добавлять такую воду в аккумулятор после того, как она отстоится. За сутки примеси осядут, верхние слои останутся либо без них, либо с минимальным количеством.

Приготовление дистиллированной воды для АКБ своими руками

Есть несколько способов самостоятельно приготовить дистиллированную воду дома. Два наиболее верных. Во-первых, без ощутимого вреда можно в рабочую смесь аккумуляторной батареи добавлять собранный пар от кипящего чайника или кастрюли. Главное при этом - не забывать о высокой температуре. Ёмкость или преграду для конденсата нужно держать полотенцем, чтобы не обжечься.

Второй метод подойдёт обладателям аппарата для получения спирта, а точнее, самогонного. Если в него залить и перегнать обычную воду, на выходе будет требуемый конденсат. Один недостаток: процесс занимает очень много времени, так как устройство рассчитано на другую плотность и летучесть вещества. Подобную конструкцию реально сделать и своими руками, причём дёшево и просто:

В быту кипяченая вода имеет лучшие питьевые качества из-за обеззараживающего действия высокой температуры. По чистоте она практически не отличается от взятой из-под крана. Дистиллят изготавливается в домашних условиях. А замена его аналогами всё-таки нанесёт определённый вред. Хотя последний меньше по сравнению с тем, который возникнет если в аккумулятор залить обычную воду даже после термической обработки. Если вы оказывались в подобной ситуации, пожалуйста, поделитесь своим опытом решения проблемы в комментариях.

Очень часто мне задают вопрос об аккумуляторе автомобиля, а именно зачем в нем нужна дистиллированная вода? Для чего ее вообще заливают, какая от нее польза или вред? Почему скажем не залить обычную из под крана, что произойдет? ДА и вообще сколько ее нужно лить. Как видите, не смотря на простату конструкции вопросов просто уйма, и все они связаны с этой жидкостью. Если честно то люди, которые немного разбираются в составе электрохимической жидкости АКБ, таких вопросов не зададут, а вот новичкам такая информация будет очень полезной, так что читайте дальше …


Для начала небольшое определение.

– это обязательная часть электрохимической жидкости, попросту электролита, которая выполняет очень важную роль, а именно создает состав нужной плотности и свойств. Если не было бы воды в составе, то аккумулятор не работал, так как нужно.

Что это значит? ДА все просто — электролит состоит из 35% и 65% дистиллированной воды. Если залить просто серную кислоту, то ее «бешеная» концентрация просто расплавила бы все (пусть не сразу, но она бы сделала это точно). Вода понижает концентрацию до нужного предела, тогда кислота начинает работать в созидание, а не разрушение. Также при таком соотношении, начинают происходить процессы накопления электричества в электролите, при заряде. Что потом позволяет этот заряд тратить.

Что такое дистиллированная вода?

А действительно, что это такое? Если честно, то это вопрос 6 — 7 класса общеобразовательной школы, где начинают глубоко копаться в физике и химии.

Это не что иное, как просто «H2O» – то есть чистый состав воды, всего два атома водорода и один кислорода. Нет никаких примесей и солей – абсолютная чистота.

Если ответить на вопрос – почему нельзя в аккумулятор заливать обычную воду из «под крана», то ответ очень простой:

Состав, который течет у нас с вами из под крана, сложно назвать «дистиллятором» ведь в составе не только пресловутый H2O, но еще и куча всяких примесей, а особенно солей, извести (в малых концентрациях), хлора и т.д.

Если ее залить в АКБ, то неизбежно оседание этих примесей на свинцовых пластинах аккумулятора, что приведет к уменьшению емкость батареи. Таким образом, обычная вода просто погубит ваш аккумулятор, поэтому лить ее нельзя.

Почему именно такое соотношение?

Сейчас многие могут задать вопрос — почему именно такое соотношение кислоты и дистиллированной воды? ТО есть одна массовая доля кислоты и две массовые доли воды.

Делается это нескольким причинам:

  • Кислоты должно быть достаточно, ведь при разряде батареи она расходуется, плотность электролита падает – выделяются соли на пластины. А при заряде наоборот расходуется вода, плотность кислоты растет. Если кислоты будет не достаточно, то процесс заряда – разряда будет не такой эффективный. Поэтому сейчас плотность многих АКБ равна примерно 1,27 г/см3.
  • Если кислоты будет не достаточно, то электролит просто замерзнет при минусовых температурах. Разряженный АКБ может превратиться в ледышку уже при – 3, — 5 градусах.
  • Если залить много кислоты, гораздо больше (например, 2 массовые доли, а воду одну массовую долю), то она может негативно влиять на пластины. Будет оседать больше солей, а также такая концентрация будет быстрее разрушать пластины.

Это сочетание выведено опытным путем, через достаточно большое количество тестов.

Почему заливают воду в аккумулятор, а не электролит?

Также все просто – при работе, батарея разогревается (также нагрев происходит летом, в жару), при зарядах банки могут кипеть. В этих моментах из аккумулятора улетучивается дистиллированная вода – ведь это ее нормальное состояние (испарение при нагревании, просто превращается в пар). А вот кислота остается, она не «летучая» — соответственно концентрация кислоты растет, а концентрация воды падает. Плотность может вырасти и до 1,4 г/см3. Для того чтобы привести электролит внутри АКБ в нормальное состояние нужно восполнить эту испарившуюся воду, поэтому мы ее и добавляем, кислота то в нужной пропорции.

Если добавить электролита, то вы просто смешаете, скажем — 1,4 и 1,27 (который вы приобрели) и у вас получится примерно 1,33 г/см3 – чего уже много! Помним об осадке солей и разрушении пластин.

Так что добавлять нужно именно дистиллированную воду, для нужной плотности, а никак не электролит! При смешении она образует нужную для работы плотность.

Запомните это правило! Справедливости ради – воду добавляли только в обслуживаемые АКБ, потому как испарение там просто огромное. А вот необслуживаемые батареи, не требуют за собой такого тщательного внимания, ведь там она находится в закрытом герметичном корпусе – жидкость испаряется, поднимается и затем опять выпадает в осадок – цикл замкнулся.

Сколько воды добавлять в аккумулятор?

Как мы уже с вами разобрались, если необслуживаемая батарея – то практически не сколько, вы можете прокататься хоть пять лет и ни разу не заглянуть в него — это нормально! Но вот если ваш АКБ обслуживаемый, то есть откручиваются пробки сверху вам нужно постоянно наблюдать за уровнем.

Сколько дистиллированной воды добавлять вопрос сложный – ведь в каждом отдельном случае, это будет своя величина. Она может колебаться от , ведь чем АКБ больше, тем больше в нем электролита, а значит воды, добавлять нужно больше.

Я вам советую всегда в машине иметь литровую бутылку (на моих старых машинах она у меня уходила за 1,5 – 2 месяца — летом, зимой за 3 – 4 месяца) – запомните если уровень электролита упал и ваши банки оголились, это критичное состояние, нужно срочно понять уровень для того чтобы закрыть платины. Иначе они могут нагреться и осыпаться.

Короткое видео какой должен быть уровень.

Приветствую читателей блога! Если под капотом вашей машины стоит обслуживаемый АКБ – вы просто обязаны знать, как долить воду в аккумулятор. Да и с базовыми понятиями разобраться не помешает. Например, как работает аккумулятор, что такое электролит и какую воду можно лить в банки.

Как устроен аккумулятор

На самом деле, в устройстве обслуживаемого аккумулятора нет ничего сложного. Он состоит из:

  • банок;
  • свинцовых пластин;
  • электролита.

Давайте подробнее разберемся, с этими понятиями. В банке находятся пакеты из минусовых и плюсовых свинцовых пластин. Фактически, это мини аккумулятор.

Банка заполнена электрохимической жидкостью – электролитом. Именно благодаря ней и становится возможным накопление заряда в аккумуляторе. Т.е. при заряде и разряде АКБ происходит процесс преобразования электрической энергии в химическую и наоборот.

Каждая банка способна вырабатывать 2-2.2 В напряжения. Всего в аккумуляторе их 6, а поскольку они соединены последовательно – на выходе получается ток 12 Вольт.

Во время работы и подзарядки, АКБ нагревается и вода испаряется, поэтому требуется доливать воду в аккумулятор.

Заряд и разряд АКБ

При разряде батареи из электролита поглощается серная кислота. Отдавая энергию, ее частицы оседают на пластинах в виде соли. Плотность электролита в результате понижается.

При заряде АКБ, происходит обратный процесс. Из банок испаряется дистиллированная вода, серная кислота не летуча, поэтому остается на месте. Соли, выпавшие в осадок на пластины при разряде, растворяются. В результате плотность электролита увеличивается. А батарея набирает свою емкость. Т.к. во время работы, в банках понижается уровень жидкости, нужно знать, как доливать воду в АКБ.

Есть такое понятие – сульфатация аккумулятора. Что это значит? Если допускать сильные разряды или разрядить аккумулятор и долго его не заряжать – плотность жидкости упадет, сульфаты покроют пластины толстым слоем, станут жесткими и не способными растворяться. Как результат, батарея теряет свою емкость и умирает. Поэтому, важно следить за своим АКБ.

Что такое электролит

Аккумулятор заполнен специальной жидкостью – это знает практически каждый автомобилист. Она как раз и называется электролитом. Состав жидкости:

  • серная кислота – 35%;
  • дистиллированная вода – 65%.

Т.е. смесь получается та еще. Поэтому первое правило при обслуживании АКБ в домашних условиях – аккуратность. Если капелька электролита попадет на одежду – она ее пропалит и оставит на теле ожег. Серная кислота все-таки.

Плотность

Если сказать как можно проще, плотность электролита это процентное соотношение серной кислоты к дистиллированной воде. Нормальное значение – 1,27-1,29 г/см3. По этому показателю можно определить уровень заряда и состояние аккумулятора.

Плотность в банках меряется очень просто – для этого нужен прибор под названием ареометр. Если ваш автомобильный аккумулятор обслуживаемый – вы просто обязаны иметь его в своем арсенале. Особенно если учесть, сколько стоит прибор. Цена в 200-300 рублей, по карману каждому.

Чем опасна большая или низкая плотность

Можно ли доливать в АКБ электролит? Можно, но только в крайних случаях. Если вместо воды, добавить в банки чистый электролит – процентное содержание серной кислоты увеличится. Как результат, смесь начнет разъедать свинцовые пластины. Вообще, его предельная плотность – 1,35 г/см3. Больше нельзя.

Если же допустить низкую плотность:

  • уменьшается емкость;
  • в сильный мороз, батарея может замерзнуть.

Таким образом, нужно знать, какая плотность жидкости в банке. Отклонения от нормы приведут к необратимым последствиям. Небольшое же повышение плотности может применяться, если АКБ эксплуатируется при сильных морозах.

Что такое дистиллированная вода

Дистиллированная вода – это чистый H2O без примесей, солей и минералов. По сути – это абсолютный диэлектрик. Почему льется именно дистиллят? Дело в том, что серная кислота содержит соли, которые оседают на пластины во время разряда и растворяются во время заряда АКБ. Т.е. электролит обладает некоторой проводимостью. А если заливать воду с примесями – нужная пропорция солей будет нарушена, следовательно, он потеряет свои свойства.

Опять же, во время работы аккумулятора – вода испаряется. Т.к. в дистиллированной жидкости нет никаких примесей, после ее выпаривания в банке ничего не остается – все уходит в газы. Получается, что дистиллят можно сколько угодно раз заливать в АКБ – это не окажет пагубного влияния на электролит.

Чем заменить дистиллят

Среди автомобилистов, иногда поднимается вопрос – чем заменить дистиллированную воду в аккумуляторе. Среди предлагаемых вариантов можно встретить:

  • дождевую воду – в ней не содержится солей и минералов;
  • кипяченую – если воду прокипятить, она превращается в дистиллированную;
  • обычную воду – с аккумулятором ничего не случится, сосед залил и порядок.

К сожалению, это не правда, залить простую воду без неприятных последствий не получится. Потому как дистиллированную воду, заменить никакой другой нельзя. Например, в дождевой или талой воде будут примеси грязи и пыли, которые осядут на пластинах.

В обычной или кипяченой – минералы и соли, которые мало того, что осядут на пластинах, но и нарушат свойства электролита. Т.е. неизвестно, как в дальнейшем поведет себя батарея.

Обслуживание АКБ

Обслуживаемой батарее требуется регулярный долив воды. В процессе работы АКБ, она испаряется из банок – это нормальный процесс, поэтому от обслуживания никуда не денешься.

Итак, как долить дистиллированную воду в аккумулятор правильно:

  • батарею нужно выставить на горизонтальной плоскости, иначе замер уровня электролита в банках будет не точным, и не получится правильно определить, сколько лить воды в банки;
  • поверхность нужно очистить от грязи и хорошо вытереть – из банок могла вытечь серная кислота;
  • затем выкручиваются все пробки;
  • теперь нужно определить, сколько лить воды в аккумулятор. Обычно, на АКБ есть метки максимального и минимального уровня, если же их нет, нужно придерживаться правила – электролит должен быть выше пластин на 1-1,5 см;
  • замер делается специальной стеклянной колбой – она опускается в банку, пальцем закрывается верхнее отверстие, после его она вынимается. Уровень в колбе показывает, насколько жидкость выше пластин;
  • в банки заливается вода для аккумулятора;
  • аккумулятор ставится на зарядку.

Если допустить уровень жидкости ниже пластин – они начнут разрушаться. Поэтому важно проверять, сколько электролита в АКБ и не пропустить момент, когда доливать в него воду.

Замер плотности АКБ

После доливки дистиллированной воды, нужно проверить плотность электролита. Она должна быть в таких пределах:

  • 1,25 г/см3 на юге России;
  • 1,27 г/см3 в средней полосе;
  • 1,29 г/см3 на севере.

Как правильно сделать замер плотности? Во-первых, как уже писалось выше, понадобится аэрометр. Во-вторых, замер нужно проводить через несколько часов после доливки, иначе дистиллят не успеет размешаться с электролитом в банках. В идеале, нужно делать это после зарядки АКБ.

Итак, на самом деле доливка дистиллята не такое сложное дело – многие люди без проблем делают это самостоятельно. Нужно следовать элементарным правилам безопасности и иметь под рукой дистиллированную воду. Ну и не забывать проверять уровень жидкости в банках – тогда АКБ отработает положенный срок.

На этом все. Не забываем комментировать статью и читать другие материалы блога.

Очень часто, многие автолюбители от незнания совершают ошибку, добавляя электролит в аккумулятор, когда в нем понижается уровень жидкости. Почему делать это можно только в самом крайнем случае - мы разберем в данной статье.

Аккумуляторы теряют часть воды из электролита во время работы и заряда, при этом, происходит снижение его уровня над пластинами и увеличивается концентрация (плотность) кислоты. Соответственно, низкий уровень электролита при эксплуатации аккумулятора отрицательно влияет на ресурс батареи.

Чтобы восстановить уровень электролита, необходимо долить в аккумулятор дистиллированную воду. Если делать это своевременно, тогда снижается отрицательное воздействие повышенной плотности электролита на ресурс батареи.

Электролит доливать можно лишь в том случае, когда есть полная уверенность в том, что часть электролита была потеряна.

В процессе кипения, серная кислота почти вся остается внутри аккумулятора, выходит только лишь кислород с водородом, поэтому вместо испарившейся воды мы добавляем дистиллированную воду.

Если во всех банках полностью заряженного аккумулятора плотность не поднимается до необходимого уровня, с большой вероятностью можно предположить, что это частичная сульфатация аккумуляторной батареи. Концентрация электролита уменьшается за счет кристаллизации серы на пластинах и аккумулятору понадобится срочное восстановление. Доливка электролита здесь не поможет.

Существуют разные причины, по которым падает уровень электролита в АКБ, и каждую из них нужно рассматривать отдельно. Не всегда достаточно долить воды в банки и на этом успокоиться, но главное это то, что доливать в аккумулятор нужно только дистиллированную воду.

Электролит добавляйте лишь в крайнем случае, если причиной его низкого уровня является выплескивание. При этом важно отметить, что электролит добавляется при той же температуре и той же плотности, что и оставшийся в банках.

Правильная эксплуатация АКБ и своевременная добавка в него дистиллированной воды позволит вам избежать необходимости восстановления емкости, а также увеличит срок эксплуатации данного устройства.

Компания «4АКБ-ЮГ» предлагает большой выбор высококачественного оборудования собственной разработки для обслуживания аккумуляторных батарей различного типа и назначения. В каталоге нашего сайта представлены , а также устройства, которые вы можете купить по выгодной цене производителя.