Насос гур пассат б5 от нивы шевроле. Состоит гидроусилитель из нескольких компонентов

Все современные автомобили, к разряду которых причисляется Шевроле Нива, должны отличаться комфортом управления. Одним из показателей является низкое усилие на рулевом колесе. Достичь этого позволяет гидроусилитель руля Шевроле Нива. Это устройство, которым оснащается данная модель, позволяет повысить управляемость, что особенно важно для внедорожника.

В основе работы гидроусилителя лежит передача давления жидкостью. Это давление способно оказывать усилия на части рулевого механизма, тем самым снижая усилие на руле. Вся конструкция ГУР направлена на то, чтобы создать в жидкости высокое давление. Это давление создается в рабочей магистрали, которая открывается при повороте руля. Усилие передается на гидроцилиндр рулевой рейки или рулевого механизма, а далее – на рулевые тяги. В результате работы ГУР водитель чувствует едва ощутимое сопротивление на руле, что позволяет контролируемо управлять автомобилем в тяжелых дорожных условиях.

Составные части гидроусилителя

Гидроусилитель руля Шевроле Нива – это не отдельный узел, который установлен на автомобиль. Это целый комплекс агрегатов, которые функционируют согласованно, производя желаемый эффект. ГУР состоит из элементов:

  • насоса;
  • бачка;
  • поворотного клапана;
  • рулевого механизма.

Насос ГУР

Насос гидроусилителя можно назвать основным узлом, так как именно он нагнетает жидкость, создавая в магистрали повышенное давление. Основным элементом насоса является крыльчатка, которая приводится во вращательное движение ременной передачей. К сожалению, многие неисправности ГУР связаны именно с выходом из строя насоса. Недопустимо его жидкостное голодание.

Водитель обязан внимательно следить за уровнем жидкости, так как попадание воздуха в насос приводит к ускоренному его износу.

О наличии воздуха можно узнать по внезапно возросшему усилию на руле, а также характерному жужжащему звуку при повороте руля. Прокачка магистрали является стандартной процедурой и осуществляется поворотом руля в одну и в другую сторону.

Следующая неисправность заключается в износе подшипника вала. О том, что подшипник пришел в негодность, указывают посторонние звуки, издаваемые со стороны насоса при работающем двигателе. Чтобы убедиться в этом, достаточно снять ремень привода и завести автомобиль. Если звуки пропали, то причина была в насосе. Ситуацию можно исправить заменой подшипника вала.

Бачок гидроусилителя

По своему назначению он является расширительным бачком. В нем содержится жидкость, которая циркулирует по магистрали. При нормальной работе гидроусилителя уровень жидкости в бачке должен быть постоянным. Он выполнен из прочного пластика, поэтому единственная неисправность, которая может быть с ним связана, — это нарушение его целостности. Подтеки жидкости увидеть будет не трудно. Бачок не следует пытаться запаять, так как он подлежит обязательной замене.

Поворотный клапан

Высоким давлением в магистрали необходимо управлять, иначе жидкость будет оказывать усилие только в одном направлении. Для распределения жидкости по магистрали служит поворотный клапан. Если быть точнее, то их несколько. При повороте руля клапан открывает ту часть магистрали, которая соответствует данному направлению движения штока рейки. Обычно на протяжении всего срока эксплуатации клапан не вызывает никаких проблем, но для этого необходимо периодически менять жидкость ГУР по установленному регламенту, иначе клапан может забиться.

Рулевой механизм

Рулевой механизм выполняет одновременно две функции. Во-первых, он преобразует усилие вращения рулевого колеса в усилие вращения сошки. По сути, происходит поворот осей вращения. Гидравлическая жидкость передает усилие на силовой цилиндр, соединенный с сектором сошки. Наиболее частая неисправность механизма связана с течью штуцера подсоединения магистрали высокого давления. Обычно ремонт сводится к замене штуцера вместе со шлангом магистрали.

Гидроусилитель руля способен длительное время исправно служить.

Главное требование – своевременно менять жидкость и следить за герметичностью системы.

У брата на Шевроле Нива начал шуметь гидроусилитель руля, при этом рулевое колесо стало таким тугим, что приходится прилагать усилие, чтобы повернуть в ту или иную сторону. У нас в магазинах подходящего насоса гидроусилителя не было. Хотя, заказать реально, но ведь и денег отдавать жалко. Короче, решили попробовать отремонтировать своими руками, может быть из этого что-то и получится.

Демонтировали насос со своего посадочного мета, потом с системы слили рабочую жидкость и выдернули все шланги вместе с бачком. Кстати, при установке в бачке нужно поменять фильтр, это обязательно. Откручиваем с крышки винты крепления и снимаем ее, после чего потихоньку вытаскиваем изнутри всю начинку.

Здесь нужно запомнить, что и как расположено, чтобы потом во время сборки сложностей не возникало. Мы сразу увидели, что на обойме насосного узла имеется ненормальный износ. Если бы износ был не очень сильным, то его можно было бы устранить всевозможными присадками, но в этом случае никакая присадка уже не поможет.

Так как брат работает токарем, то он сделал там оправку для того, чтобы обойму можно было отшлифовать. А еще у него в цехе есть станок, который называется вертикальноферезерным. Вот там шлифуем обойму вручную, пока геометрия полностью не восстановится. Все же ситуация были исправимой, а то я уже думал, что насос все равно придется новый заказывать, а тут удалось своими силами справиться и при этом не потратив на это денег, что тоже приятно.


Устанавливаем все ранее снято на место, не забыв при этом перевернуть лопатки. Устанавливаем насос назад, ставим новый бачок, заливаем туда новую жидкость. Надо сказать, что отремонтированный насос начал работать так же, как и раньше.

Жидкость в системе гидроусилителя Шевроле Нива меняете при ее чрезмерном загрязнении. Завод-изготовитель не дает четких рекомендаций о периодичности замены жидкости в гидросистеме, поэтому рекомендуем заменять ее через шесть лет независимо от состояния.

На Шеви идут два вида жидкости ГУР Shell Donax и Ravenol Dexron II D, автомобили заправленные маслом Shell Donax, имеют метку на бачке – «*», а заправленные Ravenol Dexron II D, – «R», но на автомобилях последнего выпуска эти метки могут отсутствовать, нужно определять по цвету.

Выверните стяжной болт кронштейна бачка гидросистемы усилителя и отверните пробку бачка

Выньте бачок из кронштейна и слейте жидкость из бачка в подходящую емкость, затем ослабьте хомут крепления отводящего шланга ГУР и снимите его

Для предотвращения вытекания жидкости гидроусилителя руля заглушите отверстие в штуцере бачка, опустите конец отводящего шланга в емкость для сливаемой жидкости. Запустите двигатель и, повернув рулевое колесо от упора до упора в обе стороны три-четыре раза, слейте старую жидкость, одновременно доливая новую. Повторяйте операцию до появления свежей жидкости из отводящего шланга. Установите бачок в порядке, обратном снятию, долейте новую жидкость до уровня верхней метки на щупе пробки бачка и прокачайте систему гидроусилителя.

Шевроле Нива прокачка системы ГУР

Для того, чтобы прокачать систему гидроусилителя Шеви Нива при среднем положении рулевого колеса пустите двигатель на 10–15 с и заглушите двигатель, не вращая рулевое колесо. Поверните рулевое колесо до упора в одну сторону

Снимите защитный колпачок с клапана выпуска воздух и отверните клапан выпуска воздуха на рулевом механизме Нива Шевроле

Не заворачивая клапан, поверните руль до упора в другую сторону. При этом из клапана должен выйти воздух, а затем жидкость, не трогая рулевое колесо, заверните клапан выпуска воздуха. Долив в бачок масло, пустите двигатель и поворачивайте рулевое колесо в обе стороны до упора, не задерживая его в крайних положениях. После прекращения появления в бачке пузырьков воздуха, остановите двигатель. Долейте жидкость до уровня вблизи верхней метки на щупе пробки бачка.

На этом по замене жидкости и прокачки системы рулевого управления на Нива все.

На сегодня, пожалуй, сложно представить себе автомобиль, в котором нет гидравлического усилителя руля. Если такие авто и встречаются, то считаются транспортом прошлого века. Благодаря наличию гидроусилителя руля на автомобиле Шевроле Нива управление колесной базой становится очень простым, а главное, легким. Шевик происходит из рода внедорожников, что обуславливает необходимость такой функции. Ведь очень сложно управлять автомобилем, масса которого составляет более 1,5 тонны, а дорога при этом оставляет желать лучшего. Да и на автострадах или шоссе очень сложно представить себе управление автомобилем на высокой скорости без ГУР. Но нередко случаются неполадки в работе гидроусилителя, которые необходимо сразу же устранять, иначе возникает риск заклинивания рулевого колеса. В таких случаях можно воспользоваться услугами автосервиса, но стоимость ремонта или замены комплектующих влетит в немалую копеечку. Поэтому лучшим вариантом будет осуществить ремонт в своем гараже и собственными руками. Но, для того чтобы определить конкретную неисправность, необходимо выяснить, из чего же состоит гидроусилитель и как он работает, о чем и поведает данная статья.

Комплект гидроусилителя руля

Это устройство, позволяющее управлять колесами автомобиля посредством рулевого колеса без прикладывания особых физических усилий. Кто никогда не управлял автомобилем без гидроусилителя, тому очень сложно представить важность этой функции. Особенно незаменимым является усилитель в автомобилях тяжеловесах, к которым относится и Нива Шевроле. Таким образом, при вращении руля происходит действие усиления поворота колес посредством гидравлического привода и комплектующими. Водитель может вращать руль одним пальцем до полного упора колес в правую и левую стороны.

Немаловажная функция в автомобиле выполняется с помощью таких комплектующих как:

  1. Насос;
  2. Бачок;
  3. Система клапанов;
  4. Ручная гидравлическая рейка.

Более наглядное расположение этих комплектующих в автомобиле представлено на фото ниже.

Коротко рассмотрим все элементы системы гидроусилителя руля. Необходимо знать функции и конструкцию этих деталей, чтобы уметь проводить различный ремонт.

Насос ГУР. Насос является основным элементом в выполнении функции гидроусилителя руля. Представляет собой устройство, наполненное масляной смесью. Работа привода осуществляется от двигателя автомобиля. Приводится насос в действие посредством ременной передачи. Внутри насос состоит из специальной камеры, вала и лопастей. Также имеется два отверстия, одно из которых является входом, а второе выходом. На входе давление всегда равняется атмосферному, а на выходе гораздо больше, около двух атмосфер. Когда осуществляется работа двигателя, автоматически в действие приводится и насос, он закачивает жидкость до определенного давления и поддерживает давление. Если возникает переизбыток жидкости в камере, то срабатывает обратный клапан, регулирующий ее наличие в системе. Визуальное представление гидравлического устройства изображено на фото.

Именно этот элемент и является основной причиной не функционирования системы гидроусиления руля.

Бачок ГУР. Представляет собой пластиковый бачок, в котором хранится жидкость, использующаяся в системе ГУР. Жидкость может быть как минеральным маслом, так и синтетическим. На Нива Шевроле бачок располагается под капотом со стороны водителя.

Периодически необходимо контролировать уровень жидкости, что может привести к выходу из строя насоса ГУР.

На фото изображен бачок, который используется в автомобилях

Поворотный клапан. Это устройство выполняет вспомогательную функцию. Когда вращается рулевое колесо водителем, поворотный клапан способствует действию усиления руля, а когда такой потребности нет, например, при прямолинейном движении, он не оказывает никакого воздействия на угол установки колес.

Условная конструкция поворотного клапана

Принцип действия основывается на смещении давления в одном из выходов к рулевой рейке. Так, например, при вращении руля вправо происходит перемещение поршня рейки под давлением и тем самым изменяется угол поворота колес, что, собственно, снижает необходимость прикладывания сильных физических усилий.

Рулевая рейка. Представляет собой по конструкции обычную механическую рейку, к которой подведены гидравлические линии. Эти линии являются двигательной силой, участвующей при изменении угла установки колес. Схематически рейка представляет собой такую конструкцию, которая изображена на фото ниже.

Снятие насоса ГУР

Распространенной причиной неисправности ГУР на Ниве Шевроле является износ или поломка насоса. Но, для того чтобы разобраться с причиной поломки, необходимо, прежде всего, извлечь насос из посадочного места. Снятие осуществляется в таком порядке:

  1. Снимается приводной ремень привода ГУР, защитка поддона и брызговики моторного отсека.
  2. Выкачивается вся жидкость из бачка.
  3. Стопорится шкив с помощью отвертки и ослабляется крепление болтов к фланцу.
  4. Выкручиваются полностью болты крепления и снимается шкив.
  5. Сливается оставшаяся жидкость из устройства в специальную баночку.
  6. Ослабляется крепление хомута шланга и извлекается сам шланг.
  7. Отвинчивается и вынимается болт-штуцер.
  8. Наконечник шланга необходимо уплотнить специальными шайбами.
  9. Отворачиваем крепления.
  10. Болт, который соединяет насос с масляным фильтром также выкручивается.
  11. Верхний крепежный болт отвинчивается и извлекается сам насос ГУР.

Итак, насос извлечен из системы автомобиля и теперь необходимо провести ремонт, если он возможен. Ремонт включает в себя следующие четыре действия:

  • Разборка насоса.
  • Оценка неисправности.
  • Ремонт.
  • Сборка устройства или его замена.

На фото изображен насос в собранном виде

Приступая к первому пункту, стоит отметить, что ремонт устройства ГУР осуществим лишь в 40% случаях, все остальные требуют попросту замены на новый.

Разборка ГУР осуществляется следующим образом:1) Откручиваются на крышке все винты крепления. 2) Вынимается внутренность устройства. 3) После выемки внутренних деталей, необходимо запомнить их порядок расположения и крепления.

Оценка неисправности насоса

Итак, зная неисправности, можно перейти непосредственно к их устранению и провести ремонт. Для проведения ремонта деталей необходимо убедиться в наличии следующих инструментов:

1) Ветошь; 2) Растворитель; 3) Наждачная бумага с максимальной зернистостью Р2000. 4) Треугольный напильник. 5) Сверло диаметром 12 мм. 6) Дрель или шуруповерт.

Непосредственно ремонт деталей насоса

Цилиндр. Итак, первоначально постараемся убрать дефекты на внутренней части цилиндра. Для этого делаем самодельный наждачный круг. Берется наждачка с зернистостью Р2000 и наматывается на сверло двумя-тремя витками. Чтобы оно было неподвижно, закрепляем наждачку со сверлом у основания дрели, как показано на фото ниже.

Сильные неровности устранить не получится таким способом, поэтому лучше купить новый цилиндр. Если же дефекты незначительные, но они заметны, то они стачиваются в течение нескольких минут. После шлифования необходимо протереть поверхность растворителем, чтобы удалить мелкие частицы. Это очень важно!

Ремонт подшипников. Если же возникли дефекты подшипника или сальника, то их необходимо снять и заменить на новые. Ремонту подшипник и сальники не подлежат.

Ремонт вала включает себя обточку пазов до положения полной сглаженности. Для этого воспользуемся наждачной бумагой типа Р1000. Сворачиваем ее вдвое и угловым концом просовываем в каждый паз. В пазу необходимо обточить все неровности и заусеницы. Можно используя треугольный напильник или рашпиль, надеть на него наждачку и также обточить все углы, как показано на фото ниже.

Если внутренние детали устройства не имели сильных повреждений и ремонт помог устранить их, то переходим к завершающему этапу – сборке насоса ГУР. Если же его невозможно починить, то лучше приобрести новый.

Сборка насоса и его установка на место производится в последовательности обратной снятию деталей и самого устройства.

После ремонта насоса ГУР, возможны появления лишних звуков, особенно при значительных вращениях руля. Не стоит пугаться, это нормальное явление – отремонтированные детали притираются к новым местам. Через 10-20 км пробега такой звук исчезнет.

Подводя итог о приводном устройстве ГУР автомобиля Нива Шевроле, стоит отметить моменты, когда важно проверить работоспособность и пригодность этой детали:

  • при вращении руля в разные стороны требуется приложения силы, словно отсутствует гидроусилитель;
  • посторонние шумы или гул в насосе;
  • периодические сбои в работе гидроусилителя.

Поэтому обращайте внимание на такие немаловажные факторы и вовремя осуществляйте ремонт или замену неисправных деталей. Удачных ремонтных работ!