Линейка автобусов лиаз. Ликинский автобусный завод

ЛиАЗ
С середины 2000‑х годов ЛиАЗ, входящий в «Группу ГАЗ», поэтапно модернизировали. Сейчас в Ликине производят пятнадцать базовых моделей и около шестидесяти их модификаций. Самая свежая разработка - городские низкопольные автобусы, полностью соответствующие европейским требованиям. Кроме традиционного 12‑метрового ЛиАЗ‑5292 выпускают машины длиной от 9,5 м (ЛиАЗ‑4292) до 18,75 м (сочлененный ЛиАЗ‑6213).

Урбан-эстетика

Красивый городской автобус - это фактически те же самые «малые архитектурные формы», которые украшают наши улицы. Были времена, когда ЛиАЗы не особо радовали глаз. И дело не в дизайнерских изысках - облезала краска, появлялись дырки в кузовных панелях, на ступенях и даже в полу. Теперь всё иначе. Сваренный кузов каждого автобуса проходит катафорезное грунтование в восьми ваннах с полным погружением. Боковины кузова - из стальных листов с двухсторонней оцинковкой; они натянуты с предварительным нагревом, а затем приварены. Получается очень ровно, без вмятин и пузырей, красиво и долговечно. Кроме того, на современных ЛиАЗах арки колес изготавливают из нержавеющей стали, поэтому завод гарантирует отсутствие сквозной коррозии кузова в течение двенадцати лет.

Современный облик ликинским автобусам придают вклеенные стекла. Такая технология к тому же повышает жесткость кузова. За микроклимат отвечают кондиционер и независимые отопители. Кресла - антивандальные, импортные или отечественные. Повредить пластиковые панели красивого интерьера сложно, а чистить и мыть - просто. Благодаря низкому полу шагнуть в салон нетрудно даже пожилым пассажирам. Кочки скрадывает пневмоподвеска.

Наши силы

Двигатели для автобусов, выпускаемых в Ликине-Дулёве, производит ЯМЗ. Эти моторы - плод совместной работы яро­славцев и австрийской компании AVL. Шестицилиндровый ЯМЗ‑536 рабочим объемом 6,65 л развивает мощность 240–312 л.с., четырехцилиндровый ЯМЗ‑534 объемом 4,3 л выдает 190–210 л.с.

В ноябре 2016 года в Ярославле поставили на конвейер двигатели (от 150 до 312 л.с.). Аббревиатура CNG обозначает сжатый природный газ (англ. compressed natural gas). Оба мотора не склонны к перегреву и найдут применение на грузовиках и автобусах, предназначенных именно для эксплуатации в городе.

Топливная система - бошевский common rail, давление впрыска составляет 1800 бар (с возможностью увеличения до 2000 бар). Для соответствия требованиям экостандартов Евро‑4 и Евро‑5 моторы оснастили системой рециркуляции отработавших газов (EGR) с жидкостным охлаждением. По экономичности двигатели семейства ЯМЗ‑530 способны конкурировать с зарубежными, при этом на 20–30% дешевле. Заявленный ресурс дизельных «четверок» - не менее 700 тысяч километров, «шестерок» - 900 тысяч.

Новые моторы существенно снизили уровень шума и вибраций в задней части автобуса по сравнению с прежними моторами Cummins и Caterpillar.

ЛиАЗ

Не переключайтесь

Автоматические коробки передач на новых ЛиАЗах импортные - ZF EcoLife с электронным управлением либо Allison Transmission Т2100 или Т270. Обе 6-ступенчатые, с блокировкой гидротрансформатора на каждой передаче. Гидротрансформатор используется и как тормоз-замедлитель, причем его интегрируют в рабочую тормозную систему, что позволяет беречь колодки. Еще один автомат - 4-ступенчатый Voith Diwa D 864. Импортные коробки заметно поднимают цену автобуса, но «Группа ГАЗ» уже работает над собственным семейством автоматов с гидротрансформатором.

На ликинских низкопольниках установлены ведущие портальные мосты ZF с хитрыми бортовыми редукторами. Схематически они схожи с армейскими мостами «уазиков» и вседорожников Benz Unimog. Такие мосты позволяют опустить пол с высоты 405 мм от земли до 205 мм - конечно, при использовании соответствующих шин.

Появятся ли отечественные портальные мосты? Есть надежда, что их выпуск освоят в Чувашии, на Канашском автоагрегатном заводе, входящем в «Группу ГАЗ».

ЛиАЗ-429260-60 4×2

ЛиАЗ-529265 4×2

ЛиАЗ-621365 6×2

Длина/ширина/высота

9500/2500/2938 мм

12 400/2500/2880 мм

18 750/2500/2880 мм

Радиус разворота

Снаряженная/полная масса

н.д./13 150 кг

10 500/18 000 кг

15 730/28 000 кг

7100/9700/11 200 кг

Пассажировместимость/количество сидячих мест

75 чел./18 + 1

108 чел./28 + 1

193 чел./33 + 1

Двигатель

ЯМЗ-534030 (Евро-5), 4,43 л; 210 л.с. при 2300 об/мин;
730 Н·м при 1300–1600 об/мин

ЯМЗ-53633 (Евро-5), 6,65 л; 276 л.с. при 2300 об/мин; 1250 Н·м при 1300–1600 об/мин

ЯМЗ-53613 (Евро-5), 6,65 л; 310 л.с. при 2300 об/мин; 1221 Н·м при 1300–1600 об/мин

Запас топлива

Трансмиссия

ведущий мост - ZF AV110, портальный, с центральным коническим редуктором; коробка передач - ZF 6AP-1000B, А6 с ГМП

ведущий мост - ZF AV133, портальный, с центральным коническим редуктором, с двухпоточными бортовыми редукторами; коробка передач - ZF 6AP-1400B, А6 с ГМП

Ходовая часть

передняя подвеска - независимая, пневматическая, с двумя пневмобаллонами, задняя подвеска - зависимая, с четырьмя пневмобаллонами; тормоза - пневматические, двухконтурные, дисковые, с ABS и с ASR; шины - 265/70 R19,5

передняя подвеска - зависимая, пневматическая, с двумя пневмобаллонами, задняя подвеска - зависимая, с четырьмя пневмобаллонами; тормоза - пневматические, двухконтурные, дисковые, с ABS и с ASR; шины - 275/70 R22,5

«Блог Дальнобойщик» продолжает серию фоторепортажей по предприятиям дивизиона «Русские автобусы - группы ГАЗ». Представляем вашему вниманию фоторепортаж с Ликинского автобусного завода. Устраивайтесь удобней, фотографий будет много.

1. Наша экскурсия по заводу начинается с прессово-заготовительного цеха.

2. Здесь происходит продольный и поперечный раскрой рулонной стали, а так же все необходимые заготовки для холодной штамповки деталей будущих автобусов.

3. Линия "Хальброн".

4. В холодноштамповочном производстве изготавливают облицовочные панели кузова, а также детали и узлы элементов каркаса кузова.

5. Участок лазерной резки с применением комплекса "Trumpf TL - 3030".

6. С помощью хитрого крана оператор подаёт металлический лист в рабочую зону станка.

7. Нам удалось заглянуть за защитный экран и подсмотреть, как луч лазера на огромной скорости прожигает правильный профиль будущей заготовки.

8. Спустя некоторое время, станок выгружает готовые детали.

9. Но это лишь начало долгого процесса.

10. Чуть позже, с помощью пресса, им придадут нужную форму.

11. Готовые детали ждут отправки на следующие этапы производства.

12. Рабочий процесс.

13. Изготовление, змеевика - испарителя, воздушной системы. Позже увидим, как деталь выглядит на готовом автобусе.

14. Теперь проследуем в цех сварочно-кузовного производства. На фотографии - линия сборки-сварки крыши SCHLATTER. Предварительно рабочие набирают на стапеле элементы будущей крыши.

15. SCHLATTER за работой.

16. Следуем по нитке конвейера и мы. Шаг за шагом, элементы автобуса приобретают всё новые и новые детали.

17. Собирается передняя панель автобуса. Сварщик за работой.

18. Наконец, настаёт время, когда на конвейере собирают в единое целое все элементы каркаса автобуса. Передняя часть – на фото.

19. Так называемая рама – нижняя, несущая часть кузова автобуса.

20. На стапеле, соблюдая строгую геометрию кузова, все детали собирают в единое целое.

21. Оператор.

22. Сварка кузова на стапеле. Теперь, при желании, можно рассмотреть силуэт будущего автобуса.

24. Для того чтобы борта автобуса были абсолютно ровные, на ЛиАЗе применяют уникальную технологию. Перед сваркой, лист металла нагревают до температуры 90 градусов по Цельсию. Он увеличивается в размерах и лишь потом, его натягивают на раму.

25. Заключительные штрихи кузовного производства.

26. Обратите внимание, две части, сочленённого автобуса поступают на катафорезную обработку кузова.

27. Аналогов такого процесса для кузовов таких габаритов в России, других странах СНГ и странах ближнего зарубежья нет.

28. Командует процессом хрупкая девушка.

29. Кузова поочерёдно окунают в несколько огромных ванн.

30. В своё время завод стал первым предприятием в России, применившим полную антикоррозионную обработку кузовов методом катафореза. Суть этого метода электролитического окрашивания состоит в том, что изделие, помещённое в катафорезную ванну, подвергается воздействию электрического поля. В результате этого специальная краска на водной основе осаждается на всё изделие целиком, не пропуская даже труднодоступных уголков. Сцепление эпоксидного слоя с металлом чрезвычайно прочно, а получившееся покрытие устойчиво к самым агрессивным погодным условиям.

32. Для меня было откровением то, что крыша автобуса, на сто процентов покрыта пластиковым листом.

33. На ЛиАЗе утверждают, что эта технология на порядок практичней и долговечней.

34. На предприятии постоянно трудятся около полторы тысячи рабочих, при средней зарплате в 35 тысяч рублей.

35. На данный момент, февраль 2012 г., каждую смену за ворота завода выходит 10 новеньких автобусов.

36. Но самый вал по заказам на ЛиАЗе приходится на конец года, т.к. основные заказчики предприятия бюджетные организации. В такие моменты выход автобусов с конвейера резко увеличивается. Предприятие набирает временных рабочих и поднимает зарплаты.

37. Кузова являются предметом законной гордости завода.

38. ЛиАЗ гарантирует, что кузова его автобусов прослужат не менее 12 лет до сквозной коррозии.

41. Дружба.

42. Выплывают расписные.

40. Заключительный этап перед отправкой кузова окраску.

41. Дружба.

42. Выплывают расписные.

43. Настало время взяться за дело мастерам оконных дел.

40. Заключительный этап перед отправкой кузова окраску.

41. Дружба.

42. Выплывают расписные.

43. Настало время взяться за дело мастерам оконных дел.

40. Заключительный этап перед отправкой кузова окраску.

41. Дружба.

42. Выплывают расписные.

43. Настало время взяться за дело мастерам оконных дел.

44. Прижимы.

45. Сказать, что работа буквально горит в руках мастеров, будет недостаточно - это надо увидеть собственными глазами.

46. Размеры предприятия впечатляют. Ветка конвейера плывет по двум этажам одновременно.

47. Настало время спуститься к заключительной линии сборки автобусов. Каждые 45 мин на конвейере устанавливают мосты, каждые 90 двигатель.

48. По желанию заказчика машины комплектуются мостами фирм ZF, Raba или отечественными КААЗ.

49. В данном случае, как видно на фото, на автобус установлен ведущий мост немецкого производителя - фирмы ZF.

50. Выбор двигателя и коробки так же зависит от желания заказчика. Гамма агрегатов широка, от отечественных ЯМЗ и КАМАЗ, до лучших импортных образцов фирм MAN, Caterpillar, Cummins. Коробки скоростей Voith, ZF.

В Московской области работает множество предприятий, выпускающих продукцию самой различной направленности. Не последнее по важности место в перечне производящих комплексов региона занимают предприятия, выпускающие транспортные средства, одним из наиболее крупных и известных среди которых можно назвать Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ), расположившийся в городе Ликино-Дулево.

История создания Ликинского автобусного завода восходит к 1937 году – в то время в поселке начал свою деятельность лесотехнический комплекс по облагораживанию древесины. Восемь лет спустя автопредприятие было переименовано и начало специализироваться на строительстве машин и установок для деревообрабатывающего производства. В 1958 году нынешний «ЛиАЗ», сайт которого можно найти в интернете, был реконструирован под выпуск пассажирских автобусов; именно тогда предприятие и получило свое настоящее название.

На протяжении всего своего существования Ликинский автобусный завод «ЛиАЗ» непрерывно развивался, наращивая мощность и расширяя ассортимент продукции. Предприятие неоднократно удостаивалось высоких наград в крупных конкурсах.

Продукция Ликинского автобусного завода, официальный сайт которого представляет полную информацию о нем, соответствует наиболее высоким экологическим требованиям, а также установленным нормативам безопасности и комфорта. В последние годы «Группой ГАЗ», в которую входит предприятие, была проведена его тотальная модернизация, внедрено новое оборудование.

«ЛиАЗ»: продукция
Ликинский автобусный завод отправляет на экспорт транспортные средства в различные города России, а также является поставщиком техники нового поколения для столицы и Санкт-Петербурга.


Завод «ЛиАЗ» выпускает порядка двадцати моделей автобусов, которые имеют большую популярность на рынке пассажироперевозок. Он является единственным российским предприятием, выпускающим полную линейку пассажирских автобусов длиной 12 и 8 метров, которые работают на всех видах топлива.

Автобусный завод «ЛиАЗ» в разные годы своего существования также выпустил несколько опытных моделей сочлененных автобусов и троллейбусов; в 2012 году с конвейера сошел электробус. В разные времена заводом также производились передвижные видеосалоны, мобильные компьютерные центры и различные модификации троллейбусов.

Полный модельный ряд Ликинского автобусного завода

История возникновения завода уходит в 1933 год, когда было принято решение о строительстве Лесохимического опытного завода облагораживания древесины "ЛОЗОД". В 1935 завод выпускал: изоляционные плиты, бруски лигностона, прессованную древесину и изделия из нее. С 1945 года завод стал именоваться Ликинским машиностроительным заводом (ЛиМЗ) и производил: электропилы, шпалорезные станки, мотовозы, лебедки, передвижные электростанции. В 1946 году на заводе работало более 1100 человек.

ЛиАЗ-158
С 1959 года завод начинает сборку пассажирских автобусов ЗиЛ 158 и становится Ликинским автобусным заводом (ЛиАЗ). Годовой выпуск составлял в 1959 году- 213 автобусов, в 1963 году- 5419 шт, 1969 год-7045 штук. Одновременно велась разработка и испытание нового, улучшенного большого городского автобуса.

ЛиАЗ-677

Им стал ЛиАЗ-677. Опытная партия, которых изготовлена в 1967 году. За 25 лет изготовлено более 200 000 автобусов ЛиАЗ-677 и его модификации: городской, северный, экскурсионный, пригородный, газобаллонный, передвижная телевизионная станция. Осенью 1972 года автобус ЛиАЗ-677 получил Золотую медаль и Диплом Первой степени на международной ярмарке в Лейпциге. В 1975 году производство было выведено на проектную мощность 10 000 автобусов в год. В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

ЛиАЗ-677М

В 1978 году ЛиАЗ-677 был модифицирован и получил обозначение ЛиАЗ-677М. Изменения коснулись, главным образом, внешней отделки кузова и оборудования салона. В частности, световые приборы панели задка стали собираться в комбинацию и приобрели прямоугольную форму, появились бамперы, ветиляционные люки на крыше. Позже - в конце 1980-х годов - ЛиАЗ-677М получит верхние габаритные огни и боковые указатели поворота прямоугольной формы.

ЛиАЗ-5256
1982 год начало разработки проекта технического перевооружения завода ЛиАЗ на выпуск автобусов ЛиАЗ-5256. В 1985 году начало технического перевооружения; одновременно начат выпуск автобусов малыми партиями в цехе мелких серий. Серийное производство больших городских автобусов ЛиАЗ-5256 начато с 1990 года.

"ЛиАЗ-5256 - автобус с трудной судьбой. Машина, созданная в львовском экспериментальном институте, вначале никак не могла выйти из разряда мелкосерийных. Потом сгорел завод двигателей КамАЗа, и автобус остался без «сердца». Тогда на ЛиАЗ стали ставить моторы различных марок и продавать машины городам, не обеспечивая сервисом. Без того подорванная репутация автобуса окончательно рухнула после страшной аварии в Красноярском крае. Расследование показало, что катастрофа произошла из-за ошибок в конструкции... Словом, новому руководству ЛиАЗа, которое пришло в 1998 году, достался не только полностью разваленный завод, но и машина, от которой заказчики бежали, как черт от ладана... С тех пор изменилось многое. «Нынешние автобусы отличаются даже от тех, что выпускались два года назад, как небо и земля», - говорят на ЛиАЗе" (http://www.autoreview.ru).


После рестайлинга автобус ЛиАЗ-5256 претерпел весьма заметные внешние и внутренние изменения. Внешне - это вполне европейский автобус. Внутренне содержание вполне соответствует мировым стандартам. Агрегатная база автобуса - от мировых лидеров в производстве комплектующих. Салон теперь также выглядит гораздо современнее. Специальные антивандальные сидения, высококачественный пластик в оформлении элементов салона, новое освещение и ряд других улучшений - такой автобус действительно украсит улицы наших городов.

ЛиАЗ-5256 (пригородный)
Автобус большого класса (11400х2500х3007 мм) предназначен для эксплуатации на маршрутах "ближнего" и "дальнего" пригорода, оборудован мягкими регулируемыми/нерегулируемыми или стандартными городскими сидениями.

ЛиАЗ-5256 "Школьный"
Специально под заказ Московского правительства ОАО "Ликинский автобус" изготовил модификацию автобуса для перевозки детей. Благодаря быстрому началу конвейерной сборки, эта модель доступна для всех регионов нашей страны.

ЛиАЗ-5256 "Инвалидный"
Модификация автобуса ЛиАЗ-5256для перевозки людей с нарушением опорно-двигательной системы. Данная машина - первый автобус большого класса, который предлагает решение проблемы автобусно-пассажирских перевозок для инвалидов в нашей стране.

ЛиАЗ-5292
Новый низкопольный автобус (12000х2500х2800 мм) предназначен для крупных городов с интенсивным пассажиропотоком. Внешний вид автобуса соответствует тенденциям современного автодизайна. Низкий уровень пола (высота пола над уровнем дороги составляет 340 мм), широкие пассажирские двери (3/1282 м) обеспечивают удобную посадку и высадку пассажиров, что значительно сокращает время нахождения на маршруте.

ЛиАЗ-6212
Городской автобус особо большого класса (17640х2500х3007 мм) создан на базе ЛиАЗ-5256. Автобус предназначен для городских перевозок в крупных мегаполисах с интенсивным пассажиропотоком.

ЛиАЗ-6213
Первая отечественная низкопольная сочлененная машина. ЛиАЗ-6213 - принципиально новый автобус для крупных городов России. Автобус обладает оптимальным сочетанием цена/качество. Стоимость ЛиАЗ-6213 в 2,5 раза ниже западных аналогов.

ЛиАЗ-62xx
(опытно-промышленный образец)
Разработка Ликинского автобусного завода - 3-х осный городской автобус (15 метровый). Автобус может использоваться как на городских, так и на пригородных маршрутах. Высокое качество агрегатной базы и ресурс кузова в 12 лет обеспечивают общий ресурс в 1 млн. км. По итогам выставки MIMS-2004 автобус ЛиАЗ-62ХХ получил приз жюри в номинации "Лучший городской автобус".

Использованы фотографии

(ЛИАЗ) многие годы является лидером по производству автобусов особо большого и большого класса. В линейке предприятия более десятка моделей общественного транспорта, в том числе - троллейбусов. В 2005 году организация вошла в структуру ГК «ГАЗ», что позволило переоснастить производственную базу и наладить сборку техники мирового уровня.

Опытный Лесохимический

Начало 30-х годов для Советского Союза стало очень напряженным временем. Оправившись от последствий гражданской войны, СССР всеми силами устремился догонять западные страны. Первостепенными задачами стало наращивание промышленного потенциала, разработка и внедрение прогрессивных технологий.

В 1933 году под Москвой (в поселке Ликино-Дулево) на месте будущего завода ЛИАЗ было решено создать опытное предприятие - Лесохимический завод. На его площадке планировалось разрабатывать новые для СССР технологии обработки и использования древесины: ДВП, ДСП, бруски лигностона, изоляционные плиты и т. д. Однако строительство затянулось. Только к осени 1937 года были построены основные корпуса, установлено оборудование. Первой продукцией стали деревянные подкладки под рельсы для Московского метрополитена.

Война

Не успел завод набрать обороты, как началась Великая отечественная. За несколько месяцев фашистские войска дошли до Москвы. Встал вопрос об эвакуации предприятия. Оборудование было демонтировано и под бомбежками передислоцировано в Челябинскую область. Однако вскоре враг от столицы был отброшен, и эшелоны вернулись домой.

Героическими усилиями, главным образом, женщин и подростков (большинство мужчин воевали) работа завода была восстановлена. Уже в феврале 1942 года начат выпуск деревянных изделий для самолетов, шаров для получения пороха и прочей продукции. За самоотверженный труд работники коллектива не раз награждались медалями, орденами и памятными знаками.

От дерева к механизмам

Когда большая часть СССР была освобождена, перед правительством встала не менее серьезная задача, чем разгром врага - восстановление страны из руин. Первым делом необходимо было в разы увеличить выпуск стройматериалов, наиболее доступным из которых была древесина. А для повышения темпов лесозаготовок нужны были механизмы и оснастка.

В 1944 году Лесохимический опытный завод, учитывая его профиль и опыт работников, был реконструирован в Ликинский машиностроительный завод (ЛИМЗ). Его специализацией стал выпуск машин и агрегатов для лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности: станков шпалорезных, передвижных электростанций, лебедок трелевочных, мотовозов, электропил, запасных частей к тракторам КТ-12 и автомобилям ЗИС. Также на предприятии был организован ремонт сложных дизельных моторов.

Автобусам быть

50-е годы ознаменовались бурным ростом автомобильной промышленности. По мере расширения городов все острее сказывалась нехватка общественного транспорта. Особенно актуальной эта проблема была для самого крупного мегаполиса страны - Москвы. В конце 50-х принято решение на базе ЛИМЗ создать завод автобусов ЛИАЗ. Предприятие располагалось около столицы, а квалификация работников позволяла наладить выпуск сложной техники.

В 1958 году начата реконструкция завода под производство городских пассажирских автобусов ЗИЛ-158. «Первенец» сошел с конвейера 10 января 1959 года. Эта модель выпускалась по 1970 год включительно. За 11 лет на ЛИАЗе изготовлено 62 290 машин.

От копирования к собственным разработкам

ЛИАЗ развивался стремительно. Если в 1959 году заводчане изготовили 213 единиц автотранспорта, то в 1963 году было собрано 5419 автобусов. К концу 60-х производительность составляла более 7000 транспортных средств.

Однако коллектив замахнулся на большее - создать собственную модель, превосходящую по характеристикам надежный, но устаревший ЗИЛ. Наработав определенный опыт, инженеры и конструкторы разработали улучшенную версию большого вместительного городского автобуса ЛИАЗ-677. Опытный образец был выпущен в 1962 году, после серии испытаний и доработок в 1967 году была выпущена первая партия.

Модель получилась на редкость удачной. В 1972 году на осенней Лейпцигской ярмарке она была удостоена Золотой медали, став примером для других предприятий социалистического блока. Она выпускалась в разнообразных вариантах и модификациях до середины 90-х годов: экскурсионной, городской, пригородной, в северном исполнении, с газобаллонным оборудованием, в специсполнении (передвижная телевизионная станция). К концу 1994 года было изготовлено 194 356 единиц.

Таким образом, ЛИАЗ-677 стал одной из самых массовых моделей в стране и широко использовался как на территории СССР, так и за его пределами. За трудовые достижения коллектив в 1976 году получил заслуженную награду - Орден Трудового Красного Знамени.

Развитие

Выпустив отличный продукт, почивать на лаврах заводчане не собирались. В начале 80-х была разработана новая модель - ЛИАЗ-5256. Однако для ее производства необходимо было провести техническое переоснащение завода ЛИАЗ. Реконструкция была начата в 1985 и длилась до 1991 года.

Первоначально 5256-я модель собиралась в опытном цеху малыми партиями. В 1985 году было изготовлено 14 машин. За это время выявлены основные недостатки и устранены до выхода модели в крупносерийное производство. В марте 1991 года ЛИАЗ-5256 поступил на обновленный главный конвейер, став основной моделью предприятия.

Трудные времена

Удивительно, что даже в драматичные годы ВОВ предприятие лишь на несколько месяцев приостанавливало свою работу. Но в конце XX века, в эпоху технического прогресса и невероятных возможностей, завод ЛИАЗ оказался на грани пропасти. После развала СССР были нарушены связи с поставщиками комплектующих и заказчиками готовой продукции в лице муниципалитетов. Новой власти было не до автобусов. Усугубил ситуацию пожар на участке по производству моторов КАМАЗ, и силовые агрегаты перестали поступать в Ликино. В 1997 году ЛИАЗ признан банкротом, введено внешнее управление.

К счастью, в 2000 году шефство над производством взял автохолдинг «Руспромавто», а пятью годами позже предприятие вошло в группу компаний «ГАЗ». Это позволило восстановить и модернизировать технологическое оборудование. А заодно и приступить к выпуску современных экономичных и экологичных автобусов нового поколения.

Продукция

На сегодняшний день ЛиАЗ производит 20 ведущих моделей и порядка 60-ти модификаций. В 2012 году выпущен первый электробус ЛИАЗ-6274 как альтернатива автобусам большого класса с бензиновыми, дизельными и газовыми двигателями. Машина разработана на базе низкопольного автобуса ЛИАЗ-5292, работает от литий-ионных аккумуляторов и предназначена для городских перевозок. Несколько лет на базе ЛИАЗов выпускались троллейбусы. Сегодня предприятие готово производить их под заказ.

2013 год стал годом новинок:

  • Совместно с партнерами изготовлен низкопольный автобус европейского уровня ЛИАЗ-529230. Кстати, 30 машин этой серии были задействованы для обслуживания Сочинских Олимпийских Игр в 2014 году.
  • Создана первая пригородная низкопольная машина с двигателем MAN.
  • Впервые на низкопольном автобусе ЛИАЗ-529260 установлен российский двигатель ЯМЗ.
  • Разработан новый дизайн и интерьер автобуса будущего. Среди усовершенствований - новые передние и задние маски, панорамное остекление, светодиодные фары, аэродинамические зеркала, изогнутые, эргономичные поручни, впервые в России применена технология наливных полов.

В 2014 году создана новая модификация автобуса большого класса ЛИАЗ-529260 длиной 10,5 м. Годом позже свет увидела перспективная 9,5-метровая модель среднего класса. Гордостью заводчан стали комфортабельные ультрасовременные туристические и междугородные автобусы серии «Круиз» и «Вояж». Согласно корпоративной политике компании, в будущем новые модели будут выпускаться под единым брендом «ГАЗ», независимо от места производства, будь то в Ликино, Павлове, либо Кургане.

Завод ЛИАЗ: отзывы

Если судить об отзывах работников, предприятие является желанным местом работы. После вхождения в ГК «ГАЗ» и последовавшей модернизации условия для осуществления трудовой деятельности заметно улучшились. Выросли зарплаты, всем сотрудникам предоставляется весомый соцпакет.

Довольны деятельностью завода и партнеры: будь то поставщики комплектующих, или заказчики. ЛИАЗ вовремя расплачивается по контрактам, не допуская задолженностей. А его продукция отвечает высочайшим нормам качества, удобства и экономичности. Кстати, все ныне выпускаемые автобусы оснащаются моторами экологических классов Евро-4, Евро-5, а некоторые модификации - перспективного стандарта Евро-6.

Где находится завод ЛИАЗ?

Производственные мощности предприятия располагаются в крупном на востоке Московской области. Административно относится к Орехово-Зуевскому муниципальному району. Завод является градообразующим.

Адрес завода ЛИАЗ: 142600, РФ, город Ликино-Дулево, улица Калинина, 1.