Жара. По телевизору толстомордые специалисты по сельскому хозяйству начали говорить о том, что пшеница горит, и, похоже, нас ждет очередной неурожай. После работы количество машин на дорогах, ведущих к близлежащим водоемам, заставляет вспомнить про новосибирские пробки. Дорожники сыпят на дороги хрень под названием «сухой асфальт» и, расположившись в тенечке, ждут, когда автолюбители своими колесами прикатают ее до приемлемого состояния. Количество разбитых при этом стекол никого не волнует. Пышащий жаром двигатель на попытку быстро разогнаться реагирует продолжительной детонацией, поэтому нажимать на педаль газа приходится аккуратно. С низких оборотов движок тоже везти отказывается, извещая об этом звонкими стуками. Да и холостой ход не совсем ровный. Предварительный диагноз – плохо работает ДМРВ (датчик массового расхода воздуха). Методику проверки когда-то видел в журнале «За рулем», но искать в бумажных журналах очень долго. Поэтому ныряем в Интернет. Полчаса и проблема досконально изучена, найден и способ диагностики. Сначала необходимо найти в разъеме ДМРВ желтый провод (речь идет о датчиках производства Бош), обычно он расположен крайним, и воткнуть в сам провод или в разъем (вдоль провода) иголку с тем расчетом, чтобы она коснулась металла провода или контакта. Затем подсоединяем один провод цифрового тестера к иголке, второй провод тестера – к массе автомобиля. Включаем зажигание и смотрим показания тестера. Нормальными для датчика считаются показания от 0,996 до 1,07 В. Если показания не попадают в указанный диапазон, то есть больше 1,07 В или меньше 0,996 В, то датчик при смерти. Но его можно попытаться подлечить, после чего он немного еще походит. Основной причиной изменения показаний датчика является загрязнение чувствительного элемента, имеющего вид проволочки либо пластинки с напылением слоя платины (поэтому они такие дорогие). Конструкция впускного тракта на десятках такова, что все микрочастицы масла, которые поставляет во впускной тракт система вентиляции картера, сначала оседают на стенках воздухопровода, а потом, через корпус ДМРВ, стекают в корпус воздушного фильтра. Чем больше изношен двигатель, тем больше масла потечет через корпус ДМРВ и тем быстрее будет загрязняться датчик.
У меня потек масла был хорошо заметен и на воздушном фильтре, в районе ДМРВ, даже было масляное пятно радиусом в 15 мм. Напряжение на датчике составило 1,13 В, что намного превосходило допустимые значения.
Самым лучшим средством для очистки чувствительного элемента датчика массового расхода воздуха Интернет считает аэрозольный очиститель карбюратора. Считается, что если в названии есть слово синтетический, то очищает он значительно лучше. Пленка платины на чувствительном элементе очень тонкая и хрупкая, поэтому никаким механическим воздействиям ее подвергать нельзя. Чистить можно только струей очистителя карбюратора. А для того, чтобы струя попадала на чувствительный элемент, нужно немного доработать трубочку распылителя. Для этого кончик трубочки нужно нагреть пламенем зажигалки и отогнуть на угол примерно 45-75 градусов относительно оси трубки. Удобнее всего это сделать пинцетом. Нагрел, ухватил пинцетом за кончик и отогнул вниз. Затем кончик нужно обрезать таким образом, чтобы открылось отверстие и струя очистителя брызгала под углом 45-75 градусов относительно оси трубки.
Технология очистки несложна. Необходимо вынуть датчик из корпуса. Для этого нужно открутить два самореза с головкой типа «торкс» и аккуратно покачивая датчик вынуть его из корпуса. Датчик в корпусе уплотняется резиновым кольцом, которое довольно прочно его держит. В квадратном отверстии датчика (на фото оно обращено вниз) видим пластину чувствительно элемента. Вот ее нам и предстоит промыть. Вводим трубку распылителя в отверстие поближе к пластине и промываем струей очистителя. Потом даем спокойно просохнуть, можно осторожно продуть, и проверяем результат. Для этого датчик в корпус можно не вставлять, а просто подсоединить к нему разъем. У меня ушло больше половины баллона очистителя, пока напряжение не снизилось до 1,07 В. Дальнейшая промывка снижения напряжения не дала, но результат нормальный и на этом пришлось остановиться. Перед установкой датчика промыл воздуховод и корпус ДМРВ от масла.
Результат промывки датчика не замедлил сказаться – детонация пропала полностью. Теперь разгонятся можно сколько позволяет педаль газа. Двигатель работает ровнее, перебои на холостом ходу пропали. И, что самое интересное, пропала вибрация при троганье. До этого я грешил на сцепление – дескать, скорее всего ведомый диск кривой. На деле оказалось, что промывка ДМРВ попутно выпрямляет ведомый диск сцепления и машина стартует без вибрации.
Датчик массового расхода воздуха. Внизу снимка виден разъем ДМРВ со вставленной иголкой.
Очиститель карбюратора с доработанной трубочкой.
Датчик массового расхода воздуха представляет собой устройство, без которого невозможна нормальная работа двигателя. Работоспособность на функциональность силового агрегата. Как определить неисправность расходомера и как производится чистка ДМРВ — ответы на эти вопросы вы сможете найти ниже.
[ Скрыть ]
Как почистить и чем промыть датчик массового расхода воздуха? Об этом мы расскажем ниже, а для начала давайте разберем признаки и причины неисправности устройства. Параметры, передающиеся расходомером, во многом влияют на образование горючей смеси, что очень важно для любого современного двигателя. Если устройство выходит из строя, это также может спровоцировать невозможность запуска мотора.
По каким симптомам можно понять, что регулятор пора менять или чистить:
Что касается причин неисправности, то их несколько:
Естественно, такие симптомы поломки могут свидетельствовать и о неисправности других систем и устройств, именно поэтому каждый автовладелец должен уметь диагностировать неполадки.
Есть несколько способов проведения проверки работоспособности расходомера, рассмотрим самый легкий и быстрый. Для проведения диагностики вам нужно будет отключить разъем питания от ДМРВ, но при этом двигатель должен быть заведен. Когда контакт отключается, управляющий блок начнет функционировать в аварийном режиме. Соответственно, в результате этого дозировка топлива будет производиться по параметрам, которые были получены от дросселя.
Необходимо учитывать, что в этом случае обороты силового агрегата могут резко возрасти до 1500 в минуту. Однако, это происходит далеко не во всех авто. При отключенном расходомере нужно немного проехать на авто. Если вы заметите, что работа силового улучшилась, то, скорей всего, нужно менять ДМРВ (автор видео — Се Дан).
Чем чистить расходомер? Современный рынок предлагает множество средств для очистки регуляторов, рассмотрим наиболее эффективные варианты:
Прочистка расходомера может быть выполнена в гаражных условиях, ничего сложного в этом нет.
В зависимости от модели авто, процедура снятия датчика может осуществляться по-разному, рассмотрим пример прочистки с отечественной «Десяткой»:
Стоимость очищающего средства Liqui Moly в настоящее время составляет около 700 рублей. Более дешевый аналог — жидкость для прочистки карбюраторов, обойдется покупателю примерно в 70-100 рублей. Что касается WD-40, то стоимость баллончика объемом 100 мл на сегодняшний день составит примерно 180-220 рублей.
Как сказано выше, для выполнения этой задачи можно воспользоваться и другими способами. Кроме непосредственно контроллера, есть смысл прочистить и сеточку подключенного патрубка, а также его внутреннюю поверхность. Не лишним будет осмотреть и сам шланг — в том случае, если он поврежден или достаточно износился, то возможно, есть смысл сразу же произвести его замену.
Также следует отметить, что при прочистке расходомера многие эксперты советуют менять и воздушный фильтр, поэтому рекомендуем также проверить состояние и этой детали. Прежде чем установить расходомер на место, нужно убедиться в плотности прилегания уплотнителя. Если этот элемент будет плохо прилегать, то в конечном итоге вы также можете столкнуться с проблемой подсоса воздуха из окружающей среды. Соответственно, это будет способствовать более быстрому износу расходомера.
Наличие ДМРВ в моторе необходимо для того, чтобы знать объем воздуха, поступающего в цилиндры, когда работает двигатель. ДМРВ находится между дроссельной заслонкой и воздушным фильтром. С его помощью измеряется нагрузка на двигатель, а также регулируется расход топлива.
ДМРВ могут быть пленочного типа и проволочного, и те, и другие со временем могут загрязняться и работать неисправно. Одной из причин, приводящих к загрязнению ДМРВ, является плохое состояние воздушного фильтра, который пропускает грязную смесь пыль и паров с поступающим воздухом, а они загрязняют чувствительные элементы датчиков. Из-за этого в двигатель не поступает достаточное количество воздуха. Поэтому бензина в смеси получается больше, чем необходимо, и затраты топлива значительно возрастают.
Почистить ДМРВ необходимо в таких случаях:
Если вы столкнулись с одной или несколькими вышеуказанными проблемами, возможно, необходимо решить, как почистить датчика массового расхода воздуха.
К вопросу чистки ДМРВ нужно подходить очень серьезно, это достаточно дорогостоящий элемент в автомобиле, его стоимость доходит до 3500 рублей.
Практика показывает, что 8 из 10 ДМРВ можно успешно почистить и они исправно работают. Если причиной плохой работы сенсора является его загрязнение, то вы сможете почистить его и избежать дорогостоящей замены и сэкономите. А если прибор вышел из строя по другой причине, все равно придется делать замену.
При чистке датчика массового расхода воздуха стоит точно придерживаться правил, чтобы не угробить неаккуратными действиями ДМРВ, выведя его из строя:
Нельзя прикасаться к элементам ДМРВ, находящимся внутри прибора, чтобы не повредить их.
Выполняем процедуру.
Почистить можно несколько раз, чтобы полностью очистить сенсор от загрязнений. Чем чистить датчик массового расхода воздуха?
В домашних условиях можно сделать промывку ДМРВ спиртом. Лучше всего использовать как средство для чистки ДМРВ медицинский спирт 95 %, но не самогон. Датчик нужно поместить над мисочкой или глубокой тарелкой, набрать в шприц спирт и аккуратно почистить элемент над тарелочкой. Чтобы уменьшить расход спирта, его повторно набирают в шприц из емкости и снова промывают все доступные места, не прикасаясь к ним руками или шприцом.
Можно выполнить дополнительную чистку уголков датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) протерев ватными или тканевыми отрезками со спиртом.
Промывка спиртом может продолжаться до 1 часа, затем нужно дать ему тщательно просохнуть не менее пары часов. После того, как почистили датчик ДМРВ, можно легонько продуть воздухом, используя вентилятор, или сжатым воздухом. Обязательно нужно следить, чтобы не было высокого давления воздушного потока, так как можно повредить проводки или пленку.
После того как почистили ДМРВ нужно провести сборку в обратном порядке. Обязательно контролируйте за тем, чтобы правильно установить датчик в автомобиль. До установки датчика лучше машину не заводить и не вставлять ключ зажигания.
Закрутить все болты, присоединить провод, проверить правильность установки. Минут через пять можно попробовать запустить двигатель.
При установке ДМРВ необходимо следить, чтобы правильно было установлено уплотнительное кольцо, потому что через щель при неплотно прилегающем кольце будет засасываться пыль, вследствие чего датчик выходит из строя.
Для промывки ДМРВ выпускаются специальные средства, безопасные в применении. Можно использовать очиститель датчика массового расхода воздуха LIQUI MOLY. Этот препарат подходит и для двигателей, потребляющих бензин, и для дизелей. Его использование позволит избежать проблем, возникающих при нарушениях в работе датчика. Средство производится в аэрозольном виде, что позволяет быстро почистить сенсор, хорошо растворяет все загрязнения ДМРВ: масло, пыль, нагар. Не оставляет следов, не образует масляной пленки, не требует смывания. Испаряется самостоятельно, не требует сушки, безопасен для любых сенсоров.
Как правильно почистить датчик массового расхода воздуха можно посмотреть на следующем видео:
Чистка датчика массового расхода воздуха – процедура, необходимая для обеспечения надежной работы двигателя. Некоторые автолюбители считают, что ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) – это деталь, не подлежащая обслуживанию и при выходе его со строя необходима замена. Однако практика показывает, что после чистки большинство датчиков могут продолжать успешно работать. К тому же данная деталь достаточно дорога. Поэтому умение поддерживать датчик в рабочем состоянии не только обеспечивает нормальное функционирование двигателя автомобиля, но и позволяет существенно экономить деньги.
Признаками возможных проблем с датчиком являются:Датчик массового расхода воздуха предназначен для измерения количества воздуха, который поступает в двигатель за единицу времени. В соответствии с его показаниями происходит формирование горючей смеси. Поэтому перебои в работе ДМРВ могут привести к серьезным нарушениям в функционировании двигателя.
Наличие данных признаков может свидетельствовать и о других неполадках. Поэтому лучше провести дополнительную диагностику ДМРВ.
Диагностику датчика можно провести разными способами. Самый простой из них – отсоединение от него питания при работающем моторе. После этого нужно немного проехаться на автомобиле. Если во время этого наблюдается улучшение работы двигателя – значит ДМРВ неисправен.
Чтобы почистить ДМРВ качественно, нужно выбрать соответствующее чистящее средство.
Для этой процедуры могут подойти:Жидкость Liqui Moly является наиболее качественным средством, с помощью которого можно очистить датчик. Но в то же время это и самое дорогое из чистящих средств. В последнее время все большей популярностью среди автолюбителей пользуется средство WD-40.
Внимание! Если вы решили прочистить датчик с помощью спирта – не используйте вместо него водку, или самогон. Это может привести к окончательному выходу устройства со строя.
Чистка ДМРВ не является сложной процедурой. Ее вполне можно произвести в своем гараже.
Для этого следует произвести следующие действия (на примере ВАЗ-2110):При проведении очистки необходимо иметь в виду, что на пленке, находящейся внутри датчика, имеется несколько проволочных контроллеров, посаженных на смолу. Их очистку следует проводить предельно осторожно.
Чистящее средство необходимо наносить, держа баллончик на расстоянии не менее 10 см от устройства. После нанесения необходимо дождаться высыхания чистящего средства.
В случаях, когда ДМРВ окажется сильно загрязненным, может потребоваться повторение процедуры очистки несколько раз.
При выходе из строя чувствительного элемента датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) понадобится дорогостоящий ремонт. К таким поломкам чаще всего приводят загрязнения этого прибора: он не может адекватно оценить количество необходимого воздуха, нарушается состав горючей смеси и, в конечном итоге, работа всего двигателя. Очиститель ДМРВ LIQUI MOLY, созданный известным немецким производителем автохимии, позволяет привести датчик в порядок и обойтись без ремонта.
LIQUI MOLY Luftmassensensor-Reiniger – специальная смесь очистителей в удобной аэрозольной форме. Проста в использовании, экономична. Удаляет разного рода загрязнения на датчике, очищает сенсор. При загрязнении этого прибора неправильно формируется горючая смесь, что приводит к проблемам с запуском мотора, нарушениям холостого хода. Падает мощность двигателя, может давать сбои АКПП.
Если проблема только в загрязнении датчика, то жидкость для чистки способна исправить ситуацию и помочь избежать дорогого ремонта.
Ликви Моли Очиститель ДМРВ обладает рядом полезных свойств:
Таким образом, это средство позволяет решить множество проблем разом, избежать напрасной траты денег. И положительные отзывы автомобилистов подтверждают это.
Промывка подходит для очищения проволочных и пленочных датчиков массового расхода воздуха. Использоваться может в автомобилях, работающих как на бензиновом, так и на дизельном топливе.
Инструкция по использованию этого средства не отличается сложностью:
Делать это нужно по мере необходимости или при замене воздушного фильтра. Перед использованием спрея проверить его действие на пластик на небольшом участке корпуса прибора.
ВАЖНО!
Нельзя во время демонтажа касаться чувствительного элемента датчика руками или инструментами. Это может привести к его выходу из строя.
Артикул 8044/4066 200 мл
Очиститель ДМРВ Luftmassensensor-Reiniger