Как устанавливается классность водителям. Присвоение водителю класса квалификации

Присвоение классности водителям в различных организациях практикуется еще со времен СССР. Классность дает право водителю получать определенную надбавку к зарплате.

Классность водителей по категориям

В 2018 году, как и ранее, присвоение классности водителям в РФ регулирует Квалификационный справочник профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 №58/3-102, которым устанавливаются месячные оклады (далее – Справочник) и который в части, имеющей отношение к классности водительского состава, все еще в силе, поскольку соответствующие профессиональные стандарты пока не разработаны.

Еще советский документ гласит, что водителям могут присваиваться 3 класса, они зависят категорий конкретного водителя и продолжительности работы на одном месте.

При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав:

  • водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.
  • 2 класс – категории В, С, Е либо Д и Е (то есть, есть два варианта сочетания категорий).
  • 3 класс – категории В, С либо только одна категория Д.

В процессе дальнейшей работы в компании повышение категорий зависит от того, как долго трудится в ней человек.

Присвоение классности водителям

Условия, при которых происходит повышение или понижение установленной при приеме на работу классности, прописано в Справочнике, вместе с тем Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному транспорту, которое в настоящий момент продлено до 2019 года (далее – Соглашение) имеет в наличии указание, что на предприятии должно быть разработано свой локальный акт о классности.

Порядок присвоения классности водителям на предприятии

У работодателя классность водительскому составу повышается спецкомиссией, которая утверждается приказом руководства. В своей работе комиссия использует Справочник и внутренний документы, к примеру, Положение о классности, которые определяют, от чего зависит классность водителя.

Соответственно повышение происходит:

  • с 3 класса на 2;
  • со 2 класса на 1.

Водитель 3 класса может его повысить при условии непрерывной трехлетней работы в этой должности.

Водитель 2 класса получает право на повышение при продолжительности работы не менее 2 лет. Соответственно, отработав этот срок на одном месте, он получит статус водитель 1 класса. Какие категории открыты у него в правах уже не будет иметь значения.

Понижение классности

Понижение ранее установленной классности возможно в следующих случаях:

  • регулярное нарушение трудовой дисциплины, правил дорожного движения и правил эксплуатации машины;
  • невыполнение требований, которые прописаны в Справочнике для установленного водительского класса;
  • трудоустройство на новую работу. В этом случае, классность присваивается вновь, согласно правам.

Например, уволенный сотрудник имеет только категории В и С, но благодаря стажу работы имел должность водитель 1 класса. Требования Справочника указывают, что на следующее место работы он может устроиться только водителем 3 класса.

Как оплачивается классность водителям в России

Присвоение водительского класса позволяет получать различные надбавки к заработной плате. Соглашение прописывает следующие надбавки:

  • За 1 класс – 25% от оклада либо другой тарифной единицы;
  • За 2 класс – 10% от оклада или тарифной единицы;
  • За 3 класс доплата не предусматривается.

Надбавка за классность водителям может быть установлена работодателем на свое усмотрение, но при этом, если он в 30-дневный срок не предоставил письменный отказ от участия в Соглашении, то она не может быть меньше, той, что установлена в этом документе (25% и 10% соответственно). Это установлено письмом Минздравсоцразвития № 338-ТГ от 24.07.08.

Соответственно, доплата за классность водителям, должна быть равна или больше той, что установлена в Соглашении.

Также, вышеуказанный документ устанавливает, что работодатели, которые решились доплатить своим водителям за классность, должны разработать следующие документы:

  • Положение о присвоении классности;
  • Положение о доплате за классность.

Начисление такой добавки водителям устанавливается приказом по организации.

Обязательно ли устанавливать классность водителей по категориям

Руководство компании вполне себе может не присваивать классность своим работникам, законодательство их к этому не принуждает. Соответственно, не обязательна и доплата за классность водителям. В этом случае человек принимается просто на должность водителя.

Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, регламентирует, как получить классность водителя, условия и порядок ее повышения при работе на одного работодателя. Если компания все же присваивает своим водителям классность, она должна производить и начисление надбавок за нее.

СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН "ЗАПОЛЯРНЫЙ РАЙОН" НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

РЕШЕНИЕ

Об утверждении Положения

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , на основании статьи 12 Устава муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район", Совет муниципального района "Заполярный район" решил:

1. Утвердить Положение о порядке присвоения классности водителям транспортного средства предприятий и учреждений Заполярного района (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

муниципального района

"Заполярный район"

А.В. Безумов

Приложение

к решению

Совета муниципального района

"Заполярный район"

Положение о порядке присвоения классности водителям транспортного средства предприятий и учреждений Заполярного района

1. Настоящее Положение определяет порядок присвоения класса квалификации (классности) водителям транспортного средства (далее - водители) предприятий и учреждений Заполярного района.

2. Основными документами для присвоения класса водителям являются трудовая книжка и водительское удостоверение. Вновь принятому на работу водителю присваивается соответствующий класс, подтвержденный записью в трудовой книжке и водительским удостоверением.

3. Присвоение класса квалификации (классности) водителям производится комиссией по присвоению класса квалификации водителям транспортного средства предприятий и учреждений Заполярного района (далее - комиссия). По согласованию с отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Ненецкому автономному округу в состав комиссии включается представитель Госавтоинспекции.

4. Квалификация 3-го, 2-го и 1-го класса может быть присвоена водителям, которые прошли подготовку или переподготовку по единым программам и имеют водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств.

5. Квалификация 3-го класса присваивается водителю, имеющему водительский стаж работы в муниципальных учреждениях (предприятиях) Заполярного района не менее года, при наличии у него в водительском удостоверении разрешающей отметки "B", "С" или только " D ".

Водитель 3-го класса квалификации должен знать:

Назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий "B" или "C", или автобусов, относящихся к категории "D";

- Правила дорожного движения и основы безопасности движения;

Правила технической эксплуатации автомобилей (относящиеся к водителям);

Правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов;

Признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;

Порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов;

Правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта;

Способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

Приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях;

Правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля;

Порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях.

6. Квалификация 2-го класса присваивается водителю, имеющему стаж работы не менее трех лет в качестве водителя 3-го класса в муниципальных учреждениях (предприятиях) Заполярного района, при наличии у него в водительском удостоверении разрешающей отметки "В", "С" и "E" или только "D" ("D" и "E").

Водитель 2-го класса квалификации должен знать:

Назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств "B", "C" и "E", а при работе на автобусах ("D" или "D" и "E") - их неисправности;

Признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения неисправностей транспортного средства;

Объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию;

Способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;

Особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях;

Особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей;

Показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей;

Основные положения планирования и учета работы автомобилей;

Правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях;

Элементы дороги, их влияние на безопасность движения;

Основные понятия теории движения автомобиля;

Способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей.

7. Квалификация 1-го класса присваивается водителю, имеющему стаж работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса в муниципальных учреждениях (предприятиях) Заполярного района, при наличии у него в водительском удостоверении разрешающей отметки "B", "C", "D" и "E".

Водитель 1-го класса квалификации должен знать:

Назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков;

Влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок;

Способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава;

Основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения;

Элементы теории автомобиля;

Основные положения безопасности движения транспортных средств.

8. Кроме требований, предусмотренных п. 5, 6 и 7 настоящего Положения, присвоение водителю класса квалификации производится при условии:

Добросовестного исполнения ими своих обязанностей, отсутствия аварий, перерасхода ГСМ и соблюдения производственной и трудовой дисциплины;

Отсутствия за последние 2 года работы нарушений Правил дорожного движения ;

Отсутствия нарушений правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.

9. Вопрос о присвоении класса квалификации рассматривается комиссией на основании заявления водителя (приложение 1). Классность присваивается комиссией по результатам аттестации работника. Аттестация проводится в форме ответов на вопросы:

Знание правил дорожного движения и технической эксплуатации транспортного средства;

Устройства и методов технического обслуживания и ремонта транспортного средства.

10. Присвоение класса квалификации (классности) оформляется правовым актом руководителя предприятия, учреждения на основании протокола заседания квалификационной комиссии (приложение 2).

11. Ежемесячная надбавка за классность устанавливается в следующих размерах:

Водителю 2-го класса - 10% установленной тарифной ставки (должностного оклада) за отработанное в качестве водителя время;

Водителю 1-го класса - 25% установленной тарифной ставки (должностного оклада) за отработанное в качестве водителя время.

12. По ходатайству руководителя структурного подразделения решением комиссии может быть понижена классность водителю 2-го или 1-го класса по следующим основаниям:

Систематически нарушает Правила дорожного движения , не выполняет требования, предусмотренные должностной инструкцией;

Имеет перерасход топлива;

Имеет нарушения Правила дорожного движения , повлекшие за собой дорожно-транспортные происшествия;

Нарушает техническую эксплуатацию транспортного средства и правила техники безопасности;

В случае управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического либо токсического опьянения.

13. Понижение класса квалификации оформляется правовым актом на основании протокола комиссии.

14. Водителям, которым было произведено понижение класса квалификации, классность может быть присвоена на общих основаниях, но не ранее чем через год.

15. Водителям, которые в соответствии с действующим законодательством были лишены права на управление транспортными средствами, классность присваивается вновь, начиная с 3-го класса, на общих основаниях при соблюдении требований, установленных настоящим Положением.

16. Подготовка и организация проведения заседания комиссии возлагаются на секретаря комиссии.

17. Формой работы комиссии является заседание под руководством председателя или его заместителя. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решение комиссии принимается простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов членов комиссии решающим является голос ее председателя.

18. Заявление водителя о присвоении класса квалификации на имя председателя комиссии принимается секретарем комиссии. К заявлению прилагаются:

Копия трудовой книжки;

Копия водительского удостоверения;

Ходатайство о присвоении класса квалификации руководителя структурного подразделения.

19. Ходатайство руководителя структурного подразделения о понижении водителю класса квалификации на имя председателя комиссии принимается секретарем комиссии. К ходатайству прилагаются:

Копии документов о наложении дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, за нарушение правил технической эксплуатации, правил техники безопасности, рабочих инструкций и т.д.;

Копии документов о нарушении Правил дорожного движения .

20. Секретарь комиссии не позднее, чем за неделю до начала работы комиссии сообщает водителю о дате, времени и месте проведения аттестации.

21. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается членами комиссии и передается руководителю предприятия, учреждения для подготовки правового акта.

Приложение 1

к Положению

о порядке присвоения классности

водителям транспортного средства

Совета Заполярного района

В квалификационную комиссию

________________________________

от водителя __-го класса

_______________________________

(фамилия, имя, отчество)

Заявление

Прошу провести мне в 20__ году квалификационную аттестацию для установления ___-го класса.

Основанием для присвоения ____-го класса считаю отсутствие нарушений Правил дорожного движения , стаж работы более _______ лет и выполнение правил технической эксплуатации, правил техники безопасности, рабочих инструкций ______

__________________________________________________________________________.

Приложение:

1) копия трудовой книжки;

2) копия водительского удостоверения;

3) ходатайство о присвоении класса квалификации.

"____"__________ 20___ г. _____________________________

(подпись)

Приложение 2

к Положению

о порядке присвоения классности

водителям транспортного средства

Совета Заполярного района

Протокол N ____ заседания квалификационной комиссии

"____"__________ 20___ г. п. _________________

Комиссия в составе:

Председатель __________________________________________________________

Секретарь __________________________________________________________

(Ф.И.О., занимаемая должность).

Члены комиссии: __________________________________________________________.

Присутствовали: начальник гаража (отдела)___________, диспетчер ____.

Повестка дня:

1. Обсуждение итогов проведенной квалификационной аттестации водителя ___-го класса __________________________________________.

Заслушали:

Представление и аттестационные материалы на ______________________ _________________________________________ на присвоение ___-го класса.

Постановили:

Признать _______________________________ соответствующим всем требованиям для присвоения ____-го класса.

Председатель комиссии - __

(подпись) (Ф.И.О.)

Секретарь комиссии - ______________ /___________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

Члены комиссии - _________________ /________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

_________________ /________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

_________________ /________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

С протоколом заседания квалификационной комиссии ознакомлен:

"____"__________ 20___ г. _____________________/________________

(подпись) (Ф.И.О. водителя)

Профессия водителя подразумевает особую специфику работы, связанную с определенными трудностями: ненормированный трудовой режим, опасности во время движения, возможные проблемы со здоровьем.

Внимание

Количество проработанных лет в качестве водителя транспортного средства отражается на формировании выплат. Стаж влияет на классность, которая присваивается сотрудникам.

Однако, этот показатель «нестабилен». Его легко можно потерять, а также утратить при смене места работы. И все же, дает ли классность какие-либо доплаты водителю от начальства?

Обязательны ли выплаты за классность?

Разряд сотрудникам присуждается на рабочем месте, после аттестации. Навыки вождения служащего оцениваются квалифицированной комиссией. Присвоенный «профессионализм» заносится в трудовую книжку.

Но обязан ли руководитель организации выплачивать водителям материальную компенсацию за присвоенную классность? Что по этому поводу прописано в Трудовом Кодексе РФ?

Ст. 135 ТК РФ гласит, что при заключении трудового контракта, между работодателем и сотрудником, один из его пунктов может предусматривать наличие доплат за классность водителям. Это может быть отражено и в коллективном договоре. Однако, если таковой пункт не предусмотрен, то наниматель вправе не предоставлять своему работнику дополнительных выплат. О наличие и размере доплат за имеющийся разряд следует заранее оговаривать с нанимателем.

ТК РФ

Согласно ТК РФ размер доплаты за присужденный класс водителю формирует сам работодатель. Рассчитывать на дополнительные выплаты могут специалисты, которым присужден 1 или 2 класс.

В большинстве случаев, размер финансовых выплат устанавливаются следующим образом:

  • за 1 класс идет прибавка в размере 25% от фиксированной ставки за один рейс;
  • за 2 начисляется 10%.

Размер доплаты водителю за классность может быть другим, в зависимости от усмотрения начальства.

Доплата за 1 и 2 разряд работникам ТС может быть зафиксирована в трудовом контракте. При этом, при трудоустройстве в организацию, работник может не обладать ни каким разрядом. Но, он может получить его в ходе выполнения своих служебных обязанностей.

Стоит учесть, что присвоенная на одном рабочем месте классность не сохраняется при переходе на другое, в иную организацию.

Доплата за «профессионализм» подлежит водителям, обладающим 1 или 2 разрядом классности.

Приказ о доплате за классность водителю

Запись о присвоении классности водителям заносится в местный нормативный акт. Для того, чтобы оценить умения работника ТС и, как следствие, присвоить ему определенный разряд за вождение, на предприятии созывается особая комиссия во главе с руководителем. Помимо него в комиссию входят:

  1. Главный инженер на предприятии и его зам. Они являются председательствующим составом;
  2. Член профсоюзного комитета выступает заместителем председателей комиссии;
  3. Руководитель отдела или инженер по устройству и подготовке штата на производстве;
  4. Управляющий отдела организации труда и заработного оклада;
  5. Инженер, отвечающий за охрану труда и технику безопасности;
  6. Начальник цеха (отдела), участка, где работает тестируемый сотрудник;
  7. Председатель общества бригадиров или представитель совета бригадиров.

Состав, а также деятельность комиссии определяется руководителем на основе составленного приказа.

Приказ о доплате за классность водителю составляется следующим образом:

Наименование организации

О создании квалификационной комиссии

«дата» «город или населенный пункт»

В целях присвоения квалификационного класса водителю

Приказываю:

  1. Организовать действующую комиссию для установления класса водителям в следующем составе

председатель комиссии – Ф.И.О., должность;

секретарь комиссии – Ф.И.О., должность;

члены оценивающего комитета:

Ф.И.О, занимаемая должность

  1. Предоставлять списки с водителей, подлежащих прохождению квалификационной аттестации, 1 раз в год не позднее «дата» - кому Ф.И.О.
  2. Провести подготовку квалификационной комиссии – кому Ф.И.О.
  3. Представить сведения квалификационной комиссии руководителю (должность) не позднее 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии – председателю.

Должность руководителя, Фамилия/ Ф.И.О.

Какие размеры доплат полагаются?

Доплата к официальной заработной плате за классность начисляется водителям, имеющим 1 или 2 уровень мастерства.

Определенный уровень работнику ТС назначается только в случае прохождения им полной подготовки, при выдаче специального удостоверения, в котором указаны одна или несколько категорий:

  1. При наличии 1 класса, служащий может управлять транспортом категорий В, С, Д, Е;
  2. При наличии 2 класса, в управление предоставляется транспорт категорий В, С, Е или же только Д;
  3. Для 3 класса соответствуют категории В и С, или же только Д.

За что лишают доплаты за классность?

Уровень профессионализма, присвоенный водителю, может быть понижен или вовсе отменен руководством, в зависимости от ситуации. Понижение классности заносится в трудовую книжку. Однако, работник ТС может вернуть ее себе.

За что могут лишить классности?

  • за превышенный расход топлива (отклонение от заверенной нормы);
  • за игнорирование должностной инструкции;
  • за несоблюдение и невыполнение установленного рабочего плана, графика перевозок;
  • за частые, фиксированные нарушения ПДД, а также вовлечения в ДТП;
  • за несоблюдение техники безопасности.

Лишение разряда проводится на 90 дней, при этом сотрудник не теряет возможности пройти аттестацию заново, восполнив все потери. Для этого процедура получения классификации проводится такая же, как и первом прохождении.

Если сотрудник по какой-либо причине отстранен от права управлять рабочим ТС, то и присвоенная ему классность аннулируется до момента возвращения ему водительских прав.

Доплаты за ненормированный трудовой день водителя

Ненормированный рабочий день у машинистов легковых автомобилей – это время, когда работодатель может потребовать выйти на работу после отработанных трудовых часов.

Если с водителем ТС заключен трудовой договор, в котором указана возможность ненормированного графика работы, то переработка после условленных часов не будет считаться сверхурочной, а значит начальство не обязано компенсировать ее денежными выплатами.

Согласно ст. 119 ТК работнику за это полагается лишь компенсация в виде внеочередного оплачиваемого отпуска.

Разъездной характер работы

Разъездная работа подразумевает отличные от нормальных условия труда. Все из-за того, что водитель большую часть своего трудового времени находится в дороге.

Однако, несмотря на то, что такой тип работы включает в себя неудобства в виде ненормированного рабочего дня, непривычных климатических условий, сверхурочные часы, ТК РФ не предусматривает обязательные выплаты сотруднику с учетом этих условий.

Трудового Кодекса прописывает, что руководство организации должно компенсировать работнику все его материальные расходы на топливо, проживание, питание и т.п. За работу в ночной период, праздники и выходные дни начальство предоставлять денежные компенсации не обязано.

Доплата за классность водителям скорой медпомощи

Водителям Скорой медицинской помощи установлена специальная надбавка за «профессионализм» к официальному окладу, которая выплачивается ежемесячно. Размеры доплат представляют конкретный процентный размер:

  • за 1 класс предусмотрены выплаты в размере 25%;
  • за 2 класс – 10%.

Доплата за классность водителям скорой помощи предусмотрена за фактически отработанные часы.

Доплата трактористам

Машинистам-трактористам, в зависимости от их трудового опыта, присваивается квалификация 1, 2 или 3 класса. Такая классификация отражается и на дополнительных выплатах:

  • трактористам-машинистам 1 класса доплачивают 20% от фиксированной ставки;
  • трактористам-машинистам 2 класса доплачивают 10%.

Доплата водителям тракторов может варьироваться, в зависимости от специфики организации.

Нюансы

Нюансом в вопросе доплаты за классность водителям является то, что при смене места работы она не сохраняется, а аннулируется. Но, если руководство само перевело сотрудника на другую работу, то в этом случае классность сохраняется.

Это означает, что расторгая трудовой договор с одной организацией и переходя в штат другой, даже звание работника с 1-м классом больше не действительно. Чтобы получить разряд вновь придется пройти новую переаттестацию.

Однако, некоторые руководители «идут на встречу» и сохраняют новому сотруднику имеющуюся у него классность.

Вопрос от читателя.

«Сергей доброго вам дня. Замечательный АВТОБЛОГ, много всяких полезных штучек, особенно плюсую за . По роду своей деятельности, недавно перешла на другую работу, приходиться слышать про классы водителей. Иногда мужики-водители, у нас их много, затянут разговор и нечаянно промелькнет – «ДА, что ты от него хочешь он же водитель 2 класса……». Подойти и спросить у них мне как то неловко, работаю в транспортной компании, а про классы не знаю, не могли бы вы рассказать про эти классы водителей? Как вы можете простым языком? Заранее спасибо Наталья »

Что же Наталья, вопрос интересный, читайте дальше …


Сейчас такая аббревиатура встречается, если только на устах «матерых водителей», которые работают уже давно и затронули Советский Союз. Именно в Советском союзе существовала градация классов водителей. Причем каждый водитель стремился получить права 1 – го класса, за это по постановлению Госкомтруда СССР, была введена доплата или стимулирующие премии к окладу ежемесячно. ДА и гордостью предприятия становились только водители 1 – го класса, тут тебе и пропаганда и путевки на море и т.д. Развито это в СССР было, передовиками гордились. Сейчас обязательной градации у водителей нет, но если работодатель ввел классность водителей на своем предприятии, то отменить ее уже не может, согласно п. 3.8 (25.03.2008 N 96/08-10*(1)) Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту. Классов водителей 3, от большего к меньшему, то есть самый малый это третий класс водителя, а самый высший это первый класс. Теперь подробнее про классы водителей

Водитель 3 класса (самый низший)

Водителем 3 класса считается водитель, у которого открыты категории «B» (легковой транспорт) и «С» (грузовые автомобили). Может существовать еще одна вариация, вместо категории «С», можете быть категория «D». Тогда получается водитель 3 класса, это водитель, имеющий открытые категории «В + С» или «B + D».

Водитель 2 класса (средний класс)

У 2 класса немного иначе, для второго класса категория «B» (легковой транспорт), не обязательна. Водителем 2 класса считается водитель, у которого открыты категории либо B, C, СE (тяжелый транспорт, с прицепом), либо категории B, C, D (автобус), или же категории D, СE. Таким образом, для водителя 2 класса достаточно иметь категории D () и СE (тяжелый транспорт, с прицепом). Категория 2 класса присваивается водителю через три года, непрерывного стажа в 3 категории.

Водитель 1 класса (высший класс)

Водителем первого класса считается водитель, у которого открыты все категории прав, B, C, D, СE. Хочется отметить, что категория прав «A» (мототранспорт), не обязательна.

Вот и все секреты. Последнее что хочется сейчас отметить что современные права, стали гораздо сложнее, появились новые категории прав, такие как BE (легковой транспорт, с прицепом), CE (грузовой транспорт, с прицепом), и DE (автобус с прицепом). Но для прав 1 класса, не нужно открывать категории (BE, DE) и без них водитель будет считаться водителем 1 класса.

Класс водителя автомобиля.

Класс водителя автомобиля — это его квалификационная характеристика в зависимости от открытых категорий в водительском удостоверении и стажа работы.

Класс водителя автомобиля установлен Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады» (утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 n 58/3-102).

Действие справочника в Российской Федерации подтверждено постановлением Минтруда РФ от 12 мая 1992 года N 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России».

Класс водителя автомобиля как вызывающая много вопросов тема среди заинтерисованной аудитории в данной статье рассмотрена в следующем порядке:

— приведены квалификационные характеристики водителя 3 класса, водителя 2 класса, водителя 1 класса (без раздела «должен знать»);

— приведены основания для присвоения классности;

— приведен порядок присвоения классности;

— рассмотрены вопросы доплат за классность;

  1. Квалификационные характеристики.

1.1. Водитель автомобиля, 3 класс.

Характеристика работ.

  1. Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств «В» или «С», или управление только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д».
  2. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности.
  3. Управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами
  4. Буксирование прицепов весом до 750 кг.

Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Оформление путевых документов. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию. Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов. Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
При обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов, порядка оплаты и получения контрольных билетов; установка катушек с билетами, компостеров, ведение учета билетов, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.

1.2. Водитель автомобиля, 2 класс.

Характеристика работ.

  1. Управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».
  2. Буксирование прицепов весом свыше 750 кг.
  3. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов.

Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

1.3. Водитель автомобиля,1 класс.

Характеристика работ.

Управление легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «Д» и «Е».
Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава; основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения; элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

2. Основания для присвоения классности.

водителя 3 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями транспортных средств «В» и (или) «С», или одной категории «Д». Такие категории получают при первичном профессиональном обучении.

Основанием для присвоения квалификации водителя 2 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями «В», «С» и «Е» или «Д» («Д» и «Е»). Непрерывный стаж работы должен быть не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3 класса на данном предприятии.
Основанием для присвоения квалификации водителя 1 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями «В», «С», «Е» и «Д». Непрерывный стаж работы должен быть не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии.
Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения квалификации второго и первого класса водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе (систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения, не иметь перерасхода топлива против установленных норм), соблюдать трудовую и производственную дисциплину: не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.

3. Порядок присвоения классности.

Квалификация водителя 3 класса может быть присвоена при первом приеме на работу, при этом пишется заявление такого содержания «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями согласно открытой категории В (можно управлять газелью и легковым автомобилем), или «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями согласно открытых категорий В и С или «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями (автобусами) согласно открытой категории Д». Но может иметь место прием на работу водителем автомобиля без указания класса (например, у работодателя всего один автомобиль). Или работодатель не платит надбавку за классность и в принципе не хочет применять у себя присвоение классности (даже квалификации водителя 3 класса).

Квалификация водителя 2 и 1 классов присваивается в процессе работы квалификационной комиссией транспортного предприятия, цеха или иного субъекта транспортной деятельности. Это при условии, что работодатель применяет у себя систему повышения квалификации водителей автомобилей и осуществляет доплату за 2 и 1 класс.

4. Доплата за классность.

4.1. Как было. Ранее действовало Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства».

Согласно приложения № 21 данного постановления водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов выплачивалась ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах: водителям 2-го класса — 10 процентов и водителям 1-го класса — 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время. Постановление от 17 сентября 1986 г. N 1115 в настоящее время носит рекомендательный характер.

4.2. Как стало. Различными нормативными документами обязательный характер на выплату доплаты за классность водителям автомобилей в настоящее время отменен. Работодателям предоставлено право самостоятельно устанавливать надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей и автобусов.

Доплаты за 2 и 1 классы производятся, если они установлены коллективными договорами предприятий, постановлениями по отдельным ведомствам (министерствам), локальными нормативными актами (положениями об оплате труда и материальном стимулировании работников).