Путешествие на собственном автомобиле – отдых не для всех, ведь кого-то укачивает, кто-то не любит долгой дороги, но если это не про вас и вы просто обожаете новые города и открытия, то эта статья для вас. Всего каких-то лет тридцать-сорок назад очень многие наши соотечественники с удовольствием выбирались в семейные путешествия на автомобиле по городам нашей страны, останавливаясь в каких-нибудь живописных местностях с палатками, теперь время изменилось, на смену палатке в поле пришли организованные кемпинги и отели, да и дороги, за редким исключением, стали получше. Если вы на автомобиле, стоит прислушаться к некоторым советам бывалых автомобилистов. Начнем с вопроса: какой маршрут выбрать? Если вы, новичек в автотуризме, то лучше не разрабатывать свой маршрут, а почитать рекомендации на сайтах, посвященных дородным путешествия, там вам предложат массу готовых маршрутов, отчетов о поездках, конкретных рекомендаций, по наличию парковок, кафе с приличным и недорогим питанием, интересных достопримечательностей. Конечно, вы можете чуть подкорректировать их вариант путешествия, внеся какие-то свои изменения, в этом-то и плюс автопутешествия – здесь вы «сам себе режиссер»: остановились, где надо, смотрите, что вам интересно, задерживаетесь в заинтересовавших местах, на сколько нужно.
Не любите ходить проторенными тропами? Придумайте свой маршрут, можно по старинке вооружиться атласами дорог, или же воспользоваться Интернетом и услугой разработки маршрута, на многих сайтах такая имеется: от вас нужно только вбить начальную и конечную точку, а также города, которые хотелось бы посетить. В результате компьютер выдаст вам графическую распечатку маршрута, укажет общее расстояние между населенными пунктами и точками вашего путешествия. Задержимся на пункте втором – местах привала. Понятно, что, если вы решили заночевать или просто совершить остановку в крупных и раскрученных туристических городах, то проблем не возникнет, правда летом бывает необходимо бронировать места в отелях заранее, но стоит чуть отъехать от исхоженных путей, и кончатся отели, кафе и обычные забегаловки, тогда придется ночевать в палатке, машине, проситься к каким-нибудь сельским жителям на постой.
Заядлые путешественники, глядя на продвинутых европейцев покупают кемперы и отправляются путешествовать исключительно в домике на колесах. Правда стоит такой фургончик дороговато, но в больших городах такое чудо можно взять в аренду, что будет дешевле затрат на путешествие на своем автомобиле, да и удобнее, в случае чего. Сэкономить на проживании можно, предварительно ознакомившись с сайтом городка, где вы планируете заночевать, многие люди сдают квартиры посуточно и по приемлемой цене. Если вы выбираетесь в путешествие ненадолго, а только на уикенд, то не стремитесь объять все, иначе дорога займет у вас все время, а на осмотр достопримечательностей и на отдых ничего не останется.
Традиционный маршрут для путешествия на автомобиле по России «Золотое кольцо», точнее фрагменты этого маршрута, так как для детального ознакомления с достопримечательностями городов в него входящих требуется не менее полумесяца. Если вы располагаете таким временем, то вполне можно съездить на Селигер, в низовья . Почему бы не посетить красивые старинные города России: Плес, Вологду, Тверь, Великий Новгород, Ростов Великий, Ярославль, Кострому? Многие бывалые путешественники на автомобиле организовывают тематические поездки, к примеру, по русским монастырям, по усадьбам известных русских литераторов.
Если вы путешествуете на авто с детьми, то стоит включить в программу своего путешествия что-то интересное ребенку, например: город Мышкин, с Музеем мыши, Музеем валенок, либо город Тулу, с его чудесными пряниками, красивым Кремлем, зоопарком рептилий, Суздаль с красивыми деревянными домиками. Теперь, что касается технического оснащения автомобиля перед длинной дорогой. Важно проверить свою машину, на нормальный уровень жидкостей охлаждающей и тормозной, уровень масла. Перебрать аптечку, взять необходимый комплект инструментов, взять про запас несколько лампочек, предохранителей, взять насос, домкрат. Оцените состояние запасного колеса, отрегулируйте фары, прихватите с собой пару пятилитровых бутылок воды и …бутылку водки, как ни странно звучит, но во многих глухих уголках России, за нее вас и толкнут, и отремонтируют, и отбуксируют. Кроме того, возьмите необходимые в автопутешествии вещи: переносную газовую плиту, автохолодильник.
Спланировать идеальное путешествие — дело нехитрое. Статей на эту тему — вагон и маленькая тележка, бери и читай. Но разве жизнь была бы такой интересной, если бы не ошибки, любимые грабли и просчёты? Устали от предсказуемости поездок? Сейчас я вам дам несколько вредных советов, которые вполне себе способны превратить любое автопутешествие в насыщенное, запоминающееся приключение, которое оставит вас без денег и настроения. :)
Большая часть этих советов родилась из моего собственного бесценного опыта. С удовольствием вручаю вам свои грабли — авось, когда-нибудь на них тоже наступите.
Начну с планирования поездки.
Планирование
1. Никогда не планируйте маршрут заранее. Особенно, если у вас ограниченное время поездки — неделя или две. Времени — вагон, по пути разберётесь, куда и зачем ехать. Тайминг — для дураков. Самые тупые из них, как я, пользуются программой Google Earth , отмечают точки и через экспорт (файл KMZ/KML) переносят их в программу-навигатор MAPS.ME на смартфоне. Очень бесполезный сервис rutraveller.ru — там отмечены точки народных достопримечательностей. Но вам-то они зачем? Эйфелева башня и так все знают, где находится. Расставлять приоритеты достопримечательностей — такая же напрасная потеря времени.
2. Не читайте специализированные форумы, вроде Винского - полезного там мало. Будьте первооткрывателями! Мало ли где люди уже побывали — ваш опыт бесценен! Однажды я воспользовался этим советом, долго ехал в румынских Карпатах по Трансфэгэрашскому шоссе, чтобы пересечь хребет, и уткнулся в тупик. Оказалось, что в горах в мае еще лежит снег и дорога открывается только в конце июня.
3. Не стоит узнавать заранее про особенности ПДД и правила ввоза автомобилей в ту страну, куда собираетесь. Поверьте, всё везде как у нас. А если к вам вдруг пристанут с требованием выдернуть шипы из зимней резины где-нибудь в Польше, или содрать тонировку задних стёкол в Азербайджане — просто шлите лесом, полицейские и пограничники неправы.
4. Рассчитывайте в день проезжать по 1000 километров — быстрее доедете. К примеру, однажды я возвращался из Крыма домой и 2000 км проехал за 28 часов без остановки и ночёвки. Это было круто! Неопытные путешественники обычно планируют дневной пробег не более 600 км, а с остановками на осмотр достопримечательностей по пути — 250-300 км.
5. Выбирайте всегда самый крупный в стране город для ночёвки — в цивилизации всегда удобнее. И лучше всего заезжать в него в конце утомительного дорожного дня вечером, в 17-18 часов, когда в городе меньше всего пробок. Как здорово в конце дня покататься по узким улицам в поисках нужного адреса! Романтика!
Итак, маршрут не спланирован, приступаем к подготовке.
Подготовка
6. Не делайте МВУ (международное водительское удостоверение, книжка-перевод национальных прав) — лишняя трата денег. Особенно, если у вас права старого образца (до 2011 года).
7. Не берите в дорогу наличку — сейчас 21-й век на дворе и везде можно расплатиться картой. А если нельзя, то в любой деревне стоят банкоматы — снимете.
8. Все свои вещи укладывайте в одну большую тяжёлую сумку — всё пригодится. Слабаки, которые не способны каждый вечер доставать чемодан из багажника и переть его по лестнице в номер или квартиру, самые необходимые вечером и утром вещи кладут в маленькую сумочку, которую и берут с собой.
9. Не стоит распечатывать маршрутный лист с адресами, картами и контактами жилья — 21-й век опять же, зачем бумагу тратить. Смартфоны и планшеты — техника надёжная и в самый ответственный момент никогда не подводит.
10. Не покупайте страховку жизни и здоровья — что плохого может случиться в дороге? В крайнем случае, просто оплатите медицинские услуги на месте — в Европе и других странах они недорогие.
11. Всегда пользуйтесь российскими симками в роуминге - это очень дёшево! Те, кто не знает об этом (вроде меня), пользуются туристическими («Дримсим», например) и SIP-клиентами-приложениями, вроде eMotion (при подключенной услуге Мегафон.Мультифон).
12. Не берите с собой трос, запас жидкостей и всякие там расходники, типа лампочек — у других водителей на дороге этого добра навалом, спросите.
13. Не берите в дорогу развлечения для детей — им будет очень интересно просто смотреть в окно! Нечего баловать их всякими читалками, мультиками на планшетах, играми и аудиосказками.
Решили не ехать на своей машине, а взять в аренду?
Аренда авто
14. Берите в аренду в самой первой попавшейся компании с мировым именем. Там точно будет дешевле и по условиям выгоднее. То, что на кредитке сумму франшизы в 300-400 евро заблокируют — не беда, у всех так. А о том, что кроме Hertz и Europcar могут быть десятки местных прокатных контор, знать не нужно. Да и связываться с ними тоже — они берут налом, без всяких франшиз и ограничений, с полной страховкой. Подозрительные ребята.
15. Взяли в аренду? Нет нужды проверять страховку и другие документы на машину — надо доверять людям. Когда-то давно я взял машину в Черногории и поехал на ней в Боснию. На границе оказалось, что страховка выписана на другую машину — не проблема, всегда можно договориться с пограничником.
16. Не проверяйте в прокатной конторе, есть ли в машине запасное колесо, баллонный ключ, который подходит ко всем гайкам и работающий домкрат. Если что, просто вызовете эвакуатор. В горы.
17. Не проверяйте и не фиксируйте повреждения на арендованной машине — если хозяин сказал, что всё ОК, то так оно и есть. Если что, то потом при возвращении оплатите чужие царапины, делов-то.
18. Всегда выбирайте хорошо просматриваемую снаружи машину — вам нечего скрывать от людей. А вещи оставляйте на видном месте. Я скрытный человек, поэтому люблю, когда мои драгоценные вещички лежат под железной крышкой багажника, а на заднем сиденье не валяется ноут.
Машина не заправлена, ничего не готово — в путь!
Путешествие
19. Зачем брать отели на ночь, если можно как следует поспать в машине? Экономия на лицо! Старые, немощные путешественники же любят поваляться на кроватке, расправить свои кости и всласть выспаться. А вам, молодым, этого не нужно — усталость никогда не накапливается и на вождение на следующий день никак не влияет.
20. Бросайте машину в городе где хотите — знаки придумали для дураков. Все эти запрещающие парковку разметки не работают — ничего с машиной не случится. Я сам проверял в Софии: подумаешь, блокиратор колеса поставили. За 1000 рублей как поставили, так и сняли.
21. Не пристёгивайтесь ремнями, если доехать всего 50 метров. А полицию, которая в туристических местах специально пристально наблюдает за приезжими, шлите лесом. Был у меня такой случай в Грузии, когда в Степанцминде отъехали от парковки на 10 метров, на ходу пристёгиваясь ремнями, как за нами увязался полицейский джип с мигалками. Они до этого стояли неподалёку и, видимо, просто пасли нас. Начал движение без ремня — формально штраф. Ну, 1000+ рублей сегодня не деньги. Подумаешь...
24. Не пользуйтесь туристическими приложениями в смартфоне — язык до Киева доведёт. Лично я привык узнавать дорогу у навигатора, а том, где остановиться на ночь — в приложениях Hostelworld, AirBnB, Hotellook, Booking и Суточно.ру. Про поесть спрашиваю TripAdvisor и Foursquare, а лучшие места для фоток ищу в MAPS.ME и ViewPointer.
25. Всегда доверяйте навигатору — техника не обманет, я уже говорил об этом. Хотя бывает иногда, когда навигатор предлагает спрыгнуть с развязки, поехать по встречке или пересечь реку вброд. Но это не страшно и только добавляет куража к замечательному путешествию!
И последний бонусный совет тем, кто дочитал ко конца.
Не спешите путешествовать сейчас, пока молодые. Торопиться некуда. Поработайте до старости, скопите побольше денег, передайте дела молодому преемнику и отправляйтесь покорять мир! Возможностей путешествовать в старости у вас будет намного больше, чем сейчас!
Спонтанной вам поездки;)
PS. Я что-то пропустил? Накидайте в комментариях парочку вредных советов от себя!
Путешествие на машине - это всегда свобода передвижения, практически неограниченный объем багажа и, самое главное, возможность поменять маршрут в любой момент. Неудивительно, что все больше людей выбирают этот способ перемещения в отпуске. Февральские праздники - это отличный повод посмотреть что-то новое и совершить свое первое небольшое автопутешествие. Юрист Валерия Белова провела зимние каникулы в поездке по Европе и написала о том, как подготовиться к путешествию на машине и чего в нем ждать.
Валерия Белова: Свое последнее автопутешествие я совершила этой зимой. Побывала в Белоруссии, Польше, Словакии, Венгрии и Румынии. Все эти страны мне хотелось сравнить между собой и посмотреть не только крупные города и столицы, но и провинцию.
В Белоруссии меня особенно поразили замки, расположенные на старой польской территории, а в Румынии - небольшие приграничные города, выстроенные в стиле барокко. В Словакии и Польше необычайно хороши горы (и козий сыр). А в Венгрии чудесные минеральные купальни и спа.
Время подготовки к путешествию зависит от дальности поездки, состояния автомобиля и того, насколько досконально вы хотите все продумать. Лично мне хватило недели. Я прошла ТО, докупила все для машины, помыла ее, заправила, приобрела страховку и запаслась едой. Потратила я на все примерно 15 тысяч рублей. Шенгенская виза у меня была получена заранее, и на это время и деньги не потребовались.
Стоит отметить, что в Белоруссию виза не требуется, да и период подготовки меньше. Так как она ближе и граница мягче.
Но вернемся к самой машине. Погранслужбы предъявляют к ней не так много требований, но их лучше всего соблюдать:
Не стоит удивляться, если на границе захотят проверить работу фар и иных систем. Перед путешествием уточните техническое состояние автомобиля и устраните все выявленные недочеты (начать лучше всего с полной диагностики).
И не забудьте поставить правильные шины, ведь в большинстве европейских стран шипы запрещены и в зимнее время лучше ехать на так называемых липучках, но в Скандинавии, напротив, могут потребовать резину с шипами. Если ваш путь будет пролегать через горы, то на некоторых участках вам также могут потребоваться цепи на колеса.
Не обязательно мыть машину непосредственно перед пересечением границы, но за день до начала поездки лучше все же это сделать (к тому же во время движения по европейским странам она практически не испачкается).
На мелкие царапины, потертости или сколы внимания не обращают, но большие повреждения кузова, стекол или фар могут привлечь внимание пограничников и привести к дополнительным вопросам и сложностям на границе.
В машине стоит обязательно иметь такие вещи:
Аптечку (не забудьте проверить ее состав и срока годности медикаментов),
Знак аварийной остановки (треугольник) и светоотражающий жилет,
Буксировочный трос,
Провода вспомогательного запуска (для прикуривания),
Смазку WD-40 (мне кажется, что данное средство известно всем автолюбителям своей универсальностью и не требует дополнительных пояснений),
Щетку для чистки автомобиля,
Жидкость для омывания стекол.
Ведь кто знает, что и когда может пригодиться, да и к тому же часть из этих предметов обязательно должна быть в машине в соответствии с законами России и европейских государств.
Чего не стоит брать, так это антирадары: во многих европейских странах они запрещены (а в некоторых даже незаконны и их наличие влечет штрафы). Сильная тонировка также не всегда легальна, поэтому рекомендуем заранее уточнить требования стран, которые вы собираетесь посетить, или вовсе воздержаться от поездки на слишком тонированном автомобиле.
Еда. Какая дорога без вкусных перекусов? Советую взять много разной еды - и по чуть-чуть. Одно и то же быстро надоест, да и трудно угадать, чего именно захочется. Но однозначно не стоит брать сильно пахнущие и сильно пачкающиеся продукты, ведь путешествие долгое и хочется провести его с комфортом.
Особое внимание стоит уделить напиткам. Лучше всего взять несколько небольших бутылочек негазированной воды, а остальное - по желанию.
Карты. Мне удобнее использовать их электронные варианты, которые работают без доступа в интернет. Лично я использовала maps.me или City Maps 2Go. В обоих приложениях можно скачать карты, строить маршруты, а также найти кафе и достопримечательности. Но если вы привыкли к бумаге, то берите их. Главное, чтобы вам был удобно и понятно.
Музыка. Дорога длинная, и в автомобиле вы проведете достаточно много времени, поэтому лучше заранее запастись музыкой на любой вкус и настроение, иначе вы рискуете слушать местные европейские радиостанции и наслаждаться их подборками.
Еще стоит захватить плед и небольшую подушку, чтобы недолго подремать, пока ваш компаньон ведет машину.
В поездке (помимо загранпаспорта и визы в европейских странах и российского паспорта, например, в Белоруссии) вам потребуется свидетельство о регистрации транспортного средства и водительские права.
Стоит отметить, что если у вас права старого образца, то на всякий случай стоит заранее получить международные (так как старые российские содержат информацию только на русском языке и зачастую они непонятны иностранным правоохранителям).
Кроме того, необходим международный страховой полис (Green Card). В далеком 2009 году Россия стала участником международной конвенции по оформлению Green Card («Зеленая карта»). Теперь при путешествии на автомобиле в другие страны нужно приобрести этот страховой полис, который по сути является международным аналогом ОСАГО.
Купить его можно практически в любой страховой компании. Для этого необходимо предъявить паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и заполнить заявление. А также оплатить стоимость страховки, которая зависит от срока действия, типа транспортного средства и страны назначения. Так, один месяц страховки легкового автомобиля для путешествия по всем странам - участницам международной конвенции обойдется в 4 180 рублей, а при поездке только в Азербайджан, Беларусь, Молдову или Украину достаточно 2 190 рублей.
Важно отметить, что количество лиц, допущенных к управлению, не ограничено, нет ограничений по возрасту и стажу водителей.
При пересечении границы России и страны, входящей в Таможенный союз (Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия), пограничный контроль практически отсутствует, но иногда у вас все же могут проверить документы, поэтому их лучше всего совсем далеко не убирать.
По-другому обстоят дела на иных границах. Они представляют собой пропускные пункты с двух сторон и немного свободной территории посередине (ее размер часто варьируется в зависимости от местонахождения).
С каждой стороны вы проходите таможенный (чаще всего зрительный осмотр машины, открытие багажника) и паспортно-визовый контроль.
Минимальное время пересечения границы, на которой осуществляется проверка паспортов и виз, - примерно 45 минут, при условии, если на ней практически никого, кроме вас, не будет. Но лучше всего на это закладывать около трех-четырех часов.
Предугадать количество машин на границе достаточно сложно, однако сегодня практически все пропускные пункты оборудованы веб-камерами, трансляцию с которых можно посмотреть онлайн и получить примерное представление о загруженности.
Однако границы между странами Евросоюза можно пройти быстрее, так как документы обычно не проверяются и вы просто едете дальше.
Кстати, получить отметку на документах для Tax free можно и при пересечении границы на автомобиле. Но тут нет единой рекомендации по местонахождению специалиста таможенной службы, который проставит вам все штампы, необходимые при получении денег в банках - партнерах программ Tax free. Единственный совет - быть внимательнее и следить за всеми указателями, потому что сдать назад на границе вряд ли получится.
При автопутешествии стоит помнить, что страны отличаются не только своей историей, архитектурой и культурой, но и стоимостью бензина, наличием или отсутствием платных дорог, правилами дорожного движения, а также особенностями вождения и дорожным покрытием. И к этому стоит быть готовыми. Вот какие особенности заметила я.
АИ-95 - 1,19 белорусского рубля (около 37 рублей)
Страна с хорошими дорогами и строгим скоростным режимом. Тут нет так называемых «+20», и радары считывают действительную скорость без погрешности. Несмотря на наличие платных дорог, россиянам (на легковых автомобилях) за них платить не нужно, поэтому можно спокойно путешествовать без лишних трат.
Стоимость бензина на всех заправках практически одинаковая, и можно не тратить время на поиск заправки подешевле.
Полиция в Белоруссии неподкупна, а пограничники достаточно строги, поэтому ехать стоит аккуратно - тогда все будет отлично.
АИ-95 - 4,70 злотого (около 69 рублей)
В целом в Польше хорошие дороги, но их качество и освещенность сильно отличается в разных воеводствах (местностях).
Лично меня поразила «поющая разметка» на автобанах. Так при попадании колеса на разметку благодаря трению издается звук, который при долгой дороге отлично бодрит и держит тебя в тонусе.
Интересно, что в деревнях можно часто встретить светоотражающую разметку, которая помогает вести машину в темноте.
Платные дороги в стране есть, но оплачиваются они по примеру российских аналогов (при подъезде к ним/выезде с них), поэтому особых трудностей возникнуть не должно.
АИ-95 - 1,16 евро (примерно 71 рубль)
При въезде в Словакию стоит заранее приобрести электронную виньетку на специальном сайте . Фактически номер вашей машины вносится в электронную базу на определенный оплаченный срок, и вы можете без ограничений пользоваться всеми дорогами страны.
Словацкая полиция обожает проверять факт оплаты дорог, останавливая иностранные машины.
АИ-95 - 4,80 лея (примерно 66 рублей)
Платные дороги есть и в Румынии. Принцип их действия аналогичен словацкому. Поэтому, как пояснили пограничники, оплачивать их лучше всего на заправках или на сайте . При въезде в страну можно увидеть огромное количество частных магазинчиков, которые предлагают аналогичные услуги, но не стоит к ним обращаться, так как они часто обманывают туристов, беря деньги и не внося данные о машине в систему.
Водят румыны эмоционально, поэтому не удивляйтесь, если водители соседних машин помигают вам фарами и попросят ехать побыстрее.
АИ-95 - 1,19 евро (примерно 72 рубля)
Во всех прибалтийских странах практически нет хайвеев, поэтому путешествовать быстро не получится. Средняя скорость движения - 70 км/ч, несмотря на то, что ограничение скорости в 50 км/ч существует только в населенных пунктах. Вне их можно ехать 90 км/ч, а на трассах (если вам повезет их встретить) - 110 км/ч.
Стоит отметить, что путешествовать на легковом автомобиле по Литве можно без дополнительных трат, так как плата за пользование дорогами взимается только с грузового транспорта.
АИ-95 - 1,15 евро (примерно 70 рублей)
Плата за дороги с легковых автомобилей взимается только в курортной зоне Юрмала с 1 апреля по 30 сентября. В остальное время проезд свободный.
К сожалению, я столкнулась с коррумпированными сотрудниками полиции, которые при малейшем нарушении требуют оплатить «штраф».
АИ-95 - 1,22 евро (примерно 74 рубля)
Еще одна страна без платных дорог и сборов с легкового автотранспорта.
К тому же здесь практически нет полицейских засад на дорогах. Однако не стоит расслабляться и лихачить. В стране установлено множество камер, фиксирующих все нарушения дорожного движения.
Зачем человеку автомобиль? На этот вопрос каждый отвечает по-своему: для одних - это средство передвижения, для других – роскошь, о которой можно только мечтать, для третьих – возможность расширить горизонты пространства, посмотреть интересные места в дали от дома, не усложняя себе жизнь тасканием чемоданов или рюкзаков…
И так, желание путешествовать есть, автомобиль под боком, что дальше? А дальше - определяемся с туристическим маршрутом, заправляем машину, и едем!
В своей первой поездке, также как и в любой туристической авто-поездке, необходимо знать пару несложных правил, соблюдение которых позволит минимизировать возможные дорожные неприятности.
Для начала – два основных правила, которые стоит соблюдать не только начинающим автотуристам:
Не переоценивайте свои возможности. Если вы за рулем недавно, водите машину неуверенно, и «боитесь каждого столба», начинайте с коротких автомаршрутов – не более 50 – 70 километров от города.
Даже если вы профессиональный водитель, и в вашем водительском удостоверении открыты все категории, возможность усталости и плохого самочувствия на дороге никто не отменял.
Поэтому – адекватно оцениваем свои силы и способности доехать до нужной точки.
Не переоценивайте возможности своего автомобиля. Очень интересно (а точнее смешно) наблюдать, как маленькая машинка («пупсик» или «пузотерка» - это кому как нравится) пытается проехать по лесной колее, по которой и подготовленный «Крузак» проехать не может.
Собственно, и подготовленные «Крузаки» иногда так на брюшко садятся, что лебедка не помогает, и впору бежать за трактором в соседнюю деревню (для этого, всегда в багажнике держим свободно конвертируемую валюту – т.е. пару бутылок водочки).
В данном случае работает один принцип – если хотите вернуться домой на целой машине, уточняю: вернуться домой вовремя и на целой машине, берегите своего боевого коня, и не лезьте в блуду, которая вашему коню не по зубам, т.е. не по колесам.
В подготовке к автопутешествию нет ничего сложного. Может быть страшновато в первый раз, хотя, как правило, достаточно только желания поехать.
То есть на какой период времени можем поехать. Это может быть как однодневный автомаршурт, так и многодневные автомаршруты, или, например, маршрут рассчитан на один день, но есть возможность переночевать и на следующий день вернуться домой.
Чего хочется: или отдохнуть на природе (например, на озере) или сползать в горы, посмотреть природные интересные места, или погулять по улицам старинного города, посетить музей, посмотреть местные городские достопримечательности
Повторюсь, что начинать лучше с непродолжительных автомаршрутов – в пределах 50 – 70 километров от города. Также, вне зависимости от возможности вашего автомобиля, даже если это высоко проходимый внедорожник, начинать автопутешествия лучше со спокойных шоссейных маршрутов.
Если сильно хочется залезть, например, в горы, есть смысл максимально близко доехать до необходимого места по асфальту, а дальше сбегать пешком; собственно, не везде и внедорожник проедет (например, по крутому подъему в горы, его не затащить).
На мой взгляд, лучше всего подойдут смешанные непродолжительные автомаршруты, и ехать недалеко, и пешочком прогуляться можно, что для здоровья не последнее дело.
Это, наверно, самый сложный этап начала автопутешествия, особенно для тех, кто в трех соснах заблудиться может.
Вариантов безошибочно доехать до необходимого места несколько. Сначала внимательно читаем «описание проезда» или «как проехать до…» в выбранном автомаршруте (лучше, конечно распечатать само описание и карту, если она прикреплена к описанию автомаршрута, и не забыть взять с собой).
Далее, в зависимости от имеющейся возможности: либо определяем направление по бумажной карте (как ориентироваться по карте напишу в следующий раз) либо забиваем маршрут (или координаты необходимого места) в электронную карту (например в автомобильный навигатор), либо скачиваем трек (координаты) и загружаем его в соответствующее программное обеспечение.
Треки, которые мы записываем во время наших путешествий, записываются в формате.plt. Данный формат превосходно загружается в навигатор "Навител. Как это сделать, можно прочитать в статье: Как пользоваться навигатором Навител .
Все зависит от ваших бытовых потребностей и объема вашего автомобиля, точнее, от объема багажника вашего автомобиля.
Минимальный набор необходимых вещей отличается в зависимости от сезона (зимой добавляются теплые вещи, летом неотъемлемый атрибут – антимоскитные и антиклещевые жидкости).
Подробнее по комплектации автомобиля для автопутешествий и необходимой технической подготовке автомобиля напишу в следующий раз, а пока, для однодневного выезда необходимо взять с собой:
В идеале, на всякий случай, необходимо держать с собой в багажнике небольшую канистру с бензином (литров на 10). Но для шоссейных маршрутов это не обязательно, с заправками сейчас проблем нет.
Автотуризм в России набирает обороты. Все больше людей едут проводить свои отпуска на собственном авто. Как правило поездки менее 1000 километров не представляют особых
сложностей и проблем, а вот дальние поездки, например с северных окраин страны на юга - дело серьезное и к нему нужно отнестись со всей ответственоостью!
С чего начинается путешествие? Конечно же с его планирования! Нужно заранее спланировать свой маршрут, благо в наше время есть достаточно интернет ресурсов, которые
помогут в этом любому человеку. На худой конец достаньте карту или атлас автомобильных дорог и составьте свой маршрут, нанесите на него ключевые точки - населенные пункты,
в которых вы будете останавливаться на ночлег, восполнять запасы топлива и провизии. Если с маршрутом уже определились, следует заняться погдотовкой автомобиля.
Здесь конечно же играет важную роль его техническое состояние, автомобиль должен быть полностью исправен и снаряжен соответствующим оборудованием, которое может
понадобиться в дороге. В его состав входят: запасное колесо, домкрат, балонник, буксировочный трос, знак аварийной остановки, "прикуриватель", огнетушитель, аптечка и
минимальный набор инструментов! Так же следует взять с собой несколько запасных лампочек, на тот случай если у вас они перегорят, а до магазина далеко да еще и ночь!
Не помешает и упаковка (набор) различных по номиналу предохранителей подходящих к вашему авто! Ну и, хотя бы, 10-ти литровую канистру с бензином.
Фонарь или переносную лампу, что бы не менять колесо в потемках! Рабочие жидкости автомобиля: антифриз, омывающая жидкость, жидкость для гидроусилителя (если он есть),
моторное масло, тормозная жидкость. Необязательно брать с собой полноразмерные канистры, как моторное масло по 4 литра, на экстренный случай хватит и литровых емкостей,
что бы дотянуть не спеша до ближайшего сервиса! Понимаю, вы скажете, что такие рассуждения похожи на маниакальные, но в жизни все бывает, тем более в дороге! Поэтому -
лучше перебдеть, чем не добдеть)))
Теперь что касается вашей собственной безопастности! Помимо автомобильной аптечки советую прихватить с собой те препараты, которых нет в автомобильной, но которые могут
вам понадобиться. Например, это средства от головной боли или циклических болей у женщин, препараты от изжоги или диареи (согласитесь - это не особо приятные спутники в
дальнем путешествии), ну и конечно те препараты, без которых вы не сможете обойтись или принимаете каждый день, например инсулин.
Так как путешествие более 1000 км связано, зачастую, с пересечением климатических зон нашей необъятной страны, позаботьтесь и о своем комфорте! Теплые носки, джемперы
и подштанники выручат вас в неожиданные заморозки!
Следующий этап подготовки - это обеспечение точности следования по заданному маршруту! Иногда и даже зачастую автопутешественники съезжают с федеральных дорог,
оснащенных указателями и дорожными знаками, что бы заехать на осмотр местной достопримечательности и пр., даже езда по незнакомому городу может принести не мало хлопот!
От этих хлопот вас убережет автонавигатор! Благо сейчас в продаже их превеликое множество и разнообразие, как говориться на любой вкус, и за любые деньги! А в интернете
полно ресурсов, с которых вы можете загрузить в свой навигатор абсолютно любые карты, лишь бы хватило памяти! На всякий случай возьмите мебольшую карту края или области,
в которую вы едете, вдруг навигатор выйдет из строя! А лучше всегда иметь в машине подробный атлас автодорог, места он много не занимает, зато может пригодиться в любой
момент!
Так же для обеспечения вашего комфорта и безопастности, в том числе правовой безопастности, я бы рекомендовал обзавестись еще парой тройкой девайсов! Это радар-детектор
или антирадар (в народе), автовидеорегистратор и дорожная рация. Первые два девайса помогут вам избежать неприятных встреч с сотрудниками ДПС, а если уж встреча эта
состоялась, то будет чем отстоять свою правоту (если она присутствует конечно). Ну а последний девайс - на любителя, хотя я считаю его таким же полезным как и
вышеупомянутые! Автомобильная радиостанция позволит вам в режиме реального времени отслеживать дорожную ситуацию на том участке пути на котором вы находитесь и даже дальше!
Так уж повелось в нашей стране, что водители встречных автомобилей предупреждают о засадах и постах ДПС морганием дальнего света фар, радиостанция же расширяет эту
возможность максимально! На общем дорожном канале вы сможете прослушивать разговоры дальнобойщиков, таксистов и других авто радиолюбителей, которые деляться между собой
информацией о дорожной ситуации! Но есть один минус! Народ у нас в стране, особенно в глубинке, культурой речи не блещет, так что если с вами едет ребенок - он узнает
много новых слов)))
Итак, обо всем наиболее важном позаботились, настало время позаботиться о САМОМ важном! О еде!))) Я, например, очень редко останавливаюсь в придорожных кафе, так как имел
место быть случай с довольно серьезным отравлением! Наверно шашлыком(((или местным айраном...не важно. Как водится скоропорт съедается за первым ужином в дороге:
вареные яйца, огурцы, помидоры, колбаса. На обед второго дня в ход идут копчености: куриные окорочка, таже колбаса, остатки овощей! Завтракаем-то мы как обычно: кофе
и бутербродик, в лучшем случае - шоколадный батончик...о, пардон, оговорился, не "мы", а я так завтракаю))) Ну а после сытного обеда - вытрем руки об...салфетку!
Обязательно позаботьтесь о наличии средств гигиены в дороге! Влажные салфетки для рук и для лица - незаменимая вещь в дороге! Пара пачек лишними не будет, на а если вы
хрюшка))) возите с собой 5-ти литровую баклашку воды и полотенце, опять же для рук и для лица отдельно! А что бы не париться с умыванием, точнее с методом наливания
воды в ладони, зажав бутылку между коленок, заранее врежте в крышке краник, а днище бутылки оснастите тугой веревкой, за которую бутылку можно будет подвесить...да
хоть на дорожном знаке и спокойно полоскаться в импровизированном "мойдодыре".Надеюсь этот небольшой совет кому-то пригодится! Удачных отпусков и увлекательных путешествий!!!