Обновлено: 30.06.2018 8499
Профи обычно советуют для новичков диагностический сканер стандартного исполнения «Smart Scan Tool» , т. к. с другими вариантами могут быть всяческие проблемы – от модельной несовместимости до возможности серьезного расстройства электронной системы машины.
Привет всем посетителям моего автоблога!
Сегодня я познакомлю вас с такой замечательной и сверхполезной вещью, как диагностика авто через ноутбук своими руками.
Ведь для немалой части автомобилистов услуги СТО, включая компьютерную диагностику, являются недешевым сервисом, бьющим по карману. И тут владение навыками самостоятельной диагностики авто, даже самого поверхностного уровня, позволяет существенно сэкономить свои затраты.
Более того, с набором опыта, даже обычному автолюбителю вполне по силам освоить профессиональные уровни диагностики и, при желании, даже неплохо зарабатывать на этом.
Чтобы начать, наиболее оптимально будет освоить автодиагностику посредством обычного ноутбука и какого-либо простого, недорогого, но надежного, и, главное, универсального сканера.
В этом обзоре я предлагаю вам базовые понятия для начальной ориентации в данной области автодела.
Компьютерная диагностика автомобилей имеет уже вполне солидную историю, превышающую 35-и летний период: в 1980 г. «Дженерал Моторс» на коммерческой основе внедрила в технологию производства диагностический интерфейс ALDL для отслеживания состояния всех систем автомобиля, а также протокол ECM, применявшийся для диагност-тестов управляющих модулей двигательного агрегата.
В начале 90-х в Соединенных Штатах был создан универсальный диагностический протокол для автотранспорта, использующийся по сей день: OBD (On Board Diagnostic – диагностика бортового оборудования), и с 1996 г. его усовершенствованная версия OBD-2 стала технологически обязательной для машин США и Канады.
С 2000 г. европейский вариант этого протокола (EOBD), Директивой ЕС (98/69) был внедрен в производимые и продающиеся авто Евросоюза на обязательной основе для бензинового транспорта, а с 2004 г. для дизельного.
Собственную версию протокола (JOBD) в 2003 г. для всех своих машин внедрила и Япония.
То есть, сейчас, обобщенно говоря, подавляющая часть даже очень возрастных авто (до 20-и лет) адаптированы к системе компьютерной диагностики. А по указанным историческим вехам вы можете предполагать наличие или отсутствие данной адаптации в той или иной конкретной машине.
Современный автотранспорт оснащается электронным мозгом, который объединяет диагностические датчики и модули управления всех систем и подсистем машины, посредством которых можно отслеживать текущее состояние, делать прогнозы работоспособности, регулировать различные технические параметры и устранять некоторые неполадки.
Называется такой центр ЭБУ (электронный блок управления) и для техмониторинга или внесения каких-либо изменений и исправлений в автосистему к нему подключается внешний диагностический интерфейс.
Что он из себя представляет?
Обычно это связка из специального контроллера (спецификатора протокола OBD-2), какого-либо процессора для обработки данных, специального софта и средств соединения всего этого. Сейчас я объясню вам более русским языком что тут к чему, представив общую принципиальную схему:
Эта информация дала вам самое общее представление о принципах компьютерной диагностики. Теперь можно разобраться в ней более детально.
Функционально компьютерная диагностика проводит электронную инспекцию систем автомашины и выводит полученные данные в виде графических показателей, а также в виде кодов ошибок, с помощью чего можно исправлять поломки или предупреждать их.
Даже на начальном уровне овладения навыками компьютерной диагностики вам, кроме прочего, будет доступно:
Конечно, даже для такого короткого списка возможностей автомобилисту нужны некоторые базовые навыки:
Однако, даже если ваши знания совсем небольшие, то все равно вы получите много ценных и понятных любому водителю сведений просто из графических показателей программ. Причем все это можно проделывать совершенно бесплатно в любое время и любом месте, оперативно реагируя в соответствии с полученными данными.
Теперь давайте рассмотрим то, что вам понадобится для компьютерной диагностики.
Список примерно следующий:
Для быстрой экспресс-проверки систем машины в походных условиях более прост и удобен смартфон, а не ноутбук, но только последний позволит водителю овладеть диагностикой на серьезном уровне, с возможностью установки в дальнейшем профессионального диагностического софта.
Требований для самого ноутбука никаких особенных нет, кроме желательного наличия стандартного COM-порта (гнезда разъема RS-232 под дата-кабель) и какого-либо блока беспроводного доступа – лучше всего для этого подходит Bluetooth, а не Wi-Fi, т. к. именно блютуз-доступ имеют большинство популярных сканеров-адаптеров.
Конечно, проверять машину можно и по стационарному ПК, но ноутбук позволяет делать это в ходу, и он просто более удобен как небольшое, но мощное и самодостаточное устройство.
Если в вашем ноутбуке чего-то нет: COM-порта или Bluetooth/Wi-Fi, то проблему решат переходники, а также внешние беспроводные модули. Тут я посоветую не экономить на Bluetooth-адаптере и выбирать устройство из среднеценового сегмента, т. к. бюджетные модели маломощны и часто отказываются видеть сопрягаемые устройства.
Сканер-адаптер имеет вид небольшого штекерного прибора, заключающего в себе основную чип-схему, а также блоки разъемов, передачи данных, сигнальную и иногда управляющую панель.
Сканер адаптирует потоки информации от бортового компьютера для их передачи в обычный, где она обрабатывается и выводится в читабельном виде.
Адаптеры бывают разные: некоторые, обычно это профессиональные или полупрофессиональные сервисные и дилерские сканеры, умеют работать только с какими-то конкретными марками авто. К примеру, сканер «Вася-Диагност» (с юмором разработчики оказались;-)) предназначен только для машин концерна «VAG».
Но нам более интересны мультимарочные адаптеры, умеющие работать с множеством марок авто. Тут несомненное первенство, как по универсальности, так и по соотношению цены/качества, держит уже упоминавшийся мной OBD-сканер «Smart Scan Tool» , основу которого составляет чип-схема ELM323/327.
Данный OBD-сканер адаптирован под практически все современные автомобили, возрастом до 20-и лет (начиная от 1996 г. выпуска). «Smart Scan Tool» продается по цене в районе 30 долларов и дает возможность ведения мониторинга в реальном времени со всех датчиков, фиксирования и исправления ошибок, а также настройки под себя всей системы машины.
На этом видео вы можете посмотреть работу с OBD-сканером ELM-327:
Программное обеспечение обычно поставляется вместе с адаптером, но его можно скачать и в интернете.
Функционал программ может быть очень разный. Вот некоторая часть того, что есть в большинстве приложений, для общего представления:
Как я уже говорил, подобных программ множество.
Вот те, которые снискали у автомобилистов наибольшую популярность:
Все, что необходимо для компьютерной проверки вы уже знаете. Теперь осталось описать саму процедуру.
Вот, что вам нужно делать пошагово:
Сама проверка по базовым параметрам ни у кого не вызовет затруднений, особенно при использовании OBD-сканера ELM327 , но для более глубокой диагностики нужно хорошо изучить возможности программы-автодиагноста и набрать некоторый опыт.
Прочитав данную ознакомительную статью, вы поняли, что эра простого механического транспорта подходит к своему закату и без компьютерной диагностики полноценное техобслуживание автомобиля невозможно. Хорошая новость тут в том, что подобную проверку практически любой водитель имеет возможность сделать самостоятельно, экономя свои деньги и время.
Может кто-то уже освоил самостоятельную диагностику автомобиля через ноутбук и имеет какой-то практический опыт? Тогда это можно выложить в комментариях блога, за что посетители, уверен, будут признательны автору.
На этом я с вами прощаюсь до следующих публикаций. Не игнорируйте удобство подписки на блог – с ней вы не пропустите важных и интересных статей. Жмите социальные кнопки: хорошей информации в сети много не бывает, кто-то за нее вам обязательно будет благодарен.
Еще по теме:
иван
13.10.2016 | 21:20
ты меня за интриговал. я хочу попробовать про диагностировать свою машину, попробую следовать твоим советам. результаты сообщу позже. только куда.
Илья
13.10.2016 | 22:08
Лучше пиши сюда в комменты. Ещё есть вариант в обратную связь написать — ссылка «Контакты» в верхней части сайта.
Сергей
24.03.2018 | 14:38
Здравствуйте! А есть у Вас информация для подключения ноутбука на автомобили opel vectra b 1.7 t.d.I 96год
Слава
07.01.2017 | 15:12
Здравствуй я жду адаптер и переходник под ноутбук хочу попробовать поработать по диагностики автомобилей начну со своей потом посмотрим а пойдет
Любовь
06.02.2017 | 08:50
Интересная и поучительная статья. Много интересного для себя узнала, всё понятно и доступно. Спасибо. Мы с мужем открыли СТО хочу заняться диагностикой машин.
Сергей
07.03.2017 | 08:40
Здравствуйте! А есть у Вас информация для подключения ноутбука на автомобили Nissan, выпущенных до 2000 года и имеющих 14-контактную колодку диагностики Consult-1 ?
виктор
05.04.2017 | 05:48
Здравствуйте. прочитал вашу статью все понравилось. также заказал диагностический сканер хочу научится этому делу. так как далеко живу от областного центра и не всегда есть возможность туда попасть и сделать диагностику. если все получится то и друзьям помогать. так же надеюсь на вашу поддержку если что будет не понятно.спасибо.
Александр
05.07.2017 | 19:31
Спасибо за статью. Илья может подскажите, диагностику хочу проводить посредством ноутбука, но отсутствует COM-порт (драйвера будут прописываться), существует ли универсальный переходник USB-COM-Адаптер. Спасибо.
Игорь (помощник Ильи)
10.07.2017 | 12:19
Здравствуйте, Александр.
Если вы имеете в виду универсальный адаптер-диагност для всех автомобилей, то такого пока не существует. Диагностические же адаптеры, которые можно условно назвать универсальными, с подключением к USB-порту есть – адаптер KKL USB VAG-COM 409.1, к примеру (цена в районе 1 тыс. руб.). Этот адаптер диагностирует множество марок авто (включая отечественные и японские), но не все.
Если вам не удалось найти для вашей марки/модели диагност-адаптер с подключением по USB-порту, то покупайте то, что найдете и подключайте диагност к ноутбуку через обычные гнездовые переходники. Например, адаптер-диагност, имеющий соединение через COM-порт, подключайте посредством переходника COM-USB. Таких устройств предлагается немало – стоит около 500 руб.
Всего вам доброго, Александр.
Олег
22.08.2017 | 07:33
Наконец-то!Долго искал столь подробной и доступной информации. Не против если использую статью с привязкой к первоисточнику?
По поводу прогресса,
работаю средним руководителем звена производствеа кабельно-проводниковых вязок на заводе VW и без малейшого сомнения скажу, то что для нас сейчас удивительно, через несколько лет будет стандартом. Проверка на ошибки и износ будет по умолчанию, так как вы проверяете свой компьютер антивирусом... Мы уже переступили порог эры электроники, и то то еще будет.
Александр
10.09.2017 | 10:02
Скажите пожалуйста, какой адаптер следует преобрести для автомобилей Ford 1996 г. в., заранее спасибо.
Игорь
10.09.2017 | 11:51
Подскажите, а можно русифицировать по Вашей схеме Ленд Ровер Ренж Ровер 2007гв,4,2?
Евгений
21.09.2017 | 21:29
Добрый день! Подскажите пожалуйста, это вот я все понял... купил elm327 usb , скачал проги, подключаюсь он все показывает. какие параметры ну в общем все... У меня вот такой вопрос... Диагностика это ведь смотришь параметры и нужно их с чем-то сравнивать???? прога показывает параметры. а куда смотреть в каких пределах эти параметры? нужно ведь на что то опираться... У меня рено меган 3 2011г.в.
леонид
07.10.2017 | 15:45
несколько раз диагностировал VW на станции и в результате потерял время, деньги и веру в профессиональную диагностику. Теперь все делаю сам
Владимир
25.10.2017 | 17:20
Добрый день. Подскажите, на Nissan Sunny 2000 года, кузов FB-15 не рейсталинг, какой сканер нужно?
Arkadiy
06.01.2018 | 15:26
Проживаю в Германии, занимался ранее здесь же — ремонтом ходовой части некоторых автомобилей, ремонтом мопедов и мотоциклов, где не особенно требовался компьютер и комп диагностика. Сейчас — «приспичило» ... (с чего начать? — может не сразу покупать непонятные для чего — какие то разъемы для диагностики авто и мотоциклов к компу? (какие потребуются и не знаю)) покупка ноутбука не нужна наверно (он имеется — и не один).
Вадим
19.01.2018 | 16:36
Добрый день. Хоту производить диагностику на своем паджеро 2 97 г. 3л бензин. Подскажите пожалуйста что мне для этого нужно? бук есть. За ранее спасибо.
Алексей
31.01.2018 | 17:39
Здравствуй,подскажи пожалуйста,купил сканер для nissan14pin какую программу лучше использавать?и если можно ссылку где ее скачать?!
Дмитрий
28.02.2018 | 17:27
Приобрел VAG-COM 409.1 USB KKL с переключателем линий (чип FTDI) в надежде иметь возможность диагностировать ЭУР на своей машине ВАЗ 21114 1.6 16 2006 года.Но при подключении оказалось что адаптер не видит ЭУРа. В чем может быть причина.
Александр
09.03.2018 | 16:45
Добрый день. купил сканер OBD2 2.1 , подключаю его к ауди а 6 98г.в. пишет шкала заполняется на 80% и пишет не удалось связаться с ЭБУ.
Игорь
17.03.2018 | 16:57
Добрый день,подскажите какой сканер нужен для Опель сигнум 2003 2.2 дизель.Заранее благодарен
Сергей
24.03.2018 | 14:54
А есть у Вас информация для подключения ноутбука на автомобили опель вектра б 1.7 т.д.и 96г
Евгений
30.04.2018 | 08:27
Я так понял сканеры отличаются по себе по напряжению бортового питания авто
Сергей
12.05.2018 | 10:51
Какие параметры компа нужны для диагностики vag+can шнуром
Феликс
15.06.2018 | 22:49
Геннадий
13.09.2018 | 22:02
Скажите пожалуйста какой сканер подойдёт к Крайслера 300м 2004 года
Олег
05.10.2018 | 19:02
Доброго времени суток, такая проблема, при подключении диагностики к Январь 7.1 и виключеном зажигани, рабатает нормально, когда хочу сделать онлайн коректеровку карт, включаю зажигание и пропадаєт из ноута COM порт. Windows XP
филя
23.10.2018 | 07:45
Максим
Все большее количество водителей приходят к выводу, что нужно уметь выполнять диагностику самостоятельно. Это дает возможность не пропускать сервисное обслуживание, держать автомобиль в исправном состоянии и сэкономить на посещении автосервиса. В статье рассказывается, как самому сделать диагностику автомобиля, зачем и каким способом ее нужно проводить, прилагаются фото и видео с демонстрацией процедуры.
[ Скрыть ]
Если автомобиль начинает работать с перебоями, падает мощность, увеличивается расход горюче-смазочных материалов и т.д., необходимо найти причину неисправности и устранить ее. Современный автомобиль состоит из большого количества узлов и систем, поэтому без специальных знаний найти, в чем причина неисправности почти нереально. Приходит на помощь компьютерная диагностика, которая доступна любому автолюбителю при наличии необходимого оборудования.
Существует несколько способов, как провести тестирование автомобиля самому. В целом их можно разделить на компьютерную и механическую диагностику.
Так как машины напичканы всякой электроникой, поэтому время от времени необходима диагностика автоэлектрики автомобиля. Исходя из потребности тестирования, современные модели машин оснащены . Обычно его располагают около рулевой колонки. На сегодняшний день приборов для проведения тестирования большое количество. Выбор конкретного устройства зависит от модели автомобиля и возможностей покупателя.
Компьютерная диагностика:
Самый простой способ продиагнострировать транспортное средство — посредством специального сканера, который нужно подбирать согласно модели авто. Правда, есть универсальные устройства, при помощи которых можно осуществить автодиагностику своими руками. Данные приборы позволяет напрямую подключаться к блоку управления и считывать необходимую информацию.
С помощью сканера можно получить показания счетчиков, датчиков, проанализировать работу автомобильных систем и узлов. Чтобы эффективно использовать для диагностики автосканер, нужна схема электрооборудования, которую можно найти в руководстве по эксплуатации конкретной машины (автор видео — Андрей Тоскин).
Дополнительная диагностика необходима, так как блок управления не может нарисовать полную картину состояния автомобиля.
Что нужно, если отсутствует сканер?
Необходимо иметь:
Для диагностики машины через телефон на него нужно установить специальное приложение. На смартфоны популярным приложением является программа Torque Pro, работающая на платформе Андроид. С ее помощью можно получать информацию о работе авто в режиме онлайн, провести его полную диагностику.
Для устаревших моделей, работающих на операционной системе Windows Mobile с поддержкой Java, рекомендуется установка программы Check-Engine. Данная программа выдает в онлайн-режиме параметры работы мотора, считывает, расшифровывает и удаляет коды ошибок из блока управления, формирует СМС сообщения с кодами ошибок (автор видео — Сделано в Гараже).
Современные устройства позволяют делать самостоятельно диагностику автомобилей через адаптер, но не стоит забывать о том, как делают механическую проверку, которая применялась на автомобилях с карбюраторным двигателем.
Она состояла из следующих операций:
Для проверки необходимо приготовить свечной ключ, компрессометр. При первичном осмотре нужно внимательно осмотреть двигатель и все магистрали, обеспечивающие его работу. О качестве работы топливной системы можно судить по выхлопным газам. Выполняя проверку работы мотора, необходимо прислушаться к звукам при его работе. Если двигатель исправен, не должно быть слышно посторонних шумов или стуков.
По акустическому шуму можно оценить состояние сопряжений при работающем моторе. При этом нужно учитывать, что валы силового агрегата вращаются с разными скоростями. Распредвал вращается в два раза медленнее коленвала.
Диагностика по акустическому шуму может выявить два вида неисправностей:
Сначала выполняется общая проверка состояния двигателя, навесного оборудования, креплений и др. Чтобы качественно прослушать все шумы, автомобиль нужно разделить на зоны. Для прослушивания можно использовать автомобильный стетоскоп или деревянную трубку.
В первую очередь следует прослушать навеску. Для этого отключается насос , генератор или помпа, снимаются все ремни. Особое внимание при прослушивании следует уделить местам трения.
Прослушивать двигатель следует в полностью охлажденном состоянии или прогретом до рабочей температуры, на различных оборотах, чтобы дать ему поработать в разных режимах. Анализируя характер и место звуков, делают выводы о наличии неисправностей. Таким образом, путем прослушивания можно выявить некоторые неисправности.
Порядок проведения самостоятельной диагностики двигателя автомобиля с помощью компьютера и смартфона одинаков. Отличие только в сопряжении используемых устройств.
Подключение ноутбука выполняется в диагностический разъем OBD-II, который находится рядом с рулевой колонкой или в зоне доступной для водителя. На старых моделях он может быть расположен под капотом. Причем может отличаться от OBD-II, поэтому, возможно, придется покупать специальный переходник.
Подключение к разъему диагностического оборудования выполняется через специальный адаптер и провод для диагностики автомобиля. Можно купить готовый сканер для конкретного автомобиля либо универсальный. Возможен вариант изготовления самодельного адаптера, пользуясь схемами, размещенными на разных ресурсах. При выборе автосканера нужно обращать внимание на порт подключения. Порт USB универсален, так как к нему можно подключить любой девайс.
После подключения к ноутбуку либо другому устройству, нужно запустить программу для диагностики. За исключением ELM327, у каждого диагностического устройства есть программное обеспечение, но принцип работы у них похож. Разобраться с интерфейсом просто. Запускается сканирование ошибок и выполняется их анализ. Расшифровка кодов обычно высвечивается вместе со списком ошибок.
Диагностика при помощи телефона или смартфона отличается способом подключения. Для связи используется Bluetooth или Wi-Fi. Чтобы подключиться к устройству тестирования, нужно на телефоне активировать канал связи.
После расшифровки ошибок их следует устранить. Пока не будут ликвидированы все неполадки, не стоит стирать коды ошибок из памяти блока управления. Неисправленные ошибки появятся при следующей диагностике.
Зная, как произвести диагностику автомобиля самостоятельно, можно следить за техническим состоянием транспортного средства. Заранее определив, какие проблемы появились в работе узлов, можно вовремя делать ремонт механизмов, что продлит срок эксплуатации всего автомобиля. Современные приборы для диагностики автомобилей своими силами позволяют проверить электрооборудование, системы и узлы, что важно, так как неисправности в электронике сказываются на эффективности эксплуатации транспортного средства.
Имея все необходимое для диагностики электрооборудования автомобилей, можно при покупке новой машины, провести диагностику с помощью телефона. Это дает возможность защитить себя от обмана.
1. Диагностика через компьютер 2. Приложение для телефона Torque
В былые времена причину «болезни» автомобиля могли искать не один день, ведь комплексная диагностика при помощи подручных инструментов – процесс достаточно долгий. Сегодня на помощь специалистам пришли современные технологии, позволяющие решить поставленную задачу максимум за час. Так, многим автовладельцам наверняка уже приходилось сталкиваться с компьютерной диагностикой транспортного средства, а значит, они смогли оценить все преимущества такой проверки.
Диагностика состояния автомобиля с использованием компьютера являет собой тестирование всех его электронных систем и исполнительных механизмов, которые напрямую влияют на работу бортовых механизмов. Таким образом, в достаточно короткие сроки удается получить информацию об имеющихся неисправностях, причем даже о тех, которые пока никак себя не проявили.
Однако не все машины поддаются такому диагностическому обследованию, ведь для этого они должны быть оснащены электронной бортовой системой. Все такие системы имеют функцию самодиагностики и просто необходимы для управления исполнительными механизмами транспортного средства, а также для непрерывного контроля запуска и работы силового агрегата. Проще говоря, система самодиагностики – незаменимый помощник водителя, позволяющий своевременно определить и устранить возникшую неисправность в работе узлов и агрегатов. Кроме того, подобные системы легко отслеживают межсервисные интервалы, напоминая владельцу машины о необходимости технического обслуживания.
В процессе компьютерной диагностики происходит считывание кодов неисправностей из памяти ЭБУ, их стирание и последующая коррекция. В качестве инструмента используются самые различные дилерские сканеры, домашние компьютеры и прочие системы, к которым относят мультифункциональные стенды и портативные ридеры. Использующееся сегодня оборудование позволяет определять и считывать самые незначительные изменения в системах управления работой мотора, трансмиссии, приборной панели и т.д.
Интересно знать! Начало использования компьютерной диагностики было положено в 1980-м году, когда компания General Motors вместе с фирменным интерфейсом ALDL (Assembly Line Diagnostic Link) реализовала протокол для тестирования модулей управления силовыми агрегатами (ECM). Этот протокол взаимодействовал с системами автомобиля при 160 бит/с и следил за их исправной работой.
Рынок электроприборов просто огромен, а это значит, что существует множество приспособлений для компьютерной диагностики транспортного средства, причем, если какой-то детали нет в магазинах вашего города, тогда ее можно заказать в сети Интернет. Что же может понадобиться для осуществления такой проверки?
Если вы решили провести компьютерную диагностику транспортного средства самостоятельно, тогда вам понадобится определенный инструментарий. Для начала придется купить специальный адаптер OBD, OBD-II или iOBD, вид которого зависит от года выпуска тестируемого автомобиля, его марки и модели. Найти подходящее устройство не составит большого труда, так как на отечественных рынках представлена самая различная продукция: начиная от дешевых адаптеров (цена находится в пределах 700 рублей) и заканчивая дорогими моделями стоимостью около 2000 рублей.
Самыми надежными и доступными являются устройства типа OBD-II, но некоторые автомобилисты во избежание подделок советуют заказывать их за границей. Также стоит выбирать только те устройства, которые не будут сильно разряжать АКБ автомобиля и подойдут для работы с приложением на смартфоне или компьютере (к примеру, программа Automatic будет функционировать только в паре с адаптером OBD-II).
Сегодня существует три типа компьютеров-сканеров, которые могут использоваться при диагностике автомобиля. Это универсальные, фирменные и самодельные устройства, каждое из которых имеет свои особенности. Так, универсальные компьютеры (такие как Bosch KTS) могут подключаться к автомобилям самых разных марок, хорошо распознавая многие блоки управления.
Однако бывают случаи, когда такая универсальность несколько ограничивает возможности устройства, и тогда лучше обратить внимание на официальные, дилерские приборы, рассчитанные на взаимодействие лишь с одной маркой или группой марок транспортных средств (к примеру, для VW хорошо подойдет прибор под названием VAS, для BMW – GT-1, а для Mercedes – Star). Сканеры этого вида имеют узкую специализацию, зато при работе с «родным автомобилем» возможностей у них намного больше.
Третий вид (самодельные устройства) обычно представлены в виде китайских адаптеров, которые подключают к обычному компьютеру. Конечно, этот вариант лучше не рассматривать, особенно, если вам требуется детальная диагностика с учетом многих нюансов.
Если выбор стоит между универсальными и дилерскими моделями, тогда стоит сказать, что первые не всегда хуже вторых, особенно в тех случаях, когда им правильно пользуются. Правда, на сегодняшний день все еще используются примитивные и устаревшие универсальные сканеры, создающие лишь видимость работы. Реальных результатов от них не приходится ждать, но заказчик об этом даже не догадывается.
Разные компьютеры имеют разные функции. Одни сканеры просто считывают коды ошибок из ЭБУ, в то время как другие еще и обрабатывают все значения сигналов, отображая полученную информацию на экране в виде графиков. Но и это еще не предел возможностей компьютера, ведь более профессиональные устройства способны управлять некоторыми механизмами и адаптировать новые блоки (устанавливаются на место неисправных) к существующему оборудованию. Естественно, их стоимость будет несколько выше.
Также следует отметить, что для считывания кода ошибки не нужно обладать какой-то квалификацией, так как даже самый дешевый сканер сам выдает код ошибки, и чаще всего способен самостоятельно расшифровать ее.
А знаете ли вы? Прототипом современного компьютера была электронная вычислительная машина Z3, которую разработал Конрад Цузе в 1941 году. Конечно, ее нельзя было назвать «компьютером» в современном понимании этого термина, но, тем не менее, она имела все его свойства.
Один и тот же компьютер не сможет одинаково качественно проверить разные автомобили, если установленная программа не является универсальной. То есть выполнение проверки контролируется. Например, если для домашнего тестирования отлично подойдет стандартная микросхема, то профессиональная проверка не сможет обойтись без чипа определенной модели. Скачать программу для проведения диагностики своего автомобиля несложно, но среди всех предложений, размещенных в сети, следует выбирать только те, которые лучше всего подойдут именно для вашего транспортного средства.
В любом случае, не стоит забывать, что даже самые новые программы и гаджеты не смогут заменить опыт и навыки профессионального специалиста, хоть проверка автомобиля при помощи домашнего ноутбука помогает оценить примерную стоимость ремонта машины прямо у себя в гараже.
После проведения компьютерной диагностики вы получите информацию о состоянии различных систем и агрегатов своего транспортного средства. Если программа выдала только коды проблем, тогда может понадобиться консультация опытного специалиста, хотя в большинстве случаев владелец может судить о наличии проблем или сбоев самостоятельно.
Обратите внимание! После того как компьютер считал коды ошибок, главное не просто идентифицировать их, а точно определить причину появления неисправности.
Выбрав подходящую модель адаптера, его необходимо установить в специальный разъем на автомобиле. Обычно он находится под панелью приборов или же под рулевым колесом, но более точную информацию о месте его расположения вам предоставит техническая документация, которая прилагалась к конкретному автомобилю. При подключении адаптера вы можете получить звуковой или световой сигнал, сообщающий о правильном подключении к электросети транспортного средства. Если вы приобрели адаптер вместе с приложением (например, с программой Automatic), тогда перед подключением перечитайте инструкцию и убедитесь, что все делаете правильно.
В тех случаях, когда владелец транспортного средства не желает настраивать эмуляторы или искать программы под свою операционную систему, можно остановиться на готовом решении в виде планшета с операционной системой Windows и программой Check-Engine. Она может использоваться для работы с самыми разными двигателями и бортовыми системами.
А знаете ли вы? Первая версия популярной операционной системы Windows вышла в 1985 году, но история компания Мicrosoft началась за 10 лет до этого, когда Билл Гейтс создал версию программного языка BASIC для одного из первых компьютеров Altair 8800.
Программное обеспечение
Вышеупомянутая программа Check-Engine является самым популярным приложением для компьютерной диагностики автомобиля посредством использования устройства с операционной системой Windows. Это и неудивительно, ведь возможности этого программного обеспечения достаточно широки. Так, Check-Engine может выводить основные рабочие параметры мотора в реальном времени, считывать коды неисправностей из ЭБУ, расшифровывать и удалять ошибки из памяти блока управления, выводить статус кода и комментарии к нему, а также сохранять отчет о диагностике и автоматически формировать SMS-сообщения с кодами обнаруженных неисправностей. Кроме того, новые версии этого программного обеспечения уже адаптированы для устройств на системе Android.
В зависимости от типа разъема, применяется одна из двух моделей устройств, передающих сигналы посредством Bluetooth. Это BT-ECU K-Line для автомобилей, использующих диагностические порты OBD-II, GM-12 и BT-ECU CAN – для работы с разъемами класса OBD-II и системой передачи сигнала, основывающейся на стандартизованном CAN-протоколе. Как только адаптер соединится с контактами диагностического разъема, он может быть подсоединен и к планшету. Таким образом, программа получит доступ к сигналам бортовой системы для обработки данных.
Если вы решили провести самостоятельную диагностику своего транспортного средства, но под руками оказался только планшет на системе Android, тогда вам потребуется специальный адаптер для передачи информации. Хорошим вариантом является ELM 327, на базе которого построено множество дешевых китайских вариантов, предназначенных для конкретных марок машин. Одни устройства соединяются с планшетом через Bluetooth, другие используют Wi-Fi.
Программное обеспечение
Существует немало видов программного обеспечения для устройств, работающих на Android и IOS, однако наиболее известных и востребованных всего несколько. К ним относят следующее ПО.
Позволяет провести полную диагностику транспортного средства с использованием планшета. Среди остальных программ Dash выделяется своей универсальностью и надежностью, поскольку подходит для большого количества различных типов и моделей адаптеров. Сегодня программа доступна для устройств (планшетов и смартфонов), работающих на базе Android, но пользователи продукции от Apple могут использовать бета-версию этого ПО для системы IOS.
Конечно, как и любая другая программа, Dash имеет свои преимущества и недостатки. Так, к «плюсам» следует отнести:
отображение данных в реальном времени;
Поддержание истории поездки;
Предоставление информации о точном месте парковки транспортного средства с наиболее коротким маршрутом.
Говоря о недостатках, нельзя не вспомнить, что на данный момент программа доступна лишь для пользователей системы Android, но даже в этом случае она не поставляется с фирменным адаптером. Получается, что каждый автовладелец должен сам подбирать подходящий адаптер, который бы не будет создавать проблемы ни для планшета, ни для автомобиля.
Automatic
Если вы не хотите играться с подбором адаптеров и самостоятельно выполнять анализ многих получаемых данных от машины, тогда идеальным решением проблемы станет использование приложения Automatic. При первом же его открытии, программа поможет выполнить правильную установку и начнет отслеживание особенностей управления транспортным средством. Если водитель делает что-то не так, то ПО сообщит об этом соответствующим звуковым сигналом.
К преимуществам использования программы Automatic следует отнести ее простоту, отсутствие проблем с совместимостью (не нужно беспокоиться о виде адаптера) и ненавязчивость, то есть водитель не будет отвлекаться от дорожной обстановки из-за постоянных сообщений об особенностях езды.
Основными недостатками указанного приложения является высокая стоимость, невозможность использования своего адаптера и ограниченность информационных данных (к примеру, вы не сможете узнать реальную температуру силового агрегата или уровень разряжения АКБ).
Эта профессиональная диагностическая программа позволяет получить достаточно обширные сведенья о работе силового агрегата. Интересно, что платная и бесплатная версии имеют разные интерфейсы, хотя с точки зрения функциональности можно использовать и последний вариант.
Преимущества использования Torque заключаются в получении информационных данных на профессиональном уровне и возможности широкой аппаратной поддержки, что позволяет использовать программу для работы с широким спектром OBDII адаптеров, а также с некоторыми видами разъемов, введенных до 1996 года. Проще говоря, если нужно выполнить проверку систем старого автомобиля, то это ПО просто незаменимо.
Из недостатков Torque следует выделить проблемы с интерфейсом (трудно разобраться в нелогичном меню и процессе сохранения данных) и необходимость материальных трат на установку полной версии. Однако из-за трудностей в восприятии того же интерфейса, для начала лучше скачать бесплатный вариант приложения, вдруг оно вам совсем не понравится.
В результате диагностики транспортного средства компьютерная система выдаст вам информацию о состоянии агрегатов и узлов автомобиля в виде кодов ошибок, которые еще нужно расшифровать. Некоторые программы сами выполняют эту задачу, но бывают случаи, когда разобраться в наборе букв и цифр предстоит самому автовладельцу. Так, коды ошибок состоят из пяти знаков и могут отличаться у разных моделей автомобилей.
Например, P01xx, P02xx отвечает за контроль смесеобразования, а P00xx еще и за системы дополнительного снижения токсичности выхлопных газов. P03xx – за систему зажигания и систему контроля пропусков воспламенения. P07xx, P08xx, P09xx – за трансмиссию, а P06xx указывают на состояние блоков управления ECM / PCM / TCM и других систем. B00xx отвечает за кузов (подушки безопасности, центральный замок и электростеклоподъемники). C00xx - шасси (ABS антипробуксовочная система, ESP, TCS-Traction Control System, Система курсовой устойчивости). Также существуют специальные коды, установленные производителем и зависящие от марки автомобиля – это P10xx и P20xx.
Следует отметить, что автопроизводители постоянно совершенствуют системы управления силовым агрегатом, добавляя новые коды ошибок. Если вам нужно получить подробное описание всех кодов неисправности и причины их появления, тогда лучше ознакомиться с технической документацией транспортного средства.
На сегодняшний день компьютерные технологии прочно укрепились во всех сферах жизни человека. Подобное «слияние» не обошло стороной автомобильную промышленность, а также её развитие. Все современные автомобили снабжены компьютерными системами, которые облегчают вождение и делают его максимально комфортным. По этой причине для полной проверки транспортного средства недостаточно просто внешнего осмотра. Необходима диагностика ошибок двигателя и других электронных узлов с помощью специального оборудования. Это можно сделать как на ближайшей станции технического обслуживания, так и самостоятельно.
Компьютерная диагностика автомобиля
Диагностика автомобиля с помощью ноутбука своими руками – возможна и в этом нет ничего сложного. Проводить диагностику следует после каждой поломки, а также включить её в комплекс профилактики автомобиля. Помните, что проблема, замеченная ранее, решается гораздо меньшими средствами, чем, если неисправность будет обнаружена гораздо позже.
Изначально компьютерная проверка ТС была для всех автолюбителей сложным и непонятным процессом. Доверялась данная работа только опытным мастерам, работающим в крупных автомастерских. В прошлом прибор для диагностики автомобиля своими руками стоил дорого, далеко не каждый водитель мог себе его позволить. Сегодня ситуация изменилась, проверку можно сделать самостоятельно, без посторонней помощи.
Диагностику проводят при наличии специального прибора, который предназначен для считывания поступающих сигналов от узлов автомобиля. Оттолкнуть от самостоятельной проверки может только цена на оборудование. За прибор придётся выложить немалую сумму, но со временем затраты окупятся.
Процесс диагностики представляет собой считывание целого ряда кодов, через которые передаются данные о состоянии электронной начинки автомобиля.
прибор для диагностики
Кроме возможности заниматься проверкой электроники в любое время автовладелец получает следующие преимущества:
На сегодняшний день подобные проверки или просто компьютерная диагностика автомобиля своими руками являются необходимым условием для долгой, бесперебойной работы машины. Игнорирование электроники банально приведёт к тому, что транспорт сломается в самый неподходящий момент или просто не заведётся. К примеру, завести машину не удастся, если сломается небольшой датчик, его размер меньше спичечного коробка. Обнаружить поломку визуально не получится, так как внешне на детали или блоке не будет каких – либо видимых повреждений. Проблему не стоит игнорировать, иначе будет велик шанс, заглохнуть где-нибудь в неподходящем месте.
Перед проведением работ необходимо разобраться в теоретической части вопроса и приобрести необходимое оборудование:
Требуется наличие:
iOBD и ELM 327 — адаптеры, дающие возможность соединить ПК, телефон или планшет с разъёмом транспортного средства.
iOBD — небольшое изделие, используемое при диагностике авто, для передачи данных на внешнее устройство. Прибор работает через WiFi и блютус. Он исправно служит в любых машинах, где есть разъем OBDII.
Исходя из выдвинутых требований, бортовая часть выявляет снижение функциональности элементов доочистки ядовитых выделений. То есть Check Engine датчик может загораться, когда скопилось много СН или СО в токсичных газах на выходе нейтрализатора. Эти же операции проходят в других системах, поломка которым сказывается повышением ядовитых газов.
ElM 327 адаптер
Адаптер ЕLM 327 – это новейший OBDII сканер. Его модификации WiFi, USB и bluetooth,. При покупке прибора внутри упаковки имеется диск с готовыми программными обеспечениями. К транспортному средству он подсоединяется через разъем OBDII — его имеют машины, произведенные с 1996 года. Сегодня к устройству ELM327 могут подключиться все популярные операционные системы. Управление очень простое и интуитивно понятное.
Коды ошибок включают в себя 5 буквенных и цифровых обозначений. Содержание кодов такое:
Положение первое:
Положение второе:
Положение третье:
Положения четвертое и пятое являются последовательными номерами ошибки, согласно перечню производителя.
Также высвечиваются и другие коды:
Torque Pro – это ваш универсальный помощник в диагностике автомобиля. Он имеет 7 экранов, где указывается информация в графиках, циферблатах и цифровых значениях. Софт выявляет такие характеристики машины как:
Пользоваться приложением несложно. Все что нужно, устройство с протоколом ODB2 и адаптер. Настраиваем соединение между телефоном и адаптером согласно инструкции:
Коды ошибок при электронной диагностике автомобиля
Чтобы провести диагностику на все 100% и не упустить ни одной детали, следует знать не только порядок работы, но и хорошо разбираться в устройстве и функционировании проверяемого узла: