Двигатель заз 968м технические характеристики. Подарок Родине из Запорожья

- Запорожский автомобильный завод , который размещен на(в) Украине. Данная компания известна тем, что производит самые ходовые в этой стране легковые и грузовые автомобили, а так же прицепы и автобусы. Главный завод ЗАЗ размещен в Коммунарском районе. Автомобили на заводе производятся по полному циклу. Сегодня это предприятие является главным автомобильным заводом страны.

Начало истории создания ЗАЗ

История создания ЗАЗ начинается в 1863 году, когда человек по имени Абрагам Кооп создал фабрику по производству соломорезок и деталей к мельницам. Через некоторое время завод был реорганизован, и начал производить сельскохозяйственну технику. В 1908 году на базе компании родился Мелитопольский моторный завод, который с 1960 года начал создавать моторы для ЗАЗ. В 1975 году это предприятие соединилось с «АвтоЗАЗ».

ЗАЗ Горбатый

На ранних порах предприятие отличилось созданием новаторского сельско-уборочного комбайна Коммунар, который долгое время работал на полях по всему Советскому Союзу. В 1961 году на свет появился автомобиль -965, который долгое время был единственной моделью легкового автомобиля данного предприятия. Эта машина больше известна, как Горбатый ».


"А теперь Горбатый! Я сказал Горбатый!" (из фильма "Место встречи изменить нельзя")

Ушастый 966 Запорожец

В 1970 году появилась новая версия ЗАЗ - -966 Ушастый . Он, как мы помним - серьезно был переработан, и уже не имел ничего общего с прежней моделью. С тех времен по девяностые всего с конвейеров сошло 3 422 444 штук Запорожцев .

В 1979 году в производство поступила модель ЗАЗ-968М.


Чертёж с размерами ЗАЗ

Были весьма скромные. Тем не менее, как показала практика, вместить автомобиль мог до 10 человек.


Кто хотел недорогое, компактное купе 1974 года?

Вес ЗАЗ 968

Снаряжённый вес ЗАЗ 968 был равен 780 кг. Что такое снаряжённый вес? Это вес автомобиля с полным баком горючки, запаской, маслом в двигателе, омывайкой в бачке, но без водителя, пассажиров и их багажа. Поэтому поднять Запорожец могли 4 крепких мужика и даже перенести его на соседнее место. Это если нужно было.

Кстати, именно благодаря своему весу ЗАЗ 968 может проезжать там где не сможет проехать Hammer или другой большой и тяжёлый внедорожник.

ЗАЗ-1102 Таврия

Династия запорожцев прервалась с появлением в 1987 году автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия». Это были первые модели компании ЗАЗ, которые были оборудованы жидкостным охлаждением. В 1994 году остановил создание заднеприводных автомобилей ЗАЗ-968М. В девяностые годы завод оказался на грани закрытия. Руководство компании искало инвесторов. В результате круг поисков был сужен до нескольких брендов: , General Motors и .

Далее история ЗАЗ начинает новый свой виток. После долгих обсуждений, решение было принято неожиданное - компания решила уйти под руководство «Daewoo». После этого начинается совместное производство автомобилей-химер на базе разработок двух компаний. Первой совместной моделью стала ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова».

– это легендарная «малолитражка» Запорожского автомобильного завода, которая выпускалась от 1971 по 1994 год. Имеет три основные модификации (968, 968А, 968М), традиционное заднее расположение двигателя и вошла в историю советской автомобильной промышленности, как народный автомобиль «особо низкого класса».

Краткая история автомобиля ЗАЗ-968

Этот автомобиль собрал вокруг себя много противоречивых утверждений, иронии и даже насмешек, но все равно, за время существования СССР, был весьма популярным. И пусть эта популярность обязана рекордно низкой цене, зато тысячи семей смогли наконец-то обзавестись транспортным средством, и были, к тому же, весьма счастливы.

Наверное, все помнят, что первые «запорожцы» 965 модели, в открытую создавались на основе автомобиля Fiat-600 , сходство с которым в результате было просто поразительным. Бытует мнение (притом, весьма обоснованное), что и ЗАЗ-968 имел свой прототип, а именно - NSU Prinz . Но в Советском Союзе от этого буквально отмахивались руками, заявляя, что имеют «собственную гордость».


Возможный прототип «ушастого» NSU Prinz

Этот автомобиль интересен и тем, что он стал последним из семьи «запорожцев», а его последняя модификация 968М производилась, начиная с 1980 по 1994 год, практически без каких-либо изменений или совершенствований. Да и сейчас ЗАЗ-968 все так же вызывает улыбку и поднимает настроение, а его цена может вполне сровняться с двумя парами фирменных кроссовок, но его история весьма интересна и определенно заслуживает внимания.

И так, вернемся в 70-е года ХХ столетия… Видя, как интенсивно развивается автомобильная промышленность, возникла острая необходимость в полной модернизации всеми известного «горбатого». Сняв с производства ЗАЗ-965, инженеры принялись за активные разработки более современного «народного автомобиля» и уже в 1971 году с конвейера сошел первый ЗАЗ-968, который не только полностью поменял свой облик и сменил прозвище «горбатый» на «ушастый», но и стал заметно более производительным.


Придерживаясь политики общедоступности, инженеры по-прежнему решили не уделять особого внимания комфорту, и поэтому новый ЗАЗик имел лишь базовый набор электроприборов, традиционное заднее расположение двигателя и очень примитивный салон. Спустя 4 года автомобиль прошел небольшую модернизацию, благодаря чему поменял название на 968А. Более кардинальной и, впрочем, последней модернизации запорожец был подвергнут в 1979 году и переименован на ЗАЗ-968М. Он получил новый «передок», новые задние габариты и другую панель приборов. На то время стоимость автомобиля составляла лишь 3500 рублей, поэтому обзавелись им все семьи, которые долгие годы мечтали иметь свой транспорт и тщательно копили средства, ведь, к примеру, Волгу или Жигули могли купить лишь единицы.


Внешний вид и салон ЗАЗ-968

По сравнению со своим предшественником, ЗАЗ-968 стал более современным и пропорциональным в размерах. Несущий цельнометаллический кузов имел приемлемую отделку, а на задних крыльях располагались весьма продуманные воздухозаборники. Этот двухдверный седан был рассчитан на 4-х пассажиров, но учитывая «особо малый класс», на комфорт даже и не стоило рассчитывать. Интересным остается и тот факт, что замки от дверей просто удивляют своей «универсальностью», ведь открыть их иногда можно было даже тонкими ножницами, скрученной проволокой или любыми ключами от квартиры. Окрашивали автомобиль очень качественно и в один цвет, поэтому, иронизируя, многие именно этот факт считают главным преимуществом «Запорожца», так как краска «не слазила» даже спустя десятки лет. Штампованные двери состояли из двух панелей, оснащались ручным стеклоподъемником и угловым поворотным стеклом с внутренней защелкой. Салон ЗАЗика просто удивляет своей аскетичностью – минимальное количество контрольных приборов, зеркало заднего вида, независимая «печка», весьма сжатое пространство и простая однотонная обивка, без намека на уют. Но это ли было главным, если автомобиль умело преодолевает любые дороги, не требует особого ухода и «не вредничает» по поводу качества топлива?


Передняя панель ЗАЗ-968А

Следующее поколение «ушастых» ЗАЗ-968А уже имели новые сиденья, тормозную систему с раздельным приводом и даже защитную противоугонную установку. Спустя 6 лет автомобиль прошел последнюю модернизацию, вследствие которой мог похвастаться задними прямоугольными фонарями, минимальным количеством хрома и более совершенной передней панелью округлой формы с металлической полоской, благодаря которой немного увеличился объем багажника (хотя он все равно оставался настолько малым, что даже дорожную сумку не мог в себя вместить). Немного были изменены передние световые приборы, появились поворотники, «запаску» из багажника перенесли под капот, передние сиденья стали регулируемыми, а заднее сиденье полностью раскладывалось, что делало автомобиль пригодным даже для ночлега. Также, эта модификация перестала быть «ушастой», ведь вместо воздухозаборников инженеры поставили аккуратные решетки. Получил ЗАЗ-968М и новые бампера, вот только не понятно, сыграло ли это положительную роль. Съемные пластиковые боковины деформировались при малейшем ударе, а молдинги были очень чувствительны к коррозиям.

Конструкция ЗАЗ-968

По «старой-доброй» традиции, силовой агрегат запорожца располагается сзади и дает полную доступность во время его осмотра или ремонта. Четырехтактный карбюраторный двигатель обладает рабочим объемом 1197 мл и мощностью 40 лошадиных сил (хотя среди ЗАЗ-968М были малосерийные модификации, в которых мощность двигателя была также 45 и 50 л.с.). Делая краткий обзор МеЗМ 968, можно еще упомянуть верхнее расположение клапанов и воздушный тип охлаждения. изготовлены из чугуна, они легко снимаются и отличаются ребристой поверхностью. В то время, как головки цилиндров алюминиевые и их всего две. Коленвал чугунный и имеет неплохую балансировку с центрофугой и маховиком. Шестеренчатый ГРМ с верхним расположением клапанов имеет балансир, штанги, распределительный вал и коромысла. Что касается разгона, то ЗАЗик мог достигнуть 100 км/час всего за 38 секунд, а его средний расход топлива не превышал 7.8 л/100 км (учитывая сельские, грунтовые дороги).


Возвращаясь к системе охлаждения двигателя, хотелось бы рассмотреть осевой вентилятор, которым и производилось нагнетание воздуха сквозь специальную решетку. Цельный направляющий аппарат обладал лопатками и предусматривал также приспособление для генератора. Кстати, небольшие щели на боковых частях кузова также дополнительно охлаждали мотор. Удивительным остается и тот факт, что владельцы ЗАЗа совсем пренебрегали качеством топлива. В автомобиль заливали и 76-й (которым мог содержать нафталин, воду и т.д.), и даже уже переработанное топливо, но это практически не сказывалось на его ездовых характеристиках (за исключением «грохота» во время работы).

Бензобак расположен за задними сиденьями, а 1-дисковое сцепление с гидравлическим приводом было соединено в узел с ведомым диском. Механическая 4-ступенчатая коробка передач имела три хода и находилась вместе с дифференциалом. Из-за отсутствия своевременного технического обслуживания, КПП уже спустя короткое время ставала более жесткой, трудно переключаемой, а во время езды передачи могли и вовсе «слетать».

Рычажно-торсионная передняя подвеска представляла собой две стальные трубы, которые скреплялись кронштейнами, а амортизаторы гидравлического типа дополнялись пружинами. Задняя пружинная подвеска имела двойной рычаг из стали, к которому с помощью 2-х кронштейнов прикрепляется сам пол ЗАЗа.

Барабанная тормозная система обладала плавающими колодками, регулятором зазора между ними и самим барабаном. Механический «ручник» распространялся только на задние колеса, а последняя модификация ЗАЗ-968М уже обладала раздельным гидравлическим приводом. Рулевой механизм включал в себя тяги, редуктор, маятниковые рычаги и энергопоглощающий элемент.

Кстати, внутри завода производился ЗАЗ-968М и с газовой установкой, но для продажи они не предназначались, а лишь выполнял роль грузовых перевозчиков в пределах предприятия.

Сравнительные характеристики «трех поколений» ЗАЗ-968

ЗАЗ-968 ЗАЗ-968А ЗАЗ-968М
Год производства 1971-1974 гг 1974-1980 гг 1980-1994 гг
Размер (д/ш/в) 3730/1570/1400 мм 3730/1570/1400 мм 3765/1490/1400 мм
Кузов Несущий, цельнометаллический, 2-дверный
Колея (передняя/задняя) 1220/1200 мм 1220/1200 мм 1228/1212 мм
Дорожный просвет 190 мм 190 мм 185 мм
Масса (своя/полная) 790/1110 кг 840/1160 кг 840/1160 кг
Мощность 40 л.с (при 4200 об/мин)
Максимальная скорость 118 км/ч
Разгон до 100 км/час 38 секунд
Модель двигателя МеЗМ 968 МеЗМ 968 МеЗМ 968н
Тип двигателя 4-тактный, карбюраторный с воздушным охладителем
Объем двигателя 1197 см.куб.
Степень сжатия 7.2
Расход топлива
при скорости 90 км/час
6.2 л/час 6.2 л/час 7.4 л/час
Объем бензобака 40 л
Диаметр цилиндров 76 мм
Ход поршня 66 мм
Коробка передач 4-ступенчатая, механическая, трехходовая
Подвеска (передняя/задняя) независимая, рычажно-торсионная/независимая, пружинная
Тормозная система Барабанная Барабанная с раздельным приводом
Рулевой механизм глобоидальный червяк с 2-гребневым роликом, и передат. числом 17
Генератор Г502-а с мощностью 350 Вт
Стартер СТ368
Катушка зажигания Б115-В
Размер колесный дисков 13 дюймов
Объем багажника 135 л 197 л 197 л

Основные модификации ЗАЗ-968

ЗАЗ-968МР – седан для инвалидов, которые не имеют одной руки или одной ноги.

3A3-968МБ - седан для инвалидов с ампутированными ногами.

ЗАЗ-968Б2 (АБ2) – седан, мощностью 27 л.с., предназначен для инвалидов с поврежденной или ампутированной правой ногой.

ЗАЗ-968АБ4 - седан для инвалидов, с поврежденной или ампутированной левой ногой.

ЗАЗ-968МГ - седан с двигателем МеМЗ-966Г и мощностью 27 л.с. Предназначен для инвалидов с одной поврежденной ногой.

ЗАЗ-968АП (МР) – внутризаводской пикап с газовой установкой.

ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Р – седан, мощностью 27 л.с. с автоматической системой электромагнитного сцепления.

Популярность ЗАЗика в различных сферах жизни

Коллекционная модель оранжевого ЗАЗ-968А от изд. «Автолегенды СССР»

Как бы там ни было, «запорожец» нажил немалой славы. К примеру, с участием этого автомобиля снимались фильмы «Таран», "Хочу в тюрьму", "Не послать ли нам гонца?", "Груз 200" и др.

Не обошлось и без игрушечных запорожцев. К примеру, на советском заводе «Тантал», была изготовлена модель ЗАЗ-968А с Y-образной подвеской в масштабе 1:43. Но спустя несколько лет они улучшили игрушку, сделав открывающиеся багажник и капот.

В 2009 году вместе с журналом «Автолегенды СССР» шел ЗАЗ-968А оранжевого цвета, а в 2011 году издательство решило порадовать своих читателей последней модификацией ЗАЗ-968М в красивом коралловом цвете. Кстати, не так давно (летом 2010 года) компания «Наш автопром» выпустила весьма большую партию красных и синих «ушастых» в том же масштабе 1:43.


Коллекционная модель ЗАЗ-968М в коралловом цвете от изд. «Автолегенды СССР»

В честь ЗАЗ-968 в СРСР (1971 г) была также выпущена треугольная почтовая марка, на которой этот автомобиль «красовался» в зеленом цвете.


Советская почтовая марка с изображением ЗАЗ-968 (1971 г.)

Не забывают об этой легендарной «мыльнице» и в наше время. В частности, ЗАЗа можно заметить в компьютерных играх S.T.A.L.K.E.R., Need for russia: Made in USSR, Half-Life 2, «Communism Muscle Cars» и т.д.


ЗАЗ 968М в компьютерной игре GTA «San Andreas»

ЗАЗ-968M «Запорожец» - легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Серийно выпускался на Запорожском автомобильном заводе в 1979 - 1998 годах.

Через некоторое время после начала выпуска ЗАЗ-968А, была начата работа над его дальнейшей модернизацией и в 1977 году публике был представлен прототип будущего ЗАЗ-968М. В целом автомобиль был очень похож на будущий серийный ЗАЗ-968М, однако задняя часть была решена иначе: иной формы были боковые воздухозаборники в задних крыльях, а форма задних фонарей была обусловлена формой крыла, доставшегося в наследство от ЗАЗ-968А.

Вставший на конвейер в 1980 году ЗАЗ-968М имел несколько измененную по сравнению с предшественниками форму и отделку кузова. Прежде всего бросается в глаза отсутствие характерных "ушей" на боковых панелях моторного отсека, место которых заняли плоские решетки для обеспечения подвода воздуха к двигателю. Учитывая отсутствие "ушей" воздухозаборников, машину довольно быстро окрестили "мыльницей" - за похожие на нее формы корпуса и молдинг по боковой подштамповке, который словно делил машину на верхнюю и нижнюю части. В самом подмоторном пространстве была по-новому организана циркуляция воздуха, что позволило улучшить охлаждение двигателя.

Кроме того, внешние отличия от ЗАЗ-968А заключались в иной, более выпуклой, передней панели с новым декоративным молдингом черного цвета (кстати, на модели 968М в отличие от предыдущей модели, перегородка в багажнике, отделяющая пространство для запасного колеса, была убрана, а "запаска" перенесена в моторный отсек, справа от двигателя. Сменилось также расположение аккумулятора - раньше он был справа от "запаски", а на 968М переместился в левую часть багажника). Передний и задний бамперы были оснащены резиновыми накладками в средней части и пластмассовыми боковинами. У фар появились резиновые ободки черного цвета. На задней панели разместились новые фонари прямоугольной формы. В последние годы производства автомобиля пропали вентиляционные решетки, находившиеся перед лобовым стеклом, а на их месте появился омыватель. Стоит также добавить, что на этой модели кардинально изменена схема электрооборудования, появился полноценный блок предохранителей, электронное реле поворотов и аварийная сигнализация. Из минусов - исчез воздуховод, подающий через центральный тоннель тёплый воздух к ногам задних пассажиров, спинка заднего сиденья сместилась назад, вплотную к бензобаку, сделав неудобной посадку сзади для высоких пассажиров.

Также на автомобиле была модернизирована конструкция уплотнений рычагов передней подвески, что позволило снизить объем периодического обслуживания. На опоре вала руля стал устанавливаться трехрычажный переключатель (взамен двухрычажного), с помощью которого управляется включение указателей поворота, переключение света фар, стеклоочистителя и стеклоомывателя.

Помимо основной модели ЗАЗ-968М и ее инвалидных модификаций, также выпускалась версия ЗАЗ-968М-005 с двигателем МеМЗ-966Г рабочим объемом 887 куб.см и мощностью 28 л.с.

Модификации

  • 3A3-968МБ - для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги
  • ЗАЗ-968МД - с двигателем мощностью 40 л.с. и ЗАЗ-968МГ - с двигателем мощностью 28 л.с. - для инвалидов, у которых повреждена одна нога
  • ЗАЗ-968МП - пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта
  • ЗАЗ-968МР - для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу
Заслуживает особого упоминания пикап ЗАЗ-968МП (1990-1992), на фото справа. По сути, для создания этого пикапа задняя часть кабины была попросту обрезана и за передними сидениями установлена стенка с окном. Заднее сиденье не ставилось, образовавшаяся ниша и являлась грузовым отсеком. Пикап имел небольшую грузоподъемность и был неудобен - не было ни откидных бортов, ни дверей.

Глазами владельца

Всех приветствую! Увидев единомышленника на страницах сайта, я решил тоже не молчать о своей машине. ЗАЗ-968 1974 года выпуска. С пробегом в 55 000. мощность 40 л.с, объём 1193 см3. Эта машина мне досталась в наследство от деда. Уже около года я эксплуатирую её, и у меня только самые лесные отзывы.

Самый главный "+" машины - это вместимость. Четверо едут абсолютно спокойно, пятеро - уже тесно, но терпимо. Сиденье водителя регулируется о "вперёд-назад" и наклон спинки, но и этих регулировок при высоком руле хватает вполне. Автономная печка позволят не зависеть от неожиданно сломавшегося двигателя. Любой ремонт можно провести самостоятельно, благо машина - конструктор и запчастями проблем нет.

После восстановления (машинка пылилась в гараже 8 лет) бала начата "беспощадная" эксплуатация:
Машинка в течение месяца на своих железных плечах перевезла около 2 тонн кирпичей, так как появилась срочная необходимость в перекладке печи в доме, а "уродовать" семейный форд отец отказался. В день машина проезжала по 30 км. К концу месяца, машина показала на удивление пристойный результат (чего я, по правде, не ожидал). Средний расход топлива АИ-76 составил 9,5 литров на 100 км на грунтовых дорогах, при использовании только 3-х передач. Это гораздо приличней, чем фактические 11 литров у форда фокуса (притом надо учесть, что фокус "кушает" более высокооктановый бензин!).

При "холостом" пробеге машинка показала удивительную динамичность: разгон до 100 км/ч за 40с, средняя скорость в 60 км/ч достигалась за полминуты. Руль достаточно послушен, тормозная педаль не мягкая, и не жесткая, хотя машина часто "сваливается в юз". Что касается комфорта, то Запорожец явно комфортней "классики": есть куда деть ноги и голову. Подвеска достаточно мягкая.

В нагруженном до предела состоянии (около 400 кг. груза) машина ничуть не теряет в управлении, тормозной путь увеличивается на четверть, да динамика разгона падает.

На этом этапе произошли поломки: вышел из строя датчик температуры масла, и пришлось заменить высоковольтный провод. Очень удивился, но другого ремонта машина не потребовала.

Из поломок - начала сказываться долгая стоянка. Вылетели 2 и 4 передачи, застучали клапана, перестал работать трос подсоса. Весь ремонт обошёлся в "2 бутылки водки".

Далее машина переехала в город, где ездит до сих пор под моим чутким руководством. Расход в городском цикле составляет около 7,5 литра на сотню. Машина динамична и не требует больших усилий на руль. Из минусов - маленький багажник. Из плюсов - высокая проходимость за счет "гладкого" дна и заднего расположения двигателя.

С 968-м. Поэтому его называли «эмкой» или «мыльницей» – за гладкие бока и индекс М при цифровом обозначении. ЗАЗ-968М появился в продаже в 1980-м году, и это была уже третья модернизация модели в данном кузове – после превращения 966-го в 968-й (1971 г.) и 968-го в модель 968А (1974 г.).

С одной стороны, это было самое заметное внешнее преображение модели, а с другой, это оказался тот нечастый для советского автопрома случай, когда рестайлинг не только убрал с кузова устаревшие элементы, но и оставил образ машины гармоничным и целостным. Об этом можно спорить, но многие ценители все же считают, что Запорожец-Эмка получился в целом даже интереснее исходника 968-го. Кроме внешности, последний из Запорожцев получил некоторые технические обновления и пару улучшений в плане комфорта – хотя ни то, ни другое не было принципиальным.

Ну, привет!

В потоке советских городов этот Запорожец смотрелся вполне солидно благодаря классическим пропорциям трехобъемного кузова и соответствующим габаритам, ведь он всего на 28 см короче тольяттинской копейки. Несомненно, это был плюс в глазах потребителя: чем больше – тем лучше. Ведь принципиального влечения к компактности советские автолюбители не испытывали – пробок тогда не было, улицы запаркованными машинами не запруживали, да и все гаражи были стандартными – 5х3 или 6х4 м.

А вот дверей только две – маловато будет! В глазах потребителя, хоть он и был на редкость неизбалован, – это один из главных недостатков всех ЗАЗов советского периода. Это сегодня мы знаем массу замечательных двух- и трехдверок – горячих хэтчбеков, элитных купе и дешевых тудоров, а тогда… Мало дверей – значит ущербный, да и все тут. Достаточно вспомнить, что даже Таврию и «восьмерку» долго клеймили прозвищем Запорожец именно за эту особенность кузова.

Дверь достаточно массивная, открывается грубовато и выглядит с торца, с ее отогнутой филенкой, как люк бронепоезда. Тут, конечно, Запорожцу минус. Зато сиденья от Жигулей – это, безусловно, плюс, хотя это достоинство именно модели 968М. На ней же появилась блокировка откидывания кресла вперед при захлопнутой двери. Сидеть впереди просто здорово, поскольку ноги можно вытягивать безо всяких ограничений. Места больше, чем в ВАЗах и Москвичах тех лет.

Еще одно замечание, уж не знаю, куда его – в плюсы или в минусы: переднее правое сиденье по-прежнему легко демонтировать, что многие владельцы делают, чтобы перевозить на его месте грузы (о багажнике мы еще поговорим) и облегчить посадку пассажиров на заднее сиденье.

Проем на «галерку» – широкий, а пол низкий, хотя из-за низкого дверного проема процесс может быть и сложнее, чем у современных хэтчбеков-«трехдверок». Задний диванчик тоже подозрительно похож на ВАЗовский, и сидеть на нем по меркам класса вполне удобно – места хватает.

Насчет практичности

Багажник у всех Запорожцев, как вы знаете, спереди. Хуже то, что он тесноват – 0,197 кубометра, т.е. около 200 литров. Маловато (у Жигулей было порядка 350-380 л), и притом конфигурация невыгодная – полезный объем по форме плоско-конический, из-за наклонного пола. И это все при том, что багажник «эмки» серьезно перепланировали, из него убрали запаску, бачки гидравлики и оба штатных комплекта инструмента, то есть у предков-«ушастиков» этот отсек был еще меньше – примерно в 1,5 раза. В общем, маленький багажник – недостаток весомый, хотя и не решающий. Поскольку владельцы научились его компенсировать установкой дополнительной конструкции на крыше – раз, и уже упомянутой ликвидацией правого переднего кресла – два.

Крышка багажника тяжела, газовых подпорок или пружин-помощников нет, интересной конструкции петли вносят в процесс открывания механические призвуки. И окончательно разбивает все иллюзии об эргономике Запорожца допотопный стержень-упор, который я должен поставить, чтобы не держать массивную крышку рукой…

Заглянем сзади

А вот и настоящий капот – тот, что закрывает двигатель. Он сзади, и это даже как-то бодрит, ведь у многих куда более уважаемых двигатель спрятан там же. Успешно пройдя квест по поиску кнопки открывания капота, подхожу к корме и поднимаю крышку. Она тоже тяжела не по размерам, снова нужно ставить подпорку, а вот вид под ней открывается несколько иной, нежели у 966-й и 968-й моделей.

1 / 8

2 / 8

3 / 8

4 / 8

5 / 8

6 / 8

7 / 8

8 / 8

Во-первых, слева от вентилятора громоздится коробка воздухозаборника. В нее воздух попадает через прорези в левой части крышки капота и уже затем засасывается вентилятором и подается в кожух охлаждения двигателя. Зимой, кстати, подача осуществляется не с улицы, а из моторного отсека.

Такая новая схема распределения воздушных потоков повысила стабильность температурного режима мотора – теперь, чтобы перегреть его, нужно постараться еще больше. Например, выбросить часть жестяных воздуховодов, отводящих горячий воздух под машину (так делали иные неграмотные владельцы), или допустить полное замасливание оребрения цилиндров из-за нарушения уплотнений системы смазки. По свидетельству реальных эксплуатантов ЗАЗ-968М, правильно отрегулированный мотор «эмки» не перегревался даже при длительной езде в жару на скорости 100-110 км/ч. Стрелка указателя температуры масла при этом прочно застывала на отметке 110 градусов, но масло – не вода, это считалось нормальным. Вентилятор у этой модели тоже обновили, сделав его менее шумным.

Еще один интересный нюанс: жалюзи на левом и правом бортах моторного отсека направлены в разные стороны. Благодаря этому поток встречного воздуха на скорости проходит сквозь подкапотное пространство (справа налево) и таким образом не только подает свежий воздух к карбюратору, но и дополнительно охлаждает мотор.

Но двигатель, несмотря на все модернизации – самая большая печаль ЗАЗ-968М. При объеме 1,2 л он выдает всего 41 лошадиную силу (откуда и прозвище – «сороковка»), в то время как у Жигулей ВАЗ-2101 при тех же 1,2 л – целых 64 л. с. Кроме того, «казак» с берегов Днепра кушает не меньше бензина, чем его коллега с берегов Волги. В оправдание можно сказать только то, что для «украинца» бензин этот мог быть марки А-76, а сам легко поддается ремонту в кустарных условиях. Увы, ремонты эти требовались ЗАЗам куда чаще, чем ВАЗам, при том, кстати, что заводские данные в обоих случаях обещали пробег 125 тыс. км до первого капремонта.

И напоследок – еще одно нетривиальное решение из-под капота. Это пробка бензобака, притаившаяся в уголке подкапотного пространства. Помнится, у 966-го она была по-спортивному выставлена на самое видное место. Теперь же имеем куда более толковый вариант, особенно по меркам суровых 90-х годов, когда из баков Жигулей и Москвичей бензин по ночам крали чуть ли не каждую ночь.

Запускай!

В движении, конечно же, тоже чувствуется моральная отсталость ЗАЗ-968М от современников-соотечественников. Нет, динамика в городском режиме у него не существенно хуже, но вот о том, что сегодня маркетологи называют «восприятием автомобиля», даже говорить не стоит. У Запорожца и ощущения на органах управления грубее, и вибраций побольше, и подвеска «колхознее». Да, ходовая явно проще относится к колдобинам любого порядка, чем она же у Москвичей, но при этом крупные бугры заставляют вздыбливаться легкий передок.

Зато какой легкий руль! Тонкий на ощупь, примитивный с виду, на ходу он вызывает ощущение электроавтомобиля в парке развлечений. Притом держать машину на курсе нетрудно при любой из реально достижимых скоростей. Но если начать шалить, пытаясь изображать на Запорожце скоростной слалом, он тут же выдаст напоминание о типе своей компоновки. Эффект тяжелой кормы на быстрой «змейке» заметят даже пассажиры, настолько мощны и явны будут попытки машины забросить задок на место передка. Ну, тут стоить заметить, что это не такой уж и грех для недорого семейного авто – кому придет в голову вытворять такое по дороге на дачу с детьми в салоне и с рассадой на крыше?

Ощущения на педалях тут уже достаточно приятные. Видимо, дает о себе знать гидропривод сцепления (вместо прежнего троса), а также новая компоновка педального узла. Педаль акселератора хоть и осталась оригинальной полуподвесной конструкцией, теперь стоит на одном уровне с тормозной. Тросик акселератора ходит легко – наверное, недавно смазывали.

Странно дело, во время поездки в представленном на фото автомобиле (не вчера с конвейера, как понимаете) вдруг заметил, что внутри он не громче тех же старых Жигулей первого семейства. Да, звук есть, но он несильный. Заглянул в документацию, так и есть – у ВАЗ-2101, Москвич-412 и ЗАЗ-969М шум в салоне одинаков – по 80 дБ!

Откуда же у Запорожцев эта слава малыша-громовержца? Может быть, дело в том, что во-первых, звук распространяется непривычно – сзади, а во-вторых, он просто другой, более богатый по тональности – то свист вентилятора на четвертой передаче, то гул глушителя при разгоне? Ну и, конечно, нотки архаики в нем доминируют, с ровным жужжанием ВАЗов сочную какофонию Запорожца не сравнить.

Немного об уюте

Здорово портила реноме всех Запорожцев простота его салона – как голое железо торпедо на 966-м, так и сплошная открытая полка вместо бардачка у 968-го. Плюс резина на полу, дубовый ручник и окрашенная сталь на бортах. В последней рестайлинговой модели многое улучшено. Торпедо стало даже симпатичным, нашлось место для радиоприемника, не поскупились на крышку бардачка, боковые стойки тоже отделаны пластиком. Резиновые коврики с пола никуда не делись, жесткий звук закрывания дверей тоже на месте, а ручник стал лязгать своей трещоткой немного мягче, и ход как будто короче. Что ж, на автомобиль конца 1970-х стало больше похоже, но ведь эта версия выпускалась с 1980-го по 1994-й!

Вес основных агрегатов ЗАЗ-968М

  • Двигатель в сборе со сцеплением и прочим оборудованием – 105 кг;
  • Коробка передач (к.п.п.) – 34,7 кг;
  • Мост передний - 61,5 кг;
  • Колесо с шиной в сборе - 11,3 кг;
  • Батарея аккумуляторная (с электролитом) - 21,4 кг;

Измеряя уровень масла в картере, следует помнить, что он должен находиться в пределах между засечками на маслоизмерительном стержне, расстояние между которыми 20 мм. Соответственно, объем масла между ними составляет ориентировочно 1 литр. Это тот запас масла, который используется при эксплуатации автомобиля во то время когда масло можно не доливать.

Если знать расход, сколько двигатель потребляет масла, можно примерно подсчитать расстояние до следующей доливки масла. К примеру, для расхода 50 см3 масла на 100 км и показателе уровня на верхней отметке это расстояние примерно 2 тыс. км.

При наклоне автомобиля назад или вправо показания получаются завышенными, а при крене вперед или влево - занижены. Считается примерно, что поперечный наклон автомобиля на каждые 5° меняет показания на стержне на 9 мм, а продольный - на 13 мм.

В поплавковой камере бензобака находится около 75 куб. см. топлива. Этого количества может хватить, чтобы проехать около километра. Также не лишне знать, чтобы наполнить поплавковую камеру вручную нужно примерно 20 раз качнуть бензонасом.

В шинах колес необходимо поддерживать рекомендованное давление. со Минимальное давление внутри шин в соответствии стандартов – 1,2 кгс/кв.см; допустимая нагрузка на колесо при этом составляет 280 кгс. Можно сопоставить, к примеру, приходящуюся на задние шины нагруженного ЗАЗ-968М нагрузку 710 кгс с допустимой на оба колеса 560 кгс. Выводы делайте сами. Надеюсь в дальнейшем продолжу делиться с вами подобной полезной информацией об Запорожце ЗАЗ-968М.