Биение руля при торможении является серьезным ударом по безопасности. Распространяющаяся вибрация по автомобилю день за днем разрушает его элементы, приближая дорогостоящий ремонт. Поэтому, если бьет руль при торможении, автовладелец должен не пытаться покрепче держать руль, а как можно скорее принять меры. Рассмотрим причины данной неисправности.
Автор статьи: mudriy_lev
Специализация: ремонт автогенераторов и сервоприводов в автомобиле.
Место работы: сервисный центр. Стаж: 2 года.
Образование: высшее — инженер-электромеханик, среднее специальное — слесарь механосборочных работ.
Если биение руля наблюдается не только при торможении, но и при движении автомобиля, а также вибрация при изменении скорости меняет свою амплитуду и частоту, то первое, на что следует обратить внимание автовладельцу, так это на балансировку колес.
Для начала необходимо проверить наличие балансировочных грузиков. Правильную балансировку невозможно оптимально выполнить в гаражных условиях, поэтому желательно посетить СТО, где на специальном оборудовании профессионалы быстро выполнят это задание.
До поездки на СТО необходимо осмотреть покрышки. Всю грязь с них необходимо счистить при помощи щетки. Кстати, само наличие грязи также может вызвать разбалансировку колес.
На очищенных от грязи и мусора покрышках необходимо провести визуальный контроль отсутствия вздутий и впадин. Любое повреждение колеса способно вызвать биение руля не только при торможении но и при движении автомобиля.
В случае обнаружения повреждения покрышек, необходимо обратится к специалистам для их восстановления, либо приобрести новые покрышки.
При осмотре покрышек также следует обратить внимание на состояние колпаков и дисков. Любые их повреждения могут быть причиной, почему бьет руль при торможении.
Неправильный угол развал-схождения колес также может быть причиной вибрации руля при торможении автомобиля.
Признаки, которые говорят о необходимости проверить развал-схождение:
В случае изношенности элементов подвески перед корректировкой развал-схождения необходимо произвести ремонт с заменой отслуживших свое элементов. В противном случае, проверять развал-схождение придется через каждые несколько поездок.
На данном этапе автомобилестроения применяются 2 типа тормозов:
Наиболее частой причиной биения руля является искривление элементов тормозной системы в результате перегрева и последующего неравномерного охлаждения. Барабанные тормоза более закрыты, и такая ситуация с ними случается крайне редко. В большинстве случаев вибрация при барабанных тормозах возникает из-за чрезмерной изношенности тормозного механизма и устраняется полной заменой элементов барабана.
Симптом, сопровождающий биение на руль и подтверждающий виновность тормозной системы, достаточно часто проявляется в биении в педаль тормоза.
Причины, из-за которых происходит биение руля по вине тормозной системы:
При движении автомобиля на большой скорости при торможении выделяется большое количество энергии, которая благодаря трению превращается в тепло.
При преодолении лужи или сугроба снега часть диска интенсивно охлаждается. Это вызывает образование волн на нем. В последующем каждая волна сильно бьет по тормозной колодке и это вызывает вибрацию всего колеса, что в свою очередь и передается в виде биения на руль.
Для обнаружения данной неисправности необходимо визуально осмотреть каждый тормозной диск.
Для устранения этой неисправности применяется проточка дисков на СТО либо их замена.
Необходимо учитывать, что проточка истончает диск и при его перегреве его будет коробить еще сильнее. Поэтому замена диска на новый, если позволяет бюджет, намного лучшее решение проблемы.
Сама по себе колодка, будучи статическим элементом, не способна вызвать биение руля. Однако, некачественные колодки могут намотаться неравномерно на тормозной диск и ситуация будет аналогична с образовавшимися волнами.
Неравномерное ржавление появляется на тормозных дисках автомобилей, которыми не пользуются часто. Вода между колодкой и диском высыхает медленней, а в случае подклинивания, может находится в месте контакта месяцами. В результате диск ржавеет неравномерно и на руле появляется биение.
Если биение на руле появилось после установки новых тормозных дисков, то причина кроется в неправильном монтаже. Закручивать тормозной диск необходимо постепенно и по схеме крест на крест. На некачественных СТО пренебрегают этим правилом и владелец получает биение руля.
Для исправления этой ситуации необходимо заново закрепить тормозной диск.
В случае нарушения или ослабления крепления колеса возможно достаточно сильное биение на руль при остановке автомобиля. При этом резкое торможение способно вызвать перегрузку и отрывание колеса от автомобиля. Поэтому данная причина, почему бьет руль, является наиболее опасной.
Для предотвращения и устранения данной неисправности необходимо как можно чаще визуально осматривать колеса автомобиля. И в случае обнаружения неисправностей необходимо принимать решение о самостоятельном ремонте иль вызове эвакуатора.
Вопрос о диагностике автомобиля при определенных неисправностях сегодня становится все более актуальным, ведь полная проверка работоспособности авто на СТО является достаточно дорогим процессом. Поэтому водители предпочитают самостоятельно иметь представление о том, какие узлы машины стоит смотреть, если возникли те или иные неполадки. Если при торможении бьет руль, часто возникает подозрение о неисправности рулевой рейки. Но это не самый распространенный вариант неполадки при таком симптоме.
Каждую поломку стоит рассматривать с нескольких сторон. К примеру, биение руля при торможении имеет четыре возможных причины неполадки. И начать стоит не с разборки рулевой колонки или рейки, а с проверки давления в колесах Часто большая разница в давлении оказывается причиной дискомфорта при торможении, потому проверяйте этот параметр в первую очередь.
Одной из главных причин биения при торможении является неисправность тормозных дисков. Этот элемент автомобиля является расходным, потому нуждается в замене или ремонте в определенный период времени. Конечно, есть владельцы автомобилей, которые минимально используют тормоза, обращаясь к помощи альтернативных средств торможения - в таком случае диск будет жить дольше.
Зачастую замена тормозных дисков становится необходимой после 60 тысяч километров эксплуатации. Существуют случаи, когда можно проточить поверхность диска и вернуть ему работоспособность. Но лучше отдать предпочтение замене. Проверить наличие повреждений на поверхности диска очень просто:
Часто сколы и повреждения на дисках становятся последствием не обычного износа металла, а попадания в тормозную систему камней и прочих предметов на большой скорости. Возможно, вы установили неподходящие тормозные колодки, что также могло стать причиной выхода из строя тормозного диска.
Менять этот элемент необходимо парой. В целях экономии многие меняют только один тормозной диск, ведь второй может быть неповрежденным. В таком случае вскоре появится биение в руле при торможении, которое будет говорить о неравномерном износе металла.
Если вы почувствовали дрожь или откровенное биение в руле при торможении, а тормозные диски точно в полном порядке, стоит проверить исправность подвески. Для этого лучше обратиться к специалистам и провести диагностику каждого элемента данного узла. Часто проблемы могут быть только в начальной стадии, их несложно устранить. Руль бьет при торможении часто в следующих ситуациях:
Причины биения могут быть разными. Главное - вовремя определить наличие проблем и исправить возникшие неполадки. Ведь даже столь простая проблема, как открученный болт крепления колеса, может стать фатальной при движении с высокой скоростью. Руль бьет особо заметно при торможении с больших скоростей. Если это так, значит виноваты точно тормозные диски или подвеска.
Первой реакцией водителей, которые замечают, что руль начинает дрожать или бить во время торможения, является диагностика рулевой рейки. Действительно, в некоторых случаях это может быть истиной, особенно, если автомобиль вам не знаком, прошлого его вы не знаете. Также рулевая колонка может быть изогнута и стать причиной таких неприятных последствий. Рейка может стать виновником дрожания руля в следующих ситуациях:
Покупая неоригинальные запчасти, вы рискуете получить не только биение руля при торможении, но и массу других проблем, которые ждут вас в будущем. Если виновником всевозможных проблем с рулевым механизмом является рейка, руль будет дрожать не только при торможении, но и в любых других ситуациях. В случае обнаружения проблем с данным механизмом рекомендуют просто заменить рулевую рейку на новую, выбрав заводское предложение.
Кстати, такая проблема может затронуть любой автомобиль, даже дорогой и премиальный внедорожник Infiniti:
Современные возможности диагностики дают отличные возможности каждому водителю. Определение неполадок стало делом нескольких минут, но не всегда есть возможность заплатить определенные деньги и даже найти время на поездку в СТО. Потому необходимо знать причины некоторых распространенных явлений, в том числе понимать, что если руль бьет при торможении, лучше ехать осторожнее и по возможности проверить самые вероятные причины такого поведения автомобиля.
Если кто-либо из вас сталкивался с проблемой биений руля в автомобиле, будет интересно услышать ваш путь решения данной проблемы в комментариях.
В процессе эксплуатации автомобиля выявляется немало неисправностей. Одна из частых – бьет руль при торможении или в каком-то диапазоне скоростей. Причин может быть множество, но самая главная задача – выявить действительную. Один диагноз – биение руля, а неисправность может скрыться как в тормозных дисках, или колодках, так и в подвеске автомобиля.
Первое, что потребуется сделать, – это проверить балансировку колес. Также визуально проверить резину на наличие шишек. Развал-схождение колес отрегулировать. Но, прежде чем проводить эту процедуру, нужно перебрать всю подвеску. То, что мастера на СТО не возьмутся делать сход-развал на автомобиле с разбитой подвеской, – это правильно.
Во-первых, для самого мастера эта процедура окажется чересчур трудоемкой. Во-вторых, для вас она принесет положительный результат на короткий срок. Таким образом, биение руля исчезнет, но ненадолго.
Оценить полностью состояние подвески вашего автомобиля, рулевых тяг. Нередки случаи, когда изношенные шаровые опоры служили причиной биения руля при торможении или в интервале скоростей. Если в автомобиле все узлы подвески пришли в негодность, то требуется все перебрать, все изношенные детали заменить на новые.
Если ни одна из вышеупомянутых причин не является реальной, то идем дальше. Практически стопроцентная вероятность того, что сильно изношены колодки или диски, вследствие чего при торможении ощущается биение руля. Нужно снять колесо и проверить тормозной диск, оценить его износ.
Поднимаем домкратом машину и снимаем колесо. Для подстраховки нужно подставить под автомобиль опору, на крайний случай – какой-нибудь крепкий пенек. Ни в коем случае не подкладывайте под домкрат или машину кирпичи. Они хрупкие, не выдержат нагрузки и в итоге машина завалится. Под задние колеса положите противооткатные упоры.
Грязь на диске, трещины, искривление, – все это причины того, что при торможении выскакивает биение рулевого колеса. Если износ тормозного диска слишком большой, то снимаем и несем токарю на расточку. После установки дисков на место, следует провести и замену тормозных колодок. Правда, расточка не всегда может спасти. В половине случаев избавиться от биения в руле при торможении помогает избавиться только установка новых тормозных дисков и колодок.
Если ощущается биение руля при движении на малых скоростях, то для начала возьмите щетку и очистите колесные диски от скопившейся грязи. Грязь, которая налипла на колесном диске, нарушает балансировку колеса, как следствие – биение руля. Прочистив колеса, просмотрите, нет ли вмятин на дисках. Если есть, то нужно их выправить и произвести балансировку колес. Проверьте рулевую рейку, износ рулевых тяг, сайлент-блоков.
При движении на высоких скоростях причиной биения руля может стать любая из вышеперечисленных. Плюс к ним можно добавить подшипники ступицы. Чтобы проверить подшипники, нужно покачать колесо в вертикальной плоскости. Должен ощущаться небольшой люфт. При нажатии на педаль тормоза люфт пропадает. Это симптом того, что подшипники имеют сильный износ и подлежат замене.
При торможении если бьет руль, то можно объединить все причины, но самая вероятная – тормозные диски. На большинстве автомобилей, установка новых тормозных дисков и колодок приносила положительный результат. Биение руля в итоге пропадало, как при торможении, так и при движении. Если держать подвеску автомобиля в хорошем состоянии, то подобные проблемы будете испытывать нечасто.
Если при торможении бьет руль и возникает вибрация, это говорит о неисправности, которая иногда может быть серьезной. Некоторые водители списывают подобное явление на разбалансировку колес. Такое случается, но является лишь одной из причин.
Определить, где поломка, вызывающая биение руля, нелегко. Она скрывается в различных узлах и деталях автомобиля. Среди виновников – тормозная система, колеса, подвеска, рулевое управление.
Симптомы проявляются в толчках разной силы, которые увеличиваются на большой скорости и возникают в разных местах. Вибрирует рулевое колесо, весь кузов, тормозная педаль. Причины разные, но когда бьет руль исключительно при торможении, виноваты почти всегда тормозные диски.
Дефекты появляются при некачественных комплектующих, износе, механических повреждениях. Снимают колесо и осматривают узел. Поверхность должна быть чистой, гладкой, без рисок и поперечных трещин. Проворачивают диск, чтобы проверить на искривление. Измеряют толщину, соответствует ли износ нормативам, указанным в технических требованиях.
В машине, приобретенной с рук, часто обнаруживаются дешевые некачественные детали. Это касается колодок. Если они не соответствуют требованиям, то стираются неравномерно, оставляют на поверхности диска следы, отчего изменяется толщина. Это приводит к вибрации. Пробуют удалить их щеткой. Если не выходит, узел придется заменить.
Передвижение по городу требует частого торможения, металл перегревается, несмотря на продуманную систему охлаждения. Появляются хорошо заметные синие тепловые пятна. Сами по себе они не опасны, но это явный признак коробления, искривления диска. Когда к нему с усилием прижимаются колодки, появляется ощутимое биение руля.
Значительный перегрев происходит от долговременного и сильного торможения. Если в этот момент въехать в лужу или снег, произойдет не только деформация диска. Возможен его радиальный разрыв, который идет от края, сужаясь к центру. Это очень опасная поломка, грозящая не только вибрацией, но и аварией.
Владельцы редко интересуются толщиной тормозных дисков. Когда их износ достигает предельной величины, они уже не справляются со своей задачей. Визуально это определяется по высоким кромкам на краю, а точнее – измерением. Если параметры не отвечают требованиям, производят замену.
Проблема с барабанами встречается реже. Чаще наблюдается неравномерный след от некачественных колодок. Если он имеет вид наплывов, холмиков, торможение происходит рывками, появляются толчки в руль. Удаляют дефекты ножом или отдают для обработки токарю.
Тормозные диски протачивают, чтобы не покупать дорогостоящие новые. Это возможно во всех случаях, кроме искривления, разрывов и предельного износа. Тогда покупают новые и устанавливают в комплекте с колодками.
Возможны и другие неисправности, которые вызывают вибрацию, особенно на высокой скорости. Она значительно увеличивается, когда нажимают педаль, но проявляется также при движении. Это дефекты, не имеющие прямого отношения к тормозной системе, но многие из них опасны, приводят к аварии.
Неисправности, вызывающие биение руля при торможении и вибрацию, связаны с такими узлами автомобиля:
При вращении несбалансированного колеса возникает вибрация, которая по тягам передается на руль. На высокой скорости она ощущается слабо. Проводят поверхностный осмотр на выявление вмятин на дисках, оценивают состояние покрышек. Если видимых дефектов нет, а биение ощущается, требуется балансировка.
Если не принять меры, шины изнашиваются неодинаково, в отдельных местах протираются до корда. Это, в свою очередь, приводит к чрезмерному износу ступичных подшипников и подвески. Происходит своего рода цепная реакция, биение руля постоянно увеличивается, а при торможении становится плохо переносимым.
Деформированные колесные диски также вызывают разбалансировку. Но еще более опасно их плохое крепление. Это часто случается после шиномонтажных работ. Вибрация возникает в самом начале движения и ощутима даже на небольшой скорости. Она неравномерная, на некоторое время появляется и исчезает.
Явление опасно тем, что не обнаруженное вовремя приводит к поломкам тормозных дисков, ступиц. Самое страшное – на ходу отлетает колесо.
Если руль дрожит или в него откровенно бьет при торможении, а диски исправны, проверяют состояние подвески. Если вовремя обратить внимание на такие симптомы, то большинство проблем устраняется легко. Торможение сопровождается биением руля по таким причинам:
Первоначально состояние шаровых опор и рулевых тяг оценивают при движении. Если езда по неровной дороге сопровождается биением колес, есть неисправность. Рывки передаются на рулевое колесо, что особенно сильно ощущается при торможении.
Затем проводят осмотр пыльников. Повреждение резины на них подтверждает предположение о неисправности. Если этого вовремя не заметить, набивается пыль, вместе с остатками смазки она образует наждак, который разрушает наконечники.
Более точная диагностика проводится при снятых колесах на вывешенной машине. На шарнир наконечника нажимают сверху, а пальцами упираются снизу. Если ощутим люфт, требуется замена. В некоторых положениях он не определяется, поэтому поворачивают рулевое колесо в разные стороны.
Шаровую опору проверяют немного по-другому. Под рычаг устанавливают надежную подставку, колесо в воздухе. Одной рукой берутся за его верх, второй – за низ и пробуют расшатать. Если это удается – узел изношен, требуется замена.
Чтобы быть абсолютно уверенным в неисправности, помощник выжимает тормоз, а водитель манипулирует с колесом. Такое испытание устраняет возможный люфт в подшипниках ступиц, и если он ощущается, то исходит только от шаровых опор.
Когда водитель замечает, что после нажатия на тормоз руль начинает трясти, он обычно спихивает вину на рулевую рейку или редуктор – у кого какая модель. Но виноваты они в очень редких случаях, и чаще всего, когда автомобиль куплен с рук. Возможно, с машиной происходило то, о чем нынешний владелец не знает:
Если причина вибрации действительно кроется в рейке или редукторе, то машина дрожит в любой ситуации, при торможении в том числе.
Стук и люфт случаются при ослабленном креплении картера или сошки. Износ рейки с шестерней или червячной пары в редукторе тоже вызывают аналогичные последствия.
Толчки в руль и вибрацию, бывает, игнорируют долгое время. Во многих случаях она вызывает только дискомфорт. Но забывают, что постепенно разрушаются узлы, связанные с первоисточником: ступицы, амортизаторы, рулевое управление, что выливается затем в дорогостоящий ремонт.
Торможение скоростной машины, если оно сопровождается вибрацией, небезопасно. Руль может выскочить из рук, и на краткое мгновение теряется управление. Последствия понятны. Экономя на устранении дефектов, постоянно увеличивают опасность вождения.
Бьет руль на скорости или при торможении - и Вы понимаете - всё, пора тормозить. Тяжело описать свои чувства, которые возникают при вождении автомобиля (независимо какой марки - будь то отечественный ВАЗ или иномарка), когда у Вас в руках начинает интенсивно и абсолютно бесконтрольно, а главное так внезапно и не вовремя начинает дергаться руль Вашего авто. Расскажу случай из своей практики. У меня автомобиль GOLF 2 1,6D. Не так давно у меня начал бить руль на скоростях от 70 до 110 км/час, при меньшей скорости не бил, а если дорога попадалась в форме стиральной доски, так руль вообще пыталось (а, иногда и вырывало) из рук.
Самым простым решением было бы отправить автомобиль на СТО - пусть с этим разбираются автомеханики. Но никакой гарантии никто Вам не даст, что они это сделают очень быстро и при этом не сдерут с Вас три шкуры за ремонт - заменив Вам полностью рулевое управление, не пытаясь разобраться в причинах возникновения Вашей проблемы. Или проводя замены каждого из ниже приведенных узлов по очереди и гарантируя, что после этого с автомобилем будет всё в порядке. Что отнимет у Вас соответственно массу сил и средств, а также кучу времени.
Причин приводящих к биению руля на скорости или при торможении может быть довольно много:
Настал момент, когда мои познания, не требующие вложения средств, механизма рулевого управления закончились, пришлось ехать на шиномонтаж и балансировать колёса - результат тот же - биение не пропало.
Видео про причины вибрации руля: