Технологии современного автомобилестроения развиваются очень стремительно и каждый год выносят на суд публики десятки инновационных решений. Еще совсем недавно миллионы автовладельцев во всем мире спорили о различиях, преимуществах и недостатках GEL и AGM аккумуляторов, а сегодня на рынке появилась эффективная альтернатива – EFB. Сейчас мы расскажем о том, что такое EFB-аккумулятор, каков принцип его работы, сфера применения и основные преимущества.
EFB или Enhanced Flooded Battery – это заполненные жидким электролитом батареи улучшенного типа. Главное отличие от традиционных аккумуляторных батарей заключается в конструкции свинцовых пластин. Они почти в полтора раза толще, что обеспечивает повышенную емкость и сокращает продолжительность зарядки.
Кроме этого производитель помещает каждую такую пластину в специальный конверт из микроволокна и заполняет его жидким электролитом на основе серной кислоты. Такая мера позволяет надежно защитить поверхность пластины от преждевременной сульфатации, а при осыпании – еще и от возникновения токов короткого замыкания. На практике это обеспечивает более длительный эксплуатационный ресурс АКБ.
Вот еще несколько особенностей, доказывающих эффективность использования EFB-аккумуляторов:
Первоначальным поводом для разработки улучшенных аккумуляторных батарей стало появление автомобилей, оснащенный функцией «старт-стоп». В таких автомобилях остановка автомобиля приводит к отключению двигателя, а для запуска силового агрегата достаточно лишь снять ногу с педали тормоза. В промежуток между этими моментами вся нагрузка от автоэлектрики ложится на аккумулятор, который без увеличения приема заряда физически не успевает зарядиться до нормальной емкости.
Также EFB аккумуляторы применяют и на машинах других типов. Например, данный тип АКБ часто используют для обеспечения питанием мощной системы автозвука.
Если сравнить технологию EFB с батареей типа AGM, то в пользу первого варианта можно привести такие аргументы:
Что же касается недостатков, то технология EFB несовместима с двигателями, оснащенными системой рекуперации кинетической энергии торможения. Также EFB обычно обладает меньшей мощностью чем AGM, что может сказаться при использовании большого количества энергопотребителей в салоне авто.
Зарядка аккумуляторных батарей EFB ничем не отличается от аналогичного процесса для AGM-аккумуляторов, ведь их принцип их строения очень похож. Главное требование – использовать проверенное и качественное (лучше всего интеллектуальное) зарядное устройство и четко соблюдать требования производителя. Используемое устройство зарядки должно обеспечивать максимальное рабочее напряжение в 14,4 В. Кроме того, рекомендуется выбирать ЗУ с опцией индикации тока, ведь в процессе зарядки за некоторыми параметрами придется следить.
Важное условие: зарядку аккумулятора можно производить только при температуре электролита ниже 55 градусов. В противном случае свинцовые пластины подвергаются дополнительной нагрузке и становятся малоустойчивыми к коррозии.
Если обратить внимание на инструкцию производителя, то она совсем скромная по объему. Подключаем ЗУ к соответствующим клеммам с соблюдением полярности и следим, когда сила тока по показаниям зарядки станет ниже 2,5 А. Если ваше устройство оснащено опцией индикации напряжения и силы тока, то как только оба параметра перестанут изменяться, можно отключать АКБ от зарядки.
Специалисты не рекомендуют пользоваться ускоренным режимом зарядки, ведь это может привести к повышенному газообразованию и последующей поломке АКБ. Категорически запрещается открывать пробки, ведь это нарушает химическое равновесие внутри батареи и существенно снижает ее функциональность.
Лидер по производству аккумуляторных батарей в России - завод “АКОМ” подготовил новинку для автомобилистов - аккумулятор с улучшенной технологией EFB, соответствующую мировым стандартам качества. Благодаря улучшению сепаратора и конструкции пластин, жизненный ресурс новинки увеличен в два раза, в сравнении с обычным аккумулятором. Самое главное - в новой батарее значительно увеличены пусковые токи.
В 2017 году аккумулятор АКОМ+EFB стал обладателем премии ”Инновационный продукт России”.
AKOM+EFB это: 1. Расширенная гарантия – 4 года.
Уверенность в качестве выпускаемой продукции – предоставление гарантии практически на весь срок эксплуатации батареи.
2. Эксплуатация в любых климатических условиях.
Выдерживает резкие перепады температур и превосходно работает в экстремальных условиях сильных морозов (-40) и палящего солнца (+50).
3. Д
войной ресурс батареи и устойчивость к циклическим нагрузкам.
Выдерживает более 240 циклов “заряд-разряд”, в отличие от стандартной стартерной АКБ, которая выдерживает более 120 циклов.
4. Не боится глубоких разрядов
.
В отличие от классических, стартерных батарей, которые после каждого глубокого разряда теряют от 5% своих характеристик.
5. Повышенная коррозийная устойчивость электродов при высоких температурах.
6. Минимальное время заряда аккумулятора при движение
.
За счет улучшенных показателей приема зарядного тока.
7. Подходит для автомобилей с системой “старт/стоп”, а также для автомобилей, оборудованных большим количеством энергопотребителей
(дополнительными световыми приборами, лебедкой, инверторами, ксеноном и мощными системами звука)
VARTA® предлагает продукты, основанные на улучшенной технологии аккумулятора с жидким электролитом (EFB), которые обеспечивают лучшую надежность и производительность по сравнению со стандартными свинцово-кислотными аккумуляторами для легковых и грузовых автомобилей. Наши аккумуляторы создаются, чтобы отвечать конкретным требованиям потребителей и выпускаются на заводах в Европе, чтобы соответствовать высочайшим стандартам качества.
Аккумуляторы EFB могут использоваться с частичным зарядом и не требуют глубокого заряда-разряда, как аккумуляторы AGM. Это возможно благодаря полиэстэровому сетчатому материалу, который добавляется на положительную поверхность пластины. Это помогает закрепить активный материал пластины, что повышает срок службы.
Преимущества:
VARTA ® Promotive EFB - уникальный аккумулятор, специально разработанный для обеспечения высокой производительности в грузовых автомобилях, использующий новейшие технологии защиты от расслаивания электролита и вибрации. Это единственный на рынке продукт, с перемешивающими элементами, эксклюзивно разработанными и запатентованными компанией Clarios, ранее известной как Johnson Controls Power Solutions. Технология EFB обеспечивает надежную производительность для любых требовательных применений и идеально подходит для установки в хвосте рамы.
Преимущества:
Между пластиной и сепаратором применяется дополнительный полиэстеровый элемент, представляющий собой сетку. Эта сетка удерживает активную массу внутри пластины и предотвращает ее вымывание. В результате повышается устойчивость к глубокому заряду-разряду и обеспечивается более высокая заряжаемость.
Приклеенный на сепаратор стекловолоконный ворс помогает сохранять правильное положение пластин, что бы ни случилось, в любых условиях.
Система циркуляции электролита предотвращает его расслаивание. Это элемент конструкции, который использует естественное движение автомобиля, чтобы обеспечивать постоянную циркуляцию электролита внутри аккумулятора. Электролит остается гомогенным, что улучшает заряжаемость и обеспечивает более длительный общий срок службы.
Улучшенная технология VARTA® EFB для грузовиков
Появлению на свет батарей EFB способствовали автопроизводители, которые гонясь за экономией топлива и экологией, разработали автомобили с технологией Start-Stop, которая глушит двигатель на светофоре и моментально заводит при нажатии педали газа. Понятно, что от такого издевательства простые батареи выходили из строя не прожив и года, т.к. частые разряды и заряды приводили к оплыванию активной массы с электродов, и батарея теряю свою энергоемкость.
За последние 5 лет технологию EFB применяется практически на каждом третьем производстве батарей в мире. Первой среди импортных аккумуляторов, линейка EFB появилась у Varta в виде серии Start-Stop. Естественно у Bosch сразу появилась один в один такая же Bosch S5 EFB. Вслед за ними потянулись другие поставщики автомобильных источников питания на немецкие конвейеры – Banner с линейкой Running Bull, Moll EFB и другие.
После того, как стало понятно, что эра автомобилей с системой Start-Stop пришла и в Россию, отечественные заводы начали также разрабатывать EFB батареи. Первым такую батарею выпустил завод АКОМ – зеленая как трава батарея Ultimatum, которая стоила не так уж различимо от импортных аналогов. Потом на полках магазинов появились Titan EFB и Tubor EFB аккумуляторного завод с Нижнего Новгорода. За ними потянулись турецкие Mutlu EFB, правда параллельно выдумав свою маркетинговую аббревиатуру SFB для простых кислотных батарей (видимо желая видеть только три буквы в моделях своих батарей). Словенские TAB EFB и так далее.
Но есть одно «но» - ассортиментная линейка EFB батарей ограниченная, ведь мало кто будет покупать батарею на массовые автомобили батарею в два раза превышающую знакомую с давних времен типа 6-СТ.
EFB батарея заряжается аналогично кальциевой необслуживаемой батарее с жидким электролитом. Из нюансов можете столкнутся с тем, что изначально данные батареи изготавливались для конвейера, а них как известно свои причуды, поэтому можно встретить батареи с трудно откручивающимися крышками, которым требуется либо специальный ключ, либо умелые руки.
Совсем недавно среди автомобилистов все чаще стали упоминаться EFB аккумуляторы, о которых многие раньше ничего не слышали и не знали. И это понятно: производить их стали совсем недавно. За границей такая разновидность аккумуляторных батарей начала выпускаться всего несколько лет назад, а недавно и у нас в России государство профинансировало одну из отечественных компаний «Аком» специально для того, чтобы она стала производить АКБ именно этого типа.
Для того, чтобы правильно оценивать, стоит ли покупать такую батарею для автомобиля, нужно развеять популярное заблуждение от том, что EFB аккумуляторы - это то же самое, что и более известные .
Невзирая на то, что по основным техническим характеристикам эти два вида батарей довольно схожи, тем не менее, существуют некритичные, но принципиальные отличия в технологии их производства. Аббревиатура EFB на английском языке звучит как Enhanced Flooded Battery , что в переводе на русский означает «улучшенная батарея с жидким электролитом ».
Итак, особенности и преимущества ЕФБ-аккумуляторов выглядят следующим образом:
Такой подробный обзор должен помочь водителям разобраться в преимуществах батарей нового поколения.
Что касается их отличий от AGM, они принципиальные - с точки зрения технологии их изготовления. У AGM батарей жидкий электролит запечатан в стекловолокно, пластины которого прокладываются между «плюсовыми» и «минусовыми» пластинами аккумулятора. Текучей субстанции внутри нет. В EFB батареях электролит все-таки жидкий, не «запакованный» в стекловолокно. Пакет (или конверт) держит плюсовую пластину и не дает ей рассыпаться.
Стоимость таких аккумуляторов радует: на многих российских автомобилях скоро можно будет увидеть батареи именно российского производства. Обнадеживает то, что российский производитель не игнорирует очередной этап эволюции в изготовлении АКБ, а старается идти в ногу с европейскими и японскими коллегами.
Средняя цена такого аккумулятора составляет 6000-7500 рублей . При этом у него гораздо сильнее пусковые токи и дольше срок службы. К тому же сфера применения этих батарей очень широка и безопасна: их можно использовать даже в солнечных и ветро-энергоустановках, на катерах, в автодомах и электромобилях.
Компания «Аком» занимается производством EFB аккумуляторов начиная с 2014 года. Это удивительно, но в короткое время наши изготовители смогли даже в чем-то превзойти зарубежных коллег, разработав EFB аккумулятор обслуживаемого типа Ultimatum, полностью адаптированный к российским условиям и привычный для многих водителей. Особенно хорошие отзывы о нем оставляют автомобилисты старой закалки, которые еще помнят «старые добрые» обслуживаемые «кислотники».
Аккумулятор Ultimatum был пущен в массовое производство в 2015 году.
Стоит отдельно описать преимущества именно этой батареи, потому что многие спрашивают о том, какими плюсами располагает именно аккумулятор EFB от «Аком»:
При проведении одного из тестирований выяснилось, что этот аккумулятор стойко «держит» высокие показатели емкости в течение полутора месяцев после начала испытаний. При исходной емкости около 100% показатели за полтора месяца уменьшились всего до 91,5%. Нагрузка, даваемая батарее все это время, была равна той, которая является стандартной в течение трех лет. Это означает, что в первые три года эксплуатации Ultimatum теряет не так много емкости, даже в сравнении с импортными аналогами.
Таким образом, становятся ясными сходства, отличия и особенности между аккумуляторами нового поколения. А возможность приобрести качественную батарею российского производства может стать для водителей дополнительным стимулом для того, чтобы EFB-технологии стали известными гораздо большему числу потребителей в нашей стране.