Автомобиль который останавливается перед человеком. Советы водителям на случай экстренных ситуаций во время движения автомобиля

AUTO.TUT.BY совместно с ГАИ Минска попробовали остановить машину перед внезапно выскочившим на проезжую часть «пешеходом» — на скорости, не превышающей разрешенной в городе. В эксперименте не пострадал ни один водитель, пешеход или автомобиль.

Условия эксперимента были максимально приближены к реальным. Вечернее время, нерегулируемый пешеходный переход в одном из спальных районов Минска, видимость ограничена припаркованными вдоль края проезжей части автомобилями.

Помочь нам согласились водитель Александра — блондинка на Ford Mondeo ST 220 с трехлитровым двигателем, а также руководитель Школы экстремального вождения Сергей Овчинников. Не спрашивали согласия лишь у «пешехода» — мягкого манекена из тренировочного арсенала Минского городского управления МЧС. Инспекторы отдела агитации и пропаганды ГАИ Минска нарядили куклу в куртку и заботливо обозначили световозвращающими элементами.

ГАИ Первомайского района, на территории которого мы проводили эксперимент, обозначила свои условия.

Не испугайте ни одного водителя и ни одного пешехода! Не разбейте ни одного автомобиля! Внимательно смотрите, под чьи колеса полетит манекен — у неподготовленного человека сердце может остановиться при виде вылетающего на дорогу тела! — инструктировал экспериментаторов начальник ГАИ Первомайского района Вячеслав Гаврош. — Нет, лучше мы вас все же подстрахуем…

На переходе, около которого выталкивали «пешехода», поставили дружинников: в задачу стопменов входило объяснять интересующимся пенсионерам, «пошто милицыянеры хлопчыка под колеса талкаюць», и предупреждать ступающих на переход, что на проезжей части лежит не человек, а кукла.

За Ford, участвовавшим в эксперименте, в небольшом отдалении двигался экипаж ДПС — чтобы экстренное торможение в попытке избежать наезда на «пешехода» не собрало за Mondeo «паровозика» из гражданских автомобилей.

Рядом с водителем — эксперт в части управления автомобилем Сергей Овчинников. Он будет наблюдать за действиями Александры — вероятности, что блондинка решит во избежание наезда слишком резко вывернуть руль в сторону припаркованных машин или — что еще хуже, — на «встречку», мы не исключали. И заодно попросили Сергея Олеговича оценить профессиональным взглядом действия стандартного автолюбителя — правильно ли он ведет себя в экстремальной ситуации.

Условия эксперимента, по общему мнению, не совсем «чистые»: водитель знает, что в какой-то момент под колеса его автомобиля выпадет «человек». Посмотрим, спасет ли это знание «пешехода»… Сергей Овчинников также обратил внимание на хорошее освещение проезжей части, отличное состояние дорожного покрытия, техническое состояние и комплектацию автомобиля:

На мокрой или обледеневшей дороге, на старой машине без ABS, да еще и с полуисправными тормозами, с «лысой» летней резиной, при условии полной неожиданности выхода «человека» из-за припаркованной машины мы бы, боюсь, получили совсем иные результаты.

Александра ориентирована на вождение, максимально приближенное к спокойному, расслабленному, ежедневному ритму. Момент, в который из-за припаркованного прямо у перехода автомобиля, «выбежит пешеход», ей неизвестен: бросить куклу могут и за 20 метров до движущегося Ford, и за 2.

Сотрудники ГАИ волнуются:

Прямо перед капотом бросать небезопасно — кукла все же тяжеловатая, как бы машину не повредить…

Приступаем. Первый проезд перехода — на скорости 40 км/ч. Манекен выталкивают метров за 10 до машины. Резкое торможение — «пешеход» спасен.

На скорости 50 км/ч с «выскочившим» за 10 метров до машины «пешеходом» водителю удалось затормозить прямо перед куклой.

Мамочкииии… — причитает Александра. — Вроде бы знаешь, что вот он сейчас упадет — и все равно сердце останавливается при виде «человека» на дороге.

На скорости 60 км/ч водитель при экстренном торможении все же задевает бампером вылетевший на дорогу манекен.

Есть контакт, — с сожалением констатируют сотрудники ГАИ.

Делаем вывод: на разрешенной в городе скорости 60 км/ч, на сухой дороге, даже предупрежденный о возможной опасности водитель технически исправной машины с хорошими шинами не может с помощью торможения избежать наезда.

Усложняем задачу — ограничиваем видимость не легковой машиной у перехода, а припаркованным у обочины микроавтобусом. Водитель с экспертом не знают, что манекен изменил место «выхода» — Александра на скорости 50 км/ч движется в направлении пешеходного перехода и ожидает, что кукла привычно выпадет из-за легковушки.

Успела. Затормозила. Признается, что от неожиданности перехватило дыхание:

Ах! Боже! Ничего не понимаешь — что это, кто это, откуда это появилось перед капотом. И педаль тормоза в пол — только бы успеть!

На скорости автомобиля 60 км/ч шансов у внезапно «вышедшего» из-за буса «пешехода» не было.

Это однозначно ДТП, — констатирует Сергей Овчинников. И искренне признается: «Сердце останавливается… Даже для меня стресс невероятный!»

Водитель, по оценке профессионала, сделала «все, что могла».

У нее было три возможности. Первая — тормозить, не изменяя направления движения. Александра, конечно, пробовала, но на таком расстоянии до «пешехода» избежать наезда торможением было уже невозможно. Она предпочла вывернуть руль влево, в сторону «встречки», благо, полоса была свободна. Но даже при этом маневре машина задела «пешехода». Плюс — если бы на встречной полосе в реальных условиях двигался поток, масштабы ДТП бы увеличились. Также водитель могла принять решение вывернуть руль вправо — на припаркованные автомобили. Но в конкретно этих дорожных условиях пешехода бы это не спасло — мы и так задели его правой стороной машины. Такие действия бы только усугубили последствия для пешего участника движения.

Пешеходы-нарушители, которых в профилактических целях привез к месту проведения эксперимента заместитель начальника отдела ГАИ Первомайского района Андрей Шармалайкин, на «игры в куклы» смотреть отказывались. Поразительно, но, искоса наблюдая за возможными последствиями беспечного поведения на дороге, один нетрезвый пешеход все равно доказывал сотрудникам ГАИ:

Ходил и ходить буду! Я свое уже пожил, хай сбивают! Мне что, 100 метров до вашего перехода идти? Вы бы лучше знак поставили там, где мне удобно переходить!

Просили пожалеть водителей, если уж себя не жаль…

А что мне водитель?! Хай сидит, если людей на дороге не видит!

Принять участие в акции предложили и одному из проезжавших мимо водителей. Молодой человек сел на переднее пассажирское сидение Ford и с интересом ждал появления на проезжей части «пешехода».

Так близко и так неожиданно людей на дороге я еще не видел, — признался он, выходя из машины. Пообещал быть еще более внимательным за рулем — на случай, если перед его машиной когда-нибудь выскочит настоящий неадекватный пешеход.

Кстати, в последний тестовый проезд мы по-настоящему поняли, какую реакцию сторонних водителей на эксперимент предрекал начальник ГАИ Первомайского района Вячеслав Гаврош. Нервы, как выяснилось, крепкие не у всех.

Вместе с Ford при виде манекена, вылетающего на дорогу, экстренно затормозила встречная машина. Водитель выскочил из-за руля со словами «Господи, откуда же он взялся!», бросился к капоту Ford — и понял, что на проезжей части кукла. Мужчина выдохнул… и разразился матерной тирадой. Самое приличное из его слов было: «Да что же вы делаете! Да я бы на месте этой девушки вас…»

Нас — не надо. А вот водителям и пешеходам стоит задуматься.

Вы пробовали хотя бы однажды не тормозить, когда ваш автомобиль летит в препятствие? Трезвому человеку такая мысль и в голову не придет. Почему же тогда так много попутных столкновений - как говорится, на ровном месте? Невнимательность! Задумался, загляделся по сторонам, потянулся за телефоном… И по закону подлости именно в этот момент идущая впереди машина вдруг затормозила. Удар, мятый бампер, битые фары - это в лучшем случае.

Чтобы свести подобные аварии к минимуму, автопроизводители несколько лет назад дружно начали разрабатывать превентивные системы безопасности, которые готовы вместо водителя остановить машину - в автоматическом режиме. Поначалу ими стали оснащать дорогие машины, но после того как в прошлом году «автостопом» одарили Ford Focus, стало ясно: технологии пошли в народ! Выходит, настала пора серьезных испытаний.

В России подобных тестов никто не проводил, а потому нет ни методик, ни инструментальной базы. Значит, создадим сами!

К тесту готовились несколько месяцев. Основное время ушло на изготовление испытательной установки. Шлифовали методику испытаний, исписали не одну стопку бумаг, заполняя заявки, командировочные листы, служебные записки. А еще ловили погоду - в середине весны она часто преподносит сюрпризы, осложняющие и замеры, и фотосъемку. Мешал и человеческий фактор. Повинуясь инстинкту самосохранения, руки в последний момент сами поворачивают руль, а ноги жмут тормоз - очень страшно впечататься в препятствие!

Знали бы вы, чего мне стоило побороть вредные для работы рефлексы… После этого синяя корма нашего тестового «булли» мне по ночам снилась. Когда приготовления были завершены, мы собрали на Дмитровском автополигоне девять машин, которые умеют сами тормозить: относительно недорогие Ford Focus и Volkswagen Golf, седаны Volvo S60, Infiniti Q50 и Hyundai Genesis, а еще кроссоверы всех мастей - Opel Insignia Country Tourer, Land Rover Discovery Sport, BMW X4 и Cadillac SRX.

ИЗ МЕТАЛЛА И ПОРОЛОНА

Идея проверки работоспособности электронных ассистентов, позволяющих избегать аварий, возникла у нас не сегодня. Пять лет назад на кроссовере Volvo XC60 мы залепили грязью радары и датчики (ЗР, 2010, № 5) для того, чтобы проверить, будут ли работать электронные системы активной безопасности. Некоторые ассистенты сложили полномочия, но остальные даже в столь сложных условиях (кстати, типичных для России) продолжали добросовестно выполнять свои обязанности. А в прошлом году (ЗР, 2014, № 10) Михаил Кулешов без страха и упрека вышел один на один с хэтчбеком Ford Focus, который двигался вовсе без водителя ! Оснащенный системой автоматического торможения Focus останавливался прямо перед бесстрашным Михаилом. Всё это были лишь попытки подобраться к серьезным испытаниям, которые позволили бы комплексно оценить работу систем автоматического торможения и их роль в активной безопасности.

Очевидно, что автомобили должны реагировать не только на статичный объект, но и на движущийся - надо сымитировать торможение в пробке или замедление в трассовом режиме. А как реализовать эту идею? Бить машину машиной? Дороговато выйдет! Поэтому специалисты техцентра «За рулем» Валерий Жаринов и Геннадий Емелькин взялись за постройку уникальной экспериментальной установки, которая позволяет проводить все виды испытаний. Целый месяц они проектировали, спорили - и строили, подгоняли, перекраивали. В итоге из ворот нашего техцентра они выкатили макет задней части автомобиля, способный передвигаться со скоростью до 80 км/ч. Естественно, не самостоятельно: установку тащит тягач - легковой автомобиль с фаркопом. Установка поставлена на рельсы, которые служат направляющими: по ним при столкновении она уезжает от автомобиля-тарана. Это спасает его передок от повреждений, а водителя - от возможного удара подушкой безопасности. «Будка» мягкотелая. Толстый слой поролона под защитным чехлом принимает на себя первый удар и мягко гасит часть передаваемой при ударе энергии. А поскольку рисунок на чехле весьма напоминает всем известный Volkswagen Transporter, мы прозвали нашу установку «булли».

БЬЕМ БОЛЬНО, НО АККУРАТНО

Каждый автомобиль из нашей могучей девятки проходил цикл испытаний, включающий упражнения в статике и динамике. Точнее, испытуемый всегда в движении, а вот «булли» сначала стоит неподвижно в надежде, что приближающийся к нему автомобиль остановится на безопасной дистанции, а затем движется, настигаемый тестовой машиной. Знакомство мы начинаем с заездов на малой скорости. В зависимости от первых результатов принимаем решение, стоит ли прогонять испытуемого по всей программе или лучше прекратить испытания, пока дров не наломали. «В стоящего» (рис. 1) - остановка перед неподвижным объектом. «Булли» стоит, машина едет. Начальная скорость 15 км/ч - на первый взгляд, пустяковая. Но в случае реальной аварии уже потребуется кузовной ремонт! Затем с каждой попыткой увеличиваем скорость на 5 км/ч. Заезды заканчиваем, когда автомобиль в торможении касается «булли». Из-за нестабильной работы электроники иногда приходилось дублировать попытки, чтобы однозначно установить, когда наступает предел возможностей управляющей электроники. «Дай знак» (рис. 2) - тест системы предупреждения о возможном столкновении. Водитель направляет машину в «булли» на малой (20 км/ч), средней (50 км/ч), высокой (90 км/ч) скоростях - и внимательно следит за подсказками электроники: при первом же предупреждении он нажимает на тормоз и оценивает (субъективно, конечно), своевременно ли электроника подала сигнал. Случалось, что ассистенты предательски молчали и водителю приходилось уворачиваться от «булли» в последнее мгновение, чтобы избежать удара на большой скорости. Не увернешься - разнесешь испытательную установку, повредишь автомобиль да и сам можешь пострадать, поскольку на скорости свыше 50 км/ч при достаточно жестком контакте даже с мягкой и подвижной установкой могут сработать подушки безопасности. «Догонялки» - динамические испытания, когда движется и «булли», и настигающий его автомобиль. Это имитация наиболее распространенных дорожных ситуаций. Например, типичный для города случай - «булли» едет со скоростью 20 км/ч, а машина нагоняет его со скоростью 50 км/ч (рис. 3). Затем играем в догонялки в трассовом темпе: «булли» держит 50 км/ч, а скорость автомобиля - 90 км/ч. «Притормози» - торможение перед хвостом пробки. «Булли» и машина движутся со скоростью 60 км/ч. «Булли» начинает замедляться, и машина настигает его (рис. 4). Задача системы автоматического торможения во всех упражнениях очевидна - не допустить контакта. Объективные оценки, полученные автомобилями по результатам заездов, мы свели в таблицу. Но, как это часто бывает в таких комплексных задачах, сухие баллы априори не могут дать полного представления о том, как показали себя герои нашего теста. На разных машинах - системы разного уровня, иные весьма капризны, а потому без подробного рассказа о каждой из них не обойтись. Делиться своими впечатлениями мы будем не в хронологическом порядке, а, для простоты восприятия, пойдем от менее удачливых участников теста к его лидерам.

НОЛЬ-НОЛЬ

  • Комплектация: 2.2D HSE Luxury
  • Цена тестового автомобиля: 3 516 000 рублей
  • Система экстренного торможения AEB доступна как отдельная опция (12 100 рублей) во всех комплектациях или в составе «Расширенного пакета систем помощи водителю» (49 000 рублей).
Новый Land Rover провалился по всем статьям. Система AEB (Autonomous Emergency Braking) не справилась ни с одним упражнением. Она никак не реагировала на стоящий «булли», не предотвратила наезд и на движущийся. Даже не выдавала никаких предупреждений об опасном сближении с препятствием. По крайней мере, нам не удалось добиться от нее сигналов ни в обязательных упражнениях, ни в произвольной программе. Закралось подозрение, что на автомобиле и вовсе нет системы, предупреждающей аварии. Обнаружила она себя случайно - автомобиль вдруг затормозил в тот момент, когда неспешно нагонял едва ползущую установку. Разница скоростей не превышала 15 км/ч. И только в этом случае за мгновение до экстренного замедления AEB просигналила об опасности. Мы воодушевились и еще раз провели зачетное упражнение «догонялки» на невысокой скорости. Увы, системе такие условия оказались не по зубам - нулевой результат.

ВЫВОД

Система работает в очень узком диапазоне скоростей, причем при минимальной разнице между скоростями машины и препятствия, а потому малоэффективна. При разработке системы следующего поколения производителю есть что улучшать.

ЛУЧШЕ, ЧЕМ НИЧЕГО


  • Комплектация: 1.6 Titanium
  • Цена тестового автомобиля: 1 222 000 рублей
  • Система экстренного торможения Active City Stop и система предупреждения Forward Alert недоступны как отдельные опции и предлагаются только в пакете «Технологии» (15 600 рублей) для машин в комплектации Titanium.
Ford Focus - самый недорогой автомобиль в нашем тесте, и мы не ждали чудес от системы Active City Stop (ACS). И не дождались: автомобиль добросовестно отработал лишь экстренное торможение с низких скоростей перед неподвижным препятствием. Автоматика успела без контакта остановить машину с 25 км/ч, но уже при 30 км/ч ощутимо пнула установку. Очевидно, с ростом скорости не хватает дальнобойности лазерного дальномера, подающего сигнал управляющей электронике о находящемся на пути препятствии, - система не успевает вовремя среагировать. Кроме того, ACS тормозит лишь вполсилы (замедление около 5 м/с²), предоставляя последнее слово водителю. Если тот вовремя среагирует и выжмет педаль в пол, шансов избежать аварии будет больше. Было бы нелишним просигналить хотя бы за мгновение до срабатывания тормозов, но система этому не обучена. Все эти недостатки ярко проявились в динамических испытаниях. После увесистого пинка «Фокуса», нагнавшего медленно ползущую «будку», упражнение с большей разницей скоростей мы решили не проводить и ограничились преследованием замедляющегося объекта. Это был, пожалуй, один из самых драматичных эпизодов испытаний - Focus долбанул установку так, что чуть не вывел ее из строя. К счастью, обошлось.

ВЫВОД

Active City Stop - пример недорогой антиаварийной системы, которая стоит своих денег. Но малый бюджет ограничивает возможности: рассчитывать на ACS можно лишь при движении на низких скоростях - например, в городских пробках.

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ

  • Комплектация: 2.0 CDTi
  • Цена тестового автомобиля: 1 780 000 рублей
  • Систему экстренного торможения предлагают в любой комплектации в пакете «Ассистент водителя 2» (40 000 рублей).
Торможения перед неподвижным объектом повторили сценарий «Форда». На скорости 25 км/ч Insignia успела остановиться, а на 30 км/ч врезалась в установку. Повторные заезды подтвердили: это предельное значение. Но следующие упражнения продемонстрировали превосходство «молнии» над «голубым овалом». Во‑первых, система предупреждает водителя о столкновении, хотя делает это неидеально. На 20 км/ч сигнал пришел поздно и контакта избежать не удалось (функция автоматического торможения была отключена через меню). На 50 км/ч, наоборот, система оповестила об опасности заранее, а торможение было настолько плавным, что даже оставленная на соседнем сиденье куртка не слетела на коврик. На более высокой скорости электронный ассистент решил промолчать - пришлось резко отворачивать, чтобы не разнести установку. Во‑вторых, автоматика пытается помочь при сближении и с движущейся целью. Ей это частично удается - на небольшой скорости она успевала остановить «Инсигнию». На высоких скоростях и при большей разнице скоростей электроника замечала опасность и сообщала об этом водителю, но предотвратить столкновение у нее не получалось. Не из-за близорукости: подводил алгоритм автоматического торможения - недостаточно интенсивного, чтобы предотвратить удар. Судя по всему, автоматика настроена лишь на предупреждение, в том числе и легким притормаживанием, а потому с удовольствием перекладывает ответственность на водителя.

ВЫВОД

Opel умеет больше «Форда», но талантами систем более дорогих машин не обладает.

ПРАВИЛЬНЫМ КУРСОМ

HYUNDAI GENESIS
  • Комплектация: 3.8 V6 GDI Sport
  • Цена тестового автомобиля: 3 319 000 рублей
  • Система экстренного торможения Autonomous Emergency Braking (AEB) входит в оснащение машин в комплектациях Luxury и Sport.
Genesis оснащен полноценной системой автономного экстренного торможения AEB, и при оценке четкости работы систем предупреждения об опасном сближении ей не было равных. Всё срабатывало без сбоев на всех заданных скоростях. Подача звуковых и визуальных сигналов настроена с приличным запасом, чтобы водитель успел принять решение. Кроме того, в случае опасности на ветровое стекло проецируется надпись «Осторожно» - хочешь не хочешь, а заметишь. Но с автоматическим торможением всё оказалось не столь гладко. При торможении со скорости 25 км/ч перед стоящей установкой Genesis слегка боднул ее, а в повторном заезде на той же скорости остановился без касания. Подняли планку до 30 км/ч: первая попытка - зачет, а вторая - удар, причем настолько чувствительный, словно автоматика вовсе не тормозила. Нестабильно останавливался Genesis и нагоняя движущийся «булли». На невысоких скоростях система сработала как надо, вовремя активировав тормоза и на всякий случай подтянув ремень безопасности. А при сближении с «булли» на скорости 90 км/ч стала замедляться поздно и вяло. Бабах! Будь впереди настоящий автомобиль - могли бы сработать подушки. Как объяснили корейцы, на высоких скоростях система AEB не активирует экстренное торможение, а лишь притормаживает автомобиль, чтобы дать водителю возможность объехать препятствие. Странный алгоритм.

ВЫВОД

Система работает, но не лишена недостатков. В первую очередь ей не хватает стабильности.

Фотогалерея

Первый в России тест автомобилей, оснащенных системой автоматического торможения, организовала и провела команда журнала «За рулем». У нас в стране подобных тестов никто не проводил, а потому не было ни методик, ни инструментальной базы. Разработав их, мы испытали на Дмитровском автополигоне сразу девять машин, которые умеют тормозить самостоятельно: относительно недорогие Ford Focus и Volkswagen Golf, седаны Volvo S60, Infiniti Q50 и Hyundai Genesis, а также кроссоверы всех мастей - Opel Insignia Country Tourer, Land Rover Discovery Sport, BMW X4 и Cadillac SRX.

  • поглядеть в зеркало;
  • если вы желаете тормознуть у края проезжей части, включить правый поворот;
  • убрать ногу с педали акселератора. Скорость миниатюризируется;
  • надавить на педаль тормоза правой ногой. Позже немного, а потом более очень;
  • перед самой остановкой авто левой ногой до конца выдавить педаль сцепления. Так разъединится связь меж колесами и движком и движок не остановится. Не делайте очень рано это действие, так как движок помогает торможению;
  • когда автомобиль остановится, ослабить усилие на педаль тормоза;
  • включить стояночный тормоз и выключить движок, если вы тормознули на стоянке или у края проезжей части;
  • рычаг переключения передач перевести в нейтральное положение;
  • убрать ноги с педалей.

Перед остановкой включить низшую передачу
Если большая скорость, а до остановки осталось маленькое расстояние, то можно тормозить движком. Для этого необходимо выдавить сцепление, включить низшую передачу и плавненько отпустить педаль сцепления. Этот метод эффективен на заснеженной либо скользкой дороге (потому что не блокируются колеса), но приводит к большенному износу деталей сцепления. Его употребляют для торможения и прохождения поворотов в сложных дорожных критериях.

Практика
Необходимо наметить впереди либо избрать определенную точку, где вы собираетесь приостановить автомобиль. До намеченного места лучше мало не доехать, чем за ним тормознуть. Вы сможете убрать ногу с педали тормоза и проехать чуть-чуть вперед. Остановка у бордюра тоже просит практики, у него необходимо останавливаться по способности поближе к нему и не задевая бордюра. Обе руки находятся на управляющем колесе.

Остановка в критичной ситуации
Отличному водителю в обыденных критериях фактически не приходится резко тормозить. Все же, появляются различные критичные ситуации, например, когда ребенок перед вашим автомобилем резко переходит дорогу. Потому вы должны знать, как не теряя управления можно стремительно приостановить автомобиль. Такая остановка в критичной ситуации наращивает риск заноса.

Даже при критической остановке не стоит забывать и необходимо следовать правилам плавного торможения, плавненько, но очень жать на педаль тормоза. Избегать удара ногой по педали тормоза. Это приведет к заносу авто либо сзади на вашу машину наедет автомобиль, так как у последующего за вами водителя на принятие верного решения может не оказаться времени. В критичных ситуациях решающее значение имеют стремительная реакция и умение предсказывать ситуацию. Чем ранее вы начнете торможение, тем ранее остановитесь.

Упражняйтесь в последующих действиях:

  • обе руки держите на управляющем колесе, над автомобилем нужен полный контроль;
  • не выжимайте педаль сцепления до полной остановки. Это сделает торможение действенным, так сохраняется устойчивость автомобиля на дороге;
  • не трогайте стояночный тормоз. На большинстве авто он действует на задние колеса и его применение приведет к заносу;
  • Если вы не желаете продолжить движение, то необходимо включить стояночный тормоз и переведите в нейтральное положение рычаг переключения передач. Если сухое дорожное покрытие, то можно резко жать на педаль, если дорожное покрытие рыхловатое и влажное, необходимо избегать сильного торможения. В таких критериях необходимо сбавить скорость и прирастить дистанцию до авто, которое движется впереди.

Техника неопасной езды:

  • опасайтесь появления небезопасных ситуаций;
  • пытайтесь рассчитывать свои деяния;
  • смотрите по сторонам, нет ли где вблизи играющихся малышей;
  • помните о времени, когда завершаются уроки в школе;
  • есть ли впереди пешеходные переходы;
  • при помощи зеркал смотрите за дорожной ситуацией по сторонам и сзади.

Двигайтесь с таковой скоростью, чтоб можно было успеть тормознуть в неопасном месте. Когда видимость ограниченная, следует сбавить скорость. Будьте готовы к тому, что может появиться неожиданная ситуация.

Большинство из водителей , просто могут запаниковать, что в итоге может привести к серьезному ДТП. Многие из автомобилистов считают, чем больше опыт вождения автомобиля, тем больше водитель подготовлен к опасным ситуациям, которые могут возникнуть во время их движения по магистрали. Но статистика говорит об обратном. Многие опытные водители столкнувшись с экстренной ситуацией на дороге, начинают паниковать и в итоге совершать непростительные ошибки, которые в последствии приводят к ДТП. Да, это действительно так, когда в вашей машине непредвиденно пробивается и спускается колесо или на дорогу неожиданно выбегают животные, например, собака, лось, кабан и т.д., а так же пропадают тормоза, у большинства водителей эти явления вызовают сразу панику, которая будет только способствовать увеличению их риска попасть в автоаварию. Поэтому, так считают эксперты, каждый водитель в независимости от опыта вождения, должен быть неплохо подготовлен к любой из этих экстренных ситуаций. Он четко должен понимать, что ему необходимо сделать или делать в тех или иных обстоятельствах.

Есть много страшных и опасных вещей которые могут произойти внезапно, особенно, когда вы находитесь за рулем. Но зная о том, как надо реагировать на экстренные ситуации, вы возможно избежите полностью аварии, либо максимально минимизируете те последствия дорожного происшествия. Вот что вам необходимо делать при самых распространенных ситуациях случающихся на дорогах во время движения автомобиля.

Автомобиль глохнет во время его движения


Если ваш при движении, сразу включите аварийную сигнализацию ("аварийку"), чтобы заранее предупредить позади идущий транспорт о случившейся у вас проблеме с автомобилем. Помните всегда о том, несмотря на то что двигатель автомобиля заглох, он по-прежнему будет продолжать движение и катиться по дороге. Ваша задача в такой ситуации снизить скорость и полностью остановиться на обочине или в крайней правой полосе по ходу движения. Не забывайте, после того, как двигатель в вашей машине заглох, то в ней полностью отключится и гидро или электро-усилитель рулевого управления. Таким образом, несмотря на то, что управление автомобилем полностью не исчезнет рулевое колесо машины будет вращаться очень туго и тяжело. Постарайтесь рассчитать сразу, если ваша машина заглохла на полном ходу, на сколько больше усилий вам понадобится, чтоб управлять в такой ситуации своим автомобилем.

Если вы заглохли на автошоссе где нет обочины, то остановитесь в крайней правой полосе и не выходите из машины. Пристегнитесь ремнем безопасности, включите аварийные сигналы и вызовете автотех- помощь. Внимание! Ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно вести ремонтные работы находясь в крайней правой полосе движения. Это очень опасно и чревато серьезными последствиями.

Неожиданно спустило колесо во время движения машины


Если во время движения ваш автомобиль неожиданно начинает тянуть в сторону, то есть вероятность, что одна из автошин повреждена и давление в этом колесе упало до критического уровня. В этот как-раз момент многие и начинают паниковать. Особенно в том случае, если колесо не просто спустило, а лопнуло или взорвалось. Ни в коем случае не нажимайте резко на педаль тормоза. Вам необходимо изначально сразу убрать свою ногу с педали газа. Далее, надо крепко удерживать рулевое колесо обеими руками и постараться направьть машину в сторону обочины или постараться удержать руль так, чтобы ваша машина продолжала двигаться прямо до того момента, пока у нее постепенно не снизиться скорость для дальнейшего безопасного перестроения машины в правую полосу или для полной ее остановки на обочине. Если вы собираетесь самостоятельно установить запасное колесо, то обязательно убедитесь, что сделать это вы сможете в безопасном месте. Всегда надо помнить, что если выбранное место вашей вынужденной остановки небезопасно, а у вас нет финансовой возможности вызвать дорожную автопомощь, то вам придется продолжить свое движение на спущенном колесе (на медленной скорости).

Да, это конечно же а возможно и повредит диск вашего колеса, но ваша личная безопасность стоит больше всех этих лишних затрат.

Аквапланирование автомобиля (глиссирование)


На мокрой дороге, особенно когда протектор ваших шин сильно изношен, между самой дорогой и резиной образуется тонкая водяная пленка и протектор изношенной резины просто не успевает отводить лишнюю воду. По своей сути, при образовании такой пленки шина не едет по дороге, а как-бы плывет и не отталкивает воду в разные стороны. , то она уже начнет уклоняться от заданного курса движения. В такой ситуации ни в коем случае нельзя нажимать на тормоз и резко дергать рулевое колесо автомобиля, так как это может привести к заносу вашего автомобиля. Вместо всего этого, надо просто убрать ногу с педали газа и крепко держите руль прямо, т.е. параллельно направлению движения, до того момента пока вы не почувствуете, что вам удалось вернуть контроль над своей машиной.

Опасность подстерегающая на обочине (песок, гравий и т.п.)


Многие аварии происходят из-за неправильных действий самих водителей при выезде машины с асфальта на грунтовую обочину края дороги. Многие водители новички при неожиданном и резком съезде на обочину дороги слышат как правило, неприятный шум ударяющегося гравия об днище своего автомобиля. Это может вызвать у данного водителя определенную панику, и в конечном итоге такие водители начинают совершать для всех одну и ту же подобную ошибку, пытаются резко вернуться на дорогу с асфальтовым покрытием. Это часто как-раз и приводит к тому, что машина, от резкого бросания с грунта на асфальтированную дорогу просто улетает в кювет. Помните пожалуйста, и наехали на нее даже не всеми колесами, то ни в коем случае не выворачивайте резко руль, поскольку машина от резкого выворота руля в сторону и находясь в этот момент не всеми колесами на асфальте, может потерять сцепление с дорогой и тут-же потерять управление, что может привести к серьезному ДТП. Поэтому постарайтесь, если вы вдруг выехали на обочину и тут же захотели вернуться на нормальную асфальтированную дорогу, снизить скорость нажав при этом педаль тормоза, не забыв при этом убрать ногу с самой педали газа, а далее, можете плавно и безопасно для себя и остальных уже вернуться в правую полосу автодороги.

Пропали тормоза во время движения! Что делать?


Представьте для себя такую ситуацию. Во время движения как обычно, чтобы снизить скорость или остановиться вы начинаете нажимать на педаль , но она неожиданно уходит в пол и проваливается, машина естественно не замедляется. Это есть признак полного отказа тормозной системы. Ваша задача в такой ситуации не паниковать, а тут-же принять экстренные по остановке своей машины. Для этого необходимо (если ваша машина оснащена механической коробкой передач, переключите коробку на пониженную скорость). Таким образом вы будете осуществлять торможение непосредственно двигателем. Это обязательно должно замедлить машину. Если ваш автомобиль оборудован автоматической коробкой передач, то переключите коробку в нейтральное положение. Так же как и при любой трансмиссии вам необходимо как можно быстрее поднять ручной стояночный тормоз автомобиля (ручник). Если все ваши действия напрасны и бесполезны, то вы должны направить свой автомобиль в то место на дороге, где он получит меньшее из всех повреждений. Например, вместо любого дерева автомобиль лучше направить в забор. Также, ваша задача состоит еще и втом, чтобы направить автомобиль в такое место, где рядом нет ни каких пешеходов или других автотранспортных средств.

Проблема с педалью газа


Если во время движения убрав ногу с педали газа вы замечаете, что , то скорее всего напольный коврик в автомобиле заблокировал сам ход педали газа. Ни в коем случае не пытайтесь на ходу поправить этот коврик и разблокировать педаль газа. Вы только напрасно потеряете время. В данном случае есть только один выход, а именно, поставить коробку передач в нейтральное положение и уж затем нажать на педаль тормоза. Это должно вам помочь. Но если эти действия не помогли, то выключите само зажигание. Если ваш автомобиль оснащен системой запуска двигателя с кнопки (Старт/стоп), то, чтобы выключить зажигание во время движения машины вам придется удерживать эту кнопку несколько секунд.

Обязательно запомните, выключив зажигание машины на ходу ваше рулевое управление станет очень тяжелым, так как в этот момент отключится усилитель руля и тормоза станут жёсткими и тугими, вам понадобятся большие физические усилия для управления автомобилем.

На дорогу неожиданно выбежало животное


Мы все почти любим животных, но люди в любом случае имеют главный приоритет. Представьте себе, что во время движения на автомобиле перед вами неожиданно выбегает животное. Что вы будете делать? Вы будете пытаться резко остановиться? Или попробуйте совершить резкий маневр пытаясь объехать животное? Советуем каждому водителю заранее задуматься над ответами на эти вопросы. Ведь на дороге у вас почти не останется на это времени. Помните, что в каких-то определенных случаях при попытке избежать столкновения с животным вы можете поставить под угрозу свою безопасность, а также безопасность других участников дорожного движения. Мы не можем вам дать точный совет, как в этой ситуации поступить. Ваши действия должны зависеть только от самой ситуации. Но все-же мы попытаемся дать вам один неплохой совет. Понравится он вам или нет, выбирать только вам. Чтобы подобный случай не стал для вас полной неожиданностью, необходимо обращать свое внимание на дорожные знаки, которые и указывают на опасность появления на дороге животных. Помните и не забывайте, что подобные знаки установлены на дороге не просто так, что их кому-то просто захотелось поставить Если есть такое предупреждение, то вы обязаны в этом месте снизить скорость. Также, если вы выехали и движитесь за городом, то будьте то же предельно внимательны, особенно в сельской местности и в ночное время. Обращайте пожалуйста внимание на обочину дороги, где возможно в ночное время при свете фар вы сможете заметить отражение света в глазах бредущего животного. Кроме всего этого, в районах, где наблюдается много диких животных, всегда нужно ожидать, что в любой момент на дорогу может выбежать или лось, или олень, или кабан, а также много других диких животных преобладающих в этом регионе. Поэтому старайтесь в таких местах передвигаться на медленной скорости.

Неожиданно на перекресток выехал автомобиль. Что делать?


Представьте себе типичную ситуацию . Вы въезжаете на перекресток строго по правилам дорожного движения, а прямо перед вами неожиданно выезжает автомобиль. В этом случае вы резко нажимаете педаль тормоза, чтобы избежать столкновения. Но в большинстве случаев времени полностью остановить автомобиль не хватает. В таком случае ваша задача следующая, минимизировать последствия аварии, направить свой автомобиль в заднюю часть выехавшего в нарушение транспортного средства. Таким образом вы сможете смягчить удар (задняя часть любого автомбиля легче, поскольку передняя часть перегружена двигателем, коробкой передач, приводами и рулевым управлением). Таким образом, удар в заднюю часть автомобиля возможно поможет снизить риски и для водителя и для пассажиров выехавшего на перекресток транспортного средства.

Что делать, если вдруг произошло ДТП


Мы не раз на страницах нашего интернет издания публиковали различные советы и рекомендации, как нужно вести себя в случае произошедшего ДТП. Подробнее об этом можно прочитать .

Кратко мы повторим, что вы должны предпринять сразу после аварии. Во-первых, сразу после аварии необходимо выяснить, есть ли пострадавшие в ДТП. Если они есть, вы обязаны оказать первую помощь участникам аварии и немедленно вызвать скорую помощь позвонив по телефону 112. Далее воспользуйтесь нашей инструкцией-алгоритмом действия в случае ДТП.

Автомобиль начал скатываться на парковке


Если, припарковав свой автомобиль вы вышли из автомобиля, но забыли поставить его на ручной стояночный тормоз, а также, но вы не поставили рычаг коробки на передачу, то существует вероятный риск скатывания транспортного средства в ваше отсутствие. Но, если это все произошло при вас и на ваших глазах, то вы должны попытаться остановить автомобиль. К сожалению для этого существует не так много вариантов. Помните, главное- это ваша . Возможно вы попытаетесь остановить автомобиль руками. Это вполне возможно, но если машина начала уже скатываться на медленной скорости и практически только на ровной поверхности. А если транспортное средство при скатывании уже начало набирать скорость, то вы ни в коем случае не должны пытаться как каскадер что-либо здесь предпринимать. Вы рискуете попасть под колеса движущегося автомобиля.

Никогда не стойте перед движущимся автомобилем пытаясь его остановить. Помните, что вы не супермен или бэтман, или автомобиль возьмет испугается вас и объедет. Транспортное средство очень тяжелое и оно легко может вас повредить или покалечить.

Если автомобиль загорелся


Если ваш автомобиль загорелся, то вы должны как можно быстрее остановиться и выйти из машины. Ни в коем случае не открывайте капот и не пытайтесь вернуться обратно в салон, чтобы спасти какие-либо вещи. Ваша задача достать из багажника огнетушитель и как можно быстрее погасить пламя. Если у вас ничего не получается, то не подходите к автомобилю, отойдите на безопасное расстояние и дождитесь пожарников.

Всегда помните, что не стоит рисковать своей жизнью ради безуспешной попытки потушить транспортное средство или спасения каких-то личных вещей или документов. На первый план вы всегда должны ставить свою безопасность и безопасность пассажиров, ну естественно и других участников дорожного движения.