Альтернативная ветка советских эсминцев. Кто на новенького! Военная судьба эскадренного миноносца «Новик

Начало XX века ознаменовалось бурным развитием в Российской империи всех видов оборонной промышленности. Не отставало от общей тенденции и кораблестроение.

Одним из самых примечательных кораблей русского флота стал «Новик». Эсминец обладал выдающимися мореходными и маневренными качествами, которые позволяли использовать судно для самых различных задач.

Предпосылки

Показала всю слабость и уязвимость российского флота. Поскольку денег в казне на модернизацию военных кораблей не оказалось, морское ведомство объявило сбор денег для постройки на добровольные пожертвования новых кораблей. На эти средства планировалось построить несколько кораблей различного класса. Среди них - миноносцы, дредноуты и эсминцы.

Проекты

Перед инженерами были поставлены новые технические задачи по созданию корабля. Эсминцы типа «Новик» должны были соответствовать требованиям нового времени: они должны быть быстрыми, хорошо вооруженными и универсальными. Технические характеристики прототипа должны быть следующими:

  • скорость - достигать 36 узлов;
  • скорость при полной нагрузке - около 33 узлов;
  • блок силовых энергетических установок - турбины Парсона.

Поставленные задачи были достаточно сложными для инженеров того времени. Поэтому заинтересованные стороны объявили о международном конкурсе на проектирование корабля типа «Новик». Эсминец нового поколения заинтересовал отечественных судостроителей.

На рассмотрение комиссии были представлены чертежи верфи Крейтона, а также Невского, Путиловского и Адмиралтейского заводов. После итогового заседания победителем признали проект по которому и был в дальнейшем построен «Новик». Эсминец был разработан группой инженеров под руководством Д.Д. Дубицкого, курировавшего механическую часть судна, и Б.О. Василевского, отвечавшего за судостроение.

Постройка

А в 1907 году в разработку были уже включены суда типа «Новик». Эсминец Нового типа был заложен на Путиловской верфи в 1910 году. В работе активно принимала участие немецкая фирма «Вулкан», которая обязалась спроектировать, изготовить и установить на судно компактную и довольно мощную котлотурбинную установку на эсминец «Новик».

Чертежи судна дорабатывались по мере достройки судна. За ходом строительства эсминца наблюдала команда в составе Н.В. Лесникова, который занимал должность подполковника в Корпусе корабельных инженеров, штабс-капитана Корпуса инженеров и механиков флота Главным инженером проекта был К.А. Теннисон.

Появление корабля

В октябре 1913 года впервые покинула родные доки гордость русского флота - эсминец «Новик». Фото встречи петербуржцев, прогуливающихся по невской набережной и встречающих красавец-корабль, к счастью, сохранилось. Газеты того времени отмечали, что много горожан пришли полюбоваться новым эсминцем. Ведь этот корабль был выстроен согласно принципиально новой технологии.

Судно, оснащенное большим количеством торпедных труб, скорострельной 102-миллиметровой палубной артиллерией с устройством для установки минных заграждений стало протопопом отечественного торпедно-артиллерийского военного корабля универсального назначения. Кроме этого, «Новик», эсминец, был оснащен системами залпового бортового огня - одновременный залп из восьми орудий делал его единственным кораблем в своем классе.

Еще одним уникальным качеством стала его скорость - долгое время (до 1917 года) он был единственным судном, которое могло развивать и поддерживать скорость более 37 узлов.

Первая мировая

Когда Российская империя вступила во Вторую мировую войну, «Новик» был зачислен в отряд крейсеров Балтийского флота. В свой первый бой он вышел 1 сентября 1914 года. В боевых действиях корабль часто вел самостоятельный бой, опираясь на собственную мощность и быстроходность. Так, летом 1915 года в прорвалось два немецких эсминца, которым было поручено обнаружить и потопить российский корабль.

Команда «Новика» смогла поочередно атаковать их оба, нанося им серьезные повреждения артеллерийским огнем. И подобных успешных военных подвигов в биографии этого корабля было немало.

Последние годы

В период Октябрьской революции легендарный «Новик» находился на консервации. Лишь после окончания Гражданской войны, в 1925 году, он прошел частичный ремонт и модернизацию. Корабль переименовали. Теперь легендарный эсминец носил имя одного из вождей революции - «Яков Свердлов».

По истечении пятнадцати лет судно было прислано к Балтийскому флоту и использовалось в учебных целях. В июне 1941 года, когда разгорелись военные действия по всему восточному фронту, было принято решение эвакуировать флотские корабли. В отряде сопровождения был и «Новик». Эсминец, который так долго охранял другие корабли от сам подорвался на мине. Так закончился путь легенды.

К началу 1930-х годов война будущего виделась военным теоретикам высокотехничном, в сочетании с массированным использованием "средств массового поражения". Почти единственным оружием, подходящим под это определение – в 1930-х годы XX века являлись отравляющие вещества… Соответственно особое внимание уделялось и средствам защиты от них – технологиям проведения дегазации, герметизации кораблей и средствам личной защиты – противогазам.

Так, в ходе летней кампании 1929 года на эсминце "Калинин" и линейном корабле "Парижская коммуна" проводились испытания морских противогазов повой конструкции. Для этого выделили 1521 противогаз четырех основных типов. Из них 153 противогаза трех типов было направлено на "Калинин". Судя по описанию, данному в приказе РИС морских сил Нал гнпского моря (ЗК) основную массу их составляли модели "с коробкой за спиной", т.е. ранцевого типа и в меньшем степени "с коробком на голове". Небольшие партии имели отличия в системе клапанов и ряде других деталей. В течение девяти недель проводился комплекс испытаний. Они включали в себя три этапа:

1. Испытания на полном ходу корабля с проведением боевой тревоги.

2. На якоре, с имитацией отравляющих веществ (В качестве их имитатора уже тогда использовался столь хорошо знакомый многим поколениям "служивых людей" хлорпикрин).

3. В ходе учебно-боевых (практических стрельб).

Тем же летом в ходе "незначительных изменении", из которых и состоит почти вся активная жизнь каждого корабля на "Ленине", установили дымовую аппаратуру (Комплект № 2). В эту же кампанию приказом по бригаде эсминцев № 11\462 от 28 мая 1929 г. было "официально признано" появление легендарного советского промысла: фарцовки и всех связанных с ней "валютно-спекулятивных" проявлений. В нем говорилось об отдельных "несознательных моряках", покупающих при заходах в иностранные порты различные товары для контрабандного ввоза в СССР и перепродажи "на базах", а также о ведении ими "незаконных валютных операций".


Вверху и справа: на эсминце "Урицкий" во время учений в море





На эсминце "Урицкий" во время учений (вверху) "Сталин" на параде. 1927 г.


На зимний период 1929-1930 годов бригаду эскадренных миноносцев Балтийского флота составляли: флагман – крейсер "Профинтерн".

1 -й дивизион эсминцев: "Яков Свердлов" (красная марка на трубах), "Рыков", "Ленин", "Войков".

2-й дивизион эсминцев: "Карл Маркс" (синяя марка). "Сталин", "Володарский", "Карл Либкнехт".

3-й дивизион эсминцев: "Калинин" (желтая марка), "Артем", "Энгельс", "Урицкий". (38)

Корабли по-прежнему несли в качестве минного оружия торпедные аппараты Путиловского завода образца 1913 года, калибром 452,5 миллиметра, часто называемых в литературе 450-миллиметровыми.

Но в процессе службы и на учениях мелкие "чрезвычайные происшествия" следовали одно за другим: 18 декабря 1931 года, в 17 ч 00 мин на "Урицкий" завозят паклю. Дежурный машинист, обязанный немедленно убрать её с палубы, не сделал этого. И хотя "последствий" этого нарушения судового порядка "удалось избежать", они легко могли последовать. Так, 25 декабря 1931 года на корабле произошел небольшой пожар по причине короткого замыкания в лампе-переноске. Следующий пожар на "Урицком" произошел 7 марта 1932 года. В очередной раз была нарушена дисциплина и корабельное расписание: от курения в неположенном месте произошло возгорание керосина. И хотя возгорание не принесло серьёзных повреждений, оно все же говорило о многом…

Но дело не ограничивалось дисциплиной. Когда полторы недели спустя. 18 марта, была проведена учебная гарнизонная воздушная тревога "Урицкий" не смог, в соответствии с нормативом времени, приготовиться к ведению зенитного огня. Впрочем во всем дивизионе с этим справились только "Войков", "Карл Маркс" и "Карл Либкнехт". Более того на "Урнцком" было обнаружено "отсутствие хозяина" одного из зенитных орудий (так по тексту документа).

Все это, в сочетании со случаями дезертирства, многочисленными "самоволками", пьянством и дебошами. общей разболтанностью экипажа, вынудило руководство поставить 4 апреля 1932 года вопрос о лишении корабля звания "ударного".

Проверка боевой готовности по соединению, проведенная 30 мая 1932 года, выявила массу мелких недочетов и нарушений. На эсминце "Карл Маркс" точность судовых часов колебалась до 1 -2 минут, на 1-м и 3-м торпедных аппаратах была обнаружена ржавчина. "…Лишь один рулевой старшина умеет определять силу ветра… Нет описи секретных документов в радиорубке", – так говорилось в отчете о смотре.

Для всего соединения была отмечена "недостаточная борьба" с клопами и тараканами, особенно на эсминце "Карл Либкнехт". Все ещё отмечались "единичные заносные случаи вшивости на кораблях".

На эсминце "Володарский" особо была отмечена низкая дисциплина по кораблю. При входе на палубу членов Революционного военного совета "никто не встал, и все лежали вповалку". Не был найден корабельный навигационный журнал. Сам же временно исполняющий обязанности штурмана корабля 23-х летний комсомолец Г.И. Аболишвили позволил себе "дерзко и грубо" говорить с командиром минной дивизии.

Как "возмутительный случай" приказом по соединению от 27 октября 1932 года отмечено происшествие на эсминце "Свердлов", когда "…старшин лекарский помощник Ильин, при взятии пробы борща на ужин обнаружил его приготовленным в медном котле, доставленным только что на корабль и не вычищенном после лужения совершенно." Пища, приготовленная на 150 человек была признана негодной и была отправлена на "прокорм рыбам".

25 декабря 1932 года приказ по соединению № 554 в очередной раз отметил расхлябанность и халатность теперь уже ВРИО командира эскадренного миноносца "Ленин" Георгия Иосифовича Аболишвили: Приказ № 72 от 25 декабря 1932 г. командира бригады эсминцев Морских Сил Балтийского моря "О наложении дисциплинарного взыскания на командиров РККФ Аболишвили и Кувшинова".


Эсминцы "Войков" и "Володарский" в доке после столкновения. Кронштадт. 1929 г




"Несмотря на приказы Наркомвоенмора №№ 090. 040,050, рисующих наличие фактов недисциплинированности и разболтанности среди личного состава Морских Сил и со всей категоричностью, требующих для изжития этого, в первую очередь, безукоризненной и примерной дисциплины начальствующего состава, за последнее время в бригаде эсминцев начали повторяться случаи расхлябанности и недисциплинированности начальствующего состава, выражающиеся в самовольном увольнении на берег, в нарушении приказов командования.

Временно исполняющий обязанности командира эсминца "Ленин" Аболишвили самовольно уволился в Ленинград 11 декабря ceго года, за что было наложено командиром бригады дисциплинарное взыскание в виде 7 суток ареста. 23 декабря член РВС МСБМ и начальник ПУбалта приказал командира Аболишвили не увольнять в Ленинград вплоть до распоряжения. Приказание члена РВС МСБМ было лично передано командиру Аболишвили помощником по политической части эсминца "Ленин".

Невзирая на это, командир Аболишвили 23 декабря явился к командиру 1-го дивизиона и попросил у него увольнение в Ленинград, скрыв от него вышеуказанное приказание члена РВС МСБМ.

Расхлябанность и недисциплинированность командира Аболишвили, коему доверено временное командование эсминцем, отражается и на всем личном составе эсминца "Ленин". Так, при проверке наличия начальствующего состава на указанном эсминце 24 декабря сего года выяснилось, что оставленный за командира эсминца, исполняющий должность командира минно-торпедного сектора Кувшинов ушел на берег, оставив за себя стажера, политработника Пугачева, лицо совершенно не компетентное в командовании эсминцем и не входящее в кадры личного состава. Кроме товарища Пугачева, на корабле никого из начальствующего состава не было. Всё это говорит о том, что в данное время служба на эсминце "Ленин" не налажена, а начальствующий состав недисциплинирован и расхлябан. Факты, аналогичные указанным, имеют место не только на эсминце "Ленин", но и на других кораблях бригады, что уже отмечено в моих предыдущих приказах. Повторность вышеупомянутых поступков начсостава, отрицательно влияющих на всю службу эсминца, говорит также и о малом влиянии со стороны командиров дивизионов к вопросам войскового воспитания подчиненного им начсостава.




Эсминц "Троцкий" и его экипаж (два фото вверху) Моряки с эсминца "Энгельс"


Приказываю: За неоправдание доверия, обман командира 1-го дивизиона эсминцев и неисполнение приказа командира МСБМ командира Аболишвили от временного исполнения обязанностей отстранить и арестовать на 20 суток с содержанием на гарнизонной гауптвахте.

За передачу обязанностей командира лицу не компетентному и не входящему в кадр личного состава эсминца "Ленин", исполняющему должность командира минно-торпедного сектора Кувшинникова арестовать на 7 суток. Командирам ещё раз напоминаю, о необходимости более серьёзной работы с подчиненным начсоставом по воспитанию его в духе сознательной ответственности за порученную работу, вырабатывая из них падежных руководителей по созданию на корабле железной, революционной воинской дисциплины II боевой службы.

Весь личный состав бригады предупреждаю, что впредь все малейшие случаи расхлябанности, недисциплинированности и нерадивости по отношению к службе будут караться самыми суровыми мерами взыскания, вплоть до предания суду.

Прошу зачесть всему личному составу.

ВРИО командира бригады эсминцев Заболотский. Военный комиссар и начальник политотдела бригады эсминцев Горб ". Поочередно "новики" уходили в капитальный ремонт. Для "Рыкова" он продолжался с 23 декабря 1935 года по 22 октября 1938 года.

Тридцать седьмой год тенью нависал над страной. Вчерашние "друзья народа" в одну только ночь – становились "врагами народа". 30 февраля 1937 года находящийся в капитальном ремонте эсминец "Рыков" срочно переименовывается в "Валериан Куйбышев". Как и в 1929 году, командование ВМФ решило подстраховаться, выбрав имя очередного, скончавшегося в 1935 году, советского партийного деятеля. Мертвые герои всегда и со всем согласны. Они не изменят и не предадут… Но кто мог тогда угадать, что через год его брат, Николай Куйбышев тоже окажется "врагом народа"!



Эсминцы "Гавриил" в апреле 1918 г (фото вверху) и "Карл Маркс" в середине 1930-х гг


К концу же 1930-х годов относятся и последние крупные работы по модернизации, проводившиеся на "новиках".

К началу 1938 года был подготовлен проект модернизации балтийского "новика" "Яков Свердлов". Первым из требований проекта стало обеспечение большей остойчивости. Предполагалось усиление противоздушной обороны установкой на кормовом мостике 37-мм зенитного орудия типа 70-К и четырех попарно расположенных 12.7-мм пулеметов ДШК. Планировался комплекс работ но размещению предназначенного для них боезапаса (900 37-мм и 4 000 патронов крупнокалиберных пулеметов).

Параваппые устройства, установки бомбосбрасывателей глубинных бомб планировалось -заменить на аналоги установленных на лидерах типа "Ленинград". Для размещения 15 глубинных бомб планировалось переоборудование и увеличение емкости минных погребов. На палубе же предполагалось сделать всё необходимое для размещения 60 мни заграждения образца 1912 года. Это было достигнуто сокращением вооружения – в кормовой части при модернизации снимали по одному 102-мм орудию и торпедному аппарату.

Переделки систем связи, по образцу ранее проведенных на эсминце "Сталин", поста энергетики (БЧ-5) по образцу эсминца "Карл Маркс". Предполагалась полная замена всех корабельных компасов. Планировались к установке "систерны" (это дореволюционное написание всё еще сохранялось в документации!) для жидких дегазаторов.

В рамках защиты от средств массового поражения произвели герметизацию 1-й и 2-й палуб, а так же кают-компании. В каждое котельное отделение вывели пожарный рожок. Мостик и надстройку сделали аналогичными по тину эсминца "Сталин". Создали дополнительные жилые площади, для лазарета, двух двухместных кают для старшин и ленинского уголка.(37)

Эсминец
"Войсковой"
(с 15 июня 1920 по август 1920 года – "Фридрих Энгельс",с 25 марта 1923 года – "Маркин")

Длина - 73,18 м
Ширина - 7,2 м
Осадка - 3,35 м
Водоизмещение - стандартное - 730 т
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины тройного расширения - 6200 инд.л.с.(сумм. контр.) - 7010 л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла системы Normand (1340 м2, 16 кг/см2) в 2-х котельных отделениях фирмы "Vulcan" ; 2 паровых динамо-машины по 16 кВт.
Скорость хода - максимальная - 26,95 узла, экономическая - 9 узлов
Запас топлива, уголь - нормальный - 80 т, усиленный - 100 т
Дальность плавания - 206 миль при 25 узлах; - 600 миль при скорости от 9 до 12 узлов
Вооружение - на 1912 год: 2 - 102мм/60 ; 1 - 37мм салютн. ; 4 - 7,62мм пулемета; с 1916: 2 - 102мм/60 ; 1 - 40мм зенитка; 1 - 37мм салютн. ; 2 - 7,62мм пулемета; 2х1 торпедных аппарата 457мм; 2 прожектора по 60 см.
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт, дальность - 75 миль
Экипаж - 5 офицеров / 3 кондуктора / 74 нижних чина

24 сентября 1904 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в 1904 году заложен на судоверфи завода "Ланге и сын" в Риге, спущен на воду 26 ноября 1904 года, вступил в строй в июне 1905 года. В кампании с 1905 по 1908 гг. входил в состав Практического отряда обороны побережья Балтийского моря. До 10 октября 1907 года классифицировался как минный крейсер. С 1909 года – в составе 1-ой минной дивизии. Прошел капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 гг. на заводе акционерного общества "Крейтон и Ко" с заменой водогрейных трубок в котлах и громоздких вентиляционных дефлекторов котельных отделений на "грибовидные". Кроме того, грот-мачту перенесли к кормовому мостику. В 1917 году прошел ремонт корпуса, главных и вспомогательных механизмов с перевооружением на заводе акционерного общества "Крейтон и Ко". В период первой мировой войны входил в состав 6-го дивизиона минной дивизии. Участвовал в набеговых операциях на коммуникации и дозоры противника, обороне Курляндского побережья и Рижского залива, минных постановках в юго-восточной и центральной частях Балтийского моря. Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота. С 8 по 21 августа 1915 года участвовал в Ирбенской и с 12 по 19 октября 1917 года в Моонзундской операциях. Принимал участие в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 10 по 18 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. 24 октября 1919 года убыл по Мариинской водной системе из Петрограда в Астрахань и 7 мая 1920 года вошел в состав Волжско-каспийской военной флотилии. С 5 июля 1920 года входил в состав Морских сил Каспийского моря и с 27 июня 1931 года – Каспийской военной флотилии. В декабре 1920 года участвовал в боях с контрреволюционерами и бандитами в районе Ленкорани. В июне 1922 года и июне 1928 года нанес визиты в Энзели (Пехлеви, Персия). Прошел капитальный ремонт в 1922-1923 гг. и с 17 февраля 1929 года по 1 июня 1931 года (модернизация). 23 августа 1926 года переклассифицирован в канонерскую лодку. В годы Великой Отечественной войны обеспечивал воинские и народнохозяйственные перевозки на Каспии (с августа 1942 года по февраль 1943 года). 18 июля 1949 года исключен из состава ВМФ с передачей организации ДОСФЛОТ города Сталинграда для использования в качестве учебного судна, а 28 июня 1958 года исключен из списков судов ДОССАФ с передачей "Главвторчермету" для разборки на металл.

В истории любой морской державы немало славных страниц. Каждый корабль имеет свою судьбу. Порой в судьбе корабля отражается целая историческая эпоха боль, радость, героизм, поражение и победа целого народа. Но не могут писать мемуары, они просто служат своей державе от рождения и до смерти.

В этой статье пойдет рассказ о корабле , который можно назвать великим. Его величие не в размерах, а в совершенстве воплощенной в нем инженерной мысли определивший путь развития целого класса военных кораблей на долгие годы в России и за ее пределами.

После Крымской войны Российская Империя начала заново создавать свой флот. В 1862 году на учениях Балтийского флота было испытано новое оружие - минный таран. После испытаний адмирал Бутаков доложил главному морскому руководству, что идея миноносных судов предполагает возможность иметь самое сильное оружие из всех придуманных на тот период. Сторонником минного оружия был Степан Осипович Макаров. В 1876 году адмирал Макаров предложил смелую идею оборудовать пароход «Великий Князь Константин » несколькими паровыми катерами с шестовыми минами. Эти катера могли атаковать корабли противника на месте их якорных стоянок. Как следует из самого названия шестовые мины - это мины, прикрепляемые к шестам и затем подводимые к неприятельским кораблям. Это было опасное дело, но русским морякам всегда хватало храбрости. Несмотря на долгие колебания начальства, минная флотилия Макарова была создана и успешно проявила себя в русско-турецкой войне, начавшейся в 1877 году.

Минная война была малой войной на море. Нападали незаметно, ночью и туман. Моряки сражались бесстрашно. На первый взгляд военные суда Турции были сильнее маленьких минных катеров Российского императорского флота, тем не менее были выведены из строя два турецких броненосца, потоплено несколько торговых пароходов и сторожевой корабль. И все же настоящим оружием будущего стала торпеда, впервые примененная Макаровым в войне с турками.

Торпеду или как ее тогда называли «самодвижущуюся мину» создал в 1865 году русский изобретатель И.Ф. Александровский. Но морское ведомство предпочло закупить патент у англичан, проявив недальновидность. Ведь Англия была давним врагом России. В 1877 году в виде опытового был построен первый в мире миноносец «Взрыв ». Быстроходный миноносец «Бату » стал следующим шагом. Русский пример оказался заразительным. Миноносцы стали строить все крупные морские державы. Появились военные теории согласно котором именно миноносцы способны решить исход не только боя, но даже войны. И все же миноносцы оставались несовершенными. Это выявила русско-японская война. Ее опыт показал ограниченность применения миноносцев в дневное время. Недостаточная скорость, слабое вооружение, низкая мореходность по сравнению с более крупными кораблями делали миноносцы уязвимыми и соответственно ограничивали применение торпед.

Перед кораблестроителями было два пути устранения этих недостатков. Первый путь совершенствовать недавно появившиеся обладавшие таким ценным качеством как скрытность, второй путь создать универсальный корабль с мощным вооружением, высокой скоростью и хорошими мореходным качествами.

Русско-японская война изменила взгляды не только на миноносцы , трагедия поражения привела к осознанию острой необходимости усиления военной мощи России.

В 1905 году был образован особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования. Председателем стал Великий князь Александр Михайлович. В комитет входили многие ученые и морские офицеры. Патриотический порыв людей из самых разных социальных слоев вылился в мощный поток пожертвований. Были собраны миллионные средства. С 1905 по 1907 год на народные деньги было построено двадцать два военных корабля. Началось возрождение военно-морского флота России.

В 1907 году комитет принял решение о постройке турбоходного миноносца. 19 июля 1910 года на стапелях Путиловского завода состоялась торжественная закладка эскадренного миноносцы нового поколения, который получит имя «Новик » и станет легендой русского кораблестроения. На церемонии закладки корабля присутствовал сам Император Российской Империи Николай II.

Это событие совпало с новым витком мировой гонки военно-морских вооружений. В России этот удивительный корабль стал первым в серии эскадренных миноносцев нового типа, о которых так и говорили «Новики », но был последним, так как постройка велась на добровольные пожертвования.

19 июля 1910 года боевой корабль был заложен, а к концу года уже завершилось формирование корпуса, изготовление котлов и турбин. Разработали и спроектировали эти эсминцы замечательные русские корабелы во главе с Алексеем Николаевичем Крыловым. Имя «Новик » предложил командующий Балтийским флотом вице-адмирал Эссон в память о героически погибшем в русско-японской войне крейсере «Новик ». Николай II утвердил название.

Через год после закладки состоялся спуск эсминца «Новик » на воду. По высочайшему соизволению без церемоний, так как рядом на верфи спускался «Полтава ». Эскадренный миноносе ц «Новик » обладал замечательными качествами. На ходовых испытаниях корабль развил скорость свыше 37 узлов. Это был мировой рекорд.

При относительно большой длине корпуса военный корабль обладал высокой прочностью. Его не ломало на самой крутой волне. Российская Империя в очередной раз показала всему миру свой уникальный и инженерный талант.

эскадренный миноносец «Новик»

не торжественный спуск на воду

турбина

визит на эсминец «Новик» Российского Императора Николая II

в шхерах Финляндии

1 августа 1914 года Россия вступила в первую мировую войну. По плану морского генерального штаба на Балтийский флот возлагалась задача не допустить прорыва германского флота в Финский залив. В случае прорыва немцев предполагалось дать бой кораблями флота в самой узкой части Финского залива. В это время началась боевая биография эсминца «Новик ».

В составе первого дивизиона эсминцев минной дивизии Балтийского флота эскадренный миноносец «Новик » совершал дерзкие рейды на вражеские коммуникации для постановки минных заграждений, вступал в опасные поединки с кораблями противника, нес конвойную и разведывательную службу. На минах выставленных дивизионом русских эсминцев подорвались германский броненосец «Карл Фридрих », крейсер «Бремен » и несколько других кораблей.

Центральным пунктом морской войны на Балтике была борьба за Моонзундский архипелаг. В неравной борьбе сошлись главные силы германского флота и соединения русских кораблей. «Новик » и его братья миноносцы входили в состав этого соединения.

Любой корабль неотделим от своего командира и команды. На русском флоте служили замечательные моряки. В 1915 году командиром эскадренного миноносца «Новик » стал Михаил Андреевич Бернс. Один из лучших командиров первой мировой войны. Именно с ним связанны самые яркие страницы в боевой биографии корабля.

В августе 1915 года эсминец «Новик » встретился в решительном бою с двумя новейшими германскими миноносцами «Фау-99 » и «Фау-100 ». Рассчитывая на легкую добычу, вражеские эсминцы атаковали «Новик ». Русский боевой корабль первый открыл огонь. После третьего залпа головной миноносец «Фау-99 » получил серьезные повреждения и вышел из боя. Сосредоточив огонь на втором эсминце, «Новик» одержал победу и над ним. Горящий корабль был вынужден отойти. Продолжая вести огонь по флагману, миноносец «Новик » загнал его на русское минное поле, где тот подорвался кормой и затонул. На русском корабле потерь не было, а ранено только два матроса. Весь бой длился 17 минут. Русские моряки продемонстрировали высокое боевое мастерство, но это была не просто военная победа, это была победа русской инженерной мысли, доказавшая наглядно, что один миноносец «Новик » стоит двух немецких кораблей и превосходит их по скорости и по мощи вооружения.

Всю войну русский военно-морской флот сражался достойно. Причем почти всегда с превосходящими силами противника. В последнем решающем Моонзуднском сражении немцы обладали десятикратным превосходством, но так и не смогли выиграть бой.

Эсминец «Новик » прошел всю первую мировую войну. Лишь в 1917 году измотанный морскими сражениями корабль убыл в финскую столицу Гельсингфорс для ремонта. Там его и застала революция.

Революционные события обернулись не только общенациональной трагедией братоубийства, они стали катастрофой для флота. Так случилось что флот стал разменной монетой в политической игре того времени. За эту игру он заплатил своей гибелью. 18 июня 1918 года в Новороссийске по приказу Ленина были затоплены почти все корабли Черноморского флота. Один из семи эсминцев класса «Новик » миноносец «Керчь » своими торпедами потопил «Свободная Россия » и несколько других кораблей, а затем экипаж открыл кингстоны и затопил . Свершилось то, чего враг не мог добиться на протяжении всей войны.

Миноносец «Новик » не участвовал в гражданской войне. До 1925 года эсминец находился в порту в охранении. В 1926 году корабль был перевооружен и получил новое название «Яков Свердлов ». С этим именем он вошел в состав учебного отряда Краснознаменного Балтийского флота. Впрочем, настоящим именем эскадренного миноносца все равно осталось имя «Новик ». Оно также не отменимо как родословная человека и отечества, как слава, добытая в боях.

«Новики » оказались кораблями долгожителями. Некоторые из них дожили до середины 50-х годов. Они успешно несли службу не только на Балтийском, но и на Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах.

иллюстрации эскадренного миноносца «Новик»

военные корабли и к вечеру того же дня они покинули Таллиннский рейд. Это был тяжелейший переход. Более 200 боевых кораблей и транспортов должны были пройти узким Финским заливом около 160 миль, из которых 64 мили было заминировано, а 26 миль по обоим берегам были заняты врагом. Не хватало тральщиков, прикрытия с воздуха не было. Миноносец «Новик » и его соратники эсминцы обеспечивали охрану крейсера и транспортов. Пришлось тяжело - на пути было огромное количество мин. Тральщики и «морские охотники» не успевали расстреливать мины, всплывшие после траления. Воздух кипел от немецких самолетов. Но корабли мужественно продолжали свой путь.

«Новик » шел в охранении крейсера «Киров ». Это был последний поход эсминца . 28 августа в 20:36 на миноносце «Новик » прогремел взрыв. Напоровшись на мину, военный корабль переломился пополам и за 5 минут ушел под воду. Лишь небольшая часть команды уцелела. Так закончил свою славную боевую жизнь легендарный эскадренный миноносец